Эпигонство

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Follow The Leader. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Римский полководец Минимус покоряет разные племена и одерживает победы для своего императора Цезаря. Сын императора, развращенный Трюмо, завидует генералу и убивает отца. Минимусу удается бежать и стать гладиатором. Удастся ли бывшему генералу отомстить убийце и спасти Рим? Новая, оригинальная книга молодого автора — вы никогда не видели ничего подобного! »
— Пародия на аннотации

Эпигонство, или подражательство — вид творчества, при котором создатель, чаще всего МТА, неосознанно или осознанно копирует известные произведения. Явление схоже с плагиатом и заимствованием. Эпигонство может балансировать на грани плагиата, а может и нет, но это почти всегда заимствование, только более бесталанное.

Эпигонство — это почти всегда плохо, подражательство же не всегда; чаще всего отношение к нему нейтрально, см. Идейный продолжатель. Через стадию подражательства и эпигонства проходят многие авторы, но некоторые на ней и застревают. А любой известный автор будет иметь некоторое количество подражателей.

Название явления происходит из греческой мифологии, где слово «эпигоны» (буквально — «потомки») означало сыновей героев, пошедших в поход против Фив через десять лет после неудачного похода отцов. Историки античности также называют эпигонами эллинистических политических деятелей, которые участвовали в борьбе за наследие Александра Македонского, хотя в деятельности его самого поучаствовать не успели (в отличие от их предшественников диадохов, которые были современниками Александра). Например, к эпигонам относится Пирр, родившийся через три года после смерти Александра.

Клинический случай сабжа — Прицепиться к трамваю.

