Попаболь: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 39: Строка 39:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
{{q|pre=1|— Во внутреннем дворе клиент, — поклонился [[демон|Тей]]. — Желает видеть почтенного мага. Я сказал, что почтенного мага обещать не могу, но господин Креол его, возможно, примет.
Креол [[комическое непонимание сути|сначала не понял]] и пошёл встречать клиента. Но [[откровение у холодильника|уже по дороге понял]] и едва не лопнул от злости. Лицо начало чернеть, он хотел уже вернуться и хлестать Тея, пока не начнёт дымиться, но всё же передумал. Клиент может уйти, а клиенты — это деньги.|[[метавселенная Рудазова|Александр и Ксения Рудазовы]], [[Архимаг (серия книг)|«Шумерские ночи», т.2]]}}
* Чарльз Диккенс, «[[Рождественская песнь в прозе]]» — путешествуя с Духом Грядущих Святок, Скрудж постоянно слышит разговоры о бесславной кончине какого-то скупердяя, которого никто не жалеет, что вызывает у нашего героя ощутимое жжение пониже спины пополам со смутным страхом. Убедившись, что клиент упорно не желает понимать намёки, дух отводит его на кладбище и уже прямо показывает Скруджу [[Твист Найта Шьямалана|его собственную могилу]].
* Чарльз Диккенс, «[[Рождественская песнь в прозе]]» — путешествуя с Духом Грядущих Святок, Скрудж постоянно слышит разговоры о бесславной кончине какого-то скупердяя, которого никто не жалеет, что вызывает у нашего героя ощутимое жжение пониже спины пополам со смутным страхом. Убедившись, что клиент упорно не желает понимать намёки, дух отводит его на кладбище и уже прямо показывает Скруджу [[Твист Найта Шьямалана|его собственную могилу]].
* Э. Л. Войнич, «[[Овод]]» — Артур под видом паломника Диего исповедуется Монтанелли в убийстве своего (то есть Диего) сына. У бедного падре, винившего себя в [[Инсценировать самоубийство|смерти Артура]], здорово припекло. А когда Овод уже в тюрьме раскрыл ему, что Диего был он сам, так вообще бомбануло. «Вы поступили со мной, как не поступают со злейшими врагами. Зачем вы сыграли со мной эту жестокую шутку?»
* Э. Л. Войнич, «[[Овод]]» — Артур под видом паломника Диего исповедуется Монтанелли в убийстве своего (то есть Диего) сына. У бедного падре, винившего себя в [[Инсценировать самоубийство|смерти Артура]], здорово припекло. А когда Овод уже в тюрьме раскрыл ему, что Диего был он сам, так вообще бомбануло. «Вы поступили со мной, как не поступают со злейшими врагами. Зачем вы сыграли со мной эту жестокую шутку?»

Версия 12:24, 25 декабря 2023

«

«Черный человек! Ты не смеешь этого! Ты ведь не на службе Живешь водолазовой. Что мне до жизни Скандального поэта. Пожалуйста, другим Читай и рассказывай».

Черный человек Глядит на меня в упор. И глаза покрываются Голубой блевотой. Словно хочет сказать мне, Что я жулик и вор, Так бесстыдно и нагло Обокравший кого-то.

»
— Сергей Есенин
«

Внимание! Статья-детектор! Одним из побочных эффектов от прочтения этой статьи является так называемый butthurt. Если вы начнёте ощущать боль в нижней части спины, следует немедленно прекратить дальнейшее чтение и смириться с фактом, что вы… [чаще всего — предмет статьи].

