Несколько народов внутри вымышленной расы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Никому не кажется странным, что люди, принадлежа к одному биологическому виду и даже к одной расе, могут делиться на народности, сильно различающиеся как в плане характерной внешности, так и в плане культуры. Однако же когда речь заходит о вымышленных разумных видах и расах, то чаще всего оказывается, что все жители целой планеты различаются между собой не больше, чем население средней европейской страны. Ну а эльфы всегда высокомерные культурные блондины, разумеется. Наш троп — когда автор постарался избежать подобного и придумал несколько различающихся культур.

Важно — речь идёт о каких угодно существах помимо людей. Люди, как правило, и в фэнтезийных мирах могут похвастаться разнообразием фракций, культур, народностей. Также не стоит приводить в пример расы, чьи представители различаются между собой, но не образуют устойчивых формаций. То есть если пришельцы одного вида бывают синими и розовыми, как крии из Marvel, но и только — это не наш троп.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Легендариум Толкина:
    • Очень сложное деление у эльфов:
      • Эльфы с самого начала разделились на миньяр, татьяр и нэльяр. Все миньяр, половина татьяр и большая часть нэльяр стали народом эльдар, отправившимся на Запад. Половина татьяр и меньшая часть нэльяр стали эльфами-авари, которые сами по себе разделились на, как минимум, шесть народностей со своим вариантом языка.
      • Миньяр стали ваньяр, татьяр стали нолдор, нэльяр стали тэлери.
      • Часть эльфов-тэлери не захотели пересекать Мглистые Горы и остались к востоку от них. Они образовали народ нандор. Постепенно нандор рассредоточились по берегам Андуина, всё-таки перешли Мглистые Горы и населили Рованион и Эриадор.
        • Часть из них перешла Синие Горы, из них одна половина осталась в Оссирианде, став народом зелёных эльфов, лаиквэнди, а другая ушла в Дориат, где их называли «эльфы-гости».
      • Значительная часть эльфов-тэлери решила остаться в Белерианде, вместе со своим правителем Элу Тинголом. Также осталась малая часть нолдор. Они стали зваться синдар — или же серыми эльфами.
        • Впрочем, это собирательное название, объединяющее три народа:
          • Иатрим (жителей королевства Дориат).
          • Фалатрим (эльфов-мореходов Фаласа).
          • Митрим — жителей окрестностей одноимённого озера — при этом, само название «синдар» было дано эльфами-нолдор эльфам Митрима, а уже потом распространилось на всех синдароязычных эльфов Белерианда и Хитлума. В число митрим помимо тэлери вошли также те немногие из нолдор, что не уплыли в Аман.
          • Были и не входящие в эти три народа синдар, рассеянно жившие по всему Белерианду.
      • Добравшиеся до Амана эльфы-тэлери звались фалмари.
      • После Исхода нолдор разделились на три фракции: часть жила среди ваньяр у ног Валар (в ранних текстах они называются «аулэноссэ»), часть во главе с Финарфином жила в Тирионе, и, наконец, самая большая часть, получившая название этьянголди, вернулась в Белерианд.
      • С прибытием нолдор в Средиземье из них и из тех синдар, что жили за пределами Дориата, Фаласа и Митрима, начали образовываться смешанные народы, наивысшей точки этот процесс достиг в Нарготронде, жители которого звались рондотрим (наименование это использовалось в ранних версиях Легендариума), и в Гондолине, народ которого получил имя гондотрим. Также один из домов Гондолина, Дом Древа, мог быть как-то связан с зелёными эльфами.
      • После Войны Гнева и затопления Белерианда большая часть нолдор и синдар отправилась на Запад, на Тол Эрессэа (где, вероятно, постепенно смешались в единый народ), но часть из них осталась в Средиземье.
        • Большая часть нолдор поселилась в Форлиндоне — северной части Линдона.
        • Многие синдар жили в Харлиндоне — южной части Линдона.
        • Кирдан основал на восточном берегу Залива Лунэ Митлонд, где поселились эльфы-фалатрим.
