Рок-опера
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Rock Opera. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
![]() | Прошу помощь зала. Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи. |
« | Вы внезапно становитесь весьма благодарны за поясняющие ноты - смысл никогда не был главным в списке приоритетов рок-оперы Тауншенда. | » |
— Алексис Петридис, The Who's Endless Wire |
Рок-опера — это концептуальный рок-альбом, доведенный до логического завершения: рассказ одной, полной истории, в основном — если не полностью — спетый с точки зрения одного или нескольких персонажей.
Особенно популярные рок-оперы обычно адаптируются для сцены, хотя, поскольку могут возникнуть трудности с постановкой или только один или два персонажа имеют певческие партии, часто вносятся изменения. Нередко, впрочем, рок-опера возникает не как некий альбом, а сразу, как форма мюзикла, с характерной музыкальной аранжировкой. К таковым можно отнести, например, «Иисус Христос — cуперзвезда» или «Репо».
Иногда это знаменует собой «прыжок через акулу» группы или ее распад, особенно если только один музыкант хочет сделать рок-оперу, а остальные — нет.
Недавним поджанром рок-оперы является городская опера или «хип-хопера», концептуальные альбомы и мюзиклы, рассказывающие истории с использованием хип-хопа вместо рок-музыки. Известным примером хип-хоперы является эпический, непрерывный альбом Р. Келли «Trapped in the Closet», состоящий из 33 глав. Однако рэперы чаще всего включают в каждый альбом одну-две песни, рассказывающие историю, чем посвящают ей один альбом целиком.
Примеры произведений[править]
- «S. F. Sorrow» 1968 года от The Pretty Things — хронологически первый образец жанра, можно сказать, «№ 0». Чрезвычайно мрачная и депрессивная история о молодом британце из рабочего пригорода, контуженном на Первой мировой войне, а затем и потерявшем невесту во время крушения дирижабля «Гинденбург». Психоделическое путешествие под руководством Барона Субботы прилагается. Получился чрезвычайно интересный сплав Диккенса, Олдингтона и дарк-психоделии.
- «Tommy» — концептуальный альбом Пита Таунсенда и группы The Who 1969 года, который впервые в истории был позиционирован как «рок-опера». Позднее по ней ещё сняли фильм, причём вокалист группы Роджер Долтри сыграл заглавную роль, а барабанщик Кит Мун — одного из отрицательных персонажей (а кроме них полноценные роли в фильме имеют Эрик Клэптон, Элтон Джон и Тина Тёрнер).
- На хрена родня такая, лучше буду сиротой. Главный герой теряет одновременно зрение, слух и голос. Причина — смерть родного отца от рук любовника матери и жёсткое внушение: мол, ты ничего не видал, не слыхал и не скажешь. Любящая мамочка первое время пытается вылечить сына при помощи тяжёлых наркотиков и секты поклонников Мэрилин Монро, но потом бросает это дело, отдав сына-инвалида на попечение брату-педофилу и племяннику-садисту. И даже когда Томми, благодаря внезапно открывшемуся дару игры в пинбол, делает свою семью сказочно богатой, отношение к нему утопающей в роскоши матери не меняется. Правда, именно мать его в итоге от слепоглухонемоты и вылечила, столкнув в бассейн через стекло.
- Злобный дядюшка — Эрни, пародийно-отвратительный педофил. Сам представляется как «твой гнусный дядя Эрни».
- Альбом «The Wall» группы Pink Floyd (1979 г.), пожалуй, тоже стоит считать концептуальной рок-оперой.
- «Орфей и Эвридика» (1975, музыка Александра Журбина). Первая русскоязычная рок-опера, более тысячи постановок с неизменным составом.
- «Фламандская легенда» (1979, музыка Ромуальда Гринблата, поставили «Поющие гитары» — вторая рок-опера в их репертуаре после «Орфея и Эвридики») на основе романа де Костера и легенды об Уленшпигеле.
- «Алые паруса» (1976, музыка Андрея Богословского, исполнена ВИА «Музыка»). Существует только в аудиозаписи, на сцене поставлена не была.
