Ворошиловский стрелок: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 24: Строка 24:
== Что здесь имеется ==
== Что здесь имеется ==
* [[Боевой шахматист]] — мужики во дворе любят играть в шахматы с часами и на выбывание, причём на нескольких досках. Иван Фёдорович, главный герой фильма, до завязки: «- Я в болельщики записался. — С твоей квалификацией не в болельщики, а в тренеры идти надо». «[[Слаб в бою, но отличный тактик]]» — это как раз про него. [[Подсвечено]] в диалоге полковника с сыном, после того как дед лишил достоинства двоих из трёх насильников: «Молодец! Правильно сообразил. Теперь в тебя трудно будет попасть. Если, конечно, он захочет стрелять в окно. [[Боевой шахматист|А в окно он стрелять не будет. Как я вижу, он проявляет разнообразие. Интересно, что он приготовил для тебя?]]»
* [[Боевой шахматист]] — мужики во дворе любят играть в шахматы с часами и на выбывание, причём на нескольких досках. Иван Фёдорович, главный герой фильма, до завязки: «- Я в болельщики записался. — С твоей квалификацией не в болельщики, а в тренеры идти надо». «[[Слаб в бою, но отличный тактик]]» — это как раз про него. [[Подсвечено]] в диалоге полковника с сыном, после того как дед лишил достоинства двоих из трёх насильников: «Молодец! Правильно сообразил. Теперь в тебя трудно будет попасть. Если, конечно, он захочет стрелять в окно. [[Боевой шахматист|А в окно он стрелять не будет. Как я вижу, он проявляет разнообразие. Интересно, что он приготовил для тебя?]]»
* [[Бронебойный ответ]] — Пашутин-старший, пытаясь выгородить сына, спрашивает у начальника группы задержания (С. Гармаш) есть ли у него дети. Тот отвечает: «Две дочки!»
* [[Вигилант]] — ветеран-фронтовик расправляется с подонками, изнасиловавшими его внучку. Что характерно — ни один из трёх подонков не сдох: старик собирался уж было их мочить, но судьба подкинула ему более изящные и, что ценно, нелетальные способы, и мстителю осталось только ими воспользоваться. {{spoiler|А в финале он ещё и наказания избежал, потому что подвернулся понимающий молодой мент, который питает к старику прямо-таки сыновние чувства и поэтому ограничился нелегальным изъятием оружия (чтобы ветеран не продолжал)}}.
* [[Вигилант]] — ветеран-фронтовик расправляется с подонками, изнасиловавшими его внучку. Что характерно — ни один из трёх подонков не сдох: старик собирался уж было их мочить, но судьба подкинула ему более изящные и, что ценно, нелетальные способы, и мстителю осталось только ими воспользоваться. {{spoiler|А в финале он ещё и наказания избежал, потому что подвернулся понимающий молодой мент, который питает к старику прямо-таки сыновние чувства и поэтому ограничился нелегальным изъятием оружия (чтобы ветеран не продолжал)}}.
* [[Виновата буржуазная система]] — дед взялся за винтовку только из-за того, что добиться справедливости законным путём в новой России оказалось невозможно.
* [[Виновата буржуазная система]] — дед взялся за винтовку только из-за того, что добиться справедливости законным путём в новой России оказалось невозможно.
** Ну, правда, законными методами там никто настаивать и не пытался. Но, чтобы добиться правды законным путём, там надо было пойти жаловаться куда-то гораздо выше прокурора (прокурор оказался мразью): скажем, в Верховный Суд, министру внутренних дел, а то и лично президенту. А в такое старик не полез, просто плюнул и решил взять дело в свои руки.  
** Ну, правда, законными методами там никто настаивать и не пытался. Но, чтобы добиться правды законным путём, там надо было пойти жаловаться куда-то гораздо выше прокурора (прокурор оказался мразью): скажем, в Верховный Суд, министру внутренних дел, а то и лично президенту. А в такое старик не полез, просто плюнул и решил взять дело в свои руки.
* [[Винтовки — это круто]] — «Только жизнь тяжелая пошла — нельзя без инструмента… Никак нельзя… Сам видишь…»
* [[Винтовки — это круто]] — «Только жизнь тяжелая пошла — нельзя без инструмента… Никак нельзя… Сам видишь…»
* [[Золотая молодёжь]] — три молодых долболоба каждую среду устраивают «сексуальный день» — трахают девушек, если те согласны, а несогласных всё равно трахают, т. е. [[Изнасилование — худшее из зол|насилуют]] (впоследствии суя им крупные суммы в долларах). Старший — богатый «новый русский»; второй — студент-спортсмен-красавец и на хорошем счету в вузе; у самого младшего папаша — полковник, очень крупный ментовский начальник, и на него в основном и уповали все трое. Сам полковник сына не то что ненавидит, но явно считает не шибко умным и трусливым подонком (хотя тут претензии скорее к нему самому — за воспитание-то он ответственный). Как, впрочем, и его дружков. Тем не менее, из передряги всех троих вытаскивает — родная всё-таки кровиночка, а остальных за компанию, а то ещё начнут жаловаться куда не надо… Вот только дедушка очередной жертвы оказался ветераном войны, бывшим бойцом сталинских железнодорожных бригад и '''классным [[снайпер]]ом'''. Вендетта вышла знатная, {{spoiler|трое насильников и папа-крыша [[жестокое милосердие|сильно пострадали, но остались живы]]}}; а старик {{spoiler|даже в финале сумел избежать кары (благодаря понимающему молодому менту)}}.
