Происхождение фэнтезийных народов

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Если в произведении описан хорошо продуманный мир и присутствуют нечеловеческие расы, скорее всего, будет затронуто и происхождение этих рас. Подробно или кратко, мимоходом или в отдельном приложении — по желанию автора. Эти расы могут быть родственны людям, а могут быть и независимы от них.

Традиция это старая: ещё в средневековых книгах по ходу дела могли описывать представления о мире, в частности и о происхождении мифических существ. Эту традицию подхватил Толкин, а уж от него это пошло в современном фэнтези.

Версии[править]

Мифологические[править]

  • В средневековье потомками Каина считались чудовища — такие, как гномы, эльфы, оборотни и многие другие. Это не очень состыкуется с тем, что согласно Библии, все потомки Каина погибли во Всемирном Потопе. Но, например, в поэме «Беовульф» отмечается, что в связи с Потопом они стали морскими тварями. В некоторых апокрифах говорится, что великан Ог (впоследствии царь Васанский) спасся на палубе Ковчега, т. к. внутрь не вмещался из-за роста, а кузнец Тувалкаин и его сестра Ноема на время Потопа замуровали себя в большой пещере на горе Этне.
    • Собственно, про Ога — это не апокриф, а вполне признанный догмат в талмудическом иудаизме.
    • Некоторые всё же не были согласны, что потомки Каина могли выжить, и возводили род чудовищ к Хаму, одному из сыновей Ноя, «Каину после Потопа». Версия, которая вряд ли понравится современным политкорректно-настроенным авторам, потому что потомками Хама — и тогда же, и позднее — считались и негры!
    • Другая средневековая версия: при Вавилонском столпотворении наиболее грешные строители башни дополнительно были наказаны мутацией — и разнообразные кентавры, сатиры, фавны, нимфы/русалки, псоглавцы и т. п. — не «нечисть», а полноправные люди, которые, в частности, могут быть крещены[1] — причём, согласно русскому поверью, крещёная русалка (или даже русалка, на которую просто надели нательный крест) превращается в обычного человека!
    • В житии Петра Пустынника монах, отправившийся на поиски означенного подвижника, встречает в пустыне кентавра и сатира — и последний просит пилигрима молиться о нём Христу (!), а поверья язычников относительно своего народа высмеивает.
  • Стандартная христианская мифология может также утверждать, что сверхъестественные создания — это ангелы, которые и Б~га не послушались, и за Люсей не последовали. Поэтому с неба их таки сбросили, но до ада они не долетели, а воцарились и расплодились, кто где упал.
  • По скандинавской мифологии мир возник из трупа великана Имира: земля — из мяса, вода — из крови, горы — из костей… Эльфы и гномы, будучи подземными жителями, возникли из червей-паразитов в теле Имира. Великанов Имир порождал из подмышек ещё при жизни. А первых людей вырезал из дерева Один: из ясеня (мужчину) и ивы (женщину).
  • По греческой мифологии, разные существа ведут свой род от титанов, или от богов, или от героев, которые в свою очередь происходят от богов.
  • По вологодской легенде, когда Бог создал человека, дьявол попробовал тоже, но вместо этого выходили черти. И архангел Гавриил сверг их на землю. Кто упал в лес — стал лешим, кто в воду — водяным, кто на дом — домовым. И все — хромые, ибо сломали ноги, когда падали.
  • По белорусской же легенде, у Адама и Евы было двенадцать пар детей. Когда Бог пришёл посмотреть их, шесть пар показали, а шесть спрятали в лесу, от них и произошли лешие.
  • По сказанию манси, часть людей боги сотворили из глины (они и стали обычными людьми, нами), часть из более прочного материала, из лиственницы, это и стали лешие.
  • В армянском фольклоре каджи, мужские духи ветра и войны, и пери, прекрасные девы (грубо говоря, вроде армянских эльфов и фей) имеют такое происхождение: на Ковчеге у Ноя рождаются ещё двое детей, мальчик и девочка. И после Потопа Бог спрашивает Ноя, есть ли у него ещё дети, кроме Сима, Хама и Иафета. Ной чего-то застеснялся и ответил, что нет. Тогда его новые дети становятся невидимыми, от них и происходят каджи.
    • У Шота Руставели в поэме «Витязь в тигровой шкуре» каджи — обычные люди, только владеют магией, у них есть своя собственная страна — Каджети.
  • В славянском фольклоре русалки с хвостами называются фараонками. Как думаете, почему? Просто, слушая историю Исхода евреев из Египта, думали, что «Народ фараонов» — это народ, в котором мужчины называются фараоны, а женщины — фараонки. И вот, хвостатые русалки произошли от «фараонов», которые утонули, когда море, раздвинутое Моисеем, сомкнулось.
  • Про троллей есть версия, аналогичная белорусской легенде о леших. Некоторые дети Евы были настолько чумазы, что она не решилась показать их Богу, от этих детей и произошли тролли. Так что хорошо умывайтесь, дети!
  • Есть версия, что гоблинами/кобольдами стали кузнецы, которые выковали гвозди для распятия Христа.

