Внутрисистемная космоопера

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

К нам В годы первых небесных трасс Стали ближе Луна и Марс, Но до звёзд не достать, Если ты не способен ждать. Тише едешь — слабей износ, Меньше топлива, меньше слёз. Под обстрелом частиц к световым скоростям Приближаться не стоит нам...

»
— Виктор Аргонов, «Тысячу лет назад»

Вроде бы это сеттинг с забытыми звёздами — Солнечную систему потихоньку осваиваем, но дальний космос — всё ещё не досягаем и вряд ли в ближайшем времени будет.

Вот только сам сеттинг об этом не знает. Или усердно старается забыть. Потому что по всем остальным признакам, кроме сверхсвета — это вполне типичная космоопера. С космооперным размахом и штампами.

Люди здесь не хотят летать на Марс в унылых керосиновых жестянках современной космонавтики. И даже на фотонных ракетах — тоже не хотят. Они строят полноценный Космофлот по ГОСТу — могучие бронированные флоты, больше всего похожие на морские корабли времён Второй Мировой. И стреляют друг в друга эти корабли не управляемыми атомными ракетами — они грозно крутят башнями (в крайнем случае открывают бойницы в бортах) и выплёвывают во врага лучи, сгустки плазмы или хотя бы твердотельные снаряды.

Единое правительство Солнечной системы, или хотя бы федерация обитаемых планет? Нет-нет, это слишком скучно. И современные автору государства мы расширять до космических масштабов тоже не будем. Мы навыдумываем кучу новых стран с грозно звучащими названиями, оригинальным политическим строем, и дадим им воевать между собой. Возможно, даже введём Звёздных королей с герцогами и баронами, нужно же нашему герою спасти парочку принцесс. Ну да, эти короли будут не звёздные, а планетарные. И принцесса из маленького, но гордого астероидного княжества.

А ещё у нас, вполне вероятно, будут космические пираты, световые мечи, огромные боевые человекоподобные роботы, бравые космодесантники, несколько разумных видов… ну да, с разумными проблемы, потому что на планетах Солнечной никого не нашли, а из дальнего космоса к нам без сверхсвета прилетать не хотят. Ничего, мы их насоздаём, временно сняв (где-то в прошлом) запрет на ГМО и запрет на трансгуманизм. И сразу же введём их обратно, чтобы в настоящем у нас было побольше расовых проблем.

Словом, внутрисистемная космоопера — это все штампы жанра… только у вашего порога. Для их получения не нужно изобретать тирьямпампацию и летать куда-то к звёздам.