- «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1976, музыка Алексея Рыбникова и Павла Грушко, реж. Марк Захаров; Мурьета — Александр Абдулов,Смерть и Глава рейнджеров — Николай Караченцов) на основе драматической кантаты чилийского поэта Пабло Неруды — история благородного разбойника в Калифорнии. В 1982 на киностудии им. М. Горького снята экранизация рок-оперы.
- Антропоморфная персонификация — Злая Смерть, наглый и циничный мужик-садист, понтливый, быдловатый, с истерическими чертами и буйного нрава (до поры сдерживаемого). В театре его иногда поёт тот же актёр, что и главаря калифорнийских бандитов, чья банда сыграла такую жуткую роль в жизни Хоакина и его друзей. В киноверсии Смерть божественно воплощён Александром Филиппенко (и спецдефекты тут не помеха, а скорее добавляют своеобразия); бандитского главаря там играет другой актёр.
- В некоторых постановках эта Смерть демонстративно женского пола. Тогда перестаёт быть условным и становится буквальным знаменитый диалог: «Хоакин: Кто ты, потаскуха? Я тебя убью! Смерть: Не губи, красавец, молодость мою! Я не потаскуха. Я Смерть…»
- Обнять и плакать — Хоакин.
- Символическая роза. Хоакина вот-вот убьют — а он, тронувшийся умом, поигрывает розой. Товарищи даже поют ему: «Вслушайся в ночь! Чуешь угрозу?.. В сторону прочь брось свою розу!»
- Антропоморфная персонификация — Злая Смерть, наглый и циничный мужик-садист, понтливый, быдловатый, с истерическими чертами и буйного нрава (до поры сдерживаемого). В театре его иногда поёт тот же актёр, что и главаря калифорнийских бандитов, чья банда сыграла такую жуткую роль в жизни Хоакина и его друзей. В киноверсии Смерть божественно воплощён Александром Филиппенко (и спецдефекты тут не помеха, а скорее добавляют своеобразия); бандитского главаря там играет другой актёр.
- «Starmania» (1979) — культовая французская музыкальная постановка. Заложила основы современного французского музыкального театра ещё за двадцать лет до выхода «Нотр-Дама». Широкой публике известна в основном по композиции «S.O.S. d’un terrien en détresse».
- Безответная любовь — Мари-Жанна любит Зигги без малейшей надежды на взаимность: ему нравятся мальчики. И он даже не догадывается о чувствах Мари-Жанны
- Вечный пессимист — Мари-Жанна. Единственная, кто не хочет (но вынуждена) приспосабливаться к жизни в антиутопическом Монополисе, но может только мечтать о том, как поднимется на поверхность и увидит солнце, поэтому неудивительно, что депрессия — её естественное состояние.
- Стелла Спотлайт на момент действия тоже подходит под этот троп.
- Мегаподземелье — всё человечество переехало под землю, и, например, огромный город Монополис находится в подземелье колоссальных размеров.
- Обнять и плакать — Мари-Жанна и Джонни Рокфор. Кристайль сюда не относится: да, её история окончилась трагически, но свою судьбу она выбрала сама, и выбрала решительно.
- Светлая женственность и тёмная женственность — Кристайль и Садья.
- «"Юнона" и "Авось"» (1981) — не менее культовая советская рок-опера, романтизированная версия биографии командора Николая Петровича Резанова и его романа с дочерью коменданта Сан-Франциско. При выходе сопровождалась эпическим бурлением говн и была заклеймлена антисоветской (хотя, что характерно, до выхода цензура не усмотрела ничего неугодного) — композитор Рыбников даже судился с Министерством культуры СССР.
- Ангел и демон. Если присмотреться, а особенно если знать реальную историю экспедиции, то Резанов тот ещё гад: почти запорол миссию (а это судьбы тысяч людей), обесчестил юную деву знатного происхождения и чуть было не смылся восвояси, если бы не фурия мужского пола в лице её бывшего жениха Фернандо. Что касается Кончиты, то есть сомнения в её уме, но в преданности Резанову и в чистоте помыслов сомневаться поводов не даёт. Что Резанов верно подметил, назвав её «глупым ангелом шестнадцатилетним».
