Кризис в Кремле

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Кризис в Кремле
Kreml.jpg
Общая информация
ЖанрПолитический симулятор
Год выхода1991 (старая) 2017 (новая-ремейк)
РазработчикKremlingames
ПлатформыWindows, MacOs, Linux
Режимы игрыОдиночная

«Кризис в Кремле» — компьютерная игра, выпущенная студией Kremlingames в 2017, римейк одноимённой старой (1991 г. выпуска) англоязычной игры в жанре экономической стратегии/текстового квеста. Задача игрока — принять роль генерального секретаря ЦК КПСС в позднем СССР и не допустить его распада.

Что это и зачем оно[править]

Это текстовый квест без графики и эффектов. Ни диалогов, ни взрывов, ни движущихся юнитов на карте — только новости о событиях в мире и Советском Союзе, предлагаемые варианты реакции на них, да множество шкал экономических и политических показателей.

Зачем в это играть? Затем, что это уникальная возможность в панике искать, какие статьи бюджета потерпят сокращение ради увеличения расходов на армию, экологию или какую-нибудь сферу услуг, которая понадобилась именно сейчас; вспоминать, какие взгляды у очередного умершего партийного деятеля и что нам будет за то, что мы похороним его с почестями или, напротив, осудим; гуглить, что именно писала в письме Нина Андреева, и что ей ответил Яковлев; издавать очередной радостный вопль, увидев рост «производственной мощи» на целую единицу в начале хода.

А если серьёзно, то так там ведут себя, конечно, только новички: правильное поведение — выбрать определённую линию с самого начала и придерживаться её, выйти на стабильное развитие промышленности, при котором небольшие колебания показателей находятся в порядке вещей, да и с историей того времени лучше ознакомиться по ходу дела. Зато после пяти-шести распадов СССР разными способами (а также военных переворотов, ядерных апокалипсисов и линчеваний генсека озлобленной мятежной толпой) открываются новые горизонты: можно не только удержать СССР от распада до 1995 (игра присуждает техническую победу и показывает список достижений игрока в управлении державой), но и реформировать устройство СССР так, как вам захочется. И развалить США. И построить коммунизм. И всё это по очереди.

Не обошлось и без недостатков: механика игры крайне малопрозрачна, её надо искать на тематических форумах, а в официальном мануале многих важных вещей просто нет (типа, ориентируйтесь на свою эрудицию и здравый смысл, товарищ генсек — что бесполезно, так как информации мало, и связанных со многими вещами ивентов просто нет). Кроме того, интерфейс время от времени даже для винтажного текстового квеста чересчур уж корявый: квесты в тех же «Космических рейнджерах» были много эргономичнее. Каково вам шариться минут пять по интерфейсу МВД?

Что есть[править]

У игрока есть два способа влиять на ситуацию в игре: собственно, полномочия генсека и ивенты в конце хода, требующие реакции. Вмешательства требуют ресурсов: денег (сот миллионов рублей), очков науки и политавторитета. Деньги приносят промышленность и торговля, политавторитет растёт сам, плюс некисло прибавляется за дипломатические победы. Без политавторитета и науки жизнь становится сложной, без денег — есть такое страшное слово «кризис».

Полномочия[править]

