Давид против Голиафа
« | — Ты собираешься с этим драться?! |
» |
— Джордж Мартин, «Буря мечей» |

Герой вынужден вступить в схватку с противником, во много раз превосходящим его самого по габаритам и физической силе. Таким способом показывают и бесстрашие самого героя, а также то, что для победы порой нужна не только физическая сила, но и умственная (ежели персонаж побеждает огромного врага именно при помощи хитрости и смекалки).
В общем и целом этот троп встречается повсеместно. Именно так рекомендуют писать сценарии в пособиях для профессионалов. Главный герой должен быть «андердогом», то есть заведомо слабее антагониста, чтобы зритель болел за героя и переживал, победит ли он. Смотреть два часа на то, как заведомо более сильный размазывает слабака, неинтересно. Смотреть на то, как аутсайдер силой воли или хитростью из последних сил, в последний момент уделывает фаворита — бесценно!
Обязательный элемент спортивных драм, вплоть до того, что в реальном спорте его пытаются имитировать, с помощью правил ограничивая фаворитов. Если Давиды перестанут побеждать Голиафов, зритель перестанет ходить на трибуны.
Родственные тропы — маленький человек, королевства — хорошо, а империи — плохо, женщина сильнее мужчины, меня побила девчонка, дети против взрослых, планета бьёт Громадную Империю, проблема Голиафа.
Надтроп — блистательный соперник. Противотроп — Избиение младенцев. Комический вариант — Моська лает на слона (когда ни о какой победе над Голиафом речи нет, это чисто хвастовство Давида).
Варианты тропа
- Голиаф огромный — а Давид маленький, возможно даже ребёнок или грызун.
- Голиаф сверхчеловек с суперспособностями или вообще чу-чу — а Давид простой крутой смертный.
- Голиафов много — а Давидов мало, или он вообще один в поле воин.
- Голиаф опытный, мастер, профи, чемпион — а Давид новичок, который должен показать себя.
- Голиаф очень богат или занимает высокий пост — а Давид простой человек из народа.
- Голиаф боец — а Давид умник.
- С прикрученным фитильком: Голиаф и Давид по гамбургскому счёту были бы равны, но Голиаф в заведомо выигрышном положении, например вооружён — а Давид безоружен, ранен, болен, беременный.
Важно: чтобы троп был тропом, Давид и Голиаф должны противостоять; Голиаф должен казаться заведомо намного более сильным; в конце должен победить Давид. Если противостояния нет, или Голиаф не особо-то имеет преимущество, или если он легко побеждает, это не троп. Впрочем, если Голиаф побеждает неожиданно, когда аудитория по привычке готовилась к победе Давида — это можно считать субверсией тропа.
Примеры
Мета-пример — деятельность охотников на монстров, вампиров, оборотней и демонов.
- Стереотипный ассасин легко вооружён и не может похвастаться мощным телосложением, но способен убивать тяжеловооружённых громил, не вступая с ними в открытый бой. Или побеждать их в открытом бою за счёт ловкости и скорости.
Мифология и фольклор
- Кодификатор из Ветхого Завета — поединок будущего царя Иудеи Давида (в ту пору юного пастуха) с филистимлянским воином Голиафом, потомком великанов-рефаимов.
- Множество легенд и сказок о храбрых рыцарях, сражающихся с драконами или другими гигантскими чудовищами.
- Геракл и Гидра (а вот немейский лев ему, пожалуй, был равным).
- Одиссей и Полифем.
- Святой Георгий и змий.
- Сигурд (Зигфрид) и дракон. После купания в крови дракона уже не троп, так как дальше сам Сигурд потянет на Голиафа.
- Беовульф и Грендель.
- Добрыня Никитич и Змей Горыныч, Илья Муромец и Калин-царь (а вот с Соловьём-разбойником, пожалуй, паритет), Алёша Попович и Тугарин Змеевич (в последнем случае ещё и взял хитростью).
- Иссумбоси из японской сказки (Давид) против чёрта (Голиаф).
Литература
- Генрих Манн, Молодые годы короля Генриха IV — перед первой брачной ночью Наварры и Марго происходит немое противостояние и прямое сравние его, Генриха Бурбона (Давида), и Генриха де Гиза (Голиафа).
- Редьярд Киплинг, «Книга джунглей» — Маугли против Шер-Хана. Причём если в советской экранизации они дерутся на равных — взрослый мужик со взрослым тигром, то в книге Маугли был ещё мальчишкой и победил именно хитростью.
- Вернее, в экранизации — сильный здоровый юноша в расцвете сил против старого тигра-инвалида, предварительно измотанного.
- Ой да ладно, инвалида. Да, Багира один раз называет его хромым убийцей, но что-то незаметно, чтобы он хромал, да и перед финальным боем Шер-Хан не выглядит измотанным, напротив, оказавшись с Маугли один на один, он очень даже воодушевлен, особенно когда вышиб у парня кинжал. «Ну что, Лягушонок, сейчас самое время вспомнить Красный Цветок». Покажите хоть одного молодого, здорового парня, который хоть на старого тигра-калеку побежит с голыми руками. Тут как раз условия подровняли, в то время как книжный Маугли к Шер-Хану даже не прикоснулся, а натравил на него стадо буйволов.