- А ты не староват для школьника? — по крайней мере, в Ленкоме большинство исполнительниц роли 16летней Кончиты покидали оперу, будучи где-то вдвое старше своей героини.
- Вечная любовь — Мария Консепсьон «Кончита» Аргуэльо и Резанов. Даже после смерти Резанова Кончита так и не вышла замуж.
- Получился мерзавец — Резанов. В начале его подают как идеалиста с безумным проектом Русской Калифорнии, который чуть ли не вопреки правительству на свои деньги все организовывает, а заканчивается каким-то пиратским романом и горой трупов из-за страсти к одной девушке. Которой после всего осталось только уйти в монастырь.
- Подсчитайте, кстати, разницу в их возрастах. Ужас, и куда смотрела Мизулина?
- Старая дева — Кончита. С прикрученным фитильком, потому что дочь коменданта Сан-Франциско легко бы могла выйти замуж — но ждала жениха. Педаль в асфальт: они только помолвлены (автор правки видел постановку, в которой, ради прикручивания фитилька их всё-таки поженили), он уплыл просить императорского дозволения на брак, она ждёт его до конца своей жизни. «Тридцать лет в ожиданьи прошло, ты в пути, ты всё ближе ко мне. У меня отрастает крыло! Я оставила свечку в окне…».
- Супружеская измена — ария «Белый шиповник». Изначально писалась как эталонно-типовой романс о любви с трагическим концом, заштампованный и шаблонный. Время засилья плохих романсов прошло, и сейчас публика не до конца осознаёт глубину проблем юного Фернандо, кому-то даже нравится.
« | «Белый шиповник, дикий шиповник ярче садовых роз, |
» |
- «Овод» (1985, музыка Александра Колкера, в роли Овода — Боярский).
- «Волшебник Изумрудного города»:
- Музыкальная сказка (1995, А. Ю. Морсин).
- Дилогия «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и «Огненный бог Марранов» группы Power Tale по весьма отдалённым мотивам Волкова (метал-опера, 2016 и 2019 гг., бонусом альбом «Семь подземных королей» — 2018).
- Jabberwocky (1999, Клив Нолан и Оливер Уэйкман) — эпически расширенные размышления об одноимённом стихе Кэрролла.
- Янек Ледецкий, «Гамлет» (2003).
- «Эльфийская рукопись» — самое известное произведение группы «Эпидемия», аж в четырех частях: собственно, «Эльфийская рукопись» (2004), «Сказание на все времена» (2007), «Сокровища Энии» (2014), «Легенда Ксентарона» (2018). Подробности — в основной статье.
- Фильм «Рипо! Генетическая опера» (2008), реж. Даррен Линн Баусман, малоизвестное творение в жанре рок-опера/антиутопия/хоррор/готика/драма. Снятый по одноимённому мюзиклу Терренса Здунича и Даррена Смита (впервые поставлен в 2002).
(link)
Дорога без возврата, часть первая- «Дорога без возврата» (2009, ростовская группа ESSE) по мотивам вселенной «Ведьмака». Пан Анджей одобряет.
- «Мастер и Маргарита» (Александр Градский). На сцене поставлена не была, существует в виде единственной аудиозаписи 2009.
- «Моцарт» («Mozart l’Opera Rock»).
- «Сны в ведьмином доме: Лавкрафтианская рок-опера» (2013, альбом членов Исторического общества Лавкрафта) по мотивам рассказа «Lovecraft/The Dreams in the Witch House|Сны в ведьмином доме».
- «Конёк-Горбунок» — студийный альбом группы «Рок-Синдром» (2016, длительность 2:11:58 — самый длинный рок-н-ролл в мире). Для удобства разбит на 11 частей. Раскритикован за длину и монотонность мелодии.
- «Le Rouge et le Noir Opera Rock» (2016) — французская музыкальная постановка по мотивам романа «Красное и чёрное». Создана Альбером Коэном, одним из авторов вышеупомянутой рок-оперы «Моцарт», и поэтому заметно напоминает его технически и музыкально.