  • Бюджет — через корявое окно с использованием старого калькулятора и сметы необходимо распределять сотни миллионов рублей по длинному списку пунктов. По факту — просто ждать дохода и распихивать его в перспективные статьи (или урезать всё подряд, если у товарища генсека параректальная мануальность, и он спустил весь золотой запас). Чревато аварией на АЭС (если опустить расходы на мирный атом), шатаниями и брожениями в армии (если не хватает вооружений), либеральными бурлениями в союзных республиках (если забить на пропаганду и «конвертики» (если с ними переборщить — рост коррупции)), охлаждением отношений со странами Запада и Китаем (если забить на дипломатию), экологической катастрофой (если забить на экологию), упадком промышленности и «спиралью смерти» к кризису (если уронили производство)… ну, и так далее. Скилл правильно балансировать бюджет и избегать коррупции при слишком высоких расходах на некоторых пункты вырабатывается путем неоднократного !!FUN!!
  • Глобальная карта — политическая карта мира с государствами и опциями по отношению к ним. Опции зависят от страны. С США и Китаем можно заключать договоры. Страны, которые можно включить в сферу влияния СССР, можно уговорить вступить в экономический союз СЭВ или военный союз ОВД (но перед этим, конечно, придётся как минимум выдать им военную и гуманитарную помощь, а с Китаем, помимо прочего, поднять отношения путем инвестиций в дипмиссии и поставку в МИД дипломата, умеющего иметь дело с китаёзами). Есть специфические для стран опции: в Афганистан можно вводить войска и добиваться примирения; для Индии — спровоцировать войну за спорный с Пакистаном штат Кашмир; для ГДР — добиться объединения с ФРГ; для КНДР — напасть на Южную Корею (или объединить по ивенту). Кроме того, в странах третьего мира можно спонсировать социалистические революции, а потом давать дотации на рост промышленности (если этого не сделать, революционеров быстро скинут обратно). Если принять неоколониализм — можно выкачивать ресурсы.
  • Совет министров — распределяем места глав министерств и ведомств, каждый персонаж отличается своей политикой. Что важно — некоторые из этих кадров могут устроить путч.
  • Верховный совет СССР — парламентский орган, исходно занятый представителями различных негласных фракций в КПСС. Исходно их всего две — консерваторы и умеренные реформаторы, другие появляются при некоторых ивентах (один — сразу после старта), выборе на старте генсека с радикальными взглядами или при изредка доступной возможности разрешить фракцию по желанию левой пятки главы государства. Аналогично их можно запрещать при ивентах или волей генсека. Кроме того, можно сокращать или увеличивать их представительство при наличии соответствующих полномочий. При переходе к демократии по западному типу фракции сменяются на партии с теми же цветами и платформой, но другими названиями.
    Фракции делятся на лево-авторитарные и право-либеральные. От наличия и численности той или иной фракции в ВС СССР зависит то, какие выборы будут доступны во время ивентов и чем они обернутся (к примеру, при нехватке левых радикалов ВС не позволяет напасть на Ливию и свергнуть Каддафи, опередив в этом США). Желательно иметь побольше разных фракций, чтобы, при нелояльной партии, отыгрываться на аутсайдерах во время съездов и оставить себе свободу манёвра при ивентах. Крайне нежелательно оставить только левое или только правое крыло: правые принимают глупые решения в экономике, ослабляют армию, провоцируют волнения и сепаратизм республик, левые не лучше — просто ссорятся со всем миром, влезают в каждую первую стычку в Африке и Азии и за несколько ходов устраивают ядерную войну (оставить только одну фракцию[1] — совсем плохая идея, даже если вы косплеите оруэлловскую Океанию). Какие они бывают:
    • Левые/авторитарные:
      • Троцкисты/КРДМС (коричневые) — ультрарадикалы, милитаристы и вождисты. Провоцируют конфликты со всеми подряд, имеют смысл, если планируете много воевать.
      • Сталинисты/ВКП(б) (красные) — радикалы, умеренные милитаристы и тоже вождисты. Разница с троцкистами в том, что те во внутренней политике делают ставку на пропаганду, цензуру и культ личности, а эти — на полномочия генсека и карательных органов.
      • Консерваторы/Беспартийные (пурпурные) — умеренно-левые, сторонники стабильности и невмешательства ни во что. Единственная фракция ВС, которую генсек не может запретить.
    • Правые/либеральные:
      • Умеренные/КПСС (сиреневые) — умеренно-реформаторская фракция, сторонники перехода к рыночной экономике при минимуме изменений в политической структуре.
      • Реформаторы/СДПСС (зелёные) — радикалы, сторонники капитализма, демократизации и республиканских автономий. Умеют зарабатывать деньги, но провоцируют парад суверенитетов, так что с ними надо осторожнее.
      • Либералы/Демсоюз (жёлтые) — тоже радикалы, тоже рыночники и тоже демократы, но при этом государственники: подражатели США и сторонники конфронтации с ними одновременно.
    • Также есть три не столько фракции, сколько малых организаций (геймплейно — пассивных модификатора), которые в обмен на уменьшение лояльности крыльев партии и увеличение количества консерваторов дают разные бонусы. Все они изначально находятся в опале, и только от товарища генсека зависит их будущее положение:
      • Технократы (синие) — сторонники технического прогресса и движения к ОГАС. Дают бонус к приросту очков науки. Легализуются установлением Культа кибернетики в соответствующем событии.
      • Милитаристы (серые) — сторонники активной экспансии и превосходства военных. Дают бонус к силе и лояльности армии. Легализуются чистками армии в событии о пролёте Матиаса Руста или при агрессивной экспансии.
      • Маоисты (оранжевые) — сторонники идей Великого Кормчего, в частности — безжалостной борьбы с бюрократами. Дают бонус к отношениям с Китаем, уменьшают коррупцию. Легализуются использованием Партии диктатуры пролетариата для борьбы с бюрократизмом в соответствующем событии.
  • Академия наук СССР — её менеджмента нам не дают (это было бы уже чересчур), а дают сразу технологические деревья. Каждый следующий уровень стоит в десять раз больше очков науки, генерируемых выделением бюджета на научные проекты. Ветки часто альтернативные (нужно полностью развить одну перед развитием другой), вот они:
    • ЭВМ: нужно выбирать между персональными компьютерами с советским интернетом в финале и централизованными промышленными вычислителями с переходом к ОГАС в итоге. Первое рекомендуется при либеральном пути (интернет требует определённого уровня свобод, производство компьютеров является роскошью и поднимает соответствующий показатель), второе — при авторитарном (ОГАС нужен для победы за построенный коммунизм, кроме того, эта ветка вызывает ивент на культ кибернетики. Обе ветки снижают коррупцию и приписки (ветка ОГАС — сильнее, что тоже выгодно тоталитаристам, так как закручивание гаек коррупцию усиливает).
      • При должном навыке можно создать Государственный комитет СССР по вычислительной технике и информатике и вкачивать обе ветки сразу, что пойдет на пользу при любом стиле игры
      • На этой же вкладке видно одну безальтернативную ветку КГБ, не зависящую от двух компьютерных. Можно изучать её, если сильные органы нужны, а расширять их полномочия нельзя.
    • Сельское хозяйство: выбор между новой целиной и генетикой. Оба варианта увеличивают сельхозпродукцию, но первый вредит экологии, а второй — здоровью населения (из этого следует неправильный вывод что ГМО вредное, на самом же деле исследование генетики открывает новые, но более дорогие возможности в медицине — отсюда и рост расходов на оную). Осторожно: ветка генетики на втором уровне вызывает ивент с возрождением лысенковщины. Если лысенковщину не преследовать, исследования всерьёз затормозятся (уйдёте в минуса по очкам науки), а если преследовать, то будет недовольна интеллигенция. Если же лысенковщину вообще поддержать, то ветка генетики будет вообще заблокирована.
    • Ядерные технологии: одна безальтернативная ветка, увеличивает науку, усиливает армию и ядерное оружие. Нужна в основном для ядерной победы.
    • Армия: две альтернативные ветки, причём, в отличие от всех остальных случаев, исследование одной намертво и навсегда блокирует другую. Выбирать надо между массовой и элитарной армией. Первое нужно, если хотите много воевать в Азии и Африке, второе — если воевать не хотите и вообще не отказались бы сократить армию, но и совсем без оружия остаться не желаете.
    • Космос: военная и мирная ветки. Мирная нужна для разового очень сильного повышения политического влияния на каждом уровне (особенно полезна, если хотите включить в ОВД Китай или выманить Францию из НАТО). Военная нужна для ядерной победы и для морального наслаждения, когда американская СОИ провалится.
  • МинФин, МВД, МИД: управление политической и экономической доктриной в разных сферах. Намертво блокированы на старте: чтобы управлять ими, нужно затратить по отдельности на каждый овердофига политавторитета, да и потом придётся действовать с оглядкой на Верховный Совет. Зато это открывает возможность вводить рыночную экономику или культ личности исключительно властным повелением товарища генсека, без какого-либо ивента!
    • План/рынок: длинная ветка в доктринах МинФина, в середине разделяющаяся на две (совмещение рынка с госпланом/кооперативного самоуправления с госпланом) и сливающаяся к низу в одну рыночную. Если в предыстории при косыгинских реформах вы выбрали автоматизацию, то здесь будет стоять строгий госплан, если взяли реформу Либермана — кадаризм, если выбрали вариант «начать и свернуть реформы», то госплан с элементами самоуправления (он же — если пропустить предысторию, но играть с 1985 года, этот вариант исторический).
      Общее правило: больше рынка — больше роскоши и экспорта, но меньше доходы населения. Рынок любят лёгкая промышленность и сфера услуг (но при перекачивании рынка услуг растет коррупция), план — тяжпром и ВПК. Соответственно, если перекрутите в сторону рынка, то доходы населения упадут, получите безработицу и недовольство в республиках и среди интеллигенции, а если в сторону плана, то останетесь без роскоши, а то и без товаров первой необходимости, что тоже может быть крайне болезненно. В частности, выбор автоматизации в ивенте на косыгинские реформы хоть и даёт много науки и два первых пункта ОГАС-ветки даром, оставляет вас на старте с двумя делениями в шкале роскоши из десяти. Если товарищ генсек ещё и надумает при этом проводить антиалкогольную кампанию, то роскошь легко сведётся в ноль, и даже сверхтоталитарный режим пошатнётся. Проводить реформы в обе стороны, впрочем, возможно, но слишком резко делать этого не надо (особенно касается рыночных реформ: падение доходов населения необходимо балансировать социальными тратами, либо прибегать к помощи силовиков).
      При поражении блока НАТО рыночная ветка лишается самых буржуинских вариантов, а то и вообще всех рыночных, если ничего из подобного как-либо не было применено.

