Русский квест: различия между версиями
(Скопировал. Шаблон добавил из-за несовпадения описания тропа и примеров (см. обсуждение)) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Плашка | img=ANTIFA.gif| title = {{перевод|Entnazifizierung erforderlich!|Требуется денацификация!}}| text = Данная статья несёт в себе опасные для общества идеи и/или написана в откровенно экстремистском стиле. Её требуется переписать в нейтральном ключе. Руководство сайта не поддерживает шовинизм в любом его виде и не желает нарушать законы России и стран СНГ. | height = 80 | bgcolor = ffa | bordercolor = 844 | outerbordercolor = 11600 }} | |||
{{Q|Бессмысленный и беспощадный|Зато оригинальный и веселый}} | {{Q|Бессмысленный и беспощадный|Зато оригинальный и веселый}} | ||
'''Русский квест''' | '''Русский квест''' — распространённое по всему бывшему Варшавскому договору явление. Нет, русский квест — это '''не просто''' квест, сделанный в России, и даже общий с «[[Elite|Элитой]]» мир не делает «[[Звёздное наследие]]» русским квестом. За пределами страны происхождения русские (польские, болгарские, чешские…) квесты малоизвестны. | ||
Рецепт русского квеста стандартный. Берут широко известного в отдельной стране героя. Помещают в [[ситком|комичную ситуацию]]. Добавляют кучу [[отсылка|отсылок]] на всё вокруг. Разрабатывают предельно дёшево, и графика обычно [[Хорошо, но плохо|трэшовая]], багов полно, а [[сюжет]] | Рецепт русского квеста стандартный. Берут широко известного в отдельной стране героя. Помещают в [[ситком|комичную ситуацию]]. Добавляют кучу [[отсылка|отсылок]] на всё вокруг. Разрабатывают предельно дёшево, и графика обычно [[Хорошо, но плохо|трэшовая]], багов полно, а [[сюжет]] — [[видеокарусель|аттракцион]], ведущий от одного гэга к другому. Логика головоломок зачастую сумасшедшая. | ||
Более общее | Более общее явление — [[Эстетика девяностых]]. | ||
== Причины == | == Причины == | ||
Оказалось, что русские квесты [[пипл хавает|очень даже продаются]]. А | Оказалось, что русские квесты [[пипл хавает|очень даже продаются]]. А почему — мы и обсудим. | ||
* Дешевизна, позволившая русским квестам конкурировать с пираткой. Если аркады, шутеры, RPG и др. | * Дешевизна, позволившая русским квестам конкурировать с пираткой. Если аркады, шутеры, RPG и др. — это в первую очередь технические возможности движка и умение организовать процесс геймплея (а [[сюжет для галочки|сюжет нередко второстепенен]]), то квест — это главным образом именно сюжет и головоломки, плюс графика и анимация. Поэтому для разработки шутеров и RPG требуются навыки работы в команде и изрядный бюджет, а квест (по крайней мере, рисованный квест образца девяностых) могут сравнительно дешево и быстро сделать несколько талантливых одиночек, умеющих подковать блоху (аниматор, художник, сценарист), а большая команда и вовсе может наштамповать их в огромных количествах за то же время. | ||
* Общедоступность. Компьютеры того времени в массе отсталые: на дворе конец 1990-х, и компьютер, даже купленный как крутой, без апгрейда через три года становится хламом. А ведь часто покупали комп предельно дёшево. И не может тётя Света, которая едва держит мышку, играть в [[Doom]] | * Общедоступность. Компьютеры того времени в массе отсталые: на дворе конец 1990-х, и компьютер, даже купленный как крутой, без апгрейда через три года становится хламом. А ведь часто покупали комп предельно дёшево. И не может тётя Света, которая едва держит мышку, играть в [[Doom]] — а в квест может. | ||
* Столкновение двух культур: съевшей весь мир англоамериканской и нехотя сдающей позиции местной. Подобные [[кроссовер]]ы [[Эстетика девяностых#Литература|встречались и в литературе]], но самыми яркими всё же стали игры-квесты. | * Столкновение двух культур: съевшей весь мир англоамериканской и нехотя сдающей позиции местной. Подобные [[кроссовер]]ы [[Эстетика девяностых#Литература|встречались и в литературе]], но самыми яркими всё же стали игры-квесты. | ||
* Уникальность. Русский | * Уникальность. Русский квест — это то, что Запад в принципе сделать не может. А если и сделает — это будут «поддельные ёлочные игрушки, которые не радуют». | ||
* Родной русский. Игровой задрот может продраться сквозь дебри [[русефекация|русефекации]], переводя с машинного на английский, а потом на нормальный русский, а условная тётя | * Родной русский. Игровой задрот может продраться сквозь дебри [[русефекация|русефекации]], переводя с машинного на английский, а потом на нормальный русский, а условная тётя Света — нет. | ||
* Полный швах с [[Разрыв канвы копирастами|авторскими правами]]. Никто не следил ни за [[Чебурашка|Чебурашкой]], ни за [[Star Wars/Darth Vader|Дартом Вейдером]]. | * Полный швах с [[Разрыв канвы копирастами|авторскими правами]]. Никто не следил ни за [[Чебурашка|Чебурашкой]], ни за [[Star Wars/Darth Vader|Дартом Вейдером]]. | ||
