Зелёная басня

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Зеленая басня»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Надо беречь природу, вот главная мысль этого произведения. Часто показан конфликт человека и природы.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Green Aesop. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Кто бы вывел и нас из дремучей людской глухоты, Подарил бы и нам просветляющий слух Мелампода,[1] Чтобы было нам слышно, как увядают цветы И желтеет трава от чадящего дыма заводов, Чтобы жгли, как укусы, и нас голоса муравьев, Когда сносят бульдозеры их пирамиды, Чтобы поняли мы, открыватели новых миров, Нашей матери Гее какую чиним мы обиду!

»
— Александр Немировский
Леса — лёгкие планеты

Уважаемый читатель наверняка хочет есть полезную еду и дышать свежим воздухом, а не видеть то, что он вдыхает. Эта басня говорит нам, что для этого надо беречь нашу природу. В зависимости от таланта она делает это навязчиво или ненавязчиво. Наиболее характерно для произведений, где есть конфликт человека и природы, а также для произведений писателей-натуралистов. Но если кто-то слишком этим увлекается, то из него может получиться экотеррорист.

Нередко приписывает природе разум и возможность покарать обидчиков, в том числе и посредством сил, концептуально от природы довольно далёких. Часто сопутствующий зелёным басням троп: Плохие люди, Безразличие природы. См. также Скорбь по сорванным цветам.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Бернард Гржимек, Эрнест Сетон-Томпсон, Оливер Кервуд, Виталий Бианки, Евгений Чарушин, Михаил Пришвин, Вера Чаплина, Джеральд Даррелл, Джой Адамсон, Ялмар Тесен и все остальные писатели-натуралисты в ненавязчивой форме советуют нам беречь природу.

Русскоязычная[править]

  • Александр Беляев, «Звезда КЭЦ» — на сегодняшний день инверсия. О, с каким сладострастием описано уничтожение противных ненужных джунглей, на месте которых можно посеять пшеницу!
  • С. Михалков, «Будь человеком». Стихотворение — обращение автора к персонажу, разрушившему и сжёгшему муравейник.
  • А. Волков, «Жёлтый туман» — Колдунья Арахна насылает Жёлтый туман, но произведение вообще-то об экологической катастрофе. Волшебная страна продержалась несколько месяцев, прежде чем звать на помощь.
  • Н. Надеждина, «Как Витя с лесом поссорился» — лес был глубоко обижен и возмущён поведением школьника Вити, который подстрелил синицу, и ушёл. В самом прямом смысле. Заодно в родном Витином посёлке исчезло всё, что сделано из лесных материалов.
    • Похож сюжет сказки Е. Пермяка «Дикая яблонька».
  • Кир Булычёв, цикл про Алису:
    • «Каникулы на Пенелопе». Планета Пенелопа — райский мир с идеально чистой и прекрасной окружающей средой, но психованной разумной природой. Вообще этот разум очень дружелюбен к гостям и всячески старается обеспечить им максимально комфортную среду. Но когда один из пиратов начал браконьерствовать, планета ударила по довольно далеко расположенному городу землетрясением, хотя тот пират там никогда не был. Героям стоило больших трудов объяснить ей, что если подобным образом ведёт себя один отщепенец, то это не значит, что все остальные люди такие же. Когда планета поняла это, пришлось извиняться.
    • «Алиса на живой планете» — Пенелопа скромно курит в сторонке, да ещё и с вывихом мозга в придачу.
  • Эдуард Успенский, «Подводные береты» (и мультэкранизация) — одна глава: история о том, как действительно гнусный американский капиталист хотел сбросить в океан ядерно-токсичные отходы, как он уже привык делать, а разумные дельфины и кашалоты этому противились.
  • Андрей Столяров, «Право на защиту» — если кто-то в лесу рвёт цветы, ломает ветки и ест ягоды, то растения становятся ядовитыми и травят «вандала». О том, что цветы/ягоды всё равно завянут/упадут, а ветки иногда обламывать даже полезно для деревьев и кустов…
    • Кроме того, ядами растения защищаются не от вандалов, появившихся по меркам эволюционного процесса очень недавно, а от травоядных животных в диапазоне от гусениц до коров.
  • Сергей Другаль, «Язычники» — на примере вымышленной страны Джанатии, отказывающейся от соблюдения экологических норм, показано, что бывает в этом случае. Воздух настолько загрязнен, что невозможно дышать без специальных фильтров, все продукты питания — исключительно искусственные, а живых животных можно встретить лишь в музее. Неоязычники — единственные, кто борется за возрождение природы, не противопоставляя ее человечеству.
  • В. Муравьёв, «Приключения Кольки Кочерыжкина». Злобные жуки-короеды привечают протагониста, испортившего за утро три дерева и прогнавшего дятла («лесного врача»), но вскоре Колька понимает, что жуки хотят сожрать не только лес, на который ему (поначалу) наплевать, но и посёлок, где он живёт.
    • Как и многие «зелёные» произведения 1960-80-х, капитально не в ладах с биологией — личинки некоторых жуков действительно могут поточить свежепостроенное деревянное здание, но 1) через месяц они вырастут и улетят, это же не термиты; 2) когда дом подсохнет, он потеряет всякую привлекательность для жуков; 3) вред от них чисто эстетический, никакого «в труху» в реальности не бывает.
  • Бакулина Элеонора, Яблоков Алексей, «Волшебный браслет».
  • С. Белоусов, «Смертельная кастрюля, или Возвращение Печенюшкина» — вся книга об этом.
  • Н. Телешов, «Белая цапля».
  • Леонид Мартынов, стихотворение «Дети природы» («Природа нам родная мать»).