Ивенты[править]

Ивенты бывают приуроченными к датам, действиям товарища генсека, ситуации в мире или определённым значениям параметров СССР. Общее правило: следите за золотым запасом, иначе во внешней политике почти ни на что повлиять не сможете.

Шкалы и параметры[править]

  • Недовольство интеллигенции — бывает, когда лояльность интеллигенции опускается до нуля. Интеллигенция пишет товарищу генсеку письмо с просьбой предоставить творческую свободу в искусстве. Варианты решения: игнор (поганые хипстеры и креаклы товарищи работники умственного труда вызывают резкий рост оппозиции и недовольства в республиках), дать творческую свободу (рост либерализации, серьёзное недовольство силовиков и особенно КГБ, недоступно при доминировании левых в партии, или если в культуре уже максимально либеральные доктрины), откупиться (минус 50 сот млн, лояльность интеллигенции подскакивает до 4-5, но если уж она упала в ноль, то что-то её снижает, и продолжение банкета не за горами).
  • Дефицит — низкий или нулевой уровень роскоши. Варианты решения: средства на лёгкую промышленность (минус деньги, плюс рост), переориентация экономики на легпром (рост легпрома, страдают тяжпром и ВПК, страдает производственная мощь), игнор (оппозиция, недовольство в республиках). Чтобы дефицитов не было, следите за показателями легпрома и сектора услуг.
  • Мятежи — при падении в ноль лояльности соответствующих структур бунтуют КГБ (готовят покушение), генералитет (вводят в столицу войска, чтобы установить хунту), солдаты и младшие офицеры (то же самое, но требуют смягчения условий службы и демократизации правления). Также при максимуме развития оппозиции радикальные оппозиционеры штурмуют правительственные здания, при максимуме либерализации умов происходит народное восстание с требованиями демократизации по типу Швейцарии или Исландии, а при падении лояльности республики будут либо демократические волнения (в РСФСР), либо сепаратистские (во всех остальных республиках). Возможен также партийный переворот (нулевая лояльность одного из крыльев партии, низкая — другого и/или армии и КГБ). Плюс товарища генсека могут банально отправить на пенсию на партийном съезде (низкая лояльность обоих крыльев партии). Варианты решения: позвать лояльную силовую структуру (не всегда доступно, например, КГБ может разгромить радикальную оппозицию, но не целую мятежную республику, вызывает падение лояльности данной силовой структуры и рост оппозиции/недовольство интеллигенции), откупиться (всегда очень дорого), выполнить требования (оппозиция и националисты будут рады воспользоваться послаблениями, чтобы отбить максимум позиций). Чтобы этого не было, нужно действовать превентивно — во-первых, держать в конвертиках для руководств республик немножко денег, во-вторых, установить дотационного министра (если денег много), либо подкидывать финансирования республикам (дорого), либо вкачивать госпропаганду и держать народ в тонусе, и при малейших вяканьях оппозиции — выводить народ на улицы (в РСФСР резко поднимает лояльность). Народ и партия — едины, товарищи!
  • Инцидент на АЭС — на редкость поганое событие, которое происходит, если не вкладывать деньги в ядерные технологии и экологию. Взлетевший на воздух реактор требует крайне дорогостоящей ликвидации: по средствам он съедает под 70 сот млн, так что лучше о соответствующей статье бюджета не забывать. Можно ликвидировать последствия, ликвидировать секретно, засекретить и не ликвидировать, а провести первомай, или объявить борьбу против ядерной энергии.
    • Легальный чит против инцидента на АЭС — построить протонный коллайдер (ядерная ветка в Академии Наук). С ним инцидента не происходит вообще никогда, даже если больше никаких денег в атом не вкладывать.
  • Афганистан — страна в Азии, в которой на начало игры мы воюем. Ну, как воюем: поддерживаем военной силой просоветское правительство, с которым бьются насмерть поддерживаемые США и соседним Пакистаном религиозные радикалы. Кроме ивентов на него есть опции на глобальной карте и один параметр там же — контроль. Если контроль падает до нуля — Афганистан покинут, если поднимается до ста — война выиграна. Опция «отправить вооружение» поднимает контроль и ухудшает отношения с США и Китаем, «попытаться примирить» — наоборот. Проигранная война провоцирует нелояльность в южных республиках: у фанатиков теперь новая база, а тормозов им блестящая победа не прибавит. Выигранная даёт возможность взять Афганистан в СЭВ, больше не тратить ресурсы на войну, обезопасить границы и получить моральное удовлетворение. Чтобы выиграть, желательно заручиться дружбой Китая и развязать индо-пакистанский конфликт за Кашмир (опция доступна при просоветской Индии). Чтобы он успешно завершился, нужна многочисленная и боеспособная армия (делается либо правой веткой технологий, либо бюджетными тратами), при успехе можно разбомбить лагеря террористов в Пакистане. Мировая общественность будет в шоке от такой наглости, и наверняка придётся откупаться от США или идти на конфронтацию с ними, зато контроль в Афганистане взлетит до небес. Собственно, ивентов там два: «Афганская оттепель» (лучше не соглашаться, падает контроль) и вопрос о политике в Афганистане (можно вывести войска, а можно нагнать их ещё больше, что возмутит США).
    • А как же предложение о возрождении штрафных батальонов и отправке их в Афганистан? Доступно при большой доле сталинистов в ВС, повышает контроль, заставляет истерить мировую общественность и может отрицательно сказаться на преступности в стране.
    • При высоком контроле и хороших отношениях с США все опции с примирением (и на глобальной карте, и по ивентам) могут увенчаться успехом. Тогда война заканчивается, но в СЭВ Афганистан при этом включить нельзя.
  • DEFCON — ИРЛ это статус боеготовности американской армии (1 — для военного времени и тотальной мобилизации), но в игре это отношение США к СССР по пятибалльной шкале. Если 5 — мир, дружба и всё такое, то 1 — это почти гарантированная ядерная война и геймовер, если не пойти на попятную. США имеют очки отношений, и каждый раз, когда они падают ниже 0, DEFCON падает на единицу. При подъёме отношений выше 100 DEFCON поднимается на 1, а отношения опускаются в район 40-50. При падении уровня приходит соответствующее событие. Можно наехать на США (уровень падает на 1, да и авторитет генсека тоже пострадает (снижение политочков) — только нового Хрущёва не хватало), однако уже при падении со второго на первый уровень вариант недоступен, а при доминировании правых — недоступен изначально. Второй вариант — разрядка, доступен всегда, если только товарищ генсек не попёр из партии всех, кто был правее троцкистов (за 50 сот миллионов США не станет опускать уровень), третий — начать сближение, а затем и сотрудничество с Западом (либерализация внешней политики, однако если внешнеполитические доктрины уже максимально прозападные, то перестаёт работать). И наконец, вариант нажать на кнопку и таки показать США кузькину мать (нужны троцкисты) ценой геймовера и поражения (хотя при прокачанной ветке атома и множестве МБР может быть и победа. Впрочем, можно ли считать уничтожение мира победой — сказать сложно). Изначально уровень DEFCON — 4, но на этом хорошие новости заканчиваются, поскольку США от балды могут понижать с СССР отношения хотя бы потому, что им социализм не нравится, а более серьёзные действия (например, удар по лагерям моджахедов в Пакистане) гарантированно снизят уровень. Именно в DEFCON одна из основных проблем игры за левых, однако лечится американское недовольство большими вкладами в дипломатию и правильным главой МИДа («улучшение отношений» и «дружба» пассивно повышают этот показатель). С правыми (особенно реформаторами) проблем с DEFCON практически не будет из-за политики постоянных уступок.
    • Аналогично есть отношение Китая, которое не имеет уровней и просто представлено шкалой от нуля до сотни. При отношениях ниже тридцати китайская армия пытается перейти границу, нужно либо пойти к ним в вассальное рабство, либо надавать по щам, позвав для этого доблестную Советскую армию, либо заручиться поддержкой США (при достаточно хороших отношениях). Вариант с армией не прокатывает, если она слаба и небоеспособна: получите геймовер с завоеванием Сибири Китаем. При отношениях выше семидесяти можно заключать договор о дружбе (адово полезная штука, пассивно повышающая отношения с Китаем и позволяющая активно применять силу в ЮВА), восьмидесяти и девяноста — присоединить его к СЭВ и ОВД. Повышают отношения с Китаем прокитайский министр иностранных дел, конвенция о химическом разоружении и космическая программа. Важно: если Китай в СЭВ, но не в ОВД, то он оттуда легко выходит от малейшего чиха, если хотите прочного союза с ним, добейтесь взрывного роста отношений и включите его в ОВД сразу.
      • У Китая, до кучи, есть параметр боеспособности, показывающий, насколько сильна его армия. Чем выше, тем сильнее НОАК. Повышается он при вступлении Китая в ОВД и в событии о продаже оружия и технологий им. Если продать технологии и/или оружие, Китай станет настолько сильным, что при любом чихе или признаке слабости просто плюнет на просоветскость и устроит уже СЕРЬЁЗНОЕ вторжение на Дальний Восток. И тут есть 3 варианта: дать бой (нужна действительно сильная армия), позвать на помощь США (понятное дело, нужны хорошие отношения, а с этим проблем всегда хватает), и третий — нажать на большую красную кнопку, что приводит к геймоверу, как в случае с США. Так что генсека, который забил на армию, США и троцкистов, ждет гарантированный и предсказуемый финал. Если же успешно отбить такую атаку, Китай сильно потеряет в силе и может даже развалиться, но хоть второй раз такого не устроит точно.

