Имперская космоопера

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Граждане Империи!

Сегодня в 5:15 по Гринвичу без объявления войны, флот с опознавательными знаками Дискордии нанёс аннигиляционный удар по купольной колонии имени маршала Жукова. Число погибших на боевом посту приближается к четырём миллионам.
ЦК императорской СБ объявлена всеобщая мобилизация. Граждане империи, получившие повестку, обязаны немедленно явиться в районный военкомат с вещами.
В этот трудный для Империи час все мы обязаны сохранять мужество и стойкость в борьбе с врагом. Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!
Император и самодержец Николай V.

»
— (с) пример-зарисовка от предыдущего автора данной статьи.

Что, здесь серьёзно в эпоху космических путешествий правят императоры и всякие короли с графьями? Не совсем. Императора при желании повстречать можно (но не факт, что повезёт — вместо него может быть какой-нибудь первый секретарь или даже вполне себе республиканский президент), а вот графа — вряд ли. Аристократии здесь или нет совсем, или она есть, но её не видно, а вся власть — у генералов (крутых), полковников (настоящих) и партийных секретарей (обычных, но радеющих за благо отчизны). Какой-нибудь штандартенгруппенфюрер со шрамами от студенческих дуэлей — он может по совместительству оказаться бароном фон Лямпе. Но главное — не то, что он барон, а то, что он штандартенгруппенфюрер.

Позиция автора — в защиту авторитарной чиновничьей или военной диктатуры против гнилой демократии, ещё более гнилого феодализма или совсем гнилой «такой же диктатуры, только вражеской».

Так вот, имперская космоопера — это космоопера с POV тоталитаристов, где автор делает попытку показать их героями, а не мясом и не объектами для перевоспитания. Имперская космоопера (она же милитаристическая, она же патриотическая) — сеттинг, рассматривающий мир типичной космооперы через призму «имперских» идей. Стержневой идеей данного сеттинга является идея жёсткого централизованного государства с высоко милитаризованным или зарегулированным обществом. Автор полагает идею такого государства хорошей и пытается подогнать под эту точку зрения своё произведение. Данный жанр бывает двух разновидностей, условно их можно назвать «тёмная» и «светлая», хотя, как вы увидите ниже, разница между ними невелика, к тому же есть масса «серых», не укладывающихся в эти две категории.


Цвета и нравы[править]

«Светлый» вариант имперской космооперы — это просвещённый Император (или любой верховный правитель), правящий единой Империей Человечества (вариант — определенной нации, вообще не человеческой etc.) мудро и благо, опираясь на сильные спецслужбы/королевскую гвардию и верность патриотичных подданных. Во всех подданных поголовно силён дух патриотизма и принадлежности к определённой нации (социуму, религии — хотя это уже чуть более сложный вариант), который для них важнее, чем принадлежность к разумным существам в целом. Отличие «светлой» имперской космооперы от «тёмной» весьма шаткое, что демонстрируется тем, что к «светлой» причисляются, например, произведения, в которых победил «фашизм с человеческим лицом». Ключевым отличием от «тёмной» империи является отсутствие насилия над личностью КАК САМОЦЕЛИ — при этом насилие над личностью во имя Блага Империи там может быть на раз-два. Ну что вы, разумеется, допустимо и нормально для обеспечения безопасности миллионов пожертвовать тысячей! Ну да, конечно, вашу почту могут прочитать, а вас самих задержать без формальностей, но это будут делать только тогда, когда это действительно необходимо! А если вы не ведёте компрометирующей переписки с врагами Империи, не устраиваете диверсий и не ходите в странные кружки «любителей инопланетян» — вы никогда не столкнётесь с этим насилием и будете спокойно жить под отеческой дланью доброго и мудрого Императора. Одним словом, позиция «светлой» империи — «мы на самом деле хорошие, но у нас цель оправдывает средства». Наслаждайтесь.[1]

«Тёмная» имперская космоопера отличается от светлой тем, что здесь никто не пытается оправдать свои действия даже под соусом «цель оправдывает средства». Это простой и незатейливый мир победившего шовинизма, всесильных спецслужб и бесправных подданных, являющихся расходным материалом. Это мир победившего нацизма, когда денно и нощно работают крематории и концлагеря, мир бесконечных войн (в «светлом» варианте война абсолютно необязательна), страданий, насилия и бесправия. В «тёмной» империи к вам может в три часа ночи прилететь шаттл типа «Блэк Рейвен» по приказу оберста Имперской Безопасности Отто фон Блицгарда, которому просто понравилась ваша жена. Вас погрузят в этот шаттл, предварительно отбив почки, после чего привезут на локальную базу СИБ, где из-за звуконепроницаемых перегородок будут доноситься страшные стоны пытаемых честных людей. Там вам покажут материалы дела, согласно которым вы лично убили хомячка Императора и замахнулись даже на покушение на его собаку. Доказательством вашей лютой ненависти к правящей династии станет след от мушиной какашки на правом виске портрета ЕИВ, который вы не успели стереть. Вас отправят в концентрационный лагерь, где вы всю оставшуюся (скорее всего, недолгую) жизнь будете ровнять детским совочком береговую линию континента или добывать уран голыми руками. Ну, а вашу красавицу-жену злобные безопасники пустят по кругу, после чего обколют специальными препаратами, промывающими сознание, перепрограммируют и отправят работать проституткой-доносчицей. И всё это сойдет им с рук.[2]