На других языках[править]

  • Джек Лондон, «Время-не-ждёт» — миллионер отходит от концепции «деньги ради денег» и развивает инфраструктуру (водопровод и трамвай) и засаживает большие земельные участки лесом (кипарис?). А затем осознанно выбирает банкротство большого бизнеса и положение скромного фермера.
  • Джин М. Ауэл, «Дети Земли» — в 4-й книге вполне внятно критикуется нынешнее экологическое состояние планеты и безответственность современных людей. Противопоставляются им древние люди, умевшие беречь матушку-Землю.
  • Феликс Зальтен, «Бемби» — эталонный пример из Палаты мер и весов. Такого описания душераздирающего, всеобъемлющего ужаса, как в сцене облавы, во время которой погибает мать Бемби, автор статьи не встречал, пожалуй, нигде.
  • Грузин Важа Пшавела, «Рассказ косулёнка». Тут кульминацией становится убийство охотником матери маленького детёныша, описанное во всех подробностях — со вспарыванием живота и потрошением… Ночные кошмары и отвращение к охоте прочитавшему ребёнку обеспечены.
  • «Властелин Колец: Две крепости»: Саруман вырубает леса энтов, прекрасно зная, что уничтожает разумные деревья. В ответ разъярённые обитатели этого леса сровняли почти всю его крепость с землёй, а что не смогли снести — затопили.
  • Доктор Сьюз, «Лоракс» — целиком об этом.
  • Крайтон:
    • «Парк юрского периода» и «Next» посвящены этой теме.
    • «Государство страха» — наоборот. Нет доказательств ни антропогенного характера глобального потепления, ни самого факта глобального потепления. Экоактивисты поголовно либо меркантильные сволочи, либо непрошибаемые дураки. И только главгерой проявляет свой экоактивизм как дурак наивный и добрый.
  • Гарри Гаррисон, «Неукротимая планета» — заглавная героиня ультимативно требовала от колонизировавших её людей вписаться в экосистему и не обращаться с её природой грубо. Люди долго тупили.
    • И как выяснилось в третьей книге цикла «Конные варвары», даже поняв, в чём дело, далеко не все смогли перестроиться.
  • Ялмар Тесен:
    • «Опасное соседство» — мораль всей книги ненавязчиво советует людям учиться жить в гармонии с природой, иначе она найдет способ уничтожить все человечество.
    • «Возвращение» — не так выражено как в его предыдущем романе, но тем не менее присутствуют описания того, как человек разрушал природу Африки.
  • Эрин Хантер, «Коты-воители» — племена диких котов ищут другое место жительства после того, как люди вырубили их лес. Путь оказался тяжелым. Сама мораль беречь природу не декларируется прямо, но подразумевается.
  • Теодор Старджон, «Скальпель Оккама».
  • Николай Сладков, «Недолго думая, или Дела и заботы Жалейкина». Детская книжка, причем не столько учит доброте. сколько рассуждает о началах экологии как науки о взаимосвязях в природе. Заглавный Жалейкин — пародия на троп Друг всему живому. Всех жалеет, всем хочет помочь, а в итоге регулярно провоцирует локальные экологические катастрофы. Потому что мало знает о природе и берется за дело недолго думая.

