Масяня

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Масяня
Masya-logo.jpg
Общая информация
ЖанрКомедия
СтудияМульт.ру
РежиссёрОлег Куваев
Когда выходил22 октября 2001 — н. в.
Сезоны6 выпущенных
Всего серий159 (на начало 2022 года)
Длина серии1-14 минут

«Масяня» — российский юмористический мультсериал художника Олега Куваева, впоследствии также прославившегося сериалами «Магазинчик БО», «Ежи и Петруччо» и «6 ½». Создан сериал при помощи программы Macromedia Flash и выходит с 2001 года по сей день, в основном в интернете (также некоторое время транслировался на телевидении). «Масяня», повествующая о приключениях и злоключениях вполне себе обыкновенных людей, неожиданно для самого автора приобрела мегапопулярность, была разобрана на цитаты, сделала знаменитым своего создателя и стала, без преувеличения, одним из символов двухтысячных.

Сюжет и особенности[править]

В центре сюжета «Масяни» — обычная питерская молодёжь в лице заглавной героини и её близких. Тематика обычно в той или иной мере комедийная — от ситкома до сатиры, хотя время от времени поднимаются философские и очень даже печальные темы. Каждый эпизод представляет собой законченную историю, но между собой серии связаны, и в последующих историях время от времени всплывают персонажи или события из предыдущих. Как правило, вдохновение черпается из жизни — многие сюжеты основаны на личных приключениях самого автора или его знакомых. Мультик определённо не детский — хотя бы потому, что детям мало что будет понятно, а ещё тут присутствуют курение, пьянство, обнажёнка и ругательства, хотя, как правило, и не матерные.

Поначалу эпизоды были совсем коротенькие, по минуте-две, но впоследствии длина серии достигла в среднем десяти минут. Деление «Масяни» на сезоны весьма условно: сам Куваев долгое время называл эти сезоны «жизнями» — как правило, завершение того или иного «сезона» определяется либо по значительной «вехе» наподобие перехода сериала из интернета на телевидение или обратно, либо по долгому перерыву в появлении новых мультов, когда автор решал было закончить сериал. Тем не менее, «Масяня» продолжается поныне и, кстати, она избежала явления, известного как «замороженное время»: его персонажи не застряли в одном и том же возрасте и взрослеют вместе со зрителями.

Мульты нарисованы в нарочито примитивном стиле. Вообще само слово «мульт» автор придумал в ответ на обвинения в том, что это «чёрте-что, а не мультипликация» — мол, всё правильно, это не мультфильмы, а мульты, отдельный жанр. Впрочем, самая примечательная черта сериала — это не анимация и даже не сюжеты, а манера речи его персонажей, этот «перекошенный лексикончик». Фразочки из «Масяни» были растасканы на цитаты и пошли в народ, а в статье о сериале в Викицитатнике текст многих серий приведён чуть ли не полностью. Озвучка производится почти импровизированно, потому речь персонажей и получается естественной, живой и мило-корявой. Обычно всех персонажей озвучивает лично Олег Куваев, при помощи компьютерной обработки придавая голосу различный тембр.

Также следует отметить неплохую музыку, характерную для «Масяни», как и для прочих куваевских сериалов. Некоторые треки, правда, со временем пришлось по просьбе правообладателей заменить (те же «Muse», к примеру, были и не против, чтобы их композиция осталась в сериале, но права на неё принадлежат лейблу, а не самим музыкантам). Саундтрек к сериалу пишет Александр «Alien» Бурьянов, также «засветились» такие деятели музыкальной сферы, как «Декабрь», «Лена Тэ», «Сплин» и «Психея». А некоторые серии вовсе представляют собой, по сути, музыкальные клипы — например «Мани-мани» или «Десять дохлых енотов» (пародии на «ABBA» и «Die Toten Hosen», соответственно), «Лузер» или «Кэйси Джонс».

Все серии, каноничные и побочные, можно посмотреть здесь.

Действующие лица[править]