В «светлой», что характерно, за вами тоже в три часа ночи может прилететь шаттл и отправить вас в нежные умелые руки каких-нибудь имперских перевоспитателей. Но ведь это ради Блага Империи! Причём у МТА это «ради Блага Империи» будет предельно нарочитым: жертвами спецслужб будут мелкие шестёрки в шпионских сетях, коррупционеры-казнокрады, которые при этом являются извращенцами, наркоманами и вообще Чу-Чу в человеческом обличье. У автора поталантливей под раздачу может попадать и тот, кто сушил портянки на одном плетне с врагами Империи, но тут это будет «перегибом на местах», или же, допросив и установив невиновность персонажа, перед ним извинятся (в особо светлых вариантах — ещё и домой подбросят на СИБ-овском транспорте).

Несколько упрощая и схематизируя: светлая имперская космоопера — это попытка утопии от идеи автократического государства (идеократии, меритократии, милитократии). Которая может восприниматься как антиутопия, если автор недостаточно талантлив, или если читатель априори считает автократию злом. Тёмная — это антиутопия от идеи автократического государства.

Впрочем, есть и другой вариант, также проходящий по категории «тёмного»: мир, в котором всё зарегулировано до абсолютного предела. Мир, в котором даже самые захолустные переулки блестят чистотой и дорожным шампунем, а подданные начинают утро с БУКВАЛЬНОГО вылизывания асфальта. Мир, в котором правит идеальная математическая точность. Мир, где мозги промыты у всех, кроме, быть может, единиц в правящей верхушке и единичных особо устойчивых вражеских агентов (у остальных мозги промыли при попытке внедрения), стерильный, кристально чистый, безопасный… И также ужасный[3].

Что там бывает?[править]