Кино[править]

  • «Через тернии к звёздам» — планету Дессу местные жители довели до катастрофы, а потом пригласили землян помочь. Но местному магнату это не нравится.
  • «Третий дракон» (Чехословакия, 1985). Аналогично и планета Лурида. Но позвать людей на помощь, как изначально хотели инопланетяне не получилось. Вместо них там оказались три попаданца — обычные чехословацкие школьники.
  • Некоторые «Годзиллы». Особенно «Годзилла против Хэдоры» (1971), «Годзилла против Гайгана» (1972, пришельцы рассказывают о своей планете и о своих планах относительно Земли) и «Годзилла против Мотры: Битва за Землю» (1992).
  • Фильм Лопушанского «Посетитель музея» — экологическая катастрофа наступила по вине бесконечно потреблявшего человечества. Вывод, правда, делается очень странный — надо молиться и каяться.
  • «Тропой бескорыстной любви», «Рысь выходит на тропу», «Рысь возвращается», «Рысь идёт по следу» — тетралогия о рыси по имени Кунак и приютившем его леснике.
  • «Артур и минипуты» — в первой части тема защиты природы проходит где-то на втором плане, а вот в последующих создатели фильма акцентируются на ней куда больше (иногда даже навязчиво). Вызвано это тем, что Давидо — антагонист в «мире людей», присутствовавший первой части, был повязан полицией, и надо было чем-то заполнить образовавшийся вакуум.
  • «Аватар» — вдобавок к антимилитаристическому посылу.
  • Серия фильмов «Спасите Вилли» — именно об этом.
  • «Чёрный плавник» — фильм посвящен незавидной участи животных в дельфинариях.
  • Фильм ужасов «Крокодил» (2000 года): если бы тупые студенты не разорили гнездо, крокодилица бы не разозлилась и не устроила за ними охоту. Почему это наш троп? Да потому что в конце фильма выжившие герои отдали крокодилице её проклюнувшегося детёныша, и она, забрав его в пасть, уходит.
  • «Птицекалипсис: Шок и трепет» — в этом, с позволения сказать, фильме ужасов данная тема затрагивается самым нелепым образом (под стать самому фильму). Представьте себе крайне дешёвый ремейк «Птиц» Альфреда Хичкока, в котором главные герои, прорываясь сквозь десятки плохо нарисованных и анимированных птиц, внезапно находят стоящего где-то в сторонке человека. И стоит им завязать с ним разговор, так тут же он начинает в буквальном смысле читать лекцию о том, что если люди не будут заботиться о природе, то наступит глобальное потепление, из-за которого в свою очередь болезнетворные вирусы могут мутировать в нечто, что превратит всех птиц в невероятно агрессивных и выглядящих жутко компьютерными существ, что будут резать людям глотки просто пролетая мимо них, испражняться кислотой, а также взрываться при столкновении с землёй! И НЕ ГОВОРИТЕ, ЧТО Я НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЛ!!!
  • «Мир юрского периода 2»: в понимании критиков и сценаристов «защита прав животных» — это выпустить динозавров на материк, и выпускает их ребенок. Они же жить хотят! А если вспомнить, что ещё и кушать…
  • «Штамм „Андромеда“» (2008) — в литературном первоисточнике ни слова о «зелени», а вторая экранизация (первая была еще в конце семидесятых и повторяет книгу практически побуквенно) оказывается зелёной басней весьма сомнительных достоинств: ужасный вирус-убийца прислан землянами будущего, дабы наши современники поняли, что единственное лекарство от него — какая-то фигня, добываемая из нефтяных скважин, полностью истощённых к моменту возникновения вируса.
  • «Пророчество» (Prophecy) — производящий бумагу завод сбрасывал в реку отходы, содержащие ртуть. Из-за этих отходов местная медведица и её медвежата мутировали и начали нападать на людей. Мутант здесь — не кайдзю, а просто крупная, очень уродливая и очень агрессивная медведица, но шороху она навела немало.
  • «Ной» — Здесь наглядно показано, что сделали технический прогресс и увеличение численности населения с планетой. И что за это ждало племя Каина.
  • «В смертельной опасности»: основной посыл — гадкие нефтяные корпорации загрязняют природу (печально известная катастрофа «Эксон-Вальдез» была сравнительно недавно, так что Стивен Сигал сотоварищи решил снять боевичок на эко-тему). Правда, почему взрыв не совсем исправной нефтяной платформы ВНЕЗАПНО не вызовет загрязнение — не вполне понятно.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Кто»:
    • «В лесу ночном» — растения защищают людей от всяких нехороших вещей.
    • «Сирота 55» — жизнь на планете загублена войнами и техногенными катастрофами. К неудовольствию фанатов — в большинстве своём к сильным мира сего не относящихся — серия заканчивается призывом беречь планету.
    • «Праксеус» — отравленные пластиком птицы распространяют неизвестный науке вирус, с пластиком связанный.