* [[Золотая молодёжь]] — три молодых долболоба каждую среду устраивают «сексуальный день» — трахают девушек, если те согласны, а несогласных всё равно трахают, то есть [[Изнасилование — худшее из зол|насилуют]] (впоследствии суя им крупные суммы в долларах). Старший — богатый «новый русский»; второй — студент-спортсмен-красавец и на хорошем счету в вузе; у самого младшего папаша — полковник, очень крупный ментовский начальник, и на него в основном и уповали все трое. Сам полковник сына не то что ненавидит, но явно считает не шибко умным и трусливым подонком (хотя тут претензии скорее к нему самому — за воспитание-то он ответственный). Как, впрочем, и его дружков. Тем не менее, из передряги всех троих вытаскивает — родная всё-таки кровиночка, а остальных за компанию, а то ещё начнут жаловаться куда не надо… Вот только дедушка очередной жертвы оказался ветераном войны, бывшим бойцом сталинских железнодорожных бригад и '''классным [[снайпер]]ом'''. Вендетта вышла знатная, {{spoiler|трое насильников и папа-крыша [[жестокое милосердие|сильно пострадали, но остались живы]]}}; а старик {{spoiler|даже в финале сумел избежать кары (благодаря понимающему молодому менту)}}.
** Если бы так же вышло еще в советском фильме «Убийца» по роману Александра Крашенинникова с той же фабулой! (Причем и фильм, и роман появились много раньше литературной и киноверсии «Ворошиловского стрелка».) Увы, тамошний сынок крупного партийного деятеля оказался [[Кармический Гудини|везучим]].
** Если бы так же вышло еще в советском фильме «Убийца» по роману Александра Крашенинникова с той же фабулой! (Причем и фильм, и роман появились много раньше литературной и киноверсии «Ворошиловского стрелка».) Увы, тамошний сынок крупного партийного деятеля оказался [[Кармический Гудини|везучим]].
* [[Инженю]] — Катя. Из-за чего и [[Изнасилование — худшее из зол|пострадала]].
* [[Инженю]] — Катя. Из-за чего и [[Изнасилование — худшее из зол|пострадала]].
Строка 34: Строка 35:
* [[Каков родитель, таково и дитя]] — ментовской полковник (милицейским назвать его язык не поворачивается, не заслужил) [[Оборотень в погонах|Пашутин]] и его [[Самоуверенный мерзавчик|сын Вадим]]. [[Лицемер|Папаша]] сына презирал, и явно не из-за случая с изнасилованием, а сам отмазал его от законной ответственности, чтобы спасти свою репутацию. К счастью, в конце оба [[Кармическая справедливость|получили по заслугам]].
* [[Каков родитель, таково и дитя]] — ментовской полковник (милицейским назвать его язык не поворачивается, не заслужил) [[Оборотень в погонах|Пашутин]] и его [[Самоуверенный мерзавчик|сын Вадим]]. [[Лицемер|Папаша]] сына презирал, и явно не из-за случая с изнасилованием, а сам отмазал его от законной ответственности, чтобы спасти свою репутацию. К счастью, в конце оба [[Кармическая справедливость|получили по заслугам]].
* [[Мешок на голове]] — торговцы оружием заботятся о своей безопасности.
* [[Мешок на голове]] — торговцы оружием заботятся о своей безопасности.
* [[На тебе!]] — Иван Афонин слышит по радио песню в исполнении кабаре-дуэта «Академия» — «Ты отказала мне два раза, „не хочу!“ сказала ты, вот такая вот зараза, девушка моей мечты». Протагонист недовольно морщится и выдаёт [[высокоточный матснаряд]]: «Тьфу, бл*!..»
* [[На тебе!]] — Иван Афонин слышит по радио песню в исполнении кабаре-дуэта «Академия» — «Ты отказала мне два раза, „не хочу!“ сказала ты, вот такая вот зараза, девушка моей мечты». Протагонист недовольно морщится и выдаёт [[высокоточный матснаряд]]: «Тьфу, бл*!..»
** Там же. Один из насильников, Игорь Зворыгин, говорит, что изучает в университете структурную лингвистику. Филолог Борис Орехов предположил, что это не просто так — это привет вполне конкретному режиссёру Павлу Лунгину (по первому образованию как раз структурному лингвисту).
** Там же. Один из насильников, Игорь Зворыгин, говорит, что изучает в университете структурную лингвистику. Филолог Борис Орехов предположил, что это не просто так — это привет вполне конкретному режиссёру Павлу Лунгину (по первому образованию как раз структурному лингвисту).
*** А многие думали, что просто какое-то предельно абстрактное и никому не нужное «влияние пения на трение» имеется в виду.
*** А многие думали, что просто какое-то предельно абстрактное и никому не нужное «влияние пения на трение» имеется в виду.
* [[Несовместимое с жизнью остроумие]] — папаша-полковник излишне увлёкся, «тролля» своего трусоватого сынка («Хочешь, я тебе секрет открою? Ты следующий. Так что, дорогой, скоро в вашем кругу появится ещё один недобиток. Если, конечно, крепко повезёт. А если не повезёт — похороним» — и далее в том же духе), в результате получил пулю в живот — у парня развилась нехилая такая паранойя, из-за чего он поехал крышей. Но тут [[с прикрученным фитильком]], поскольку не факт, что рана смертельная. Никакой смерти, во всяком случае, в кадре не показано.
* [[Несовместимое с жизнью остроумие]] — папаша-полковник излишне увлёкся, «тролля» своего трусоватого сынка («Хочешь, я тебе секрет открою? Ты следующий. Так что, дорогой, скоро в вашем кругу появится ещё один недобиток. Если, конечно, крепко повезёт. А если не повезёт — похороним» — и далее в том же духе), в результате получил пулю в живот — у парня развилась нехилая такая паранойя, из-за чего он поехал крышей. Но тут [[с прикрученным фитильком]], поскольку не факт, что рана смертельная. Никакой смерти, во всяком случае, в кадре не показано.