* Отсутствие рынка middleware («деталей» ПО), в первую очередь графических движков вроде [[Build]]. Простейшие графические/звуковые библиотеки вроде ''AniVGA'' ходят на BBS и CD-ROM, а что-то | * Отсутствие рынка middleware («деталей» ПО), в первую очередь графических движков вроде [[Build]]. Простейшие графические/звуковые библиотеки вроде ''AniVGA'' ходят на BBS и CD-ROM, а что-то посложнее — выкуси. Какой жанр не выглядит ребячеством даже в технически простейшем виде? К появлению внятного квестового middleware (''Adventure Game Studio'', ''Wintermute Engine'') русский квест был скорее мёртв. А инди-лицензии [[Unity]] и [[Unreal Engine]] — это уже 2010‑е. | ||
** К тому же из-за перехода DOS→Windows целый пласт этого middleware взял и канул в Лету. | ** К тому же из-за перехода DOS→Windows целый пласт этого middleware взял и канул в Лету. | ||
Строка 24: | Строка 26: | ||
* Ворона, или Как Иван-Дурак за кладом ходил (1992). Не квест, но [[мешанина жанров]], предвосхитившая многие ходы будущего поджанра. | * Ворона, или Как Иван-Дурак за кладом ходил (1992). Не квест, но [[мешанина жанров]], предвосхитившая многие ходы будущего поджанра. | ||
* Приключения Буратино (ZX Spectrum, 1993). Квест-лабиринт, первая коммерческая игра, которая может считаться русским квестом. | * Приключения Буратино (ZX Spectrum, 1993). Квест-лабиринт, первая коммерческая игра, которая может считаться русским квестом. | ||
* Многие Dizzy-подобные игры на ZX Spectrum, выходившие в середине девяностых. | |||
** Это уже не квест, а [[Puzzle-platformer|пазл-платформер]] | |||
* Капитан Пронин: Один против всех (1997) | * Капитан Пронин: Один против всех (1997) | ||
* Иван Ложкин: Цена свободы (1997) | * Иван Ложкин: Цена свободы (1997) — квест по мотивам [[Space Quest]], при том, что сам Space Quest закрыли около 1996. К написанию текстов и диалогов приложил руку небезызвестный [[Юрий Нестеренко]]. | ||
* Провинциальный игрок (1997) | * Провинциальный игрок (1997) — смесь квеста и бильярдного симулятора, где подозрительно похожий на Брюса Уиллиса герой обыгрывает в бильярд корифеев родного города Козюльска, чтобы купить заветный смокинг и уехать на мировой турнир бильярдистов. | ||
* [[The Chronicles of Amber|Девять принцев Амбера]] (1998) | * [[The Chronicles of Amber|Девять принцев Амбера]] (1998) | ||
* Warcraft Adventures: Lord of the Clans (1998) | * Warcraft Adventures: Lord of the Clans (1998) — необычный пример. Игру делала американская студия совместно с российской, поэтому [[Китч восьмидесятых|характерная западная эстетика того времени]] сочетается с типичными фишками советской школы анимации а-ля «Союзмультфильм» (чего стоит хотя бы дракон Смертокрыл, который в этой игре курит кальян!). К сожалению, [[Третий том «Мёртвых Душ»|проект был отменён по приказу Blizzard]]{{spoiler|, но предрелизная версия игры есть на торрентах и легко находится поисковиками.}}. Теперь его можно легко найти в интернете, а фанаты перевели квест на русский и испанский языки и исправили почти все баги, а актже улучшили графику заставок. | ||
* Лиат: Спираль мира (1998) | * Лиат: Спираль мира (1998) — единственный проект первого официального издателя-локализатора игр в России «Амбер», похороненной дефолтом. Весьма необычный сеттинг, сюжет, передовая графика, зависимость прохождения от времени суток, система магии, встроенная трехуровневая система подсказок — настоящий реликт той полноценной игровой индустрии, какая могла бы быть. | ||
=== Нестареющая классика === | === Нестареющая классика === | ||
Строка 35: | Строка 39: | ||
* [[ГЭГ: Отвязное приключение]] (1997) | * [[ГЭГ: Отвязное приключение]] (1997) | ||
** ГЭГ+: Гарри в отпуске (1998) | ** ГЭГ+: Гарри в отпуске (1998) | ||
* [[Петька и Василий Иванович спасают галактику]] (1998) | * [[Петька и Василий Иванович спасают галактику]] (1998) | ||
* [[Семнадцать мгновений весны|ШтЫрлиц]] (2000) | * [[Семнадцать мгновений весны|ШтЫрлиц]] (2000) — «[[Нарочито плохо|самая отстойная игра тысячелетия ©]]» | ||
=== Засилье === | === Засилье === | ||
Строка 42: | Строка 46: | ||
* [[Бременские музыканты|Новые бременские]] (2000) | * [[Бременские музыканты|Новые бременские]] (2000) | ||
* Приключения Поручика Ржевского (2000) | * Приключения Поручика Ржевского (2000) | ||
* Шерлок Холмс: Возвращение Мориарти (2000) | * Шерлок Холмс: Возвращение Мориарти (2000) — нелицензированная игроизация «Ночи в одиноком октябре» Желязны | ||
* Арчи Баррел. Дело: Отель Империал (2000) | * Арчи Баррел. Дело: Отель Империал (2000) | ||
* Школа и приколы (2000) | * Школа и приколы (2000) — больше десяти лет [[Труднодоступное произведение|считалась утраченной]], и лишь недавно всплыла на торрентах. В главной роли не кто иной, как [[Вовочка|Вовочка Сидоров]]. | ||
* Зигзаг (2000) | * Зигзаг (2000) — несколько видоизменённое переиздание «Школы и приколов» | ||
* Чико из Пуэрто-Рико (2000) | * Чико из Пуэрто-Рико (2000) — не квест, а аркада, но в плане стиля вся атрибутика в наличии | ||
* Приключения Гарри: Улики под нижним бельём (2000) | * Приключения Гарри: Улики под нижним бельём (2000) — типа «эротический квест» с отсылками одновременно к ГЭГу и к [[Leisure Suit Larry]], однако на порядки проигрывающий и тому, и другому. | ||