Мультфильмы[править]

  • «Дамбо» — об эксплуатации животных в цирках. Хотя заглавного героя обижали и другие животные.
  • «Шапокляк» — деревообрабатывающая фабрика сливала отходы в речку, в которой искупались детишки — и стали щеголять всеми цветами радуги.
  • От создателя кота Леопольда, но совсем в ином стиле и духе: «Из пушки на Луну и далее без остановок». Человек — царь природы?.. Ага, щас… Доцарствовался… Тиран-убийца разве что. Перед нами, пожалуй, эталон тропа.
  • «Долина папоротников». И её гораздо менее удачный сиквел.
  • «Несс и Нессия».
  • «Однажды в лесу».
  • «Бегемот Гуго».
  • «Рио» — про отлов экзотических животных ради наживы в первом фильме и неконтролируемую вырубку леса во втором.
  • Диснеевский «Братец-медвежонок».
  • «Вампиры/Хозяева Геоны» Геннадия Тищенко — либо сабж, либо «война — это кошмар»: зависит от того, как воспринимать мотивы решения людей в финале. Возможно, люди действительно искренне решили не портить жизнь другому разумному виду, а возможно, просто поняли, что остаться — значит, ввязаться в войну на чужой территории, которая будет стоит жизней намного больше, чем двоим людям, с которых все началось; прямо причины не называются, просто сказано, что узнав всю ситуацию, люди решили уйти с планеты.
  • «Урок» Саакянца. И как, спрашивается, на этой планете существуют хищники, если любой убийца обречён превратиться в точную копию убитого? От живых кусочки отрывают (уж если откусывать от яблока можно)? Или их там нет вовсе? Тогда почему гусь-лебедь на глазах главной героини склевал червяка?
    • Ну, если их убить, то они становятся некой смесью того, чем были, и того, во что превратились (учитывая весьма странную фауну, с которой столкнулись люди, можно предположить, что это не люди возвращаются не такими из-за чуждости местной биосфере, а оно в принципе так работает). Другой вопрос, что произойдет с тем, кто съест превратившегося (хотя как-то этот вопрос, видимо, решен). И как они размножаются (учитывая сцену между главной героиней и гусем, возможно, все со всеми). Вопрос еще, в чем там вообще мораль. Автору правки при просмотре показалось, что осуждается не сама охота, а глобальный пофигизм (всех кроме главной героини): космонавтов в неисследованной, между прочим, планете интересует только сафари, а диспетчер вообще предпочитает проигнорировать проблемы вверенного ему экипажа и пойти бухать и по бабам (с остальными раскрытыми с этой стороны персонажами все в том-же духе).
  • Полнометражка «Симпсоны» — всё об этом.
  • «Как дед великое равновесие нарушил». По мотивам сказки Виталия Бианки.
  • «Обитатели холмов» — сцена с облавой людей на кроличью нору.
  • «ВАЛЛ-И».
  • «Sangre de Unicornio».

