Греческий хор: различия между версиями
(→Кино: следуйте алфавитному порядку, обратите внимание на соответствующее обсуждение) |
SMT5015 (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 3 промежуточные версии 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Q|…И в действие введу я хор, пожалуй,<br/>По типу хора греческих трагедий.|Тимур Шаов, «Играем Тургенева»}} | {{Q|…И в действие введу я хор, пожалуй,<br/>По типу хора греческих трагедий.|Тимур Шаов, «Играем Тургенева»}} | ||
Обычно авторы стремятся участвовать в сюжете опосредованно, передавая своё мнение через персонажей, ситуации и описание, позволяя читателю самому осознать мораль произведения. [[Авторский произвол|Грубое вмешательство в законы мира]] | Обычно авторы стремятся участвовать в сюжете опосредованно, передавая своё мнение через персонажей, ситуации и описание, позволяя читателю самому осознать мораль произведения. [[Авторский произвол|Грубое вмешательство в законы мира]] — существенный ляп; авторские характеристики — стиль [[МТА]]. Талантливый автор незаметен и деликатен… Но не в этот раз. Этот автор не стесняется чуть ли не лично выйти на сцену и объявить своё отношение к происходящему. Иногда — в виде бесплотного духа, говорящего со зрителем напрямую, минуя основное действие; а иногда и вступая в диалог с героями. При этом сам он не герой и никакого участия в действии, кроме комментирования, не принимает. | ||
[[Именно то, что написано на упаковке|Как и следует из названия]], [[кодификатор]], [[первопример]] и [[тропнеймер]] греческого | [[Именно то, что написано на упаковке|Как и следует из названия]], [[кодификатор]], [[первопример]] и [[тропнеймер]] греческого хора — хор, участвующий в древнегреческих постановках. Изначально именно он и был главным действующим лицом; позже, с появлением персонажей, ему досталась роль комментатора и выразителя народного мнения и позиции автора. В таком качестве явление и закрепилось. Впрочем, для современных произведений троп в целом не характерен, и автору нужно постараться, чтобы его прямое участие не вылилось в скучное [[Капитан Очевидность|капитанство]] и резонёрство. | ||
Родственные | Родственные тропы — [[резонёр]] и [[мистер Экспозиция]]. Возникают тогда, когда автор не дерзает сам лично зачитывать зрителю мораль или объяснять порядки в мире, и скрывается под маской персонажа. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
Строка 22: | Строка 22: | ||
* У Шекспира роль хора исполнял человек в черном. Выступал в начале, кратко рассказывая сюжет пьесы. Нередко этот рассказ представлял собой сонет. | * У Шекспира роль хора исполнял человек в черном. Выступал в начале, кратко рассказывая сюжет пьесы. Нередко этот рассказ представлял собой сонет. | ||
** В «[[Гамлет]]е» хор (как и пантомима) представлен только в полупародийной «Мышеловке». Кроме того Офелия в ответ на двусмысленные комментарии принца по её ходу замечает, что он «хорошо заменяет хор» (заодно обыгрывая носимый им траур). | ** В «[[Гамлет]]е» хор (как и пантомима) представлен только в полупародийной «Мышеловке». Кроме того Офелия в ответ на двусмысленные комментарии принца по её ходу замечает, что он «хорошо заменяет хор» (заодно обыгрывая носимый им траур). | ||
* Мюзикл Стивена Сондхайма «Суини Тодд». | |||
* Мюзикл «Legally Blonde». Обыгрывается [[шутки ради]]: когда Эль Вудс обнаруживает, что её бывший парень, ради которого она поступила в Гарвард, уже встречается с другой девушкой, на сцене появляются подруги Эль из школьного клуба, прямо заявляющие: | * Мюзикл «Legally Blonde». Обыгрывается [[шутки ради]]: когда Эль Вудс обнаруживает, что её бывший парень, ради которого она поступила в Гарвард, уже встречается с другой девушкой, на сцене появляются подруги Эль из школьного клуба, прямо заявляющие: | ||
{{Q|Эль, это — трагедия. А каждой трагедии нужен греческий хор!|Сирена}} | {{Q|Эль, это — трагедия. А каждой трагедии нужен греческий хор!|Сирена}} | ||
* Леонид Андреев, «Жизнь Человека». Некто в сером, именуемый «Он», а также «как тебя там зовут: рок, дьявол или жизнь», присутствует на сцене в основном молчаливо, перемежая действие короткими репликами и длинными монологами. | * Леонид Андреев, «Жизнь Человека». Некто в сером, именуемый «Он», а также «как тебя там зовут: рок, дьявол или жизнь», присутствует на сцене в основном молчаливо, перемежая действие короткими репликами и длинными монологами. | ||
* Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов, «Ирония судьбы, или С легким паром». Ведущий, который не только комментирует действие ироническими монологами (в [[Ирония судьбы, или С лёгким паром!|фильме]] один из них стал внутренним монологом Павлика в самом начале), но и, как положено греческому хору, активно общается с персонажами. | * Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов, «Ирония судьбы, или С легким паром». Ведущий, который не только комментирует действие ироническими монологами (в [[Ирония судьбы, или С лёгким паром!|фильме]] один из них стал внутренним монологом Павлика в самом начале), но и, как положено греческому хору, активно общается с персонажами. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Л. Н. Толстой любил перемежать действие псевдо-историческим и псевдо-философическим угаром. | * Л. Н. Толстой любил перемежать действие псевдо-историческим и псевдо-философическим угаром. | ||
* Классики [[Приключения|приключенческого]] жанра тоже не отказывали себе в этом удовольствии. | * Классики [[Приключения|приключенческого]] жанра тоже не отказывали себе в этом удовольствии. | ||
* | * Редьярд [[Киплинг]] в «[[Книга джунглей|Маугли]]» иногда делал это, поясняя маленьким читателям некоторые реалии Закона Джунглей, но очень тактично. Например, сказав, что если кто-либо убьёт маленького волчонка, то стая сделает всё возможное, чтобы найти убийцу и отомстить, он поясняет: «Подумай немного, и ты поймёшь, что так и должно быть». | ||
* Алан Милн в повести «Когда-то, давным-давно» продавил [[педаль в пол]]. Постоянно спорит на страницах книги с историком Роджером Кривоногом, ссылаясь на его труды, а главное — защищает [[девтерагонист]]ку [[Нежданный любимец автора|графиню]] [[Роковая женщина|Бельвейн]]! Впрочем повести (которая от и до — сказка, наполненная [[деконструкция]]ми и неимоверным [[бафос]]ом) это отнюдь не вредит. | * Алан Милн в повести «Когда-то, давным-давно» продавил [[педаль в пол]]. Постоянно спорит на страницах книги с историком Роджером Кривоногом, ссылаясь на его труды, а главное — защищает [[девтерагонист]]ку [[Нежданный любимец автора|графиню]] [[Роковая женщина|Бельвейн]]! Впрочем повести (которая от и до — сказка, наполненная [[деконструкция]]ми и неимоверным [[бафос]]ом) это отнюдь не вредит. | ||
* Н. Г. Чернышевский в « Что делать»? А « Пролог» построен совершенно иначе. | * Н. Г. Чернышевский в « Что делать»? А « Пролог» построен совершенно иначе. | ||
* «Дом малых теней» Адама Нэвилла — в постановках театра кукол Мэйсона эту роль играет сам кукольник; по ходу книги, при постановке спектакля используют его голос, записанный на пластинку, если только не на что-то более древнее. После тот же голос звучит и в Красном доме, как ещё один знак того, что героиня стала частью большого и весьма странного представления. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Айболит-66» — демонстративно-театральные «комики и трагики» (в виде «рыжих» и «белых» клоунов). То поют, то комментируют действие речитативом. Под конец, правда, непосредственно вмешиваются в действие, влезая в вариоэкран прямо из зрительного зала и расправляясь с пиратами. | * «Айболит-66» — демонстративно-театральные «комики и трагики» (в виде «рыжих» и «белых» клоунов). То поют, то комментируют действие речитативом. Под конец, правда, непосредственно вмешиваются в действие, влезая в вариоэкран прямо из зрительного зала и расправляясь с пиратами. | ||
* «Берегись автомобиля!» Эльдара Рязанова — голос за кадром присутствует [[шутки ради]]. Настолько хорош, что некоторые реплики ушли в народ. | * «Берегись автомобиля!» Эльдара Рязанова — голос за кадром присутствует [[шутки ради]]. Настолько хорош, что некоторые реплики ушли в народ. | ||
* «Старики-разбойники» его же — аналогично. | |||
* «Дедпул» — этот сам себе хор в одном лице! | * «Дедпул» — этот сам себе хор в одном лице! | ||
* «Оптимистическая трагедия» — в начале и несколько раз по ходу действия читаются невыносимо нудные нравоучения по поводу предстоящих событий. | |||