* Джазз и Фауст (2001) | * Джазз и Фауст (2001) — явно не заслуженно забытая вещь. | ||
* Агент: Особое задание (2001) | * Агент: Особое задание (2001) — аналогично. | ||
* Операция «Пластилин» (2001) | * Операция «Пластилин» (2001) — отечественный ответ «[[The Neverhood]]» | ||
* Golden Palace. В поисках золотого жука (2002) | * Golden Palace. В поисках золотого жука (2002) — продолжение «Отеля Империал» | ||
* Вовочка и Петечка (2002) | * Вовочка и Петечка (2002) — попытка сделать российский ответ [[Beavis and Butt-Head|Бивису и Баттхеду]]. Результат получился спорный, но доставляет несколько уровней в середине игры, где главные герои попали после аварии в реанимацию и [[Приключения в Комаляндии|бродят в галлюциногенных снах]] | ||
* Пластилиновый сон (2002) | * Пластилиновый сон (2002) | ||
* Чёрный Оазис (2002) | * Чёрный Оазис (2002) | ||
* ГЭГ 2: Назад в будущее (2002) | * ГЭГ 2: Назад в будущее (2002) — вроде как сиквел игры ГЭГ, но разработку отдали совершенно другим людям, и получилось… [[Опухание сиквелов|то, что получилось]]. Фанатам оригинала игра категорически противопоказана | ||
* ФотоОхота (2002) | * ФотоОхота (2002) — монопроект Николая Сорокина; детективный сюжет в мире, где герои носят имена и обличья героев Quake III | ||
* По следам убийцы (2002) | * По следам убийцы (2002) — коммерческое переиздание ФотоОхоты, уже без Quake-реминисценций | ||
* Три богатыря или очень страшная сказка (2002) | * Три богатыря или очень страшная сказка (2002) — к [[Три богатыря (Мельница)|мультфильмам «Мельницы»]] никакого отношения не имеет, как следствие — Алёша канонично хитрый. Зачастую позиционируется как эротический квест, но эротики там — полтора кадра на всю не особо короткую игру. А вот хулиганского юмора и отсылок — полно. | ||
* Новые русские сказки (2002) | * Новые русские сказки (2002) | ||
* Великолепный Вовочка: Герой безопасного секса (2002) | * Великолепный Вовочка: Герой безопасного секса (2002) — так-то «эротическая аркада», но в плане стиля полнейший сабж | ||
* Великолепный Вовочка 2: Герой эротических снов (2003) | * Великолепный Вовочка 2: Герой эротических снов (2003) | ||
* Ядерный титбит (2003) | * Ядерный титбит (2003) — первый проект одной из ведущих студий жанра VZLab и ее лидера, еще популярного андеграунд-интеллигента Дани Шеповалова. | ||
* Полная труба (2003) | * Полная труба (2003) — носит славу самого нелогичного, мозголомного и наркоманского квеста вообще. | ||
* Вляпли! (2003) | * Вляпли! (2003) — первая игра российско-канадской студии Streko-graphics, будущих авторов серии мистоидов «Aura». | ||
* [[Двенадцать стульев]] (2003) | * [[Двенадцать стульев]] (2003) — весьма годная игроизация романа Ильфа и Петрова | ||
* 12 стульев: как это было на самом деле (2003) | * 12 стульев: как это было на самом деле (2003) — а вот эта игроизация вышла откровенно провальной, несмотря на то, что туда впихнули и 3D, и множество вариантов прохождения с разными концовками (и множество глюков, запарывающих прохождение к нестандартным концовкам) | ||
* Недетские сказки (2003) | * Недетские сказки (2003) | ||
* Падал прошлогодний снег (2003). | * Падал прошлогодний снег (2003). | ||
* Страшилки: Шестое чувство (2004) | * Страшилки: Шестое чувство (2004) | ||
* Репортаж (2004) | * Репортаж (2004) — детективные приключения журналиста на [[Лазурный берег|Лазурном берегу]], автор — тот же Николай Сорокин. Задумывалось, очевидно, как подражание модному в девяностые Себастьяну Жапризо, но своеобразный программистский юмор и постоянное [[разрушение четвёртой стены]] производят несколько странное впечатление | ||
* Многочисленные сиквелы «Петьки» и «Братьев Пилотов» | * Многочисленные сиквелы «Петьки» и «Братьев Пилотов» | ||
** Сиквел «Петьки» прекрасно демонстрирует все проблемы жанра: если оригинал был самоценной завершенной историей, то вторая | ** Сиквел «Петьки» прекрасно демонстрирует все проблемы жанра: если оригинал был самоценной завершенной историей, то вторая часть — по сути сюжетный паразит, использующий персонажей первой части, выдранных из старого сюжета и механически перенесенных в новый. Это позволило удешевить производство, использовав те же анимации, но само качество сразу резко просело. | ||
*** [[Сиквел хуже, триквел лучше]] | *** [[Сиквел хуже, триквел лучше]] — третья часть делалась на качественно новом уровне: графика улучшилась радикально, управление стало лучше, контента завезли больше и разнообразнее. Плюс интересный и продуманный сюжет и отличные пасхалки. Не все, но многие считают триквел лучшей игрой в серии — дальше пошло скатывание в откровенный трэшак, на [[Инерция бренда|инерции бренда]] дотянувший аж до девятой части. И да, из названия выгнали Василия Иваныча! | ||
** Братья Пилоты на самом деле вполне держали марку, но были скошены запоздалым 3D-синдромом, успевшим загубить множество серий на рубеже