Авторские[править]

Собственно говоря, придумать вариант, принципиально отличающийся от мифологических подходов сложно. Или (1) сотворение сущностью мощи, близкой к божественной, (субверсия — высокоразвитой цивилизацией), или (2) результат трансформации ((2а) целенаправленного преобразования или (2б) естественной эволюции) уже существующей расы, или (3) результат скрещивания представителей разных рас. Объяснение «пришли из другого мира» альтернативой не является, ибо в другом мире они всё равно могут появиться лишь одним из указанных выше способов.

Литература[править]

Русскоязычная[править]
  • «Тайный город» В. Панова. Все расы, по легенде, происходят от некоего Спящего, который на заре времён наделал разных рас, а потом, собственно, завалился спать. В действительности же в этот миф никто не верит. Изначально каждой разумной расе вроде как полагалась своя отдельная планета, но после череды империй всё несколько усложнилось. Плюс Земля, у которой особый статус. Есть в Тайном городе и искусственно выведенные расы (моряны), есть и расы мутантов (гиперборейцы — бывшие люди челы, которых употребление Золотого Корня довело до негуманоидного облика). Существуют одиночные представители вида непонятного происхождения, вроде Анны-метаморфа.
    • Анна — обычный чел. Метаморфизм — это изначальная способность одного из изначальных кланов людей, в дальнейшем они были почти истреблены. Изредка проявляется у их дальних потомков.
  • Мир Источника О. Авраменко: магические условно разумные расы (кентавры, гоблины и т. д.) созданы силами Мироздания (Порядком и Хаосом) в их бесконечном противостоянии.
  • Гномы в олбарийском цикле Камши-Раткевичей. В приложении объясняется, что, предположительно, когда-то гномы были обычными людьми, однако подверглись мутации, позволившей им жить под землей. Причины данной мутации не объясняются, зато изложены отличия анатомии и физиологии гномов. Известно, что некогда олбарийцам в войне с гномами помогли эльфы (в частности, династия олдарийских королей — Доаделлинов — потомки эльфийского принца и человеческой принцессы), однако подробности неизвестны — были они коренными жителями материка или же пришлыми.
  • «Дертский цикл» Руслана Бирюшева («Наёмная рота „Светлые Головы“») — люди проэволюционировали «из обезьян», хотя не исключена помощь процессу свыше. Эльфы сотворены богами сразу готовыми, вместе с необоснованным очевидной биологией долголетием. В описываемые времена положение стандартное для фэнтези: люди процветают и множатся, эльфы гордо вымирают. Что как бы намекает на превосходство естественного отбора перед любым разумным дизайном. Гномы исчезли ещё в доисторические времена. На памяти эльфов их цивилизация была довольно развитой, но пребывала в стагнации. Возможно, они тоже были сотворены, и может даже получили от богов свои знания, потому оказались неспособны не только к процветанию как вида, но и к прогрессу.
  • Сергей Садов, «Рыцарь Ордена» — наукообразный вариант: исходный мир Земли был исходно полностью человеческим, а фэнтезийные расы и существа возникли как побочный эффект его разделения на магический и технологический — в последнем сохранилось множество людей с магическими способностями, но не среда для осуществления магии, которая могла бы их «потратить» и уравновесить. За счёт наличия не устранимого полностью прохода между мирами, градиент магической воли устремился туда, материализуясь по магическую сторону в наиболее представляемые людьми формы — как нейтральные или положительные типа эльфов, драконов и домовых, так и куда менее приемлемые типа гарпий, троллей и волков-оборотней (для минимизации чего проход и был с опозданием перекрыт дверью с Ключом); хорошо ещё, что частные ночные кошмары не могли преодолеть энергетический порог.
