На задней парте

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Лейкин и Знайкина только что впервые нарисовали своих персонажей.

«На задней парте» — цикл советских мультфильмов режиссёра Валерия Угарова. Мультфильмы содержат элементы учебника и временами весьма психоделичны[1]. Всего вышло четыре выпуска, в 1978, 1980, 1984 и 1985 годах; начиная с третьего выпуска стиль рисования немного изменился, хотя и не совсем радикально. Также по первым двум сериям в 1985 был выпущен комикс. Выпуски представляют собой одну продолжающуюся историю, которая очень вкратце пересказана ниже.

Сюжет[править]

Начались приключения с того, что двое школьников, отличница Оля Знайкина и двоечник Боря Лейкин, соседи по упомянутой в заглавии задней парте, нарисовали друг на друга карикатуры в тетрадке. Внезапно эти картинки, получившие от авторов имена «Зазнайкина» и «Бармалейкин», ожили и принялись путешествовать по страницам тетрадей и учебников, подстраивая друг другу козни и взаимодействуя с другими картинками и надписями. Прототипы же, видя такие дела, стали помогать каждый своему изображению, рисуя для них разные подходящие к ситуации предметы. Выяснив, что действия картинок влияют на настоящий мир, Лейкин в течение первых двух серий пытался изменить реальность, отправляя Бармалейкина в прошлое (чисто из вредности, чтобы не было науки и не надо было уроки учить), но это в итоге привело лишь к тому, что он провалил экзамен, а Знайкина так и осталась отличницей. В третьей и четвёртой сериях Знайкина помогает смирившемуся Лейкину подготовиться к переэкзаменовке и вообще подтягивает его знания, что сопровождается приключениями Зазнайкиной и Бармалейкина на соответствующих страницах учебников.

Персонажи[править]

Оля Знайкина и Боря Лейкин, отличница и хулиган. Она — типичная прилежная ученица в очках (странно, что её со слабым зрением посадили на последнюю парту[2]). Он — типичный двоечник и хулиган, выглядит несколько неопрятно[3]. Хотя не дурак — изобретательный (пусть и недальновидный), эту энергию бы да в нужное русло. Знайкина дразнится и показывает язык, Лейкин дёргает её за «хвостики» и гоняет по коридорам — в общем, с самого начала заметно, что отношения между ними как минимум приятельские, а может и что-то большее так проявляется — в последних кадрах четвёртой серии Лейкин уже не в силах дёрнуть подругу за волосы и вполне романтично за ней ухаживает. Знайкина, хоть и посмеивается над Лейкиным, но всё же волнуется за него и понемногу наставляет на путь истинный, даже подсказывает ему на уроках, что как бы не положено делать. Судя по квадратным корням, закону тяготения и зоологии, ребята учатся в восьмом классе (по тогдашней программе), хотя в таком случае сюда не вписывается история древнего мира. Причём не сразу заметно, что события в рамках одной серии происходят не в один день, но это очевидно — не в марте же у них экзамены[4].

Сейчас Бармалейкину наглядно объяснят, что такое сообщающиеся сосуды.

Зазнайкина и Бармалейкин — живые карикатуры, нарисованные вышеупомянутой парочкой друг на друга. В качестве имён картинки получили прозвища, которыми Оля и Боря друг друга дразнили. Отношения между шаржами примерно такие же, как и между их авторами, за тем исключением, что внутри тетрадок действует мультяшная физика. Зазнайкина так вообще метаморф, при необходимости способный менять форму и агрегатное состояние. Да чего уж там, она однажды вовсе вылезла из тетради и бродила по самому Лейкину, то как лилипут, то как волшебная татуировка. Иногда рисунки проявляют способность говорить человеческими голосами, хотя жестами общаются чаще. Естественно, Знайкина подыгрывает Зазнайкиной, а Лейкин — Бармалейкину.

Что здесь есть[править]