Хронология[править]

  • Нефтяной кризис — падают цены на нефть, и это требует мер. Решения: увеличить добычу нефти (цена, естественно, упадёт ещё больше), воззвать к союзникам и накладывать на всех санкции, пока всё не станет, как было (работает прекрасно, но злит оппозицию, Китай и США), централизация/децентрализация экономики (требует сторонников соответствующих мер в ВС, доходы не повышает, зато отвлекает партию и народ), или вообще прекратить продажу углеводородов за рубеж (только при радикальных политиках и игре за троцкистов; вредит и злит США с Китаем, цена возвратится к норме быстрее, но доходы от неё, естественно, практически обнуляются). Чуть позже можно помочь Ливии за счет ценовых уступок, что тоже радует. Со временем кризис проходит, но осадочек остается.
  • Письмо Дружбы — аятолла Хомейни, духовный лидер теократического Ирана, пишет товарищу генсеку невероятно вежливое и доброжелательное письмо с предложением принять ислам[2], раз уж СССР всё равно отказывается от марксизма. Если заигнорить его, то ничего не произойдёт, если выбрать вариант «внимательно подумать», то православная религиозная ветка сменится на исламскую. Также изредка доступен вариант «принять ислам» (автор правки играл с Ираном в соцблоке, что исключало эту возможность: генсек не желал троллить аятоллу).
  • Ускорение — правые партийцы предлагают проапгрейдить экономику западными технологиями. Звучит круто, но, кажется, ни одного экономиста среди них нет: выбор этого варианта только тратит деньги, а промышленности становится ещё хуже. При доминировании правого крыла его принимают безальтернативно, увы. Более вменяемый альтернативный левый вариант — андроповские методы (растут доходы, в доктринах трудовых свобод МинФина будет «прикрепление к заводам», свободы падают, интеллигенция недовольна). Нейтральный вариант — партийные чистки (растёт лояльность партии и оппозиция).
  • Матиас Руст — некий лётчик-авантюрист на лёгком спортивном самолёте незаконно пересёк границу и приземлился на Красной площади. Варианты: арестовать его, направить ноту протеста, объявить, что так и было задумано (если хотите улучшения отношений с Западом и не потерять престиж), или обвинить во всём генералитет, начать чистки и требовать сбивать каждый воздушный змей, который перелетел границу.
  • Олимпиада — если ехать туда, то это снесёт под сотню сот миллионов золотого запаса, но улучшит внешнеполитические показатели. Если не ехать — в общем-то, ничего не произойдёт.
  • Объединение Кореи — Корею можно объединить мирным путём, но тогда она будет нейтральна, но потом, если США ослабнут, объединённую Корею можно принять в СЭВ. Для этого нужно дождаться события, когда в Южной Корее пройдут демократические выборы, и профинансировать оппозицию. Если её не финансировать, к власти придёт один из генералов прежней военной хунты, и на мирном объединении можно ставить крест. После этого нужно дождаться события, когда станет известно о том, кто станет премьер-министром, надавить на КНДР и настаивать на встрече лидеров. После этого произойдёт встреча двух лидеров в Сеуле, по результатам которой КНДР и Республика Корея объединяются в нейтральную Конфедерацию Корею. Конфедерация не может вступать ни в одну политическую или военную организацию (СЭВ — экономическая, так что туда их можно уломать вступить), лидеры же сохраняют свою власть на своих территориях, но внешнеполитические дела они должны решать вместе.
  • Вторжение в Панаму — разведка выяснит, что США планируют захват Панамы. Можно либо промолчать (тогда Панаму захватят США, и она войдёт в их сферу влияния. Надо ли говорить, что такой исход нежелателен?), либо предать это огласке всему миру, тогда отношения с США ухудшатся, но они отменят вторжение. А можно предупредить правительство Панамы и послать оружие. Тогда блицкрига у США не получится — они захватят 70 % территории Панамы, но будут вынуждены вывести свои войска, и Панама переходит в советскую зону влияния. Или же послать войска в Панаму и отбить вторжение США самим. Панама переходит в советский лагерь, а уровень DEFCON гарантированно уменьшается.
  • Бомбёжки Ливии: у полковника Каддафи проблемы — США решили принести ему немножко демократии. Но можно успеть первыми и отдать его под суд. А можно помочь за счёт подъёма цен на нефть. А можно ничего не делать.
  • Режим апартеида в ЮАР — США недовольны притеснениями и накладывают санкции. Почему бы Советскому Союзу не присоединиться? Если присоединиться, можно получить дружественный режим в ЮАР и включить её в СЭВ. Поддерживать апартеид не имеет смысла: потеря престижа, как и возможности включения ЮАР в СЭВ и советский лагерь в обмен на повышенные доходы от торговли — так себе размен.
  • Визит главы ГДР в ФРГ — ну, тут и так всё ясно. Можно снять его, пригрозить, отпустить или благословить на поездку. В последних двух случаях через некоторое время ГДР захочет либерализоваться. Кстати, снять при слабом КГБ не получится.
  • Конференция в Рейкьявике — встает вопрос о разоружении, но тут как обычно: США не хотят идти на уступки, неважно что мы предлагаем. Если выбрали авторитарный путь, но не собираетесь играть на ядерную победу, можно пойти на уступки по ракетам: совсем вы ядерного оружия не лишитесь, а слишком много вам его и не надо (но либералам, реформаторам и умеренным эта кнопка противопоказана: у них вопрос с ЯО всегда стоит остро, а его потеря чревата вторжением Запада и насильственным парадом суверенитетов). Чуть позже поступит предложение сокращения атомного оружия (можно посадить сказанувшего такую глупость, а можно и включить данный пункт в договор о нераспространении ядерного оружия, всё равно его никто не примет. Тут логично возникает вопрос: раз США и прочие постоянно саботируют мирные инициативы СССР, является ли это предвзятостью игроделов, или же США реально обитель зла? И есть ли хоть какой-то путь, чтобы инициативу приняли?).
    • В одном из AAR у игрока получилось совместное разоружение (ну, или что-то вроде того), после которого у США почти не осталось армии.
  • Письмо Сахарова — академик хочет на волю, обещая не толкать политические речи. Врёт как дышит. Можно создать прецедент, отпустив его, а можно заигнорить. Если отпустить, то он даст несколько сот очков науки. При игре сталинистами доступен вариант «создать шарашку из диссидентов-учёных», тогда тот же рост науки можно получить без роста оппозиции и либерализации, ценой ухудшения отношений с Западом.
  • Инцидент в Японии — три американских солдата изнасиловали японскую девочку. Если достаточно ресурсов — ваше КГБ сможет раздуть из этого такой скандал, что Япония выйдет из соглашений с США, откажется от Курил и станет апатичной донельзя.
  • Южноамериканские бурления — несколько ивентов: приход к власти Уго Чавеса, выборы в Бразилии. Можно поспособствовать, а можно и не поспособствовать.
  • Экономический кризис в Мексике — большое и гордое, но бедное североамериканское государство рискует стать ещё беднее. Почему бы им не помочь, заполучив верного товарища прямо на пороге у величайшего врага? Комбо из просоветской Мексики и Трампа в США даёт ачивку.
  • Найдены останки Менгеле в Бразилии — можно поехать на встречу с бразильским лидером и включить Бразилию в сферу влияния, а можно устроить антифашистский митинг и ослабить оппозицию.
  • Югославский вопрос — рано или поздно возникнет проблема с сербами. Можно дать им автономию, можно поощрить сепаратизм, можно забить болт и подождать, пока США разбомбят Милошевича. При хороших отношениях с США можно добиться мирного урегулирования конфликта. Если помогать Милошевичу до упора, он вступит в СЭВ, разбив всех врагов.
  • Албанский вопрос — Энвер Ходжа каза болду, можно инициировать возвращение Албании под советское крылышко. Албанцы могут и отказаться.
  • Выборы в США — ну, тут, как обычно, можно поддержать кого-то из кандидатов, а можно и не поддержать. Как бы там ни было, при первом ивенте в США имеет все шансы оказаться Джордж Буш, который загонит экономику в кризис, а во второй раз внезапно очень даже миролюбивый президент, с которым даже можно договориться (но который всё равно понижает DEFCON при малейшем чихе).

Прочее[править]

