То, на что нельзя смотреть

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Brown Note. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« «Не гляди!» — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул.
— Вот он! — закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю, и тут же вылетел дух из него от страха.
»
— «Вий»
« Попугай ара вскрикнул при виде его, слепо рванулся вперед, врезался в толстый ствол старой индийской смоковницы и упал мертвым у ее подножия, задрав лапки кверху. Мангуста посмотрела в его обожженное, поросшее щетиной лицо и умерла от мозговой эмболии. Жучок, деловито взбиравшийся по стволу пальмы, почернел и превратился в черный остов. На мгновение между двумя его антеннами зашипела молния голубого электричества. »
— Стивен Кинг. «Противостояние»
ВОТ ОН!

Не смотри на ЭТО. Как бы ни было тебе страшно, как бы ни терзало тебя любопытство — не смотри! Иначе… Может быть, ты ослепнешь. Может быть, сойдёшь с ума. Может быть, превратишься в камень. Может быть, умрёшь. Может быть, только если ты видишь ЕГО, ОНО может видеть тебя. Может быть, один взгляд на ЭТО обречёт тебя на нескончаемые муки

«ЭТО» может быть чем угодно — живым существом, предметом, божеством или вообще чем-то неведомым. Педаль в пол — если оно столь ужасно, что никто, из видевших его, не сохранил жизнь или рассудок, чтобы его описать, и его природа так и осталась неизвестной.

Не путать с тропом дурной глаз — когда тебя убивает или калечит не то, что ты посмотрел на НЕГО, а то, что ОНО на тебя посмотрело. В некоторых случаях троп может быть смежным: например, василиск во втором томе «Гарри Поттера» способен убивать взглядом, но для этого надо встретиться с ним глазами, а зажмурившись, Гарри становится к его взгляду невосприимчив (зато более уязвим перед клыками). В мифологии же василиску было достаточно самому взглянуть на жертву, чтобы та тут же упала замертво. Поэтому единственным действенным средством против него были зеркальные доспехи.

Под троп не попадают единичные случаи, когда жертвами становятся слабые сердцем или рассудком люди — данное явление должно влиять по крайней мере на большинство.

См. также Тот, кого нельзя называть, Вещи, которые лучше не знать. Нередко оказывается жёлтым теннисным мячиком.

Примеры[править]

Общее[править]

  • Меметика более всего известна именно по таким вещам.
  • Правильное чужеродное чудовище одним своим видом способно свести человека (как минимум обычного) с ума, или вообще убить.

Мифология и фольклор[править]

  • Библия — уходя из Содома, жена Лота обернулась и превратилась в соляной столб.
    • На самого Бога тоже смертному смотреть не рекомендовалось. Кому-то из великих Яхве в качестве награды предложил пройти мимо него, чтобы смертный посмотрел на Него сзади — от лицезрения смертный мгновенно то ли сошёл бы с ума, то ли помер.
«

20. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. 21. И сказал Господь: вот, место у Меня, стань на этой скале; 22. когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; 23. и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Моё не будет видимо.

»
— Исход, глава 33 — Господь говорит к Моисею
  • Горгона Медуза в греческой мифологии — вероятно, тоже смежный троп.
  • Там же — участь Семелы, возлюбленной Зевса и матери Диониса: подученная ревнивой Герой, она потребовала от Зевса, чтобы тот явился ей в своем истинном обличьи; при виде его божественного сияния тотчас упала замертво (по другой версии, самоиспепелилась).
    • Ну или Зевс её просто сжёг этим самым сиянием.
  • Легенда о леди Годиве. Один посмотрел и тут же ослеп.
  • Мифы о купающихся богинях и случайно подвернувшихся смертных. Актеона превратили в оленя, Тиресия ослепили, а в финикийской мифологии случайно увидевший богиню обнажённой каменел независимо от того, узнала она о нём или нет.
  • Предание о цветке папоротника: добыв его, нужно бежать без оглядки в прямом смысле, иначе преследующая нечистая сила убьёт.
    • То же с неразменным рублём. Заполучив его, нужно уходить без оглядки, ни с кем не заговаривая, пока не донесёшь его к себе домой.
  • «Случай на советско-польской границе» (возможно, основан на каком-то литературном произведении или фильме — в сборнике Эдуарда Успенского проходит в разделе «Олитературенный фольклор»). Солдаты, дежурившие на границе возле заброшенного замка, замечают в окне одной из комнат какой-то свет и отправляются туда, но при виде того, что находилось в комнате, с диким криком падают замертво. На радужке их глаз отпечатывается то, что они увидели, это нечто фотографируют. Однако каждый, взглянувший на фотографию, моментально умирает от разрыва сердца. Фотографию сжигают, что запечатлелось на снимке — остаётся тайной.
    • Похожая история «Таинственный колодец» — геолог, спустившийся в колодец, видит нечто, что превращает его в косматую тварь с рогами. Его товарищам удаётся спустить в колодец фотоаппарат и сделать снимок таинственного явления, однако уже в городе при проявке фотографии их знакомый фотограф также превращается в безобразное существо.
    • Вообще историй про фотографию существует множество вариантов.
  • В ещё одной истории художник, которого выгнала из дому жена, в отместку нарисовал на окне такого жуткого мертвеца, что женщины, увидевшие его, умирали от разрыва сердца. На мужиков почему-то не действовало. Картина была нарисована особыми красками, которые становились видны только ночью.
    • А еще существует аналогичная байка про ковёр.
  • «Окно, выходящее на север»: старика и старуху находят мертвыми, причем мертвецы сидят, устремив остекленевшие взгляды в окно, выходящее на север. На ночь в доме остается милиционер, утром его находят мертвым, сидящим у окна, выходящего на север. После того, как история повторяется ещё несколько раз, окно заколачивают, а дело закрывают. Что же такого люди видели в том окне?
  • В виде телевизионной шутки: БЕЗНОГNМ.
« проклятье ляжет на любого