* «Приключения принца Флоризеля». [[Жизнь пишет сюжет|Изначально не предполагался, но…]] Советская цензура забраковала фильм за то, что слишком комплиментарно показана августейшая особа. Тогда режиссёр Евгений Татарский добавил иронии, введя в картину закадровый голос полковника Джеральдина, чьи [[бафос]]ные комментарии происходящего (обычно идущие [[Гиллигановский монтаж|вразрез с его реальным смыслом]]) стали замечательной изюминкой фильма. | |||
* Франшиза «[[Ёлки]]» — рассказчик, комментарии которого поначалу связывали отдельные новеллы, но потом стали просто дополнительно пояснять и комментировать действие. | * Франшиза «[[Ёлки]]» — рассказчик, комментарии которого поначалу связывали отдельные новеллы, но потом стали просто дополнительно пояснять и комментировать действие. | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* | * «[[Штирлиц|Семнадцать мгновений весны]]» же! Закадровый голос Копеляна попал в анекдот из эпиграфа не от фонаря. | ||
* Российский сериал «Детективы»: голос за кадром постоянно капитанствует, описывая события, которые зритель и так прекрасно видит. | * Российский сериал «Детективы»: голос за кадром постоянно капитанствует, описывая события, которые зритель и так прекрасно видит. | ||
** Закадровый Капитан вообще часто встречается в низкопробных сериальчиках, чтобы зрители, которые слушают сериал краем уха, не теряли нить повествования. | ** Закадровый Капитан вообще часто встречается в низкопробных сериальчиках, чтобы зрители, которые слушают сериал краем уха, не теряли нить повествования. | ||
* | * «Бандитский Петербург», сезон второй «Адвокат» — закадровый голос комментирует события, время от времени обращается напрямую к главному герою, а иногда и добавляя небольшие спойлеры, представляет персонажей, давая их краткие характеристики. Временами закадровыми голосами актеров озвучиваются и мысли их персонажей. На атмосферу, создавая впечатление чтения старого детективного романа, работает отлично. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | |||
* [[Spider-Man|Человек-Паук (1994)]] — заглавный герой, чьи мысли идут закадровым голосом едва ли не все время, пока он присутствует на экране, вполне пойдет за греческий хор имени себя. | |||
=== [[Аниме]] === | === [[Аниме]] === | ||
* [[JoJo's Bizarre Adventure]] — Спидвагон. Его имя в отаку-тусовке даже стало нарицательным. | * [[JoJo's Bizarre Adventure]] — Спидвагон. Его имя в отаку-тусовке даже стало нарицательным. | ||
* [[Один на вылет]] — Если вы не умеете сложить 2 + 2, то добрый рассказчик заботливо подскажет вам, что это 4. | |||
* [[Shaman King]] — Манта | * [[Shaman King]] — Манта | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* [[Hercules (мультфильм)|Геркулес]] — хор муз участвует в экспозиции, а также комментирует происходящее во время песен. | * [[Hercules (мультфильм)|Геркулес]] — хор муз участвует в экспозиции, а также комментирует происходящее во время песен. | ||
** «Геркулес и Зена — Битва за Олимп» — задолго до этого вашего диснеевского мультфильма в начале четыре нимфы исполняли песню «Across the sea of Time». | ** «Геркулес и Зена — Битва за Олимп» — задолго до этого вашего диснеевского мультфильма в начале четыре нимфы исполняли песню «Across the sea of Time». | ||
* «[[ | * «[[Пиф-паф, ой-ой-ой]]» — обыгрывается шутки ради. В частности, в опере комментирующий ход сюжета хор буквально присутствует на сцене (как это порой и бывает в этом жанре, см. ниже). | ||
* «[[Treasure Island/Адаптации|Остров сокровищ]]» Давида Черкасского: в роли «греческо-пиратского хора» — группа «Гротеск». | * «[[Treasure Island/Адаптации|Остров сокровищ]]» Давида Черкасского: в роли «греческо-пиратского хора» — группа «Гротеск». | ||
* | * В некоторых американских мультфильмах девяностых годов, в сериях, где действия происходили на диком Западе, то, что происходит, могли комментировать [[w:мариачи|музыканты-марьяччи]]. | ||
** Обыграно в современном мультфильме «Ранго». Хор забавных [[Милая совушка|сычей-мексиканцев]] и с героями общается, и [[Разрушение четвертой стены|со зрителями]]. | |||
* [[ | |||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
