Благородный русский эмигрант: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Дополнение)
 
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников)
Строка 3: Строка 3:
После Октябрьской революции, когда Россия вышла из блока Антанты (по сути прототипа НАТО) и под руководством большевиков объявила войну мировому капитализму и империализму, советские русские прочно укоренились в западных произведениях в роли [[Эти злобные русские…|злодеев]].
После Октябрьской революции, когда Россия вышла из блока Антанты (по сути прототипа НАТО) и под руководством большевиков объявила войну мировому капитализму и империализму, советские русские прочно укоренились в западных произведениях в роли [[Эти злобные русские…|злодеев]].


Но [[Образ врага|рисовать всю нацию злодейской]] и [[Всегда плохие|возлагать на неё ответственность за деяния режима]] как бы неполиткорректно, поэтому авторы вспоминали о том, что есть и другие русские: [[Белая_эмиграция|те, кого большевики свергали и расстреливали, и кто в большинстве своём бежал на Запад]]. Так и появился архетип по имени '''Благородный Русскiй Эмигрантъ''' (подтроп «[[:tv:NobleFugitive|благородного беглеца]]»). Некоторые из таких героев просто пытаются оправиться от потрясения и начать на чужбине новую жизнь, а другие активно борются с советским режимом, могут сотрудничать с НАТО и западными спецслужбами. И насколько демонизируют [[Гулаги и рабы|''тех'', советских, русских]]<ref>А после формирования социалистического блока — уже и не только русских</ref>, настолько же героизируют ''этих''. Впрочем, популярность тропа связана не только с политкорректностью: многие люди из стран Запада искренне сочувствовали русским эмигрантам, ведь они имели много друзей и знакомых в западноевропейских странах и бежали от тех самых большевиков, которыми Запад тогда [[Красная угроза|пугали]]. А другие имели для симпатий более прагматические причины: они надеялись, что именно бывшие граждане России могут помочь свергнуть советскую власть. И многие соглашались.  
Но [[Образ врага|рисовать всю нацию злодейской]] и [[Всегда плохие|возлагать на неё ответственность за деяния режима]] как бы неполиткорректно, поэтому авторы вспоминали о том, что есть и другие русские: [[Белая эмиграция|те, кого большевики свергали и расстреливали, и кто в большинстве своём бежал на Запад]]. Так и появился архетип по имени '''Благородный Русскiй Эмигрантъ''' (подтроп «[[:tv:NobleFugitive|благородного беглеца]]»). Некоторые из таких героев просто пытаются оправиться от потрясения и начать на чужбине новую жизнь, а другие активно борются с советским режимом, могут сотрудничать с НАТО и западными спецслужбами. И насколько демонизируют [[Гулаги и рабы|''тех'', советских, русских]]<ref>А после формирования социалистического блока — уже и не только русских</ref>, настолько же героизируют ''этих''. Впрочем, популярность тропа связана не только с политкорректностью: многие люди из стран Запада искренне сочувствовали русским эмигрантам, ведь они имели много друзей и знакомых в западноевропейских странах и бежали от тех самых большевиков, которыми Запад тогда [[Красная угроза|пугали]]. А другие имели для симпатий более прагматические причины: они надеялись, что именно бывшие граждане России могут помочь свергнуть советскую власть. И многие соглашались.


