Скурвился

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Персонаж, отмеченный в каноне как строго положительный, в производном творчестве совершает поворот налево
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
Это уже не Добрыня, это Злыня Никитич!

Ура, Тотошка! мы снова в Волшебной стране! А вот и Изумрудный город! Только он стал какой-то блёклый — куда подевались изумруды? Почему все жители выглядят бледными, измученными и запуганными? Что это за колода на помосте, вся в бурых пятнах и с воткнутым в неё топором? Только Дин Гиор, как всегда, дежурит на стене, но и он как-то странно похуде… Ой, Тотошечка! это не Дин Гиор, это… голова Дин Гиора, насаженная на пику! Неужели Урфин Джюс взял реванш и снова захватил власть?! Да нет, точно не он: его голова торчит на пике рядышком… Стойте, отпустите! Куда вы меня тащите? Как в темницу? как это «по личному приказу короля Страшилы Первого, Величайшего и Неповторимого»?!

В каноничном произведении персонаж был однозначно хорошим и добрым. А вот в производных — свободные продолжения, фанфики и т. д. — он скурвился. Стал жестоким и безжалостным. Благородный герой, свергнувший тирана, не выдержал испытания властью. Добрый всемогущий волшебник сошёл с ума и обратил своё могущество во зло. Наивный и чистый душою идеалист столкнулся с настоящим злом, и теперь считает, что весь мир дерьмо, все бабы шлюхи, а солнце — долбаный фонарь, так что очистить его можно лишь кровью. Защитник добра и справедливости приходит к выводу «Я хороший, мне всё можно».

Это не троп «А он вовсе не такой!», хотя и бывает с ним сопредельным: персонаж БЫЛ именно что ТАКОЙ, может быть, разве только с легкой червоточинкой, о которой «канонические источники умалчивают». Но волею авторов производного произведения ныне он скурвился. Представьте себе Гарри Поттера, который на почве ПТСР и мыслей о близости к Волдеморту начал ехать крышей, смертным боем бить Джинни и детей и мечтать о всемогуществе; Колобок разорвал брюхо лисе и начал на нервной почве убивать всех зверей в лесу; Хоттабыч, не прижившись в современном мире, стал наводить прежние порядки, расправляясь с несогласными по законам шариата…

Обычно такая моральная трансформация происходит с фольклорными персонажами, либо теми, создатели которых умерли или истёк срок авторских прав. В противном случае автор производного произведения может поиметь больших неприятностей с автором канонического — вплоть до судебного преследования. Фикрайтерам обычно сходит с рук (если только в фэндоме нет сильного канонистического движения, если оно есть, то участь может быть ещё страшнее). Реакция же публики может быть различной — от негодования до восторга.

Как правило, речь идет именно о свободных продолжениях от других авторов. Если сам автор решил «скурвить» своего персонажа, то это просто налево кругом. А если персонажа «скурвили» при переложении произведения на другой художественный язык, это Злодейство в адаптации. Противотроп — Он исправился.

Где встречается[править]

Комплексные франшизы[править]

Литература и фанфики[править]