Главные герои. Фрагмент постера с автографом автора.
  • Масяня, главная героиня, на начало сериала — студенческого возраста. Предположительно 1980 года рождения[1]. Неунывающая оптимистка и любительница повеселиться, нередко до грубости прямолинейна, за словом в карман не лезет и обожает подкалывать окружающих (особенно достаётся возлюбленному Хрюнделю). Но если надо — всегда придёт на помощь и вообще добра и отзывчива. В юности любила выпить-покурить, но с возрастом остепенилась, хотя оптимизма и язвительности не растеряла. Меломанка и тусовщица, музыкантша и компьютерщица. За время сериала поработала и ходячей рекламой, и сессионной клавишницей, и ведущей «лохоугадайки», а сейчас, похоже, трудится 3D-дизайнером. Обычно ходит в топике и мини-юбке, носит причёску из шести волосинок, напоминающую «жизнерадостные хвостики». Настоящее имя — Мария. В серии «Шницель» названа её девичья фамилия — Никогда.
  • Хрюндель — друг, возлюбленный и дважды муж Масяни (когда-то они, не иначе как для прикола, втихаря поженились и вскоре пышной гулянкой развелись, после чего продолжили жить вместе, как ни в чём не бывало). Настоящее имя — Александр, что можно увидеть в серии «Хомяк» на созданной им домашней странице. Прозвище дала ему при знакомстве Масяня, которая тогда всех называла хрюнделями (получается, он у неё хрюндель по прозвищу «Хрюндель»). Носит обычно комбинезон на голое тело. Тоже вполне хороший парень со своими «тараканами» в овальной голове.
  • Лохматый — друг масяньского семейства, третий по значимости персонаж. Несмотря на прозвище, на голове у него такие же шесть волосинок, как у первых двоих, только у него они чуть вьются. По словам Куваева, зовут Лохматого Антоном, а по серии «Обормотень» его фамилия — Лохматенко, откуда, видимо, и прозвище. Типичный «вечный девственник» — стеснительный и несколько наивный задрот-компьютерщик, хотя с девушками встречается (даже завёл фотоальбом с фотографиями девушек, с которыми спал), но жениться не планирует. Чуть ли не всегда ходит с рюкзаком, в котором таскает кучу разных вещей вплоть до запасных шнурков. Обладатель характерного тика в виде подёргивающегося уха. Любитель кошек, держит дома зелёного кота по имени Семёныч. В серии «Шайсе» работает в пиццерии. Кстати, Марта Горлопан — время от времени мелькающая в сериале красноволосая панкуша с невыносимо визгливым голосом — приходится Лохматому родной сестрой (в основном сериале об этом не сказано, но проясняется в одном из рекламных выпусков).
  • Дядя Бадя и Чучуня — дети Масяни и Хрюнделя с разницей в возрасте года полтора или чуть больше (к моменту зачатия Чучуни Бадя как раз учился ходить, это 8-12 месяцев). Бадя родился в 2012 году, действие сериала идёт «в реальном времени», так что в наши дни детишки уже ходят в школу. Дети как дети, постоянно во что-то играют (например, в разгон митинга) и регулярно устраивают бардак. Во многом удались в маму — так, сын успел себя проявить таким же отзывчивым, как и сама Масяня, подарив незнакомому малоимущему мальчику долгожданную фигурку Саб-Зиро. Детей озвучивают настоящие дети Куваева — Юваль и Тали.
  • Мама Масяни, известная как Фёдоровна или Баба Дяба. Если появляется в кадре, то обычно что-то стряпает и беззлобно поучает дочку. С Масяниным отцом в разводе. Обладательница своеобразного смеха.
  • Ляська, московская подружка Масяни, время от времени приезжающая в Питер. Гламурная барышня с зелёными волосами, тонкой сигаретой и маасковской маанерой раазгаавора.
  • Санёк, малолетний беспризорник. Жил в подвале, нюхал клей, попрошайничал и воровал, но благодаря встрече с Масяней обрёл друзей, и жизнь его немного пошла на лад.
  • Гриша Чайников, он же «Поттер» — универсальный продюсер, который то работает на телевидении, то снимает клипы на невыносимую попсу, то руководит клубом конспирологов. Внешне похож на Гарри Поттера, в честь чего и получил прозвище (да и имя как бы намекает).
  • Околобаха (фамилия такая), скрипач из метро. До армии был талантливым музыкантом «не от мира сего», а вернулся оттуда повредившимся в уме и неспособным нормально играть. Что с ним произошло, не сказано, но его фамилия созвучна с армейским «термином» «калабаха», что означает битьё подушкой по голове, которое следов на теле жертвы не оставляет, но при многократном применении здоровья не добавляет. Небось, за одну только фамилию ему в армии и доставалось.
  • Колобухин, эталонный «тупой басист», перекочевавший в мульты из радиошоу Куваева «Радио Чума» на радиостанции «Энергия», которую вели Масяня с Хрюнделем.
  • Масянин дядя, большой бизнесмен, бородач с «хвостом» на затылке и добродушный выпивоха с теми еще тролльскими замашками: однажды напоил Масяню с Хрюнделем и отправил их отдыхать в… Намибию (что стало основой для видеоигры «Масяня в полной Африке»). Недавно выяснилось, что Масяня его всё-таки недолюбливает за то, что он отрицает Холокост.

Немного истории[править]

Самая первая Масяня, нарисованная для тестирования плагина. Персонаж жутко корявый, но уже наделён узнаваемыми чертами.

Первые ролики с Масяней были созданы в 2001 году, когда Куваев работал дизайнером онлайн-игр. Создатель выложил мульты на своей домашней странице, позже перебравшись на отдельный сайт mult.ru, чтобы не занимать рабочий сервер (дата создания этого сайта, 22 октября, и считается внутривселенским днём рождения Масяни — так решили фанаты, а автор и не против). Мульты предназначались для того, чтобы развлечься самому да повеселить друзей — о каком-либо коммерческом использовании персонажа речи тогда не шло. Однако, Масяня зрителям очень понравилась, мульты скачивали и рассылали по электронной почте, и количество поклонников начало расти экспоненциально, в результате чего хостинг, не предназначенный для мало-мальски серьёзного количества посетителей, регулярно «падал». Уже в декабре 2001 о Куваеве заговорили на питерском телевидении, показали в эфире один из мультов и взяли у автора первое интервью.

В 2002 автор решил основать собственную анимационную студию «Мульт.ру» по созданию рекламных флэш-мультов, используя становящуюся всё более популярной Масяню в качестве этакого «портфолио». Тогда же о сериале узнал Леонид Парфёнов и предложил взять Масяню на НТВ, что стало новой вехой в развитии сериала: в студию были наняты профессиональные аниматоры, а работа резко превратилась в тяжкий труд, поскольку серии пришлось делать регулярно, а не от случая к случаю. Масяня получила пять наград Национальной Интернет-премии (до того столько получал разве что Яндекс), обзавелась товарным знаком и надёжным хостингом, а Куваева принялись засыпать интервью и приглашениями на всевозможные мероприятия, что ему не особо-то нравилось, поскольку с работой над сериалом времени у него и так ни на что не хватало.

Тогда же начались и неприятности: продюсерская компания ООО «Масяня» без ведома автора принялась торговать его детищем направо и налево. Светлый образ Масяни упростили и опошлили, используя без спросу в рекламе. Особенно вопиющим случаем было её использование в передаче «В гостях у Масяни» канале на «Муз-ТВ», где «Масяня», озвученная Павлом Волей, вела беседы с деятелями шоу-бизнеса — бестолково анимированная, с совершенно идиотскими диалогами и на оригинал похожая разве что внешне. В общем, Куваев схватился за голову, кое-как отсудил героиню у телевизионщиков и снова сделал её сугубо интернет-проектом — на радость фанатам, которым до того очень не понравилось, что их интернетовскую субкультуру тащат на TV (в те времена интернет был совсем иным, «не для всех»).

Интернет-сериалом «Масяня» остаётся и по сей день, хотя со временем автор ушёл во фриланс, оставив студию соосновательнице. Многие серии созданы благодаря краудфандингу на Патреоне либо же при поддержке тех или иных спонсоров. Впрочем, скрытой или открытой рекламы непосредственно в сериале Куваев избегает (разве что указывая спонсора до или после ролика, но не в сюжете). Существуют отдельные рекламные ролики с Масяней и K° — тут вам и коммерческая реклама, и социальная, и пятисерийка «Масяня в Швеции», оплаченная Шведским институтом. Эти ролики, естественно, не входят в состав сериала, хотя и они сделаны весьма занимательно, так что неплохо смотрятся в отрыве от рекламной тематики. Кроме того, по мотивам сериала выпущено несколько официальных видеоигр и, конечно же, ворох всевозможного мерчандайза.