  • Александр Рудазов регулярно обращается к этой теме. А как иначе, мироцентричный сеттинг-то.
    • Начать с того, что люди изначально эволюционировали не на Земле, а на Эйкре. И то, кстати, не факт, что именно эволюционировали, а не были откуда-нибудь слизаны в готовом виде поленившимся демиургом.
    • Парифат — вообще мир попаданцев (тех, кому посчастливилось попасть не в одиночку, а достаточной для воспроизводства группой). Единственные автохтоны — народившиеся сами собой из первозданного Хаоса Всерушители и их потомки, в частности великаны.
    • Долго проживая в Светлом или Тёмном мире, вид сам рано или поздно перерождается в небожителей/демонов соответственно. Пример — известный по вопросам к автору Дом Дерева Хвитачи, осатанелые эльфы-изгнанники. А население Лэнга регулярно пополнялось испорченными войсками очередного Азаг-Тота: так, от сатиров произошли Двурогие, а амазонки превратились в дьяволиц.
    • Инверсия предыдущего варианта: гоблины — выродившиеся и утратившие Тёмное начало мелкие демоны, родственные Тощим Всадникам Ночи.
    • Периодически новые народы появляются от устойчивой гибридизации: так, от людей и дэвов произошли рарийские дэвкаци, а от эльфов и гхьетшедариев — парифатские гартазианки.
    • Отдельная песня — нации, прошедшие «ветку развития» до конца и обретшие массовое бессмертие. Известно, что титаны сделали это техногенным путём, джинны и инфалы (первые, кстати, родственны дэвам, а вторые — бывшие люди) — магикальным, а драконы — бионическим.
На других языках[править]
  • «Средиземье»: В книгах, опубликованных при жизни Толкина, происхождение существ затрагивается мало. В черновиках есть разные версии, определённые отобраны сыном автора, Кристофером Толкином, и скомпилированы в «Сильмариллион». Согласно «Сильмариллиону», вначале был Эру Илуватар, плодами мыслей которого стали ангелоподобные существа — Айнур (Валар и менее могущественные майар). Люди и эльфы независимо созданы Илуватаром, и только им одним. Биологически они ничем не отличаются, но у них разная судьба: люди быстро умирают и воссоединяются с Творцом, эльфы же должны оставаться в материальном мире (или хотя бы в «зале ожидания» для духов, связанным с материальным миром) до скончания времён. Одному из ангелов/младших богов, посланных в материальный мир, покровителю гор и кузнечества, не терпелось увидеть детей Илуватара, и он создал гномов ещё до появления людей и эльфов. Он не мог вдохнуть в них душу, но Единый, в награду за жертвенность, сделал это после появления эльфов. Происхождение хоббитов покрыто тайной, но они явно сродни младшим детям Илуватара — людям. Исполняя думы Манвэ и Йаванны, Эру Илуватар создал соответственно орлов и энтов.