»
— Плашка-предупреждение на Лурке

(link)

Наглядно. Классика жанра
Незаменимо при чтении статей на Лурке… и порой на нашем сайте…

Попаболь (англ. butthurt [баттхёрт], сленг. «подгорело», «бомбануло», «бомбалейло») — это когда кого-то горячо поминают «не́злым тихим словом», а присутствующий при этом персонаж с болью в сердце (и пониже) понимает, что всё сказанное в полной мере относится и к нему. Впрочем, иногда его именно и полощут, не зная (или делая вид, что не знают) о его присутствии; либо поминают его делишки, не зная (или, опять же, делая вид), кто за них ответственен («Какой ущербный мудак мог так поступить?»). Результат — либо тихие страдания, иногда с мыслями о самоубийстве, либо громовой взрыв пятой точки с истерикой, а то и прямой агрессией. Самая засада состоит в том, что последнее станет прямым подтверждением справедливости всего сказанного («Знает кошка, чьё мясо съела!»)… (При этом, конечно, наглая клевета способна взбесить объект не меньше. Но про это в тот момент мало кто вспоминает, так что выглядеть оно будет всё равно как подтверждение, даже если не.)

Жжение бывает таким сильным, что пациент нуждается в тазике со льдом для охлаждения задних частей; если же его не обеспечить тазиком, он улетит на пуканной тяге на Плутон, а то и вовсе на Нибиру.

Особый вид попаболи: какого-то человека или группу людей чихвостят за дело, но оскорблённым чувствует себя вовсе непричастный человек, решив, что оскорбляют всю его социальную группу. После этого начинаются обвинения в расизме, сексизме, русофобии, ура-патриотизме, религиозном фанатизме, воинствующем атеизме, etc. Например, религиозный фанатик оскорбляется тем, что в «Сказке о попе и работнике его Балде» поп выведен жадным и тупым, а адекватному современному левому не по себе, когда какого-то одиозного деятеля называют «SJW».

В изначальном смысле butthurt — реакция человека, чьё самолюбие было сильно уязвлено, справедливой ли критикой или жестоким оскорблением личности. Он чувствует себя униженным, в какой-то степени подобно тому, как будто его поимели в зад — по некоторым мнениям, отсюда и название (другие объяснения отсылают к сжимающемуся от гнева очку или обиде ребёнка, отшлёпанного по попе). Чем выше ЧСВ, тем сильнее, соответственно, болит. Впоследствии в сознании сотен тысяч пользователей интернета мем мутировал, и какие негативные эмоции только не обозначает, а в запущенных случаях так называют обычное несогласие с чужим мнением. В данной статье речь идёт о специфическом виде баттхёрта: когда напрямую этому человеку не было сказано, что он подлец — а он примерил сказанное на себя.

Противотроп — Не узнал себя по описанию. Не путать с попаболью в физически-буквальном смысле. Также не следует путать с кнопкой берсерка — там бугурт вызывается ложным/ошибочным высказыванием в присутствии человека, могущего его опровергнуть, в то время как предмет данной статьи вызывается правдивой информацией, на которую по существу возразить нечем.

Примеры

Порой довести человека до сабжа — это настоящее искусство

Театр

Литература

« — Во внутреннем дворе клиент, — поклонился Тей. — Желает видеть почтенного мага. Я сказал, что почтенного мага обещать не могу, но господин Креол его, возможно, примет.

Креол сначала не понял и пошёл встречать клиента. Но уже по дороге понял и едва не лопнул от злости. Лицо начало чернеть, он хотел уже вернуться и хлестать Тея, пока не начнёт дымиться, но всё же передумал. Клиент может уйти, а клиенты — это деньги.