Строка 42: Строка 43:
** Ну, это сознательный слив дела, а не просто так.
** Ну, это сознательный слив дела, а не просто так.
* [[Обнять и плакать]] — Катя Афонина, ставшая [[Изнасилование — худшее из зол|жертвой изнасилования]] со стороны троих подонков (причём среди них был её бывший одноклассник, которому она доверяла), и на которую плевать [[Скверная мамочка|родной матери]] (женщина убеждена, что купить дублёнку достаточно, а изнасилование дочери не трагедия). И её дедушка Иван Фёдорович, которому пришлось [[Изнасилование и месть|вершить правосудие своими руками]].
* [[Обнять и плакать]] — Катя Афонина, ставшая [[Изнасилование — худшее из зол|жертвой изнасилования]] со стороны троих подонков (причём среди них был её бывший одноклассник, которому она доверяла), и на которую плевать [[Скверная мамочка|родной матери]] (женщина убеждена, что купить дублёнку достаточно, а изнасилование дочери не трагедия). И её дедушка Иван Фёдорович, которому пришлось [[Изнасилование и месть|вершить правосудие своими руками]].
* [[Похорошеть в адаптации]] — в первоисточнике из троицы парней-насильников красивым прямо назван только Игорь Зворыгин. Остальные же… Ну-у… Мягко скажем, не мечта каждой девушки. Вадим Пашутин описан как «большеглазый, с тощеватыми усиками и каким-то гниловатым подбородком. Да, подбородок был его слабым местом — вечно красноватый после бритья, со срезанными прыщами, прижженными одеколоном. Его не мешало бы прикрыть бородой, спрятать от глаз людских, но не росла у Вадима борода, так, какие-то клочки шерсти, к тому же еще и разноцветные — белесые, рыжие, а то вдруг неожиданно черные». Борис Чуханов же по оригинальной повести — [[отвратительный толстяк]], подробности излишни, хотя в тексте их хватает. В фильме же Игорь на фоне приятелей красотой не сильно выделяется: Вадим — вполне себе симпатичный парень, у которого с лицом всё более чем в порядке, да и Борис не выглядит таким жирным и отталкивающим, как в книге, поэтому обаятельный актёр Алексей Макаров (сын Любови Полищук) по крайней мере старался корчить наглую и циничную (а в минуты невзгод — «крысью» и трусливую) рожу, и это ему удавалось.
* [[Похорошеть в адаптации]] — в первоисточнике из троицы парней-насильников красивым прямо назван только Игорь Зворыгин. Остальные же… Ну-у… Мягко скажем, не мечта каждой девушки. Вадим Пашутин описан как «большеглазый, с тощеватыми усиками и каким-то гниловатым подбородком. Да, подбородок был его слабым местом — вечно красноватый после бритья, со срезанными прыщами, прижженными одеколоном. Его не мешало бы прикрыть бородой, спрятать от глаз людских, но не росла у Вадима борода, так, какие-то клочки шерсти, к тому же еще и разноцветные — белесые, рыжие, а то вдруг неожиданно черные». Борис Чуханов же по оригинальной повести — [[отвратительный толстяк]], подробности излишни, хотя в тексте их хватает. В фильме же Игорь на фоне приятелей красотой не сильно выделяется: Вадим — вполне себе симпатичный парень, у которого с лицом всё более чем в порядке, да и Борис не выглядит таким жирным и отталкивающим, как в книге, поэтому обаятельный актёр Алексей Макаров (сын Любови Полищук) по крайней мере старался корчить наглую и циничную (а в минуты невзгод — «крысью» и трусливую) рожу, и это ему удавалось.
* [[Профессиональный риск торговца оружием]] — [[аверсия]]. Так и ждёшь, что у старика-протагониста (готовящегося в [[вигилант]]ы) случится какая-нибудь неприятность с нелегальными торговцами оружием. Но всё обошлось: и дед подстраховался («Только я заранее предупреждаю — деньги не при мне»), и торговцы оказались людьми со стандартами. В итоге честно получил «плётку» (снайперскую винтовку), «маслята» (патроны) и даже возможность потренироваться в стрельбе вкупе с парой советов.
* [[Профессиональный риск торговца оружием]] — [[аверсия]]. Так и ждёшь, что у старика-протагониста (готовящегося в [[вигилант]]ы) случится какая-нибудь неприятность с нелегальными торговцами оружием. Но всё обошлось: и дед подстраховался («Только я заранее предупреждаю — деньги не при мне»), и торговцы оказались людьми со стандартами. В итоге честно получил «плётку» (снайперскую винтовку), «маслята» (патроны) и даже возможность потренироваться в стрельбе вкупе с парой советов.
* [[Снайперская винтовка]] — старая добрая СВД с глушителем. Разве что у прицела дальномер почему-то с дистанции 600 метров начинает идти в обратную сторону, у прицела кратность не 4, все 40 (как пользоваться дальномером, если цель, которая должна влезать в него в полный рост, не влезает во все поле зрения прицела одной мордой?), да и с глушителем [[Голливудский глушитель|звука выстрела нет вообще]].
* [[Снайперская винтовка]] — старая добрая СВД с глушителем. Разве что у прицела дальномер почему-то с дистанции 600 метров начинает идти в обратную сторону, у прицела кратность не 4, все 40 (как пользоваться дальномером, если цель, которая должна влезать в него в полный рост, не влезает во все поле зрения прицела одной мордой?), да и с глушителем [[Голливудский глушитель|звука выстрела нет вообще]].
Строка 48: Строка 49:
* [[Фанатское обеление]] — как ни странно, симпатиями некоторых зрителей пользуются даже [[Золотая молодёжь|Вадим]], [[Культурный мерзавец|Игорь]] и [[Торгаш — это плохо|Борис]]. Их-де, бедных-несчастных мальчиков, которые мирно <s>паслись на лужайке и собирали цветочки</s> сидели и никого не трогали, спровоцировала эта гадина, которая ходит, разодевшись, аки последняя шлюха, и заваливается непонятно к кому в квартиру. Угу. Это при том, что на улице жара (Борис вон вообще без рубашки) и никакие интимные места под одеждой героини всё равно не просвечиваются (и вообще, как показывает жизнь — если маньяку приспичит, ему будет пофиг, как одета жертва). Но вообще вопросы по поводу одежды, по-хорошему, надо задать [[Вопиющий неканон|режиссёру]] и [[Что за фигня, автор?|сценаристу]]. Потому что в книге-первоисточнике Катя — сюрприз! — в рубашке и джинсах. Не коротких, не рваных, не обтягивающих. С какой целью поменяли костюмец — увы, ведомо одним создателям фильма. Да и кто этот «непонятно кто»? В числе звавших Катю в квартиру был Вадим — его она знает с детства, а от таких людей, как правило, подвоха не ждут. И да, это ж как красиво получается: девушек насиловать вообще-то нехорошо, но если они наивные и нескромно одеты… «[[Скотный двор|Животное да не убьёт другое животное ''без причины'']]», блин.
* [[Фанатское обеление]] — как ни странно, симпатиями некоторых зрителей пользуются даже [[Золотая молодёжь|Вадим]], [[Культурный мерзавец|Игорь]] и [[Торгаш — это плохо|Борис]]. Их-де, бедных-несчастных мальчиков, которые мирно <s>паслись на лужайке и собирали цветочки</s> сидели и никого не трогали, спровоцировала эта гадина, которая ходит, разодевшись, аки последняя шлюха, и заваливается непонятно к кому в квартиру. Угу. Это при том, что на улице жара (Борис вон вообще без рубашки) и никакие интимные места под одеждой героини всё равно не просвечиваются (и вообще, как показывает жизнь — если маньяку приспичит, ему будет пофиг, как одета жертва). Но вообще вопросы по поводу одежды, по-хорошему, надо задать [[Вопиющий неканон|режиссёру]] и [[Что за фигня, автор?|сценаристу]]. Потому что в книге-первоисточнике Катя — сюрприз! — в рубашке и джинсах. Не коротких, не рваных, не обтягивающих. С какой целью поменяли костюмец — увы, ведомо одним создателям фильма. Да и кто этот «непонятно кто»? В числе звавших Катю в квартиру был Вадим — его она знает с детства, а от таких людей, как правило, подвоха не ждут. И да, это ж как красиво получается: девушек насиловать вообще-то нехорошо, но если они наивные и нескромно одеты… «[[Скотный двор|Животное да не убьёт другое животное ''без причины'']]», блин.
** А кто-то пытается защищать и Николая — полковника полиции, [[И у злодея есть любимые|отца Вадима]]. Того самого, который давил на Кашаева и, [[Коррупционер|пользуясь служебным положением]], [[Я здесь главный, мне всё можно|сперва отчитывал его за медленную работу, а затем попросил отпустить Вадима под домашний арест]].
** А кто-то пытается защищать и Николая — полковника полиции, [[И у злодея есть любимые|отца Вадима]]. Того самого, который давил на Кашаева и, [[Коррупционер|пользуясь служебным положением]], [[Я здесь главный, мне всё можно|сперва отчитывал его за медленную работу, а затем попросил отпустить Вадима под домашний арест]].
* [[Фанатское очернение]] — Катя [[обвинение жертвы|подвергается осуждению]] со стороны тех же самых патриархально-отбитых граждан, которые заявляют, что она сама спровоцировала изнасилование: мол, «нечего щеголять без лифчика и в коротком топике и мини-юбке и ходить на вечеринки к парням, даже если одного из них ты знаешь с детства.
* [[Фанатское очернение]] — Катя [[обвинение жертвы|подвергается осуждению]] со стороны тех же самых патриархально-отбитых граждан, которые заявляют, что она сама спровоцировала изнасилование: мол, "нечего щеголять без лифчика и в коротком топике и мини-юбке и ходить на вечеринки к парням, даже если одного из них ты знаешь с детства.
** А уж если начнут сравнивать с книгой — вообще караул. Типичный [[борец за нравственность|крик души]] в подобных рецензиях: «Что эти гады-создатели сделали со взрослой, разумной, целомудренной героиней, которая не шляется по улице, сверкая стройными ножками, а, как порядочная девушка, надевает рубашку и джинсы (не короткие, не рваные, не обтягивающие)?!» Хотя за «хождение на вечеринки к парням» книжной Кате достаётся не меньше — какая же история про изнасилование без хоть чьей-то реакции «самадуравиновата»!
** А уж если начнут сравнивать с книгой — вообще караул. Типичный [[борец за нравственность|крик души]] в подобных рецензиях: «Что эти гады-создатели сделали со взрослой, разумной, целомудренной героиней, которая не шляется по улице, сверкая стройными ножками, а, как порядочная девушка, надевает рубашку и джинсы (не короткие, не рваные, не обтягивающие)?!» Хотя за «хождение на вечеринки к парням» книжной Кате достаётся не меньше — какая же история про изнасилование без хоть чьей-то реакции «самадуравиновата»!
** Все забывают один момент — пошла она не абы куда, а к парню, которого знает с детства. От такого обычно подвоха не ждут — и справедливости ради, риск нарваться действительно меньше, чем в совсем малознакомой компании).
** Все забывают один момент — пошла она не абы куда, а к парню, которого знает с детства. От такого обычно подвоха не ждут — и справедливости ради, риск нарваться действительно меньше, чем в совсем малознакомой компании).