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Николай Муханов, «Пылающие бездны». Россия — родина слонов. Этот парень написал полноценную внутрисистемную космооперу, когда ещё и обычной-то как класса не существовало! «Бездны» вышли в 1924 году. В то время, как первые книги западных корифеев космооперы — Дока Смита и Эдмонда Гамильтона — были опубликованы в 1928 и в 1926 соответственно.
  • Олег Дивов, «Лучший экипаж Солнечной». С прикрученным фитильком — здешние корабли всё же являются очень большими ракетами, хотя и называются дестроерами, крузерами и бэтлшипами (именно так, транскрипция английских слов русскими буквами). Да и общество далеко не космооперное, хотя боевые действия — вполне в стиле.
  • Михаил Михеев серия «Рейдер» — редко встречаемое развитие идеи внутрисистемной космооперы. Инопланетяне есть и сами прилетели в Солнечную систему, но флоты земных государств расстреляли их, так что технология межзвездных перелетов так и не досталась человечеству. Действие происходит только в пределах Солнечной системы, ведь человечеству не зачем лететь к звездам, в его распоряжении бесчисленное количество планет, которые даже терраформировать не надо. Откуда в Солнечной системы столько планет — все просто вместо гиперпривода люди создали устройство для перемещения в параллельные измерения, а там та же Земля с теми же месторождениями, толь люди еще не развили технологии (точнее наше человечество еще пока не добралось до более развитых). Фактически человечество осваивало цепь параллельных миров, перемещение по другой оси координат требует намного больше энергии и возможно только с реакторами другого более древнего и развитого человечества, остатки которого на остатках технологий отмахиваются от кровожадных орд космических Акцеков. Ну а на третью ось перемещения энергии надо еще больше.
  • Константин Мзауреулов, «Возвращение в Полночь» — самое начало. Пришельцы есть но люди не владеют технологиями для межзвездных полетов. Люди разделены. Пришельцы даже торгуют с людьми и вербуют рабочих (приняв меры чтобы те не смогли выдать секреты, психоблокировкой). Оружие людей — ничто против пришельцев. Люди все никак не могут выбраться на уровень Техно 4. Даже на начало книги на самом деле уже почти выбрались - есть все сопутствующие технологии, нет только одной физической теории. До смешного доходит - ГГ читает детскую книгу пришельцев и передает одну фразу оттуда своему куратору и после этого...пришельцем приходится устраивать бомбардировку новой экспериментальной энергоустановки на Луне, потому что одной фразы - хватило чтобы ее построить.. Вторая половина — скорее аверсия.
  • Александр Зорич, трилогия «Сомнамбула» (во вселенной литературного проекта «Этногенез»). Действие происходит в середине XXV века и вертится вокруг главного героя Матвея Гумилева. Человечество объединилось, вышло в космос и активно осваивает Солнечную систему, оставив Землю, на которой наступил новый ледниковый период. В третьей книге выясняется, что Земля была, по сути, передана «призрачным» — древней высокоразвитой расе, комфортно чувствующей себя при низких температурах, ведя борьбу с пиратскими группировками, гнездящимися в дальних уголках космоса. Луна и Марс терраформированы, имеются города и колонии на Юпитере и в поясе астероидов (технологии терраформирования завязаны на местном хренполучии — неквантуемом веществе).

На других языках[править]

  • Цикл Эдмонда Гамильтона о Капитане Фьючере.
    • Правда, в одной из книг им таки приходится полететь в другую систему. К тому же, оказывается, люди сами пришельцы из другой системы.
  • Цикл Айзека Азимова о Лаки Старре. Космооперных государств нет, зато есть вполне характерные космические пираты.
    • Впрочем, изрядная часть конфликта связана с обитателями системы Сириуса — автор правки не помнит, были ли они людьми с другой планеты или потомками колонистов, но в любом случае некоторый вариант межзвёздных перемещений в сеттинге существует, просто не применяется в сюжете.
      • Потомки колонистов они. И звездных колоний много. Одна из проблем в сюжете — то, что Земля колонии отпустила но строго формального закона что собственно есть колония — нет. Есть неофициальное соглашение «независимость может быть предоставлена звездной системе, не менее» но товарищи с Сириуса говорят что официально — ничего такого не было… Создают колонии на спутниках Сатурна, независимые от Земли (ну не было у Земли нужды даже базы создавать обитаемые в системах планет-гигантов, хотя допустим Венеру колонизировали (там весьма альтернативная Венера). Выкинуть их силой — нельзя потому что будет вой что Земля-агрессор. В итоге Лаки Старр 'колонизировал' Мимас и дал товарищам с Сириуса себя выкопать, после чего честно отвечал на вопросы следователей от всех звездных систем. Потому что если верна точка зрения сириан и таки можно что угодно колонизировать что раньше не колонизировано - то он в своем праве а то, что Мимас это часть системы Сатурна - не имеет значения. Если же их точка зрения не верна - они влезли в Солнечную систему. В любом случае агрессоры - они. А главное, так можно за каждый камушек перегрызться, что зафигом никому не нужно.
  • Вселенная Шейперов и Механистов Брюса Стерлинга — присутствуют инопланетные торговцы, но сами люди способны путешествовать только внутри Солнечной Системы.
  • Дилогия Роджера Макбрайда Аллена «Преследуемая Земля» (романы «Кольцо Харона» и «Разбитая Сфера»). Космофлота по ГОСТу тут всё же нет — автор писал больше научную фантастику, чем космооперу. Большинство кораблей — что-то среднее между ракетами и жестянками. Зато яркий политический калейдоскоп Солнечной системы полностью окупает отсутствие космических дредноутов.
  • «Тигр! Тигр!» Альфреда Бестера же! Человечество освоило большинство планет Солнечной системы ('все пригодные миры Солнечной системы уже были заселены. Три планеты, восемь спутников, одиннадцать миллиардов людей') и 'джантацию' сиречь телепортацию (!) на заре XXIV века, но дальше - никак, ибо в космос(е) джантировать нельзя. Идёт война между Внутренними Планетами — Венерой, Землёй, Марсом и Внешними Спутниками.
  • «Золотой век» Джона Райта