Если о таких героях с придыханием пишут не западные, а русские же авторы, это смыкается с тропом [[Россия, которую мы потеряли]].
Если о таких героях с придыханием пишут не западные, а русские же авторы, это смыкается с тропом [[Россия, которую мы потеряли]].
Строка 25: Строка 25:
* Джордж Оруэлл, «Фунты лиха в Париже и Лондоне» — эмигрант Борис в Париже если не благородный, то, по крайней мере, очень цивильный и порядочный — у главного героя он вызывает теплоту и уважение.
* Джордж Оруэлл, «Фунты лиха в Париже и Лондоне» — эмигрант Борис в Париже если не благородный, то, по крайней мере, очень цивильный и порядочный — у главного героя он вызывает теплоту и уважение.
* Сомерсет Моэм, «Рождественские каникулы» — сюжет посвящен встрече молодым повесой в парижской борделе «ночной бабочки» Ольги, которая оказывается эмигранткой Лидией и своим благородством заставляет его переосмыслить жизнь.
* Сомерсет Моэм, «Рождественские каникулы» — сюжет посвящен встрече молодым повесой в парижской борделе «ночной бабочки» Ольги, которая оказывается эмигранткой Лидией и своим благородством заставляет его переосмыслить жизнь.
** Он же, «Совращение» — частичная инверсия. Дарья, русская эмигрантка, личность малоприятная, беспорядочная, сексуально озабоченная и начисто лишенная представления о личных границах. Но первое время главный герой, Нил Макадам, воспринимает ее несколько идеализированно.
* Иван Бунин, «В Париже» — Николай Платонович, бывший белый генерал. Человек спокойный, ответственный и в целом положительный.
* В. Набоков, «Лолита»: к такому эмигранту — бывшему офицеру — ушла от злодея-протагониста и [[козёл|козла]] Гумберта Гумберта его первая жена Валерия. Гумберту эмигрант очень не понравился.
* В. Набоков, «Лолита»: к такому эмигранту — бывшему офицеру — ушла от злодея-протагониста и [[козёл|козла]] Гумберта Гумберта его первая жена Валерия. Гумберту эмигрант очень не понравился.
* П. Н. Краснов, «Ложь» — ГГ, генерал Акантов.
* П. Н. Краснов, «Ложь» — ГГ, генерал Акантов.
Строка 32: Строка 34:
* Айрис Мердок, «Время ангелов» — Евгений Пешков.
* Айрис Мердок, «Время ангелов» — Евгений Пешков.
* Нил Гейман, «[[Американские боги]]» — Чернобог и Сестры-Зори (забытые божества славян) в первую очередь косплеят польских иммигрантов, но некоторые детали намекают на этот троп.
* Нил Гейман, «[[Американские боги]]» — Чернобог и Сестры-Зори (забытые божества славян) в первую очередь косплеят польских иммигрантов, но некоторые детали намекают на этот троп.
* Андрей Уланов «Оружейник» — Князь, один из команды «Большой Тети». Бывший грузинский князь,<ref>Причем сам смеется, что от благородства была одна только фамилия, а земель хватало «ровно чтобы бурку постелить и шапку положить»</ref> без дураков благороден и вообще крайне положителен со всех сторон.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 39: Строка 42:
* «Поли» — Михаил Беленков.
* «Поли» — Михаил Беленков.
* Тульевы из фильма «Ошибка резидента» и его продолжений (1968—1986). Хоть и работали против коммунистов, но любовь к родине и внутреннее благородство оказались сильнее.
* Тульевы из фильма «Ошибка резидента» и его продолжений (1968—1986). Хоть и работали против коммунистов, но любовь к родине и внутреннее благородство оказались сильнее.
* эмигрант Николас Маранов из фильма Августовские киты (1987)
* Эмигрант Николас Маранов из фильма Августовские киты (1987)