Что здесь есть[править]

(link)

Куваев иронизирует про времена сотрудничества с НТВ
  • Аллюзии и камео. Масяня и Хрюндель, бегущие навстречу друг другу с воплями «Джооон!» и «Йокооо!» в серии «Сладкие грёзы» — отсылка к фильму «Imagine» Джона Леннона. В эпизоде «Кури, дедушка, нарзан!» полиция, которой испугались главгерои, оказалась медведями на мотоцикле. В серии «Срытая угроза» Хрюндель и Лохматый сбежали от Масяни на астероид, к большому неудовольствию его законного хозяина. В «Багдадском банане» пьяный в стельку Хрюндель напугал шипением парочку криперов. В «Бегулеле» после слов «тут же ребёнок» показан Конь БоДжек с жеребёнком. В «Посленовогоднем бреде» появляются Бивис и Баттхэд, в «Как сделать мульт» — Леонид Парфёнов, а в «Агрегате» — инопланетный заяц БО. В восьмом эпизоде наблюдается мультяшное камео группы «Сплин» (если конкретнее, нарисованы Саша Васильев, Стас Березовский и Яник Николенко). Этакий дружеский шарж на то, как они по-попсовому «заводили публику» на одном концерте, в стиле «я не вижу ваших рук». «Сплины», естественно, не обиделись и даже включили ролик в свой альбом на диске в качестве бонуса. И вообще стоит обращать внимание на фон: на стенах или, скажем, в телевизоре у героев можно увидеть много чего забавного, в том числе и отсылки к событиям самого сериала.
    • Жизнь подражает искусству — в 2008 году на родине героев открылась сеть магазинов для взрослых «Розовый кролик». Её маскот, исполненный в виде ростовой куклы, недвусмысленно вдохновлён тем самым «не проходите мимо, таблетки на Блюхера», разве что обычно не настолько побит жизнью.
  • Антилопа-гну. Машина, которую героине подарил дядюшка. По словам Масяниной мамы, «он-то себе новую купил, а на этом говне, говорит, пускай Масяня ездит».
  • Антиреклама наркотиков. Серия «На измене» посвящена бэд-трипу Хрюнделя, изволившего на халяву накушаться «марок» вперемешку со псилоцибиновыми грибами, да ещё и залить это спиртным. От такого сочетания вместо Ляськи с Масяней ему время от времени виделось нечто инфернально-потустороннее, так что пришлось этого «грибоедова» зафиксировать, чтоб ничего не натворил. Глюки переданы довольно жутко — Куваев сам однажды ухитрился побывать в аналогичной ситуации, так что знал, что рисовал.
  • Антиреклама спиртного. Что по пьяни, что с похмелья с персонажами постоянно творится какая-то фигня. Чего стоит серия «Анатомический театр», где толком не проспавшиеся горе-актёры выступают на детском утреннике.
  • Антропоморфная персонификация. В эпизоде «В отрыв» персонифицирован «Питер, твой город родной» со сменными физиономиями, две из которых одна другой неприятнее, а третья — Хрюндель. А в эпизоде «Блоб» Масяню нагло преследует навязчивая Политика, толстая и зелёная.
  • Ах ты писька! — в серии «Троллейбус» нелепость попыток неопытных интернет-троллей оскорблять друг друга в ходе тренировок доведена до абсурда. «Ты… ты… дурак! Совсем плохой! И попа у тебя грязная, и какашки на голове!»
  • Бла бла бла. В эпизоде «Языковой барьер» на экране Масяниного компьютера виден чат, общение в котором выглядит, как строчки «bla bla bla :)))». А ещё в лучших традициях блаблаизма передаются иногда скучные разговоры: например, воспоминания попутчиков в поезде про советские времена или дискуссия по каналу «Культура» о том, какая в Питере культурная культура.
  • Белый слон. «Ничего себе подарочек — такая дура! — ЭТО НЕ ДУРА, ЭТО ЛОШАДЬ!»
  • Бленд-нейм. Неоднократно используются такие аллюзии, ненавязчиво отсылающие к реальным брендам. Например, газета «Днепровский сердоболец», в которой работает журналистка Олеся Смешных, или сухарики «Серибериешки», которыми «трактора можно заправлять». В знаменитой серии про посланного директора на стене изначально красовалась надпись «Радио Минимум», но потом Куваев её убрал от греха подальше.
  • Блупер. Серия «Ляпы на съёмках» показывает, что приключения Масяни — на самом деле и в её мире сериал. Прилагаются «неудачные дубли» сцен из предыдущих серий.
  • Большая нерезиновая деревня. Эпизод «Москва». Куваев продемонстрировал столицу во всей красе — «крикливой, безумной, богатой, попсовой и хамоватой».
  • Бонус для современников. За прошедшее с начала сериала время техника шагнула далеко вперёд, и молодёжи сейчас мало понятно, в чём юмор в серии «Модем». Дело в том, что в начале нулевых в интернет ходили через модем, который подключался в розетку стационарного телефона. Дозвониться на этот номер было можно, но дозвонившийся слышал только характерные звуки работы модема. А насколько качественным был такой коннект, можно увидеть в серии «Даунлоад» — подумать только, в те времена было порой трудно успешно скачать даже такой маленький файл, как сам этот мульт.
    • Вряд ли кто-то сходу поймёт, что за хомяка сделал Хрюндель в эпизоде «Хомяк». Так на сленге назывались популярные в те времена homepages, самодельные персональные сайтики на бесплатных хостингах, содержавшие всякую информацию о владельце и классические «фотки с кошкой на фоне ковра» — наподобие того, как сейчас выглядит среднестатистическая страница в соцсетях. Собственно, соцсети моду на «хомяки» в итоге и убили.
  • Босоногий поневоле. В серии «Посленовогодний бред» утром первого января наши герои с дикого бодуна отправились за пивом. Мало того, что оделись в обычную летнюю одежду, так Хрюндель ещё и обуться забыл. Пришлось заскочить в похоронную контору и купить тапочки. Белые, естественно.
  • Бутаница пукв иногда наблюдается у Масяни, да и у других тоже, порой переходя в «Сочиняет слова». Например, словечки «ретробес и мракоград» (образовавшиеся из слов «ретроград и мракобес», естественно), не остались в пределах той же серии, где появились, и употреблялись ещё впоследствии.
    • В серии «Лафбокс» россиянам пришлось менять Б и П на Ш, Т на Х, чтобы не разносить заразу, потому что прививаться никто не хочет, а от масок уже все устали. В конце концов запретили произносить все буквы, кроме М, Ы, Н, Р. Шолный шиздец с «Рымыны мыр-мырмами» шрилагается.

