Шабаш

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Шабаш — празднество нечистой силы, во время которого творится злое волшебство, происходят зловещие чудеса, а порядочные набожные люди обязаны сидеть либо дома, либо в храме. Если речь идёт конкретно о средневековом европейском шабаше, то обычно он проводился по субботам и праздничным дням, в лесных чащах или на вершинах гор. В этот период ведьмы и колдуны со всей округи собирались в означенных местах, творили волшбу, глумились над христианскими символами, призывали демонов и устраивали оргии с козлами. Иногда на огонёк (и с огоньком) могут заглянуть охотники на ведьм и положить конец безобразиям.

Насколько это правдиво? Ну, прямо скажем, ранние христиане (образованные, ясное дело) отказывались верить в ведьм, считая их языческим суеверием. Настоящая «ведьмоистерия» началась значительно позже, причём упомянутые выше стереотипы изначально относились даже не к самим ведьмам, а к мусульманам, евреям и представителям христианских сект. Наконец, ни единого неопровержимого доказательства того, что где-то когда-либо проводилось колдовское собрание, историками не найдено. Тем не менее, сам по себе архетип сбора нечисти распространён по всему миру и очень любим авторами фэнтези и хорроров.

Помимо прочего, стоит отметить, что своим происхождением слово «шабаш» обязано еврейскому шаббату — субботнему дню отдыха, во время которого запрещено выполнять какую-либо работу. При этом массовую популярность оно обрело лишь в XX в. До этого же мифический слёт ведьм называли как попало.

А еще словом «шабаш» в разговоре кто-то может обозвать практически любое сборище, которое ему не нравится по каким-то причинам.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Уже упомянутые выше наветы на иноверцев и сектантов, ставшие прототипом стереотипов о шабаше. Основой для них самих, в свою очередь, могли послужить описания языческих праздников.
  • Эталонный пример — Вакханалия, буйный фестиваль в честь Диониса/Вакха. В прямом смысле буйный — вино льется рекой, вакханки в припадках безумия убивают своих мужей и детей, совокупляются с сатирами и зазывают мимокрокодилов присоединиться к веселью. Откажешь или, того хуже, закроешь перед последователями Вакха двери — сам в припадке сумасшествия перебьёшь всех родных. Или в летучую мышь превратишься.
    • К слову, в реальности на вакханалиях дело действительно порой доходило до жести, вроде людских жертвоприношений. За это данный праздник был запрещён в Риме, а наиболее ретивые последователи Диониса преследовались не хуже христиан.
    • Про христиан, кстати, иудейские и римские доносчики тоже порядочные ужасы сочиняли, вроде питья крови и использования чёрной магии.
  • Вальпургиева ночь — в Германии, Чехии и сопредельных странах считается, что именно в эту ночь с тридцатого апреля по первое мая ведьмы слетаются на грандиознейший шабаш.
  • Отечественный аналог Вальпургиевой ночи — Лысая гора, на которой в определенные дни (или каждую ночь) колдуньи, черти и прочая нечисть творят богомерзкие бесчинства.
    • Вообще древние славяне верили, что у многих видов нечистой силы есть свои «периоды повышенной активности», когда ухо нужно держать особенно востро, а за пазухой — амулет/крест. Самой известной, пожалуй, является русалочья неделя, когда данная водяная нежить выходит из водоёмов, чтобы порезвиться.
  • В той же Германии и в скандинавских странах популярны легенды о хороводах эльфов и фей. Если им удавалось завлечь в свой круг путника, то последний в лучшем случае обнаруживал, что пока он резвился с остроухими дивчинами, дома его уже десять лет как похоронить успели.
  • Хякки яко — расово-японский вариант шабаша, представляющий собой шествие сотни демонов и ёкаев по людским поселениям знойными летними ночами. Если им на пути попадётся кто-то, не являющийся святым (или находящимся под защитой такового), то беднягу либо убьют, либо он сам умрёт от ужаса.
  • Байка о ролевиках, отыгрывавших инквизицию и решивших подшутить над товарищами, собравшимися ночью вокруг костра и отыгрывавшими сабж. Парни тихонько расселись по кустам, а потом дружно выломились оттуда с воплями «Deus vult!», потрясая оружием и крестами… В общем, последнего из сектантов, которых случайно угораздило устроить камлание именно на полигоне, нашли примерно в километре от места событий, вписавшимся впотьмах с разбегу в дерево.

