Злодейский мяч

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Умный злодей без каких-либо обоснований становится на короткое время Тупым злым, то есть совершает контр-продуктивное и мешающее ему самому зло. Обычно используется автором как способ продвигать или растягивать сюжет (обычно для того, чтобы злодей сел в лужу или хотя бы дольше боролся с героями).
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Villain Ball. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — Можете ли вы угадать, какая мысль пришла мне в голову, когда я закончил список из тридцати семи вещей, которые я не стал бы делать, будучи Тёмным Лордом? Поставьте себя на моё место и попробуйте догадаться.
— Вы решили, что лучше вообще не становиться Тёмным Лордом, чем жить, постоянно соблюдая такую уйму ограничений.
»
— HPMOR

Что должен делать злодей? Собственно говоря, злодействовать. Убивать, грабить, предавать, пытать и время от времени даже насиловать, верно?
Нет.
В массовой культуре злодей должен ещё много чего.

Он должен злодейски глумиться, демонически хохотать и толкать речи на тему «Почему ты отстой». Зачем? Чтобы дать герою время выпутаться из опасной ситуации, или его друзьям — спасти его.

«Но это же полный идиотизм! — воскликнет аудитория. — Почему умный, хитрый и жестокий злодей на грани победы начинает вести себя как идиот?»

Потому что злодейский мяч — это, по сути дела, идиотский мяч, только со своей небольшой спецификой. Согласитесь, если бы все злодеи соблюдали 100 правил Темного Властелина (а если учитывать ещё и Кодекс — все 234) — амплуа «Герой» было бы просто несовместимо с жизнью.

См. также Тупой злой.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Литература[править]

  • «Гарри Поттер». Волдеморт, чёрт его подери! И вот это катастрофически тупое чмо было когда-то отличником и первым учеником Хогвартса, гордостью [почти] всех своих учителей?! Похоже, что создание хоркруксов стукнуло по содержимому башки не менее, чем по её внешности.
    • Так на это, собственно, автором много раз и указывается — и по тексту книг, и в последующих интервью. Чем сильнее Волдеморт дробил свою душу, тем пагубнее это сказывалось на его психическом и умственном состоянии. А на начальном этапе его выручали даже не столько интеллект (который, как известно, далеко не синоним мудрости), сколько внешность, умение расположить к себе и крайняя хуцпа, к которой порядком изнеженные британские волшебники оказались не готовы.
  • Том Клэнси, Марк Грени, «Последняя инстанция» (Command Authoriry) — зачем было травить полонием-210 Сергея Головко? Обоснования, кроме «Головко катил бочку на siloviki и Пути… Володина» так и не было представлено.
    • Зачем во время вторжения в Эстонию российская танковая рота долго и упорно ровняла с землёй городок Пыльва, намереваясь «стереть это место с лица земли», вообще не сказали и даже не намекнули. Ведь все предыдущие деревни российские танки только чуть-чуть обстреливали, после чего их начинали грабить идущие за армейскими частями ополченцы на пикапах.
    • Уже только Грени, «Верховный главнокомандующий» — как вывести Володинские 40 миллиардов за рубеж, так чтобы никто не узнал? Перегнать в Биткоин. А что для этого нужно? Конечно, похитить основателя «Биткоина», захватить в заложники его жену и сына, и заставить его это сделать, явно давая при этом понять, что их всех всё равно убьют.

Кино[править]