  • Даниэль Пейдж — «Дороти должна умереть»: Дороти захватила власть и тиранит Изумрудный Город, Трусливый Лев и Железный Дровосек превратились в монстров.
  • Джин Рис «Безбрежное Саргассово море» — субверсия. Предыстория романа «Джен Эйр», рассказанная в основном от лица Берты-Антуанетты, первой жены мистера Рочестера. Женщина действительно слегка неустойчива психически, и характер у нее нелегкий, но до настоящего безумия ее доводит деспотизм мужа. После такого настигает ужас у холодильника: если он так поступал с Бертой, будучи вполне здоро и молод, то до чего доведет Джен, будучи озлобленным на белый свет калекой?
  • В сухиновской серии по той же вселенной Железный Дровосек попал под влияние злой колдуньи и превратился в сурового и безжалостного варлорда. Ненадолго.
  • Дочь Галины Щербаковой Екатерина Шпиллер в 1990-х написала продолжение повести «Вам и не снилось», превратив Юльку в первостатейную стерву. По счастью, ныне этот результат личных дрязг матери и дочери Щербаковых благополучно забыт.
  • Фанаты Стругацких обожают делать злодея из Араты Горбатого. Неканон!
    • Иногда, к счастью, всё-таки не собственно злодея, а «серого» циничного прагматика. Такая версия канону, собственно, никак не противоречит. Предполагают, что это именно он «заказал» Киру, чтобы натравить Румату на Рэбу; ведь Рэба-то, по логике, явно велел брать Киру живьём! — на чей-то вкус злодейство, а на чей-то и не очень. Да и Борис Стругацкий не отрицал, что Арата действительно МОГ сыграть именно такую роль в этом сюжете.
    • В видеоигре-сиквеле, кстати, Арата стал правителем и особо не злодействует.
  • Повесть-сиквел Т. Алёшкина к «Трём толстякам» «Четыре друга народа» — скурвились, не выдержав испытание властью, Тибул, Просперо и Арнери, ставшие карикатурой на Робеспьера и K°, и в целом революция по-детски подверглась очень серьезной деконструкции.
    • Немного с фитильком, так как Тибул и Арнери осознают, что скурвились. Просперо и бывший Тутти, ныне Эквиа, военная верхушка республики — нет, что кончается для них плохо.
  • Ник Перумов, «Адамант Хенны» — валар. А также эльфы, уплывшие за море (как Тургон Гондолинский, погибающий в финальной битве от меча Олмера).
    • Перумов вообще стремился «сорвать расшитый покров идеализации» с валар и их учеников, даже задолго до написания «Адаманта Хенны». Апологетическую позицию рьяного католика Толкина он не разделял. В понимании Перумова валар и все, кто их слушал, не то что даже «скурвились», а «всегда были такие».
  • «Гарри Поттер и Проклятое дитя» — Седрик Диггори, один из самых положительных персонажей поттерианы, в «тёмной» альтернативной реальности стал Пожирателем Смерти и убил Невилла. Это даже для пародии было бы перебором, но авторы на полном серьёзе попытались отыграть вот это поворот! Результат закономерен.
  • «Метро 2035» — скурвилась «СПАРТА», а с ней и все жители метро. В результате ГГ свалил оттуда нафиг.
    • Многими считается - что в изрядной степени, подобный регресс персонажей серии (как и литературной ценности писанины Глуховского) скорее обозначает, что Дмитрюша сам, как таковой, попал под троп IRL.
  • «Последняя гимназия» — многие персонажи «Республики Шкид» тут выведены не в лучшем виде. Викниксор и Алникпоп оказались педагогами-садистами, а Янкеля ведь не на пустом месте называли Подлым и Тартюфом. Справедливости ради, Викниксор и Ко тут показаны скорее как люди запутавшиеся и не желавшие признавать собственных ошибок, но тем не менее.

Кино[править]

  • «Последний богатырь» — Добрыня Никитич, сделавшийся князем и решивший, что богатырям, равно как и различным проявлениям волшебства (кроме подконтрольного ему), пора положить конец. И если поначалу кажется, что его водит за нос злая и властолюбивая супруга-чародейка, то ближе к концу выясняется, что он сам, всё сам! Супруга-то, конечно, и злая и тираничная, но настоящий глава заговора всё-таки Добрыня. Причина скурвливания — затаённая зависть к Илье Муромцу, комплекс «всегда второго» богатыря.
    • Неравнодушные, кстати, не оставили этот нюанс без внимания.
      • Потому что «нравственность» их ограничивается детскими сказками позднейшей эпохи, а то и вовсе собственными домыслами и фантазиями, относящимся к народному фольклору как фанфики по «Властелину Колец» к кельтским мифам о фейри. В исходных былинах богатыри отличаются от типичных неблагородных разбойников только названием и физической крепостью.
  • В «Реальной сказке» скурвились все. Потому что это мрачная антисказка.
  • В культовой игре River City Ransom (первоисточник которой назывался Downtown Nekketsu Monogatari, а аналог Айвэна там звался Года Цуёси) — Айвэн (Иван) Попов в целом нормальный парень, разве что чуть-чуть не дотянувший до полной адекватности, а на Слика он работает только потому, что тот держит в заложниках его сестру; причём в переизданиях, если отвлечься от главного квеста и спасти эту самую сестру — благодарный Айвэн покинет Слика и присоединится к героям; и в любом издании Айвэн/Года после поражения признаёт того, кто его побил, достойным противником… Этот Айвэн — в худшем случае антизлодей (если только не антигерой), верно?.. Ну а в пародийной инди-экранизации River City Rumble — ни о какой сестре-заложнице нет и полслова, и вообще не похоже, чтобы она присутствовала в сюжете (экранный Айвэн не питает к экранному Слику НИКАКОЙ скрытой ненависти, а напротив, комично старается завоевать его расположение), а сам Айвэн здесь омерзительный садист и король тропа «Злодейское глумление»; поэтому его бафосно-страшная смерть от рук Райана воспринимается как кармическая справедливость (и вдвойне знаменательно, что Райану за это убийство ничего потом не было).