Театр[править]

  • Иоганн Гёте, «Фауст» — Вальпургиева ночь. Вероятный кодификатор в литературе.
  • Арриго Бойто, опера «Мефистофель». Как и полагается, в оперной интерпретации «Фауста» присутствует сцена Вальпургиевой ночи. Примечательно, что в отличие от трагедии Гёте, эта сцена несколько темнее и острее. Если в поэме шабаш — просто довольно масштабная гулянка ведьм и колдунов, то в опере — настоящая оргия апокалиптических маньяков. А сцена свадьбы Фауста и Елены Прекрасной здесь называется «Ночь классического шабаша».

Литература[править]

Русскоязычная[править]

«

Сколько их! Куда их гонят? Что так жалобно поют: Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают?

»
— Александр Пушкин, «Бесы»
  • Н. В. Гоголь, «Пропавшая грамота».
  • Орест Сомов, «Киевские ведьмы».
  • «Мастер и Маргарита» — великий бал Воланда, куда явились грешные души, ведьмы, демоны, вампиры и свежерасстрелянные Генрих Ягода с секретарём. А по дороге к балу Маргарита успевает наткнуться на русалочью-сатирью гулянку.
    • Дмитрий Мережковский, «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи». Привиделся ли моне Кассандре шабаш под воздействием дурманящего зелья, или же она действительно на нем побывала — каждый может трактовать по-своему. Есть версия, что Булгаков отчасти вдохновлялся «Воскресшими богами», когда описывал полёт Маргариты.
  • Дмитрий Суслин, «Рыцарь Катерино» — на местном шабаше колдунья Руина сообщает об уничтожении рыцарем священного для ведьмовского племени котла, который в своё время украла. Ведьмы в ярости клянутся отомстить, ну а растяпе Руине отрубают в наказание руку.
  • «Страж» — шабаши тут культурные, присутствует наблюдатель от инквизиции.
  • Алексей Пехов, «Лённарт из Гренграса» — Лённарта занесло на посиделки самой главной нечистой силы. Спасли жизнь, согрели, накормили, помогли найти цель. Зная, что в конце его ждет моральный облом.
  • Надежда Первухина, «От ведьмы слышу!» — всеросийский шабаш ведьм в формате семинара на маяке, на котором побывала главная героиня с дочерью. Не смотря на подчеркнутую не-мистичность, кончился для них паршиво (правда, понятно это стало значительно позже, а большая часить проблем были немагического толка). Так-же описывались шабаши времен молодости главной героини; вполне каноничная эстетика, но в целом это были скорее пьянки, нежели мистерии зла.

На других языках[править]

  • Роберт Бернс, мини-поэма «Тэм О’Шентер» — возвращаясь домой в изрядном подпитии, герой стал свидетелем танца ведьм, чертей, попавших в ад мертвецов. А когда он увидел ведьмочку помоложе и заговорил, то весь шабаш понёсся за незваным свидетелем. Тэм чудом спасся, оставив нечистой силе в качестве трофея клок из хвоста бедной кобылы Мэг.
  • Отфрид Пройслер, «Маленькая ведьма» — заглавная героиня без разрешения (мала ещё) пробирается на шабаш.
  • «Гарри Поттер» — под троп попадают сходки Пожирателей смерти. А с точки зрения излишне ретивых и набожных граждан — все книги от и до, ибо про колдовскую бесовщину.
  • Анджей Сапковский, «Сага о Рейневане» — герой, спасаясь от раубриттеров вместе с Катажиной фон Биберштайн (при помощи магии), попадает на ведьминский шабаш.
    • «Сага о ведьмаке» — деконструкция. Съезд чародеев на Таннеде — очень высокосветское мероприятие, но по плодам — шабаш шабашом, так что заставляет вспомнить еврейский анекдот про «вот за это они нас и не любят».
  • Вэнс, «Умирающая земля» — в одной из историй герои наблюдают за шабашом, который неожиданно накрывают светлые рыцари.
  • Терри Пратчетт, Discworld — в «Вещих сестричках» юная и очень старательная ведьмочка Маграт Чесногк приглашает Матушку Ветровоск и Нянюшку Ягг на шабаш — ибо ну какие же ведьмы без шабаша? (Вся начальная сцена «Вещих сестричек» — очень жирная отсылка к трем ведьмам в шекспировском «Макбете»). А в «Маскараде» Матушка и Нянюшка пытаются организовать шабаш вдвоем, без Маграт, вышедшей к тому времени замуж за короля. Но вдвоем шабаш уже получается каким-то не таким…

Кино[править]

  • «Гензель и Гретель: Охотники на ведьм» — какой же фильм про ведьм и без ведьмовского шабаша? Именно на нём происходит финальное сражение с главной злодейкой и другими колдуньями.
  • «Ведьма» (2015) - в самом конце главная героиня, Томасин, принимает дьявола, расписывается в особой книге и становится ведьмой, первым делом заявляясь на шабаш с танцующими вокруг костра другими обнаженными ведьмами, после чего вместе с ними поднимается в воздух.