тысячелетий (хотя эта серия умерла вместе с жанром в кризис). | ** Братья Пилоты на самом деле вполне держали марку, но были скошены запоздалым 3D-синдромом, успевшим загубить множество серий на рубеже тысячелетий (хотя эта серия умерла вместе с жанром в кризис). | ||
* Метрон (2004) | * Метрон (2004) — FMV-квест в исполнении славных ребят подмосковного поселка Коренёво, которые по заветам популярной тогда передачи взяли с собой видеокамеру…и сняли буквально на деньги со школьных завтраков '''Хоррор'''. Льющийся литрами кетчуп, непревзойденная игра «актеров» с ближайшего двора, сюжет на основе детских страшилок, сбацанные местным программистом «ролики» и «спецэффекты» на уровне отчетных видео школьных праздников принесут вам 2 часа незамутненного счастья, помимо чисто культурологического наблюдения за повседневностью российского поселка в нулевые. | ||
=== Закат === | === Закат === | ||
Строка 85: | Строка 89: | ||
* Ядерный титбит 2 (2006) | * Ядерный титбит 2 (2006) | ||
* Туманный Ёж (2006) | * Туманный Ёж (2006) | ||
* Яйцо Фаберже: Приключение (2006) | * Яйцо Фаберже: Приключение (2006) — весьма годный квест про юного потомка эмигрантов из Парижа, приехавшего в СССР с целью найти семейные богатства. Редкое исключение из уже наметившейся тенденции к загниванию жанра. | ||
* Никто не знает про секс… кроме Деда Макара (2006) | * Никто не знает про секс… кроме Деда Макара (2006) | ||
* Чукча в Большом Городе (2007) | * Чукча в Большом Городе (2007) | ||
Строка 100: | Строка 104: | ||
Официальные похороны долго и тяжело болевшего игрового жанра состоялись в мае 2016, когда была закрыта воронежская компания Сатурн-Плюс, и с тех пор ни одна крупная российская компания квестами не занимается (впрочем, Сатурн уже ничего не выпускал года с 2010, поэтому по факту русский квест умер примерно тогда). Однако indie-энтузиастами предпринимаются попытки реанимации жанра. | Официальные похороны долго и тяжело болевшего игрового жанра состоялись в мае 2016, когда была закрыта воронежская компания Сатурн-Плюс, и с тех пор ни одна крупная российская компания квестами не занимается (впрочем, Сатурн уже ничего не выпускал года с 2010, поэтому по факту русский квест умер примерно тогда). Однако indie-энтузиастами предпринимаются попытки реанимации жанра. | ||
* Гамлет или последняя игра без MMORPG элементов, шейдеров и рекламы (2010) | * Гамлет или последняя игра без MMORPG элементов, шейдеров и рекламы (2010) — проект независимого разработчика Дениса Галанина, игра в духе Samorost | ||
* The Franz Kafka Videogame (2017) | * The Franz Kafka Videogame (2017) — его же, [[Вывих мозга|мозголомный сюр]] где-то посредине между [[Типа я Кафка|Кафкой]] и [[Типа я Линч|Дэвидом Линчем]]. | ||
* Dentures and Demons (2018). Прямо в самой игре говорилось что она вдохновлена русскими квестами из 90-ых. Присутствует юмор в стиле [[Южный Парк|Южного Парка]] и разрушение 4 стены. | * Dentures and Demons (2018). Прямо в самой игре говорилось что она вдохновлена русскими квестами из 90-ых. Присутствует юмор в стиле [[Южный Парк|Южного Парка]] и разрушение 4 стены. | ||
* [https://vk.com/lesomor Лесомор] | * [https://vk.com/lesomor Лесомор] — игра в разработке по мотивам русских народных сказок, создатели вдохновляются «[[Monkey Island|Curse of Monkey Island]]» | ||
* [https://vk.com/onehelluvaday Один адский день (One Helluva Day)] | * [https://vk.com/onehelluvaday Один адский день (One Helluva Day)] — тоже пока в разработке, источник вдохновения — «[[Day of the Tentacle]]» | ||
=== Нерусские русские квесты === | === Нерусские русские квесты === | ||
* Teenagent (1994) | * Teenagent (1994) — польский ответ играм от LucasArts, приключения тинейджера, мечтающего о карьере секретного агента | ||
* {{Перевод|Tajemství oslího ostrova|Тайна ослиного острова}} (1994) | * {{Перевод|Tajemství oslího ostrova|Тайна ослиного острова}} (1994) — первая чешская коммерческая игра для PC, пародия на «[[Monkey Island]]» (названием уже всё сказано). | ||
* Ztracený ostrov (2000) — да, еще одна! | |||
* Ztracený ostrov (2000) | * {{Перевод|7 dní a 7 nocí|7 дней и 7 ночей}} (1994) — приключения частного детектива-соблазнителя Венца Загиба, чешский ответ Leisure Suit Larry. | ||
* {{Перевод|7 dní a 7 nocí|7 дней и 7 ночей}} (1994) | * [http://ru-klukva-ru.livejournal.com/1766759.html Серия чешских квестов «Polda»] — про полисмена, а потом частного детектива Панкраца | ||
* [http://ru-klukva-ru.livejournal.com/1766759.html Серия чешских квестов «Polda»] | * {{Перевод|Horké léto|Жаркое лето}} (1998) — чешская игра про ещё одного тинейджера, Гонзу Майера, которому приходится спасать семью от [[каннибал]]ов на тихоокеанском острове. | ||
* {{Перевод|Horké léto|Жаркое лето}} (1998) | * Horké léto 2 (1999) — продолжение приключений Гонзы Майера, уже на [[Дикий Запад|Диком Западе]]. | ||