  • «Звёздне войны» в каноне от Диснея таких словил Палпатин. Ты собираешься после своей смерти возродиться в новом теле, поэтому проводишь Операцию «Пепел» и экстерминируешь важные лояльные планеты, в том числе и свою родину. Ты возродился в теле своего еле живого клона, косплеишь Труп на Троне, решив править галактикой дальше, с помощью, одна Абелот знает откуда взявшегося, флота начинаешь экстерминировать планеты. Зачем? Потому что ты злой.
    • Что особенно доставляет - то, что это не абстрактный маньяк, а Палпатин. Который в приквельной трилогии был ходячим образцом разумного и эффективного злодея.
  • «Меркурий в опасности» — АНБ создает супер-шифр и в качестве проверки «на дурака» помещает шифрограмму в раздел головоломок в газету. Головоломку решает мальчик-аутист, после чего АНБ пытается ликвидировать его, убив предварительно родителей. Во-первых, родителей-то за что? Чтобы второго такого же не родили? Во-вторых, а как бы «вражеские разведки» узнали бы об этом мальчике? Если бы в ответ ему оператор сказал «молодец, вот тебе приз — годовая подписка на журнал „Мурзилка“», этим бы всё и закончилось. А так вопрос, зачем это отдел АНБ, занимающийся шифрами, охотится за ребёнком-аутистом? Что они могут уметь? При синдроме саванта решать математические задачки быстрее компьютера? Совпадение? Не думаю! Ну и в-главных: чего вы в этого мальчика-то вцепились? Шифр показал уязвимость, где гарантия, что его не крякнет другой савант?
    • Один человек пошутил, что АНБшникам просто кровь в башку стукнула — типа они там над этим шифром ночей не спали, тонну бабла угрохали, а какой-то пацан-аутист их всех поимел просто мимоходом.
      • Учитывая, что за ликвидацией стоит не всё АНБ, а конкретно явный карьерист Николас Кадроу (который этот шифр расхваливал начальству на все лады и которому за шифр до этого светило повышение), так, скорее всего, и есть.
        • А как бы начальство узнало бы о сем позорном косяке? Если принявший звонок от мальчика доложит наверх, от ликвидации мальчика ничего не будет зависеть (шифр уязвим, где гарантия, что его не крякнет другой савант). Если же нет — то почему бы просто не сделать вид, что такого не было? А так, зачем это вы, гражданин хороший, черт знает что устроили? Вы контуженный, или почему? А, так этот мальчик грохнул ваш супер-пупер шифр? Ну, у нас как раз есть вакансия охранника склада с квашеной капустой…
          • А попытаться заполучить этого мальчика в организацию в качестве дешифровщика или тестировщика точно никак нельзя?
  • «Фантастические твари: Преступления Гриндельвальда» — по мнению некоторых зрителей, Геллерту приписали аж два таких — (убийство маггловской семьи с ребенком и выбрасывание волшебного зверька в море) исключительно для того, чтобы показать, какой он плохой. Если бы этих моментов не было, Гриндельвальд с легкостью утащил бы еще и амплуа благонамеренного экстремиста. Который еще и оказался прав, потому что Вторую мировую он предрек в точнейших мелочах.
  • «Байки из склепа: Ритуал» (2002) — главгадский вудуист (на самом деле это женщина, но будем писать о нём в мужском роде, чтобы пришлось не прятать под спойлер каждое личное местоимение) находился в шаге от полной победы: он заживо закопал Уэсли, всадил нож в спину своему нанимателю, всухую одолел и захватил хороших ребят — как вдруг поймал сабж. Просто из чистой злобы ему вдруг захотелось, чтобы Элис (к которой он, по его же собственному признанию, не испытывал никакой неприязни) лично обратила своего друга Джея Би в зомби. Для этого главгад насыпал в ладонь Элис парализующий вуду-порошок и, стоя без маски в считанных сантиметрах от неё, потребовал, чтобы она дунула этой гадостью Джею в лицо. Конец немного предсказуем.

Телесериалы[править]