Мультфильмы[править]

  • Диснеевская «Фантазия» 1940 г. — эпизод «Ночь на Лысой горе» посвящен свистопляске ведьм и демонов во время Вальпургиевой ночи под началом гигантского, рогатого и крылатого Чернобога. В конце наступает рассвет, и под звон церковных колоколов нечистые исчезают, а Чернобог обращается в камень.
  • «Как казаки на свадьбе гуляли» — на затерянной в глуши корчме собралась погулять различная нечисть, от чертей до ведьм с ожившим пугалом. А руководил этим всем либо сам Дьявол, либо Князь Тьмы поменьше. В Википедии он записан как Вельзевул.
    • Да, этого «Князя», как и всю остальную нечисть, хитроумные казаки без труда напугали, поймали в бочку и скинули вместе с корчмой в болото. Но тут может быть дань уважения народным сказкам, где любую нечисть (включая самого Сатану) легко курощали отважные и умные солдаты, казаки или представители других уважаемых профессий.

Мультсериалы[править]

  • «Первобытный» — в эпизоде «Ковен проклятых» Копьё и Клык вынуждены противостоять группе ведьм, похищающих жизненную силу у мужчин ради размножения.

Аниме и манга[править]

  • «Robot Carnival» — финальная новелла целиком об этом: жил себе Токио и не тужил, пока однажды над ним не материализовалось колоссальное механическое чудовище. Начало оно извергать огонь с молниями и везде, куда они попадали, техника сатанела и превращалась в монстров, объединившихся в жуткий парад. Как нетрудно догадаться, прототипом послужил упомянутый выше Хякки яко.

Настольные игры[править]

  • «Warhammer» (любой из трёх) — чуть менее чем любая сходка культистов Хаоса представляет собой эталонный шабаш с поеданием людской плоти, отвратительными обрядами и магическими ритуалами.

Музыка[править]

(link)

Алиса. Живьём и с фаерами особенно впечатляет
«

От скучных шабашей [правильно — ша́башей] Смертельно уставши, Две ведьмы идут и беседу ведут … «Как всё изменилось! Уже развалилось Подножие Лысой горы».

»
— «Выход нечисти в город»
  • «Алиса», «Шабаш» — целый альбом, аж с ДВУМЯ песнями с таким названием. Для России, пожалуй, музыкальный кодификатор.
  • «Сектор Газа», «Вальпургиева ночь».
  • «Фабрика», «Я тебя зацелую» — на берегу озера собрались русалки и обсуждают «уловы» друг друга.
  • Black Sabbath — несмотря на название, тему практически не раскрывали (в заглавной песне описывается явление демона, а не шабаш). С натяжкой подойдёт War Pigs: «Generals gather in their masses just like witches at black masses»/
  • Coven пели о шабашах куда активнее «Саббатов», причём их дебютный альбом тоже открывается песней «Black Sabbath» — за год до того, как Айомми сотоварищи выпустят свой «Чёрный Шаббат».
  • А уж как многое завязано на шабаши у Inkubus Sukkubus…
  • Faun, «Walpurgisnacht». Пляски вокруг костра в клипе прилагаются.
  • Панова, «По метлам, девоньки (бабоньки, бабушки)».

Реальная жизнь[править]

  • Стереотипно-шабашную эстетику любят отыгрывать неоязычники, в первую очередь, западного толка — виккане и тому подобные. Обычно получается помесь сходки говнарей с любительской постановкой на либретто МТА. Стандартные даты шабашей привязаны к праздникам Колеса года.
  • Бенандатти — община, утверждавшая, что является оборотнями и в соответствующее время выходит охотиться на нечистую силу во имя Господне. Что характерно, инквизиция, изучив материалы дела, трогать этих перцев не стала.
  • В русском языке было восклицание «шабаш!» в значении «конец (чему-то, чем говорящий занимался до этого возгласа)», которое происходит опять-таки от шаббата — в смысле, «конец работе».
    • А. Н. Толстой, «Пётр Первый»: «В семь ужин — полчаса и в десять — шабаш… Есть у нас пятнадцать человек с воли, наемных, — те в семь шабашут и спят отдельно».
    • Владимир Высоцкий, «Песня о нейтральной полосе»: «Будет свадьба, — говорит, — свадьба — и шабаш!» [Т. е. конец спорам.]
« Враг повержен, гвардейцы — шабаш! »
— Александр Башлачёв «Грибоедовский вальс»
  • Глагол «шабашить» (и отглагольное существительное «шабашка»), то есть заниматься низкоквалифицированным и не очень официальным трудом, происходит от того же возгласа. Армяне-шабашники из «Чугунного всадника» Михаила Успенского.