  • Человечество МОЖЕТ БЫТЬ разделено на два лагеря. Если сеттинг «светлый», то второй лагерь, скорее всего, будет «со своей правдой». Если «тёмный» — то с заведомо ещё большими уродами, чем, собственно, заглавное государство произведения.
  • Если в «тёмном» варианте человечество едино, то это не так страшно, потому что есть инопланетяне, и с ними тоже можно воевать. Эти инопланетяне — либо существа со странной, чуждой и пугающей психикой, либо злобные хищные твари или какая-нибудь космическая саранча. В светлых вариациях инопланетяне могут и не быть враждебными. Могут быть и варианты, когда Человечество (заглавная раса произведения) + Дружественные Инопланетяне — сражаются с некими Чу-Чу, или просто с Плохими Инопланетянами. Пафос и Превозмогание — от щедрот и таланта автора. От реалистичных военных будней, как у Зоричей, и до ПРЕВОЗМОГАНИЯ как в большинстве произведений по вселенной WH40K (впрочем, «Ваха» — однозначно темный вариант).
  • Если автор бесталанен или же играет со штампами, то воевать надо с помощью линкоров и авианосцев, плавающих по космическому океану, в противном случае, особенно в светлых — которые вообще, как правило, более прогрессивны, чем темные — могут быть и куда более рациональные варианты.
  • В «тёмной», как правило, никакого социального прогресса нет. Высшая и идеальная форма общественного развития — абсолютная монархия или партийная либо военная диктатура, а всё остальное — происки врагов, с которыми надо воевать. «Светлая» несколько сложнее и пытается изображать «платоновское государство».
  • В «тёмной», как правило, царит запрет на трансгуманизм. Генная инженерия, нанорепликаторы, объёмная печать, искусственный интеллект? Нет, не слышали! Нельзя давать в руки стаду такие технологии — еще взбунтуется ненароком! Опять же, «тёмная» тяготеет к пафосу: если планеты уничтожаются катастрофой серой слизи, на космических станциях дерутся роботы, а стратегию придумывает искин — то кто же будет ПРЕВОЗМОГАТЬ?
    • Хотя, если с помощью трансгуманизма и генетики выращивать суперсолдат, способных надеть Пафосную™ Имперскую® Силовую Броню©, а на 3D-принтерах печатаются многокилометровые дредноуты с титаническими главными калибрами, да еще все это не на переднем плане, а в незаметном бэке… почему бы нет? Прыганию на амбразуры и прочему ПАФОСУ не то что не мешает, наоборот — способствует, увеличивая как амбразуры с торчащими из них пулеметами, так и грудь прыгающих молодцов. ПРЕВОЗМОГАНИЕ!
    • А ещё есть закон Винжа, по которому чтобы как следует вообразить себе действия сверх-умного существа вроде транс-человека или ИИ, автор сам должен быть не глупее их. А поскольку это не так, неизбежно возникает заявленный интеллект, и трансгуманизм могут запрещать просто чтобы не облажаться, проглядев дыру в якобы гениальных тактиках и стратегиях или создав слишком сильного противника для героев.
  • А вот в «светлой» генная инженерия, нанотехнологии и прочие плюшки будут во все поля. Пафос в «светлой», как правило, далеко не на первом месте.
  • Для «тёмной» характерно деление не по этике (с ней вообще, как правило, в обоих вариантах печаль-беда), а по принадлежности. Своих нужно всегда и во всём поддерживать, и, особенно, подчиняться «своей» власти, а кто этого не делает, тот предатель. С врагами нужно воевать до победы, а кто посмел заикнуться про «пацифизм», «гуманизм», «права личности» или, упаси Император, «они такие же, как мы» ― тот трус, подлый изменник и проклятый либераст. А место ему ― в лучшем случае горбатиться на анобтаниумовом руднике где-нибудь на не особо дружелюбной планетке, а в худшем у расстрельной стенки. «Светлые», хоть и не всегда, но вводят элемент неоднозначности и неоднородности с обеих сторон — и у злодеев могут быть беззлобные движимые идеалами личности, с которыми иногда даже можно договориться по-хорошему, и у героев (в том числе и наверху) — свои мальчиши-плохиши, проходимцы и просто хамы, хотя таковые и там, и там в меньшинстве.
  • Могут встречаться и внутренние враги. Например, в WarHammer 40,000 — это разнообразные мраккультисты, на фоне которых даже настолько мрачная Империя смотрится не таким уж и плохим местом. Особенно на фоне заживо гниющих культистов Нургла или культистов Тиранидов.

Проще говоря, Тёмная Империя выглядит так, будто её создавал Гепард из Бойцовых котов. Никаких сомнений, никаких полутеней, врагов на мясо, потери — не считать, марш-марш-марш!

«Светлая», как правило, существенно разнообразнее и пытается играть в гуманизм и неоднозначность.

Примеры[править]

Светлые[править]