»
— Александр и Ксения Рудазовы, «Шумерские ночи», т.2
  • Чарльз Диккенс, «Рождественская песнь в прозе» — путешествуя с Духом Грядущих Святок, Скрудж постоянно слышит разговоры о бесславной кончине какого-то скупердяя, которого никто не жалеет, что вызывает у нашего героя ощутимое жжение пониже спины пополам со смутным страхом. Убедившись, что клиент упорно не желает понимать намёки, дух отводит его на кладбище и уже прямо показывает Скруджу его собственную могилу.
  • Э. Л. Войнич, «Овод» — Артур под видом паломника Диего исповедуется Монтанелли в убийстве своего (то есть Диего) сына. У бедного падре, винившего себя в смерти Артура, здорово припекло. А когда Овод уже в тюрьме раскрыл ему, что Диего был он сам, так вообще бомбануло. «Вы поступили со мной, как не поступают со злейшими врагами. Зачем вы сыграли со мной эту жестокую шутку?»
  • Сергей Есенин, «Чёрный человек» — «гнусавя, как над усопшим монах», зловещий гость читает лирическому герою-поэту про жизнь «какого-то прохвоста и забулдыги, нагоняя на душу тоску и страх». Ибо все мы знаем, кто этот забулдыга, прохвост и домашний тиран до кучи, царствия Сергею Александровичу небесного.
  • Николай Носов, «Незнайка на Луне» — Спрутс испытал предмет статьи, когда увидел по телевизору сатиру на себя (дело было уже после восстановления справедливости). Вот только если сатирический персонаж в итоге побежал устраиваться на работу, Спрутс захотел сделать так, чтобы у «захватчиков» бомбануло уже в прямом смысле слова. Благо, динамит у него был…
  • Томас Харрис, «Красный дракон» — агент Грэм намеренно вызвал подгорание задницы у маньяка, озвучив через нахального журналиста мнение, что убийца — трус, урод и импотент. В итоге, правда, маньяк вызвал подгорание у журналиста — 90 % тела.
  • Лев Кассиль, «Будьте готовы, ваше высочество» — в одной из последних глав юный принц Дэлихьяр и Тоня Пашухина попадают на лекцию о международном положении, где речь заходит об обстановке в Джунгахоре (родной стране принца). Лектор в весьма нелестных выражениях описывает правящую верхушку Джунгахоры и самого Дэлихьяра, который, после недавнего переворота, формально провозглашён королём (сам лектор, естественно не знает, что новоявленный король его внимательно слушает прямо сейчас). Дэлихьяр буквально кипит от ярости, и Тоне приходится передать лектору записку с упрёком в несправедливости в отношении Дэлихьяра.
  • Джанни Родари, «Приключения Чиполлино» — заключённые, уже зная, что синьор Помидор их подслушивает, начали говорить про него неприятные вещи, а он не мог даже со злости крикнуть, потому что не хотел выдавать себя.
  • Дмитрий Емец, «Гость из склепа» — в музее восковых фигур Петька Мокренко спрашивает: «А это ещё что за чучело, Медуза Горгона, что ли?». Вот только это была вовсе не восковая фигура, а самая что ни на есть живая смотрительница… Впрочем, толстяку Петьке и самому пришлось испытать аналогичные ощущения, когда они с Филькой Хитровым спрятались в зале, а разыскивающая их смотрительница поинтересовалась у коллеги, куда делись два пацана — «один тощий, а другой жиртрест».
  • Х. Рисаль, «Мятеж» — спиритический сеанс (подстроенный Симоуном-Ибаррой), превратившийся в обличение «египетского жреца». Отец Сальви узнал себя и упал в обморок от страха.

Фанфики

« — А ещё — правду ли говорят, что Учитель ваш сед?

— Да. Он поседел в одночасье от горя, глядя на смерть своих учеников. — Эла! А я думал, волосы его белы от того, что Торондор нагадил ему на голову! Эрвег растерялся. Такая злая и глупая подначка заслуживала вызова на поединок — но Берен, как видно, был неприкосновенен по приказу Гортхауэра, а ответить ему в том же духе остолбеневший от ярости Эрвег не мог. Вот, на что боги наделили меня злым языком, — подумал горец. Насмешка, вот чего они не терпят.

»
— И так несколько абзацев, на протяжении которых морготовцы так и хлопали глазами. Только Болдог смог заткнуть героя — но не возразить по существу.