    • По вошедшей в канон (т. е. в «Сильмариллион») версии орки — пойманные падшим вала Мелькором и искажённые пытками первые эльфы. По другим версиям из черновиков, по крайней мере некоторые орки — бесы (падшие майар) в созданной из глины материальной оболочке, а также потомки искажённых людей (к этой версии Профессор склонялся в поздние годы). Часть осквернившихся майар приняла обличье балрогов, волколаков и другой нечисти. В насмешку над энтами Мелькор вывел троллей, а также драконов и других злобных тварей. Пауки Средиземья происходят от тварей Мелькора и Унголиант, одной из совратившихся айнур.
  • Цикл книг о ведьмаке Геральте А. Сапковского: большинство нечисти попало в мир в результате Сопряжения Сфер, когда открылись границы между несколькими мирами. Это, к примеру, высшие вампиры вроде Региса. Они целиком чужды биосфере, их уничтожение никому не повредит. Ко времени событий саги большинство неприспособленных чудовищ вымерли; Геральт имеет дело с вырожденными отщепенцами (да и сам он уже анахронизм) и закрытыми вымирающими сообществами. Как ни странно, коренными обитателями мира Сапковского являются гномы и краснолюды, затем их потеснили эльфы, и лишь затем уже люди. Цири попадает в иной мир, где победили эльфы, которые до сих пор общаются с эльфами из её родного мира, желающими возродить своё могущество. На этом сыграл Эмгыр вар Эмрейс, который развёл войну нелюдей против людей и использовал эльфийские эскадроны смерти.
    • По отрывочным упоминаниям в книгах и чуть более полных в играх коренной цивилизацией были ныне вымершие ящероподобные враны, первыми пришельцами гномы, вторыми краснолюды, а позднее и остальные попали.
  • Шаннара. Здесь действие происходит не в параллельном мире или далёком прошлом, а в далёком будущем, после катастрофы. Гномы и тролли — мутировавшие люди. Эльфы же были ещё до катастрофы, но скрывались, а теперь раскрылись.
  • В Dragonlance бог Реоркс проклял своих помощников-людей за жадность, и от них пошли гномы-механики. Впоследствии под воздействием Серой Драгоценности часть из них превратилась в гномов и кендеров. Вообще, изначально богами было сотворено всего три гуманоидных расы — эльфы, люди и огры (тоже не слишком напоминающие нынешний-«классический» вариант), а все остальные являются плодом безудержных магических экспериментов над ними или в подражание им, как дракониды.
  • «Хроники Нарнии»: все расы Нарнии были созданы Асланом в «Племяннике чародея» в первые дни существования Нарнии, кроме людей, Джадис и самого Аслана. Люди, населяющие Нарнию, пришли из нашего мира, а Джадис пришла из погибшего мира Чарн и ведёт своё происхождение от Адама и его первой жены джинньи Лилит(как не поразительно — это канонично и по Библии, по ней Лилит создана из огня), а также великанов (то есть по-библейски она — нефилим). Также оставлено за скобками, откуда при этом взялись явно «чудовищные» создания вроде ведьм и оборотней — то ли тоже понапопадали, то ли выведены уже на месте той же Джадис или ей подобными типа Дамы В Зелёном.
  • К. Сташефф, «Чародей» — на планете Грамарай есть субстанция «ведьмин мох», из которой человек с паранормальными способностями может создать любое живое существо.
Сетевая[править]
  • «Наследник звёзд» и «Луна над Бездной» Ильи Гутмана — cыграно зигзагом. В первой книге протагонист открывает, что порождения Бездны, эшхарготы — люди, мутировавшие от перехода на Тёмную сторону. В следующей книге оказывается, что на самом деле всё наоборот: люди, эльфы и прочие наземные расы — порождения Бездны, упорядоченные Абсолютом, который является довольно молодой сущностью, в то время как сама Бездна в тысячи раз старше, чем все думают. Боги скрывают.