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* [[Babylon-Berlin|Вавилон-Берлин]] эмигранты-троцкисты Алексей Кардаков и Светлана Сорокина. Бывшие дворяне, зарабатывающие в Берлине 1920-х музыкальными номерами в кабаре. {{spoiler|Впрочем, Светлана со временем показывается как [[инверсия]] тропа, поскольку сотрудничает с ОГПУ и сдаёт советским спецслужбам троцкистскую ячейку}}.
* [[Babylon-Berlin|Вавилон-Берлин]] — эмигранты-троцкисты Алексей Кардаков и Светлана Сорокина. Бывшие дворяне, зарабатывающие в Берлине 1920-х музыкальными номерами в кабаре. {{spoiler|Впрочем, Светлана со временем показывается как [[инверсия]] тропа, поскольку сотрудничает с ОГПУ и сдаёт советским спецслужбам троцкистскую ячейку}}.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* «Анастасия» — педаль в пол: главная положительная героиня — чудом выжившая царевна и дочь Николая II, вынужденная бежать из России после 1917. А [[Григорий Распутин|Распутин]] изображён в виде [[опереточный злодей|диснеевского главгада]], который своей чёрной магией организовал революцию.
* «Анастасия» — педаль в пол: главная положительная героиня — чудом выжившая царевна и дочь Николая II, вынужденная бежать из России после 1917. А [[Григорий Распутин|Распутин]] изображён в виде [[опереточный злодей|диснеевского главгада]], который своей чёрной магией организовал революцию.
** И ладно бы, мультфильмы ограничивалась одним лишь Доном Блутом… Немецкая студия «Dingo» поторопилась выпустить в том же году низкобюджетный и вообще хреновый [[мокбастер]], тоже «по мотивам» легенды о княжне Анастасии (точнее, некоторые имена похожи на реальные) авось, перепутают с донблутовской.
** И ладно бы, мультфильмы ограничивалась одним лишь Доном Блутом… Немецкая студия «Dingo» поторопилась выпустить в том же году низкобюджетный и вообще хреновый [[мокбастер]], тоже «по мотивам» легенды о княжне Анастасии (точнее, некоторые имена похожи на реальные) — авось, перепутают с донблутовской.
* «У попа была собака» (1982 г.): с парохода, прибывшего в Америку строевым шагом сходит группа белых офицеров, один из них даже несёт портрет царя в подмышке.
* «У попа была собака» (1982 г.): с парохода, прибывшего в Америку строевым шагом сходит группа белых офицеров, один из них даже несёт портрет царя в подмышке.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
Строка 53: Строка 56:
** Есть сильное подозрение, что ирландскую фамилию Райан взял [[вредный змагар|белорусский]] [[хитгый и жадный евгей|еврей]]. Во-первых образ и идеология «Эндрю Райана» списаны с творчества [[Атлант расправил плечи|Айн Рэнд]], она же Алиса Зиновьевна Розенбаум. Во-вторых по официальной информации «Райан» родился в Белоруссии (как, кстати, и отец Алисы Розенбаум) где еврейская диаспора была весьма велика и влиятельна. И вообще патологически жадный эгоистичный буржуй, стремящийся замкнуться в собственном уютном мирке, мало соответствует образу русского эмигранта «из благородных»: такие если и становились крупными предпринимателями, то не гнушались благотворительности и участвовали в общественной жизни.
** Есть сильное подозрение, что ирландскую фамилию Райан взял [[вредный змагар|белорусский]] [[хитгый и жадный евгей|еврей]]. Во-первых образ и идеология «Эндрю Райана» списаны с творчества [[Атлант расправил плечи|Айн Рэнд]], она же Алиса Зиновьевна Розенбаум. Во-вторых по официальной информации «Райан» родился в Белоруссии (как, кстати, и отец Алисы Розенбаум) где еврейская диаспора была весьма велика и влиятельна. И вообще патологически жадный эгоистичный буржуй, стремящийся замкнуться в собственном уютном мирке, мало соответствует образу русского эмигранта «из благородных»: такие если и становились крупными предпринимателями, то не гнушались благотворительности и участвовали в общественной жизни.
* Call of Duty: Black Ops — таким там показан ветеран Великой Отечественной бывший капитан Виктор Резнов. Четвертый тип.
* Call of Duty: Black Ops — таким там показан ветеран Великой Отечественной бывший капитан Виктор Резнов. Четвертый тип.
** Автор правки играл явно в какой-то другой Black Ops, ибо в Резнов ни благородства, ни эмиграции не заметно. Это всё еще ярый коммунист, озлобленный на тех, кто предал своих товарищей в угоду кошельку и власти.
* Need For Speed: The Run — обосновавшийся в Чикаго русский автомеханик Юрий действительно благороден: далеко не всякий готов укрыть у себя и вручить ключи от быстрой машины для победы в The Run тому, у кого на хвосте висит могущественная чикагская мафия
* Need For Speed: The Run — обосновавшийся в Чикаго русский автомеханик Юрий действительно благороден: далеко не всякий готов укрыть у себя и вручить ключи от быстрой машины для победы в The Run тому, у кого на хвосте висит могущественная чикагская мафия
* Hidden: On the trail of the Ancients — содержатель гостиницы в предвоенном Буэнос-Айресе Николай Петров. Ветеран Первой мировой, осевший за границей. Любит Чайковского, кино и географию, страдает по своей супруге и пьет поэтому горькую. Несмотря на бороду и ушанку, образ довольно достойный.
* Hidden: On the trail of the Ancients — содержатель гостиницы в предвоенном Буэнос-Айресе Николай Петров. Ветеран Первой мировой, осевший за границей. Любит Чайковского, кино и географию, страдает по своей супруге и пьет поэтому горькую. Несмотря на бороду и ушанку, образ довольно достойный.