Мультсериалы[править]

  • Встречается и «КОАППе», особенно остро в серии «SOS КОАППу!» (1989 г.)
  • По «Спасите Вилли» тоже сериальчик был.
  • «Самурай Джек»: демон Аку загаживает весь мир одним своим присутствием и проводит на Земле тотальную индустриализацию.
  • «Аватар: последний маг воздуха» — Катара воплощает троп в третьем сезоне.
    • Можно ещё вспомнить как люди сгубили лес духа-панды и тот начал забирать жителей деревни в своё царство. Но Аанг примирил панду и деревенских людей.
  • «Приключения Альфреда Квака» — тема экологии всплывает в некоторых сериях. Что неудивительно, ведь сам создатель сериала, Герман ван Вен — зелёный.
  • «Смешарики» — эпизод «Маленькое большое море». Крош, Ёжик и другие смешарики сталкиваются с нефтяными пятнами на морском побережье.
    • Сюда включаются спин-оффы «Азбука пожарной безопасности» и «Азбука защиты леса».
  • «Юху и его друзья» — практически весь сериал об этом. И если в первом сезоне создатели прибегали преимущественно к аллегориям (небрежность, допущенная главными героями в уходе за Деревом Жизни и повлекшая катастрофу, явно символизирует халатность в природопользовании вообще), то во втором всё реализовано прямолинейно и в лоб (плохие парни сваливают мусор в океан и туда же писают).
  • «Куми-Куми», эпизод «Мусорная жаба» — жители племени Юми-Куми превратили окрестности своего города фактически в одну гигантскую свалку бытовых отходов. Проблема была решена, когда выяснили, что местные хищные жабы охотно поедают мусор, их надо только приучить к этой новой пище.
  • «Капитан Планета/Команда спасателей Капитана Планеты» (1990—1993) — Гея (персонификация планеты/природы) просыпается и обнаруживает плачевное состояние Земли. Она создает кольца, позволяющие носителям призывать силу четырех стихий (огонь, воздух, вода, земля) и силу души/сердца. Эти кольца находят пятерых подростков (Кваме из Африки, Уилер из США, Линка из Советского Союза (позднее было изменено на Восточную Европу после распада СССР), Ги из Азии, и Ма-Ти из Южной Америки), которые, объеинившись, начинают бороться с загрязнением и разрушением окружающей среды. Силы колец могут объединяться — тогда возникает Капитан Планеты.
  • «Любовь, смерть и роботы» — новелла «Свалка». Вполне возможно, что именно из-за людей, которые насколько всё загадили помоями, возник ужасный мусорный монстр по имени Отто.

Комиксы[править]

  • Romantically Apocalyptic — сеттинг в целом подаёт идею о нарушении человеком природного равновесия (и не без основания, речь ведь про ядерки!), но педаль в проломленный пол зажимает история про ёлочку — дескать, злобная корпорация (с.) повырубила деревья, и не стало кислорода в атмосфере. При этом начисто игнорируется общеизвестный (?) факт того что деревья почти не поставляют кислорода в атмосферу, вдыхая ровно столько сколько выдохнули, в отличие от того как это показано в фильме «Пекло», в то время как водоросли как раз производят больше кислорода нежели им самим нужно, но «иконой» «зелёного» движения выставляются почему-то деревья, в данном случае ёлки, хотя как раз в книгах Брайана Герберта показано что персонажи космического корабля добывают кислород именно из водорослей. Ну и тот факт что кислород в атмосфере не самое важное (того же азота там гораздо больше) тоже в расчёт не принимается. Пополам с «неудачная басня».