Телесериалы[править]

  • «Однажды в сказке» — Питер Пэн. Из храброго, неутомимого и доброго вечного ребёнка сделали натуральное полное чудовище. Присутствует и весьма циничная отсылка к первоисточнику: когда крестьянин Малькольм попадает в Нетландию, остров своей мечты, то превращается в парня лет двадцати, а своего малолетнего сына Румпельштильцхена отправляет в Зачарованный лес, причём мотивирует это тем, что «у ребёнка не может быть ребёнка».
  • Сверхъестественное — Гензель (тот самый!), оказывается, перешёл на сторону ведьмы за определенные плюшки (буквальные и переносные) и съел свою сестру Гретель.
    • С фитильком: Дороти, в процессе борьбы с правлением злых ведьм Запада и Востока, увидев гибель троих друзей (Страшилы, Льва и Дровосека) в битве с этими ведьмами, выросла и стала циничной бой-бабой.

Мультсериалы[править]

  • «Гаргульи» (1994) — эпизод «Будущее время» (2 сезон, 43 серия). В финале серии Голиаф, заброшенный в Нью-Йорк 2034 года, внезапно обнаруживает, что тиранящим город и планирующим подмять под себя весь остальной мир злодеем оказался вовсе не Ксанатос (тот, хоть и негодяй, но всё же не настолько, да и вообще уже много лет, как мёртв и заменён цифровой копией), а скурвившийся кибер-Лексингтон. Впрочем, вся эта жуткая альтернативная реальность была насланной Паком иллюзией, а настоящий Лекс на тёмную сторону не переходил.

Комиксы[править]

  • «Старик Логан» — Халк (Брюс Бэннер) и его Банда. Теперь мародеры, грабители и убийцы, вырезавшие всю семью Логана.
  • В Ultimate-вселенной — Наташа Романова и Хэнк Пим.
  • «Injustice» — гибель возлюбленной по вине Джокера радикально изменила Супермена в худшую сторону.
  • «Fables» — относительно оригинальных сказок. Персонажи-дети выросли и изменились. Особенно отличились Гензель и Златовласка.

Аниме и манга[править]

  • Code Geass — руководство ОЧР, правда, с помощью тонкого и искусного дипломата Шнайзеля, у которого нашлась на Зеро гора компромата, а также благодаря откровенно тупому тактическому ходу Лелуша, решившего поиграть в Доктора Зло перед разъяренными ОЧРовцами. Особенно ярко маска выпала у Оги Канаме, с самого знакомства не доверявшего Зеро и скучавшему по временам, когда он возглавлял Сопротивление.
    • Там же и внутримировой пример. Когда Лелуш стал-таки императором, то начала намеренно отыгрывать психа на троне, чтобы сплотить мир против себя. А товарищи студенты, ходившие с ним на одни лекции, удивляются, почему же он не только игнорирует их, но еще и требует от гвардейцев в лучших традициях клубных вышибал «убрать посторонних». Да и Каллен, к судьбе которой парень был явно неравнодушен, думала о том, что Лелуш вконец опьянен властью, раз предал не только былые идеалы, но и ее любовь.

Видеоигры[править]