(link)

Масяня-Фрид Лингстад.
  • Версия для бедных. Серия-клип «Мани-мани», фактически покадровая мультификация клипа группы «ABBA». Вместо голосистых шведских секс-символов — писклявая троица с примкнувшей к ним Ляськой, вместо шикарного кабриолета — видавший виды рыдван, вместо крон — копейки, вместо Стокгольма — Питер. Получилось здорово.
  • Взросление между кадрами. Эпизоды сериала выходят довольно редко, а время в нём идёт в ногу с реальным, так что Масянины дети с каждой серией становятся заметно старше. Чучуня «догнала» Бадю буквально за пару серий.
  • Вигилант. Главгерои дважды создавали тайные организации. Первая, «Общество по борьбе с козлами», занималась тем, что рисовала фирменный знак на особо козлящих личностях. Вторая, «Манукэ — полиция Рунета»[2], во главе с Масяней под псевдонимом «Нагайна», сурово мстила заколебавшим спамерам.
  • Водит, как псих. Эпизод «Рашн трафико» весь об этом: питерские водятлы настолько суровы, что перейти через дорогу можно только под прикрытием друга с автоматом. Да и сама Масяня в автошколе так водила — ухитряясь нажать на все три педали одновременно и всем своим лицом выражая ужас.
  • Война — это смешно. Питер в серии «Традесканция» охвачен уличными боями, вокруг носятся шахиды в поисках, где бы и с кем отправиться к гуриям, спецназ палит во все стороны без разбору, на крыше что-то взрывается. А наши герои продолжают ходить на работу и школу (в бронежилетах и на бронемашинах) и мрачно юморить по этому поводу. Со скучающим видом стараясь не вляпаться в ошмётки очередного камикадзе.
  • Всё было розыгрышем. Эпизод «Новогодняя сказочка». Что может быть хуже, чем застрять в новогоднюю ночь в лифте? Однако оказалось, что лифт на самом деле не застрял, а Масяню с Лохматым просто разыграли, чтобы выпустить из лифта за две минуты до полуночи.
  • Вышел за хлебом. В серии «Пескун в непонятках» Хрюндель отправился в магазин, а в итоге оказался за городом в одних трусах и с морковкой в руке, из-за чего его приняли за «онаниста с пистолетом»…
  • Вуглускр. Распространённая шуточка: у наших любителей каламбуров то из фразы «этому дала и этому дала» образуется некий «мудала», то «залив Комарова» превращается в неведомую «заливку марова». А добравшись до книги «Юности честное зерцало» герои вдоволь нахохотались над старинными словечками типа «вздевать», «наипаче», «обыкли», «инде» или то же «зерцало», весьма своеобразно их трактуя.
  • Герой в гробу. В серии «Посленовогодний бред» похмельных героев занесло в похоронную контору, и Масяня прилегла отдохнуть прямо в гроб. Кончилось тем, что Хрюндель, воспользовавшись оказией, взял кредит на её похороны, а героиню пришлось так в гробу и унести под всеобщее веселье.
  • Гигантская женщина. В серии «Рашн трафико» Масяне снится сон, что она, «злая как сто китайцев», выросла в несколько раз, ухватила за шкирку очередного горе-автомобилиста и рассказала ему, что он неправ. Даже «схавать» его грозилась!
  • Гиллигановский монтаж. В эпизоде «Пятница» герои идут в кабак, обещая себе всего лишь «по кружечке, на полчасика». В следующем кадре Масяня просыпается посреди чьей-то основательно разгромленной квартиры. Что там произошло — непонятно, но когда ей рассказывают по телефону, она долго хохочет. А в серии «Таблетки на Блюхера» при виде драного костюма кролика, в котором ей предлагают работать ходячей рекламой, Мася восклицает: «Что? Да я это никогда не надену!». Угадайте, во что она одета в следующем кадре.
  • Говорить лозунгами — московская кузина Масяни, пополам с тропом Капитан Очевидность. Транслирует в основном этикетные фразы, а ещё всякую банальщину. Часами с приятной улыбкой говорить о том, что Волга впадает в Каспийское море, а лошади кушают овес и сено, не каждый сможет. Как и слушать кузину.
  • Город, которого нет. Санкт-Петербург в сериале показан со всех сторон. В серии «Экскурсия по Санкт-Петербургу» ТАК показан, что тогдашняя городская администрация предъявила автору обвинения в заказном чёрном пиаре. Хотя серия была нарисована, чтобы москвичам было не так обидно после того, как в одном из предыдущих эпизодов автор аналогичным образом высказал всё, что думает о Москве. Впоследствии по культуре «культурной столицы» проехались ещё раз в серии «Пого-дэнс или контркультура».
  • Гурман-гуро. В эпизоде «Нехилый супец» Масяня потчевала мужа «тыковым супцом» под названием «Нежность». На вкус супчик тошнотворен, но Хрюндель, чтобы не огорчать супругу, героически это ел и нахваливал. На самом деле, суп был сварен таким умышленно, чтобы заставить готовить самого Хрюнделя, а в состав этого варева входили «тухлые яйца, варёный лук и немножко „Fairy“».
  • Жертва моды. Хрюндель и Лохматый настрадались после того, как однажды решили сделать себе моднявый пирсинг в серии «Принц Альберт». Прокололи, соответственно, нос и язык, а заглавную операцию, слава Ктулху, сделать не решились (пока вы не полезли гуглить: «Принц Альберт» — это пирсинг в головке полового члена, подразумевающий продевание побрякушки через уретру и дополнительную дырку в мочеиспускательном канале, что выглядит несколько тошнотворно). Мася их отругала, а в итоге и сама обтыкалась пирсингом так, что побрякивала при ходьбе.
  • Зловеще-пафосное песнопение. В серии «Ночной эльф» Масяня «подсела» на World of Warcraft. Игра сопровождается пародией на варкрафтовский «A Call to Arms» — пафосной арией за авторством Алиена, в которой что-то торжественно поют про «Arsenicum album» и «asparagus» (видимо, исполняли состав какого-то гомеопатического лекарства). Забавно, что даже самому Куваеву в первой фразе слышится «а синица упала».
  • Зыбучий грёбаный песец. В серии «Факультет» Масяня запретила употреблять бранные слова, даже fu… и жо…, поэтому Хрюндель при попытке выругаться начинал выкручиваться, в результате чего получались фразы типа «факультет японской матери». А под конец, когда хотелось от души выматериться, использовал в качестве ругательства имя «Бенедикт Камбербэтч».
  • Карфаген должен быть разрушен. Дуру, которая лошадь, Масяня Хрюнделю припоминает постоянно — и в той же серии, и в последующих.
  • Ковидная эпоха. Серия «Изоляция» о том, как масяньское семейство самоизолировалось подальше от вируса. Кроме них, в их доме живёт Бродский (или просто «Бро»), постоянно гундосящий своё стихотворение про «Не выходи из комнаты».