  • Роберт Уильям Коул, роман «Битва за Империю: История 2236 года». Автор, будучи британским патриотом, превратил «империю, над которой никогда не заходит солнце» в космическу.
  • Из современного — цикл «Завтра война» Зорича. Развитая и вполне гуманные Объединенные Нации (Конфедеративное государство делящееся на национальные Директории с единой валютой и армией но с локальными правительствами: примерно как ЕС в наше время, в то же время имеющее мощную и достаточно эффективную ГАБ), неоднозначная Конкордия (которая местами даже смахивает на темную, но при этом не перешагивает эту границу, ведя, к примеру, на Глаголе, воспитательную работу с пленными, без каких то зверств и избыточного насилия), вполне дружественные инопланетяне-чоруги (впрочем в «На корабле утро» дружественными они быть перестали… Но не потому, что «ЗЛОБНЫЕ ПРИШЕЛЬЦЫ», а потому, что заключили с ЛЮДЬМИ ЖЕ вполне определенное соглашение. А то, что люди делятся на, как минимум, две фракции, в голове у юниативных инопланетян, извините, не укладывается (На самом деле, чоруги тоже делятся на фракции, причём суть этих фракций людям непривычна).
    • Впрочем, есть и не самые дружественные инопланетяне: джипсы и ягну. Первые — типичная космическая саранча, руководствующаяся инстинктами, вторые — тоже кочевники, но разумны, прагматичны и более-менее договороспособны.
    • Что же до биологических и компьютерных высоких технологий — трансгуманизм не запрещён, он просто редко покидает стены исследовательских институтов и казарм дивизий спецназначения. А вот искусственный интеллект после локального «бунта машин» получил вечный бан.
  • Частично троп присутствует в игре «Предтечи». Отличия от типичной имперской космооперы: пришельцы есть, но их мало, и в основном люди стравливают их, спонсируя угодные им группировки; второе государство людей — не такая же империя, а очень даже Демократический Союз, калька с Европы и США, противопоставленное помеси СССР с Китаем.
  • Мусаниф, «Империя» — «человекоориентированная». Император и его ближайший помощник — вменяемые и весьма гуманистически настроенные граждане. Противник — Чу-Чу, управляющий несчастными инсектоидами для истребления человеческой расы. К сожалению, автор вторую книгу откровенно слил, угробив ГГ и переведя планку конфликат из конкретики в те самые Чу-Чу. Впрочем, даже так — отличная вещь.
  • М. Михеев, «Наследники исчезнувших империй» — авантюрный роман на фоне космооперной войны. Одна из сторон войны — как раз империя светлого типа (непричастного к теракту доставляют в СИБ, мурыжат до выявления непричастности, извиняются и доставляют домой).
  • А. Земляной, «Один на миллион» — Российская империя в космосе. Война с наследниками современных земных государств, милитаризм (но война не самоцель, цель войны — мир), вражеские шпионы и диверсанты, героически отлавливающая их СИБ. Идеалисты (даже не фанатики), стремящиеся в благу Родины, с нашей стороны, гнусные мерзавцы — с их.
  • А. Чудов, «Империя Аратан». Заглавная Аратан — вполне симпатична, хотя со своими заморочками. Присутствует там и госбезопасность, и система рангов для граждан (по безопасности, по общественной полезности и т. д.), хотя даже гражданину с рейтингом безопасности 0,0 не запрещается покупать и хранить оружие. Но: жить там хочется, несмотря ни на что. Законы справедливы, бюрократия почти изжита, конкуренция между предпринимателями чиста и прозрачна, на высоте также наука и образование. А вот мерзейшая рабовладельческая Аварская империя, с которой аратанцы воюют — типичный темный пример.
    • Содружество, в которое входит множество гуманоидных цивилизаций (Аратан в том числе) — организация неоднозначная и довольно серая. Но держится она на крепких торговых отношениях и опять же честной конкуренции. Да и альтернативы ей точно нет.
  • Seikai no Saga. Светлее некуда.
  • Барраяр же! Это Империя. Это Космоопера. Там всесильные спецслужбы с Саймоном Иллианом во главе. И тем не менее, очень многие читатели с радостью переехали бы на Барраяр: очень уж вкусно, живо и по-своему честно (в смысле характеристики общества) нарисовала его гениальная Буджолд. Да и еще хороший вопрос, где большая диктатура и тоталитаризм — на Барраяре, где самодержавие, но ты никому особо не интересен, пока не лезешь куда не просят, и можешь спокойно умирать от голода и болезней, — или на либерально-демократической Бете, где всем гарантирована своя доля еды, воды, воздуха и энергии, и шаг вправо, шаг влево — повод к курсу промывания мозгов, а родная мать с готовностью подпишет согласие.
  • Хонор Харрингтон — Горацио Хорнблауэр в космосе, без рома и плетей, а с содомией исключительно потому, что есть такая ориентация. Для разнообразия тут граница проходит по организованности общества. В Народной Республике Хевен почти все POV’ы и даже большинство правительства — вполне благонамеренные люди, которые ввязались в войну почти случайно и не могут её закончить без того, чтобы их самих не свергли уже совсем отмороженные популисты. Предыдущее правительство тоже не хотело создавать из своей страны империю — просто маленькие победоносные конфликты заканчивались удачно, и никто не хотел отказываться от политических очков. Им противостоит звёздное королевство (позже империя) Мантикора — космическая Великобритания, ведущая бесконечную войну с гибридом Революционной Франции и клюквенного СССР. Наследная власть аристократии держится здесь на том, что правительство никогда не требовало больших жертв и даже высоких налогов. Ещё есть Андерманская империя (Китай, ряженый под Пруссию), которая следует методу реальной политики.
  • Хайнлайн, «Звёздный десант» — светлая имперская космоопера. Редкий вид — очень ПАФОСНАЯ светлая имперская космоопера, которая может быть прочтена и как тёмная или как «все оттенки серого». Необычна тем, что описанная там Терранская Федерация — собственно, не империя, а милитаристская демократическая федерация со специфическим избирательным цензом (избирать и быть избранными могут только отслужившие в армии или на иной госслужбе). В целом с правами граждан в Федерации, похоже, всё в порядке; однако внешнюю политику Федерация ведёт весьма агрессивную. Разделение на хороших и плохих в мире «Звёздного десанта» условное: просто так уж легли карты, что двум быстро размножающимся расам — землянам и жукам — приходится сражаться за жизненное пространство. Герои-земляне это понимают и ненависти к жукам не испытывают: «сражайся смело, война есть война; такое дело, не наша вина» (цитата не из Хайнлайна — но откуда?). Но в то же время земляне и жуки — равнодушно, без всякого озлобления! — разносят планеты друг друга в хлам бомбами. А ещё земляне «в кадре» совершили карательный поход против планеты «худышек», после того как те помогли жукам вычислить положение Земли, а жуки из космоса полностью уничтожили Буэнос-Айрес. Да, был отдан приказ «разрушать как можно больше строений, но туземцев убивать лишь при крайней необходимости», но тем не менее.
  • Книги серии «Семья д’Аламбер» Стивена Голдина и Эдварда Смита.
  • Виктор Вагнер, мир «Детей пространства» — Королевство Боотис с королем, наследницей и всем, что полагается. Вот только гости с иных миров Объединенного Человечества (куда Земля вошла весьма недавно да и то, полуформально, но входит, например, Марс) вопросы вида «Слушай, а чего у тебя такая фамилия странная, Princess? Ну у тебя она смотрится нормально. А мужика с такой фамилией я представить не могу. Как твой отец с ней ходит?». Разумеется ни про какие Блэк Рейвены и речи нет. Вместе с тем вопросов «а зачем нам династия» у населения Боотиса не возникает.
  • Mark Kalina, Hegemony — собственно Гегемония Солнц. Аристократия, существенно отличающаяся от обычного населения. В ВКС не-аристократы служить могут только на вспомогательных ролях потому что если вы пройдете отбор, что для обычного жителя сложно, очень, но возможно - вам предложат стать одним из них при зачисление в военную академию. Политическая власть тоже у представителей Центрального Трона в лице Гегемона. Население при этом не угнетаю и ведут себя нормально. Элементы трансгуманизма тоже есть (но ограничения сеттинга). А вот Звездная Коалиция Свободных Миров смахивает с точки зрения Гегемонии — на темный пример (политофицеры на борту кораблей — есть, некоторым из тех кто совершил тяжелые преступления предлагают согласится на участь хуже смерти). С точки зрения Коалиции все наоборот — у Коалиции хоть люди правят а у Гегемонии — аристократия вообще либо не имеет душ либо либо лишается ее при приеме в состав а обычные люди должны подчиниться. Церковь Гегемонии заявляет иначе? Так их принудили. Кстати вообщем то все стороны имеют серьезные основания для своих слов. Загрузка сознания в сеттинге возможна но вот при этом создании копии, не возможно из-за квантовых эффектов, но можно переместить на другой носитель. При этом создание ИИ традиционного типа - невозможно. Ах да, с точки зрения Коалиции - загрузка это смерть и создание ИИ на базе человеческого разума. Церковь Гегемонии считает что факт возможности загрузки но невозможности создания копии - доказывает существование души.
  • The Interdependency — империя здесь скорее светлая (хотя по ходу дела выясняется, что построена была на лжи) тем более, что нынешняя эмперо только взошла на трон и хочет всего-лишь добра для народа. Злодеями здесь выступают члены дома Нохамапетан, желающие её свергнуть.