Фанфики[править]

  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Поскольку Роулинг рассказала, что волшебных существ вывели волшебники, а происхождение самих магов умолчала, то предположение пришлось делать Юдковски. Всех сверхъестественных гуманоидов он считает ветвями эволюции Homo sapiens, тем более что межрасовые браки способны давать потомство.

Кино[править]

  • «Матрица»: внезапно оказывается, мифические существа вроде вампиров и привидений — это устаревшие программы.
    • Если верить Меровингу, некоторые из них контрабандой протащены в нынешнюю версию Матрицы из предыдущей. Можно предположить, что, вероятно, ещё и доработаны напильником в процессе, чтобы стать ещё быстрее, ещё сильнее, ещё круче.

Видеоигры[править]

  • Вселенная Варкрафта:
    • Титаны, вернее созданные Титанами по своему образу и подобию Хранители, создали дворфов и гномов как слуг для разного рода работ — земельников и механогномов. Изначально они имели вид вроде каменных големов и роботов соответственно, но затем из-за проклятия плоти стали живыми, более уязвимыми и разумными. Ошибочные модели земельников превратились в троггов, дрогбаров и кобольдов.
      • Могу смогли превратить бесполезных троггов в полезных груммели.
    • Люди — мутировавшие великаны, потомки их болезненного низкорослого потомства (великаны-карлики) народа врайкулов. Сами великаны тоже были роботами, как и первые гномы с дварфами, и тоже подверглись проклятию плоти.
    • Аналогичное происхождение имеют и некоторые неиграбельные расы — могу, разнообразные великаны, тол’виры и анубисаты.
    • С гоблинами точно непонятно, но известно, что к их появлению приложил руку хранитель Мимирон, который и предков гномов спроектировал.
    • Эльфы произошли от, барабанная дробь, троллей! Точнее, от ныне практически вымершей ветки тёмных троллей. На это указывают записи, которые можно найти в руинах древних империй. Также очевидно и чисто анатомическое сходство: длинные уши, высокий рост, повышенная ловкость, частично и немаленькие носы (да и вообще, найт эльфы далеко не красавцы, просто представьте лица Иллидана, Малфуриона или друидов из третьего Варкрафта в реальности). Ночные эльфы такому родству не рады, но предлагают ещё более маловероятную теорию: дескать, они произошли напрямую от богини Элуны. Элуна же от комментариев воздерживается.
      • От ночных эльфов произошли: все остальные виды эльфов, наги и сатиры. Ночнорождённые (не путать с ночными) эльфы под действием непонятно чего превращаются в паукоэльфов фалдорай.
      • От кого произошли сами тролли немного не понятно.
    • Орки происходят с другой планеты Дренор. Первоначальный предок местных жителей — невероятных размеров каменное создание титана Аграммара по имени Гронд, после его смерти от него откололись коллосы, что ростом с гору от них — каменно-лавовые гиганты магнароны. От них, под действием органики произошли о-очень немаленькие гронны, от гроннов — огронны (местная разновидность циклопов). От огроннов — огры, и от них — орки (генетическое родство подтверждается возможностью скрещивания орков и огров, на выходе получается раса маг’хар, виднейший представитель которой — Рексар). Зелёный цвет кожи орки приобрели, попав в подчинение демонам: изначально он был коричневым, а у тех, кто хлебнул совсем много, кожа красная. Орки, очень много времени проводящие в пещерах, а не на свежем воздухе, необратимо сереют.
    • Дренеи до этого этого ещё скитались по другим мирам, избегая участи другой ветви эредаров, которые стали демонами (да-да, дренеи — самоназвание части расы эредар, это близзардовский реткон, изначально эредары были демонами по дефолту). В результате все воины титана Саргераса говорят на языке «эредун» — то есть дренейском[2]. Во время орко-дренейской войны, оркские чернокнижники создали Красный Туман, под его действием тела дренеев искажаются, те из искажённых, что сохраняют разум, становятся сломленными, приземистыми и уродливыми гуманоидами с огромными зубами, те, на кого Туман подействовал сильнее теряют ещё и разум и называются заблудшими, которые ещё уродливее. Ещё один реткон, кстати: в третьем Варкрафте существа с внешностью сломленных[3] звались Дренеями, о «симпатичной» версии дренеев никто не слышал. А вот о происхождении эредаров доподлинно не известно.