  • Литерал. Нередкое явление в сериях, где идёт речь о каких-то инструкциях: «Всем лицам», «Зерцало» или «Снусы и манюшки». Есть и в других эпизодах: например, в серии «Жаба» Масяню в прямом смысле душит жаба, когда у неё просят денег (такая же жаба есть у Лохматого, Хрюнделя и даже у Пу- Царя). А в серии «Шевелёнка» продемонстрировано альтернативное понимание фраз «на котах собаку съела» и «дура с котом под мышкой».
  • Ложная тревога. В эпизоде «Городские ужасы» Масяня напугалась до чёртиков, когда за ней в тёмном переулке увязался зловещий некто. А оказалось, это всего лишь бомж хочет вежливо попросить пустую бутылку, которую она уже несколько кварталов несёт в руке.
  • Матомная бомба. Песня на мотив «Jingle bells», которую Маська и ко исполняют на каком-то корпоративе в эпизоде «Судьба нигилиста», состоит в основном из слова «фак». В серии «Троллейбус» Масяня, узнав, что Хрюндель потратил все деньги на ерунду, выдала такую тираду, что из незапиканного в ней осталось «хренов», «бля» и «вместо головы». Но педаль в пол — в серии «Факультет». Сначала Масяня и Хрюндель уронили челюсть до самого пола, когда услышали, как ругаются их дети. Решив проверить, на что подписаны детишки на Ютубе, Хрюндель уронил челюсть ещё раз: речь ютубера из одного мата и состояла — вернее, из невнятного набора звуков, в сплошь образующих узнаваемые матерные корни.
  • Мета-пророчество. В серии «Попсня» попсовая певичка говорит: «А трансвеститы будут? А без трансвеститов не модно!» Через несколько лет в шоу-бизнесе действительно началась мода на мужчин, одетых как женщины.
  • Музыкальный триппер. Намертво въедаются в мозг немногословные песенки в исполнении персонажей, сделанные по принципу «так плохо, что уже хорошо». Например, пародия на блатной шансон «Когда я с зоны вышел, я снова скоро сел», хит Хрюнделя о том, как он пришёл сегодня в клуб, или мантра «дай две тыщи рублёв» (помнится, последнюю нередко ставили на звонок для друзей, склонных к соответствующим просьбам).
  • На тебе!. Поначалу автор от души выдавал попсе («Шоу-бизнес», «Поттер», «Попсня») и телевидению («Груша и Кондрашка», «Угадай всё»). В серии «Рашн трафико» досталось питерским горе-водителям, в «Аэро треугольниках» родимому Аэрофлоту, а в «Лафбоксе» российскому кинематографу.
    • Самым скандальным творением «МультРУ» до сих пор остаётся «ДерьМуз-ТВ» 2004 года — фактически ответка на то, что МузТВ решил безнаказанно воспользоваться тем, что на сетевой контент[3] авторское право ещё распространиться не успело, и запилил под видом якобы очередного нового выпуска «Масяни» свой, разумеется, абсолютно фейковый ролик, к созданию которого «МультРУ» вообще никоим образом не причастна, где от шарма оригинала не осталось и следа, где вместо неизменно присутствующей в каждой серии оригинала какой-либо идеи и посыла — всё тот же чисто камеди-клабовский жопно-писечный юмор и мат ради самого мата, и где главгероиню озвучивает вообще Павел Воля (!!!). Естественно, Куваев такое ушлым телевизионщикам с рук ни за что спустить не мог, однако в условиях капиталистического мира наезжать на больших дядек с деньгами оказалось себе дороже, и уже сам проект мультсериала оказался на грани закрытия. Собственно, именно по этой причине серия долгое время пробыла в статусе ультрараритета, и в более-менее приемлемом качестве появилась в Сети лишь в 2015 г., когда её выложил на своём личном канале сам Куваев.
    • А к пятому сезону в сериал всё-таки просочилась политика. Например, серия «Царь@ру», где речь идёт о некоем Царе, норовящем что-нибудь запретить — например, оскорбление любителей сказок про Колобка, упоминание нетрадиционного цвета волос или ВООБЩЕ ВСЁ. В серии «Будапешт», Масяня конкретно пересмотрела телевизора, после чего бредила пиндосами, госдепами, гейропами и жидобандеровцами. Ну или «Снусы и манюшки» с его абсурдными правилами проведения митингов и запоминающейся песенкой про жёлтый автозак.
  • Не думай о белом медведе. Масяня, когда учила Лохматого медитировать, каждые полминуты приказывала ему не думать о голых бабах. В итоге у Лохматого, который поначалу о них и не думал, после многократных напоминаний все мысли сконцентрировались на этой теме.
  • Ненавидит праздник. В серии «Срытая угроза» Масяня решила, что стареет, поэтому возненавидела дни рождения. Поздравлять её чревато травмами! В то же время, она психует, что ни одна сволочь её не поздравила.
  • Несносный всезнайка. В серии «Боян» Масяня насмотрелась «Дискавери» и доставала друзей своей эрудицией, пока они не прибегли к решительным действиям. Весьма познавательная серия, да.
Нетипичный «МХЛ» с Хрюнделем во фраке и за роялем.
  • Неформал — это здорово. Масяня сотоварищи любят плясать пого на концертах. Сами тоже играют в панк-группе, называемой то «МХЛ» по первым буквам их прозвищ, то «Че Гевара», то «Сезон забоя пистолета на фрау Дуб[4]». Масяня в этой банде поёт вопит и играет на синтезаторе, Хрюндель терзает гитару, а Лохматый — стучит в барабаны, в целом получается незабываемо. Не забыта и мрачная «родня» панков: «танец беременного кибергота» в исполнении главной героини заставляет выпасть в осадок и запоминается навсегда (его даже пытаются косплеить в реальности, хотя оригинал никто превзойти, естественно, не смог).
  • Ни один город не пострадал. Касается не городов, а питерских улиц. Например, Масяня живёт на несуществующей Улице солдата Воскобойникова, а Лохматый на Улице Солдата Грызуна (среди знаменитостей с такими фамилиями каких-либо примечательных солдат тоже не обнаружено).
    • В Петербурге есть улицы Солдата Воскова и Корзуна. Судя по виду улицы в сериале, прототипом улицы, на которой живёт Масяня, была первая. Улица Солдата Грызуна только упоминается Лохматым в серии «Всем лицам», поэтому достоверно доказать её схожесть с улицей Корзуна не удастся.
  • Новый год. Нередкая тема — Куваев любит поздравлять поклонников с новым годом. В этот праздник герои дарят друг другу тролльские подарки (самым тролльским стал положительный тест на беременность в серии «Будтенате»). Посленовогоднее похмелье тоже не обойдено вниманием.
  • Ночная прогулка со злоключениями. Неоднократно происходит с Масяней, хотя каждый раз обходится (см. выше про Ложную тревогу и ниже про Пацанов с раёна).
  • Обжора. Масяня иногда любит вдоволь покушать. В серии «Мораторий» её мучительная диета завершилась предсказуемым образом, с уткой по-пекински, свининой кордон блю и тазиком плова.