кто дочитает до конца нет не дочитывай не надо остановись ну всё пиздец

»
— Пирожок с тропом. Успокойтесь, не буквально.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Н. В. Гоголь, «Вий» — как только Хома Брут неосторожно взглянул на Вия, тот увидел его, и защита освящённого круга пропала.
    • В повести не уточняется, чем именно Хома начертил круг: может, мелом, а может — церковной свечой. В экранизациях для красоты картинки круг меловой. В песне — тоже.
  • Максим Горький, «Детство» — по мнению бабушки главного героя, если обычный человек, не святой, посмотрит на Бога, то тут же ослепнет.
  • Виктор Пелевин, «Зенитные кодексы Аль-Эфесби» — собственно, кодексы для беспилотников, рассказать больше — значит, пересказать половину произведения, так что читайте.
  • С. Лукьяненко, «Рыцари сорока островов» — одно из правил — не смотреть на небо во время заката.
  • Дмитрий Глуховский, «Метро 2033» — звезды московского Кремля.
  • Н. Игнатова, «Чужая война» и связанные книги — лица шефанго. С прикрученным фитильком: смотреть можно, но рискуешь от ужаса наделать в штаны, потерять сознание или даже умереть, если сердце слабое. Встречаются и те, кто, благодаря врождённой особенности мозга, к воздействию чуть устойчивее (уровня «заорал, но остался в сознании и даже не обмочился»), они, путём долгих тренировок, могут приучить себя смотреть шефанго в лицо почти не содрогаясь. Но для мирного общения с чужаками шефанго проще носить маски.
  • Мастер и Маргарита Булгакова — собственно, взгляд Абадонны без очков. Выстрел — это уже контроль/удар милосердия. Барон Майгель не даст соврать!
  • Макс Фрай, «Лабиринты Ехо» — зигзагом шкатулка Гравви, подлянка от обиженного старшим братом Мелифаро персонажа. Её уж скорее нельзя касаться. И Книга Огненных Страниц.
  • Плоский мир — в романе «Понюшка» (он же «Дело табак», он же «Snuff») схожий эффект вызвал у Фреда Колона гоблинский артефакт.
  • Василий Головачев, «Логово зверя» — среди магических ловушек вокруг храма демона Морока был булыжник с выбитым на нём ликом демона. При разглядывании также вызывал зависимость и желание смотреть не отрываясь.
  • У Бушкова в сборнике «НКВД. Борьба с неведомым» есть в одной из историй описание некой жуткой корейской нечисти, выглядящей как рой насекомых. Увидевший их кореец впал в неконтролируемый раздрай и умер, так как в его культуре считалось, что эти штуки несут смерть даже от взгляда на них. Судя по всему, не только, ибо предыдущих обитателей местности эти существа по-видимому сожрали.