  • Альтернативная история. Лейкин с Бармалейкиным пытались такое провернуть, изменяя события в учебниках истории и биологии. Получилось вывести эволюцию человека от моллюсков, хотя школа никуда не делась, а персонажи просто стали разумными сине-зелёными жижицами[5]. А потом и эти изменения откатились к нормальному положению вещей (хотя тогда получается, что по умолчанию человек произошёл от динозавров).
  • Босоногий чёрт — с прикрученным фитильком Бармалейкин, творящий пакости Зазнайкиной и Христофору Колумбу, и Зазнайкина, троллящая Лейкина. Начиная с третьей серии, где появляется море, Лейкин и Знайкина каждый раз рисуют своих персонажей босоногими.
  • Бросить в терновый куст — Бармалейкин заточил жидкую Зазнайкину в реторте, которую поставил на огонь, чем помог ей сменить агрегатное состояние и выбраться.
  • Ветродуй. Дуновением тоже можно влиять на картинки, поэтому в четвёртой серии Лейкин выступает в роли этакого бога ветра для каравеллы Бармалейкина.
  • Вечная загадка - так что же, в конце концов, Лейкин увидел или узнал, побывав в чёрной дыре? Он выглядел невероятно потрясённым - то ли, вопреки советской атеистической пропаганде, узрел там Бога, и Он ему что-то велел, то ли увидел будущее всего человечества и вдохновился путешествовать во времени, то ли узнал, что он сам - тоже нарисованный персонаж (мультипликаторами), и решил, что теперь он может творить всё, что захочет.
  • Волшебная юбка. Когда Знайкина в последних сериях надевает длинную юбку, косплея строгую учительницу, эта юбка между кадрами волшебным образом меняется, а иногда пропадает.
    • Знайкина ещё и две пары туфель надела: «взрослые» на каблуках поверх своих обычных. Туфли на каблуках тоже регулярно испаряются и возвращаются.
  • Единственный человек в цеху. С самого начала возникает впечатление, что в школе один педагог по всем предметам, поскольку уроки ведёт один и тот же голос. В четвёртой это подтверждается: экзамен по физике, географии и истории (да, все три одновременно) принимает один учитель Угаров (он ставит свою подпись в табеле) — тот же, что до того принимал экзамен по биологии. Кстати, другие ученики никак своего присутствия не выдают, такое чувство, что главгерои единственные дети в школе. (Ну, разве что слышится один раз шум многих голосов на переменке).
    • Да и в классе, кроме этой задней парты, других не видно. Где передняя?
  • Жуткая альтернативная реальность. Чего стоит то изменение реальности, когда класс заполнился водой, а люди превратились в моллюсков. Хотя изменение оказалось локальным: человеческий облик теряется после входа в класс, а по выходу — снова возвращается. А уж Бермудский треугольник из 4 серии вовсе представляет собой нечто невообразимое с запутанным пространством и временем, и мало того, что туда занесло Бармалейкина, так потом ещё и прилетел НЛО, выбрался в реальный мир и едва не похитил самого Лейкина.
  • Изменившаяся мораль. Карикатурных персонажей пару раз за сериал показали голышом, причём у Бармалейкина даже гениталии видно! (в комиксе, кстати, персонажи в соответствующих эпизодах одеты). Вообще-то в учебнике биологии таких рисунков полно, но в наши дни бы могли прицепиться: нельзя, мол, детей в таком виде изображать, вдруг педофилы увидят. Можно подумать, педофилов интересуют коряво нарисованные мультяшные дети.
  • Карта сокровищ. Фигурирует в третьей серии — Лейкин отправляет Бармалейкина на остров Малый Кайман, чтобы успеть найти там клад до того, как до острова доберётся Колумб. Поскольку людей до Колумба там не водилось, можно предположить, что клад зарыли черепахи с игуанами[6].
  • Крутой шкет — обыкновенный советский школьник Бармалейкин не так прост как кажется. Уметь управлять космическим кораблём с фотонным двигателем? Изобрести машину времени? Обломать открытия всем известнейшим учёным средневековья и нового времени? Отправиться в плаванье через Атлантический океан на угнанном корабле, управляя им в одиночку, попутно воюя, пусть и не совсем успешно, с самим Христофором Колумбом? Могём, умеем, практикуем — но это ещё что!.. В одной из серий мультфильма выясняется, что он один, безо всякого экипажа в состоянии управлять целым танком — и даже вполне себе успешно воевать на нём с динозаврами!.. С закономерными последствиями.