- «Преступление и наказание» (2016, музыка Эдуардом Артемьева).
- «Элоя» (2017, автор — екатеринбургский поэт и композитор Анна Махнева по мотивам поэмы французского автора эпохи романтизма Альфреда Де Виньи «Элоа, или Сестра ангелов»).
- Ангел и демон — довольно интересный случай. Чёрт и Беатриче при жизни были мужем и женой. Теперь он — подручный Люцифера, а она — архангела Михаила, но романтические чувства между ними никуда не делись. Другая пара — собственно, Люцифер и Элоя. Счастливого конца ни та, ни другая пара не получила. Как предположили некоторые зрители и подтвердил актёр, сыгравший Чёрта, — потому что в обоих случаях мы имеем зависимость женщины от козла, занимающего позицию «я тебя люблю, поэтому сделай для меня». Только Беатриче вовремя смогла это понять и расстаться с Чёртом, а Элоя — не смогла и погибла, не сдвинув возлюбленного с его позиции.
- Обнять и плакать — Грешница. Вызвала чувство сострадания (позже переросшее в любовь) даже у архангела, несмотря на тяжкий грех (самоубийство).
- Оммаж — история Грешницы, по словам самой Анны Махневой, есть реверанс в сторону Фантины.
- Он в чёрном, она в белом — Чёрт и Беатриче (они еще и муж и жена при жизни) с подсветкой в песне «Чёрное с белым», Люцифер и Элоя. Инверсия — архангел Михаил и Грешница.
- «Икар» (музыка Антона Круглова, либретто Натальи Макуни) — постапокалиптическая антиутопия по мотивам древнегреческого мифа. Создана композитором «Последнего испытания», большинство исполнителей перекочевало в проект оттуда же. В 2021 выпущена аудиоверсия 1-го акта, выход 2-го ожидается в 2022, постановка — в перспективе.
- Великолепная пошлость — трек «Идеальный мир». Да и в принципе образ Лии — эталонной красотки, подлизывающейся к богатому и влиятельному жениху.
« | Давай создадим наш идеальный мир, |
» |
— Лия |
- Город под куполом — Полис. Купол имеет как практическое, так и символическое значение.
- Детдомовец — Икар, проведший детство в приюте, а также его друг Брут.
- Житель Страны Эльфов «Икар» — Муза. Собственно, подсвечивается в ее первой арии:
« | Сойти с ума, чтобы неба коснуться,> |
» |
- Главный герой в какой-то степени тоже попадает. А во втором акте, говорят, получит в Стране Эльфов официальное гражданство.
- Назван в честь знаменитости — главный герой назван в честь того самого.
- Невыносимый гений — собственно, Икар:
« | Есть причуды у каждого гения, |
» |
— Комментарий от лучшего друга и любимой девушки |
- Свобода воли — высшая ценность — позиция Барда. «Счастье возможно лишь там, где ты можешь быть собою, где есть место мечтам вне чужого контроля».
- Свобода воли — корень всех зол — позиция Правителя. «Выбирая свой собственный путь, человек порой здравомыслья лишён».
- Свобода воли — высшая ценность — позиция Барда. «Счастье возможно лишь там, где ты можешь быть собою, где есть место мечтам вне чужого контроля».
- 2112 — самая известная из оперных сюит канадской группы Rush, но группа создала ряд других, включая By-Tor и Snow Dog , Xanadu , The Fountain of Lamneth, Cygnus X-1, Hemispheres и The Necromancer (который содержит несколько ссылок на LOTR).
- Развитое древнее человечество (2112) — Старшая раса. Очень ценила искусство и творчество, но в какой-то момент она была уничтожена Солнечной Федерацией, загнавшей культурное самовыражение человечества в столь убогие рамки, что обычная гитара воспринимается как «древнее чудо». Последние припев, повторяемый три раза («Attention all planets of the Solar Federation: We have assumed control»), подразумевает, что в конце концов Старшая раса возродилась и свергла тиранию Солнечной Федерации.
- WASP — The Crimson Idol и The Neon God
- Green Day — American Idiot 21st Century Breakdown.