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
Строка 60: Строка 64:


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* Во время [[гражданская война в США|гражданской войны в США]] бывший царский офицер [[w:Турчанинов, Иван Васильевич|Иван Васильевич Турчанинов]] aka Джон Бэйзил Турчин возглавил американскую воинскую часть и сделал её образцовой, его манёвр во время битвы стал частью национального мифа. [[Педаль в пол]] он был знаком с тремя президентами США, дружил с Линкольном и оспаривал первенство с самим Улиссом Грантом.
* Во время [[гражданская война в США|гражданской войны в США]] бывший царский офицер [[w:Турчанинов, Иван Васильевич|Иван Васильевич Турчанинов]] aka Джон Бэйзил Турчин возглавил американскую воинскую часть и сделал её образцовой, его манёвр во время битвы стал частью национального мифа. [[Педаль в пол]] — он был знаком с тремя президентами США, дружил с Линкольном и оспаривал первенство с самим Улиссом Грантом.
* Генерал Деникин.
* Генерал Деникин.
* Генерал Беляев — почётный гражданин республики [[Боливарианские республики и пронунсиаменто|Парагвай]], фактический основатель русской колонии эмигрантов в этой стране, выдающийся первопроходец, географ, этнограф, антрополог и лингвист. Прославился исследованием области Чако Бореаль (центральная часть региона Гран-Чако, принадлежащая Парагваю), куда он совершил общим счётом 13 экспедиций (при том, что до него экспедиции заканчивались весьма печально). Наладил отличные отношения с местным населением и после возвращения быстро проявил себя защитником парагвайских индейцев, сумев в конце концов создать первую индейскую колонию в стране и закрепить за индейцами определённые права, за что одно из племён даже провозгласило его касиком — вождём. Ну и военным консультантом тоже успел поработать — во время Чакской войны его привлекали к штабной работе, как человека, отлично знакомого с ТВД.
* Генерал Беляев — почётный гражданин республики [[Чако, гуарани и редукции|Парагвай]], фактический основатель русской колонии эмигрантов в этой стране, выдающийся первопроходец, географ, этнограф, антрополог и лингвист. Прославился исследованием области Чако Бореаль (центральная часть региона Гран-Чако, принадлежащая Парагваю), куда он совершил общим счётом 13 экспедиций (при том, что до него экспедиции заканчивались весьма печально). Наладил отличные отношения с местным населением и после возвращения быстро проявил себя защитником парагвайских индейцев, сумев в конце концов создать первую индейскую колонию в стране и закрепить за индейцами определённые права, за что одно из племён даже провозгласило его касиком — вождём. Ну и военным консультантом тоже успел поработать — во время Чакской войны его привлекали к штабной работе, как человека, отлично знакомого с ТВД.
* Мать Мария (по первому мужу Кузьмина-Караваева) — монашка, участница [[Французское Сопротивление|Сопротивления]].
* Мать Мария (по первому мужу Кузьмина-Караваева) — монашка, участница [[Французское Сопротивление|Сопротивления]].
* Писатель Гайто Газданов — аналогично. Ушёл в Белую армию в возрасте шестнадцати лет.  
* [[w: Амилахвари, Дмитрий Георгиевич|Дмитрий Георгиевич Амилахвари]] — подполковник Иностранного легиона, герой Сопротивления.
* Писатель Гайто Газданов — аналогично. Ушёл в Белую армию в возрасте шестнадцати лет.
* [[w:Чхеидзе, Константин Александрович|Константин Александрович Чхеидзе]] был активным участником Российского антифашистского движения в Праге.
* [[w:Чхеидзе, Константин Александрович|Константин Александрович Чхеидзе]] был активным участником Российского антифашистского движения в Праге.
* Зиновий Пешков.
* Зиновий Пешков — ветеран Первой и Второй Мировой войн, офицер Иностранного Легиона, дипломат и разведчик.
* Генерал Слащёв-Крымский. В гражданскую получил прозвище «вешатель», но тем не менее вернулся в Россию и преподавал в военной академии. Был застрелен из мести братом одного из повешенных.
* Генерал Яков Александрович Слащёв-Крымский. В гражданскую получил прозвище «вешатель», но тем не менее вернулся в Россию и преподавал в военной академии. Был застрелен из мести братом одного из повешенных.
* Возвращенцы А. Н. [[Говорящее имя|Вертинский]], А. Н. Толстой и А. И. Куприн.
* Возвращенцы А. Н. [[Говорящее имя|Вертинский]], А. Н. Толстой и А. И. Куприн.
* Автору правки приходилось слышать, что подчёркнутая симпатия в массовой культуре к образу парижского таксиста (в первую очередь, естественно, в самой Франции) берёт начало в 1920-е, когда множество эмигрировавших русских офицеров зарабатывали на хлеб именно в такси. Соответственно, вскоре сложился стереотип: таксист всегда будет очень вежлив, галантен и безупречно честен: можно назюзюкаться в хлам и вырубиться в авто, еле-еле сообщив точку доставки — не сомневайтесь, вас доставят в целости, выгрузят в сохранности и вынут из вашего портмоне ровно столько, сколько вы должны за поездку. Ибо — [[Офицер и джентльмен|noblesse oblige]]!
* Автору правки приходилось слышать, что подчёркнутая симпатия в массовой культуре к образу парижского таксиста (в первую очередь, естественно, в самой Франции) берёт начало в 1920-е, когда множество эмигрировавших русских офицеров зарабатывали на хлеб именно в такси. Соответственно, вскоре сложился стереотип: таксист всегда будет очень вежлив, галантен и безупречно честен: можно назюзюкаться в хлам и вырубиться в авто, еле-еле сообщив точку доставки — не сомневайтесь, вас доставят в целости, выгрузят в сохранности и вынут из вашего портмоне ровно столько, сколько вы должны за поездку. Ибо — [[Офицер и джентльмен|noblesse oblige]]!