* Horké léto 2 (1999) | * {{Перевод|Pohádka o Mrazíkovi, Ivanovi a Nastěnce|Сказка про Морозка, Ивана и Настю}} (2000) — [[Пиво, кнедлики и Швейк|чешская]] игроизация фильма «[[Морозко]]» от в будущем знаменитой студии [[Operation Flashpoint-ArmA|Bohemia Interactive Studio]]. Выходил в русской локализации. Многие до сих пор уверены, что это был исконно русский квест. | ||
* {{Перевод|Pohádka o Mrazíkovi, Ivanovi a Nastěnce|Сказка про Морозка, Ивана и Настю}} (2000) | ** Но одна вещь говорит о неаутентичности игры — показанная в игре церковь имеет типично католическое убранство. Очевидно, что разработчики рисовали [[Спонтанная смена культуры|привычный им костёл, не подумав]]. | ||
** Но одна вещь говорит о неаутентичности | * Пипуш в круизе (1999) — игра вообще-то [[израиль]]ская, но по духу во многом типичный русский квест (бредовый детективный сюжет, пародирующий штампы классических триллеров, абсурдные герои, своеобразный юмор и др.) На русский была переведена только эта игра, а вот в Израиле вышла целая серия игр (в том числе в 3D) и мультсериал, у франшизы очень много поклонников, и планируется новая игра в эпизодическом формате. | ||
* Пипуш в круизе (1999) | * {{Перевод|6 Ženichů & 1 Navíc|6 женихов и один впридачу}} (2003) — продолжение приключений Венца Загиба. | ||
* {{Перевод|6 Ženichů & 1 Navíc|6 женихов и один впридачу}} (2003) | * Сорвать куш/Žhavé léto 3 ½ (2005) — приключения Джонни Майера (деда Гонзы) в [[Нуар|США 1930-х годов]]. Как и следует ожидать, Джонни влип в неприятности с мафией, и чтобы из них выпутаться, ему предстоит повоевать с зомби, побывать в загробном мире, виртуальной реальности, и других интересных местах. Гибрид квеста, аркады, стелса, гонок и много чего ещё. | ||
* Сорвать куш/Žhavé léto 3 ½ (2005) | * Kaptain Brawe: A Brawe New World (2011) — [[братушки-славяне|хорватская]] игра-стимпанк про космических пиратов, стилизованная одновременно под западные квесты девяностых (особенно много отсылок к «[[Curse of Monkey Island]]»: и графика, и музыка, и перенесённая в космос пиратская стилистика) и под лично знакомые разработчикам реалии Восточной Европы и соцлагеря. С фитильком, поскольку уровень трэша сильно меньше, чем в большинстве представителей жанра, но всё же | ||
* Kaptain Brawe: A Brawe New World (2011) | * Simon the Sorcerer 5: Who’d Even Want Contact?! — внезапно после относительной неплохой четвертой части студия (не иначе вспомнив такие шедевры немецкого кинематографа как «Муравьи в штанах») выдала абсолютно трэшовый квест, где в фэнтези-мир вторгаются инопланетяне, действие шатает как пьяного мужика по космическим кораблям, городам и пиратским островам, Саймон, радостно гыгыкая, запирает свою девушку с пришельцами и бежит смотреть получившееся хоум-видео, в кадре навязчиво мелькают пиратский капитан-трансвестит (ох, далеко не де Ниро) и сменивший ориентацию Серый Волк, освоивший после очередной бутылки телекинез… Как ни странно, но неплохая студия Snowball наняла неплохих актеров (главного героя озвучивает Филипп Бледный) и заботливо воссоздала трэш с дополнительными отсылками вроде «нажми на кнопку-получишь результат». | ||
* Simon the Sorcerer 5: Who’d Even Want Contact?! | * И творчество чешской компании Amanita Design: трилогия Samorost, Machinarium, Botanicula, Chuchel, Пилигриммы, Creaks — все эти игры довольно красивы, весёлы, и сюрреалистически упороты. Компания живёт и здравствует. | ||
* И творчество чешской компании Amanita Design: трилогия Samorost, Machinarium, Botanicula, Chuchel, Пилигриммы, | |||
=== Схожие явления === | === Схожие явления === |
Версия 13:10, 2 апреля 2022
« | Бессмысленный и беспощадный | » |
— Зато оригинальный и веселый |
Русский квест — распространённое по всему бывшему Варшавскому договору явление. Нет, русский квест — это не просто квест, сделанный в России, и даже общий с «Элитой» мир не делает «Звёздное наследие» русским квестом. За пределами страны происхождения русские (польские, болгарские, чешские…) квесты малоизвестны.
Рецепт русского квеста стандартный. Берут широко известного в отдельной стране героя. Помещают в комичную ситуацию. Добавляют кучу отсылок на всё вокруг. Разрабатывают предельно дёшево, и графика обычно трэшовая, багов полно, а сюжет — аттракцион, ведущий от одного гэга к другому. Логика головоломок зачастую сумасшедшая.
Более общее явление — Эстетика девяностых.
Причины
Оказалось, что русские квесты очень даже продаются. А почему — мы и обсудим.
- Дешевизна, позволившая русским квестам конкурировать с пираткой. Если аркады, шутеры, RPG и др. — это в первую очередь технические возможности движка и умение организовать процесс геймплея (а сюжет нередко второстепенен), то квест — это главным образом именно сюжет и головоломки, плюс графика и анимация. Поэтому для разработки шутеров и RPG требуются навыки работы в команде и изрядный бюджет, а квест (по крайней мере, рисованный квест образца девяностых) могут сравнительно дешево и быстро сделать несколько талантливых одиночек, умеющих подковать блоху (аниматор, художник, сценарист), а большая команда и вовсе может наштамповать их в огромных количествах за то же время.