На других языках[править]

« Говорили, что, если не приносить жертв, Гатаноа возникнет, как миазм, при свете дня и спустится по базальтовым обрывам, разрушая всё, что встретится на его пути, потому что ни одно живое существо не может созерцать не только самого Гатаноа, но и даже его изображение, пусть самое маленькое, не подвергнувшись трансформации, которая более ужасна, чем смерть. Все легенды детей Юггота уверяли, что вид бога вызывает паралич и жуткое окаменение, в результате которого жертва внешне превращается в камень, в то время как ее мозг остается живым на протяжении тысячелетий, сознает течение времени, но бессилен что-либо сделать, пока случай и время не докончат разложение окаменевшей раковины и не предоставят возможность мозгу умереть. Чаще всего такой мозг, естественно, становится безумным задолго до этого спасительного освобождения. »
— «Вне времени»

Так-то оно так, но насчет изображений — явное преувеличение: герой увидел в глазу одной из ее жертв отображение ОРИГИНАЛА — и «всего лишь» упал в обморок. А вот лемурийского жреца (именно в его глазах вышеуказанный товарищ увидел отражение Гатаноа), который хотел уничтожить злое божество, Гатаноа «окаменил» по полной программе…

    • Протагонист всё-таки видел искажённое изображение. Проникшие в музей культисты же увидели в глазах мумии истинное отражение, и с ними стало почти то же, что и со жрецом.
    • Его же «Из потустороннего мира» — сумасшедший учёный Тиллингаст изобрёл аппарат, при помощи которого можно видеть невидимых существ, обитающих в пространстве вокруг нас. Вот только и они при этом получают возможность видеть нас… и жрать.
    • Также при виде Великих Древних во плоти многие не выдерживают и сходят с ума. В данном случае — с прикрученным фитильком, так как люди достаточно мужественные все же выдерживают.
    • «Иные Боги» — собственно, на Иных Богов нельзя смотреть. По крайней мере, никому, кто взобрался на горы, где находится их резиденция, и на них посмотрел, вернуться назад они не позволяли. Предположительно их же увидел Дэнфорт в конце «Хребтов Безумия», испытав невероятный ужас и наотрез отказавшись обсуждать увиденное с протагонистом.
  • Г. К. Честертон, «Лиловый парик»: инверсия в чистом виде. «Если дьявол внушает, что нечто слишком ужасно для глаза, — взгляните. Если он говорит, что нечто слишком страшно для слуха, — выслушайте… И если вам померещится, что некая истина невыносима, — вынесите ее». И да, неведомый ужас оказался фальшивкой. А у настоящего герцога, видимо, нет…
  • Джон Уиндем, «День триффидов» — все, кто смотрел на метеоритный дождь, ослепли.
  • Стивен Кинг:
    • «Противостояние» — как видно из эпиграфа, Рэндалл Флэгг также сочетает оба тропа: жучка он спалил взглядом, однако попугай и мангуста погибли от того, что сами на него посмотрели. Однако множеству персонажей удавалось не только смотреть на Флэгга, но и общаться с ним без явного вреда для себя. Также автор правки не припоминает случаев, когда Флэгг убивал взглядом кого-либо из людей.
    • «Оно» — Мёртвые Огни (то самое Оно в истинном виде), заглянув в которые можно рухнуть замертво или впасть в кататонию. Явный намёк на Лавкрафта.
  • «Гарри Поттер и Тайная Комната» — василиск. Уступая своим мифологическим собратьям, он, тем не менее, будет покруче Горгоны Медузы — той Персей ухитрился отсечь голову, глядя не на нее, а на ее отражение в зеркале; с василиском этот трюк бы не прошел — даже если увидеть его взгляд в отражении или сквозь прозрачный предмет, этого все равно хватит, чтобы оцепенеть на неопределенный срок.
    • В той же части Рон мимоходом упоминает зловещий артефакт, с которым по долгу службы пришлось иметь дело его отцу: книгу, которую, единожды открыв, будешь читать до конца жизни. Впрочем, к чести её создателей, она не убивает читателя сама, как та же Книга Огненных Страниц, а всего лишь фатально отвлекает, и всё приходится делать одной рукой — в другой-то книга.