Версия 05:40, 16 февраля 2024

Pomoshzala.jpgПрошу помощь зала.
Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи.

Ворошиловский стрелок — художественный фильм 1999 года от режиссёра Станислава Говорухина, снятый по мотивам книги писателя Виктора Пронина «Женщина по средам», написанного в 1995 году.

Сюжет

Иван Фёдорович Афонин — ветеран Великой Отечественной войны, кавалер орденов «Отечественной войны» II степени и «Красной Звезды», бывший железнодорожник, а ныне пенсионер живёт c своей внучкой Катей, студенткой музыкального училища. В соседнем доме проживает молодой бизнесмен «новый русский» Борис Чуханов, у которого часто собираются два приятеля — Вадим Пашутин (одноклассник Кати) и Игорь Зворыгин (студент, изучающий структурную лингвистику). У этой троицы есть традиция каждую среду отмечать «женский день», приглашая женщин лёгкого поведения.

Но однажды в среду 30 июня пригласить «даму с низкой социальной ответственностью» не удалось, и тут парни примечают возвращавшуюся домой Катю. Игорь и Вадим заманивают её в квартиру Чуханова, под предлогом того, что у Бориса день рождения, но его никто не поздравил. Там парни спаивают девушку, а затем по очереди насилуют. После акта глумления Игорь кладёт в сумочку Кати 50 долларов, но девушка выбрасывает деньги на улице. Вадим предлагает разбежаться, но Борис, узнав, что Катя живёт с дедом-пенсионером, отказывается, полагая, что у троицы гаденышей проблем никаких не будет.

Пострадавшая возвращается домой и Иван Фёдорович сразу догадывается о произошедшем. Узнав от своей внучки, кто надругался над ней, он впадает в ярость, хватает топор и идёт разбираться с насильниками. По пути его останавливает сосед — участковый Алексей Подберёзкин — и отправляет старика домой, а сам вызывает милицию. Прибывший отряд во главе с капитаном Кашаевым разгоняет насильников по разным комнатам и выбивает из каждого урода признание. Но в последний момент приезжает отец Вадима — полковник милиции Николай Петрович Пашутин. Он задействует свои связи и обвинение разваливается. Афониным приходит повестка к следователю, который издевательски насмехается над Катей и говорит ей, что она добровольно и в корыстных целях занялась сексом с троицей. Иван Афонин решает обратиться к прокурору, но тот заявляет старику, что улики собраны с нарушением закона и советует ему получше воспитывать свою внучку. Иван Афонин высказывает прокурору все, что он думает о нем и о власть предержащих.

Подберёзкин предлагает Афонину обратиться в Генеральную прокуратуру, но Иван Фёдорович, отчаявшись добиться торжества справедливости законными методами, решает осуществить правосудие своими руками. Он продает знакомому бизнесмену за 5.000 долларов свой дом в родной деревне; узнает от внучки, что соседка Мария Гавриловна Артёмова уехала в деревню на три недели и оставила ключи для присмотра за квартирой, из окон которой открывается вид на окна квартиры Бориса; отправляется в Москву, где, походив по барахолкам, выходит на нелегальных торговцев оружием и приобретает у них СВД с глушителем. Проверяя оружие, пенсионер неожиданно для торговцев поражает мишень так метко, что они восхищённо называют его «Ворошиловским стрелком».

