Чмонстр

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Путник, берегись! В этих краях обитает чудовище, даже один взгляд на которое очень опасен: одни при виде его раздражаются слезами от жалости, другие истошно орут от смеха, некоторых даже рвало от омерзения пополам с презрением. Поэтому при встрече с ним просто постарайся не глядя отвесить этой твари поджопник и спокойно продолжай свой путь.

Итак, Чмонстр — это потенциально пугающее существо, которое, однако, вызывает не страх, а смех или жалость, или и то, и другое сразу. Обычно оно если и представляет опасность, то лишь для совсем уже слабаков или растяп. Иногда оттеняет своим присутствием настоящих монстров. В некоторых случаях (например, при налаженном питании) и сам чмонстр способен прокачать свой уровень до вполне опасной и жуткой твари.

Вариант — существо задумано создателями как лютый кошмар, который пачками валит несчастных героев, но по причине отсутствия бюджета получается неуклюже ковыляющее чучело, которому актеры старательно поддаются, героическими усилиями сдерживая смех.

Ещё вариант и притом действительно пугающий — в уродливое, но беспомощное создание может превратиться человек.

Следует помнить, что нелепое, но вполне опасное существо — это другой троп, Помидоры-убийцы.

Частный случаи: Чмоборотень и Кровосися.

Известные чмонстры и где они обитают[править]

Фольклор и предания[править]

  • Что может быть ужаснее, чем после смерти стать вампиром и каждую ночь вставать из могилы, чтобы попить крови невинных людей? Только стать болгарским вампиром-убором и каждую ночь вставать из могилы, чтобы поесть говна. Кровь уборы пьют только в самом крайнем случае, предпочитая конский навоз, который они еще и по стенам домов размазывают.
    • Впрочем, немногим лучше стать вампиром из современного масскульта, который сгорает от солнца, не может войти в дом без приглашения, не отражается в зеркале и вообще слабостей имеет столько, что вызывает не страх, а жалость. Но и у тру-вампира из фольклора хватает багов, например, увидев рассыпанную пшеницу, он не может удержаться от того, чтобы пересчитать все зёрнышки. И да, тоже не может войти без приглашения. Но тут сила и кровожадность искупают.
    • Оборотни, что из фольклора, что из современного масскульта. Или это будет неуправляемая машина смерти, в лучшем случае наделенная животными хитростью и коварством, а то и просто дистиллированный тупой громила, который в человеческой форме страдает от того, что творит в звериной и ищет смерти. Или все и вовсе сведется к возможности превращаться из человека в зверя, не имея ни сверхчеловеческих сил, ни повышенной регенерации, благодаря чему убить такого оборотня сможет одинокая девушка с кухонным ножом. А если оборотни еще хоть что-то будут представлять против простых смертных, то едва ли не вся остальная нечисть, наиболее частыми представителями которой в масскульте оказываются вампиры, колдуны и демоны, ими будет без особого труда вытирать полы. Исключений мало.
  • Мирмеколеон — мифический зверь с головой льва и тела муравья. Некоторую опасность все же представляет, однако если даже он вас и съест, впрок ему вы не пойдёте — тело муравья не сможет переварить такое количество мяса, и зверушка окочурится.
  • Жирень — в славянском фольклоре нечисть, которая заводится в домах, где не берегут продукты. Внешне похож на огромную крысу с человеческим лицом, но вместо шерсти покрыт слизью. Никого не трогает, только лежит и жуёт, жуёт, жуёт с отвратительным чавканьем. Правда, может вырастать до невероятных размеров, если хозяева не перестанут транжирить запасы. Оставшись без еды, усыхает до почти полного исчезновения, оставляя на память нестираемое жирное пятно, из которого, если хозяева вернутся к старым привычкам, вырастет снова.
  • Бесы в христианстве. В сферическом вакууме — охеренно круты, ибо ангелы, хоть и падшие, и теоретически могут хоть теорию плоской Земли сделать правдивой. Но… постоянно находятся под присмотром всеведущего Бога и без Его хотя бы молчаливого допущения не смеют тронуть не то что человека, но даже зверя (небезызвестный легион не мог просто так взять и овладеть свиней — только после того, как это позволил Христос).
  • Черти в русских народных сказках. Что характерно, для хитрожопых попов или жадных богачей представляют неиллюзорную опасность. А вот при встрече с простым мужиком, солдатом или матросом постоянно оказываются обмануты и/или жестоко избиты.