    • Таурены, пандарены и прочие зверолюди ведут свой род от так называемых диких богов — древних животных наделённых мистическими силами и бессмертием.
      • Таурены, яунголы и таунка («американские», «китайские» и «арктические» быколюди соответственно) являются, по сути, разными расами одного вида, и изначально появились яунголы.
      • Хранители рощи, дриады, кентавры и магнотавры произошли от дикого полубога Кенария, вернее от разных его детей. Хранители рощи и дриады размножаются… Самоопылением, поэтому все их расы состоят из представителей одного пола и похожи как братья/сёстры, кентавры произошли от союза другого сына Кенария с принцессой земляных элементалей (лучше не думать, как такое возможно), про происхождение магнотавров известно очень мало.
    • Безликие и разнообразные насекомоподобные существа были созданы чудовищными древними богами.
    • Отдельно стоит сказать о смешении рас. Во вселенной WarCraft преспокойно существуют полуэльфы (эльфолюди) и полуорки (оркоогры и оркодренеи). Несмотря на отсутствие общих корней, скрещиваются с орками дренеи. Стоит ли говорить, что чаще всего в создании полуорков с зелёной стороны участвует особь мужского пола? Например так была рождена Гарона. А потом ещё родила от Медива (!) орко-дренее-человека Ме-дана. Педаль в Огненные недра, чтоб её! Впрочем Ме-Дана из канона вычеркнули и слава свету. Есть фанатская гипотеза, имеющая основания, что все расы, и азеротские, и дренорские, и аргусские — плод творения титанов, потому и гибридизируются.
    • Драконы произошли от протодраконов, которые произошли от элементалей, выжившие из которых были преобразованы в современный вид титанами после поражения протодракона-великана Галакронда. Правда, в современности, многие драконы считают, что произошли именно от Галакронда, так как драконы-Аспекты скрывают правду.
  • Мир Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura: традиционно считается, что боги создали сначала эльфов, потом дварфов, потом гномов, халфлингов, огров и орков, и наконец людей. Однако, в библиотеке (и в мануале к игре) можно найти очерк антрополога, в котором автор, основываясь на результатах археологических раскопок и способности рас скрещиваться друг с другом, доказывает, что «корневой» расой мира были люди (произошедшие от обезьян), а около двух миллионов лет назад от предков людей эволюционно отделились предки дварфов. Однако примерно 900, 200 и 40 тысяч лет назад в мире происходили необъяснимые «выбросы» магии, мутировавшие часть биосферы и породившие от людей, соответственно, эльфов, гигантов (выродившихся в огров) и орков, а от дварфов — гномов и халфлингов, а также кучу волшебных животных типа драконов и прочих. Разумеется, на автора взъелись и эльфы («как это так — мы происходим от людей!?»), и люди («как это так — мы ближайшие родственники орков?!»).
  • Мир Might and Magic от NWC: стратегии, ролевые игры. Гоблины, эльфы, гномы, люди являются потомками обыкновенных колонистов. Их сверхъестественные способности внедрены им на уровне генов, талант у каждого свой. На Энроте есть Небосвод, который эту самую магию и поддерживает. Элементали проживают в измерениях своих родных стихий. Ангелы его охраняют, по одной из версий, они киборги. Нежить является результатом экспериментов магов-специалистов некромантии, а мутанты вроде минотавров и злобоглазов — специалистов биотехнологий. Демоны — пришельцы извне, космическая саранча.
    • Новый сеттинг от Ubisoft — всё основные расы созданы стихийными богами-драконами: люди — богом воздуха Илатом, ангелы — богом света Эльратом, эльфы — богиней земли Силанной, наги — богиней воды Шалассой, гномы — богом огня Аркатом, безликие — богиней тьмы Малассой. Демонов в насмешку над всем этим многообразием сотворил бог хаоса Ургаш. Орков, гоблинов и циклопов сотворили маги, вкалывая людям демонскую кровь. Позже маги, с помощью магии соединяя людей с животными, сотворили самых разнообразных зверолюдей.