== Аналоги в других сеттингах ==
== Аналоги в других сеттингах ==
* [[L'Empereur de Paris (фильм 2018)]] — бывший, а ныне раскулаченный герцог, воевал против революции, а теперь служит в армии Наполеона
* [[L'Empereur de Paris (фильм 2018)]] — бывший, а ныне раскулаченный герцог, воевал против революции, а теперь служит в армии Наполеона
** ''Почему аналог? Он же не эмигрировал.''
** ''Почему аналог? Он же не эмигрировал. Это скорее [[осколок аристократии]].''
* Эндрю Кейт «Когорта Проклятых» — ГГ, Карл Вольф, представитель расы уро (потомки немецких колонистов, которые считают себя отдельной расов, появившейся за 300 лет изоляции). Вынужденный покинуть родину перед лицом вторжения уренбафферов, долгое время цепляется за свои аристократические привычки. Даже в Пятом Иностранном Легионе.


== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
{{примечания}}


{{Nav/СССР и Россия}}
{{Nav/СССР и Россия}}
{{Nav/Стереотипы}}
{{Nav/Стереотипы}}

Текущая версия на 19:30, 6 июня 2025

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Heroic Russian Emigre. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

После Октябрьской революции, когда Россия вышла из блока Антанты (по сути прототипа НАТО) и под руководством большевиков объявила войну мировому капитализму и империализму, советские русские прочно укоренились в западных произведениях в роли злодеев.

Но рисовать всю нацию злодейской и возлагать на неё ответственность за деяния режима как бы неполиткорректно, поэтому авторы вспоминали о том, что есть и другие русские: те, кого большевики свергали и расстреливали, и кто в большинстве своём бежал на Запад. Так и появился архетип по имени Благородный Русскiй Эмигрантъ (подтроп «благородного беглеца»). Некоторые из таких героев просто пытаются оправиться от потрясения и начать на чужбине новую жизнь, а другие активно борются с советским режимом, могут сотрудничать с НАТО и западными спецслужбами. И насколько демонизируют тех, советских, русских[1], настолько же героизируют этих. Впрочем, популярность тропа связана не только с политкорректностью: многие люди из стран Запада искренне сочувствовали русским эмигрантам, ведь они имели много друзей и знакомых в западноевропейских странах и бежали от тех самых большевиков, которыми Запад тогда пугали. А другие имели для симпатий более прагматические причины: они надеялись, что именно бывшие граждане России могут помочь свергнуть советскую власть. И многие соглашались.

Если о таких героях с придыханием пишут не западные, а русские же авторы, это смыкается с тропом Россия, которую мы потеряли.

См. также Товарищ-коммунист, когда, напротив, «красные» изображаются в западных произведениях в позитивном свете.