Кино[править]

  • Space Truckers — во все поля! Всё действие фильма происходит в пределах Солнечной системы. Тирьямпампацию не завезли, поэтому до точки назначения приходится добираться долго. Искусственная гравитация только на крупных кораблях, а на космотягачах используют магнитную обувь.
  • Звёздные войны - именно это было у многих рас в Дореспубликанскую эпоху, пока расы не украли двигатели у Ракатанцев. Особо известна система Тайтон во время войн Тиранки.
    • Не совсем, до приобретения гипердвигателя методом реверсной инженерии ракатанского гипердвигателя люди посылали спящие корабли колонизируя множество планет. С Корусант который вырос до планеты-города люди распространились на такие Центральные Миры, как Альдераан, Кореллия, Корулаг, Чандрила.

Телесериалы[править]

  • Firefly — с одной стороны, у нас вроде бы целых пять звёзд и куча планет — а с другой все эти звёзды являются частью одной системы и летают между ними на обычной ракетной тяге, никакого сверхсвета не придумано.
  • «Пространство» — первые сезоны. Есть Земля, управляемая ООН. Есть милитаристический Марс. Есть разрозненные станции в Поясе астероидов, которых притесняют и земляне, и марсиане. Всё это стало возможно благодаря сверхэффективному термоядерному двигателю, случайно изобретённом Соломоном Эпштейном (он погиб при его испытании, так как не сумел отключить из-за ускорения в 11 «же» и неисправной голосовой системе (за 37 минут развил скорость до 5 % света и обогнал «Вояджер»); к счастью, чертежи двигателя нашла его вдова). За звёзды думают только мормоны, финансирующие строительство исполинского колониального корабля в другую систему. Далее инопланетный организм создаёт межзвёздный портал.

Мультсериалы[править]

Аниме и манга[править]

  • Planetes: твёрдая научная фантастика
  • Gundam: все таймлайны — практически кодификатор, но первый, UC — особенно. Воины восставшего Герцогства Зион и солдаты правительства Земной Федерации рубятся в космосе на световых мечах, и главный герой, необстрелянный юнец-пилот, побеждает коварного врага в закрытом шлеме, используя предвидение и телепатию. Точно ничего не напоминает? Первые «Звёздные войны» вышли в 1977 году, первый «Гандам» — в 1979. Заимствования видны невооружённым глазом (шлем Чара Азнабля похож на шлем другого известного... имперского пилота), только если Лукасу для приключений понадобилась целая галактика, то Ёсиюки Томино смог вместить всё то же самое в пределы даже не Солнечной системы, а орбиты Луны. Космоопера ближнего космоса!
  • Cowboy Bebop: в центре внимания здесь не опера, а вестерн, но сеттинг аналогичный.
  • Лейдзиверс - действие часто начинается и довольно долго продолжается в Солнечной Системе, но рано или поздно всё-таки выходит за её пределы.

Видеоигры[править]