    • Педаль в пол — в серии «Ядрёный взрыв», где беременная Масяня рассказывает, чем «по мелочи перекусила». «Два яйца там, четыре бутерброда с колбасой, три помидора, пакетик орехов, кураги комочек, две сосиськи, котлету с салатом, пару блинчиков с мясом, пирожок, шесть или семь редисок, пиццы кусочек, гренки сколько-то там, курицы холодную лапку, гречневую кашу, баклажанчик маленький… и ещё этот, как его… рассольничек, да с потрошками! Это считается?»
  • Орато. Хит номер один Масяниной группы, конечно же. Своеобразно исполненный кавер на песню «New Born» группы «Muse». Печальная песня о том, как «в небе ангелочки летают на цветочках, а на земле… ВСЁ ГРЯЗЬ СПЛОШНАЯ, ГОВНО, ВСЕ СВИНЬИ, ИДИОТЫ, СВОЛОЧИ! КРУГОМ ВОЙНА, КРУГОМ ТОЛЬКО ВОНЮЧАЯ ГРЯЗЬ! ВСЁ ПЛОХО СДЕЛАНО, СПЛОШНАЯ ЖОПА, НЕТ В ЖИЗНИ СМЫСЛА, ЕДА НЕВКУСНАЯ… А-а-А-А-а!»
  • Пацаны с раёна — нередкое явление в мультяшном Питере (видимо, как и в настоящем), и героям от них иногда достаётся. Впрочем, Мася нередко сама ухитряется гопников то разогнать, то вообще развести на деньги.
  • Песня про меня кусками звучит в 33 эпизоде, послужившем началом «второго сезона». Если, конечно, разговор белым стихом под музыку можно считать песней. По сути, в этой серии Масяня представляется новой аудитории — телезрителям.
  • Печальная фортепианная мелодия + Тревожный смычок — композиция «The Bayou» от «Deadly Avenger» из первоначальной версии серии «Депрессняк» и Лены Тэ из окончательной версии (став известным, Куваев задумался о копирайтах и поменял музыку в сериях на более доступную). Какой вариант звучит лучше — вопрос вкусовщины (автору статьи, например, больше запал в душу окончательный вариант).
  • Повар-катастрофа:
    • Серия «Нехилый супец» — умело притворялась сабжем. Чего только не сделаешь, чтобы муж прекратил сбегать на работу и оставлять главную героиню один на один с «этим кровососом» — новорождённым сыном… Но, судя по всему, тот супец был всего лишь с сырыми ингредиентами. Хрюндель его просто довёл до ума: «Чтобы этот суп переварить, его нужно переварить».
    • Серия «Кофе по-масянськи»: как сонная Масяня готовит кофе — это надо видеть. Тут уже повар-катастрофа безо всякого умысла.
  • Получилось страшно — в серии «Ёршик», если держать в руках загадочный туалетный ёршик, то появляется твой двойник. В духе лёгкого хоррора получилась финальная сцена с малышом в песочнице отыскавшем этот ёршик, и узнавшем, что мамы нет, потому что она уже «с тобой домой пошла».
  • Пошёл ты! «День радио» — одна из самых цитируемых серий. «Алё? Кто это? Директор? Да пошёл ты в жопу, директор. Не до тебя щас…»
  • Прерванная любовная сцена. Серия «Как-нибудь так», когда у Хрюнделя в нужный момент не оказалось при себе одной штучки. Без штучки не положено, говорит Масяня, так что придётся тебе обойтись как-нибудь так[5].
    • В серии «Питерское лето» попытке этой же парочки заняться своими делами в высокой траве помешала некстати нагрянувшая орда муравьёв.
    • Ну а когда у них завёлся Дядя Бадя, это явление и вовсе стало в порядке вещей.
  • Приняли за гея. В эпизоде «Шевелёнка» Хрюндель заподозрил, что Лохматый «голубой», а то что-то у него давно подружки не было. А потом ещё и офонарел, когда тот ответил, что вообще котов любит (ну не в том же смысле). Хотя мы помним, что однажды Лохматый к Масяне жалобно «приставал» в лифте.
  • Прочитать о себе книгу. В 20-й серии («Даунлоад») Лохматый с Масяней пытаются скачать из интернета новый мультик про Масяню с «Мульт.ру» (судя по названию «horse.zip», имеется в виду 18-я серия, «Подарочки»).
  • Путает пословицы и метафоры. Иногда случается у героев: например, «Макароны на нос вешать» Лохматого или Масянино «Какой дуб тебя укусил, с какой ты мухи рухнул?!»
  • Разрушение четвёртой стены. Время от времени стену успешно заваливают. Например, в серии «Питерское лето» Куваев (настоящий, не нарисованный) оправдывается перед персонажами за то, что в предыдущей серии проехался по политике, из-за чего на них «мудаков слетелось, как на праздник навоза». Или фразочка из серии «Бегулеле»: «Погоди, не уходи из кадра. Щас это, кулеле должно заиграть. В конце сцены всегда играет».
  • Реклама наркотиков и спиртного. Поначалу Мася была молодая-глупая и баловалась всякими вредными вещами — её «Барме-е-ен! коньячку кружечку!» и «Пойдём-ка покурим-ка ;)» пошли в народ. В эпизоде 7 юмор строится на том, что Масяня заказала ко дню рождения длинный перечень наркотиков, но при этом забраковала пиво («напьются ещё, будет свинарник… нет уж, я девушка приличная»).
    • В серии «Легалайз» в России вдруг официально разрешили курить «траву», повсюду открылись киоски-пыхальни, предлагающие марихуану и рогалики с анашой — и стало жить лучше и веселее.
    • А если накурить телевизор, как в четвёртом эпизоде, дикторы начинают смешно заговариваться («по принчинческим технинам…»).
  • Самоирония — в серии «Как сделать мульт» Куваев нарисовал процесс работы студии Мульт. Ру, которой в числе прочего нужно четыренадцать мешков мусора для озвучки и пулемёт для заградительного огня, чтобы никто не вышел. Апогеем становится сам Куваев, говорящий рисующему Хрюнделю, что никто не заметит семь пальцев или отвалившуюся голову у персонажа.
  • Сидеть на крыше. Главгерои часто сидят на крыше Масяниного дома. Впервые это было в эпизоде «Во вне»[6].
  • Сиквел-бастард — кроме упоминавшейся передачи «в гостях у Масяни» с Павлом Волей, известен один «пиратский» эпизод, где Масяня в очках в течение минуты что-то очень эмоционально говорит на тарабарском языке; игра «убей Масяню», где требуется расстреливать выскакивающих из-за угла героев, выкрикивающих фразочки из сериала; и ещё — игрушка, где Масяня и Хрюндель что-то записывают в студии.
  • Скорбь по сорванным цветам. Мася не любит, когда ей дарят цветы. Правда не скорбит, а язвит в своей обычной манере — «Ты знаешь, что ты мне принёс? Это же отрезанные половые органы бедных растений».
  • Скурвился автор, а вместе с ним и сама Масяня. Её большую часть выхода сериала вообще не трогала политика, но в последних сериях она занялась противостоянием «кровавому режиму».
  • Смерть питомца. Грустный эпизод «Крыса», когда Мася завела себе крысёнка. Зверушка выросла, а потом взяла и померла, пришлось похоронить на пустыре. Серия «Хомяк» начинается с того, что Масяня сидит на том же пустыре возле уже трёх могилок — не везёт ей с питомцами (а серия, кстати, вовсе не о том хомяке, который зверёк).