- Тобиас Саммет — «Avantasia». Метал-опера дала название одноимённой группе. Все последующие концептуальные альбомы группы Avantasia, записанные с привлечением множества выдающихся рок-вокалистов, тоже можно считать метал-операми, разделёнными на две-три части и структурированными по аркам. Так, альбомы «The Scarecrow», «The Wicked Symphony» и «Angel of Babylon» составляют «арку Пугала», или «Грешную трилогию» («The Wicked Trylogy»), альбомы «The Mystery of Time» и «Ghostlights» — «арку Аарона».
- Savatage — Streets: A Rock Opera, Dead Winter Dead и The Wake of Magellan.
- Король и Шут — TODD.
- Noize MC — «Хипхопера: Орфей & Эвридика» (2018 год).
- Ayreon… В статье о группе написано: «Рок-опера: все альбомы!» в статье бард сообщается: «Ayreon — собственно первая рок-опера написана от лица одноимённого менестреля».
- Дефективное бессмертие (в «01011001») — вечные со звёзд биологически бессмертны, однако это стоило им лишения всех эмоций и превращения в связанных через Интернет «овощей». Неудивительно, что такое бессмертие многие считали участью хуже смерти. Впрочем, человечеству повезло ещё меньше.
- Конечно, это не рок, но упоминания стоит — Виктор Аргонов и его «техно-оперы» «2032: Легенда о несбывшемся грядущем», «Русалочка», «Мы, XXII век», «Переосмысляя прогресс».
- «Мавзолей» — об обитателе одноименного строения в центре Москвы, на которого персонажи имеют довольно противоречивые планы.
Ролевая музыка[править]
- Произведения рок-ордена «Тампль»:
- «Тампль» (история падения ордена тамплиеров во Франции XIV в.).
- Антропоморфная персонификация — Смерть (пела Лора Бочарова).
- Высказаться перед смертью «Тампль» — проклятие Жака де Моле.
- Золотое трио — злодейское трио: король Филипп IV, папа Климент, канцлер Ги де Ногарэ.
- Злодей по должности — инквизиторы. По сути своей незлые ребята, даром что к моменту действия семь лет пытали Жака де Моле. Они не испытывают к нему никаких чувств, кроме рабочих, даже желают ему добра (ну как желают, по-своему, конечно).
- Неправый суд — над Жаком де Моле и тамплиерами.
- Они — кульминация «Народной сцены». Все действующие лица по очереди высказывают какие-то претензии к существующему миропорядку, и на каждое обвинение толпа кричит в ответ: «Кто виноват? Они!»
- «Тампль» (история падения ордена тамплиеров во Франции XIV в.).
« | Налог растет, казна пуста! |
» |
— Аверсия: потом выясняется, что «они», которые виноваты во всем этом — это тамплиеры |
« | Ты хочешь стать великим посвящённым? |
» |
— Жак де Моле — королю Филиппу |
- Соломенная вдова — «Иерусалим потерян».
- «Жанна д’Арк» по мотивам исторических событий.
- Антропоморфная персонификация — Война (тоже Бочарова).
- Готтентотская мораль — месса Кошона. И простолюдины, и дворяне хором просят у Бога: «Чтоб взошло обильно просо и пшено, чтоб у нашего соседа не взошло. Чтобы муж обогатился на войне, чтобы разорился наш сосед вдвойне. Чтоб жена не изменяла с четверга, чтобы у соседа отросли рога. Чтобы спасшиеся души вознеслись, чтобы нашему соседу не спастись».
- Не в ладах с биологией — пшено взойти не может, так как не содержит зародыша.
- Красавица Икуку.
- «Конопатая, рыжая, глянь — кокосы острижены!» (глянь-ка, косы острижены). Исполнители сами первые от души похохотали над остриженными кокосами, но теперь поют «косы, глянь-ка, острижены».
- «Ни козы, ни коровы — от тоски удавиться!» (иногда «Мы казним макароны»). На самом деле Карл сокрушается, что нет ни казны, ни короны.