  • Матемагия. Изображая возле Бармалейкина математические символы, можно воздействовать на него, как на число. Когда его рогатку росчерком пера превратили в кубический корень, хулиган уменьшился, а после умножения на ноль — вовсе исчез (временно). Интересно, что было бы, если бы Знайкина его на ноль поделила — но она же круглая отличница и знает, что так делать не положено.
    • Ничего бы не случилось. Деление на ноль не даёт результата.
    • Или Бармалейкин стал бы бесконечно большим?
      • Что бы получить бесконечность, надо делить не на ноль, а на бесконечно малую величину (LIM n→+0 Бармалейкн/n). Но, видимо, Лейкин и Знайкина до пределов ещё не дошли.
  • Псевдоодноместность. Бармалейкин умеет в одиночку управлять каравеллой. То, что он способен в нарисованном танке одновременно рулить и стрелять из пушки, на этом фоне выглядит мелочью (да и вообще, этот танк придуман Лейкиным, мало ли как он там устроен).
  • Монстр-жижица. Зазнайкина знает, что всякое физическое тело может находиться как в твёрдом, так и жидком состоянии, поэтому умеет превращаться в жижицу, если какой-нибудь Бармалейкин попытается её схватить (мало того, она ещё и испаряться в виде газа умеет). А под конец второй серии в нечто очень мягкотелое и текучее превратились и герои из реального мира вместе с учителем.
  • Морской змей. Такового однажды Лейкин нарисовал, чтобы натравить на Зазнайкину. Правда, та успела превратиться в разрастающуюся пирамиду, и сожравшего её змея разорвало изнутри.
  • Наука — это круто. Ещё бы. Зазнайкина не раз оказывается в выигрыше, поскольку знает тот или иной закон/правило/формулу. А Бармалейкин не знает и нередко именно поэтому попадается в собственные ловушки.
  • Не в ладах с биологией — как ни странно, авторы. Конкретнее, авторы новеллизации, которые обозвали выглядывавшего из воды длинношеего плезиозавра «ихтиозавром» (ихтиозавры были похожи скорее на дельфина).
  • Не в ладах с географией. С двоечника Лейкина-то спрос невелик, что он не знает, где находятся Каймановы острова, а вот мультипликаторы могли бы и подумать, что именно рисуют. А то у них отличница Знайкина вертит глобус и просвещает нерадивого друга: «Вот Бермудские острова» (тычет в Атлантику заметно южнее экватора). «А вот Саргассово море» (указывает вообще на сушу в районе Западной Сахары)…
  • Не в ладах с историей. Имеются примеры:
    • В самой первой серии учитель говорит: «В начале V века нашей эры, Рим, величайший бла-бла-бла, перед которым бла-бла-бла, был разрушен толпой варваров». Главное на что нужно обратить внимание так это то, что 476 год это третья четверть V, а уж никак не начало!
      • Вообще-то взятие и разграбление Рима армией готов короля Алариха произошло в 410 году, как раз в начале пятого века. Вандалы Гейзериха в 455 году доломали то, что осталось после готов. А в 476 году произошло смещение малолетнего римского императора Ромула Августа командиром германских наёмников Одоакром, а не разрушение Рима.
    • Колумб и его команда покатываются со смеху, глядя на попытки Бармалейкина попасть по ним из пушки: «Он не знает правила сложения сил! Позор!» Книжному Колумбу, видимо, о параллелограмме сил рассказали из соседнего учебника: сам мореплаватель едва не пару веков не дожил до того, как это правило было сформулировано. Также непонятно, к чему Бармалейкину спешить на острова Кайман, чтобы успеть раньше Колумба, если действие происходит в 1492 году. Тогда Колумб открыл много всяких островов, но Каймановы повстречались ему лишь в 1503. Ещё он говорит о «Бермудском треугольнике», что странно: сами Бермудские острова открыли только в 1505, а уж дурную славу и название «треугольник» этот район получил только в XX веке.
  • Не в ладах с оружием. В нарисованном танке Бармалейкин наводит орудие, глядя через ствол, едва не упираясь лбом в казённую часть пушки. И откатом в лоб получить не боится, и снаряд, видимо, прозрачный. А отстреливаясь от Колумба и компании, он засыпает порох в пушку по принципу «чем больше, тем лучше», засыпав в неё помимо всего запаса пороха на корабле ещё и саму пороховую бочку (в смысле, не взял порох из неё, а прямо зарядил бочку «как есть») и тушь в придачу. Конец немного предсказуем: пушку разорвало. Не говоря уже о неладах с физикой при расчёте траектории.
  • Не в ладах с физикой. Пароходы, нарисованные Лейкиным, физически неспособны плавать даже во внутритетрадном мире. То же самое и с вышеупомянутой стрельбой из пушки. Причём для наглядности на экране стрелочками показано, какие именно неучтённые двоечником физические силы действуют на кораблик или ядро, соответственно.
