Все любят монстров

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Freaky Is Cool. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Само чудовище тоже выглядит довольно халтурно. Но мне нравилось это старое чудище, духовная сестра Годзиллы, Могучего Джо Янга, Горго и всех динозавров, когда-либо вмерзавших в лед и выбиравшихся из него, чтобы медленно пройтись по Пятой авеню, круша магазины электроники и пожирая полицейских; чудовище из «Пророчества» вернуло мне лучшую часть моей напрасно прошедшей молодости, часть, включающую таких раздражительных друзей, как венерианец Имир и Смертоносный Богомол... Что бы там ни было, все равно — это красивое и хорошее чудовище. »
— Стивен Кинг. «Пляска смерти».
Ты бесчувственная тварь, если не плакал на этой сцене

Все любят монстров.

Они разрушают все на своем пути? Но это же признак нереальной крутизны!

Они жрут людей? Да люди сами пачками истребляют друг друга за милую душу! Причем, в отличие от монстров, прекрасно понимают, что творят. А монстры просто кушать хотят. И никто им не объяснил, что мы все такие из себя высокодуховные, с богатым внутренним миром, и потому перерабатывать нас в какашки — жестоко. А кроме того — люди сами нередко создают монстров, когда ученые решают поиграть в Бога, а дельцы плюют на окружающую среду. Так что монстрожор иногда подается чуть ли не как справедливая кара человечеству за грехи его.

Они злобные и агрессивные? А люди бывают жестокие, трусливые, подлые, невежественные, лживые, извращенные.

Они страшные, уродливые и противные? Нет, они просто яркие и необычные. А может даже и величественные. Даже прекрасные! По-своему.

Некогда всякое отличие от нормы воспринималось людьми со страхом и враждебностью, однако с развитием цивилизации общество в целом, худо-бедно, научилось терпимости и сочувствию к изгоям, тем, кто отличается от большинства, в них иногда даже стали видеть незаурядные, выдающиеся личности (в терминальной стадии «не такие» вообще ставятся выше обычных людей). Постепенно это распространилось и на киношных/литературных чудовищ.

Любимцы публики бывают четырех видов:

1) Только вчера публика откладывала пахучие кирпичи и ждала, когда же страшный монстр будет обезврежен. А сегодня она уже с нетерпением ждёт возможности снова увидеть его живым, здоровым и еще более страшным. Создатели нередко сами офигевают от народной любви к своему жуткому детищу.

2) Монстр по-прежнему страшный и агрессивный, но теперь он всячески облагораживается, наделяется способностью любить, грустить, помогать себе подобным, а на его фоне показан паноптикум гадов рода человеческого; нередко монстры первого вида в сиквелах и ремейках превращаются в монстров вида второго. Субтроп: монстр такой не потому что сам по себе злобный, а потому что его принуждает проклятие или еще чего-нибудь в этом роде. Частный случай: оборотень, не помнящий события, происходившие в его зверином облике. Второй субтроп, к культу любви: монстр мужского пола внезапно влюбляется в девушку и… монстром не перестает быть, но начинает защищать девушку.

3) Монстры злобные и опасные, но внешне — симпатяги, часто малы ростом. Плюс пятьдесят очков за пушистость, плюс сто за схожесть с домашними любимцами. Человек вообще не воспринимает таких существ как монстров, потому что они похожи на человеческих детёнышей. По крайней мере, пока они не докажут обратное. Детей всяких чудовищ часто любят именно по этой причине.

4) Монстры на лицо ужасные, добрые внутри. Убить могут, но только с голодухи и для самозащиты. Нередко люди в таких произведениях на лицо нормальные, а внутри клейма ставить негде. Частный случай: красавица и чудовище.

5) Субтроп. Этот монстр может наделять своими особенностями людей: вечной жизнью, регенерацией или еще чем-нибудь, проходящим по разряду невероятно клевое проклятие. Каким бы жестоким, злобным, коварным и уродливым монстр ни был, человек может стать таким же и перейти на его сторону. Многие зрители мечтают об этом втайне. А если монстр при этом еще и придерживается какого-нибудь морального кодекса — симпатии обеспечены. Такой субтроп часто используется для вампиров и оборотней, реже для демонов.