Противотроп — Вредный белоэмигрант.

А ещё бывает такая субверсия тропа: человек сбежал от большевиков, но родину по-прежнему любит. А дальше может быть разная игра со штампом: кто-то решит, что красные стали отвечать интересам России, кому-то взбредет в голову, что Россию от красных сможет освободить только фашизм/анархизм/либеральный запад/вставьте-название-модной-идеологии.

Просьба добавлять сюда только положительных персонажей-белоэмигрантов. Хороших русских вообще, без идеологической привязки к белым или красным, добавлять в статью Русский богатырь.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Саша Чёрный, «Девочка Люся и Дедушка Крылов» — собственно, Люся. В первоисточнике на то, что перед нами дочь белого эмигранта, только намекается. В мультфильме это сказано уже прямым текстом, и, к тому же, усилен акцент на том, что, по мнению девочки, «Стрекоза и муравей» — это неудачная басня (с чего это муравей решил, что физический труд — это хорошо, а пение — это плохо?).
  • Луи Буссенар, «Секрет Жермены» — граф Березов. (Тут нужно пояснение: почему он эмигрировал. Автор-то умер ещё до Первой мировой).
    • Почему, почему… Захотел жить в Париже, только и всего. Тургенев тоже жил за границей.
  • Эрих Мария Ремарк любил этот троп. Во многих его произведениях фигурируют благородные русские эмигранты, обычно являющиеся лучшими друзьями ГГ. В их числе Борис Морозов («Триумфальная арка»), граф Орлов («Три товарища») и Волков[2] («Жизнь взаймы»).
  • Агата Кристи придерживалась консервативных политических взглядов, отличалась симпатией к русской эмиграции и антипатией к большевикам. К тропу в её произведениях относятся, например, Вера Русакова — единственная известная возлюбленная Пуаро (в некотором роде аналог Ирэн Адлер из «Шерлока Холмса») и княгиня Драгомирова из «Убийства в Восточном Экспрессе», которая участвовала в убийстве Рэтчетта, но имела для этого более чем веские основания (она была крёстной матерью мамы девочки, убитой Рэтчеттом/Кассетти), и была оправдана Пуаро.
  • Джордж Оруэлл, «Фунты лиха в Париже и Лондоне» — эмигрант Борис в Париже если не благородный, то, по крайней мере, очень цивильный и порядочный — у главного героя он вызывает теплоту и уважение.
  • Сомерсет Моэм, «Рождественские каникулы» — сюжет посвящен встрече молодым повесой в парижской борделе «ночной бабочки» Ольги, которая оказывается эмигранткой Лидией и своим благородством заставляет его переосмыслить жизнь.
    • Он же, «Совращение» — частичная инверсия. Дарья, русская эмигрантка, личность малоприятная, беспорядочная, сексуально озабоченная и начисто лишенная представления о личных границах. Но первое время главный герой, Нил Макадам, воспринимает ее несколько идеализированно.
  • Иван Бунин, «В Париже» — Николай Платонович, бывший белый генерал. Человек спокойный, ответственный и в целом положительный.
  • В. Набоков, «Лолита»: к такому эмигранту — бывшему офицеру — ушла от злодея-протагониста и козла Гумберта Гумберта его первая жена Валерия. Гумберту эмигрант очень не понравился.
  • П. Н. Краснов, «Ложь» — ГГ, генерал Акантов.
  • В. Кочетов, «Чего же ты хочешь?» — белоэмигрант и коллаборационист Сабуров, заброшенный под видом итальянского искусствоведа в СССР в качестве идеологического диверсанта, начинает вести просоветскую пропаганду.
  • Гривадий Горпожакс, «Джин Грин — неприкасаемый» — Павел Гринёв, отец главного героя.
  • Оскар Лутс, «На задворках» — частичная инверсия: большая часть появляющихся в романе русских эмигрантов в Таллинне — меркантильные, сексуально озабочены и в целом отталкивающие типы. А вот дамы из русской диаспоры — Татьяна Николаевна и Мария Праги — вполне подпадают под троп.
  • Айрис Мердок, «Время ангелов» — Евгений Пешков.
  • Нил Гейман, «Американские боги» — Чернобог и Сестры-Зори (забытые божества славян) в первую очередь косплеят польских иммигрантов, но некоторые детали намекают на этот троп.
  • Андрей Уланов «Оружейник» — Князь, один из команды «Большой Тети». Бывший грузинский князь,[3] без дураков благороден и вообще крайне положителен со всех сторон.