Вернувшись домой, Иван Фёдорович встречает свою дочь Ольгу, которая приходится матерью Кати. Но радость встречи быстро сменяется горьким разочарованием: женщина решила навестить отца лишь для того, чтоб попросить у него деньги на какие-то свои цели. Старик ей в ответ заявляет, что у него денег нет, а услышав, что Ольга попросит денег у полковника Пашутина, Афонин тут же выгоняет её вместе с ухажёром «Додиком» из своего дома.

Ночью Иван Фёдорович тайком переносит винтовку в квартиру уехавшей соседки. В очередную среду, 28 июля, троица насильников вновь собирается на квартире у Бориса. Иван Афонин начинает свою месть: старик стреляет из винтовки в бутылку шампанского, которую держит между ног Игорь, тем самым кастрируя насильника. Афонин прячет винтовку и возвращается к компании мужиков-доминошников во дворе, которые наблюдают, как «скорая» забирает Зворыгина в больницу. Пашутин допрашивает сына и Чуханова, но те не могут ничего сказать: они думают, что бутылка шампанского сама взорвалась. Позже Пашутин-старший сообщает своему сынку, что бутылка взорвалась не просто так: в нее угодила пуля. Парни при этом заявляют, что у них при себе оружия не было.

В очередную среда Афонин замечает Бориса на новом автомобиле BMW E34. Он идёт в квартиру Артёмовой, достает винтовку и целится в Бориса. Тот садится за руль, а Афонин стреляет зажигательным патроном в бензобак. Машина взрывается; коммерсант, охваченный пламенем, выскакивает наружу. Он остаётся в живых, но получает сильные ожоги спины и задницы, машина же сгорает дотла. Полковник Пашутин обнаруживает пулевое отверстие в бензобаке сгоревшей машины. Мент заявляет сыну, что в следующую среду Вадим станет жертвой. Охваченный ужасом Вадим занавешивает окна и достаёт из шкафа ружьё. Участковый Подберёзкин догадывается о происходящем, приходит к Кате, когда её деда нет дома, и тайком забирает ненадолго ключи от квартиры Артёмовой.

Пашутин-старший же узнаёт, что Афонин недавно продал дом. Он с двумя сыщиками приходит с обыском в квартиру Афониных. Во время обыска за своими ключами приходит Марья Гавриловна. Все тут же идут к ней домой и проводят обыск в квартире, но подручные Пашутина ничего не находят. Пашутин заявляет Иван Фёдоровичу, что знает о том, что тот — стрелок и грозит расправой, если с его сыном что-нибудь случится. Старик отвечает: «Поздно спохватился. Уже случилось» (Афонин подразумевал, что сынок полковника связался с плохой компанией и стал насильником). Охваченный ужасом Пашутин-старший спешит домой. Там полковник стучится в запертую квартиру, пытается выстрелом из пистолета открыть замок, но тут из квартиры раздаётся ответный выстрел, который тяжело ранит Пашутина-старшего. Его подручный врывается в квартиру и обнаруживает невменяемого Вадима с ружьём, спрятавшегося за холодильником. Отобрав у парня оружие, опер вызывает скорую для полковника и психиатра для Вадима, который в этот момент истерично хохочет.

Подберёзкин просит Афонина зайти к нему. Там выясняется, что участковый заблаговременно забрал из квартиры Артёмовой СВД, и, неофициально конфисковав оружие, отпускает старика. Иван Фёдорович благодарит участкового и уходит. Придя домой, пенсионер слышит, как Катя поёт под гитару песню «Одинокая гармонь», и тихо плачет от радости, понимая, что в их дом вернулись мир и спокойствие.