        • Небольшое число эльфов жили под властью Кэлеборна и Галадриэли на Холмах Эвендима — но они вскоре отправились в Эрегион.
        • Часть нолдор и синдар под руководством Кэлебримбора отправилась в Эрегион.
          • После того, как Саурон разорил Эрегион, Эльронд основал на его севере тайную крепость Имладрис. Первоначально её населением были нолдор, но позже там нашли укрытие многие из других эльфийских народов.
        • Часть серых эльфов отправилась ещё дальше на восток, где они смешались с местными эльфами-нандор, дав начало народам галадрим («древесный народ», эльфы Лоринанда/Лотлориэна) и таварвайт («лесной народ», эльфы Лесного Королевства). На этногенез эльфов Лориэна повлияли беженцы (нолдор и синдар) из Эрегиона, а на этногенез эльфов Лесного Королевства — авари (видимо, пэнни, те авари, что жили в долине Андуина).
        • Часть синдар на трёх кораблях ушла по побережью к югу, где в устье реки Мортонд основала гавань Эделлонд. Позднее население Эделлонда пополнилось за счёт идущих к морю эльфов из Лоринанда/Лотлориэна и Лесного Королевства. Последние эльфы отплыли из Эделлонда на Запад в 1981 году Т. Э.
    • Гномы изначально делились на семь Домов и основали в Средиземье множество королевств и владений — Мория, Ногрод, Белегост, Королевство-под-Горой, Железные Холмы и так далее. В Первую эпоху была также ветвь Малых Гномов, ноэгит нибин.
    • Люди изначально делились на множество мало связанных между собой ветвей. Условно их можно разделить на западную, восточную и южную ветви, но в каждой из них присутствуют народы, друг другу не родственные.
      • К западной ветви относятся четыре человеческих народа, которые смогли отвергнуть религию Моргота и ушли на запад в надежде спастись от его власти. Народы халадинов и друхов, хотя шли вместе, имели каждый свой особенный язык, и их языки не были родственны ни друг другу, ни языкам двух оставшихся народов. Два же других народа некогда были одним племенем, поэтому языки их были близки, но по пути они разделились и продолжительное время жили на разных берегах озера Рун, а потому на запад Средиземья они пришли двумя волнами. Их языки несли следы эльфийского влияния, так как на своём пути они повстречали авари, которые и посоветовали им идти на запад.
        • Часть каждого из этих четырёх народов перешла Синие Горы и попала в Белерианд. Это так называемые Три дома эдайн. Три — потому что друхи (друэдайн, как их называли эльфы) считались в составе халадинского дома Халет, среди которого они жили, хотя они и были отдельным народом. От двух родственных племён пришли дом Хадора (из всех эдайн наиболее многочисленный и прославленный) и дом Беора.
          • За верность и помощь эльфам в их войне против Моргота Валар даровали Трём домам остров Эленну между Аманом и Средиземьем. Там они постепенно слились в один народ нуменорцев (дунэдайн на синдарине, адунайм на их собственном адунайском языке), но ядром были более многочисленные хадоринги, язык которых с небольшим влиянием языка беорингов и превратился в общий язык нуменорцев, адунаик. Беоринги составляли большинство только в западном регионе Андуниэ, халетинги совершенно растворились, не оставив никакого следа в языке, а немногочисленные друэдайн вообще постепенно покидали остров, пока в Нумэноре не осталось ни одного из них.
            • Нуменорцы разделились по своим политическим предпочтениям на Верных и на Людей Короля (среди первых было больше потомков беорингов, среди вторых — потомков хадорингов). Последние впоследствии переродились в чёрных нуменорцев, морэдайн, а Верные после затопления Нуменора основали в Средиземье два королевства, Арнор и Гондор, разделившись соответственно на арнорцев и гондорцев. Ко временам Войны Кольца от первых остались только немногочисленные следопыты Севера, а вторые постепенно смешивались с подчинёнными народами, до такой степени, что Фарамир во «Властелине Колец» высказал мнение об отнесении их к тому моменту к людям Сумерек.
            • В Гондоре было множество автономных регионов, обладавших самобытными воинскими традициями — можно предположить, что на этом различия между их жителями не заканчивались.