- Вернее, в экранизации — сильный здоровый юноша в расцвете сил против старого тигра-инвалида, предварительно измотанного.
- Роберт Говард: Конан, хоть и далеко не мальчик, много раз выступал в роли Давида против более могучих и к тому же магических противников («Дочь ледяного великана», «Чёрный колосс», «Железный демон»).
- Джон Толкин любил этот троп:
- «Хоббит»: Бильбо против любого противника — впрочем, дело редко доходит до драки. Бард-лучник против Смауга (даже метод победы похож на Давидов).
- «Властелин колец»: Эовин против Короля-чародея, Сэм против Шелоб, Пиппин против тролля, Гэндальф против Балрога. Если расширять трактовку, то и всё братство против орд Саурона.
- «Сильмариллион» — отыграно много раз (Берен против Кархрота, Лютиэн против Саурона, а потом и самого Мелькора), но особенно запоминается сознательная аверсия: дуэль Финголфина с Морготом очень напоминает битву Давида с Голиафом… только не вышел из эльфийского витязя Давид. Впрочем, он нанес Морготу семь незаживающих ран, а потом еще и пробил ногу, обрекая на хромоту; и можно сказать, одержал моральную победу. А самый эпический пример — Эарендиль против Анкалагона, крылья которого застилали небо.
- «Фермер Джайлс из Хэма»: фермер Джайлс (Давид) против дракона (Голиафа).
- Астрид Линдгрен:
- «Мио, мой Мио» — мальчишка Мио против взрослого рыцаря Като. С прикрученным фитильком, так как мальчишка увешан магическими прибамбасами и всё равно умудряется поначалу больше рыдать, чем воевать.
- К тому же, Като, судя по всему, и сам стремился поскорее умереть, а самоубиться не мог, потому что «всегда должен быть Като». И потому в полную силу особо и не сопротивлялся.
- «Рони, дочь разбойника» — Рони буквально против любого противника.
- «Мио, мой Мио» — мальчишка Мио против взрослого рыцаря Като. С прикрученным фитильком, так как мальчишка увешан магическими прибамбасами и всё равно умудряется поначалу больше рыдать, чем воевать.
- Клайв Льюис, «Хроники Нарнии» — Рипичип по отношению к любому противнику будет Давидом!
- Фрэнк Херберт «Дюна» — фремены и лично Пол Атрейдес, арканящие исполинских песчаных червей. В широкой трактовке подойдёт и их борьба против могущественных Харконненов и Императора.
- Кир Булычёв, цикл про Алису:
- «Гай-до» — именно отвага Алисы, вышедшей с одной свечой против гигантского монстра, заставила свергнутую королеву взять себя в руки и сражаться. Правда, битвы как таковой и не вышло.
- Тэд Уильямс, «Орден манускрипта» — король Эльстан Рыбак, который принял бой с проснувшимся драконом и убил его ценой своей жизни. В итоге вся слава досталась не тому…
- Чайна Мьевиль, «Нон Лон Дон» — что Зана, что Диба, девочки против чудовищного Смога. Первая пытается взять бесстрашием (получается тупое самопожертвование), вторая хитростью.
- «Волкодав» — ох и любили в Самоцветных горах охранники-«голиафы» покуражиться над каторжниками-«давидами», вызывая их на «честное» единоборство…
- Кто говорил про честное? Честно говорили: победишь голыми руками надсмотрщика с кнутом, ножом и в кольчуге — так и быть, отпустим (без нихрена на горный перевал). Волкодав был первым, кто смог, да и то, рассчитывал только уйти и свалиться замертво вне поля зрения оставшихся на руднике.
- Заглавный герой против Итерскела и Канаона. Голиафы оба только по габаритам, а в мастерстве Волкодаву уступают.
- Он в том числе и банально сильнее обоих, только не мускулистый, а жилистый, так что не в счет. Итерскела отпинал и без всяких умных кун-фу.
- «Сага о ведьмаке» — ведьмаки обучены сражаться с разнообразными монстрами, в том числе с теми, которые намного крупнее и сильнее человека.
- Prince of Nothing — играется разнообразно, с зигзагами и субверсиями. Например Келлхус любит косплеить Давида, выходя в одиночку против больших отрядов — но на деле он человек-плюс и супервоин, а в третьей книге еще и супермаг. А вот измученный пытками Акхеймион против целой толпы Багряных Шпилей и джаврегов — это оно. Голая беременная Мимара против насильников-Шукродеров — тоже оно. Серве по своим тактико-техническим характеристикам вполне Голиаф, но против неё — сотня оборотней с хорами и дракон, так что тоже оно. То, что осталось от Великой Ордалии против все еще несчитанных полчищ шранков и башрагов, скрывающихся в Голготтерате — еще один зигзаг: полегли все.