- Общедоступность. Компьютеры того времени в массе отсталые: на дворе конец 1990-х, и компьютер, даже купленный как крутой, без апгрейда через три года становится хламом. А ведь часто покупали комп предельно дёшево. И не может тётя Света, которая едва держит мышку, играть в Doom — а в квест может.
- Столкновение двух культур: съевшей весь мир англоамериканской и нехотя сдающей позиции местной. Подобные кроссоверы встречались и в литературе, но самыми яркими всё же стали игры-квесты.
- Уникальность. Русский квест — это то, что Запад в принципе сделать не может. А если и сделает — это будут «поддельные ёлочные игрушки, которые не радуют».
- Родной русский. Игровой задрот может продраться сквозь дебри русефекации, переводя с машинного на английский, а потом на нормальный русский, а условная тётя Света — нет.
- Полный швах с авторскими правами. Никто не следил ни за Чебурашкой, ни за Дартом Вейдером.
- Отсутствие рынка middleware («деталей» ПО), в первую очередь графических движков вроде Build. Простейшие графические/звуковые библиотеки вроде AniVGA ходят на BBS и CD-ROM, а что-то посложнее — выкуси. Какой жанр не выглядит ребячеством даже в технически простейшем виде? К появлению внятного квестового middleware (Adventure Game Studio, Wintermute Engine) русский квест был скорее мёртв. А инди-лицензии Unity и Unreal Engine — это уже 2010‑е.
- К тому же из-за перехода DOS→Windows целый пласт этого middleware взял и канул в Лету.
Примеры
Зарождение
- Царевна: Древнерусские приключения (1992)
- Ворона, или Как Иван-Дурак за кладом ходил (1992). Не квест, но мешанина жанров, предвосхитившая многие ходы будущего поджанра.
- Приключения Буратино (ZX Spectrum, 1993). Квест-лабиринт, первая коммерческая игра, которая может считаться русским квестом.
- Многие Dizzy-подобные игры на ZX Spectrum, выходившие в середине девяностых.
- Это уже не квест, а пазл-платформер
- Капитан Пронин: Один против всех (1997)
- Иван Ложкин: Цена свободы (1997) — квест по мотивам Space Quest, при том, что сам Space Quest закрыли около 1996. К написанию текстов и диалогов приложил руку небезызвестный Юрий Нестеренко.
- Провинциальный игрок (1997) — смесь квеста и бильярдного симулятора, где подозрительно похожий на Брюса Уиллиса герой обыгрывает в бильярд корифеев родного города Козюльска, чтобы купить заветный смокинг и уехать на мировой турнир бильярдистов.
- Девять принцев Амбера (1998)
- Warcraft Adventures: Lord of the Clans (1998) — необычный пример. Игру делала американская студия совместно с российской, поэтому характерная западная эстетика того времени сочетается с типичными фишками советской школы анимации а-ля «Союзмультфильм» (чего стоит хотя бы дракон Смертокрыл, который в этой игре курит кальян!). К сожалению, проект был отменён по приказу Blizzard, но предрелизная версия игры есть на торрентах и легко находится поисковиками.. Теперь его можно легко найти в интернете, а фанаты перевели квест на русский и испанский языки и исправили почти все баги, а актже улучшили графику заставок.
- Лиат: Спираль мира (1998) — единственный проект первого официального издателя-локализатора игр в России «Амбер», похороненной дефолтом. Весьма необычный сеттинг, сюжет, передовая графика, зависимость прохождения от времени суток, система магии, встроенная трехуровневая система подсказок — настоящий реликт той полноценной игровой индустрии, какая могла бы быть.
Нестареющая классика
- Братья Пилоты (1997)
- ГЭГ: Отвязное приключение (1997)
- ГЭГ+: Гарри в отпуске (1998)
- Петька и Василий Иванович спасают галактику (1998)
- ШтЫрлиц (2000) — «самая отстойная игра тысячелетия ©»
Засилье
- Дача кота Леопольда: Особенности мышиной охоты (1998)
- Новые бременские (2000)
- Приключения Поручика Ржевского (2000)
- Шерлок Холмс: Возвращение Мориарти (2000) — нелицензированная игроизация «Ночи в одиноком октябре» Желязны
- Арчи Баррел. Дело: Отель Империал (2000)
- Школа и приколы (2000) — больше десяти лет считалась утраченной, и лишь недавно всплыла на торрентах. В главной роли не кто иной, как Вовочка Сидоров.
- Зигзаг (2000) — несколько видоизменённое переиздание «Школы и приколов»
- Чико из Пуэрто-Рико (2000) — не квест, а аркада, но в плане стиля вся атрибутика в наличии
- Приключения Гарри: Улики под нижним бельём (2000) — типа «эротический квест» с отсылками одновременно к ГЭГу и к Leisure Suit Larry, однако на порядки проигрывающий и тому, и другому.
- Джазз и Фауст (2001) — явно не заслуженно забытая вещь.
- Агент: Особое задание (2001) — аналогично.