Тёмные[править]

  • «Нелюдь» Латыниной — в каком-то смысле полемика с Вархаммером. Император Чеслав создал безумно эффективную систему насилия, которая позволила объединить человечество и выиграть войну с местными тиранидами. Сводилась она к тому, что любой, кто хоть на секунду переставал полностью работать на износ относясь к своей жизни как к сырью государства, расстреливался на месте. Чтобы не получить бездумных болванчиков любой проваливавший задание при полной отдаче проходил через жуткие пытки. Как только война закончилась, оказалось, что император сжёг на войне свободу во всех смыслах: культуры свободомыслия нет, гражданскому обществу взяться неоткуда, система виляет между космической коррупцией и космической же горловщиной. Все достижения — сугубо инженерно-технические, наука и искусство абсолютно вторичны.
  • В цикле «Последовательность» Скотта Вестерфельда бессмертный Император (никакого совпадения с Warhammer 40K, разумеется) представляет собой карикатуру на автократа, каким он представляется писателю. Правда, в авторитарной Империи откуда-то взялся парламент, независимые политики и журналисты. Да и с промывкой мозгов не все в порядке — офицеры задаются неуместными вопросами едва ли не поголовно. Но автор такие мелочи объяснить не удосуживается.
  • «In the deep» Сергея Цикавых. Достаточно сказать, что главная героиня — капитан имперской инквизиции, в погоне за которой второе лицо государства выжгло добрый десяток миров в фронтире, во время прошлой гражданской войны войска Канцлера уничтожали бунтовщиков вместе с планетами, да и в целом планетарное оружие — обычное оружие, которое можно раздобыть даже на черном рынке. Невероятно развитая наука, техника и медицина соседствует с распиливанием на органы всех неграждан и жителей трущоб с айкью выше ста шестидесяти, бессмертным и несменяемым правительством и постоянной то холодной, то горячей войной с державами инопланетян.
  • «Билл — герой галактики» Гарри Гаррисона. Всесокрушающе-издевательская деконструкция имперской космооперы, полностью посвящённая идиотизму военной машины, фальшивой позолоте имперского «величия» и общей дегенеративности такого строя.
  • Объединённый Земной Директорат в «Starcraft» представляет собой весьма тёмную империю. Промывка мозгов, гб везде - несогласных - работать в гулаг, служить в штрафбат - или можно отправить заселять местную Австралию - сектор Корпулу. Долгое время является лишь далёким фоном для разворачивающихся событий до пятой кампании "Стальной кулак", где главным героем становится Алексей Стуков - вице-адмирал ОЗД.