- Стиг Ларссон, «Миллениум» — миниатюрная Лисбет не раз отоваривала крупных мужиков.
- Гарри Поттер против лорда Волдеморта. И против василиска. И против венгерской хвостороги, но её и не надо было убивать — просто обхитрить.
- «Досье Дрездена» — Гарри Дрезден не обделён ни ростом, ни магической мощью, однако регулярно выпутывается в конфликты с куда более могущественными силами и даже ухитряется выходить победителем. А Кэррин Мёрфи, будучи обычной женщиной, да ещё и крайне миниатюрной, сражается бок о бок с Дрезденом и тоже надирает зады как просто крупным мужикам, так и сверхъестественным монстрам. Последним её фрагом стал предводитель йотунов, переживший схватки с Тором и Дрезденом.
- Метавселенная Рудазова — в ассортименте.
- Логмир Соррвана-тха против Султана Огня — зигзаг. С Логмиром была ганза товарищей, вместе с которыми он выкопал Султану яму с кольями и заманил его туда. Просто Логмиру повезло кое-как уцелеть, да ещё и суперспособностью разжиться, а ганзе — нет.
- Креол против архидемонов Лэнга — тоже зигзаг. Он демонолог, специализирующийся именно на этом Тёмном мире, так что они перед ним в односторонне невыносимых условиях, если не нивелирующих разницу в могуществе, то делающих её преодолимой.
- Султан Земли дважды на себе испытал поговорку «чем больше шкаф, тем громче падает»: в прошлом от армии Кай-Хемеала и во время событий книг от дэвкаци клана Огненной Горы. Пусть они перед ним подобны человечкам Лего — но важно выбрать момент и правильно применить силу…
- Олег Бритва против Пазузу, а позже — собственной же демонической части души, захватившей тело яцхена и вынудившей его ховаться в человеческое.
- Драммен Гальвени против Бельзедора. Игра с тропом: настоящий злодей здесь именно «Давид».
- Гаштардарон против Энзириса. При том, что Рыцарь Паргорона ещё не демолорд и даже вексилларий только «врио», а Бог-Меч как раз потерял смиряющий его силу пояс в бою с предыдущим вексилларием. Субверсия, ибо Гаштардарону помогает гохерримская «расовая абилка» суммировать силу клинков.
- Корграхадраэд против Гламмгольдрига. Помогли только вундервафля да пара хороших знакомств… и вот у Паргорона новый Тёмный Господин.
- Фархерримы против Кошленнахтума. Их много, но его ещё больше.
- Жюдаф и Эйхгорн против Тьянгерии. И снова помогла вундервафля, точнее, целых три.
- Логмир Соррвана-тха против Султана Огня — зигзаг. С Логмиром была ганза товарищей, вместе с которыми он выкопал Султану яму с кольями и заманил его туда. Просто Логмиру повезло кое-как уцелеть, да ещё и суперспособностью разжиться, а ганзе — нет.
- Роман «Star Trek: Ship of the Line» начинается с битвы небольшого сторожевого катера «Бозмен» (который к тому же ещё и повреждён во время недавней стычки с контрабандистами) и клингонского тяжёлого крейсера. Орудия «Бозмена» не могут даже поцарапать огромный крейсер, тогда как клингонские дизрапторы вызывают повреждения даже если не попадают по «Бозмену». Единственное преимущество катера ― манёвренность. Задача экипажа «Бозмена» ― послать сигнал бедствия, чтобы не позволить клингонам совершить подлое нападение на беззащитную звёздную базу, на которой проживают десятки тысяч людей. В отчаянии, они пытаются хоть как-то скрыться от крейсера в зыбком облаке. Они обнаруживают, что временная аномалия забросила их в XXIV век и чуть не столкнулись с «Энтерпрайзом-D». Единственное утешение: их самоубийственный план сработал, и первый «Энтерпрайз» сумел прогнать клингонов. В конце книги, Пикару выдают три небольших кардассианских корабля и отправляют перехватить «Энтерпрайз-E», который находится в руках врага. Сражения не случается, так как Бейтсону удаётся убедить Козару, что он совершает все эти поступки ради своего недостойного сына. Осознав, что никакой чести в этом нет, Козара добровольно сдаёт корабль Пикару. Бейтсон обещает вернуть всех захватчиков на родину и сообщить клингонскому Верховному совету о великой победе Козары (ведь ему действительно удалось захватить новёхонький флагман Федерации).
Кино
- Многие фильмы Джеки Чана, особенно ранние.
- «Звёздные войны» построены на тропе: коллективный Давид (Королевство Набу/повстанцы/сопротивление) побеждает коллективного Голиафа (Торговую Федерацию/Империю/Первый орден).
- Почти. Республика была объективно сильнее Конфедерации Независимых Систем.
- В целом — да, но КНС в первые же минуты поставила себя в выигрышное положение. Собственно, ситуация была такой — если Республика сумеет раскочегариться, то сомнёт КНС за пару недель, но на это нужно время.