Литература[править]

  • «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» — с прикрученным фитильком заглавный злодей. В сферическом вакууме он отвратительный и смешной козёл, но вот благословение, которым сердобольная фея попыталась облегчить его жизнь, реально общественно опасно.
  • «Властелин колец» — Голлум же! В «Хоббите» казался довольно криповой тварью — у него горят глаза, он бесшумно крадётся в темноте, убивая и пожирая гоблинов, которые и сами-то были довольно опасными тварями; в основной же трилогии его унижают орки, его гнобят хоббиты, про него сочиняют мемы толкинисты…
    • С прикрученным фитильком: Голлум реально опасен для одного хоббита (Бильбо, Фродо или Сэма, последнего он два раза чуть не убил), но против двух хоббитов ничего сделать не может.
    • Орки — сюда же. 3872 орка — это сила, а меньшее количество — курам на смех. Правда, они могут получить преимущество в дальнем бою как крутые лучники.
      • Есть орки и орки, Углука вон лично Эомер в поединке выносил. Углук, правда, урук-хай, да ещё и предводитель. Среднестатистический орк в одиночку неприятен, но не всегда опасен.
  • Р. Л. Стайн:
    • «Не подходите к подвалу» — создания доктора Брюэра, растения с человеческими чертами. Что еще ужаснее, каждое из этих существ, для создания которых доктор использовал собственный генетический материал, похоже, ощущает себя НАСТОЯЩИМ доктором Брюэром и не понимает, что с ним случилось.
    • «Маска Одержимости-2» — шестиклассник Стив Босуэлл хочет отомстить доставшим его первоклашкам, напугав их до усёру, для чего крадёт маску в том же магазинчике, где закупилась героиня прошлой части Карли-Бет. Вот только она взяла маску демона, а Стив — жуткого старика. Которая точно так же приросла к его лицу. В результате чего ГГ почувствовал себя не демоном, а именно стариком. Кряхтя и охая, он кое-как добрался до первоклашек, которые, вместо того, чтоб визжать от ужаса, пожалели бедного дедушку и под руки отвели его к Карли-Бет.
    • «Ужас лагеря „Желейный Джем“»: Желейный Король — огромная и невероятно зловонная тварь, потеющая улитками, которая в считанные дни поработила вожатых в лагере с помощью телепатии, заставив их приводить к нему детей, чтобы те день и ночь отмывали его от вонючей слизи. Упавших от изнеможения чудовище пожирало. Вот только сам Король так огромен и толст, что не может даже сдвинуться с места, а ручонки у него коротки, и когда героиня велела остальным детям прекратить мытьё и распластаться на полу, Король не смог их достать и в считанные минуты загнулся от собственной вони.
    • «Улицы Панического Парка» — Угроза действительно жестокий и страшный злодей, который загубил ради своих целей десятки детей, но если его поднять на смех — натурально сдувается, уменьшаясь в размерах.
  • Клайв Баркер:
    • «Йеттеринг и Джек» — низший демон Йеттеринг, которого в Аду ни в грош не ставят и который вынужден донимать скучного бухгалтера Джека.
    • «Восставший из ада» — таким был вернувшийся из ада Фрэнк, до того как Джулия отпоила его кровушкой.
  • Максим Кабир, «Хуже, чем смерть» — школьный изгой мечтает стать вампиром, чтобы отомстить своим обидчикам. Однажды он встречает зловещего старика, которого принимает за вампира и умоляет обратить в себе подобного. После долгих уговоров дед соглашается… Вот только это был не вампир, а упырь-трупоед. Который живых вообще не трогает, а днём отсиживается в канализации, чтоб самого не тронули.
    • Олег Кожин «Ты мне нравишься» — похоже на предыдущий пример, хотя чмонстра как такового в рассказе нет. Задрот, оказавшийся хозяином невероятно злобного и могущественного демона, не может переступить через собственные моральные установки. А вот измывающийся над ним гопник — запросто.
  • Тамара Крюкова, «Хрустальный ключ» — кошмарик Хока, способный пугать лишь совсем маленьких детей, уже от шестилеток он шарахается. Другие кошмары его гнобят.
  • Гарри Поттер:
    • Собственно Волдеморт до своего триумфального возвращения — жалкое, тщедушное, беспомощное существо (до первой «жертвы» Питера Петтигрю — ещё и бестелесное), похожее на безобразного младенца со змеиными глазами. Правда, отавадакедаврить вполне способен — была бы палочка под рукой.
      • А в финальном томе показано, что кусочек души, оставшийся от Волдеморта, существует в загробном мире в виде ещё более чмонстроидного мелкого чмудовища. На этот раз уже совершенно бессильного. Выглядящего так, что ему отлично подошло бы прозвище «Огрызок». На него невозможно смотреть без тошнотного омерзения и… без слёз.
    • Боггарт, пример с прикрученным фитильком. Для победы над ним нужен смех, вот только… скажем так, временами сложно придумать что-либо смешное, когда смотришь на мёртвые тела своих родственников.
  • Роберт Шекли:
    • «Демоны» — некто вызывает демона и требует от него материальных благ (каковыми демон не располагает), так что демон вынужден вызывать другого демона и требовать тех же благ от него… Второй демон тоже прибегает к прикладной демонологии и вызывает… самого первого. Круг замкнулся.
    • «Бухгалтер» — скорее субверсия. Борбас, Демон Детей — монстр не то чтоб жалкий, но безнадёжно морально устаревший.
  • Энтони Бучер «Клоподав» — демон весьма слабенький, максимум сумел достать завтрашнюю газету. Да и то: используя её, выиграть на скачках не получится, это противоречит самой структуре времени. Но есть один нюанс…