Кино[править]

  • «Корона Российской империи, или Снова неуловимые» — Луи, в прошлом Леонид, который вместе с сыновьями и женой спасает Валерку от прыжка с Эйфелевой башни.
    • И полный тоски-ностальгии эпизодический пожилой мужчина (поправляющий «Старика, который всё знал» насчёт бабалаек балалаек).
  • «4 дня в мае» — немка из Петербурга, руководительница приюта для девочек.
  • «Поли» — Михаил Беленков.
  • Тульевы из фильма «Ошибка резидента» и его продолжений (1968—1986). Хоть и работали против коммунистов, но любовь к родине и внутреннее благородство оказались сильнее.
  • Эмигрант Николас Маранов из фильма Августовские киты (1987)

Телесериалы[править]

  • Вавилон-Берлин — эмигранты-троцкисты Алексей Кардаков и Светлана Сорокина. Бывшие дворяне, зарабатывающие в Берлине 1920-х музыкальными номерами в кабаре. Впрочем, Светлана со временем показывается как инверсия тропа, поскольку сотрудничает с ОГПУ и сдаёт советским спецслужбам троцкистскую ячейку.

Мультфильмы[править]

  • «Анастасия» — педаль в пол: главная положительная героиня — чудом выжившая царевна и дочь Николая II, вынужденная бежать из России после 1917. А Распутин изображён в виде диснеевского главгада, который своей чёрной магией организовал революцию.
    • И ладно бы, мультфильмы ограничивалась одним лишь Доном Блутом… Немецкая студия «Dingo» поторопилась выпустить в том же году низкобюджетный и вообще хреновый мокбастер, тоже «по мотивам» легенды о княжне Анастасии (точнее, некоторые имена похожи на реальные) — авось, перепутают с донблутовской.
  • «У попа была собака» (1982 г.): с парохода, прибывшего в Америку строевым шагом сходит группа белых офицеров, один из них даже несёт портрет царя в подмышке.

Видеоигры[править]

  • Серия BioShock. Частичная субверсия. Главный антагонист первой серии, Эндрю Райан (Андрей Риановский), после Октябрьской революции бежал на Запад и на всю жизнь стал противником коллективизма и коммунизма в любых его проявлениях. После Второй мировой Райан, разозленный тем, что американское государство все больше и больше отходит от идеалов капитализма и индивидуализма, решил построить свой подводный город Восторг, где он хотел воплотить в жизнь свой идеал по-настоящему свободного от влияния бюрократов и Церкви общества. Увы, Восторг показал, что общество, лишенное контроля со стороны государства, очень быстро скатывается в криминальную анархию, где прав тот, кто сильнее. Сам Райан, стремясь спасти свою разваливающуюся по швам мечту, в этих условиях очень быстро превратился в самого банального диктатора, «кровавого короля Восторга».
    • Есть сильное подозрение, что ирландскую фамилию Райан взял белорусский еврей. Во-первых образ и идеология «Эндрю Райана» списаны с творчества Айн Рэнд, она же Алиса Зиновьевна Розенбаум. Во-вторых по официальной информации «Райан» родился в Белоруссии (как, кстати, и отец Алисы Розенбаум) где еврейская диаспора была весьма велика и влиятельна. И вообще патологически жадный эгоистичный буржуй, стремящийся замкнуться в собственном уютном мирке, мало соответствует образу русского эмигранта «из благородных»: такие если и становились крупными предпринимателями, то не гнушались благотворительности и участвовали в общественной жизни.
  • Call of Duty: Black Ops — таким там показан ветеран Великой Отечественной бывший капитан Виктор Резнов. Четвертый тип.
    • Автор правки играл явно в какой-то другой Black Ops, ибо в Резнов ни благородства, ни эмиграции не заметно. Это всё еще ярый коммунист, озлобленный на тех, кто предал своих товарищей в угоду кошельку и власти.
  • Need For Speed: The Run — обосновавшийся в Чикаго русский автомеханик Юрий действительно благороден: далеко не всякий готов укрыть у себя и вручить ключи от быстрой машины для победы в The Run тому, у кого на хвосте висит могущественная чикагская мафия
  • Hidden: On the trail of the Ancients — содержатель гостиницы в предвоенном Буэнос-Айресе Николай Петров. Ветеран Первой мировой, осевший за границей. Любит Чайковского, кино и географию, страдает по своей супруге и пьет поэтому горькую. Несмотря на бороду и ушанку, образ довольно достойный.