  • Ельцин — если здесь вообще есть главгад (помимо США), то это он. Пользуется народным недовольством и раздувает его, целенаправленно добиваясь парада суверенитетов, то есть, геймовера. При его ивентах его можно преследовать (снизит довольство интеллигенции и правых) или нет (поднимет оппозицию, либерализацию и недовольство в республиках). Ельцин приходит к власти в РСФСР, если товарищ генсек допустил демократизацию/свободные выборы при высокой оппозиции. Когда это происходит, лояльность РСФСР падает ниже плинтуса, да и другие республики начинают относиться к власти холоднее. Кроме того, это запускает ивент Беловежского сговора, на котором националисты в республиках планируют этот самый парад суверенитетов. Если есть сильный КГБ, можно положиться на него, но при либеральных реформах как раз КГБ и теряет силу быстрее всех.
  • ОГАС (Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации) — чтобы активировать ОГАС, надо сперва в ветке ЭВМ в исследованиях выбрать правую ветку. Если переход к ОГАС совершится, то уровень коррупции понизится практически до нуля, лояльность будет очень высокой и доходы тоже возрастут. Но переход к ОГАС долгий и тернистый. В ивентах на то, как именно использовать ОГАС, нужно выбирать радикальные варианты в духе «а вот сейчас за нас всё станут делать роботы!». Затем сперва понизится лояльность в республиках, а потом будет три попытки свержения. Первую попытку предпримут партийные бюрократы, которые созовут внеплановый съезд, на котором предпримут попытку отправить игрока в отставку. Их можно разогнать или с помощью КГБ, или с помощью армии, но нужна высокая сила и лояльность этих структур. Вторую попытку предпримут несколько генералов, которые окружат Кремль войсками и будут добиваться нашей отставки. Можно разогнать их КГБ или использовать лояльных солдат. Третью попытку предпримут КГБ. Их можно разогнать армией или призвать народ громить управления КГБ, если у вас высокий уровень лояльности во всех республиках. Зато, если потом удержаться у власти, с ОГАС становится играть намного легче (а также нам присуждают досрочную победу или позднюю победу, если переход свершился после 1995 года). В целом, переход к ОГАС проще при радикально-тоталитарной политике (троцкисты или сталинисты, в доктринах — всякие культы личности и неограниченные полномочия спецслужб, да звание генералиссимуса для товарища генсека), после её внедрения можно открутить гайки до минимума, плюс не забываем вкладываться в культуру и науку, иначе упадёт уровень самореализации.
  • Культ кибернетики — случается по инициативе сторонников ОГАС, если идти по её ветке. Если его поддержать, можно будет одновременно изучать и ветку персональных компьютеров. Важно — правое крыло этот вариант склонно блокировать, так что при либеральном пути получить плюсы и от «тоталитарных», и от «демократических» технологий разом, скорее всего, не выйдет. Кроме того, поддержка культа кибернетики пускает в ВС технократов, фракции они не составляют, но в следовых количествах присутствуют и дают некоторый прирост очков науки, а также делают доступным в СовМине Гурия Марчука, который тоже дает лишние очки.

Тропы[править]

