Песочница
Песочница (англ. Sandbox) — тип компьютерной игры, в которой игроку предоставляется максимальная свобода действий.
Основные особенности песочниц:
- Большие открытые уровни.
- Или даже вся игра — это одно гигантское пространство со свободой передвижения (и, скорее всего, есть много дополнительных — малых и средних — локаций, в которые можно попасть из основной).
- Отсутствие цели перед игроком, или она задвинута в один из дальних углов.
- Предоставление игроку огромного количества способов развлечения себя любимого.
Игры с подобным уровнем свободы относятся обычно к RPG, выживалкам, так называемым action-adventures и, в случае отдельного режима, инженерным конструкторам.
Minecraft (и, возможно, Dwarf Fortress) сформировал основу жанра песочницы так же, как Wolfenstein 3D заложил основу жанра трёхмерных шутеров (т. е. всякие Catacombs 3D были и до него, но реальный геймплей, который можно было отнести к шутеру, появился только в нём; так же и тут). Он наконец-то ответил на вопрос, какая же цель реально перед игроком в «песочницу» ставится? «В песочнице нет цели» — ответ неверный. Тогда бы в них просто не играли. Правильный ответ — «исследовать внутриигровую физику и поставить её себе на службу». И чем замороченнее эта физика, тем неисчерпаемее геймплей «песочницы». И, как и в большинстве жанров, это задача с открытым концом — совершенствовать свою машинерию можно так же бесконечно, как и оттачивать навык беганья по стенкам на плазмагане.
Примеры[править]
- Dwarf Fortress — проще сказать, что не может сделать игрок: выиграть.
- Factorio – строй завод, познавай искусство автоматизации и эффективности на бесконечной карте.
- Серия Grand Theft Auto и её двойник-пародия Saints Row.
- Kerbal Space Program — песочница-космосим. Игроку предоставлена целая звёздная система с планетами.
- Simpleplanes — аналог KSP, сосредоточенный на строительстве всех видов техники, кроме космической (космоса в игре нет).
- Minecraft, Starbound и Terraria. Иди куда хочешь, строй, что хочешь, главного квеста по сути вообще нет.
- Red Faction: Guerrilla.
- RimWorld – формально в игре есть цель (свалить с планеты), но зачем это делать, если можно отыгрывать какое угодно поселение во множестве условий.
- Практически любой рогалик представляет из себя песочницу.
- Практически любой симулятор (особенно хардкорный) имеет режим песочницы. В авиасимах — режим свободного полёта, в автосимах — «практика», и т. д. Ввиду особенностей жанра наличие такого «спортзала» для индивидуальной отработки навыков более чем оправдано.
- Серия The Elder Scrolls — кто проходит в этих играх только линейный главквест, оставляет без внимания 90 % контента игры.
- Серия Fallout — ещё в первой части имелось только одно ограничение — по времени прохождения главного квеста; а начиная с Fallout 3 за разработку взялась та же фирма, что занимается серией The Elder Scrolls — с соответствующим результатом. В Fallout 4 можно вообще забыть про сюжет и квесты, и заняться благоустройством многочисленных поселений.
- Mount & Blade же! Главный квест (стать императором Кальрадии) — цель, попросту недостижимая в ванили, и очень труднодостижимая в версии Warband. Но и без неё в игре полно активностей — торговля между городами, участие в турнирах, квесты от лордов, сельских старост и цеховых мастеров, участие в войнах, как обычных, так и гражданских, и много чего ещё…
- А в модах и ещё всяких-разных дополнительных примочек добавили.
- The Powder Toy — двумерный «физический» симулятор-«клеточный автомат». «Физика» TPT только напоминает реальную, однако есть встроенный браузер для обзора «сейвов» других игроков и их небольшое активное сообщество, в котором можно найти достаточно сложные и проработанные конструкции: репликаторы, вычислители, космические станции, автоматические фабрики и просто красивые города/бункеры/пейзажи (разумеется, найдутся и бомбы против тех бункеров… и бункеры против тех бомб). Начинался, на что намекает название, как в буквальном смысле симулятор песочницы.
- А также её казуальные клоны Powder Game и донатный The Sandbox.
- Spore — космический этап. Есть несколько начальных миссий, обязательных для того, чтобы покинуть свою систему, типа-главный квест — добраться до центра галактики, после чего наступает полный фриплей.
- Более того, заядлые творцы часто вообще не заходят в саму игру (которая весьма однообразна), полностью уходя в редакторы и создание приключений.
- Игры от Ubisoft — квинтэссенция тропа, причём некоторые игры вдавливают педаль в земную кору.
- Игры Вселенной Х. Начиная с X³ поддавливают педаль в пол: основных сюжетных цепочек квестов здесь может быть несколько, есть побочные генерируемые задания. Но всё это выполнять совершенно необязательно, и с самого начала игры игрок из стартового сектора может лететь куда угодно, осваивая космос в любом направлении и занимаясь пиратством, поиском бесхозных кораблей, наемничеством, торговлей и постройкой космических станций.
- В X-Tension сюжет отсутствует совсем, есть лишь мелкие задания. Сделано это по просьбе фанатов.
- Франшиза Trainz (2004—2019) от сперва Auran, а позже — N3V Games. Воплощение песочницы в жанре поездосимуляторов. Все остальные — подражатели, порой и более удачные, чем законодатель моды.
- Startopia — режим «песочницы» позволяет осваивать космическую станцию в сабже. Никаких ограничений или заданий. Строй что хочешь.
- Стратегии Paradox Interactive. Впрочем, любая глобальная стратегия, если не играть в режиме сюжетной кампании (который не всегда вообще есть), является песочницей по определению.