            • Следует упомянуть довольно сложную историю пиратов Умбара, которые получились из смешения морэдайн, гондорцев и, возможно, местного населения.
        • Родичи хадорингов, оставшиеся в Средиземье, известны под общим именем северян и неравномерно населяют большой регион Рованион. Они разделяются на три ветви, включающие пять народов:
          • Лесовики Мраколесья и беорнинги.
          • Люди Дейла и люди Эсгарота.
          • Народ Видугавиа, переродившийся сначала в Эотеод, а затем в рохиррим.
        • Родичи дома Беора составили основное население Эриадора, хотя среди эриадорцев были в меньшем количестве потомки родичей дома Хадора и дома Бора. Эти люди жили у озера Эвендим, в Северных Низинах, у Пасмурных Холмов и до самого Брендидуина. Все они вымерли во время Великой Чумы.
        • Потомки оставшихся по эту сторону Синих гор халадинов разделились на три народа: минхириатрим в Минхириате, гватуирим в Энедвайте и народ рыбаков на побережье между устьями Гватло и Изена. Минхириатрим и гватуирим пострадали от нуменорцев, которые не признали в них родичей и вырубили леса Минхириата и Энедвайта, в результате чего минхириатрим остались только на полуострове Эрин Ворн, а гватуирим бежали к Мглистым горам, где дали начало стране Дунланд и народу дунландцев. Распространяясь по Мглистым Горам на север, дунландцы проникли в Эриадор, где от них произошли люди Бри и холмовики Рудаура. Горцы Дунхарроу тоже были дунландцами по происхождению.
        • Друхи в Средиземье по какой-то причине утратили свою связь с халадинами. Они жили в лесах Тавар-ин-Друэдайн, Друвайт Йаур и на мысе Андраст. Некогда они жили на всём протяжении Белых гор, но злые люди изгнали их оттуда.
      • Народы восточной ветви известны под собирательным названием «восточане»/«вастаки» (в оригинале — «easterlings»). Они многочисленны и разнообразны внешне и по языку. В Первую эпоху вастаки появились в Белерианде после Дагор Браголлах. Это были два племени: дом Ульфанга и дом Бора. Первые были, как и большинство вастаков более поздних времён, кочевниками, а вторые земледельцами. Они присягнули сыновьям Феанора, хотя дом Ульфанга втайне находился под властью Моргота, по зову которого и пришёл в западные земли. Во время Нирнаэт Арноэдиад дом Ульфанга предал эльфов, дом Бора же сохранил верность, однако, судя по тому, что боринги не вошли в число людей, которым был подарен Нуменор, их перебили всех до единого. Относительно тех вастаков, что остались по другую сторону Синих гор, известно немногое. Перед Нинраэт многие из них по зову вождей Бора и Ульфанга присоединились к своим родичам в Белерианде. К родичам борингов частично восходило население севера Эриадора; неизвестно, оставил ли какой-то след тот народ, из которого вышел дом Ульфанга (возможно, от него произошли люди Ангмара).
        • Во Вторую Эпоху вастаки не давали верным народам о себе знать, но в Третью Эпоху они начали нападать на границы Гондора. После многих разрозненных племён в 1851 г. Третьей Эпохи пришла большая и организованная орда вастаков, которых называли кибитниками, за то, что они передвигались на повозках. После кибитников были их родичи, балхот («жестокий народ» с синдарина). Несколько раз на страницах истории встречается народ вариагов из восточного государства Кханд — они помогали кибитникам и участвовали в Войне Кольца. На Войне Кольца был впервые замечено не встречавшееся ранее верным народам племя восточан, сражавшееся с топорами и в пешем строю.
      • Про южную ветвь людей, харадрим, известно ещё меньше, чем про вастаков (помимо того, что они тоже очень многочисленны и разнообразны). В событиях Первой и Второй Эпох они не принимали участия; только на Войне Кольца можно различить среди них два отдельных народа — «южан в алом» и чёрных людей Дальнего Харада, с белыми глазами и красными языками, которые имели такой большой рост, что их сравнивали с полутроллями.