  • «Птичий короб» Джоша Малермана — землю заполонили некие твари, один взгляд на которых сводит людей с ума, после чего они начинают убивать друг друга, а затем дружно кончают с собой. Ну, или просто кончают с собой, если под рукой никого не оказалось. Выживают только слепые и те, кто приспособился выходить на улицу с завязанными глазами. Поэтому так и неясно, как на самом деле выглядели эти существа, и что в них было такого, что сводило людей с ума. Сами они, кстати, никого не трогают.
  • «Дом странных детей мисс Перегрин» — близнецы.
  • Дуглас Адамс, «Автостопом по галактике» — казнь через демонстрацию того, насколько ты меньше Вселенной. Зафод Библброкс выжил, поскольку считал центром Вселенной себя. Ну, то есть это он так решил. На самом деле машину настроили так, что специально для него она показывала более лестную картинку.
  • Онджей Нефф, «Белая трость калибра 7,62» — всякий, взглянувший на инопланетян, превращается в одного из них.
  • Чак Паланик, «Ящик с кошмарами» — собственно, сам ящик. Всякий заглянувший внутрь либо сходит с ума, либо впадает в кататонию.
  • Примерно то же самое — в рассказе «Коробка» Джека Кетчама: мальчик, заглянувший в коробку, которую держал в руках странный человек в метро, после этого перестает есть и умирает от голода. Пополам с Неизвестность пугает больше.
  • «Досье Дрездена». Магическое Зрение — штука опасная: оно открывает истинную суть вещей и существ, но увиденное Зрением запоминается со стопроцентной яркостью и никогда не изгладится из памяти, как прекрасное, так и невыразимо ужасное. В первой книге потребители наркотика «Третий глаз», открывавшего зрение у простых смертных, быстро сходили с ума. В одиннадцатой Гарри Дрезден — сильный, тренированный и видавший виды маг с героической силой воли и большим опытом отражения ментальных атак — посмотрел Зрением на нааглоши, и дальше следует милая сценка, где он теряет рассудок, от первого лица. Хоть Гарри и справился с этим воспоминанием (на что у него ушло несколько часов в тёмной комнате), даже годы спустя одна лишь мысль о нааглоши вызывает у него секундное «ментальное заикание».
  • Чайна Мьевиль, «Вокзал потерянных снов» — зигзаг. Гигантские мотыльки, терроризирующие Нью-Корбюзон, способны проецировать на своих крыльях гипнотические картины, и любое разумное существо, взглянувшее на них, впадает в транс и становится беззащитным перед мотыльком, который после этого может спокойно поглотить его разум. Однако если смотреть на мотылька через зеркало, видя лишь его отражение, гипноз уже не действует. Если вы иномировой паук или разумный механизм — можете смотреть, ничего вам не будет.
  • П. Энтони, «Макроскоп». Первая (глушащая другие, более содержательные) информационная передача инопланетян.
  • Кэтрин Мур (да, не в соавтовстве с Каттнером, а ещё до его начала), «Красавицы Минги». На пересечении с Несовместимая с жизнью красота — некий инопланетный властитель вывел у себя в цитадели человеческих женщин настолько ослепительной красоты, что при одном взгляде на них… мозги словно бы пронзает вспышка! Можно сойти с ума и даже умереть на месте.
  • Ф. Карсак, «Бегство Земли» — внутримировой пример, один из персонажей читает стихотворение, обещающее смерть от ужаса любому, кто видел венерианское чудовище Эри-Кубу (но, по-видимому, фактически неверное, Эри-Куба может убивать, просто находясь рядом, даже за стеной).
  • Айзек Азимов, «И тьма пришла» — звездное небо планеты Калгаш. В местной солнечной системе две планеты и шесть солнц — естественно, из-за этого на Калгаше ночи как таковой не бывает. Но каждые 2049 лет происходит затмение, и аборигены, не в силах противостоять ужасу отсутствия света, массово сходят с ума.