  • Серия Silent Storm: во второй части протагонист вступает в тайную огранизацию ветеранов ВМВ «Часовые», ведущую борьбу с террористической организацией «Молот Тора». Благородство организации, правда, изначально вызывало сомнения, но в триквеле «Серп и Молот» «Часовые» скурвились окончательно: не разгромили, а подмяли под себя «Молот», заняв его место высококлассных профессиональных террористов.
  • «Ведьмак» — принцесса Адда, дочь короля Фольтеста. В книге Сапковского была нейтральным персонажем, вызывающим скорее сочувствие из-за своего проклятия. В игре превратилась в полное чудовище.
  • «Ведьмак 3: Кровь и Вино» — скурвилась целая Страна Тысячи Сказок, что неудивительно: стабилизирующие её заклинания прекратили эффективно действовать больше 20 лет назад.
    • В принципе, Радовид Свирепый тоже подходит. В саге и первых двух частях — вполне толковый реданский монарх, а вот в третьей… Однако в саге прямо сказано, что он, разгневавшись на кукловодов-чародеек (и на многое другое), впоследствии поедет крышей и войдёт в историю под прозвищем «Свирепый».
  • Life is Strange: Before the Storm — хотя это приквел (но от других разработчиков) но некоторые второстепенные персонажи здесь представлены гораздо более негативно чем в оригинале и как-то слабо верится, что потом они поменялись к лучшему (потому что дальше по сюжету все стало только хуже). Например Дэвид Мэдсен ведет себя лучше, когда Хлоя ему хамит, чем если она пытается примириться (чего он, кстати, добивается, чтобы не расстраивать Джойс). Или ректор Уэлс — в оригинале это хороший руководитель и справедливый человек, на которого давят местные богачи и в результате он от бессилия периодически уходит в запой. Здесь же это классический козел-ректор, который готов без суда и следствия повесить все произошедшее на неблагонадежного студента, чтобы не пострадали более перспективные, или делает гадости просто чтобы показать что он тут главный. Игроки даже шутили, что суперсила Хлои — заставлять тех, кто ей не нравится, вести себя как козлы.
  • Heroes of Might and Magic III — Лорд Хаарт. В первых двух частях он выступает как благородный рыцарь, но когда события переносят нас с Энрота на Антагарич, внезапно обнаруживается что сей аристократ является некромантом, отравившим короля Николая Грифонье Сердце.
    • А в четвёртой части это произошло с Гэвином Магнусом. Не то что бы Бессмертный Король был совсем уж морально безупречным, но только после гибели Энрота, в новом мире Аксеот, он решился подчинить ВСЕХ своей воле (а то устраивают всякие конец света, потому что у них свобода воли).
  • В седьмой части Might and Magic рыцарь Чарльз Кихот был благородным человеком — он давал квест на убийство злого дракона. Местные жители подтверждали, что дракон злой и жрёт крестьян. Позже, если герои избрали путь Света, рыцарь давал квест на спасение девушки из лап злодея. Но в следующей игре Чарльз превратился в ярого драконоборца, который занимается откровенным геноцидом драконьего племени.
    • В восьмой части вообще нет ни строго положительных, ни строго отрицательных персонажей. Эти драконы не из замков HoMM, а совсем другие существа. Если их присоединить к альянсу выслушать мнение о войне с пиратами, то станет ясно, что им нравится сам процесс. Кихот ведёт войну с таким же как он рыцарями крови, только с крыльями, ради самой войны, его даже сокровища драконов не интересуют.
    • Вот кто реально скурвился в восьмой части — Сандро, с поправкой на существование в форме лича. Где его амбиции и честолюбие? Играет в мелкие междоусобные войнушки с откровенно слабыми по меркам этого мира некромантами, готов заключить союз с кем попало, например, с минотаврами, поддается сомнительному шантажу правителя соседней страны. Никак не похож на того волшебника, который водил занос в HoMM III целую толпу персонажей, включая других героев и королей.
  • Fallout: New Vegas — с фитильком, но всё же НКР тут однозначно скурвилась. Сомнительная экспансия в Мохаве, типичный политикан в роли президента, выбегаллы в науке, беспринципные торгаши, идущие по трупам… Короче говоря, ребята из Новой Калифорнии уже не больно-то тянут на хороших парней, что мы видели в первых двух играх.
    • В принципе, Братство Стали тоже подходит. Благородные рыцари в итоге превратились в узколобых храмовников.
  • Fallout 4 — опять же Братство Стали. Оказалось, что доктрина помощи жителям Столичной Пустоши сожрала множество ресурсов, а заботившиеся только о себе и сохранении технологии раскольники-Изгои в итоге триумфально вернули Братство к старым недобрым традициям «технологии превыше людей».
  • Дилогия American McGee Alice — на почве психической травмы Алисы почти вся Волшебная Страна изрядно скурвилась.
  • Dragon Age — в дополнении к первой части Андерс — веселый маг-приколист, бабник и просто приятный парень. Во второй части из него сделали ноющее нечто, еще и с явной тягой к мужскому полу, а то что он сделает в конце, вообще рациональному объяснению не поддается.
  • GTA: Liberty City Stories — это приквел к GTA III, но настолько же тут скурвилась мафия Леоне с окружением: дон Сальваторе ещё большая сволочь и параноик, его (бывшая) жена Мария Латоре ведёт себя как конченная наркоманка, а Дональд Лав оказывается практически полным чудовищем. И сам протагонист Тони Сиприани с мамочкой — те ещё фрукты: первый готов покорно стерпеть киллеров от последней которые приходят за Тони до тех пор, пока он не станет «посвящённым»!

Фанфики[править]

  • Б. Карлов. «Остров Голубой Звезды» — у нового автора капитально скурвился Пончик, который прежде отличался только обжорством и легкомыслием. По-хорошему в этом виноват Незнайка, который без спросу притащил спящего приятеля на борт, надеясь, что путешествие пойдёт ему на пользу. Не тут-то было: Пончику настолько не понравилось путешествие, что он пустился во все тяжкие. Помимо классических обжираловок, лишающих остальных коротышек припасов, Пончик отметился интригами, саботажем, предательством… В продолжении негативный эффект чуточку сгладили. Там Пончик малоприятный тип, да ещё и со звёздной болезнью, но уже не вредитель. На Луне он меняется в лучшую сторону и здорово помогает Незнайке.

Музыка[править]

  • А как вам Белоснежка из клипа Rammstein на песню «Sonne»? Теперь она законченная наркоманка, вовсю нюхающая золото(!!!) и тиранящая семерых гномов (в лице музыкантов группы).