      • В Первую Эпоху в самом северном регионе Средиземья, Фородвайте, жил одноимённый народ людей. Нет никаких данных о том, к какой ветви людей их следует относить, неясно также, кому они были верны — с одной стороны, они жили под самым носом у Моргота, а с другой стороны их потомки в Третью Эпоху, народ лоссот («снежные люди» на синдарине), являются противниками Тьмы.
    • Хоббиты делились на три народа (хваты, мохноноги и лесовики), которые в Шире постепенно смешивались в один народ. Помимо них были хоббиты Брыля и окрестностей (очень близкие родственники ширских хоббитов), хоббиты Ирисной Низины (оттуда были Смеагол и Деагол) и мельком упомянутые дикие хоббиты.
    • Орки и тролли тоже делились на множество разновидностей.
  • Марсиане в барсумском цикле Эдгара Берроуза. И среди красных, и среди чёрных, и среди зелёных, и даже среди белых марсиан встречаются довольно сильно отличающиеся культуры.
  • «Пришельцы ниоткуда» Франсиса Карсака. Более-менее детально из множества «человечеств» (относительно гуманоидных разумных существ с разных планет) описаны зеленокожие иссы, которые на момент действия почти едины, но ещё сохраняют остатки деления на два народа, и очень похожие на людей синзуны, которые по описанию похожи на классических эльфов — гордые, тщеславные, красивые, высокие, блондины… и на их планете существует ещё одна раса — впрочем, массивные, темноволосые тельмы разумны примерно на уровне неандертальцев и уцелели только за счёт того, что открывшие их синзуны были уже достаточно цивилизованны, чтобы не уничтожать менее развитых соседей, а приручить их.
  • «Наследие» Кристофера Паолини — эльфы здесь на удивление централизованы и монокультурны (хотя, на эльфийском празднике Агэти Блёдрен упоминаются очень странные и нетипичные эльфы — но это именно что одиночки) — нет даже типичного для жанра разделения эльфов на высоких, тёмных и лесных (местные эльфы являются совмещением образов высоких и лесных — прекрасные и мудрые воины и маги, но живут в лесах и активно защищают природу), а вот гномы делятся на тринадцать кланов, которые отличаются друг от друга местом проживания, ролью в экономике государства гномов, проводимой политикой и культурой.
  • «Сага о Копье»: среди эльфов имеются Сильванести (высшие эльфы, старейшая из эльфийских наций), Квалинести (более приземлённые и открытые лесные эльфы, потомки изгнанников из Сильванести), Каганести (дикие эльфы, которых третируют вышеупонянутые собратья) и морские эльфы (их существование долгое время было легендой даже для других эльфов).
    • Гномы (которые dwarves) делятся на кланы, каждый из которых из которых по факту является отдельной расой: Хилар (горные гномы, считаются старейшим и наиболее благородным кланом), Даэвар (тоже горные гномы, считаются лучшими воинами среди всех кланов, во всём преданы Хилар), Нейдар (гномы холмов, в результате Гражданской войны выгнанные предыдущими кланами из королевства гномов), Клар (тоже гномы холмов, в дальнейшем искупившие вину перед Хилар и пошедшие к ним в услужение), Тейвар (плохие гномы, хитроумные и властолюбивые колдуны (!) и интриганы), Дергар (чуть менее плохие гномы, не так умны и хитры, как Тейвар, но более принципиальны), Девар (смешанные потомки двух предыдущих кланов, не путать с Даэвар!), Агхар (овражные гномы, вырожденцы и умственно отсталые «бомжи», которых остальным гномам и за родню-то считать стрёмно), Закхар (малочисленные потомки древнего, давно исчезнувшего гномьего королевства Торадин, про которых даже другие гномы мало что знают).
    • А также цветные драконы (злые), металлические драконы (добрые) и дракониды (созданы искусственно), все из которых делятся на расы со своими особенностями.
  • «Упорядоченное»:
    • Эльфы Эвиала делятся на светлых (называемых также Эльфами Лета) эльфов Вечного Леса, тёмных (их также зовут Эльфами Зимы) эльфов Нарна и живущих далеко на востоке эльфов Зачарованного Леса.
    • Местные люди делятся на «византийцев» из Империи Эбин, обычных людей СФК северо-западной Европы из Эгеста и Семиградья, «недавно оцивилизовавшихся варваров» Мекампа, «ближневосточный султанат» (по образу и подобию ОАЭ, Катара и им подобных) Салладор, такой же султанат, но куда более свободный и раскрепощённый в Аррасе и эталонную мракократию в Империи Клешней.