  • Мир TES. В сеттинге трудно установить, что было на самом деле, а что является просто мифом. Согласно одной из внутримировых теорий, люди и эльфы ведут происхождение от эльнофей, малых духов, живших на Нирне. Кочевые эльнофей разбрелись по миру и выродились в различные племена людей, а оседлые эльнофей стали альдмерами, которые уже после этого разбрелись по свету. В итоге к «началу времен» (точке, с которой худо-бедно можно начинать вести историю мира, хотя бы «огрызками») образовались следующие народности:
    • Духи/боги:
      • Аэдра — духи, так или иначе участвовавшие в создании Нирна:
        • Эльнофей
          • Кости земли — часть эльнофей не стала обретать материальную форму, а напротив, стала законам природы.
        • Драконы — по одной версии являются детьми Акатоша, а по другой фрагментами его расколотой души.
      • Даэдра — духи, оставшиеся в Обливионе.
      • Магна-Ге — духи, ушедшие в Этериус.
    • Люди:
      • Атморцы — люди, населявшие северную суровую Атмору, холодный континент рядом с Тамриэлем. Позже какая-то часть атморцев («Пять сотен Исграмора» — хотя не факт, что имеется ввиду именно всего 500 человек), спасаясь от полного обледенения их родины, мигрировали в нынешний Скайрим и стали нордами.
        • По одной версии, атморцы всегда населяли континент, по второй же они были созданы из дыхания Кин на вершине Глотки мира, а уже потом отправились в Атмору.
        • От амторцев также, вероятно, пошли великаны.
        • Вернее, Исграмор сотоварищи не были единственными переселенцами с Атморы, но активная колонизация Скайрима началась благодаря им.
      • Неды — множество племен, населявших практически весь Тамриэль. По версии имперской пропаганды, являются потомками ранних атморских переселенцев, а по другой они всегда были в Тамриэле:
        • Коловианцы и Нибенийцы — два племени, живших на территории примерно соответствовавшей современному Сиродилу. Вместе образуют имперцев, или сиродильцев, но даже во времена игр сохраняют этнические и культурные различия,
      • Предельцы или ричмены. Население региона на границе Хаммерфелла, Скайрима и Хай Рока. Сколько разных родов людей, эльфов и вообще существ там у них намешано — сам чёрт не разберёт, грешат даже на даэдра. Но ближе всего они к бретонцам.
        • Бретонцы — смесь неназванного племени недов и альтмеров с преобладанием людской крови.
        • От бретонских ворожей, согласно поверьям, произошли гарпии.
      • Редгарды[4], или йокуданцы. Каким-то образом оказались на континенте Йокуда и заселили его весь, но потом вынуждены были мигрировать в Хаммерфелл, когда их континент начал тонуть.
      • Минотавры ведут свое происхождение от императрицы Алессиии полубога-минотавра Морихауса. Под давлением религиозной пропаганды деградировали до звероподобного состояния.
      • Люди Акавира — возможно, а возможно и нет, являются цаэски.
    • Меры/эльфы:
      • Согласно одной противоречивой теории, эльфы являются наиболее развитым видом фей.
      • Альдмеры — протонарод эльфов из континента Альдмерис, от которого ведут свое происхождение маормеры и ветвь альтмеров.
      • Альтмеры (высшие эльфы) — консервативная ветвь альдмеров, предпочитавшая во времена расселений не вылезать с островов Саммерсет. Стереотипные хлипкие маги.
      • Айлейды (дикие эльфы) — расселившиеся на Сиродил альдмеры. После череды войн и миграций перетекли в или «растворились» в других расах эльфов.
      • Босмеры (лесные эльфы) — альтмеры, мигрировавшие на юго-запад Тамриэля, в глубокие тропики и леса Валенвуда. Настолько сильно почитают растительность, что поедание любой местной растительной пищи и рубка дров у них под табу.
        • Согласно каджитской традиции, босмеры на самом деле не эльфы, а лесные духи, которым божество И’ффре дало эльфийскую форму.
        • Есть малопопулярная теория, что босмеры появились от смешения людей и альтмеров.
      • Кимеры — ушедшие с запада (островов Саммерсет) на восток (в Морровинд) альтмеры-даэдропоклонники. Доигрались со своим поклонением и магически мутировали в данмеров, или темных эльфов.