Примеры

Литература

  • Почти любой фэнтези-роман с эльфами, гномами, орками и вселенским злом после «Властелина Колец». Огромное количество подражателей в итоге поспособствовало формированию фэнтези как жанра.
  • «Эрагон»: автор вдохновлялся «Звёздными войнами», «Властелином Колец», «Всадниками Перна» ну и, естественно, DnD-шным стандартным фэнтезийным сеттингом и многим другим по мелочи.
  • «Таня Гроттер»: первая книга во многом именно эпигонство, пополам с пародией. Не пытайся издательство косить под ГП и отредактируй первую книгу получше, была бы милая сказка по мотивам, и суда могло бы и не быть.
  • «Мила Рудик» — сильное заимствование сюжета из ГП, намного сильнее, чем у Емца, и это при полном отсутствии юмора и намёков на пародийность.
  • Ранние работы Сергея Лукьяненко в значительной мере подражают другим произведениям. Некоторые — просто фанфики на известные видеоигры.
    • Не совсем справедливо в отношении «Линии грез» (и ее сиквелов), так как сеттинг, кажущийся напрямую позаимствованным из игры Master of Orion, внезапно оказывается миром той самой игры, воплощенным в реальность демиургом-попаданцем из нашего мира. Горячая благодарность от аборигенов за вселенную, созданную для бесконечной войны, прилагается. Хотя откровенного эпионства в его произведениях тоже хватает.
  • «Хроники Арции» Веры Камши во многом являются подражанием циклу Ника Перумова об Упорядоченном.
    • Более того, действие в «Хрониках» происходит именно что в Упорядоченном, отражены даже некоторые важные события общевселенского масштаба, например падение Молодых богов и приход им на смену Новых.
      • Правда, тут есть свои тонкости. В сеттинге Перумова Молодые Боги позиционируют себя как правители всего Упорядоченного. Светозарные же считают себя равными им, что наводит на мысли о том, что Тарра располагается как раз в другом Упорядоченном, а не в том, где обитают Хедин и Ракот. Более того, в последних его книгах тема существования параллельных Упорядоченных звучит всё более явно. С другой стороны, устройство сеттинга Камши, похоже, иное: Светозарные уходят конкретно из Тарры и её, так сказать, "вторичных миров" (вроде, собственно, Светозарного), но не из мультивселенной. Наконец, присутствие Великого Орла, Великого Дракона и Спасителя заставляет задуматься: то ли Светозарные и в самом деле занимали какие-то автономные анклавы в том самом Упорядоченном, то ли Спаситель способен путешествовать через Хаос, то ли сущности вроде него и Столпов Третьей Силы неизбежно заводятся в каждом Упорядоченном.
      • Перумов не только не возражал против такого заимствования, но даже благословил Камшу на использование сеттинга.
  • Товарняк иронических романов после Донцовой Иоанны Хмелевской — эпигонство в чистом виде, но поддерживаемое и одобряемое издательствами.
    • Издательские серии как таковые.
  • «Голодные игры»: как минимум, для первой части идею взяли из «Королевской битвы» и «Бегущего человека», добавив набивший оскомину любовный треугольник.
  • «Дивергент» — эпигон в квадрате, а то и в кубе. Очевидные заимствования из «Голодных игр», «Гарри Поттера» (деление на фракции) и «Сумерек».
    • "деление на фракции" Гарри Поттер придумал ровно настолько же, насколько "магию". Идея заимствована скорее всего из "Дающего", и возможно "Профессии" (На которой возможно основан Дающий).
  • «Пятая Волна» — эпигон этого самого «Дивергента», налицо сходство сюжетных линий главных героинь, в том числе и тот факт, что имена Кэсси и Трис являются сокращенными вариантами от имен Кассиопея и Беатрис.
  • «Космоолухи»: первая книга очень многое взяла из сериала «Светлячок».
    • А книги о Вольхе явно вдохновлены «Ведьмаком».
      • В свою очередь, процентов восемьдесят ЖЮФ (женского юмористического фэнтези) — эпигонство по отношению к Вольхе.
  • Отдельно следует рассказать невероятную историю двух дракончиков, друживших с детьми. Сначала в США была написана милая детская песенка «Puff the Magic Dragon» («Волшебный дракон Пафф»), про доброго дракончика, который дружит с мальчиком. Затем по ней сняли мультфильмы, которые тоже назывались «Puff the Magic Dragon». И тут на сцену выступают российские пираты, которые на заре 90-х выбрасывают сей продукт на российский рынок под названием «Дракончик Пыхалка». Погодите, ещё не всё! На сцену выходит небезызвестный, а тогда ещё никому не известный Дмитрий Емец. Посмотрев мультик, он сочинил своего собственного дракончика Пыхалку. Книга про русского Пыхалку стала известной, и благодаря ей Емец впервые прославился как писатель. Теперь отечественный дракончик от Емца намного более известен на родных просторах, чем заокеанский.
    • Ну и конечно, про обоих дракончиков ходили шутки, что персонажи-то наркоманские: «пыхнуть» — значит «покурить марихуаны», и английское puff носит тот же смысл.
    • Емец после этого ещё долго не вырастал из эпигонства. Его самый известный цикл, «Таня Гроттер» — оно самое (см. выше).
  • Цикл «Магистериум» от Кассандры Клэр и Холли Блэк. Откровенная клонятина и авторы этого даже не скрывают. Получилось на редкость неплохо. Авторы не стали передирать канон один в один, многие моменты были изменены, например, главный герой растет в семье, у него есть любящий отец, оставивший мир магии и ненавидящий магию. Он настраивает сына против поступления в школу, сын всячески старается завалить экзамены и заваливает, но его все равно берут… и все заверте. Канва гаррипоттерная, но многое заменено, поэтому магвокаты, как в случае с ТГ, в суд подавать не будут.
  • «Щоденник національного героя Селепка Лавочки» - эпигонство по отношению к «Швейку». Поскольку писалось бежавшим в Аргентину членом дивизии SS "Galitzen", получилось почти что полемизирующее произведение. У Гашека главгерой только прикидывается идиотом, у Тыс-Крохмалюка он действительно идиот; Гашек войну клеймит, Тыс-Крохмалюк её идеализирует; Швейк противостоит идиотизму военно-бюрократической машины, а Лавочка — ордам клятых москалей. В общем, попробуйте представить, что эпопею о Швейке писал не Ярослав Гашек, а подпоручик Дуб, и получите примерное представление об этом опусе.

Кино

  • «Бэтмен» 2022 года (тот самый, с Патиссоном, который никогда не покажут в России) — ви-таки будете смеяться, но фильм скопипастил у отечественного «Майора Грома» многие детали и сюжетные повороты. В том числе и почти всё то, за что «Майора» обвиняли в про-правительственной пропаганде. Тут вам и честный коп в качестве героя (Гордон); и блоггер-вигилант в маске, слишком радикально борющийся с коррупцией и прогнившей системой, в качестве главного злодея (Загадочник); и его единомышленники, устраивающие бойню в городе (после не такого уж и посмертного сообщения, да); и хорошая власть в стране в целом, несмотря на отдельные перегибы на местах; и законные выборы с реформами сверху, как альтернатива бунтам и самосуду. Не иначе, где-то в издательстве DC засел кум Байдена. Хватит это терпеть!