  • «Сага о ведьмаке»:
    • Эльфы когда-то были единым народом Aen Undod, но разделились на две ветви — Aen Elle (Народ Ольх) и Aen Seidhe (Народ Гор). Эльфы из народа Aen Seidhe делятся на живущих среди людей городских эльфов (часть из них впоследствии перебралась в Долину Цветов, когда там было создано самостоятельное эльфийское государство), эльфов из Синих Гор и Dhu Seidhe, чёрных эльфов, которые смешались с людьми в единый народ нильфгаардцев, оставив им свои язык, внешность и культуру.
    • Люди Континента делятся на множество народов, принадлежащих к разным расам, но очень важной сюжетообразующей деталью является деление людей на «полуэльфов»-нильфгаардцев и северян, у которых доля эльфийской крови (если не считать аристократов и магов) гораздо ниже.
    • Высшие вампиры (здесь они — отдельная от людей раса) делятся на три «племени» — Тдет (они отправились на восток, за Синие Горы), Аммурун (отплыли за море) и Гхарасхам (заселили земли нынешних Королевств Севера и Нильфгаарда).
  • В. Зыков, «Дорога домой» — война между Объединёнными Колониями Заката и молодой магократией Республики Нолд привела к расколу эльфов и гномов. Поддержавшие Нолд эльфы теперь зовутся светлыми, хотя тёмные зовут их «предавшими клятвы» (и справедливости ради, себя тёмные называют «предавшими братство»). У гномов разделение по сторонам фронта той войны прошло целиком по кланам, с фактическим разделением на отдельные народы на разных материках.
  • Эрик Флин, К. Д. Уинтворт, «Путь Империи» — джао делятся на кланы. Экхат — древняя раса, начавшая распространяться по Галактике миллионы лет назад и распавшаяся на виды, не способные скрещиваться друг с другом; делятся на 4 основные партии.
  • Роберт Шекли, «Мусоршик на Лорее» — лореяне делятся на несколько родовых общин, обожествляющее то или иное местное животное. Сок серси, местного растения, которое аборигены называют матерью всех лореян, может залечивать самые серьёзные раны, но также превращает животных в разумных лореян. Мусорщик из заголовка рассказа — бывший землянин.
  • Вернор Виндж, «Глубина в небе» — цивилизация разумных пауков на планете Арахна делится на множество государств. Там же присутствует организация, которая намеревалась захватить два ослабевших в войне государства, чему помешало «читерство» одного из них, позволившее выиграть войну почти без потерь.
  • Мать ученья — у аранеа, гигантских разумных пауков-телепатов, множество племен с разным менталитетом, отношением к человечеству и даже религиями (хоть учение о Великой Паутине у большинства основное). Одна из паучих даже подчеркивает в разговоре с протагонистом, что аранеа не так однородны, как люди.
    • Впрочем, тут она не совсем права. Алтазия после недавней войны балканизировалась по полной, и на одном континенте огромное количество разных человеческих стран. Другое дело, что Протагонист почти не касается человеческой политики, поскольку во временной петле и со стартом «третий сын торговцев» в нее сложно углубиться, плюс для таких вопросов у него есть напарник (наследник древнего рода и просто Избранный). Про человеческие государства конкретно в книге хватает исторических деталей, но современная политика и различия между разными государствами раскрыты куда меньше, чем различия между аранеа.
  • Метавселенная Рудазова — тут вообще с педалью сквозь Кромку, ибо как раз Кромка эти народы зачастую и разделяет. Перечисление их всех тут заняло бы половину всей статьи, не меньше, поэтому ограничимся напоминанием капитана Очевидности, что даже одна и та же раса в разных мирах говорит на разных языках: так, у эльфов Земли (-315) в ходу классическая квенья, а у парифатских — эльдуальян. И что даже в одном мире она может жить в разных государствах с разными культурами: так, те же парифатские эльфы живут в Тирнаглиале (изначальной метрополии), Тирцехлиале, Альварии, СНЭГ и до ситховой матери ещё где.