- Операция «Пластилин» (2001) — отечественный ответ «The Neverhood»
- Golden Palace. В поисках золотого жука (2002) — продолжение «Отеля Империал»
- Вовочка и Петечка (2002) — попытка сделать российский ответ Бивису и Баттхеду. Результат получился спорный, но доставляет несколько уровней в середине игры, где главные герои попали после аварии в реанимацию и бродят в галлюциногенных снах
- Пластилиновый сон (2002)
- Чёрный Оазис (2002)
- ГЭГ 2: Назад в будущее (2002) — вроде как сиквел игры ГЭГ, но разработку отдали совершенно другим людям, и получилось… то, что получилось. Фанатам оригинала игра категорически противопоказана
- ФотоОхота (2002) — монопроект Николая Сорокина; детективный сюжет в мире, где герои носят имена и обличья героев Quake III
- По следам убийцы (2002) — коммерческое переиздание ФотоОхоты, уже без Quake-реминисценций
- Три богатыря или очень страшная сказка (2002) — к мультфильмам «Мельницы» никакого отношения не имеет, как следствие — Алёша канонично хитрый. Зачастую позиционируется как эротический квест, но эротики там — полтора кадра на всю не особо короткую игру. А вот хулиганского юмора и отсылок — полно.
- Новые русские сказки (2002)
- Великолепный Вовочка: Герой безопасного секса (2002) — так-то «эротическая аркада», но в плане стиля полнейший сабж
- Великолепный Вовочка 2: Герой эротических снов (2003)
- Ядерный титбит (2003) — первый проект одной из ведущих студий жанра VZLab и ее лидера, еще популярного андеграунд-интеллигента Дани Шеповалова.
- Полная труба (2003) — носит славу самого нелогичного, мозголомного и наркоманского квеста вообще.
- Вляпли! (2003) — первая игра российско-канадской студии Streko-graphics, будущих авторов серии мистоидов «Aura».
- Двенадцать стульев (2003) — весьма годная игроизация романа Ильфа и Петрова
- 12 стульев: как это было на самом деле (2003) — а вот эта игроизация вышла откровенно провальной, несмотря на то, что туда впихнули и 3D, и множество вариантов прохождения с разными концовками (и множество глюков, запарывающих прохождение к нестандартным концовкам)
- Недетские сказки (2003)
- Падал прошлогодний снег (2003).
- Страшилки: Шестое чувство (2004)
- Репортаж (2004) — детективные приключения журналиста на Лазурном берегу, автор — тот же Николай Сорокин. Задумывалось, очевидно, как подражание модному в девяностые Себастьяну Жапризо, но своеобразный программистский юмор и постоянное разрушение четвёртой стены производят несколько странное впечатление
- Многочисленные сиквелы «Петьки» и «Братьев Пилотов»
- Сиквел «Петьки» прекрасно демонстрирует все проблемы жанра: если оригинал был самоценной завершенной историей, то вторая часть — по сути сюжетный паразит, использующий персонажей первой части, выдранных из старого сюжета и механически перенесенных в новый. Это позволило удешевить производство, использовав те же анимации, но само качество сразу резко просело.
- Сиквел хуже, триквел лучше — третья часть делалась на качественно новом уровне: графика улучшилась радикально, управление стало лучше, контента завезли больше и разнообразнее. Плюс интересный и продуманный сюжет и отличные пасхалки. Не все, но многие считают триквел лучшей игрой в серии — дальше пошло скатывание в откровенный трэшак, на инерции бренда дотянувший аж до девятой части. И да, из названия выгнали Василия Иваныча!
- Братья Пилоты на самом деле вполне держали марку, но были скошены запоздалым 3D-синдромом, успевшим загубить множество серий на рубеже тысячелетий (хотя эта серия умерла вместе с жанром в кризис).
- Сиквел «Петьки» прекрасно демонстрирует все проблемы жанра: если оригинал был самоценной завершенной историей, то вторая часть — по сути сюжетный паразит, использующий персонажей первой части, выдранных из старого сюжета и механически перенесенных в новый. Это позволило удешевить производство, использовав те же анимации, но само качество сразу резко просело.
- Метрон (2004) — FMV-квест в исполнении славных ребят подмосковного поселка Коренёво, которые по заветам популярной тогда передачи взяли с собой видеокамеру…и сняли буквально на деньги со школьных завтраков Хоррор. Льющийся литрами кетчуп, непревзойденная игра «актеров» с ближайшего двора, сюжет на основе детских страшилок, сбацанные местным программистом «ролики» и «спецэффекты» на уровне отчетных видео школьных праздников принесут вам 2 часа незамутненного счастья, помимо чисто культурологического наблюдения за повседневностью российского поселка в нулевые.
Закат
- Провинциальный игрок 2 (2004)
- Мама не горюй (2005)
- Тупой Дозор (2006)
- Бумеранг (2006)
- Роман Трахтенберг: В поисках идеального анекдота (2006)
- Ядерный титбит 2 (2006)
- Туманный Ёж (2006)
- Яйцо Фаберже: Приключение (2006) — весьма годный квест про юного потомка эмигрантов из Парижа, приехавшего в СССР с целью найти семейные богатства. Редкое исключение из уже наметившейся тенденции к загниванию жанра.
- Никто не знает про секс… кроме Деда Макара (2006)
- Чукча в Большом Городе (2007)
- Дорожные истории (2007)
- День выборов (2007)
- Буратилло (2008)
- Петровка 38 1/2 (2008)
- Провинциальный игрок 3 (2008)
- Грибная Эра (2008)
- Третий срок (2008) — президент хочет пойти на третий срок, так что в Кремле зреет заговор... Игра явно духовно наследует Ядерному титбиту.
- Буратилло идёт по следу (2010)
Современные попытки реанимации
Официальные похороны долго и тяжело болевшего игрового жанра состоялись в мае 2016, когда была закрыта воронежская компания Сатурн-Плюс, и с тех пор ни одна крупная российская компания квестами не занимается (впрочем, Сатурн уже ничего не выпускал года с 2010, поэтому по факту русский квест умер примерно тогда). Однако indie-энтузиастами предпринимаются попытки реанимации жанра.