Мультфильмы

  • «Звёздный патруль: Легенда об Орине» — эпигонство «Звёздных войн» в антиутопическом сеттинге. Чего только стоят меч главного героя, с появляющимся и исчезающим клинком (ладно, это ещё терпимо, ибо уже стало штампом), свалившийся на помощь контрабандист и ещё много других совпадений. По мультфильму хорошо прошёлся Ностальгирующий Критик.
    • Кстати там ещё и от «Пирата Кобры» есть если внимательно приглядеться.
  • См. также своеобразный рейтинг от Тлум клуба подражаний и мокбастеров [Тыц!].

Телевидение

  • Скетч-шоу «Первого канала» «Веселые картинки» (не путать с одноименным журналом!) с Ю.Гальцевым и Г.Ветровым, выходившее в 2006 году. По сути подражательство «Городку» (который выходил в эфир на «России» почти в то же время). Также Гальцев и Ветров показывали несколько раз в передачи свои версии анекдотов, экранизированных «городочниками» лет за 10 до появления «Картинок».
  • «Наша Раша» — эпигонство по отношению к британскому телешоу «Little Britain».

Музыка

  • Существовавшая в 90-х особая поцреотическая школа в русском роке, известная как «Коньково-рок» — представители формально считаются эпигонами Летова, однако на практике уже на общей идеологической платформе сходство «коньковцев» с «ГрОбом» и заканчивается. Например, если у Егора Фёдоровича, окромя сугубой политоты, было немало также годной психоделики, а своеобразное звучание инструментов он сознательно оставил даже после перехода на более-менее приличную аудиоаппаратуру (поскольку оно уже успело стать к тому времени привычным и хорошо узнаваемым элементом его «фирменного почерка»), то тематика творчества «коньковцев» ограничивалась одной голой социалочкой, и записывалась их музыка хреново на этот раз уже по причине банального нищебродства.
    • Притом, что в Коньково базировалась только одна из групп этого стиля: «Соломенные еноты», которые отличались от коньковцев решительно всем, от звука (больше похожего на гаражное инди) до тематики текстов (Борис Усов сочинял nerdcore, задолго до изобретения самого термина)

Полукровки

Произведения, где влияние другого произведения ощутимо, но оригинальные элементы перевешивают. Или те случаи, когда заимствование идет из нескольких источников, но они также узнаваемы.

Литература

  • Сюжет «Девяти принцев Амбера» Желязны подозрительно схож с сюжетом изданного пятью годами раньше «Создателя Вселенной» Фармера. Но в последующих книгах сюжеты сильно расходятся, да и «эпигон» куда известнее «оригинала».
  • «Покупатель планет» Кордвайнера Смита (1964) и «Дюна» Фрэнка Герберта имеют весьма схожий сеттинг (но не сюжет): степная/пустынная планета без воды на поверхности; гигантские мутированные овцы (неспособные самостоятельно передвигаться)/гигантские черви — производят самое дорогое вещество в известной Вселенной; геронтологический наркотик (?) сантаклара/спайс; весьма суровые аборигены, неодобрительно относящиеся к соплеменникам, переселившимся во внешний мир; аборигены — бывшие рабы, прошедшие много планет, прежде чем осесть на непривлекательной никому не нужной планете; добровольная жизнь в простоте, хотя есть возможность купить почти всё; несколько опосредованно — опасения насчёт возможности нападения негуманоидных пришельцев (больше раскрыто в рассказе Смита «„Малинькие катята“ матушки Хинтон»).
  • «Досье Дрездена» — аверсия. Да, есть главный герой маг по имени Гарри, который узнал, что он маг в одиннадцатилетнем возрасте, лишился родителей, а в итоге завёл дружбу с оборотнями, есть недоверие со стороны местного магического правительства, а также соперничество с могущественным тёмным магом, который желает либо завербовать его, либо убить, и о нём есть пророчество. Но это не «Гарри Поттер», как бы это ни казалось, ибо сеттинг вырос из «Мира Тьмы», а первые книги Батчер написал, когда первый-второй тома «Поттера» только появились.
  • «Песнь Льда и Пламени» Мартина очень многое заимствует из «Ордена манускрипта» Тэда Уильямса — образы многих персонажей, предметы, отдельные ситуации, да и манеру делить сюжет на десяток POV-персонажей. Но при этом основной сюжет иной. Сам Мартин не смущается признавать влияние Уильямса и даже вставляет к нему отсылки.
  • «Мефодий Буслаев» (от создателя вышеупомянутой «Тани Гроттер») — здесь есть элементы и из Гарри Поттера и из Дозорной серии.
  • «Дарители» — заимствование из Звездных войн, и сверху более полусотни расхожих клише и штампов, и это все на одну книгу.
  • Евгений Прошкин «Магистраль» — многократное использование сюжетных ходов (ставших к тому времени штампами) из «Матрицы» и «Терминатора» — но с весьма неожиданными решениями «стандартных» проблем.