  • Смешные деньги. В серии «Карусель» герои обнаружили в карусели клад скряги-карусельщика — большой мешок денег. Советских. Из которых теперь только самолётиков наделать осталось.
  • Сумасшедшая вечеринка. Нередкое времяпрепровождение Масяни со товарищи в начале сериала. Например, последствия таковой тусовки заметны в эпизоде «Пятница» — полный разгром, в телевизоре торчит топор, а на шкафу дрыхнет какое-то пьяное тело в чём мать родила.
  • Сусанин-дурак. Хрюндель проявил себя тем ещё «штурманом кривоносым», когда уговорил Масяню поехать в чисто поле смотреть на дерево друидов (эпизод 80). Чего стоит хотя бы то, как он ориентировался по перевёрнутой карте. В итоге пришлось ночевать в машине, застрявшей посреди недавно удобренного поля. Дерево, правда, нашли, но уже спиленное.
  • Тарахтит, как пулемёт. Так умеют и сама Масяня, и Ляська, но всех переплюнула Масянина кузина по фамилии Кýзина, которая говорит не только непрерывно, но ещё и крайне занудно.
  • Теория заговора. Обстёбано в серии «Билефельд», где показан клуб отрицателей, отрицающих что душе угодно — шарообразность Земли, лунные экспедиции, существование Австралии…
  • Техногуро. У Масяни с Хрюнделем имеется дома чудище техники в виде перепутанной мешанины из включенных друг в друга переносок, в каждую из которых ещё что-то включено. «Чтобы отключить что-нибудь ненужное, нужно сначала включить что-нибудь ненужное, а у нас места нет». Герои называют этого монстра «Ктулху».
  • Типа я Тарковский — серия «Киноавангард». Однажды троица главгероев решила снять что-нибудь «авангардное, экстремальное и шокирующее» и повадилась оскорблять пассажиров в метро — с перрона, когда дверь уже закрылась, а поезд ещё не тронулся — и снимать через стекло двери «бурю эмоций» на искажённых бессильной злостью физиономиях пассажиров. Конец немного предсказуем: однажды машинист зачем-то снова открыл двери, и артхаус превратился в зомби-хоррор.
  • Тролли. Эпизод «Троллейбус», где Хрюндель попытался устроиться работать в Школу Информационной Тактики. Оказалось, что это «фабрика боевых троллей», и здесь есть специальные отделы — этнического разжигания, половых дискриминаций и тому подобное. Расположена в подземном бункере, а посреди холла стоит здоровенная статуя тролля.
  • Ужасный музыкант. Масяня в начале сериала свои выдающиеся певческие навыки использует для вымогания зарабатывания денег в электричках — заходит в вагон и начинает гнусавить под гитару «Эй, прохожий, проходи». И пока денег не дадут, не уйдёт (а от метаемых в неё помидоров, бутылок и котов она уворачивается). Хотя клавишница она вполне нормальная.
  • Человек тысячи голосов — всех персонажей озвучивает сам Куваев.
    • После появления на свет сына и дочери Куваев снизил планку, эксплуатируя детский труд по-честному отдав им озвучку Дяди Бади и Чучуни (сына и дочери Масяни с Хрюнделем).
  • Четыре пальца. А иногда и три. Особенно это заметно на ногах.
  • Чёрный рояль — вся серия «Опаньки» состоит из этого, причём неожиданные несчастья спасают персонажей от несчастий ожидаемых. В числе прочего — настоящий рояль, падающий на Масяню откуда-то сверху.
  • Что-что я съел?. В серии «Зеленая кикимора» Масяне достались волшебные очки, проливающие немного правды на то, что на самом деле представляют собой некоторые окружающие вещи. В частности, в состав её любимых сухариков «Серибериешки» входят: «Жир, сахар, кислота, краска, консервант, нефть, говно, опилки».
  • Халява не впрок. В эпизоде «Эффект дятла» героям повезло снять шикарнейшую квартиру за смехотворную цену. Осмотрев все закоулки апартаментов, никакой уловки они не выявили. Лишь ночью, в разгар романтического ужина, с оглушительным грохотом и дребезгом дал о себе знать «не замеченный слон» в виде раскинувшегося под окнами трамвайного парка.
  • Хлеб, яйца, молоко, гуро — «Итак, чтобы сделать мульт надо пять ящиков кофе, десять ящиков пива, пятнадцать ящиков холодной шавермы, три блока сигарет, восемь бутылок абсента, генератор электричества, на всякий случай, четырнадцать мешков мусора для озвучки, пулемёт для заградительного огня, чтобы никто не вышел».
  • Хроническое невезение в серии «Гавёный день или Масяня в тумане». Длилась эта «чёрная полоса» всего один день, зато шишки сыпались на героиню со всех сторон. А клип «Лузер» повествует о нелёгкой жизни Лохматого, который тот ещё магнит для неприятностей.
  • Это был только сон:
    • В эпизоде «День сурком» сонная Масяня раз за разом пытается собраться на работу, и каждый раз просыпается и понимает, что собиралась лишь во сне. «Сон во сне» тоже прилагается.
    • Серия «Свой Чужой», когда беременной Масяне снится кошмар, будто в ней живёт Чужой.
    • Серия «Багдадский банан»: мозговыносящие пьяные сны Хрюнделя про компанию Человеков-Пауков, исполняющих очередную въедающуюся в память песенку (кстати, текст сочинили маленькие дети Куваева).
    • События серии «Традесканция», слава богам, оказались только чьим-то сном.
    • А ещё были Приключения в Комаляндии с путешествием во времени, когда Хрюнделя ударило током от вышеупомянутого «Ктулху».
    • Из относительно свежего: серия «Золотой билет», где Лохматому снится кошмар об узаконенной эвтаназии путём ежедневной лотереи.
    • Однако самый пугающий пример — это серия «Санкт-Мариубург». Война, пришедшая в Питер, ужасы жизни в прифронтовой зоне с постоянными перебежками меж руин зданий и поиска припасов, скитаниями по городу в поисках припасов и нахождении лишь трупов тех, кого ты знал и ещё совсем недавно приветствовал на улице, попытками выбраться из города и страхами бомбёжки, пережидаемой в очередном убежище. Итогом серии становится одна из самых жестоких картин в серии: Хрюнделя и Масяню убивает очередной налёт (причём любящая мать, судя по серому экрану цензуры, наверняка оказалась нашпигована осколками на глазах у своих детей. Лохматого застрелил снайпер. Дядя Бадя умер от голода. Умерли все. Осталась одна Чучуня... И как только стало ясно, что и девочка отправилась следом за семьёй, Масяня просыпается разве что не вопя от ужаса! Да уж, такого кошмара ни она, не зрители точно не забудут надолго!
  • Язык Дроздова. В таком стиле выполнен эпизод 91, он же рэгтайм номер 8, он же «Серенгетти», рассказывающий о брачных играх шуриков.