Что здесь имеется

  • Боевой шахматист — мужики во дворе любят играть в шахматы с часами и на выбывание, причём на нескольких досках. Иван Фёдорович, главный герой фильма, до завязки: «- Я в болельщики записался. — С твоей квалификацией не в болельщики, а в тренеры идти надо». «Слаб в бою, но отличный тактик» — это как раз про него. Подсвечено в диалоге полковника с сыном, после того как дед лишил достоинства двоих из трёх насильников: «Молодец! Правильно сообразил. Теперь в тебя трудно будет попасть. Если, конечно, он захочет стрелять в окно. А в окно он стрелять не будет. Как я вижу, он проявляет разнообразие. Интересно, что он приготовил для тебя?»
  • Бронебойный ответ — Пашутин-старший, пытаясь выгородить сына, спрашивает у начальника группы задержания (С. Гармаш) есть ли у него дети. Тот отвечает: «Две дочки!»
  • Вигилант — ветеран-фронтовик расправляется с подонками, изнасиловавшими его внучку. Что характерно — ни один из трёх подонков не сдох: старик собирался уж было их мочить, но судьба подкинула ему более изящные и, что ценно, нелетальные способы, и мстителю осталось только ими воспользоваться. А в финале он ещё и наказания избежал, потому что подвернулся понимающий молодой мент, который питает к старику прямо-таки сыновние чувства и поэтому ограничился нелегальным изъятием оружия (чтобы ветеран не продолжал).
  • Виновата буржуазная система — дед взялся за винтовку только из-за того, что добиться справедливости законным путём в новой России оказалось невозможно.
    • Ну, правда, законными методами там никто настаивать и не пытался. Но, чтобы добиться правды законным путём, там надо было пойти жаловаться куда-то гораздо выше прокурора (прокурор оказался мразью): скажем, в Верховный Суд, министру внутренних дел, а то и лично президенту. А в такое старик не полез, просто плюнул и решил взять дело в свои руки.
  • Винтовки — это круто — «Только жизнь тяжелая пошла — нельзя без инструмента… Никак нельзя… Сам видишь…»
  • Золотая молодёжь — три молодых долболоба каждую среду устраивают «сексуальный день» — трахают девушек, если те согласны, а несогласных всё равно трахают, то есть насилуют (впоследствии суя им крупные суммы в долларах). Старший — богатый «новый русский»; второй — студент-спортсмен-красавец и на хорошем счету в вузе; у самого младшего папаша — полковник, очень крупный ментовский начальник, и на него в основном и уповали все трое. Сам полковник сына не то что ненавидит, но явно считает не шибко умным и трусливым подонком (хотя тут претензии скорее к нему самому — за воспитание-то он ответственный). Как, впрочем, и его дружков. Тем не менее, из передряги всех троих вытаскивает — родная всё-таки кровиночка, а остальных за компанию, а то ещё начнут жаловаться куда не надо… Вот только дедушка очередной жертвы оказался ветераном войны, бывшим бойцом сталинских железнодорожных бригад и классным снайпером. Вендетта вышла знатная, трое насильников и папа-крыша сильно пострадали, но остались живы; а старик даже в финале сумел избежать кары (благодаря понимающему молодому менту).
    • Если бы так же вышло еще в советском фильме «Убийца» по роману Александра Крашенинникова с той же фабулой! (Причем и фильм, и роман появились много раньше литературной и киноверсии «Ворошиловского стрелка».) Увы, тамошний сынок крупного партийного деятеля оказался везучим.
  • Инженю — Катя. Из-за чего и пострадала.
  • К чёрту закон, я делаю добро! — участковый, который спасает старика-вигиланта от тюрьмы, пряча снайперскую винтовку у себя.
  • Каков родитель, таково и дитя — ментовской полковник (милицейским назвать его язык не поворачивается, не заслужил) Пашутин и его сын Вадим. Папаша сына презирал, и явно не из-за случая с изнасилованием, а сам отмазал его от законной ответственности, чтобы спасти свою репутацию. К счастью, в конце оба получили по заслугам.
  • Мешок на голове — торговцы оружием заботятся о своей безопасности.
  • На тебе! — Иван Афонин слышит по радио песню в исполнении кабаре-дуэта «Академия» — «Ты отказала мне два раза, „не хочу!“ сказала ты, вот такая вот зараза, девушка моей мечты». Протагонист недовольно морщится и выдаёт высокоточный матснаряд: «Тьфу, бл*!..»
    • Там же. Один из насильников, Игорь Зворыгин, говорит, что изучает в университете структурную лингвистику. Филолог Борис Орехов предположил, что это не просто так — это привет вполне конкретному режиссёру Павлу Лунгину (по первому образованию как раз структурному лингвисту).
      • А многие думали, что просто какое-то предельно абстрактное и никому не нужное «влияние пения на трение» имеется в виду.
  • Несовместимое с жизнью остроумие — папаша-полковник излишне увлёкся, «тролля» своего трусоватого сынка («Хочешь, я тебе секрет открою? Ты следующий. Так что, дорогой, скоро в вашем кругу появится ещё один недобиток. Если, конечно, крепко повезёт. А если не повезёт — похороним» — и далее в том же духе), в результате получил пулю в живот — у парня развилась нехилая такая паранойя, из-за чего он поехал крышей. Но тут с прикрученным фитильком, поскольку не факт, что рана смертельная. Никакой смерти, во всяком случае, в кадре не показано.
    • Хотя по первоначальному сценарию полковник Пашутин должен был именно умереть, без всяких недосказанностей. Изменили по требованию местного МВД (если верить интервью актёра А. Пороховщикова, сыгравшего Пашутина-старшего).
  • Обвинение жертвы — следователь, к которому пришла изнасилованная Катя, занял позицию насильников и нагло смеялся ей в лицо, ссылаясь на то, что она добровольно пошла в квартиру насильников и пила у них алкоголь. А прокурор и вовсе заявил деду-ветерану Кати, что надо было получше воспитывать внучку.