Кино

  • «Сверхзвуковой человек» (Supersonic Man, 1980 г., Испания). Чувствуется явное подражание Супермену, а также местами есть что-то похожее и на «Звездные войны» («космические съемки» особенно), и на «Джеймса Бонда», и на довоенного «Флэша Гордона».
  • «Заклятие долины змей» — своеобразный советско-польский (т. е. социалистический) ответ «буржуазному» «Индиане Джонсу». Есть там и подражание другим приключенческим произведениям, и собственные «находки». В наши дни смотрится «так плохо, что уже хорошо» или «..уже ужасно».
  • «Робот против мумии ацтеков» (1958) — напоминает «Мумию» 1932 г. с Б.Карлоффом, причем не только наличием ожившей мумии, но и другими мистическими сюжетными ходами. А «робот» — по-нашему это киборг, поскольку роботом управляют оживленные останки человека, сам процесс «запуска» робота — не то отсылка, не то подражание «Франкенштейнам».
  • "Столкновение звёзд" ("Звёздная катастрофа", в оригинале "Starcrash", 1979 г.) — как отмечают многие критики, во многом подражает "Звездным войнам", но тут продюсеры постарались. Есть там и подражание кинофантастике 1960-х и 1950-х, и явная отсылка к "Ясону и аргонавтам" 1963 г. (сцена битвы Стеллы и робота с гигантской роботессой-стражницей сильно напоминают бой аргонавтов с Талосом, сцена боя роботов-фехтовальщиков с Актоном напоминает бой аргонавтов со скелетами) и проч. С другой стороны, такие сюжетные элементы, как ледяная планета, граф, расколовший галактику на два лагеря, сверхспособности персонажа, среди которых умение отражать бластерный выстрел рукой, роботы-фехтовальщики, а сцена смерти Актона похожа на аналогичную сцену с Дартом Вейдером (слова же Актона чем-то напоминают предсмертный высказывания Йоды). Все это появится в "Звездных войнах" позднее.
  • "Могучий пекинец" - китайский "Кинг Конг" с элементами "Тарзана". В качестве последнего - дикарка Авэй. А манера съемки некоторых сцен и спецэффекты напоминают тогдашних "Годзилл" (в принципе, в те времена был и другой вариант съемок того, как монстр рушит город, а именно при помощи покадровой мультипликации в духе Р.Харрихаузена).

Телесериалы

  • «Светлячок», пилотная серия: высокопрофессиональный врач, которого власти объявили преступником и за которым ведётся охота, проникает пассажиром на борт транспортника, капитан которого в итоге предлагает ему убежище и работу в качестве судового медика. Можно было бы говорить о непреднамеренном совпадении, но «Отверженный» Гарри Гаррисона уже успел стать классикой научной фантастики.
  • "Electra Woman and Dyna Girl" 1970-х. В некоторых источниках пишут, что во многом в сериале чувствуется дух "Бэтмена" 1960-х. От нарочито игрушечных декораций до самой трактовки супергероики в целом. Кое-где отмечают, что Электра и Дина - это Бэмен и Робин, переработанные по правилу 63. Последнее утверждение можно считать если не спорным, то сильно утрированным.

Телевидение

  • «Поле чудес» — подражание американскому «Колесу фортуны». Только за долгие годы существования «Поле» обросло уже своей спецификой.
  • «Форт Боярд» — у этой передачи много подражателей. Обычно в плане концепции «зайди в комнату, выполни задание — достань бонус, причем за время». В частности «Хрустальный лабиринт» (The Crystal Maze, Великобритания), «Довгань шоу» (РТР, 1997 г., позднее выходила аналогичная передача «Лабиринт» в тех же декорациях и с похожими правилами) и «Дом с привидениями» (с А. В. Масляковым в роли графа, проводящего в усадьбе игры для наследников)

Комиксы

  • Многие герои комиксов, два гиганта перетягивают у друг друга персонажей только так, для этого существует даже специальный троп — Капитан Эрзац.