  • Fragile Allegiance — всё действие происходит в поясе астероидов.
  • Interplanetary — межпланетная война, но посредством не боевых кораблей, а баллистических ракет летящих по законам физики с учётом гравитации
  • «Millennium: Return to Earth» — никакой тирьямпампации. Всё происходит в Солнечной системе. Земля — необитаема после падения астероида. Единственная жизнь — колонии на Луне и на Марсе. Игрок принимает командование первой и сражается с отморозками со второй. Аверсия во второй части, где изобретают сверхсвет.
  • Первый акт «Haegemonia: Legions of Iron» завязан на войне между земной метрополией и земными колониями в Солнечной системе. Независимо от того, кто победит, далее следует аверсия с открытием червоточин и путей в иные системы.
  • Nexus: the Jupiter Incident — 3D RTS наподобие HomeWorld, только без добычи ресурсов и строительства кораблей. Первая часть происходит целиком в Солнечной системе. Земля контролирует пространство не далее орбиты Луны. В остальной системе заправляют мегакорпорации и даже земной корабль может быть атакован за пределами Луны практически безнаказанно. Со второй части ГГ отправляется в другие системы и сабж заканчивается.
  • Children of a Dead Earth — можно описать как Kerbal Space Program с битвами
  • Sins of a Solar Empire — зигзаг. Сам по себе сеттинг охватывает множество звездных систем, но сюжетной кампании в игре нет. А вот маленькие и средние карты по большей части занимают одну систему, правда, в ней запросто может быть 15-20 планет.
  • Warframe — действие происходит в пределах Солнечной системы, а путешествия со сверхсветовой скоростью доступны только Тенно.
  • Call of Duty Infinite Warfare — действие происходит в пределах Солнечной системы, причем человечество умудрилось в 2080 году колонизировать все небесные тела и даже закатить полномасштабную войну между метрополией и колониями. При этом корабли якобы ходят на сверхсветовом движке, но лететь на таком «сверхсвете» от Земли до Луны секунд двадцать (со скоростью света — 1,3)
  • Phantasy Star - действие происходит в одной системе, но это не Солнце, а Алголь. Во 2 и 3 частях также раскроют тему кораблей поколений и людей с нашей родной Земли.

Настольные игры[править]

  • RPG Eclipse Phase — С прикрученным фитильком. Да, трансчеловечество может путешествовать по экзопланетам с помощью Врат Пандоры, но основные события в космосе происходят в Солнечной системе.
  • RPG Rocket Age — Ретрофутиристическая фантастики в стиле 30-50х.
  • PRG Mutant Chronicles и основанные на ней CCG Doomtrooper и варгейм Warzone могут на первый взгляд показаться эдаким «Warhammer 40,000 в пределах Солнечной системы». Реальная степень заимствования тут, как водится — вопрос спорный, хотя очевидно, что Вархаммером в определенной мере вдохновлялись, но действие действительно происходит почти сугубо на планетах и астероидах вокруг нашего Солнца.
  • Tales of the Solar Patrol — ретрофутуристический сеттинг от SJ Games, вдохновлённый классическими космооперами 30-50 годов.

Аверсии[править]

  • The Expanse («Пространство») — сериал и одноимённая серия книг Даниэля Абрахама и Тая Френка, писавших под псевдонимом Джеймс Кори. События происходят в Солнечной системе Вплоть до того момента, когда протомолекула создаёт Кольцо, служащее вратами-червоточиной в другие системы., но это не классические звёздные короли, а достаточно твёрдый космопанк.
  • Роза и Червь — межзвёздные пришельцы есть, целых два вида, но все события происходят в пределах Солнечной системы. Тем не менее, общества и боевые действия тут ну совершенно не космооперного стиля. Скорее подчёркнуто анти-космооперного.
  • The Singularity Trap — действие разворачивается в 2150 г. На всех внутренних планетах есть хоть одна колония или база (парящие на Венере). Никаких звёздных королей, а новая холодна война между Объединёнными Нациями Земли и Китайско-Советской Империей. Экология Земли в заднице, пророчат новую Венеру. Безработица. Космические шахтёры уповают на богатый астероид.
  • «К звёздам» — несмотря на название, никто не залетает дальше Нептуна. Действие происходит у недалёком будущем, когда человечество имеет множество поселений на Луне и базу на Марсе. Летают регулярные рейсы на Луну (на многоступенчатых ракетах), а полёт с Марса к Нептуну занимает всего два с половиной месяца. Сюжет завязан на проекте «Лима» — попытке обнаружить разумную жизнь путём послания корабля к Нептуну. Наука в фильме резиновакуумная - включая разгон корабля от взрывая атомной бомбы, прыжок закрывшись щитом сквозь кольца Нептуна с одного корабля на другой, силы тяжести которая внутри лунной станции равна земной но снаружи меньше земной и так далее.