- Скайуокеринг как таковой.
- Люк Скайуокер против Дарта Вейдера, сильно превосходящего его и комплекцией, и опытом. А ещё Люк — простой фермер, противостоящий императору и его дракону. И не стоит забывать о его схватках с вампой и ранкором.
- Лея, задушившая Джаббу.
- С фитильком — магистр Йода против графа Дуку: Йода превосходил Дуку мастерством, но в размерах уступал раза в три.
- На арене Джеонозиса Оби-Ван и Энакин сражались с крупными монстрами. Падме достался не слишком крупный, но с учётом того, что она не джедай, тоже подходит.
- Оби-Ван дважды сражался с генералом Гривусом — четырёхруким киборгом, убившим немало джедаев. В первый раз отрубил ему две руки и обратил в бегство, во второй убил.
- В книгах один из наиболее ярких примеров — Мейс Винду против Кара Вэстора, второй поединок. «Вэстор был моложе, сильнее, быстрее и значительно более могуществен. И у него было оружие, которому ничего не мог сделать клинок джедаев. Мейс не смог бьг; победить в подобной битве даже в лучшие времена, а в тот момент он был далеко не в лучшей форме: он был измотан до предела, у него была масса тяжелых ранений и разбитое сердце.» Зато он видит уязвимые точки, обладает хорошей памятью, и знает, как и когда использовать телекинез на торчащих в стене виброщитах.
- Почти. Республика была объективно сильнее Конфедерации Независимых Систем.
- Спортивные драмы «Рокки», «Бешеный бык», да вообще найдите хоть одну, где в конце аутсайдер не дерётся с чемпионом и, в большинстве случаев, не побеждает.
- В принципе, «Живая сталь», но там антагонист побеждает с трудом и по очкам.
- Первые «Тачки», хоть это и мультик. Молния в финале ведь проиграл кубок… но не славу и не любовь зрителей.
- А где тут Давид с Голиафом? Все машины на гонках были примерно равны и по размерам и по силам — у действующего чемпиона опыта больше, хотя мотор уже не тот, а Рико и Молния молоды и крепки. Под троп больше подходит гонка против бабки-школьного автобуса из третьего фильма — вот она реально могла укатать мелких соперников в грязь.
- Первые «Тачки», хоть это и мультик. Молния в финале ведь проиграл кубок… но не славу и не любовь зрителей.
- В принципе, «Живая сталь», но там антагонист побеждает с трудом и по очкам.
- «Чужой» — Давид-Рипли против Голиафа-Чужого. Перед этим Голиаф выносит всю команду по одному, но Давид побеждает хитростью.
- Первый «Терминатор»: простые «Давиды» против киборга-убийцы, который выше их на две головы. В продолжениях всё больше терялось, поскольку Железный Арни при всём желании не тянет на Давида, даже если обвешать противника суперсилами.
- «Смертельная битва»: в принципе многие схватки так выглядят, но дуэль Джонни Кейдж vs принц Горо пробивает педаль в преисподнюю.
- «Мышиная охота» (1997). Тот случай, когда Давид — героический антагонист, очень хитрая мышь, побеждающая хозяев дома, кота и профессионального крысолова.
- Троп пытаются отыгрывать многие супергеройские фильмы: да, у нашего героя крутейшие суперспособности, но посмотрите, у врага суперспособности ещё круче! Получается не всегда.
- «Доктор Стрэндж»: Стрэндж против исполинского Дормамму, побеждает хитростью.
- Игра с тропом шутки ради — «Тор: Рагнарёк». В первой половине фильма Тор дерётся с огромным и более сильным Халком (с прикрученным фитильком — Тор тоже не маленький и как-никак бог, просто Халк ещё здоровеннее). В конце фильма уже Халк находит себе Голиафа — исполинского Сурта!
- «Джон Картер» (2012): Джон давидит здоровенных чудовищ на гладиаторской арене.
- Он же землянин на Марсе! Меньшая сила тяжести прибавляет ему и сил, и проворства. Так что тут еще и Арена против босса.
- «Властелин колец» — к примерам из книги добавились Леголас и Эомер, сразившие мумаков. Эовин и Мерри тоже свалили пару таких. Ну и победа Исильдура над Сауроном в фильме подходит.
- «Хоббит» — противостояние гнома Торина и огромного орка Азога. Торин победил, хотя и сам получил смертельную рану.
- Там же Бард убил мечом огра, а Леголас победил Болга, ещё более здоровенного, чем Азог.
- «Один дома» — мальчик Кевин с помощью хитроумных ловушек кошмарит взрослых жуликов.
- «Троя» — Гектор, убивший шкафоподобного амбала Аякса. В отличие от первоисточника, где оба пережили поединок и согласились на ничью, хотя Гектор огрёб сильнее.
- Артур и война двух миров — непродолжительный поединок главного героя с Мракосом на крыше поезда. Закончился комично: Мракос обезоружил и сбил своего врага с ног… а после впечатался в арку тоннеля… несмотря на то, что Артур его об этом предупредил: Мракос принял фразу «впереди тоннель» за дурацкую выдумку, чтобы заставить его обернуться.