Аниме и манга

  • Owari no Seraph — тут постапокалипсис с вампирами пришедшими к власти как в предыстории Vampire Hunter D. Тут же есть оружие обладающие собственным разумом и волей, где через взаимодействие с ним в своем внутреннем мире герои получают новые силы и способности как в Bleach. Совет Основателей это глобальная организация следившая до апокалипсиса что бы вампиры не пили кровь других вампиров и скрывали свое существование от людей, ранг в совете зависит только от возраста вампира и его близости к Первому Вампиру, это довольно сильно напоминает Камарилью из Vampire: The Masquerade (в Шабаше разрешено поглощать силу враждебных секте страрейшин и за счет этого поднимать свое поколение).

Что не относится, но похоже

Случается и так, что элементы малоизвестного или известного в узких кругах проведения заимствуются другими авторами, и получившееся произведение приобретает популярность и даже становится культовым.

  • И сам «фэнтезийное всё» Джон Р. Р. Толкин не был чисто сам по себе. На него оказали влияние такие авторы, как Джордж Макдональд, Уильям Моррис, Эрик Эддисон, скандинавские скальды, классическая валлийская поэзия, КалевалаЭтот список надо пополнить.
  • «Гарри Поттер»: источником вдохновения, возможно и неосознанным, скорее всего, послужила серия детских книг «Самая плохая ведьма» 1974 года выпуска и последующая экранизация 1986 года. В экранизации есть и уроки зельеварения, где ученики попарно варят зелья, и антагонистка, сильно смахивающая на Драко Малфоя, и добрая директриса, чей кабинет заставлен безделушками, и злая учительница зельеварения, которая не любит главную героиню, и полёты на метлах, и портреты волшебников на стенах, и многое-многое другое. Даже есть заколдованная метла, которая сбрасывает героиню во время выступления.
    • Впрочем, не стоит забывать о «Волшебнике Земноморья» Урсулы ле Гуин и «Мио, мой Мио» Астрид Линдгрен — оттуда тоже заимствований много.
    • Даже есть отсылки к «Волшебному школьному автобусу».
  • «Звёздные войны»: Лукас черпал вдохновение в книге «Тысячеликий герой», японских фильмах про самураев, научно-фантастическом цикле «Дюна» и ещё более древнем научно-фантастическом цикле «Линзмены». Предпоследняя, к примеру, подарила циклу пустынную планету, а последние — ордена джедаев и ситхов с их фокусами. Из французского комикса «Валериан и Лорелин»[1] тоже кое-то было прихвачено, но уже на правах визуальной отсылки.
  • «Галактический террор» (Галактика ужаса, Галактика террора, англ. Galaxy Of Terror, 1981 г.). Многое напоминает «Чужого», хотя сюжет совсем и посыл совсем иной. Что интересно, художником-постановщиком был Джеймс Кэмерон, позже снявший настоящий сиквел «Чужого».
  • «Звездный кристалл» (Star Crystal, США 1986 г.). Начало-середина аналогично, но посыл также совсем иной. Может вызвать реакцию, «что за фигня, автор?», если зритель настроился на подражательство «Чужому».
  • Индийский (тамильский) фильм «Робот» (Endhiran). Очень много заимствований (которые можно считать и отсылками) из различных произведений про роботов, начиная с рассказов Азимова (возможно, что кое-где авторы делали отсылки не на произведения Азимова, а на «постазимовские», т. е. как бы отсылка к отсылке).
  • Телесериал «Алиса в Стране чудес» (2009). Местами Страна чудес может напомнить матрицу из соответствующей кинотрилогии. Частично эксплуатация людей — выжимание из них положительных эмоций (а не тепловой энергии), «черные масти» — вездесущих агентов, стилистика некоторых локаций. А сцена последнего разговора Алисы с отцом напоминает аналогичную сцену из «Звездных войн».
    • Кстати, некоторые мотивы мини-сериала можно заметить и в дилогии Т. Бёртона про Алису (2010 и 2016 гг.). Возможно, что они встречались и ранее.

Примечания