      • Маормеры, или тропические эльфы — то ли изгнанные, то ли сами переселившиеся на южный континент Пиандонея альдмеры. Живут там в изоляции, время от времени только пугая своим флотом подошедшие близко тамриэльские суда.
      • Фалмеры (снежные эльфы). Были бледнокожими и седыми эльфами, населявшими Скайрим. Большинство пало в сражениях с нордами-атморцами, оставшиеся попытались найти убежище у «братьев»-двемеров, но стали рабами. Так и остались в двемерских руинах, деградировав до слепых, неразумных, гоблиноподобных созданий.
      • Орсимеры (орки). По одной из версий, бывшие эльфы, поклонявшиеся одному из духов-героев чуть ли не больше, чем местному Верховному. Когда их героя прожевал и выплюнул(-а) (или полностью пропустил(-а) через ЖКТ) Боэтия (также превратив в принца даэдра), то и все поклонники исказились. По другой, вообще не относятся к мерам, являясь гоблиноидами (родственниками полуразмумных созданий, которых чуть ли не в зверолюды записывают), которым повезло развиться до более-менее цивилизованного состояния.
      • Ныне примитивные дреуги (иногда называемые «альтмерами моря» и «цефаломерами») произошли от народа, некогда правившего не то Лигом, не то Нирном.
    • Зверолюды/бетмеры — единственное, что объединяет эти народы, так это то, что они не ведут свое происхождение напрямую от людей и эльфов. По всему Нирну живет множество подобных рас, но мифы, затрагивающих появления конкретных народов очень мало. Возможно, зверорасы были вообще первыми на Тамриэле, до людей с эльфами, но никаких хроник они не вели. По другим версиям они — результаты магических экспериментов или деятельности Даэдра. А возможно и от эльнофей когда-то очень давно произошли. В общем, кто их знает точно, но теории есть. В целом, стоит выделить такие «народы», скорее всего зародившиеся на континенте Акавир (а некоторые так и точно именно там):
      • Аргониане были созданы разумными деревьями хист в качестве рабочей силы.
      • Кошколюди. Каджиты были созданы даэдрическим князем Азурой из духов природы.
    • Современные хисты, согласно одному мифу, являются потомками деревьев, живших на одном из разрушенных двенадцати миров, предшествовавших Нирну. Однако, «народы» хистов можно было найти и других местах: хисты, жившие на Полях сожалений (царство даэдрического князя Клавикса Вайла) и неизвестное измерение, населенное миллионами хистов.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — все варианты. Часть рас местной Вселенной (орки, эльдар, по ряду версий — люди и джокаеро) созданы Древними как пушечное мясо для войны с К’Танами (вариант 1). По другой информации, орки созданы как раса слуг видом, позже деградировавшим до снотлингов (самые мелкие и бесполезные оркоиды). Тау на момент первого открытия были первобытными дикарями, их развитию в технически развитую цивилизацию под контролем касты Эфирных помогли эльдары. Субрасы человеческой расы (огрины, скваты) образовались в результате мутаций на недружелюбных планетах (вариант 2б). Искусcтвенные мутанты (в основном навигаторы) тоже имеются (вариант 2а), хотя можно ли считать их субрасой — вопрос спорный. Астартес же не субраса, ибо неспособны размножаться и производятся хирургически, равно как Механикусы с их творениями.
  • Во вселенной Shadowrun магия приходит и уходит циклически, с периодом в несколько тысяч лет. В начале очередной эпохи магии, незадолго до описанного в игре времени, произошло Пробуждение. У многих простых людей начали сперва рождаться эльфы и дварфы, потом некоторые люди стали орками и троллями.
  • D&D - [сборка "Стать божеством"] (Ты внимательно слушаешь, Рейстлин?) предлагает игроку сделать в том числе и это.

Примечания[править]

  1. С оговоркой: «Аще человек, крещается…» (приводится в требнике митрополита Петра Могилы)
  2. На самом деле языки у них различаются, в частности многие эпитеты имеют прямо противоположный смысл.
  3. На самом деле заблудших, но, опять реткон, это были именно сломленные.
  4. Забавно, что redguards — это традиционный перевод на английский слова, которое на русский язык обычно транслитерируется — хунвэйбины. При том что внешность у редгардов вовсе не азиатская, а строго наоборот