Родственный троп — няшные монстры, совсем уж безобидные и ни капельки не страшные.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Чудовище из сказки о Красавице и Чудовище и её вариаций.

Литература[править]

  • Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» — созданное заглавным героем чудовище.
  • В. Гюго, «Собор Парижской богоматери» — Квазимодо вполне сойдёт за монстра.
  • Гастон Леру, «Призрак Оперы» — Эрик, аналогично.
  • Внезапно — бестиарий Лавкрафта. Автор бы весьма удивился тому, как в наши дни популярен Ктулху… и как его образ изменил интернет.
  • Г. Уэллс, «Человек-невидимка» — доктор Гриффин, как ни странно, попадает одновременно и под типаж человеческой сволочи, и под типаж всеми любимого монстра.
  • Монстры из «Ночного народа» Клайва Баркера. В принципе, они действительно страшноваты и опасны, но показаны с симпатией. А настоящее зло — маньяк Деккер и науськанные им на монстров обыватели и полицейские.
    • Аналогично в его рассказе «Кожа отцов».
  • Гремлины из книги Роальда Даля (и фильмов Джо Данте).
    • Эти мелкие, злобные пакостники в сто раз популярнее спокойных няшек-могваев, из которых вырастают, потому что они во всем подражают людям и являются карикатурами на них, не имея собственного социума и достаточно развитого интеллекта. Изрядно смахивают на настоящих хулиганистых детей. А пушистые могваи воспринимаются как обычные домашние питомцы или живые игрушки.
  • Монстры из книги «Там где чудища живут» Мориса Сендака и ее экранизации.
  • Многие существа Р. Л. Стайна: Кошмарийцы, Слэппи, Косматый, Снежный Человек…
    • Например, Снежный Человек у него, конечно, не добряк Гарри, а достаточно дикое и грозное существо, дух природы, однако не чуждо ему и милосердие. А вот боящийся его проводник из-за своего страха готов бросить спутников, забрав и собачью упряжку.
  • Роман «Добыча» Стивена и Стефани Перри. Главный герой романа Хищник Дачанд очень симпатичен. Он не обидит слабого и не тронет мирного человека. И когда он погиб, то автор данной правки реально ревел!

Кино[править]