- «Королевская битва» — в игре на выживание участвуют на равных сильные парни и хрупкие девушки, тренированные спортсмены и ботаны-задохлики. Но перевес далеко не всегда бывает на стороне физической мощи. См. также «Голодные игры»
Телесериалы
- «Игра престолов»:
- Бронн в лёгких доспехах и без щита (Давид) против полностью экипированного рыцаря Вардиса Игена (Голиафа). Троп сыгран прямо.
- Пеший Даарио против конного Ознака зо Паля.
- Джон Сноу против здоровяка Стира.
- Победы Сэма и Джона над Белыми Ходоками и убийство Арьей самого Короля Ночи.
- Жестокая субверсия: Оберин Мартелл (Давид) против Горы (Голиафа). Когда аудитории уже кажется, что троп вот-вот будет отыгран, происходит страшное.
- Однако с фитильком: хоть Гора более могуч и грозен с виду, Оберин тоже один из опаснейших бойцов Вестероса. И если в книге описано, что Гора очень быстр для своих размеров, а Оберину приходилось нелегко, то сериальный Клиган двигается довольно неуклюже, и может даже показаться Давидом по сравнению с Оберином, демонстрирующим незаурядное воинское мастерство.
- Но здесь чистейший Дойл: во-первых, Хафтор Бьёрнссон по жизни именно силач-пауэрлифтер, а не борец и не боксёр — то есть, не натренирован безопасно применять силу к живому противнику. Это уже не первый раз, когда он всерьёз очковал покалечить спарринг-партнёра. А во-вторых, бейся он на эффективность, как ИСБшник — это банально не смотрелось бы на экране.
- Не менее жестокая субверсия с Гренном и Лианной Мормонт, победившими великанов ценой своей жизни.
- И ещё одна в сцене поединка в бойцовой яме Миэрина: Даарио уверяет, что мелкий гладиатор победит крупного, но оказывается наоборот.
- И «Клиганбоул» — Сандор не смог одолеть неуязвимого зомби Григора и сбросился вместе с ним со стены.
- Однако с фитильком: хоть Гора более могуч и грозен с виду, Оберин тоже один из опаснейших бойцов Вестероса. И если в книге описано, что Гора очень быстр для своих размеров, а Оберину приходилось нелегко, то сериальный Клиган двигается довольно неуклюже, и может даже показаться Давидом по сравнению с Оберином, демонстрирующим незаурядное воинское мастерство.
- Коллективный пример — битва при Винтерфелле против Белых Ходоков с их бесчисленной ордой мертвецов.
- Нелетальные примеры: победа сира Лораса над тем же Горой на турнире и поединок Арьи с намного более крупной и сильной Бриенной.
- «Дом дракона» — грустная аверсия. Люцерису на юном, чуть больше лошади, дракончике Арраксе банально нечего противопоставить полуторастаметровой туше Вхагар — а та, в свою очередь, умеет выныривать из облаков неожиданнее, чем акула. Good night, sweet prince.
- Если знать текст книги, то свой Давид на Вхагар ещё найдётся в лице Караксеса. Правда, и наездник у него опытнее и отмороженнее Эймонда, и в любом случае боя над Божьим оком не переживёт никто из участников — но Кровавый Змей издохнет последним, так что по чести победа всё же ним.
- «Сверхъестественное» — братья Винчестеры, будучи простыми крутыми смертными (хотя периодически получают суперспособности и мощные артефакты), противостоят существам, в лучшем случае просто превосходящим людей физически, а в худшем — обладающим божественными силами.
- «Игра в кальмара» — перетягивание каната: в команде Ки Хуна из десяти человек три худощавых женщины, больной старик и только один ярко выраженный силач, в команде противника — десять крепких мужчин.
- «Рыцарь дорог» (1982—1986) — в сериях «Голиаф» и «Возвращение Голиафа» Гарт Найт на созданном по той же технологии, что и КИТТ огромном грузовике «Голиаф» пытался уничтожить Майкла Найта и его автомобиль. В первый раз с «Голиафом» справлялась вся команда Фонда, во второй КИТТ и Майкл заманили Гарта и его грузовик на обрыв и сумели в последний момент уклониться, когда он пошел на таран, после чего инерция и гравитация сделали свое дело.
Мультфильмы
Очень часто бывает в мультфильмах про маленьких зверьков и больших хищников.
- Микки Маус и его злейший враг Пит.
- «Великий мышиный сыщик» — Бэзил и профессор Рэтиган.
- «Ну, погоди!» — Волк однозначный Голиаф, хотя больше за счет размеров, чем силы, а вот Давидов на все мультфильмы наберется даже несколько, и если Заяц больше брал хитростью и везеньем, то остальные выдавали хулигану заслуженные 220.