Аниме и манга[править]

  • «Навсикая из Долины Ветров», «Принцесса Мононокэ» и «Унесённые призраками» Хаяо Миядзаки: наиболее явно подано в первых двух произведениях. А вообще эта тема характерна почти для всех его работ.
    • Впрочем в манга-версии Навсикаи тема экологии быстро оттеняется ужасами войны, революций и ложных амбиций.
  • В «Волчьем дожде» это послание тоже прочитывается, пусть и более тонко. Но там постапокалипсис, и мир медленно умирает из-за чего-то, что сделали люди.
  • X — Земля умирает из-за загрязнения и эгоизма человечества, и судьбу людей предстоит решить либо Драконам Небес (стоящим за то, что люди смогут исправиться), либо Драконам Земли (желающим уничтожить людей, чтобы Земля смогла обновиться и исцелиться).
  • Аниме Тэдзуки Осаму Hi no Tori 2772 («Жар-птица 2772»).
  • Полнометражка Origin: Spirits of the Past (Gin’iro no Kami no Agito). Имеем разумный лес, деревню рядом с ним и город подальше. Жители деревни знают, что лес и его защитников тревожить опасно, и умеют даже договориться с лесом, чтобы тот дал им силу в обмен на клятву его защищать. Городские пытаются захватить новые земли и для этого имеют целью этот лес разрушить. Один из посылов аниме как раз в том, что люди и захвативший большую часть планеты разумный лес вполне могут сосуществовать в мире.
  • Meikyuu Black Company — в изначальном будущем мир пережил конец света и разруху из-за неумеренной эксплуатацией Верузой Шубах силы подземелья. Герой, даром что сам прожженный капиталист, после того, как забрал силу себе, догадался пораскинуть мозгами и почитать мануал, что сила восстанавливается от людской активности, так что организовал в подземелье еще и Диснейленд. В итоге и герой при деньгах и силе, и люди довольны, и монстры сыты (не в этом смысле), и планета может жить спокойно.

Видеоигры[править]

  • Horizon: Zero Dawn — целиком об этом, и это при том, что сюжет в этой игре общепризнанно один из лучших в игровой индустрии.
  • Firewatch — Игра посвящена рейнджерам, которые следят за порядком в лесу.
  • Характерно для ранних игр серии Sonic the Hedgehog. Доктор Эггман/Роботник запечатывает зверей в своих роботов и строит загрязняющие окружающие среду сооружения.
    • «Sonic CD»: стоит особо отметить по нескольким причинам. Фишка игры — путешествия во времени, и ничего не стоит смотаться в (плохое) будущее и посмотреть, до чего Роботник/Эггман довёл Маленькую Планету. А если уничтожить в прошлом машины или собрать камни времени, открывается другое будущее, хорошее. И тут уже другая особенность: в хорошем будущем технологии уже приносят пользу природе! В хорошем будущем раунда Palmtree Panic много разных труб, а выглядит всё просто прекрасно и светло.
  • Tales of Vesperia — основная тема последней трети игры. Подана достаточно качественно, но впечатление у многих портится из-за того, что ради неё отбросили в сторону тему вигилантизма, заявленную как основную в игре.
  • Parasite Eve — музыкальная тема в финале «Somnia Memorias» (единственная в игре со словами), одна из идей в том, что все вокруг нас дает нам жизнь и если мы своими действиями все это угробим, то и сами сгинем.
  • Greedfall — источником загадочной и неизлечимой чумы малихор в конце концов оказывается не злые духи и демоны, как можно было бы подумать в начале игры, а банальное загрязнение окружающей среды. Потому что загаживать реки и почву алхимическими отходами люди магического аналога 17-18 века уже научились, а чистить воду хлоркой — еще нет.
  • Final Fantasy VII — далеко не главная тема игры, но всё же. Главный герой вступает в ряды группировки эко-террористов, которые хотят остановить деятельность преступной корпорации по выкачке жизненной энергии планеты. В свою очередь выкачка мако из недр планеты может привести к крайне тяжёлым последствиям для её жителей. Так из-за нехватки энергии по всему миру начали пробуждаться исполинские кайдзю, называемые Оружиями. Они были созданы с целью восполнения потерь энергии планеты путём истребления всех живых существ (если что, после смерти живое существо, включая людей, уходят в лайфстрим, становясь жизненной энергией).
  • Anno 2070 — важным фактором в игре стал Экобаланс, что может улучшить или ухудшить урожайность растений и настроение людей. Ну и противостояние экологов из «Инициативы Эдема» с промышленниками из «Глобал Траст». Причём в сиквеле Anno 2205 победили именно первые!
  • Fate of the World — задача вашего протомирового правительства состоит в недопущении на Земле экологической катастрофы и полномочия выданы весьма широкие.