Музыка[править]

  • Елена Фролова, песня «Мой бедный князь» — прямо не говорится, но есть очевидные намёки на троп: «Мой бедный князь, не возмужавший, из обезумевшей бежавший страны…»

Реальная жизнь[править]

  • Во время гражданской войны в США бывший царский офицер Иван Васильевич Турчанинов aka Джон Бэйзил Турчин возглавил американскую воинскую часть и сделал её образцовой, его манёвр во время битвы стал частью национального мифа. Педаль в пол — он был знаком с тремя президентами США, дружил с Линкольном и оспаривал первенство с самим Улиссом Грантом.
  • Генерал Деникин.
  • Генерал Беляев — почётный гражданин республики Парагвай, фактический основатель русской колонии эмигрантов в этой стране, выдающийся первопроходец, географ, этнограф, антрополог и лингвист. Прославился исследованием области Чако Бореаль (центральная часть региона Гран-Чако, принадлежащая Парагваю), куда он совершил общим счётом 13 экспедиций (при том, что до него экспедиции заканчивались весьма печально). Наладил отличные отношения с местным населением и после возвращения быстро проявил себя защитником парагвайских индейцев, сумев в конце концов создать первую индейскую колонию в стране и закрепить за индейцами определённые права, за что одно из племён даже провозгласило его касиком — вождём. Ну и военным консультантом тоже успел поработать — во время Чакской войны его привлекали к штабной работе, как человека, отлично знакомого с ТВД.
  • Мать Мария (по первому мужу Кузьмина-Караваева) — монашка, участница Сопротивления.
  • Дмитрий Георгиевич Амилахвари — подполковник Иностранного легиона, герой Сопротивления.
  • Писатель Гайто Газданов — аналогично. Ушёл в Белую армию в возрасте шестнадцати лет.
  • Константин Александрович Чхеидзе был активным участником Российского антифашистского движения в Праге.
  • Зиновий Пешков — ветеран Первой и Второй Мировой войн, офицер Иностранного Легиона, дипломат и разведчик.
  • Генерал Яков Александрович Слащёв-Крымский. В гражданскую получил прозвище «вешатель», но тем не менее вернулся в Россию и преподавал в военной академии. Был застрелен из мести братом одного из повешенных.
  • Возвращенцы А. Н. Вертинский, А. Н. Толстой и А. И. Куприн.
  • Автору правки приходилось слышать, что подчёркнутая симпатия в массовой культуре к образу парижского таксиста (в первую очередь, естественно, в самой Франции) берёт начало в 1920-е, когда множество эмигрировавших русских офицеров зарабатывали на хлеб именно в такси. Соответственно, вскоре сложился стереотип: таксист всегда будет очень вежлив, галантен и безупречно честен: можно назюзюкаться в хлам и вырубиться в авто, еле-еле сообщив точку доставки — не сомневайтесь, вас доставят в целости, выгрузят в сохранности и вынут из вашего портмоне ровно столько, сколько вы должны за поездку. Ибо — noblesse oblige!

Аналоги в других сеттингах[править]

  • L'Empereur de Paris (фильм 2018) — бывший, а ныне раскулаченный герцог, воевал против революции, а теперь служит в армии Наполеона
  • Эндрю Кейт «Когорта Проклятых» — ГГ, Карл Вольф, представитель расы уро (потомки немецких колонистов, которые считают себя отдельной расов, появившейся за 300 лет изоляции). Вынужденный покинуть родину перед лицом вторжения уренбафферов, долгое время цепляется за свои аристократические привычки. Даже в Пятом Иностранном Легионе.

Примечания[править]

  1. А после формирования социалистического блока — уже и не только русских
  2. С некоторыми оговорками. Персонаж вроде как благородный, но вряд ли положительный. С главным героем у него были натянутые отношения, поскольку они никак не могли поделить девушку.
  3. Причем сам смеется, что от благородства была одна только фамилия, а земель хватало «ровно чтобы бурку постелить и шапку положить»