- Гамлет или последняя игра без MMORPG элементов, шейдеров и рекламы (2010) — проект независимого разработчика Дениса Галанина, игра в духе Samorost
- The Franz Kafka Videogame (2017) — его же, мозголомный сюр где-то посредине между Кафкой и Дэвидом Линчем.
- Dentures and Demons (2018). Прямо в самой игре говорилось что она вдохновлена русскими квестами из 90-ых. Присутствует юмор в стиле Южного Парка и разрушение 4 стены.
- Лесомор — игра в разработке по мотивам русских народных сказок, создатели вдохновляются «Curse of Monkey Island»
- Один адский день (One Helluva Day) — тоже пока в разработке, источник вдохновения — «Day of the Tentacle»
Нерусские русские квесты
- Teenagent (1994) — польский ответ играм от LucasArts, приключения тинейджера, мечтающего о карьере секретного агента
- Tajemství oslího ostrova (1994) — первая чешская коммерческая игра для PC, пародия на «Monkey Island» (названием уже всё сказано).
- Ztracený ostrov (2000) — да, еще одна!
- 7 dní a 7 nocí (1994) — приключения частного детектива-соблазнителя Венца Загиба, чешский ответ Leisure Suit Larry.
- Серия чешских квестов «Polda» — про полисмена, а потом частного детектива Панкраца
- Horké léto (1998) — чешская игра про ещё одного тинейджера, Гонзу Майера, которому приходится спасать семью от каннибалов на тихоокеанском острове.
- Horké léto 2 (1999) — продолжение приключений Гонзы Майера, уже на Диком Западе.
- Pohádka o Mrazíkovi, Ivanovi a Nastěnce (2000) — чешская игроизация фильма «Морозко» от в будущем знаменитой студии Bohemia Interactive Studio. Выходил в русской локализации. Многие до сих пор уверены, что это был исконно русский квест.
- Но одна вещь говорит о неаутентичности игры — показанная в игре церковь имеет типично католическое убранство. Очевидно, что разработчики рисовали привычный им костёл, не подумав.
- Пипуш в круизе (1999) — игра вообще-то израильская, но по духу во многом типичный русский квест (бредовый детективный сюжет, пародирующий штампы классических триллеров, абсурдные герои, своеобразный юмор и др.) На русский была переведена только эта игра, а вот в Израиле вышла целая серия игр (в том числе в 3D) и мультсериал, у франшизы очень много поклонников, и планируется новая игра в эпизодическом формате.
- 6 Ženichů & 1 Navíc (2003) — продолжение приключений Венца Загиба.
- Сорвать куш/Žhavé léto 3 ½ (2005) — приключения Джонни Майера (деда Гонзы) в США 1930-х годов. Как и следует ожидать, Джонни влип в неприятности с мафией, и чтобы из них выпутаться, ему предстоит повоевать с зомби, побывать в загробном мире, виртуальной реальности, и других интересных местах. Гибрид квеста, аркады, стелса, гонок и много чего ещё.
- Kaptain Brawe: A Brawe New World (2011) — хорватская игра-стимпанк про космических пиратов, стилизованная одновременно под западные квесты девяностых (особенно много отсылок к «Curse of Monkey Island»: и графика, и музыка, и перенесённая в космос пиратская стилистика) и под лично знакомые разработчикам реалии Восточной Европы и соцлагеря. С фитильком, поскольку уровень трэша сильно меньше, чем в большинстве представителей жанра, но всё же
- Simon the Sorcerer 5: Who’d Even Want Contact?! — внезапно после относительной неплохой четвертой части студия (не иначе вспомнив такие шедевры немецкого кинематографа как «Муравьи в штанах») выдала абсолютно трэшовый квест, где в фэнтези-мир вторгаются инопланетяне, действие шатает как пьяного мужика по космическим кораблям, городам и пиратским островам, Саймон, радостно гыгыкая, запирает свою девушку с пришельцами и бежит смотреть получившееся хоум-видео, в кадре навязчиво мелькают пиратский капитан-трансвестит (ох, далеко не де Ниро) и сменивший ориентацию Серый Волк, освоивший после очередной бутылки телекинез… Как ни странно, но неплохая студия Snowball наняла неплохих актеров (главного героя озвучивает Филипп Бледный) и заботливо воссоздала трэш с дополнительными отсылками вроде «нажми на кнопку-получишь результат».
- И творчество чешской компании Amanita Design: трилогия Samorost, Machinarium, Botanicula, Chuchel, Пилигриммы, Creaks — все эти игры довольно красивы, весёлы, и сюрреалистически упороты. Компания живёт и здравствует.
Схожие явления
В начале-середине 1990-х на постсоветском пространстве была популярна платформа «ZX Spectrum», в основном за счёт дешевизны по сравнению с PC. Распространению классических квестов под Спекки мешало то, что к ним редко кто подключал мышь. Здесь нишу квестов занял жанр квест-платформера.
Примечания
Эстетика девяностых | ||
---|---|---|
Персоналии | Валерий Роньшин • Виктор Пелевин • Владимир Сорокин • … | |
Юридические лица | Телекомпания ВИD • … | |
Книги | Generation «П» • Дом, в котором… • Жизнь насекомых • Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы • Мифогенная любовь каст • Московиада • Перверзия • Петрович и Патапум • Посмотри в глаза чудовищ • Приключения Печенюшкина • Центр Роста • … | |
Мультфильмы и мультсериалы | Незнайка на Луне • Новые Бременские • … | |
Видеоигры | Братья Пилоты • ГЭГ: Отвязное приключение • Петька и Василий Иванович • Страшилки: Шестое чувство • … |