  • Не рой яму другому. Пытаясь сорвать открытие Ньютоном Закона всемирного тяготения, Лейкин нарисовал злого быка и натравил на учёного. Бык оказался не особо разборчивым и за компанию принялся гонять Бармалейкина. А закон в итоге всё равно был открыт (см. ниже).
Да и вообще всяческих фантастов тут неплохо прорекламировали.
  • Оммаж. Идея отстрела динозавров с целью изменить будущее явно вдохновлена рассказом «И грянул гром» Рэя Брэдбери. Сцена с гуманоидными жижицами — одна большая отсылка к рассказу «Бруклинский проект» Уильяма Тенна — отращивание утраченных псевдоподий, струмпанье, преломление и разбухание с лопаньем — это всё оттуда. А ещё в этом эпизоде упомянуты лемовские сепульки со свистком.
  • Отличница и хулиган — собственно, Оля Знайкина и Боря Лейкин.
  • Очкарик — Знайкина и Зазнайкина. Очки никогда не снимаются, а Зазнайкина даже ныряет в них в воду. Она нарисованная, ей можно.
  • Персонаж против автора. По крайней мере, против первоначального автора: не будем забывать, что первого Бармалейкина нарисовала Знайкина, а первую Зазнайкину — Лейкин. Хотя в дальнейшем они уже рисуют каждый своего персонажа.
  • Пещерное человечество. Бармалейкин, решив уничтожить древнейшее научное изобретение (каменный топор) в момент его создания, в итоге едва ноги унёс. Не стоило соваться к питекантропу[7], у которого в руке каменюка, а в голове — охотничий инстинкт.
  • Поездить на монстре. Умноженный на ноль Бармалейкин после респауна очутился в микромире, но не растерялся, тут же оседлал подвернувшуюся амёбу и поехал на ней дальше по эволюции, по пути пересаживаясь на всё более развитых существ, вплоть до динозавров.
  • Разговаривает надписями. Персонажи рисунков иногда общаются так, иногда — голосами. С третьей серии и речь персонажей реального мира начала дублироваться «текстовыми пузырями». Причём они ещё и материальны: Знайкина ими даже даёт подзатыльники нерадивому другу, чтобы не отвлекался.
  • Роман-учебник. Сам по себе мультфильм даёт знания обрывочно, но интерес к учёбе он хорошо пробуждает.
  • Свинья — это смешно: сцена с падением свиньи в воду в четвёртой серии.
  • Так всё и было. Галилей вместо металлических шариков бросал с Пизанской башни Бармалейкина. Затем тот же Бармалейкин ненароком помог Ньютону открыть закон всемирного тяготения, свалившись на него вместо яблока. В общем, как наш герой ни старался, предотвратить факт открытия учёными законов не получилось, удалось разве что изменить подробности.
  • Танки — это круто. Лейкин сначала хотел усадить своё альтер-эго на бульдозер, но Бармалейкин замотал головой: мол, чего покруче нарисуй. Полученный в итоге танк поставил на уши мезозойскую фауну в частности и историю жизни на Земле в целом.
  • Творчество меняет реальность. Ещё как меняет, хотя и временно. Вроде просто дурачились, разрисовывая учебник, а в итоге экзамен по биологии пришлось сдавать в облике сине-зелёных кракозябр. См. также следующий пункт.
  • Убили в виртуале — умер в реале. Никого не убили, так что с прикрученным фитильком. Бармалейкина в учебнике заносит в «чёрную дыру», а Лейкин в реале начинает дематериализовываться. Бармалейкина в тетради уколола стрелка, демонстрирующая силу сопротивления горки, на которой он сидел, а подпрыгнул от укола Лейкин в реальности.
  • Эффект бабочки. Таким образом Бармалейкин пытался направить эволюцию в какое-нибудь другое русло. Достаточно подстрелить в Мезозое одного динозавра — и человечество произойдёт уже от водных видов, превратившись в морской народ.
  • Я — это ты. Когда Бармалейкин попытался воздействовать на настоящее путём изменения прошлого, ему повстречался Бармалейкин-из-будущего и сказал, мол, ничего у тебя не получится, лучше подготовься как следует к экзамену, а то переэкзаменовку схлопочешь. Естественно, так и получилось.

Примечания[править]

  1. Угаров вообще любил сюрреализм в сюжетах и видеоряде, «Шкатулка с секретом» и «Халиф-аист» — это тоже его работы.
  2. Хотя у неё может быть не близорукость, а дальнозоркость.
  3. Внешность Лейкина срисована с более раннего персонажа примерно такого же типа — Проделкина из мультфильма «Проделкин в школе» 1974 года, также снятого Угаровым.
  4. Во второй серии видно дату на табло машины времени: 15 марта 1980 года.
  5. На первый взгляд кажется, что это амёбы, но присмотритесь к эволюционной таблице на доске — это моллюски.
  6. Именно последних в своё время приняли за кайманов, которые там тоже не водятся.
  7. По крайней мере, так он назван в новеллизации.