  • Многие кайдзю.
    • Кинг-Конг. В первом фильме — безжалостный монстр, который неожиданно влюбился; во всех ремейках и адаптациях — дикое и гордое существо, способное на сильное чувство, но павшее жертвой человеческой алчности.
    • Самый известный — Годзилла. Из ужасного монстра, символа ядерной угрозы, превратился чуть ли не в национального героя Японии. Причём в отличие от того же Кинг-Конга превратился во всеобщего любимца без всяких на то предпосылок. Хотя изначально Годзилла ведь олицетворял природу, а природу любят все. И динозавров
    • Аллозавр Гванги из фильма «Долина Гванги» — его гибель в горящей церкви вышибет слезу из кого угодно.
    • Гамера — в отличие от Годзиллы, еще в первом фильме показан не без симпатии, а к третьему превратился в друга всех детей
    • Гигантская бабочка Мотра — защитница Земли, готовая пожертвовать жизнью ради человечества. В какой-то мере кодификатор доброго и симпатичного кайдзю
  • Почти все персонажи «Клуба монстров» — киноантологии 1980 года по рассказам писателя Рональда Четвинд-Хейса. В двух из трех новелл именно люди являются главными злодеями. Подсветка: в финале самого Четвинд-Хейса не хотят принимать в Клуб, после чего его друг-вампир (Винсент Прайс) убедительно доказывает, что ядерное оружие, мировые войны, концлагеря, пытки и казни делают человека самым страшным чудовищем на свете. «Я не знал, что люди такие… талантливые!» — восклицает оборотень-председатель, и Четвинд-Хейс становится почетным членом Клуба.
  • Лизун из «Охотников на привидений».
  • «Тварь из Чёрной Лагуны» («Creature from the Black Lagoon»).
  • Зубастики из одноимённого цикла фильмов.
  • Дракон Галгамет из одноимённого фэнтези-фильма.
  • Фредди Крюгер, Джейсон Вурхиз, Чаки, etc.
  • «Хищник» («Predator»). Инопланетный разумный монстр-охотник. Любим прежде всего за обилие высокотехнологичных гаджетов, коими он расправляется со своей двуногой добычей, строгим кодексом чести, и за то, что заставляет наиболее проницательных зрителей задуматься — а не таким ли же чудовищем воспринимает олень охотящегося за ним человека с ружьем?
    • Внезапный зигзаг. Противники хищника по сути такие-же «хищники» и охотники на людей. Арнольда и его боевой отряд послали на охоту за коммунистами в латинскую Америку. Каждого из них инопланетянин убил таким образом, чтобы с долей черного юмора разрушить их образ непобедимых вояк (он слушал их диалоги), тем самым унизив их как воинов.
  • В меньшей мере — Чужие-ксеноморфы. Тем не менее, даже горячие сторонники красотки Рипли отмечают присущую этим созданиям чужеродную, отталкивающую, неземную, но все же несомненную красоту хищных зверей — что и неудивительно. Дизайном этих монстров занимался не кто нибудь, а знаменитый художник Ханс Рудольф Гигер.
    • В расширенной вселенной чужого и соответствующих НРИ образ раскрывается шире. Корпорации и империи поделили космос и относятся к обычным людям, как к расходникам. Несмотря на всю свою чужеродность (и неиграбельность) ксеноморфы отлично привлекают внимание людей своими выходками к политическим проблемам, шаг-за-шагом непреднемеренно расшатывая власть корпораций.
      • Педаль в пол подсвечивают те же самые НРИ, где в советах для мастеров ксеноморфы прямо названы расплатой за гордыню и жестокость.
  • Обитатели Хэллоуинтауна из одноимённой трилогии фильмов.
  • «Ужасный снежный человек» 1957 года: это мы дикари со своими войнами и жаждой наживы, а снежные люди — культурные и спокойные существа, не трогающие тех, кто не желает им вреда. И да, именно они унаследуют Землю, когда т. н. «цивилизованное человечество» самовыпилится в ядерной войне.

Мультфильмы[править]

  • «Кошмар перед Рождеством» — обитатели другого Хэллоуинтауна.
  • «Как приручить дракона» — всё об этом, и чем дальше, тем больше.
  • Мультсериал о казаках — нечисть в «Как казаки на свадьбе гуляли», ручные сфинксы египтян в «Как казаки невест выручали», инопланетяне в «Как казаки инопланетян встречали» и, конечно же, два смешных циклопа-воина бога Аида и сам Аид (похож на старичка-гнома) из «Как казаки олимпийцами стали».
  • Трилогия «Отель „Трансильвания“» же! Подсвечено Фрэнком: «Они любят нас!»

Мультсериалы[править]

  • «Настоящие монстры». История об учениках академии монстров и об их забавном но строгом (иногда даже чересчур) наставнике-профессоре.
  • «Каспер и его друзья» — дядюшки Каспера.
  • «Утиные истории» — внутримировой пример. Монстры (Дракула, Мумия, Франкенштейн и другие) обижаются, что в кино их изображают злыми. Они даже устроили акцию протеста, угрожая засудить киностудии. Но потом они узнали, что монстры в фильмах всем нравятся.
  • «Гаргульи» же.
    • Хотя внутри мира, в неканоничном третьем сезоне, после раскрытия гаргулий общественности, сбежалась целая армия (буквально) ксенофобов и героям пришлось весь сезон доказывать миру что они хорошие.

Комиксы[править]

  • Болотная тварь из DC и Чудище из Marvel.
  • Симбиоты из Marvel Comics. Питаются жизненной силой и эмоциями носителя, даруя ему сверхспособности. Особенно отметился Веном, успевший побывать героем несколько раз (вместе с Эдди Броком и Флешем Томпсоном).

Видеоигры[править]

  • Племя Патапон из серии одноимённых игр.
  • Undertale. Между вторым и четвёртым вариантом — в целом, там монстры хоть и опасны для игрока, их есть за что полюбить и пожалеть…