Мужественное Добро, женственное Зло

Материал из Posmotreli
Версия от 22:23, 14 февраля 2022; 109.63.165.212 (обсуждение) (→‎Настольные игры)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

В традиционных обществах маскулинность нередко ассоциируется с честью, долгом, храбростью, верностью, а феминность — с коварством, распутством, хитростью и стремлением свернуть героя-воина с Истинного Пути. Один из архетипических сюжетов — смелый приключенец, для которого самым тяжёлым испытанием оказываются именно чары соблазнительницы; на этом построены многие сюжеты про злых колдуний.

Троп играется на минималках, если персонажи, олицетворяющие «мужское» и «женское» начало, биологически одного пола: скажем, простая и честная «свой парень» против беспринципной кокетки-соблазнительницы или правильный мужественный мужик против манерного феминного андрогина.

В современном обществе в пику этому тропу появился противоположный.

Родственный троп Муж — добрый, жена — злая.

Примеры

Мифология и фольклор

  • Мардук vs Тиамат!
  • Согласно Библии, именно Ева первой поддалась на искушение Змея и затем совратила Адама. В апокрифических текстах фигурирует ещё некая Лилит, первая жена Адама, которая не пожелала ему подчиняться и превратилась в демоницу.
  • Мерлин и Моргана в легендах о короле Артуре.

Театр

  • Моцарт, «Волшебная флейта» — Царица Ночи против светлого мага Зарастро. Моцарт в целом к женщинам относился довольно свысока.

Литература

  • «Три мушкетёра» — Миледи, чья беспринципность и склонность пользоваться красотой в личных целях явно противопоставляются мушкетёрским ценностям «один за всех, и все за одного».
  • «Она» или «Аэша» Генри Райдера Хаггарда — мужественный и честный Лео Винси и коварная королева Аэша. Ценности викторианской эпохи, чего вы хотите.
  • «Хроники Нарнии»:
    • «Лев, колдунья и платяной шкаф» — Аслан против Белой Колдуньи. Лев — традиционный архетип мужества и воинственности, а Колдунья, хоть это и не проговаривается явно, использует свои женские чары (эпизод, где она угощает Эдмунда рахат-лукумом и тем самым промывает ему мозги, делая предателем — явная метафора). И более того, образ Колдуньи был вдохновлён вышеупомянутой Аэшей, и она является потомком той самой Лилит из библейских апокрифов!
    • И Зеленая Колдунья из «Серебряного кресла», заколдовавшая принца Рилиана. А вот здесь демоническая женственность уже используется во всей красе: Рилиан под действием чар верил, что любит её, и что она станет его женой, когда он завоюет для неё «наземное царство» (в действительности — его собственную страну, Нарнию).
    • На минималках — противопоставления Аравита/Лазарилина в «Конь и его мальчик» и Люси/Сьюзен в «Последней битве» (в обоих случаях первая — типичная дева-воительница, а вторая — кокетка, больше всего стремящаяся нравиться противоположному полу; ни Лазарилина, ни Сьюзен не злодейки, но автором осуждаются). Более того, в пятой книге «Покоритель Зари, или Плавание на край света» осуждается и Люси, когда она думала использовать заклинание из магической книги, чтобы стать писаной красавицей (по факту использование такого заклинания означает переход на тёмную сторону, поскольку применившая его становится не просто красивой, а роковой соблазнительницей, из-за которой развязывается кровопролитная война).
  • Dragonlance — семейка Маджере вся об этом. Брутальный богатырь Карамон даже в худшие годы сохраняет безупречный этический компас, а потом учится действовать самостоятельно и в итоге завоёвывает себе мирную жизнь с семьёй. Хладнокровный рационалист Рейстлин едва не обрушивает мир к некоторой матери, однако вовремя спохватывается и спасает его (дважды). А вот роковая леди-воительница Китиара заканчивает весьма печально, причём во многом — именно в силу своей слабости на передок.
    • Да и в целом противостояние Паладайна и Такхизис.
  • «Сказочник» Георгия Зотова — история о четырех всадниках апокалипсиса, которые просто следят за тем, чтоб люди быстрее умирали, чтобы их создатель мог их покушать — жизнь в этом сеттинге бессмысленна, а люди просто корм злого Яхве. Самый добрый и человечный из них — Смерть, который сам убивает редко и по собственному желанию, а на работе просто занимается переправкой душ — сам не зная, для чего. А Война — единственная девушка в команде. Неоднократно подсвечивается рассуждениями Смерти:
« Война по природе своей и не может быть мужчиной. Она страстна, коварна, беспощадна, яростна – полный набор женских качеств. »
— Смерть о Войне

Кино

  • Судья Дредд же!(который 2012 года) «Ма-Ма не закон. Папа Я — закон.»
  • Майор Гром: Чумной Доктор — мужественный Игорь Гром и куда более андрогинный Сергей Разумовский. В комиксе выражено ещё сильнее.
    • Всё же зигзаг. Именно в экранизации сам Сергей в общем-то неплохой парень, как раз в андрогинном состоянии, а в состоянии Птицы выглядит немного более брутально. Не говоря уже о том, Птица долгое время выдавала себя за Олега Волкова, которого в андрогинности не обвинит даже слепой.

Аниме и манга

  • Берсерк — брутальный Гатс против откровенно андрогинного (причём бывшего таковым ещё до трансформации в Фемто) Гриффита. Возможно, с некоторым фитильком, поскольку самого Гатса добряком назвать всё-таки сложно, но тем не менее, он скорее на правильной стороне и противостоит злу как может. Там же:Гатс против девушки-апостола, убившей Коркуса.

Видеоигры

Настольные игры

  • Warhammer (любой) — Мир Молота Войны скорее проходит по варианту «злое добро, доброе зло», а гендерные стереотипы там глубоко вторичны, но всё таки самой женственной стороной конфликта является Слаанеш и его(её) слуги — одна из самых злых сторон, а вот для положительных сторон весьма характерна брутальность, даже среди женщин.
    • А ещё есть тёмные эльфы\эльдари, известные своими ведьмочками в бронелифчиках — тоже ужасные создания.