Сетевая[править]

  • В крипипастах встречается в основном в виде «если ты видишь монстра, он тебя тоже видит и будет преследовать», но есть и куда более интересные варианты.
    • Воспитанные дети не искажают лиц.
      • Бонус за то, что жертва сама обладает некоторой убийственностью: те, кто видит жертву, ловят сердечный приступ намного чаще, чем полагалось бы просто из-за Ужасного Внешнего Вида. Причём такой вариант убиения окружающих жертву скорее расстраивает, чем радует, а вот палкой забить за то, что «им повезло быть нормальными» — совсем другое дело.
    • Не смотри.
    • Тревожное соседство.
    • Поломанная Богородица.
  • The Phenomenon: заполонившие небо в начале собственно Феномена Осколки (Shards). Если на них посмотреть когда они в активном состоянии, у любых животных Земли наступает мгновенный полный паралич и соответственно смерть, после чего в течении нескольких часов они полностью обезвоживаются неизвестным образом. Если прикоснуться, тот же результат, а ещё они самонаводятся на тепло и шум. Причём видны эти Осколки строго в человеческом диапазоне зрения, в ультрафиолете и инфракрасном диапазоне они совершенно невидимы и соотвественно условно безопасны.

Кино[править]

  • Советская экранизация «Вия»: «Только б не глянуть на него!»
  • Экранизация «Гарри Поттера и Тайной Комнаты».
  • Экранизация «Оно» 1990 г.: взгляд на Мёртвые Огни здесь не столь разрушителен — но герои все же цепенеют на время, достаточное, чтобы Оно к ним подобралось.
    • А вот в киноверсии «Оно» 2017 г. Мёртвые Огни, как и в книге, погружают Беверли в затяжной транс.
  • «Извне» Стюарта Гордона по рассказу Лавкрафта «Из потустороннего мира».
  • Киноверсия «Дня триффидов».
  • «Звонок» и «Звонок 2» — видеокассета, которую лучше не смотреть.
  • «Константин»: в начале фильма Джон приказывает закрыть глаза всем присутствующим в комнате, пока он сам изгоняет демона из девушки. Один не послушался
  • В экранизации «Коробки» Джека Кетчама, вышедшей в антологии ужасов «ХХ» педаль утапливается в пол: вместе с мальчиком перестают есть и умирают от голода его отец и сестра, после того, как тот всего лишь РАССКАЗАЛ им о том, что видел в коробке.
  • «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега»: духи из Ковчега Завета, на которых нельзя смотреть ни в коем случае.
  • Нейтрализатор из «Людей в чёрном» — при срабатывании избирательно стирает воспоминания подопытному пациенту зрителю. Собственно, прибор именно для этого и предназначен.
  • Советский «Остров сокровищ» 1982 года — морской дьявол из рассказа Билли Бонса. Пополам с тропом Неизвестность пугает больше: «…Все снасти вдруг странно стали звенеть, как целый бесовский хор, так, что кровь стыла в жилах. А Сэнди стоял у стакселя, и мы не могли его видеть у грот-мачты, где мы крепили паруса. И вдруг Сэнди как закричит! Мы все бросились к нему. А он только и успел сказать, что… ТАМ! У БУШПРИТА! из воды вынырнул морской дьявол… и посмотрел на него. Через полчаса Сэнди помер. А море сразу успокоилось…»
  • «Птичий короб» — некие существа, едва взглянув на которых психически здоровый человек начинает испытывать неодолимую тягу к суициду. А вот больные на голову наоборот, считают, что это на редкость прекрасное зрелище, которым стоит поделиться.

Телевидение[править]

  • Летающий цирк Монти Пайтона — эпизод «самая смешная шутка». Всякий, кто прочитал или услышал смертельную шутку, тут же падал замертво от смеха.

Телесериалы[править]

  • Эпизод сериала «Мастера ужасов» под названием «Сигаретный ожог», снятый Джоном Карпентером: все, кто видели фильм «Абсолютный конец света» сходили с ума и кончали с собой изощренными способами, нередко прихватив с собой кого-нибудь из окружающих.
  • Телеверсия «Дня триффидов».
  • Supernatural — истинная внешность ангелов моментально ослепляет увидевшего ее.

Мультсериалы[править]

  • «Экстремальные Охотники за привидениями» — в одной из серий, если взглянуть на проклятый артефакт, то явившийся молдавский демон Тенеброг магически удалит любопытному глаза. Но есть и обратный вариант: если показать артефакт самому демону, то он вернет все глаза назад.
    • Впрочем, и в старом сериале была серия, в которой русские мраккультисты вызвали что-то лавкрафтианское, на что нельзя было смотреть (одного из Великих Древних призвали, если что).
  • «Магазинчик БО» (в принципе, граничит с рубрикой «Интернет», так как сериал первоначально создавался средствами Сети и для Сети) — картинка, которую создал специально под эстетическое восприятие землянина инопланетный заяц БО в одиннадцатой серии «Иммерз». Нет, смотреть на неё можно. Вы даже не умрёте. Но отвести от неё взгляд, как только вы вникнете в её эстетику, вам больше никогда не захочется.
  • Гипножаба из «Футурамы». В принципе, смотреть на нее можно. Но лучше все же этого не делать — сохраните мозги для более полезного применения.

Аниме и манга[править]

  • JoJo's Bizarre Adventure: призрачный переулок в городе Морио. Оглядываться в нём нельзя ни в коем случае: появятся руки и утащат куда-то в неизвестность.
    • И на радугу в шестой части тоже лучше не смотреть.
  • Гиасс Лелуша, конечно же!
  • Насуверс — глаза Райдер Медузы. Не зря же носит повязку (Печать Горгоны).
  • Urasekai picnic — кунэ-кунэ (в других переводах его так же называли «изворотень», «покачивалка»)- монстр из японских городских легенд. Проникает в сознание человека через взгляд. Обретает реальность, когда наблюдатель его осознаёт, что одновременно является его слабым местом.