  • А 220 не хочешь? — в случае провала американского вторжения в Панаму и внезапном обнаружении там советских интербригад. Педаль в подавление недоверия, если игрокам известно, что задействованные американцами в реальности силы численно превосходили ВСЮ панамскую армию более чем в два раза. Сколько же тогда должно быть советских солдат в этом случае, чтобы они это скомпенсировали…
  • Ай, молодца! — частенько происходит при первых прохождениях игры. Дополнительные очки, если игрок еще и не в ладах с историей. Решили начать борьбу с алкоголем, и внезапно пошли большие убытки? Вывели все войска из Афганистана, и моджахеды начали теракты на территории СССР? Ай, молодца, генсек!
  • Ай, молодца, злодей! — в какой-то момент США захотят захватить нефтяные месторождения Ирана и высадят в нём свои войска с целью установить лояльное правительство. Игрок в ответ может отправить советские войска защитить Иран, и тот, в случае победы СССР, перейдёт в соцлагерь и немного поднимет цены на нефть, что поможет нам и попортит жизнь США. Ай, молодца, Америка!
  • Альтернативная история — кроме того, что мы ожидаемо можем принять отличные от оригинального Горбачёва решения и выбрать другого правителя ему на смену, в игре также есть предигровые события, по которым мы можем, например, отказаться от реформы Косыгина (в последнем обновлении их сильно перебалансировали).
  • Антизлодей и злодей по должности — Росс Перо, став президентом США, заметно теплее относится к СССР, и вообще с ним мирно закончить Холодную войну гораздо проще, чем с Бушем/Рейганом. От прямолинейной агрессии США при нём защищается тоже хуже.
  • Балканизация и Кто сколько унесет суверенитета — то, чего игрок допустить не должен. Помимо Союза, развалиться могут Югославия и Китай. Допускать этого не рекомендуется, поскольку дурной пример заразителен.
    • А вот США и другие НАТОвцы развалиться не могут, хотя в той же Испании были (и сохранились по сей день) поддерживаемые СССР сепаратисты, да и в Великобритании (в одном из ивентов) где-то 48 % голосуют за балканизацию… Разгадка проста: в игре развал чего-то, кроме СССР, допиливали уже после того, как сделали большую часть работы.
  • Бесславные девяностые — будут, если проводить радикально-рыночную политику и дружить с олигархией, добившись падения доходов населения и доступности образования с медициной.
  • Битва проиграна, но есть время выиграть другую — игра за ГКЧП вся об этом. Народ не особо доволен новой властью, Прибалтика и некоторые другие республики так и норовят уйти, денег мало. В Афганистане режим Наджибуллы вот-вот падёт, и моджахеды побегут устраивать теракты в СССР. Китай и США тоже не в восторге от ухода Горбачёва, а соцлагеря больше нет. Но при должной сноровке можно выкарабкаться.
  • Бунт соратников — может случиться в сценарии ГКЧП. При слишком частом применении силы (разгон демонстрантов у Белого дома, убийство Ельцина и Горбачёва) Язов и Крючков могут арестовать остальных членов Комитета и подписать Союзный договор (плохая концовка).
    • При недостаточной лояльности КГБ игрок рискует повторить судьбу Безумного короля из «Игры престолов». В самый ответственный момент Комитет поменяет коды запуска, а охрана по-тихому уберёт.
    • Линия внедрения ОГАС вся об этом.
  • Взаимоисключающие технологии — ветки военных технологий (элитарная и массовая) взаимно исключают друг друга. Пары веток компьютерных (персональные компьютеры и ОГАС), космических (военная и мирная) и сельскохозяйственных (генетика и новая целина) — не совсем: нельзя изучать обе ветки параллельно, но можно последовательно.
    • При возрождении культа кибернетики или создании Комитета по вычислительной технике и информатике (легче всего это сделать сталинистами) можно изучать обе ветки одновременно.
  • Вечная загадка — как в предыстории сделать доступным вариант, при котором Гагарина объявляют богом? Пока это никому не удавалось.
  • Война в Афганистане — куда же без неё? Приносит много головной боли и финансовых потерь. Однако выиграть можно.
    • А можно вывести свои войска и попросить вмешаться американцев… ну, или просто вывести. Впрочем, эти варианты особой популярностью не пользуются.
  • Глумливые ачивки — присутствуют в Steam-версии игры. Например, если реформировать СССР по образцу западных стран и получить вторжение НАТО, можно заработать ачивку «Рыночек порешал». А ачивка «Genius» с лицом офигевшего Горбачёва выдаётся, если игрок умудрился сначала сделать весь мир просоветским, а уже после этого развалить Союз.
  • Госбезопасность — КГБ при высоких показателях помогает бороться с оппозицией и либерализацией, проворачивает операции во внешнем мире и довольно неплохо борется с коррупцией. Однако, если вы урезаете им финансирование и сокращаете полномочия — ждите путча. Охотно поддерживает левое крыло партии, а потому со скрипом реагирует на Перестройку (лечится последовательной сменой руководителя на более демократичного соразмерно реформам).
  • Гулаги и рабы — при игре на режиме с говорящим названием «Солженицын». Также может быть построен и самим игроком, за что даже выдаётся достижение.
  • Добро — это паршиво/Зло — это круто — у доброго и человечного генсека, скорее всего, союзные республики разбегутся ещё раньше, чем в реальности. Зато карикатурный диктатор имеет все шансы с первого прохождения добиться победы — правда, ядерной, с философским вопросом в конце: «Это ли тот мир без буржуев, о котором вы мечтали?»
  • Единый мировой порядок — можно распространить идеалы коммунизма по всей планете.
  • Знать, где упадёшь — учитывая, что большинство событий в игре все-таки фиксированные, в последующем прохождении можно найти наиболее оптимальный путь и минимизировать ущерб.
    • В линии ОГАС соломы потребуется много.
  • Злодей-бунтарь — именно это представляет из себя Ельцин, если игрок не проводит либеральную линию. И если проводит — тоже, ибо пришедший к власти в РСФСР Ельцин всегда запускает Беловежский сговор.