Строка 75: | Строка 74: | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* The Bard’s Tale — и напрямую, и со стёбом, и с разрушением четвёртой стены, и, в общем, «я и прямо, я и боком, с поворотом и с прискоком». | |||
* Серия Dungeons — рассказчик нередко переговаривается и даже спорит с персонажами. | |||
* [[Darkest Dungeon]] — Предок комментирует события и даёт советы во время игры. Мемуары и катсцены перед боями с боссами не считаются: там он [[персонаж-призрак]], а не бесплотный комментатор. | * [[Darkest Dungeon]] — Предок комментирует события и даёт советы во время игры. Мемуары и катсцены перед боями с боссами не считаются: там он [[персонаж-призрак]], а не бесплотный комментатор. | ||
* «Iratus — Lord of the Dead» — весьма близок к предыдущему пункту по всем показателям. Тут комментированием действий игрока занимается сам протагонист. | * «Iratus — Lord of the Dead» — весьма близок к предыдущему пункту по всем показателям. Тут комментированием действий игрока занимается сам протагонист. | ||
* | * [[Hellblade: Senua’s Sacrifice]] — буквально хор [[Голоса в голове|голосов в голове]], из которых один берёт на себя роль рассказчика, другие — [[Антизастревательная фича|антизастревательной фичи]], а третьи — [[Почему ты отстой|нервотрёпки]]. | ||
=== [[Музыка]] === | === [[Музыка]] === | ||
* Опера была придумана в качестве попытки возродить античную трагедию, и неудивительно что в ранних образцах такого полно. | * Опера была придумана в качестве попытки возродить античную трагедию, и неудивительно, что в ранних образцах такого полно. | ||
* Оратория — ещё больше: она родилась в той же Италии как церковная самодеятельность для разъяснения Библии пастве. Именно такую роль и принял хор, когда Папа Римский решил, что это безобразие лучше возглавить. | |||
* Тимур Шаов, мумузикл «Играем Тургенева». | * Тимур Шаов, мумузикл «Играем Тургенева». | ||
{{Nav/Basic}} | {{Nav/Basic}} |
Текущая версия на 20:56, 26 марта 2023
« | …И в действие введу я хор, пожалуй, По типу хора греческих трагедий. |
» |
— Тимур Шаов, «Играем Тургенева» |
Обычно авторы стремятся участвовать в сюжете опосредованно, передавая своё мнение через персонажей, ситуации и описание, позволяя читателю самому осознать мораль произведения. Грубое вмешательство в законы мира — существенный ляп; авторские характеристики — стиль МТА. Талантливый автор незаметен и деликатен… Но не в этот раз. Этот автор не стесняется чуть ли не лично выйти на сцену и объявить своё отношение к происходящему. Иногда — в виде бесплотного духа, говорящего со зрителем напрямую, минуя основное действие; а иногда и вступая в диалог с героями. При этом сам он не герой и никакого участия в действии, кроме комментирования, не принимает.
Как и следует из названия, кодификатор, первопример и тропнеймер греческого хора — хор, участвующий в древнегреческих постановках. Изначально именно он и был главным действующим лицом; позже, с появлением персонажей, ему досталась роль комментатора и выразителя народного мнения и позиции автора. В таком качестве явление и закрепилось. Впрочем, для современных произведений троп в целом не характерен, и автору нужно постараться, чтобы его прямое участие не вылилось в скучное капитанство и резонёрство.
Родственные тропы — резонёр и мистер Экспозиция. Возникают тогда, когда автор не дерзает сам лично зачитывать зрителю мораль или объяснять порядки в мире, и скрывается под маской персонажа.
Примеры[править]
Фольклор[править]
« | Штирлиц толкнул дверь рукой. Дверь не открылась. Штирлиц толкнул дверь плечом. Дверь не открылась. Штирлиц разбежался и бросился на дверь всем телом. Но дверь не поддавалась. Голос Копеляна за кадром: «На себя, болван!» | » |
— Анекдот |
Театр[править]
- Греческие театральные постановки, конечно же! В частности:
- «Персы» и «Агамемнон» Эсхила.
- В его же «Молящих» и «Эвменидах» хор и вовсе действующее лицо.
- Считается, что именно Эсхил ввёл в трагедию второго актёра, так что персонажи (в разных масках) могли теперь вести диалоги между собой, а не только с корифеем хора, значение которого с тех пор пошло на убыль.
- А Софокл — третьего. Впрочем, он и хор увеличил.