Видеоигры[править]

  • Minecraft — Эндермэн, он же Странник Края. Трёхметровый худой гуманоид, умеющий телепортироваться и убивать бездоспешного с двух ударов. Обычно неагрессивен, но нападает, если посмотреть ему прямо в глаза. Возможная субверсия — предприимчивые игроки строят «домик» с низкой крышей, чтобы Странник в него не мог войти, выбешивают сабж, а затем заковыривают насмерть через амбразуру. Ну либо просто разливают воду, которая для монстра смертельна.
    • Если Странник Края и попадает под троп, то с большим фитилём, ибо от самого по себе взгляда с игроком ничего не случится. Опасность представляет само существо, для которого зрительный контакт — кнопка берсерка.
  • Doom — случайно, в виде глюка. Зовётся «эффект Медузы» — на неверно пререндеренные ноды нельзя смотреть, или движок вылетит с ошибкой.
  • Star Wars: The Old Republic — согласно гуляющему по Империи Ситхов слуху, от многолетнего использования Тёмной Стороны Силы внешность председателя Тёмного Совета Дарта Марра стала настолько жуткой, что один, случайно заметивший его мимолётом без маски, мофф так и не смог выбросить из головы представший его глазам всего на мгновение УЖАС и через несколько часов покончил с собой.
  • SCP087B (первая игра от автора SCP: Containment Breach, послужившая практикой перед созданием более крупного проекта) — игра со штампом: один из врагов, на сайте-первоисточнике не числящийся, при встрече может сказать вам страшным голосом: «Don’t look at me!» Он — местная версия SCP-173 и не может двигаться, пока на него смотрят, и таким образом пытается заставить вас отвернуться. См. также ниже о Скромнике и прочих.
  • Demonophobia — в одном из уровней, мы проходим по коридору в комнату, где подбираем квестовый предмет. Надпись на стене гласит, чтобы мы не оборачивались на обратном пути. И если всё же обернуться, то героиню настигнет оживший труп, и убьёт её.
  • Layers of Fear. В принципе, разглядывать встречающихся в игре призраков вообще не стоит, на и без того повреждённом рассудке протагониста это сказывается не лучшим образом. Однако в определенный момент в одном из коридоров можно увидеть надпись «Не оглядывайся!» Если не последовать совету, то с очередным призраком протагонист столкнется нос к носу и придет в себя только в «своей» комнате.
  • SOMA — некоторые враги наносят урон и даже могут убить главного героя, если смотреть на них. Причина в ЭМИ-излучении, которое влияет на системы полукибернетического тела Саймона.
  • «Тук-тук-тук» от Ice-Pick Lodge — Жилец исповедует этот принцип при игре в прятки и старательно закрывает глаза когда прячется за предметами интерьера. Однако если просто ходить по дому, то хоть включай свет, хоть нет, подвижные Гости всё равно его видят даже через стены и пол. Зато с неподвижными играется прямо: если в комнате, где это чудо заспавнилось, включить свет, он тут же погаснет обратно, а Жильца телепортирует нафиг.
  • Bloodborne — так называемые Зимние Фонари из локаций кошмара. Если на них посмотреть, начнёт набираться безумие, и не перестанет даже если удастся сразу порвать контакт. А когда шкала заполнится, герой умрёт сразу. А ведь эти гады ещё и лицехватствуют, так что успокоительного надо брать под завязку. А всё дело в том что они выглядят как боди-хоррорная пародия на Куклу — самого дорого нам персонажа. Мозг Менсиса также повышает безумие если между ним и Охотником нет преград, причём этот «освещает» приличную часть локации, будучи подвешен в высокой башне.
  • Fallen London — этого добра тут много:
    • Цвет ирриго вызывает потерю памяти, а при длительном контакте и глаз.
    • Солнечный свет для обитателей Подземноморья является наркотиком и способен отменить их бессмертие.
    • Звёздный свет в местном космосе без достаточно искажающей преграды сводит людей с ума.
    • Глифы Корреспонденции при взгляде на них обжигают.
    • Машина Рассвета, будучи запрограммированной на Корреспонденции искусственной звездой, попросту промывает мозги и внушает свою идеальность.