Кино

  • «Охотник на людей» по роману Томаса Харриса.
    • В «Красном драконе» 2002 года тема с попаболью обыгрывается ещё раз: когда вооружённый осколком зеркала Доллархайд схватил сына Грэма и тот от страха описался, отец вдруг начал оскорблять мальчика, обзывать грязным зверёнышем и кричать, что «отрежет письку». Именно так обращалась с Доллархайдом в детстве бабуля (о чём Грэм прочёл в его записях) — маньяк, не выдержав, отшвырнул мальчика и кинулся на Грэма. Чего тот, собственно, и добивался.
  • «Летят журавли» — раненый солдат в госпитале поднимает истерику из-за невесты, которая вышла замуж за другого. Отец Бориса резко осаживает скандалиста: «Подумаешь, невеста сбежала! Радоваться должен! Копейка ей цена, если такого красавца, настоящего героя, на тыловую крысу променяла!». Остальные бойцы горячо поддерживают доктора: «— Так ей и надо! — Мелкая у неё душонка! — Эти стервы хуже фашистов, в самое сердце бьют! — Убивать таких мало!». У Вероники, которая не по своей воле изменила Борису с такой же точно тыловой крысой, тем не менее пригорело настолько, что она едва не бросилась под поезд.
  • «Фантомас» — инспектор Жюв в немом шоке смотрел, как по описанию свидетелей создают его собственный портрет. Но когда кто-то из зрителей воскликнул: «Смотрите, да ведь это настоящий дегенерат!» — тут уж у инспектора бомбануло не по-детски.
  • «Криминальное чтиво»: «Вечером перед боем ты можешь почувствовать лёгкое жжение. Это тебя будет еб…ть твоя гордость». Правда, в итоге боксёр Бутч решил не «сливать» бой по договору с мафиозным боссом Марселласом Уоллесом, а победить. А вот буквальный сабж испытал сам Марселлас, попав в лапы извращенцев вместе с Бутчем.
  • «Джокер» — Артур Флек услышал по телевизору, как Томас Уэйн называет убийцу троих брокеров «трусом и клоуном-неудачником», отчего у него нехило так подгорело. У жителей Готэма, впрочем, подгорело ещё сильнее.
  • «Калигула» — наш герой «пошёл в народ» и услышал, что говорят о нём и его отношениях с покойной сестренкой. Как ни странно, расправы не воспоследовало.
  • «Приключения жёлтого чемоданчика» — трусливый мальчишка Петька испытал это незабываемое ощущение, глядя, как грустная девочка Тома утешает перепуганного малыша. А также от созерцания киноафиш, на которых всячески подчеркивался культ храбрости.
  • «Дичь» — школьная альфа-сука изливается однокласснице, чуть не ставшей жертвой маньяка: «Видела его фоторобот — настоящий урод! Свиное рыло, гнилые зубы… Самый отвратительный человек, каких я только видела!» Ей невдомёк, что после нападения убийца и жертва магическим образом поменялись местами… Маньяк её мнение о его внешности оценил по достоинству.
  • «Черчилль идёт на войну» — Гитлер лично проникает во дворец, чтобы похитить будущую королеву Англии, однако вынужден при этом слушать, как крутой американец (ведь все крутые герои — американцы!) Черчилль за стеной горланит британскую издевательскую песенку «Гитлер! Всего одно яйцо!..»
  • Джейсон отправляется в Ад: Последняя пятница — ассистент патологоанатома, исследовавшего бренные останки Джейсона после встречи оного с ФБР, стал в присутствии своего босса насмехаться над покойным, называя его жирным ублюдком и выказывая желание навалить кучу ему на маску. Парень не знал, что дух Джейсона успел переселиться в тело его босса и слышит каждое слово…
  • «Оборотни» — лишь чудом пережив стычку с оборотнихой-соперницей, которую спугнуло прибытие полиции, главная героиня, догадываясь, что она не могла уйти далеко, на просьбу дать словесный портрет человеческой формы нападавшей отвечает: «У нее костлявый зад, жирные волосы и плохая кожа…». У притаившейся оборотнихи, отнюдь не спешившей перекидываться в девушку, пригорело настолько, что она выскочила из укрытия, чтобы обозвать героиню лгуньей и показать средний палец. Как раз под ураганный огонь обалдевших от такого зрелища полицейских.