- Дилогия мультфильмов про олененка Нико: в обоих Давидом выступает протагонист, а Голиафами оказываются сначала Черный Волк, а потом мстящая за него Белая Волчица. Оба побеждаются хитростью.
Мультсериалы
- Том и Джерри же. Давид регулярно побеждает и унижает Голиафа.
- «Чип и Дейл спешат на помощь» — Спасатели и большая часть их врагов.
- «Гаргульи» (1994) — Дэвид Ксанатос и лидер гаргулий Голиаф. Однако в смысле соответствия условиям, перечисленным в шапке, аверсия — в прямое столкновение Ксанатос выходит не иначе как в заделанном под гаргулью бронекостюме а-ля Тони Старк, так что весовые категории получаются примерно равные.
- «Мои маленькие пони: Дружба — это чудо» — поняшам нередко приходилось сталкиваться с огромными чудовищами.
- Нередко в мультсериалах на школьную тематику хулиганов, противостоящих хорошим парням, изображают как здоровенных лбов, которым герои не доходят и до плеча.
- «Вселенная Стивена» — маленькая и худая Давид-Жемчуг против разбушевавшегося Голиафа-Сугилит. Поначалу Сугилит просто вытерла ей пол, вдобавок унизив, но благодаря дозе мотивации от Стивена Жемчуг смогла подняться и перехитрить гигантскую противницу.
- «Аватар: Легенда об Аанге» — Аанг против Озая. Да, Аанг — Аватар, но при этом он — наскоро обученный двенадцатилетний мальчик с принципиальным нежеланием убивать, тогда как Озай — многоопытный взрослый маг безо всяких тормозов, к тому же усиленный кометой Созина.
- Тоф на турнире побеждала взрослых амбалов.
- «Аватар: Легенда о Корре» — героиня и присные против платинового ОБЧР Кувиры.
- «Первобытный» (2019) — герои постоянно сталкиваются с существами, превосходящими в размерах не только Копьё, но и тираннозавриху Клык.
- «Охотники на драконов» — У героев практически вся работа делается в таком режиме; тот же Лиан-Чу давно привык сражаться с драконами, превосходящими его ростом во много раз. Отдельно отличился Гвиздо против врага своего детства, лютого верзилы Клотара в серии «Сиротский приют». Троп педалируется, когда трусоватому коротышке приходится в одиночку идти ещё и на драконов, с его-то телосложением, если помощи от друга-качка ждать не приходится…
Аниме и манга
- Sailor Moon, первый сезон — финальное сражение Усаги с королевой Берилл, слившейся с Металлией.
- Girls und Panzer — поединок «Оараи» и «Куроморимине»: у последних танки гораздо лучшего качества, их больше, их ведет опытный командир, а еще они притащили громадный «Маус».
- One Piece — много где, но самые эпичные сражения — Луффи против Кайдо, Биг Мам, Морией и Джонсом из-за разности комплекций. Луффарь — типичный хрупкий шустрик, а остальные имеют скорее фигуру типа Упитанный силач или шкаф. Сам же Мугивара полагается на ловкость и концентрацию удара, а к примеру те же ЛинЛин или Ходи из-за веса в основном ударяют всей мощью тела или разгоняются.
- Hinomaru Zumo — главный герой Усио Хиномару в битвах… да практически со всеми противниками. Нет, так-то Усио парень очень даже крепкий… только ростом не дотягивает даже до полутора метров. Что не мешает ему буквально опрокидывать на землю здоровенных шкафов.
- «Боевой ангел Алита» («Сны оружия»): Алита-Галли — Давид по сравнению с громилами-киборгами.
- Berserk — Гаттс здоровенный амбал с заточенной рельсой в качестве меча (в арке «Золотой век» — со «скромным» цвайхандером). Но ему каждый раз выдают в противники что-то монструозное. Один из крайних фрагов — морской, на минуточку, бог!
- Каска против Адона — более прямой отыгрыш.
- Банда Ястребов, поначалу на 90 % состоящая из тинэйджеров — против превосходящих сил противника.
- Giant Killing — спортивная версия тропа. Заглавная команда, скажем прямо, весьма и весьма средненькая. Но у их нового тренера самая яркая черта в том, что лучше всего он и его подопечные показывают себя именно против заведомых фаворитов. Да собственно и само название манги тут сойдёт за подсветку тропа.
- Hokuto no Ken — фактически в каждой серии Кенширо приходится драться с амбалами размером с дом (некоторые фанаты объясняют их появление в постапокалиптическом мире действием радиации), большинство валится с полпинка, но с некоторыми приходится повозиться.
- Toaru Majutsu no Index — столкновения Мугино Шизури, эспера 5-го уровня со способностью, по-сути, стрелять лазерами и прожигать всё вокруг, и нулевика Хамазуры Шиаге, вооружённого одним пистолетом. Педаль в пол, потому что Хамазура выигрывал во ВСЕХ их столкновениях.
Телевидение
- Профессиональный рестлинг — в порядке вещей, поскольку в большинстве современных промоушенов отсутствуют весовые категории и на одном ринге могут встретиться бойцы совсем разных габаритов. Ниже — несколько ярких примеров.