Серые и сомнительные[править]

  • Мир Warhammer 40000 — однозначная, кошмарная темная космоимперия в худшем проявлении из возможных. Темный, коррумпированный наглухо, с бесправным, тупым и нищим населением. Жуть. Почему в сером списке? Потому в таком сеттинге есть вещи куда более черные. Изнутри противостоят не белые и пушистые повстанцы, а мраккультисты в худшем их проявлении. Внешние враги — Космическая саранча, Прекрасный народ, Космические орки, Чуждые киборги и еще одна Антиутопия, на этот раз похожая не на 1984 (как Империум), а на «Мы».
    • Впрочем, с Империумом всё не так уж и однозначно. Имперская администрация не вмешивается напрямую в планетарное управление на большинстве миров. В Империуме есть миры, похожие на преисподнюю, а есть и вполне пригодные для жизни — всё зависит от местных властей. Империум требует от планетарных правительств лишь три вещи: верить в Бога-Императора, платить имперскую десятину (обычно в форме солдат, псайкеров и продукции народного хозяйства, но бывают и исключения, вроде предметов роскоши или экзотических животных) и не иметь дел с врагами Империума (впрочем, если «неправильно» верить в Бога-Императора, можно попасть на костёр, десятина может разорить планету, а враги Империума — понятие весьма растяжимое (вплоть до того, что отказ от союза с какими-нибудь Эльдар может привести к захвату планеты орками со всеми вытекающими)). В обмен любая планета может рассчитывать на военную помощь в случае вторжения, которая, впрочем, почти никогда не является вовремя. Однако это палка о двух концах. Не только планеты предоставлены самим себе, но и высокопоставленные имперские служащие. Поэтому какой-нибудь лорд-инквизитор или магистр космодесанта вполне может вырезать население ни в чём не повинного мира из-за личной паранойи и никто ему и слова не скажет. Главная проблема Империума не в жёсткой центральной власти, а в полном её самоустранении от дел. Имперцы творят беспредел, планетарные правительства творят беспредел, а страдают, как всегда, простые люди.
      • Еще есть Ультрамар, владения Ультрамаринов. В нем как и на планетах подконтрольных орденам-наследникам Ультрамаринов жить можно. Во главу угла поставлена эффективность, да и космодесант 13 Легиона относятся к человеколюбивым орденам и ненужной жестокостью не страдают. В общем это Империум до Ереси, из примера ниже, на максималках.
    • Авторы «лора» вселенной однозначно дают понять, что каким бы несовершенным ни было устройство Империума, он — единственная защита от полной и окончательной аннигиляции Хаосом или Ксеносами. Империум действительно напоминает старый проржавевший дредноут, но никакого другого корабля, чтобы плыть по беспокойным водам истории XLI тысячелетия у человечества просто нет.
    • Хоть у Тау тоже в каком-то роде антиутопия, по сравнению с Империумом она как Швейцария рядом с КНДР, а потому к ним прут целыми планетами и секторами. Тау предоставляют новым подданным медицину, образование и уровень жизни, о которых в Империуме они даже помыслить не могли. Оборотная сторона медали — несогласным с этим промывают мозги и… стерилизуют. Впрочем, это было раньше, когда некроны хотели убить всех живых, а Ариман молился Тзинчу. В новом ревайзе Тау окончательно стали добренькими. Если, конечно, Вам приятно жить в обществе, похожем на «Дивный новый мир» и «Мы» одновременно.
      • А еще четко дано понять, что все общество Тау держится на касте Эфирных. Если они не будут промывать мозги своим сородичам хоть короткое время- те сразу передерутся между собой и скатятся в махровейшую ксенофобию, Империум обзавидуется- ренегаты касты огня под предводительством командира О`Шова служат отличным примером
        • В какой-то мере получается параллель с До-Еретическим Империумом, где жить было вполне комфортно, но как только пала фигура уважаемого подавляющим большинством сторон Императора, наступила та самая ваха, так и с Тау, пока ими правят каста Эфирных, все неплохо, но когда они потеряют власть, начнется «Своим тоталитаризм, а остальным печка»
    • После прихода к власти Робаута Жиллимана картина значительно посветлела и сейчас Империум относится скорее к серому варианту.
  • Вселенная Звёздные войны, в т. ч. расширенная. Присутствуют как темные (старые ситхские империи, и особенно империя Раката, на фоне которой любая другая темная империя потянет на серую) и серые (Империя Палпатина), так и условно-светлые (Империя Руки Трауна, с натяжкой — Осколок Империи, светлой разновидностью является Империя Фела, потомок Осколка Империи). В периоды войн и кризисов (от Мандалорских войн Старой республики до войны Новой республики с Юужань-Вонгами или Кореллианского кризиса) и Республика обретает отдельные черты Республиканской Империи.
  • Своеобразная деконструкция с позиций имперцев же — «Империя превыше всего» Перумова. Четвёртый Рейх относится к гражданам довольно по-людски, добросовестно, легко принимая в тот же Космодесант «цветных», но с теми, кто почему-то невзлюбил аккуратный и регламентированный тоталитаризм с немецким лицом, не церемонится вообще, будь ты хоть какой нордический ариец. Мы не злые, мы добрые и очень даже правые… но правы ТОЛЬКО мы.
    • В какой-то момент социалистическое сопротивление поднимает восстание во имя свободы. И в короткие сроки, откусив солидный кусок Рейха, заменяет тиранический имперский порядок на свободу народно-демократической республики.
    • На деле никакой деконструкции тут нет — просто автору ближе империя монархического толка, поэтому он и старался выписать красную и коричневую сволочь (тут они отдельно друг от друга) против местами темноватых, но все же положительных и благородных немцев-монархистов.