Телесериалы

  • Королева Марго — Генрих Наваррский, убедившись, что Генрих Гиз прячется в шкафу его жены, начинает громко вслух жалеть Гиза: «Бедняга, столько несчастий, да еще и полысел совсем...» Марго пытается, но не может сдержать хихиканья. Выйдя из шкафа, Гиз являет образчик тропа.
  • Game of Thrones — однажды звукоряд видео из шапки статьи шутки ради наложили на кадры с приносящим клятву кхалом Дрого. Легли как родные.
  • «Менталист» — всё началось с того, что Патрик Джейн, выступая по телевизору, своим описанием Красного Джона вызвал у того баттхёрт…
    • А в 7 серии 4 сезона, Патрик, уже наученный горьким опытом, применяет данный приём опосредованно — во время теледебатов с блоггером, которого он считает серийным убийцей, заводит разговор о Красном Джоне. Тщеславный блоггер-убийца расписывает Красного Джона в самых нелестных выражениях… И Джон той же ночью расправляется с блоггером.
  • «Джессика Джонс» — Триш высказала, что думает о Килгрейве, в своей радиопередаче, и на следующий день он прислал к ней убийцу.
  • «Galavant» — изображая оруженосца Сида, сэр Галавант узнал много нового…
  • «Фантастическая девушка» — мать главной героини вынуждена изображать на празднике мэра города (превращенной в него способностями дочери), там оказывается что торт, над которым она много трудилась, никому не нравится и его предлагают использовать как наказание для проигравших конкурс.
  • «Универ» — именно такая реакция последовала на сочиненную Кузей рэп-композицию про друзей по общажному блоку с их же стороны. И немудрено, содержание действительно раскрывало их с не самых приятных сторон. Только Таня (обычно способная обидеться на любое неосторожное слово) отреагировала с поразительным спокойствием.

Телевидение

  • «Что? Где? Когда?» — «Серсо» Двинятина сильно подорвало авторитет ведущего и усилило конфликт между знатоком и Крюком до состояния попаболи у последнего. Чего стоит факт того, что в последующих играх Крюк не поленился связаться с неким доктором филологических наук, который подтвердил, что слово «серсо» — иноязычное.
    • В выпуске от 2 июня 2001 вынесли на игровой стол чашу с просом, кусок мяса, велосипедное колесо и черный ящик. Вопрос звучал так: «Если к этим предметам и можно что-то добавить, то только то, что находится в черном ящике». Двинятин, ученый-филолог, сразу понял: нужно найти четвертое слово русского языка, заканчивающееся на «-со». Он предположил, что в черном ящике принадлежности для серсо — игры, где нужно ловить палочкой обруч. Но ящик оказался пуст. По версии телезрителя, задавшего вопрос, четвертого слова с окончанием «-со» в русском языке не существует. Вспыхнул ожесточенный спор с ведущим, который в итоге выкрикнул Двинятину: «Да заберите себе это очко. Нужна вам подачка — берите!». Однако на следующей игре Крюк отомстил Федору, предъявив ему справку из «Института русского языка», из которой следовало, что серсо не является русским словом. Так какой ответ все-таки правильный? Если исключить таки явно заимствованные слова, как лассо, эспрессо и наречие косо, то в русском языке есть слово плёсо — глубокий участок русла реки между перекатами.
      • Для интеллектуальных игр это почти безвыходный тупик. Если автор вопроса и редакторы накосячили (а в данном случае это и случилось - статус слова "серсо" как минимум спорен, а мнение профессионального филолога-русиста и кандидата филологических наук Двинятина само по себе является экспертной оценкой), то у ведущего нет шансов на безболезненное решение конфликта (разве что он по чистой случайности сам окажется специалистом именно в этой области и сможет быстро и эффективно оценить предъявленные ему аргументы). Если ведущий при этом сможет спасти игру от скандала - он гениален, но такое могут не только лишь все. Кстати, в телевизионном ЧГК подобная ошибка особенно нелепа, поскольку состав участников заранее известен и для конкретной игры можно подобрать вопросы, в которых никто из игроков не окажется заведомо профессиональнее, чем редакторский состав.