- Рэй Мистерио, несмотря на свой очень невысокий, тем более для бойца, рост (162 см.), неоднократно побеждал превосходящих по росту и весу оппонентов благодаря скорости и ловкости. Самые эпичные победы — над Кейном (208 см.), Кевином Нэшем (211 см.) и Биг Шоу (213 см.).
- Халк Хоган со своим ростом 203 см сам может сойти за Голиафа. Но Андре Гигант, ставший его оппонентом в главном событии РестлМании 3, имел рост 224 см. (!). Когда Хоган поднял эту махину над собой и бросил на покрытие — зал взорвался.
- Не сколько про габариты, сколько про статус. Комичный задохлик Джеймс Эллсворт, едва способный нанести удар, дважды победил всемирно известного виртуоза ринга ЭйДжей Стайлза, на тот момент — действующего мирового чемпиона. С фитильком, поскольку оба раза Эллсворту помог Дин Эмброуз, желавший унизить своего неприятеля Стайлза.
Видеоигры
Метапример — герой игры и почти любой босс (если только это не босс-антипод или босс не для битья). Особенно этим были популярны старые приставочные игры. Ещё один метапример — любая игра, где можно сражаться с драконами. И копейщики во многих стратегиях, довольно невзрачные, но способные давидить конницу или крупных монстров. А в более современных сеттингах — гранатомётчики, противостоящие бронетехнике.
- Серия игр про Марио — Марио и Боузер.
- Cuphead — все боссы во много раз больше братьев-чашек.
- Disciples — встречается регулярно благодаря изобилию больших существ. Педаль в асфальт давят некоторые боссы.
- Painkiller — все боссы отличаются воистину гороподобными габаритами.
- Spyro the Dragon и The Legend of Spyro — так или иначе все боссы (а то и рядовые мобы), которые габаритами будут побольше дракончика, подходят под троп, но Голем из The Legend of Spyro: Dawn of the Dragon давит педаль в пол.
- Shadow of the Colossus — вооружённый мечом и луком (ну, и ещё имеющий в помощниках только верного коня) Вандер побеждает огромных колоссов, высота некоторых из которых достигает десятков метров. Подход к каждому из противников и их слабые места, которые обеспечат победу, индивидуальны.
- Dark Souls — большинство сильных противников и боссов больше игрока, где в пару раз, а где и просто гиганты. Впрочем, даже соразмерные враги могут быть очень круты.
- Ведьмак — среди боссов есть голем и исполинский Дагон.
- Ведьмак 2: Убийцы королей — кейран и драконица Саския — те ещё Голиафы.
- Ведьмак 3: Дикая Охота — в «Крови и вине» первого же босса-великана можно убить арбалетным болтом в глаз. Получаемая за это ачивка называется в честь нашего тропа. Да и самого его зовут Голиафом.
- В «Каменных сердцах» — противостояние с Гюнтером о’Димом, сущностью дьявольского масштаба.
- Поединки с Эредином, Карантиром и особенно Имлерихом, выделяющимся даже среди высоченных Aen Elle.
- А ещё можно встретить монстра намного более высокого уровня и заковырять его. Да и просто огромных монстров в игре хватает.
- BloodRayne — Битва с Маулером и финальное сражение с Беллиаром. Первый — кибернетически усиленный громила, а второй и вовсе — бывший властитель ада. А Мать Подземного мира, огромное ктулхонасекомое, будет повнушительнее их обоих.
- Warcraft 3 — Гром Адский Крик победил полубога Кенария и демона Маннорота. Последнего — ценой собственной жизни.
- Dragon Age:
- В первой части — Серый Страж против Архидемона, демона Праздности, матки, Пожинателя и Матери. Огры, големы, некоторые демоны, вартеррал, Флемет и другие боссы-драконы тоже вполне тянут на Голиафов.
- Дункан при Остагаре крайне эпично разделал огра, причём из последних сил.
- Противостояние Стража с кучкой соратников захватившему власть Логэйну тоже подходит.
- Во второй части — Хоук против Аришока, Орсино и Корифея.
- В третьей части — Инквизитор против Корифея, Гаккона и титана. Побочные драконы — Голиафы уровня «Педаль в пол», а великаны и особо мутировавшие красные храмовники — Голиафы на минималках.
- В первой части — Серый Страж против Архидемона, демона Праздности, матки, Пожинателя и Матери. Огры, големы, некоторые демоны, вартеррал, Флемет и другие боссы-драконы тоже вполне тянут на Голиафов.
- Asura's Wrath — заглавный протагонист частенько этим балуется, а битва с Вайзеном в этом плане вышла накстолько суровой, что стала визитной карточкой игры.
- Mass Effect — вся галактика и лично Шепард против Жнецов.
- The Elder Scrolls IV: Oblivion — Герой Кватча против Стража Врат, Джиггалага и Умарила. А с Мерунесом Дагоном инверсия: в последний момент Мартин превратился в дракона и сразился с ним на равных.