- «Сто лет нас точат английские лучники, лилию мнет эротический лев». Вообще «не в казино, а в карты, и не выиграл, а проиграл»: лучники не точат, а топчут, лев геральдический, и лилию он гнет.
- «Будет вином нам расплавленный сыр». Пить расплавленный сыр, конечно, сложно, но французы жалуются, что из-за войны им вместо вина приходится пить разбавленный сидр.
- «Зовется Жанной д’Арк, и Жанной был ее отец, и были Жаннами и дед ее, и прадед». Все упоминаемые мужчины, конечно, были Жанами (стереотипное французское имя для мужика, крестьянина, французская форма имени Иван). Кстати, Жанна (Jeanne, Иоанна) — женская форма имени Жан (Jean = Иоанн).
- Слушатель из Израиля услышал фразу «145 городов она взяла на копье» (в смысле, завоевала) как «145 агорот она взяла за копье» (агорот — мелкая разменная монета) и подумал: «Что ж она копье так задешево продала?».
- Неправый суд:
« | — Ты ведьма? |
» |
— Инквизитор Кошон знает своё дело! |
- Разрушение четвёртой стены — инверсия и внутримировой пример одновременно. Стену ломают трое ватиканских кардиналов, которые в 1920 проводили инквизиционный процесс по делу о канонизации Жанны д’Арк. На всем протяжении действия они наблюдают за событиями времен Столетней войны, но в финальной сцене сами являются на судебный процесс и разговаривают с ведущим его епископом Кошоном.
- «Финрод Зонг» (по мотивам истории Берена и Лютиэн из «Сильмариллиона» Толкина, но центральную роль играют не они, а вынесенный в заглавие персонаж).
- Бафос, причём едва ли «нежданчик» — завершающий одну из арий Тингола возглас «Я его послал!» стал мемом не только в толкинистском сообществе.
- Боже мой, что же я наделал! — правитель Тингол долго раскаивается «О, что я натворил!», когда жена Мелиан открывает ему глаза на последствия его хитроумных интриг. Чтобы избавиться от возлюбленного дочери, послал его достать Сильмарилл из короны Моргота? Так тот пошёл доставать, а дочь ушла следом за ним. И эта парочка достаточно настойчива, чтобы этот Сильмарилл достать. Что делает Тингол? Договаривается выдать дочь замуж за одного из братьев-феанорингов. Которые, между прочим, поклялись убить всякого, кто коснётся Сильмарилла. Ай, молодца!
- А также злодейство в адаптации — в оригинале Элу Тингол испытывал к Дому Феанора ничуть не меньшую неприязнь, чем к Берену, и послал бы их с таким предложением примерно туда же.
- Два в одном и три в одном — за неимением среди персонажей Моргота, во многих постановках его фирменную корону с тремя светящимися камнями напяливают на Саурона.
- Знают именно за это (в рамках фэндома) — вспоминают в основном по фразе Тингола «Я его послал, я его послаааааааал!». За сильмариллом послал, если что, но образ Тингола там очевидно бафосный, и каламбур допущен явно намеренно.
- Красавица Икуку.
- «Звенят ветра, как стадо коз» (на самом деле — «как сталь оков»).
- «Не в том беда, что ты был слишком смел, а в том беда, что ты лишен одежды» (надежды).
- Саурон удивляется, что пуста его темница, и слуги угодливо отвечают: «Мы бы сами в тюрьмы сели ради вашего веселья, мы бы даже поседели, будь на то приказ». Что собрались делать слуги в тюрьме — посИдеть или посЕдеть — на слух вообще не различить. Впрочем, Саурон гневно парирует: «Вы и так рабы и суки, убирайтесь с глаз!» (на самом деле, конечно, «слуги», но ухо ждет рифму на слово «муки» из предыдущей строки).
- Бонусные баллы за то, что по фене суки — это зэки, сотрудничающие с тюремным начальством. Не исключено, что автор либретто это знала и отсылку сохранила намеренно.
- Кто все эти люди? (в смысле, эльфы) — малознакомых с каноном эффект обычно настигает на ариях Финрода, густо посыпанных не очень вразумительными отсылками к валинорским реалиям.