Настольные игры[править]

  • Warhammer — на некоторые артефакты Хаоса лучше даже не смотреть. Особенно же выделяется в этой области Слаанеш, будучи божеством желаний. Где-то в его владениях находится сад, где нельзя смотреть на своё отражение в воде чтобы не залипнуть навечно. И на само Слаанеш тоже смотреть нельзя (если кто-то теоретически туда доберётся), ибо сразу же сдашься в услужение.
    • В Warhammer 40,000:
      • В Имматериум, он же Варп. Впрочем если вы навигатор или пария, то можно.
      • В третий глаз навигатора смотреть тоже не нужно.
      • И на самые сильные рунные печати на запертых со стороны миров-кораблей туннелях Паутины.
      • А ещё есть эльдарский лорд-феникс Фуэган, на которого нельзя смотреть без должного уважения — обожжёшься.
    • В Warhammer Fantasy Battles:
      • Бармаглоты, просто потому что они настолько уродливые. (Впрочем, игрокам, конечно же, на них смотреть можно).
      • Василиски, по понятным причинам. И могильные охотники, изготавливаемые с помощью их глаз.
  • «Седьмое море» — маг школы Порте может открывать разрывы «куда-то», слабый может хранить «там» вещи (но есть шанс их потерять), опытный может войти «туда» во плоти и выйти у метки из своей крови, если меток не осталось или маг открыл глаза, то его уже не найдут, то как маги Порте называют это «пространство» лишь условность, ведь те, кто его видел уже не расскажут.

Музыка[править]

«

Кто увидит свинцовый конец колдуна, Навеки будет без мозгов и стояка!

»
— «Дай Дарогу!», «Свинцовый конец колдуна»

Прочее[править]

  • SCP Foundation. Многие из объектов под тегами «опасность восприятия» или «меметический» (не все, потому что бывают такие, которые нельзя слушать, а то и что-нибудь более экзотичное). Вариантов того, что с вами будет при нарушении правила «не смотреть», множество: может быть, начнёте рисовать собственной кровью то, что увидели, а может, это что-то само вас увидит, см. пример ниже.
    • SCP-096 «Скромник» не так уж страшен на вид и не обладает меметическими свойствами, но любой увидевший его лицо (даже на фотографии) умрёт. Просто Скромник догонит его и порвет на части. Найдёт даже в подземном бункере, в глубоководном батискафе и в летящем самолёте, причем очень быстро. При этом, по отношению к тем, кто не видел его лица, он абсолютно не агрессивен и апатичен.
  • Проект «Хранители» до того эксплуатирует это явление, что хоть пародии пиши. Собственно, пародия как раз и объясняет: «Вдоль стен стоят клетки с… Демонами? Чудовищами? Людьми, над которыми очень жестоко издеваются и/или ставят жестокие эксперименты? Что-то в таком духе. Да в принципе это не так уж и важно, просто не смотри на них, или ты тоже отправишься к ним, или сойдешь с ума, или они вылезут и сожрут тебя (и/или твою душу). Как-то так» (дальше — рассуждения в том же духе о самом Хранителе, на которого тоже нельзя смотреть).
  • Цикл про «смертельные файлы» — видео, которые нельзя смотреть, потому что «людей посмотревших сойдут с ума» ©
  • «Девушка, которая видит» от @izumi000 — С прикрученным фитильком: главная героиня видит призраков различной степени страхолюдности, но пока она не подает виду, что знает о них, вреда ей не нанесут.
  • Local 58 — Weather Service.

Реальная жизнь[править]

« — Скажите, ребе, а можно мне смотреть на девушку, если на ней надета мини-юбка или блузка с декольте?

— Можно. — А если она загорает на пляже в бикини? — Можно. — А если топлесс? — Можно. — Ребе, а есть такие вещи, на которые еврею нельзя смотреть? — Есть. — Какие, например? — Например, электросварка.