- Считается, что именно Эсхил ввёл в трагедию второго актёра, так что персонажи (в разных масках) могли теперь вести диалоги между собой, а не только с корифеем хора, значение которого с тех пор пошло на убыль.
- «Антигона» Софокла.
- Для комедии типичны пародийные хоры. В комедии Аристофана «Лягушки» действует… да, хор лягушек. А его же «Облака» и вовсе давят педаль в пол.
- У Шекспира роль хора исполнял человек в черном. Выступал в начале, кратко рассказывая сюжет пьесы. Нередко этот рассказ представлял собой сонет.
- В «Гамлете» хор (как и пантомима) представлен только в полупародийной «Мышеловке». Кроме того Офелия в ответ на двусмысленные комментарии принца по её ходу замечает, что он «хорошо заменяет хор» (заодно обыгрывая носимый им траур).
- Мюзикл Стивена Сондхайма «Суини Тодд».
- Мюзикл «Legally Blonde». Обыгрывается шутки ради: когда Эль Вудс обнаруживает, что её бывший парень, ради которого она поступила в Гарвард, уже встречается с другой девушкой, на сцене появляются подруги Эль из школьного клуба, прямо заявляющие:
« | Эль, это — трагедия. А каждой трагедии нужен греческий хор! | » |
— Сирена |
- Леонид Андреев, «Жизнь Человека». Некто в сером, именуемый «Он», а также «как тебя там зовут: рок, дьявол или жизнь», присутствует на сцене в основном молчаливо, перемежая действие короткими репликами и длинными монологами.
- Эмиль Брагинский, Эльдар Рязанов, «Ирония судьбы, или С легким паром». Ведущий, который не только комментирует действие ироническими монологами (в фильме один из них стал внутренним монологом Павлика в самом начале), но и, как положено греческому хору, активно общается с персонажами.
Литература[править]
- Л. Н. Толстой любил перемежать действие псевдо-историческим и псевдо-философическим угаром.
- Классики приключенческого жанра тоже не отказывали себе в этом удовольствии.
- Редьярд Киплинг в «Маугли» иногда делал это, поясняя маленьким читателям некоторые реалии Закона Джунглей, но очень тактично. Например, сказав, что если кто-либо убьёт маленького волчонка, то стая сделает всё возможное, чтобы найти убийцу и отомстить, он поясняет: «Подумай немного, и ты поймёшь, что так и должно быть».
- Алан Милн в повести «Когда-то, давным-давно» продавил педаль в пол. Постоянно спорит на страницах книги с историком Роджером Кривоногом, ссылаясь на его труды, а главное — защищает девтерагонистку графиню Бельвейн! Впрочем повести (которая от и до — сказка, наполненная деконструкциями и неимоверным бафосом) это отнюдь не вредит.
- Н. Г. Чернышевский в « Что делать»? А « Пролог» построен совершенно иначе.
- «Дом малых теней» Адама Нэвилла — в постановках театра кукол Мэйсона эту роль играет сам кукольник; по ходу книги, при постановке спектакля используют его голос, записанный на пластинку, если только не на что-то более древнее. После тот же голос звучит и в Красном доме, как ещё один знак того, что героиня стала частью большого и весьма странного представления.
Кино[править]
- «Айболит-66» — демонстративно-театральные «комики и трагики» (в виде «рыжих» и «белых» клоунов). То поют, то комментируют действие речитативом. Под конец, правда, непосредственно вмешиваются в действие, влезая в вариоэкран прямо из зрительного зала и расправляясь с пиратами.
- «Берегись автомобиля!» Эльдара Рязанова — голос за кадром присутствует шутки ради. Настолько хорош, что некоторые реплики ушли в народ.
- «Старики-разбойники» его же — аналогично.
- «Дедпул» — этот сам себе хор в одном лице!
- «Оптимистическая трагедия» — в начале и несколько раз по ходу действия читаются невыносимо нудные нравоучения по поводу предстоящих событий.
- «Приключения принца Флоризеля». Изначально не предполагался, но… Советская цензура забраковала фильм за то, что слишком комплиментарно показана августейшая особа. Тогда режиссёр Евгений Татарский добавил иронии, введя в картину закадровый голос полковника Джеральдина, чьи бафосные комментарии происходящего (обычно идущие вразрез с его реальным смыслом) стали замечательной изюминкой фильма.
- Франшиза «Ёлки» — рассказчик, комментарии которого поначалу связывали отдельные новеллы, но потом стали просто дополнительно пояснять и комментировать действие.