    • Ну, это сознательный слив дела, а не просто так.
  • Обнять и плакать — Катя Афонина, ставшая жертвой изнасилования со стороны троих подонков (причём среди них был её бывший одноклассник, которому она доверяла), и на которую плевать родной матери (женщина убеждена, что купить дублёнку достаточно, а изнасилование дочери не трагедия). И её дедушка Иван Фёдорович, которому пришлось вершить правосудие своими руками.
  • Похорошеть в адаптации — в первоисточнике из троицы парней-насильников красивым прямо назван только Игорь Зворыгин. Остальные же… Ну-у… Мягко скажем, не мечта каждой девушки. Вадим Пашутин описан как «большеглазый, с тощеватыми усиками и каким-то гниловатым подбородком. Да, подбородок был его слабым местом — вечно красноватый после бритья, со срезанными прыщами, прижженными одеколоном. Его не мешало бы прикрыть бородой, спрятать от глаз людских, но не росла у Вадима борода, так, какие-то клочки шерсти, к тому же еще и разноцветные — белесые, рыжие, а то вдруг неожиданно черные». Борис Чуханов же по оригинальной повести — отвратительный толстяк, подробности излишни, хотя в тексте их хватает. В фильме же Игорь на фоне приятелей красотой не сильно выделяется: Вадим — вполне себе симпатичный парень, у которого с лицом всё более чем в порядке, да и Борис не выглядит таким жирным и отталкивающим, как в книге, поэтому обаятельный актёр Алексей Макаров (сын Любови Полищук) по крайней мере старался корчить наглую и циничную (а в минуты невзгод — «крысью» и трусливую) рожу, и это ему удавалось.
  • Профессиональный риск торговца оружием — аверсия. Так и ждёшь, что у старика-протагониста (готовящегося в вигиланты) случится какая-нибудь неприятность с нелегальными торговцами оружием. Но всё обошлось: и дед подстраховался («Только я заранее предупреждаю — деньги не при мне»), и торговцы оказались людьми со стандартами. В итоге честно получил «плётку» (снайперскую винтовку), «маслята» (патроны) и даже возможность потренироваться в стрельбе вкупе с парой советов.
  • Снайперская винтовка — старая добрая СВД с глушителем. Разве что у прицела дальномер почему-то с дистанции 600 метров начинает идти в обратную сторону, у прицела кратность не 4, все 40 (как пользоваться дальномером, если цель, которая должна влезать в него в полный рост, не влезает во все поле зрения прицела одной мордой?), да и с глушителем звука выстрела нет вообще.
  • Торговец оружием — торговцы первого (учитывая сеттинг — может, и третьего) типа, к которым главный герой пришёл за орудием возмездия.
  • Фанатское обеление — как ни странно, симпатиями некоторых зрителей пользуются даже Вадим, Игорь и Борис. Их-де, бедных-несчастных мальчиков, которые мирно паслись на лужайке и собирали цветочки сидели и никого не трогали, спровоцировала эта гадина, которая ходит, разодевшись, аки последняя шлюха, и заваливается непонятно к кому в квартиру. Угу. Это при том, что на улице жара (Борис вон вообще без рубашки) и никакие интимные места под одеждой героини всё равно не просвечиваются (и вообще, как показывает жизнь — если маньяку приспичит, ему будет пофиг, как одета жертва). Но вообще вопросы по поводу одежды, по-хорошему, надо задать режиссёру и сценаристу. Потому что в книге-первоисточнике Катя — сюрприз! — в рубашке и джинсах. Не коротких, не рваных, не обтягивающих. С какой целью поменяли костюмец — увы, ведомо одним создателям фильма. Да и кто этот «непонятно кто»? В числе звавших Катю в квартиру был Вадим — его она знает с детства, а от таких людей, как правило, подвоха не ждут. И да, это ж как красиво получается: девушек насиловать вообще-то нехорошо, но если они наивные и нескромно одеты… «Животное да не убьёт другое животное без причины», блин.
  • Фанатское очернение — Катя подвергается осуждению со стороны тех же самых патриархально-отбитых граждан, которые заявляют, что она сама спровоцировала изнасилование: мол, "нечего щеголять без лифчика и в коротком топике и мини-юбке и ходить на вечеринки к парням, даже если одного из них ты знаешь с детства.
    • А уж если начнут сравнивать с книгой — вообще караул. Типичный крик души в подобных рецензиях: «Что эти гады-создатели сделали со взрослой, разумной, целомудренной героиней, которая не шляется по улице, сверкая стройными ножками, а, как порядочная девушка, надевает рубашку и джинсы (не короткие, не рваные, не обтягивающие)?!» Хотя за «хождение на вечеринки к парням» книжной Кате достаётся не меньше — какая же история про изнасилование без хоть чьей-то реакции «самадуравиновата»!
    • Все забывают один момент — пошла она не абы куда, а к парню, которого знает с детства. От такого обычно подвоха не ждут — и справедливости ради, риск нарваться действительно меньше, чем в совсем малознакомой компании).
    • Небезывестный С. Кара-Мурза в журнальной рецензии на фильм справедливо отмечает: девушка, может, и не «самадуравиновата», но то, что дура, это очевидно. О дурной славе компании, в которую её пригласили, знал и сплетничал весь двор. Присутствие знакомого парня не самая идеальная гарантия и в наше время, а уж в те весёлые годы — и подавно; про то, чем заканчиваются такие посиделки, в ту пору вещали во всех красках из каждого утюга. Пойти после этого в чужую квартиру в максимально «дискотечном» наряде и абсолютно никак не позаботиться о собственной безопасности на случай чего-то непредвиденного? Да запросто!
  • Фефекты фикции — один из нелегальных торговцев оружием (явно бывших военных), по всей видимости, страдает ПТСРом (из-за чего всё время не по делу жутковато лыбится и пошучивает) и слегка заикается. Контужен?.. Протагонист-старик (сам ветеран, только Второй мировой, а не современных «горячих точек») его беззлобно поддразнил.

Примечания