Кино[править]

Телесериалы[править]

  • «Звёздный путь» — ромуланцы и вулканцы вообще-то одна раса, о чём вулканцы очень не любят упоминать, и даже в официальных материалах их просто нет. Ромуланцы при этом происходят от первой волны эмигрантов после принятия Учения Сурака. Ну и сами вулканцы бывают в том числе смуглянками вроде Т'Пол и вообще неграми.
    • Гуманоидные расы — люди, вулканцы, клингоны и др. — произошли от общей расы предтеч.
    • «Звёздный путь: Энтерпрайз» — 6 видов зинди: приматоиды, ленивцоиды, рептилоиды, инсектоды, аквоиды и вымершие птицоиды.
      • Есть мнение, что зинди — это не одна раса, а союз рас.
  • «Звёздные Врата»:
    • Древние и Орай, ветви одной расы альтеран-лантийцев.
    • Ток’ра противопоставляют себя Гоа’улдам, но относятся к одному с ними виду.

Мультфильмы[править]

  • «Тролли. Мировой тур» — несколько очень сильно различающихся народов троллей.

Мультсериалы[править]

(link)

Трансформеры, ч. 2
  • «Ниндзяго. Мастера Кружитцу» — кланы серпентинов.
  • «Принц Дракон» — местные эльфы представлены несколькими расами, у каждой из которых свой отличительный внешний вид, культура и предрасположенность к виду магии.
  • «Мой маленький пони» — земнопони, пегасы, единороги и пони Кристальной империи.

Комиксы[править]

  • Вселенная DC — белые, зелёные и жёлтые марсиане. Первые 2 народа попали в экранизации.
  • ElfQuest — эльфы делятся на племена Вернувшихся (поселившиеся в Морозных Горах), Парящих (живущие в глубине Голубой Горы), Лесных Всадников (лесное племя с примесью волчьей крови, из-за которой утратили возможность жить вечно) и Солнечных эльфов (мирные эльфы со смуглой кожей, живущие в оазисе посреди пустыни, прозванном Конец Горестей).
  • Alien vs. Predator — у Хищников есть группировка, ставящая во главу угла убийства, а не охоту, и потому враждующая с остальными представителями своей расы.

Веб-комиксы[править]

  • Drowtales — под землёй живут два народа дроу. «Чёрные» дроу потомки тёмных эльфов, «серые» — светлых, но и те, и другие всё же дроу. Различаются они даже средним ростом и половым диморфизмом — у «чёрных» дроу женщины ощутимо крупнее и сильнее мужчин, у «серых» всё примерно как у людей.
  • TwoKindsкайдрен, даже одного «подвида», делятся на разные племена (как минимум говорилось про несколько волчьих и несколько тигриных племён). Баситины разделены на западных, восточных и северных (последние не появлялись в основном комиксе, но упомянуты в официальном списке народов этого мира).