- Промывка мозгов — как минимум в питерской версии Саурон гипнотизирует сопровождающих Берена и Финрода эльфов (внешне это выражается через надевание на них масок), и те пополняют ряды его «рабов и сук». В финале он таким же макаром пытается управлять и Береном, но тот навешивает ему люлей черенком от
лопатыкопья.
- «Принцесса Грёза» по одноимённой пьесе Эдмона Ростана.
- Закадровый момент крутости (сцена «Битва») — о собственно битве графа Бертрана с защищающими дворец стражниками зрителю известно только из комментариев наблюдающих за ней Мелисенты, Соризмонды и Зелёного Рыцаря. Потом Зелёный Рыцарь лично выходит сразиться с дерзким пришельцем — и сцену логично покидает.
- Литерал (приём комизма) — моряки рассуждают, что им сделать с мошенником и клеветником Скарчафико. Монах Трофимий изрекает пословицу «Делай добро и кидай его в воду», но не в общепринятом смысле «Делай добро безвозмездно, не ожидая за это награды», а в абсолютно буквальном — «Давайте сбросим Скарчафико за борт, и это будет доброе деяние». Убийством это точно не стало бы — корабль стоит в порту, до берега рукой подать.
- Эм, а плавать-то он умеет?
- Заодно и научится! Или не научится…
- По идее, в порту полно народу, кто-то да выловит… или не выловит.
- Предсмертное признание в любви — первая и последняя встреча Мелисенты и принца Рюделя.
- «Нотр-Дам» по одноименному роману Гюго (не является версией всемирно известного франко-канадского мюзикла)
- «Легенда о принце» (2007, творческая группа «Форкон») по «Саге о Форкосиганах».
- Получился мерзавец — принцесса Карин. В сущности, сюжет рок-оперы может служить наглядной иллюстрацией, к каким страшным последствиям может привести нарушение принципа «не выносить сор из избы». Но из простого ай, молодца в наш троп ситуацию переводит поведение Карин после того, как дело дошло до кровавой развязки. Виноватыми для неё были только Зерг и (после того, как она подняла боевой дух отправляющегося на войну мужа рассказом, что напишут на его могиле) злая судьба, а собственную ответственность (за то, ЧТО и КОМУ она говорит) она попросту игнорировала.
- Решение избавиться от принца его отец озвучивает в четвертой или пятой песне, задолго до всех этих событий.
- Древняя пародийная «Орк-опера» Алексея Свиридова. Саруман натравил орков на караван эльфов.
- Направо кругом — один из орков после удара по голове вообразил себя эльфом.
- Людмила «Скади» Смеркович, «Лэ о Лэйтиан (Освобождение от оков)». Тоже про Берена и Лютиэн, но, в отличие от «Финрод Зонг», сосредоточена именно на них и охватывает больший период времени: от гибели Барахира и до чертогов Мандоса. Изначально существовала в виде моноспектакля, где арии перемежались комментариями автора (порой весьма ехидными), ныне ставится на сцене как сабж.
- Зловеще-пафосное песнопение — славословия орков Мелькору. Не превращаются в марш кованых сапог лишь потому, что ограничиваются буквально одним куплетом — зато каким!
- Лейтмотив Берена — «Хэй-хоп». Музыкальный триппер редкой вирулентности, заклинивающий мозг с первого же прослушивания. Хэй-хоп, вересковый мёд, хэй-хоп, мы рисковый народ, хэй-хоп, опалённый лёд, хэй-хоп…
- «…вашу маму в рот!» — радостно заканчивают фанаты «ПТСР».
- Психованные струны — сопровождают арии Саурона.
А также[править]
- Кто-то из участников сайта утверждает, что мультфильм «Шкатулка с секретом» по сказке Одоевского «Городок в табакерке» — психоделическая мини-рок-опера с аллюзиями на битловскую Yellow Submarine.
- В «Смешариках» есть эпизод 3-го сезона «Рок-опера и что-то ещё».
- Команда КВН «Союз»: «Есть социальная рок-опера!» — «Объявляйте!» — «Социальная рок-опера».