  • Михеев М., «Дилетант галактических войн» — можно воспринимать и как светлый, и как темный архетип. Орбитальные бомбардировки гражданских объектов, допустимость пожертвовать тысячью ради миллиона, явный фантастический расизм (человечество превыше всего) имеются. Но, кровавых спецслужб нет, как и насилия как самоцели. И жертвуя тысячью ради миллиона персонажи действительно просчитывают варианты, действительно сопоставляют цену решения и готовы, что в этой тысяче будут присутствовать они сами.
  • Чарльз Стросс «Небо сингулярности» — когда на планету некой Империи (где жить весьма и весьма хреново, так как искусственно тормозится технологический прогресс, все технологии жёстко контролируются и 99 % населения живёт в девятнадцатом веке с соответствующим уровнем жизни и благоустроенности) прибыл Фестиваль, пообещавший всем исполнить все желания, при помощи общедоступных нано-асемблеров, на планете наступила сингулярность.
    • Стоял ли за халявой подвох? С точки зрения Фестиваля всё честно: вы нам информацию, мы вам исполнение желаний. То, какие это желания — не уточняется. В результате получаем джинна-буквалиста, доступного каждому — чуете? Это запахло жареным. А, да, Фестиваль рано или поздно уйдёт, так что, если ты не догадался приготовиться к жизни без Исполнителя Желаний заблаговременно — тебе будет не круто. И нет, собственную вариацию на тему серой слизи он с собой не унесёт.
    • Дополнительные штрихи к портрету:
      • Национальный исход: пришедший на Земле к сингулярности ИИ раскидал население Земли по Галактике более-менее по национальному признаку;
      • Империя не «какая-то», а весьма Клюквенно-Россійская;
      • по меркам читателя технический уровень империи неимоверно высок (high tech, low life, помним?), а по галактическим меркам — отсталое унылое УГ где-то на окраинах: пересечение границы россійскимъ линкоромъ и попытки показать, кто тут главный — это даже не «с шашкой на танк», это куда более жалко;
      • а может и нет: просто у сингулярности, не желающей допускать временные парадоксы, отменное чувство юмора, и с линкором он обошёлся ещё по-мягкому. Но долететь до цели линкору в любом случае не светило;
      • запрет на корнукопию чисто административный, дабы холопы о себе не возомнили — в основной части галактики такие аппаратики вполне себе разрешены;
      • командующим флотилии назначают старого маразматика за былые заслуги, причём и царский дом, и дедуля-адмирал осознают идиотизм назначения, но noblesse oblige;
      • сам Фестиваль — не цивилизация в человеческом понимании, а этакая автоматическая станция по починке связи, дрейфующая по Галактике. Наткнувшись на феодальную планетку, Фестиваль, как и было запрограммировано, «чинит» «безнадёжно испорченную» (то есть отсутствующую) систему связи. Кто ж знал, что для феодального общества это будет шоком?
      • как и всякое судно, Фестиваль постепенно обрастает паразитами. Цивилизация Критиков Фестиваля — крайне опасные биомеханоиды (но не абсолютно враждебные);
      • Фальшивый макгаффин — ох как местный Пламенный Революционер в Ссылке носится со своим постмарксизмом… На полном серьёзе рассчитывает, что сие учение перевернёт представление о жизни, вселенной и таком прочем у товарища Фестиваля. Впрочем, Фестиваль с удовольствием поживится и такой информацией;
      • Я твой отеццепной-пёс-Империи-недоучка — как раз-таки сыном приходится Пламенному Революционеру;
      • Джинн-буквалист — императорский наместник, вынужденный бежать из замка под давлением товарищей революционеров и примкнувшего к ним рабоче-крестьянского быдла, просит у Фестиваля 1) молодости; 2) приключений; 3) верных друзей-помощников. Бедный восьмилетний парнишка, он явно не это подразумевал…
      • Анархия — мать порядка: на Земле. Совершенно свободно можно входить в государство, не входить в государство, выходить из государства, основать своё государство хотя бы и из самого себя… Главгероя (платящего «страховку» некоей корпорации за медицину, защиту и прочее и не входящего ни в какое государство) и чиновников Империи в равной мере шокируют вопрос и ответ о гражданстве/подданстве главгероя. С точки зрения главгероя — а что такого удивительного или ненормального в том, чтоб не быть ничьим подданным; с точки зрения Империи — абсолютный абсурд. В итоге главгероя, несмотря на возражения, записали гражданином ООН;
      • Бафос: линкор «Полководец Ванек» класса «Швейк».
  • Э. Гаррисон, «Битва за звезды». Человечество освоило космос, поделило на «сектора». Каждый сектор возглавляется своим губернатором — по сути императором с полномочиями диктатора. При этом многие губернаторы хотят захватить Землю — столицу человечества. Один это делает силой. Второй — расчетом, даже спасая Землю от первого.
  • Ёсики Танака, «Легенда о героях Галактики». Начинался Галактический Рейх как типичная тёмная империя победившего нацизма, потом постепенно мягчел и во время правления главного героя, Райнхарда фон Лоэнграмма, стал уже довольно светло-сереньким.
  • Саймон Грин, «Сумерки Империи» — поначалу круче только Вархаммер. Эксперименты на людях, уничтожение и порабощение целых разумных рас, коррупция, скотское обращение с клонами и экстрасенсами, уничтожение целых планет ради многоходовочек императрицы, мракобесие — всё это здесь есть. Со слов персонажей, знающих историю или заставших становление оной империи тысячу лет назад (Жиль Дезсталкер) можно подумать, что раньше было лучше, но это иллюзия. Разве что такого откровенного полного чудовища, как императрица Лайонстон, на троне не было. После свержения Лайонстон власть переходит к коррумпированным чиновникам и поехавшим фанатикам из подполья, и кажется, что хрен редьки не слаще. Однако события последней книги — коронация Констанции Вульф и Роберта Кэмпбелла, люстрация чиновников, уничтожение Блю Блока, перемирие с Шабом, пересмотр политики в отношении инопланетян — всё же оставляют надежду, что Империя наконец-то посветлеет.