Телесериалы[править]
- «Семнадцать мгновений весны» же! Закадровый голос Копеляна попал в анекдот из эпиграфа не от фонаря.
- Российский сериал «Детективы»: голос за кадром постоянно капитанствует, описывая события, которые зритель и так прекрасно видит.
- Закадровый Капитан вообще часто встречается в низкопробных сериальчиках, чтобы зрители, которые слушают сериал краем уха, не теряли нить повествования.
- «Бандитский Петербург», сезон второй «Адвокат» — закадровый голос комментирует события, время от времени обращается напрямую к главному герою, а иногда и добавляя небольшие спойлеры, представляет персонажей, давая их краткие характеристики. Временами закадровыми голосами актеров озвучиваются и мысли их персонажей. На атмосферу, создавая впечатление чтения старого детективного романа, работает отлично.
Мультсериалы[править]
- Человек-Паук (1994) — заглавный герой, чьи мысли идут закадровым голосом едва ли не все время, пока он присутствует на экране, вполне пойдет за греческий хор имени себя.
Аниме[править]
- JoJo's Bizarre Adventure — Спидвагон. Его имя в отаку-тусовке даже стало нарицательным.
- Один на вылет — Если вы не умеете сложить 2 + 2, то добрый рассказчик заботливо подскажет вам, что это 4.
- Shaman King — Манта
Мультфильмы[править]
- Геркулес — хор муз участвует в экспозиции, а также комментирует происходящее во время песен.
- «Геркулес и Зена — Битва за Олимп» — задолго до этого вашего диснеевского мультфильма в начале четыре нимфы исполняли песню «Across the sea of Time».
- «Пиф-паф, ой-ой-ой» — обыгрывается шутки ради. В частности, в опере комментирующий ход сюжета хор буквально присутствует на сцене (как это порой и бывает в этом жанре, см. ниже).
- «Остров сокровищ» Давида Черкасского: в роли «греческо-пиратского хора» — группа «Гротеск».
- В некоторых американских мультфильмах девяностых годов, в сериях, где действия происходили на диком Западе, то, что происходит, могли комментировать музыканты-марьяччи.
- Обыграно в современном мультфильме «Ранго». Хор забавных сычей-мексиканцев и с героями общается, и со зрителями.
Комиксы[править]
- В мультивселенной Marvel существует народ Наблюдателей, каждый из которых поставлен наблюдать за собственной вселенной и не вмешиваться в ход событий. В основной вселенной действует Наблюдатель Уату, который периодически даёт экспозицию и ломает четвёртую стену, разговаривая с читателем. По сути представляет собой жанровый артефакт. Дело в том, что изначально издательство печатало хоррор и сай-фай, и журналы представляли собой сборники коротких самостоятельных комиксов без общего сюжета. Потом этот формат потихоньку стали вытеснять супергерои, но не сразу: какое-то время и те, и другие сосуществовали, и именно в этот период и появился Уату, исполнявший роль «ведущего» со вступительным словом перед очередной историей.
Веб-комиксы[править]
- «Некромантийя» — присутствуют два персонажа, никак не влияющие на действие и невидимые для прочих, которые постоянно комментируют происходящее (нередко в духе Капитана Очевидность, за что читатели прозвали их «некрокэпами»).
Видеоигры[править]
- The Bard’s Tale — и напрямую, и со стёбом, и с разрушением четвёртой стены, и, в общем, «я и прямо, я и боком, с поворотом и с прискоком».
- Серия Dungeons — рассказчик нередко переговаривается и даже спорит с персонажами.
- Darkest Dungeon — Предок комментирует события и даёт советы во время игры. Мемуары и катсцены перед боями с боссами не считаются: там он персонаж-призрак, а не бесплотный комментатор.
- «Iratus — Lord of the Dead» — весьма близок к предыдущему пункту по всем показателям. Тут комментированием действий игрока занимается сам протагонист.
- Hellblade: Senua’s Sacrifice — буквально хор голосов в голове, из которых один берёт на себя роль рассказчика, другие — антизастревательной фичи, а третьи — нервотрёпки.
Музыка[править]
- Опера была придумана в качестве попытки возродить античную трагедию, и неудивительно, что в ранних образцах такого полно.
- Оратория — ещё больше: она родилась в той же Италии как церковная самодеятельность для разъяснения Библии пастве. Именно такую роль и принял хор, когда Папа Римский решил, что это безобразие лучше возглавить.
- Тимур Шаов, мумузикл «Играем Тургенева».