»
— Анекдот в тему
  • Кэп не советует смотреть на Солнце: можно ослепнуть.
    • Даже во время затмения. Для этого есть специальные фильтры или подручные средства (рентгеновский снимок, сердцевина дискеты). В Румынии для это цели даже выпускали купюры с отверстием, затянутым специальной плёнкой.
    • Облака защищают максимум от половины ультрафиолетового излучения, так что сквозь них на солнце тоже смотреть не рекомендуется.
  • Аналогично — любая ослепительная вспышка, например, от ядерного взрыва. Причём «ослепляющая» дальность намного выше, чем радиус поражения ударной волны или радиации. Самые опасные для зрения — высотные ядерные взрывы в разрежённых слоях атмосферы. Взрывы в плотных слоях или в вакууме сияют не так ярко, но тоже смотреть не рекомендуется.
  • Тот же эффект может произвести и ультрафиолетовая лампа и, в меньшей степени благодаря большой доле видимого света, электродуговая сварка. Это самый коварный враг зрения, потому что если от взгляда на яркий видимый свет вы инстинктивно прищуритесь или закроете глаза рукой, то ультрафиолет невидим, и вы можете смотреть на него без всяких неприятных ощущений, пока он выжигает вам роговицу и хрусталик, даруя конъюктивит и повышенные шансы на катаракту.[1]
    • А с электросваркой лучше вообще кожу не оголять в сторону дуги, так как можно получить солнечные ожоги от излучаемого ей жёсткого УФ. Не один сварщик, взявший очки вместо маски, ходил потом помидорного цвета.
    • В светлом советском прошлом, когда детишкам в детсадах проводили коллективные сеансы облучения УФ-светом для профилактики рахита, им выдавали очки типа сварочных.
  • Луч лазера оставляет точечные повреждения. Пока их мало, мозг их компенсирует, и человек не замечает микротравм; когда их становится слишком много, мозг перестаёт справляться с количеством и зрение резко садится.
  • Если не хотите спровоцировать хищника, то лучше не смотрите ему в глаза — он воспримет это как вызов.
  • Быстро меняющиеся яркие цвета (особенно мерцание на экране красного и синего) могут привести к припадку при наличии склонности к светочувствительной эпилепсии. В 1997 году был казус, когда при отрисовке серии № 38 «Покемонов» авторы об этом забыли, и в результате больше полутысячи юных зрителей пострадали от последствий (ничего особо страшного не произошло, но впоследствии, как часто бывает, этот случай оброс легендами и отчасти повлиял на популярные байки о смертельных видео).
  • По мнению многих психолухов и Научи хорошему, ни в коем случае не стоит смотреть и читать многие зарубежные и современные российские произведения, такие, как «Маша и Медведь», «Том и Джерри», «Гарри Поттер» etc. Иначе вы повторите всё увиденное на экране и погибнете. Впрочем, особо одарённые даже «Ну, погоди!» ухитрялись признать опасным для детской психики.
  • И как же не помянуть байки про 25-й кадр! Соль: так как якобы глаз человека воспринимает не больше 24 кадров в секунду[2], 25-й кадр минует сознание и воздействует уже на подсознание. Изначально был придуман рекламщиками как метод скрытой рекламы, но вскоре от неё отказались, так как выяснялось, что результаты тестов были намеренно сфабрикованы. Тем не менее, многими борцунами за нравственность идея была воспринята за чистую монету.

Другие формы сенсорики[править]

  • Густав Майринк, «Фиолетовая смерть» — все услышавшие слово «эмэлэн» моментально превращаются в оплывшие фиолетовые конусы. В финале выжили только глухие люди, у которых глухота стала основой всей культуры.
  • Финал вышеупомянутого рассказа «Белая трость калибра 7,62». Последний из инопланетян, перебитых слепым снайпером, стрелявшим на звук, пожертвовал своей жизнью, чтобы включить устройство, действующее не на зрение, а на слух.
  • Сказка о магрибском молитвенном коврике. Особенно в фанфике-продолжении «Методы рационального мышления и Магрибский молитвенный коврик», где умная девочка превратила эту сказку в аналог Тетради смерти.
  • Инфразвук. По мнению британских учёных, низкочастотные звуки вполне способны вызвать у слушателя страх, ужас, панику, тревогу, тошноту, зрительные галлюцинации, самопроизвольное опорожнение кишечника и даже мгновенную смерть! На самом деле — такие уровни громкости, когда инфразвук может вам навредить возникают разве что в результате мощных взрывов, когда и без того опасностей хоть отбавляй. А так мы встречаемся с инфразвуком каждый день: дунул ветер, проехал поезд, рабочие долбят асфальт, вентилятор под потолком крутится. Вроде все живые.
  • Что же касается ультразвука, некий неназываемый выбегалло утверждает, что он якобы как-то вредит ДНК. Типа, если ДНК не облучать и подключить к какому-то изобретённому им прибору, она поёт на разные голоса, а после облучения — просто пищит. Почему это плохо, он не объяснил, зато рассказал, что если на ДНК посветить лазером, а потом убрать ДНК, то лазерный луч начинает вести себя, как молекула ДНК, что бы это не значило.
  • Есть факты, о которых лучше не знать. Мы мигаем примерно каждые 20 секунд и не замечаем этого. Ну вот, теперь вы какое-то время будете думать об этом и мигать самостоятельно.

Примечания[править]

  1. Хрусталик непрозрачен для той доли ультрафиолета, которую пропускает роговица. С ранними искуственными хрусталиками, которые для него были прозрачны, можно было ультрафиолет видеть, но в таком случае он действительно выжигал сетчатку.
  2. Игроделы с геймерами со своими 60-120 кадрами секунду тихо ржут в сторонке.