Примечания[править]

  1. Эм... А что, описанное как-то отличается от бытия обычного современного государства? Или автор полагает, что, к примеру, в США, Великобритании или Германии вас ни за что не станут задерживать без формальностей, «когда это действительно необходимо»? Сарказм здесь видится абсолютно неуместным. Да и вообще, с этим вроде как «пугающим» рассказом есть одна маленькая проблемка, та же, что приключилась с киберпанком: «Что случилось с американской мечтой? — Она стала явью!» © Watchmen.
  2. В реальной фантастике подобная схема встречается редко. Вернее, персонажи могут какое-то время жить и работать в подобной империи (скажем, в поздней Империи Палпатина), но героям свойственно обижаться на такое к себе отношение и устраивать восстания, а история жизни рядового чиновника в мире коррумпированной империи мало кому интересна. В реальных же темных космоимпериях, типа Warhammer 40k, правят бал фанатики (религиозные или без). И какой-нибудь имперский инквизитор с равной уверенностью в своей правоте пошлет на нары/поставит к стенке рассказчика анекдотов про императора, коррумпированного чиновника или контрабандиста, торгующего с Чужими. А умный инквизитор (Эйзенхорн, Рейвенор, Вейл) будет уделять больше внимания как раз последним.
  3. Последний вариант, впрочем, уже не относится к космоопере. Если события происходят внутри данного мира — это не про войну, это антиутопия. В качестве противника в космоопере подобная цивилизация может фигурировать (та же Конкордия), но это уже совсем другая история…