  • Злодей-консерватор — зигзаг. Зависит от стиля прохождения. Если отыгрывать Перестройку, то соответствующая фракция, да и КГБ, будут не в восторге и будут всячески портить жизнь — вплоть до смещения или путча. С другой стороны, ничто не мешает на старте выбрать Романова или Гришина, и по ходу игры опираться именно на консерваторов.
  • Злой президент — почти любой президент США с точки зрения СССР. Наиболее агрессивно себя ведут Рейган, Буш и Дональд Трамп.
    • Трамп стоит особняком даже на их фоне, поскольку наделяет себя диктаторскими полномочиями с согласия обеих партий на фоне краха США.
    • А уж Ельцин в роли президента РСФСР легко приводит к геймоверу, если умный генсек в демократическом порыве убил спецслужбы.
    • Ну и, разумеется, сам товарищ генсек может отыгрывать натурального Адольфа Виссарионовича Бокассу, если ему вздумается.
  • Жертва — козёл — Чаушеску казнят доведенные им граждане Румынии, если игрок не станет вмешиваться.
  • Каратель-отморозок — во время отыгрыша предыстории при волнениях в странах соцлагеря можно выполнять требования оппозиции, разгонять её аккуратно или с помощью применения сабжа.
  • Коррупционер — консерватор Гришин, будучи вторым секретарём (вице-президентом), немного повышает уровень коррупции. Также в этом замечены министры Баранников (МВД) и Алиев (СовМин).
  • Красно-коричневая сволочь: рыночная экономика, плюс корпоративные профсоюзы, плюс олигархия, плюс политический вождизм — получится буквальный консервативный фашизм под красным знаменем.
  • Красно-буржуазная сволочь: рыночная экономика, плюс высокие социальные расходы, плюс затупить и уронить показатели самореализации и духовного довольства. Может получиться, если после успешного введения в эксплуатацию ОГАС не вкладывать даваемые ей сверхприбыли в науку и культуру (машины уже всё делают за людей, а люди как бы и не нужны).
  • Красное будущее: ну, почти — переживший 1991д СССР формально уже сюда.
  • Кнопка берсерка — США и так злятся на СССР по любому поводу, но прямая защита какой-нибудь страны (например, Панамы) от агрессии демократизаторов, или удар по лагерям моджахедов в Афганистане, гарантированно снизят уровень DEFCON.
  • Колебаться с линией партии — в СовМине есть министры с особенностью «Линия партии», которые всегда поддерживают фракцию игрока.
  • Медведь снова зол — прямо присоединить к СССР можно мало что, но вот устанавливать силой просоветские режимы можно повсеместно. Даже разрушить США возможно.
  • Моральный горизонт событий: способов его перейти хватает, но наиболее чудовищный и сложный — устроить собственному населению геноцид. Правда, проводить его при этом выгодно, ибо это дешевле подкупа, и гасит бунты гораздо лучше всех других возможных способов. В конце концов, нет населения — нет и бунтов. С другой стороны, аверсия: игра никак не наказывает за неэтичные решения, и сама по себе неэтичность не уменьшает вероятность победы.
    • Тем не менее, если перестараться с геноцидом, то вылетит геймовер.
  • Наш сукин сын — встречаются по обе стороны фронта. Помимо множества безымянных во всяких Сальвадорах и Зимбабвах, со стороны СССР особенно выделяются Менгисту Хайле Мариам (Эфиопия) и Даниэль Ортега (Никарагуа), которые имеют свойство не очень вовремя клянчить большие деньги. С другой стороны, на них они смогут задавить своих противников и не перебегут в американский лагерь.
  • Наука — это круто — исследования дают существенные бонусы, что делает их одним из главнейших подспорий СССР, а вовремя запущенная космическая программа способна вообще спасти от проигрыша.
    • Да и ОГАС необходим для полноценной победы.
  • Не знает экономики — фракция реформаторов в полном составе, способная безальтернативно продавливать идиотские экономические меры, особенно при доминировании правого крыла. В частности, на их совести может быть как относительно безобидное Ускорение (пытаются внедрить импортную машинерию в промышленность, делают только хуже), так и переход к рыночной экономике за полтора года (угадайте, чем это обернётся для страны, особенно если у вас только что стоял строгий госплан).
  • Несовместимый с жизнью пацифизм пополам с несовместимой с жизнью тупостью можно проявить, отказавшись от ядерного оружия и нормальной армии. Результат не заставит себя долго ждать.
    • Чрезмерный пацифист — реформаторы, за что их обычно редко выбирают, либо стараются быстрее проскочить к либералам, поскольку данные товарищи не способны к иным действиям, кроме уступок.
    • Впрочем, если заранее развалить всех сколько-нибудь значимых противников и заграбастать их наследников в свою сферу влияния, вполне можно пережить и такое.
  • Объединительная война — можно спровоцировать КНДР начать такую. Но не факт, что Корея объединится именно под её флагом (если игрок дружит с Китаем, то шансов у КНДР будет побольше — благодаря китайским народным добровольцам 2.0).
  • Ой, бл… — скорее всего, именно такова реакция генсека, когда лояльный народ не ответил на призыв выйти в его поддержку. Педаль в пол, если именно этот «лояльный» народ его и свергнет (прямо как Чаушеску).
  • Оммаж: отсылки к техно-опере «2032: Легегда о несбывшемся грядущем» в названиях финальных ивентов ветки ОГАС («Плоды неоднозначного подхода», «Несбыточный свой путь»). Кроме того, саму оперу можно включить в настройках как саундтрек.
  • ОНО НЕ ДЕЙСТВУЕТ!!! — попытки поиграть в игру после обновления быстро заканчиваются такой реакцией. Экономику переделали и старые схемы уже не работают.
    • Отдельный пример тропа — конвертики, которые уже не выйдет безболезненно сократить.
  • Пнуть сукиного сына — за определённую сумму можно устроить трибунал над Пиночетом.
    • И убить Ельцина.
    • А в сценарии ГКЧП, при должной гибкости, помимо Ельцина можно и Горбачёва убрать.