Мультфильмы

Мультсериалы

Веб-комиксы

  • Living with HipsterGirl & GamerGirl — Эрика однажды покритиковала косплей одной немодельной внешности дамы. За что мигом получила возмущённую лекцию про лукизм и навязывание худобы. А дело-то на самом деле было в том, что упитанная дамочка взяла боевые веера от другого персонажа той же франшизы, чем и запорола образ. А её тело тут вовсе не при чём.

Видеоигры

  • Общий случай: у игрока может вызвать попаболь любой момент в игре, который он по каким-то причинам не может пройти уже с энного раза. Будь то какой-то конкретный босс/моб (или какая-то конкретная его атака), уровень/карта, или даже ачивка. Причины могут быть разные: а) в игре со сложностью всё в порядке (даже если это хардкор), это сам игрок — ракообразное с клешнями вместо рук и не умеет играть; б) у игры реально есть проблемы с геймдизайном и/или балансом, и тут либо клешни тут уже у самих разработчиков, либо разработчики просто идиоты, которые не знают (или делают вид, что не знают), что выкручивание статов врагов на максимум и повышенная концентрация врагов или ловушек на каждый квадратный метр на уровне — это ни какой к чёрту не хардкор. В общем, вне зависимости от причин, всё это тоже может изрядно стукнуть по самооценке игрока, и вызвать у него сабж.
  • Tales from the Borderlands — Афина и Саша тренируются в стрельбе, используя в качестве мишени портрет Красавчика Джека. Сам Джек (в образе невидимой для них бесплотной голограммы) бессильно бесится рядом.
  • Sonic the Hedgehog - у Эггмана от проделок Соника частенько перегорают предохранители, что в играх, что в мультфильмах. "Опять этот мерзкий, противный синий грызун испортил мой гениальный план!"

Интернет

  • Чуть больше, чем везде (в том числе и на данном ресурсе, да-да). Если всю тепловую энергию полыхающих пятых точек применить на полезные цели, то человечество не будет испытывать недостатка в энергии как минимум на следующие несколько поколений.
  • BadComedian — не только сам Бэд бомбит в каждом втором ролике, но и причастные к созданию киномусора, когда их носом в это ткнуть, реагируют стопроцентно в духе тропа. Из свежайшего: «не смотрел, но осуждаю», «сперва добейся», детсадовские попытки в ad hominem — только обвинений в непатриотичности не хватает.
  • Юрий Нестеренко болеет крайней формой нибомбита, в которой любой не так прочитавший его книгу объявляется коммунистической мразью. Ладно, у творцов нежная психика бывает, но тут Юбер Аллес, написанный заведомо, чтобы бомбило другим.

Реальная жизнь

  • Рассказывая анекдоты (или нелестно отзываясь) о представителях какой-либо национальности / ориентации / социальной категории, убедитесь, что представители оной в компании не присутствуют или хотя бы нормально относятся к таким анекдотам. А то в особо тяжёлых случаях они могут перевести попаболь в мордобой.
    • Если оные представители присутствуют и нормально относятся к шуткам в свой адрес, прежде чем шутить самому, удостоверьтесь в отсутствии поблизости людей с нежной психикой. Посмеявшись над шуткой в свой адрес, означенный представитель может выдать в ответ шуточку из разряда «для своих», которая с одинаковой вероятностью может оказаться окружающими не понята вообще, или же к сожалению, прекрасно понята.
  • А еще баттхерт много испытывают просто чрезмерно мнительные люди, готовые реагировать на каждый чих.
  • Жители Калининградской области поколотили местную писательницу, узнав в пьющих героях её повести себя.
  • В начале XXI в. РПЦ попыталась издавать «Сказку о попе и о работнике его Балде» в цензурном варианте царских времён, заменив попа купцом. Сработал «эффект Барбары Стрейзанд»…
    • Этот вариант порождён ещё царской цензурой при жизни Пушкина. После революции 1917 года вернули изначальный.
  • Дети женщин, занимавшихся проституцией, по понятным причинам не находят смешными шутки «про мамку». Даже про чужую.