  • «Ментовские войны», арка «Граница зла»: девочка из многодетной семьи, учащаяся в художественной школе, нарисовала Кандинского так, что не отличишь от настоящего, чем определённые люди решили воспользоваться, чтобы стырить картину, подменив на подделку. В процессе заметания следов были убиты: девочка со всей семьёй, директор художественной школы, всё отделение милиции, выезжавшее на непонятное мелкое хулиганство в музее — собственно подмену, и ещё куча народу. В конце арки Шилов прямо спрашивает главного злодея, зачем все эти явно лишние трупы, получая в ответ муть в духе «я злой, я такой злой, что никого ни в грош ни ставлю, всех убью, один останусь».
    • Если в серии каким-либо образом фигурируют наркотики, будьте уверены, что во всём виноваты будут замешанные в наркоторговле «гестаповцы из наркоконтроля» с просаженными веществами мозгами, которые будут творить полный бред во вред всем и себе в том числе.
      • Никто не позволил бы девочке копировать картину точь-в-точь. Копия должна отличаться от оригинала по размеру — до нескольких сантиметров. Так что подмена была бы невозможна.
  • «Сезон охоты» — ситуация, почти аналогичная «Меркурию». В руки главной героини случайно попадает запароленная дискета с компроматом. За ней приходит замаскированный под милиционера особист-оборотень в погонах. Он спрашивает о дискете, девушка честно отвечает, рассказывает про пароль, отдает дискету… Если бы он, не выходя из образа милиционера, поблагодарил ее, взял под козырек, развернулся и ушел, сериал бы закончился. Но… надо же зачистить концы! Аналогично и впрягшийся за героиню адвокат с навыками Рэмбо оказался вынужден противостоять злодеям только потому, что они решили убрать его просто из-за того, что он был единственным, с кем она успела пообщаться, после получения дискеты, и не просто уронили с крыши кирпич, а заминировали машину.

Аниме и манга[править]

  • JJBA — Дио в начале самой первой части вёл себя не только подло, но и весьма неумно. Всё, что он хотел отнять у приёмного отца и сводного брата, он бы получил естественным путём, если бы не чесались руки их укокошить.
    • Карс под конец второй части полностью попадает под троп, что совершенно не вяжется с его поведением до обретения силы камня и является, пожалуй, единственной причиной, по которой Джозефу удаётся его победить.

Видеоигры[править]

  • Dragon Age: Големы Амгаррака — специальная научная группа гномов решила воссоздать големов. Но поскольку камень или сталь были слишком дороги, они решили сделать его из трупов неприкасаемых — причем трупов не из моргов, с обоснованием, дескать, им жить все равно не положено, пусть хоть сдохнут для дела. Вдумаемся: у ГНОМОВ, живущих под землей, в дефиците КАМЕНЬ!!! А оживлять предполагалось не душой добро- или не очень вольца (как оригинальных големов Каридина, к которым в комплекте все равно шел жезл управления), а… демоном из Тени (то есть воплощением сгустка темных эмоций)! Разумеется, получившаяся НЁХ всех поубивала.
    • Впрочем, большинство аддонов к Dragon Age — явный стёб над жанровыми условностями фэнтези и фантастики. Так что это скорее самоирония.
  • Guilty Gear — Strive. В конце истории И-Но могла бы одним махом разобраться со всеми силами бобра, но нет — она начала вести какие-то беседы, что дало время Солу (лишённому почти всех сил!) и президенту сделать лютый лазган для её уничтожения.
  • Mafia: The City of Lost Heaven — история с бриллиантами. Дон Сальери всю игру вел себя по понятиям, а тут так цинично использовал членов Семьи, да еще и аккурат в тот самый день, когда Поли поднял вопрос подзаработать на стороне. Да и бриллианты выглядят слишком уж на другом уровне для Семьи которая стрижет деньги с баров на защиту или возит бухло во время сухого закона. Все это выглядит как попытка показать что виноваты тут все, а не только излишне добрый Томми.
    • Сальери уже знает про несовместимую с жизнью доброту Томми и всю эту панаму с сигарами-бриллиантами замутил в первую очередь для проверки Поли: пойдет он на дело с уже запятнанным изменой членом семьи или нет.
  • The Rise of a King — лорду Фелкону совсем необязательно было сжигать всё королевство (в крайнем случае мог ограничиться Стормгардом), убивать принцессу Леану и короля. Вся страна и так была у него в руках.

Визуальные романы[править]

  • Cartagra — вместо того, чтобы пристрелить Сюго на месте, гад-кукловод сначала должен ему всё-всё объяснить, пока этажом выше, на минуточку, горит храм и полицейские на подходе. И дело Кадзуны Сюго получил от него же. Видимо, так бедняге хотелось наконец быть пойманным.