    • В конце концов, можно привести Америку к краху!
  • Перекачаешься — лопнешь — во многих статьях бюджета слишком большое вложение не лучше слишком маленького: растёт коррупция. А слишком быстрое развитие промышленности отражается ударом по экологии.
    • Как минимум в старых версиях игры получалось вкладывать кучу средств в (подставить нужное), балансируя это нереально высокими вкладами в КГБ. Конкретно автор правки так спас советскую экологию.
  • Плюнуть в могилу — в некоторых концовках могут довольно подробно расписать, до чего незадачливый генсек довёл страну (или даже мир).
  • Роман-учебник — ну, не учебник, но как минимум популярное пособие по истории и экономике позднего СССР.
  • Симфония властей: альтернатива и секуляризации по западному типу, и научному атеизму — ввести скрепы государственную поддержку православия с апогеем в виде церкви в аппарате государства. При дружбе с аятоллой Хомейни вместо православия будет ислам — звучит смешно, если вы только не сохранили в СССР южноазиатские республики.
  • Сменить сторону — в предыстории можно перетащить на свою сторону Иран.
    • А ещё это любимое дело различных африканских стран или Латинской Америки. При потере финансирования могут быстро поменять социализм на капитализм. Не меняют сторону при максимальном показателе развития (точнее, могут — если злоупотреблять возможностью добычи ресурсов), что позволяет их перетягивать к себе навсегда. США так не умеют — они развитие больше 30 очков не поднимают.
    • Страны ОВД и СЭВ временами тоже не прочь перейти на другую сторону «железного занавеса», но их хоть армией удержать можно, были бы базы.
    • Такое способен провернуть Китай. Сначала он нейтральный, но может при хороших отношениях вступить в СЭВ и ОВД, при недовольстве выйдет обратно в нейтральные. А при появлении АДКБ идёт к ним, несмотря даже на высокую лояльность (не всегда — автор правки отыграл партию, где Китай в ОВД и СЭВ не примкнул к слабому АДКБ, алсо, там удалось продать китайцам оружие и ракеты без последствий и втюхать китайскому рынку продукцию советского производства).
      • У автора правки Китай никогда не сбегал в АДКБ (скорее всего, тут роль играла именно высокая лояльность или ещё какие-то переменные типа урегулирования претензий по границе/Тайваня/китайско-советской космической программы и т. д.)
    • Проамериканская Мексика при падении США быстренько краснеет, а страны НАТО можно будет перетянуть в СЭВ и ОВД.
  • Сэйв-скамминг — при повторном прохождении условия и даты ивентов повторяются, равно как и последствия определённых выборов.
    • Слотов сохранений несколько. Но это немного нечестно, и разработчики надеются, что использующим будет стыдно.
  • Товарищ-коммунист — можно сохранить СССР и заручиться дружбой с США.
  • Толпа с вилами — конечно, тут она без вил, но оттого не менее злая и опасная. Неудачный выбор в событии с ней приводит, в лучшем случае, к отставке, а в худшем генсек повторит (или предопределит?) судьбу Николае Чаушеску.
    • В линии ОГАС при высоком уровне популярности у народа можно самому использовать такую для подавления консерваторов.
  • Третья мировая война — может начаться, если у власти троцкисты, и будет концом игры из-за ядерной войны. Как ни странно, при определённых условиях засчитывается победа.
  • Честь прежде разума: правление троцкистов оборачивается неспособностью проводить разрядку с США, в результате — ядерная война (если раньше кто-то из верхов не свергнет товарища генсека из соображений самосохранения).
    • Реальность нереалистична — посадистский (его возглавлял неотроцкист Хуан Посадас, в честь него и назвали) Четвёртый Интернационал в самом деле настаивал на необходимости скорейшей ядерной войны.
      • Впрочем, в отличие от растиражированного через в первую очередь западные медиа образа посадистов как строителей коммунизма в антураже ядерной зимы, реальные посадисты утверждали, что раз уж третья мировая в конечном счёте неизбежна, то её стоит провести, пока у человечества ещё нет достаточного запаса ядерных бомб (и других видов ОМП) для полного самоуничтожения. Впрочем, учитывая что эти же люди рассматривали инопланетян-коммунистов и разумных дельфинов как потенциальных союзников в космической революции…
  • Фриплей — есть после получения любой из победных концовок. Хронологических ивентов после 1995, впрочем, нет.
    • С прикрученным фитильком, ибо после получения Земшарной Советской Республики (распад НАТО + полный ОГАС + поражение АДКБ + вся планета в соцлагере) продолжить играть нельзя. Впрочем, выбрав во время постройки ОГАС вариант «за машиной стоит человек», можно себе обеспечить фриплей и при соблюдении остальных параграфов.
  • Что за фигня, герой? — при падении уровня свобод до нуля у игрока это спросит интеллигенция. Можно проигнорировать их, вежливо объяснить, что так было надо, или репрессировать всех.
  • Умирающая империя — собственно, СССР таким и достаётся игроку, хотя до падения цен на нефть это мало заметно.
  • Я здесь главный, мне все можно — в принципе, играя за главу государства, сложно ожидать чего-то иного. Однако можно принять доктрину «Правитель принимает законы» (культ личности и звание генералиссимуса в комплекте), и тогда можно во многом забить на Верховный Совет и принимать любые законы, какие только захочется. Зигзаг: даже обладая неограниченной властью, не надо совсем плевать на мнение партии, интеллигенции, силовых структур и народа, особенно на несколько пунктов одновременно.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Кстати, чтобы сделать такое, придётся слишком сильно постараться, ибо Консерваторов запретить нельзя, а выдавить — почти невозможно. Даже с самыми репрессивными политиками при читах нельзя набрать больше 75 % какой-то одной фракции, не говоря уже о 100. Но суть понятна.
  2. Не в том смысле, который ныне подразумевают под этим выражением «в этих ваших интернетах».