Кино[править]

  • Живой мертвец-зомби (не путать с зомби как жертвой гипноза). Тупой, разлагающийся, а во многих произведениях ещё и медленный. Берут только числом, одинокий зомби — типичный чмонстр.
    • Как минимум с фитильком. Свою тупость и медлительность зомби зачастую компенсируют живучестью, настойчивостью и способностью быстро размножаться при помощи укусов и царапин, которая и обеспечивает им то самое «число», которым они и берут. К тому же сильные и слабые стороны зомби слишком сильно разнятся от произведения к произведению, чтобы вот так вот просто записать их всех в чмонстры.
  • Вообще любой монстр в трэшовых фильмах категории Б, особенно 50-х — 70-х годов прошлого века.
  • «Властелин колец» — если в книжном Горлуме и осталось еще что-то жуткое, то в фильмах он окончательно превратился в источник мемов.
  • «Оно, часть вторая» — герои довели Пеннивайза до состояния чмонстра и раздавили.
  • Финский «Ленин-вампир» — собственно Владимир Ленин-вампир.
  • «Звёздные войны: Пробуждение Силы» — могущественный и устрашающий предводитель Первого ордена Кайло Рен превратился для зрителей в сабж, сняв маску.
  • «Ночь живых придурков» — трио балбесов волею случая превращается в зомби и первоначально воспринимает случившееся как невероятно клевое проклятие. Только вот тушки разлагаются быстро.
  • «Муха»: в рассказе Ланжелана и первой экранизации герой с мушиной головой и лапой мухи вместо руки выглядит со стороны скорее комично (только вот ни ему, ни его жене не до смеха). Ещё более жалко выглядит муха с человеческой головой и рукой, которая бьется в паутине, пища «Помогите! Помогите!». А вот в ремейке герой неиллюзорно страшен и крут, в чмонстра превратился лишь после второй неудачной телепортации в конце. В сиквеле ремейка чмонстрами последовательно стали собака и главгад в конце.
  • «Заклятие долины змей» — происшествие с это-уже-не-Бричером в финале. Справедливости ради, если смотреть фильм целиком, а не только смешной эпизод на ютубе, то не такие уж и спецдефекты для того времени и стран-производителей.
  • «Кровь и шоколад» — таковыми вышли оборотни из-за попытки сценариста сохранить крутость главного героя простого смертного, не делая его при этом профессиональным охотником на оборотней, коим он был в оригинале. В итоге странствующий художник, вчерашний подросток, перебил припрятанным в рукаве серебряным столовым ножом из ресторана, которым даже колоть нельзя, только резать, чуть ли не полстаи лугару. Главной героине, молодой оборотнихе, он свои навыки объяснил тем, что его тренировал отец-спецназовец.

Телесериалы[править]

  • «True Blood» — веры (оборотни). Что волки, что пантеры. Ненамного сильнее простых смертных, при этом существенно тупее, вампирам и в подметки не годятся и убиваются без каких-либо заморочек.

Мультсериалы[править]

  • «Конан — искатель приключений» — змеёныш Дрейкс с человеческой черепушкой вместо головы, трусливый и жалкий.
  • «Крутые бобры»:
    • Ползучая Селезёнка, монстр из любимых бобрами ужастиков категории Б. Это буквально селезёнка, на которой есть большой палец, и с его помощью она передвигается. Да, для детского мультика это неплохой боди-хоррор, но непонятно, почему герои не могут просто растоптать её. Вместо этого они относятся к ней как к серьёзной страшной угрозе, «закрой уши ладонями, чтобы она не залезла тебе в ухо!» А в сиквеле она стала ещё страшнее — отрастила второй палец!
    • Эпизод «Грападура и бобёр-злодей» — создание доктора Деггето, чмонстр Франкенштейна под названием Смерть. Вместо левой руки у него нога, вместо правой ноги — птичья лапа, да и вообще он скорее Франкендрищ. Субверсия: упав в кислоту, он превратился в по-настоящему опасного монстра Суперсмерть.

Комиксы[править]

  • «Самый тупой в мире маг» — Азазальный Долбоед. Не то, чтоб опасен, просто ужасно раздражающий. «Тебя даже бить-то жалко» — при встрече говорит посланный по его душу герой, на что Долбоед реально заплакал. А потом не упустил возможность буквально обосрать главгероя

Видеоигры[править]

Музыка[править]

  • Беломорс — как минимум, «Умирает зомби» в двух вариантах и «Маруся и монстр». А вот «Карманный зомби» — это уже скорее к БДСМ.