Видеоигры[править]

(link)

Эволюция эльфов WarCraft, ч. 1

(link)

Эволюция эльфов WarCraft, ч. 2
  • Pillars of Eternity — в ассортименте: аумауа делятся на островных и прибрежных, с разной культурой; гномы — на классических горных и энутаник, живущих вблизи южного полюса и напоминающих эскимосов; орланы — на более зверообразных диких и куда более похожих на цивилизованные расы оседлых; даже лесные эльфы поделились на аэдирскую и глафантанскую ветви, которые друг друга не сильно любят. А вот белые эльфы больше напоминают отдельную расу, поскольку, в отличие от остальных, у них отличаются не бонусы к навыкам, а врождённое умение.
  • The Elder Scrolls:
    • У эльфов куча рас и народов. Из играбельных имеются альтмеры (Высокие Эльфы), босмеры (Лесные Эльфы), данмеры (Тёмные Эльфы) и орсимеры (орки, в этой вселенной они тоже меры — хотя с этим далеко не все согласны). Также имеются исчезнувшие из этого мира технократы двемеры, фалмеры (некогда могущественный народ деградировавший по вине предыдущих), йокумеры (Леворукие Эльфы, населявшие континент Йокуда), кимеры (предки данмеров), маормеры (Морские Эльфы, населяющие континент Пиандонею), айлейды (некогда правившие территорией нынешнего Сиродила). А происходят они все от общих предков альдмеров.
      • Данмеры делятся на оседлых данмеров (которые, в свою очередь, делятся на разные Дома, которые обладают отличающимися друг от друга стилями архитектуры, доспехов и прочего) и кочевников-пеплоземцев.
        • А Дома внутри делятся на множество кланов, некоторые из которых друг друга недолюбливают. Особенно заметно на примере Телванни, где каждый великий маг сам по себе.
      • Среди кимеров упоминались кантемирские велоти (жили в Чернотопье — неизвестно, существовали ли они на момент основных игр) и кимери-квей (жили на островах Катноквей к востоку от Тамриэля).
      • Среди айлейдов была ветвь барсберических айлейдов, бывших аэдропоклонниками.
    • У людей аналогично. Есть северяне-норды Скайрима, имперцы Сиродила (которые сами по себе делятся на северо-западных коловианцев и юго-восточных нибенейцев), имеющие в себе долю эльфийской крови бретоны из Хай Рока и редгарды из Хаммерфелла. Из неиграбельных — скаалы (субэтнос нордов, проживающий на Солстейме и отличающийся от обычных нордов своей культурой и религией), предельцы (родичи бретонов, но имеющие куда более сложное и разнообразное происхождение; отличаются от бретонов своей религией и культурой), среброкожие котринги, безглазые орма, йеспест и хорвалли (последние четыре народа проживали в Чернотопье и вымерли из-за эпидемии).
    • Аргониане делятся на чернотопских аргониан и ассимилированных и перенявших имперские культуру и обычаи «лукайулов».
    • Каджиты сильно отличаются внешне в зависимости от того, в какую фазу лун они родились, от людей с кошачьими ушами и хвостами и вплоть до разумных четвероногих кошек. Хотя в играх встречаются только две разновидности, отличающиеся строением ног. Или три, если не считать более похожих на людей каджитов из двух первых игр странностями первой части.
  • World of Warcraft — аналогично упомянутой ниже Вахе (которая была первой, не путайте), у большинства рас сеттинга (как входящих в Альянс или Орду, так и нейтральных), есть несколько народностей, отличающихся в культурном, физическом и даже анатомическом плане.
    • Например, те же ночные/кровавые эльфы — это две расы одного вида, отличающиеся источником энергии и, как следствие, обликом и культурой.
  • «Dragon Age» — эльфы с прикрученным фитильком: и долийцы, и городские эльфы происходят из народа Арлатана, но долийцы цепляются за древнюю эльфийскую культуру, а городские переняли культуру людей. А у гномов когда-то была единая империя, после падения которой остались Орзаммар и Кэл Шарок, культура которых не сильно различается благодаря сильной приверженности традициям, но гномы Кэл Шарока не контактируют с Орзаммаром и, предположительно, ещё и изменились под действием скверны. Ещё есть гномы-наземники, ушедшие из Орзаммара и отказавшиеся от гномьих традиций, и агрессивные титанопоклонники ша-бритолы.