Примечания[править]

  1. В серии «Традесканция» Хрюндель, пытаясь подобрать пароль к её компьютеру, пробует вариант «masyanya1980».
  2. Манукэ — это старинное японское слово. Означает что-то вроде «дурень».
  3. Справедливости ради, надо сказать, что на популярности отнюдь не только Масяни паразитировал МузТВ в те годы. Существовала в своё время там, например, ещё забытая ныне всеми передачка «Привет, Кукуево! В эфире Гоблин и ВоБлин.» (внешне выглядевшая как некий сплав «ХреНовостей» и «Городка», однако по факту представлявшая собой этакий прототип «Камеди-Клаба», строящийся на таком же инфантильном жопно-писечном юморе, однако в итоге не завоевавший и тысячной доли популярности «Камеди», и вообще хоть сколько-нибудь продержавшийся на телевидении лишь благодаря тому, что открытый мат и пошлости с экрана тогда ещё воспринимались как нечто свежее и непривычное), в которой сам Дим Юрич, разумеется, тоже никак не участвовал — он вообще во времена, когда шла передача, ещё не успел даже задеанониться, никто ещё не знал ни его политических убеждений, ни каких-либо особенностей семейной жизни, ни даже как он выглядит: словом, вообще ничего из того, что лежит за пределами сферы его творчества. Публикой же он тогда воспринимался скорее как некий сидящий где-то непонятно где прикольный чувачок, бодро и с юмором пишущий статейки про Quake и делающий кинопереводы с шутеечками да матожком.
  4. Здесь пародируется название группы „Нож для фрау Мюллер“
  5. Кстати, некоторые рекламодатели предлагали Куваеву в итоге сделать так, чтобы «штучкой» оказался не очевидный презерватив, а то, что они хотят прорекламировать. Идея забавная, но автор всё же предпочёл отказаться.
  6. Серия, надо сказать, довольно грустная и навевает печальные размышления — как раз тогда произошёл теракт на Дубровке, и было как-то не до смеха.