Визуальные романы[править]

  • Rewrite — едва ли не основная тема, поскольку главный конфликт исходит от Ключа, который, как говорят, уничтожает человечество, когда оно начинает слишком сильно уничтожать природу. На самом деле субверсия. Для человечества вполне нормально не беспокоиться об окружающей среде, когда оно вступает в современную эпоху. Решение проблемы, как оказалось, не столько в природоохранных мерах, сколько в использовании технологий и методов, которые Gaia и Guardian монополизировали для войны друг против друга (то есть потребуется уничтожение обеих организаций). Наконец, окончательное долгосрочное решение — покинуть Землю и поселиться на другой планете.

Музыка[править]

  • «Ария», «Смотри» — к типичному для группы «война — это плохо» прибавляется описание экологической катастрофы (под весёленькую музыку).
  • «Гражданская Оборона», «Лес» — даже Летов не обошёлся без зелёной басни. В принципе, «Суицид» туда же: зачем-то же лирический герой ходит в противогазе.
    • Текст песни «Лес» написал Олег «Манагер» Судаков в соавторстве.
  • «Земляне», «Прости, Земля, мы ведь еще растем».
  • «Крематорий», «Мусорный ветер».
  • Louna, «Вендетта» — «Едкий смог шоссейных трасс, дым и копоть нефтебаз. Наше иго столько лет отравляет белый свет» и далее в том же духе.
  • «Любэ», «Не губите, мужики».
  • «Чайф», «Гады» и «Песенка про гадость».
  • Сергей Галанин, «Берегите лес» и «Живая вода».
  • Павел Смеян и «Добры молодцы», «Капля за каплей».
  • Украинская певица Alyosha, Sweet people.
  • Скрябiн, «Чорнобиль forever» — не только про Чернобыль, а вообще про мышление «после нас хоть потоп» в экологическом смысле.
  • Michael Jackson, Earth Song — там и клип ещё тот!
  • Арьен Лукассен — песня Yellowstone Memorial Day описывает пробуждение супервулкана как гнев «мамы-природы». Правда, литосфера не имеет к биосфере никакого отношения. А если человечество живет на часовой бомбе, оптимальной тактикой было бы не заботиться о природе, а, не считаясь с её потерями, развивать технологии и валить на соседний глобус. На выходе имеем неудачную басню.
  • Nightwish в последние годы плавно превращаются в тематическую группу про это самое: два последних альбома посвящены природе. Группа даже снимает клипы в поддержку экологических инициатив, где демонстрирует уже не зелёную басню, а зелёную проповедь прямым текстом.
    • А ещё до того была, например, A Return to the Sea — нежно-злорадная песня про то, как торжествует звериное царство после чудесного исчезновения человечества.
  • Немалая часть альбома Mother Earth группы Within Temptation.
  • Omnia — I Don’t Speak Human. Суровая и даже грубоватая песня от лица всех животных, недовольных человеком.
  • Mago de Oz — Gaia, La Venganza de Gaia.
  • Tiamat — Gaia. Текст символистский, но по сути о том, что природа «исцелится» через потоп — причём смоет не только людей, но и многих животных.
  • Disturbed — Another Way to Die. Педаль в асфальт.
  • Несколько таких песен есть и у Biohazard.

Примечания[править]

  1. Мелампод (Меламп) — в древнегреческой мифологии прорицатель, понимавший голоса всех живых существ.