  • «Armies of Exigo» — есть как типичные лесные эльфы, так и подземные, мужчины которых напоминают дроу, а женщины и вовсе облысели и обросли щупальцами. А среди гномов есть как типичные, так и склонные к мраккультизму гномы хаоса.
  • Tales of Maj'Eyal — разные культуры/расы есть у почти всех играбельных видов:
    • Люди делятся на краснокожих корнаков, выведенных из них магическими экспериментами арийцев высших (имеющих большие способности к магии и навыки правления, но в собственно правлении не заинтересованных), почти уничтоженных катаклизмом негров шолтар и кельтского типа вымерших мардропов. Большинство проживает в Союзных Королевствах, но есть и другие нации, например затерянный на другом континенте Сануолл.
      • Огры тоже искусственно выведены из людей в качестве грубой силы и, соответственно, являются их подвидом. А уже из огров были созданы кроги путём замены тайных рун на драконью кровь и промывания мозгов.
    • Полурослики делятся на королевства Эльдорал (северное, светловолосые земледельцы и целители) и Наргол (южное, тёмноволосые мастера и воины); Наргол сейчас является частью Союзных Королевств после бракосочетания их королевы с королём людей, правит союзом их сын-полукровка (то есть в сеттинге люди и полурослики являются как минимум очень близкородственными видами).
    • Эльфы делятся на шалорен («высших», биологически бессмертны и имеют способности к тайной магии), талорен («лесных», срок жизни около тысячеления и близки к природе), роковых (шалорен, искажённых пытками в плену у местных демонов), и вымерших при затоплении их земель (на самом деле нет — ушли под воду окончательно, превратившись в наг) водяных эльфов налорен.
    • Гномы делятся на несколько подгорных царств, из которых прямо упомянуты захваченный орками Рекнор и их столица, Железный Консулат, и кастово разделены на равноправные гильдии. А ещё гномами технически являются дрем, дефективные клоны, производимые их погребённым под горами космическим кораблём.
    • Йиики делятся на играбельных псиоников с хайвмайндом (собственно йииков) и амфибий йаэч (без хайвмайнда).
      • Поскольку по факту йиики являются частью расы Вейсси, а конкретно их умом и псионическими способностями, йети также принадлежат к их виду.
    • Орки делятся на прайды, отличающиеся родом занятий: бойцы Грушнак, дикари Горбат, некроманты Рак’Шор, элементалисты Вор, и логисты Крук (которых никто не уважает — а зря — с тех пор, как помер местный орочий Александр Македонский, Гаркул. В конце концов развиваются в технологов и в одиночку раздают Союзным Королевствам знатных люлей).

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons — эльфы, дварфы, гномы, полурослики — все делятся на две-три категории. Особенно известны, конечно, эльфы-дроу, очень непохожие на наземных. Впрочем, люди всё равно заметно разнообразнее и не ограничены 2-3 видами.
  • Warhammer Fantasy Battles — эльфы делятся на высших асуров, лесных азраев и тёмных друхиев. Культурные различия видны невооружённым глазом. А ещё кроме гномов обыкновенных есть гномы Хаоса, но они никому (в GW) не нужны.
  • Warhammer 40,000 — практически у всех фракций сеттинга есть несколько разных культур. С прикрученным фитильком, так как зачастую различий, за исключением гербовых цветов и нескольких строчек лора, не так уж много. С другой стороны, некоторые популярные подфракции получают собственные кодексы или дополнения, которые развивают их отличительные черты.
  • Warhammer Age of Sigmar — представители всех четырёх Альянсов имеют в своём составе несколько рас, которые делятся на отдельные народности.
  • «Мир Тьмы» — как в Старом, так и в Новом для каждой линейки существует множество кланов, народов и прочих разновидностей.