- The Elder Scrolls V: Skyrim — помимо Алдуина и других драконов Голиафами можно считать лорда Харкона, великанов и двемерских центурионов. С фитильком Эбонитовый Воин: к тому моменту, когда появляется этот терминатор, единственное его преимущество над Довакином — это рост.
- Впрочем, драконы — Голиафы с фитильком: Довакин — не простой смертный, ему буквально на роду написано побеждать драконов.
- Чтобы войти в Зал Доблести в Совнгарде, необходимо сразиться с Тсуном — шкафоподобным божеством с огромной секирой. С фитильком, так как побеждать его не нужно — только впечатлить.
- Starcraft 2 — драка Джима Рейнора и Тайкуса Финдли, на последнем силовая броня, но зато он сильно пьян.
- Кампания Heart of the Swarm изобилует боссфайтами, где Керриган с небольшой группой юнитов против кого-нибудь исполинского. «Архангел» во второй миссии, вожди стай изначальных зергов на Зерусе, гибриды на станции «Скайгерр», «Один» на Корхале…
- В Legacy of the Void в миссии «Бесконечный цикл» Артанис и Керриган вдвоём пробиваются через талдаримов, одержимых терранов и… тех самых гибридов, благодаря которым миссия подходит под сабж.
- Мор (Утопия) — Гаруспик против старшины Оюна. А для вооружённой пукалкой девочки Самозванки Голиафом будет практически любой противник.
- Fallout 2 — Избранный против Фрэнка Хорригана, огромного мутанта в силовой броне.
- Fallout 3 — Одинокий Странник против супермутантов-бегемотов.
- Fallout: New Vegas — Курьер против легата Лания и гигантского робоскорпиона. Также есть побочные Голиафы в виде легендарных мутантов.
- Fallout 4 — Единственный Выживший против супермутантов-чудищ и королев болотников.
- Command & Conquer 3 — пехотинцы-коммандос способны давидить огромных роботов, цепляя им взрывчатку на ноги.
- Assassin's Creed — в тех частях, где есть корабли, есть и противостояние с кораблями покрупнее. Педаль в пол — два легендарных линкора в Black Flag, однако прокачанная «Галка» всё равно позволяет скосплеить бриг «Меркурий».
- Ассасины в играх обычно побеждают намного более богатых, влиятельных и многочисленных тамплиеров.
- Age of Mythology — в оригинальной кампании противостояние Арканта, Аякса и Аманры с циклопом Гаргаренсисом, в аддоне — противостояние Кастора, Аякса и Аманры с титанами. Геймплейно — герои наиболее эффективны против мифических существ, которые чаще всего сильнее обычных людей.
- Dragon's Dogma — герой должен порешать местного апокалиптического дракона, а также кучу монстров поменьше.
- Devil May Cry — Любая битва с боссом. Босс — большой, иногда ОЧЕНЬ большой, Данте/Неро — ну, может и высокие для человека, но всё же. И да, один полудемон, другой квартерон, но против них-то выступают самые настоящие чистокровные демонюки! Если босс — не Вергилий, то вполне себе троп. Хотя как сказать… Вергилий если и не превосходит Данте по всем статьям, то как минимум равен ему.
Настольные игры
- Warhammer 40000 — сумел ПРЕВОЗМОГНУТЬ во имя Бога-Императора (или ещё чьё) любого серьёзного противника — молодец, войдёшь в историю. Не сумел — сам дурак. Мёртвый, если повезёт.
- Среди ярких примеров можно вспомнить поединки Императора с Драконом Пустоты и орочьим боссом на Улланоре, поединок Сангвиния с Ка’Бандхой и абордаж им титана, поединок Ясу Нагасены и Тагора, схватки Курланда, Тейна и Вулкана со Зверями, изгнание Мортариона Калдором Драйго и Ангрона Гиперионом, а также битву комиссара Яррика с оторвавшим ему руку орком.
- Для комиссара Каина такие ситуации — обычное дело. От предыдущих примеров он отличается тем, что побеждает благодаря не пафосному превозмоганию, а находчивости, везению и верному Юргену.
- Как и для его коллеги Гаунта с подопечными: Танитский Первый-и-Единственный рассчитан на разведку и диверсии, но при этом регулярно выходит победителем из масштабных мясорубок с превосходящими силами хаоситов и из конфликтов с тяжеловооружёнными штурмовыми полками Гвардии. Из отдельных представителей полка отличились многие, но больше всех надавидил Маккол: победа над дредноутом — не самый выдающийся из его подвигов.
Реальная жизнь
- Поединок русского брига «Меркурий» в 1829 г. с двумя турецкими линейными кораблями, закончившийся победой брига. Не потопил, конечно, но повредил и ушёл — при таком соотношении сил уже изрядный успех.
- Охотники на крупных животных до распространения огнестрела.
- Причина, по которой феодальная верхушка и церковь выступали против арбалета — он давал наспех обученному увальню шанс подстрелить рыцаря, в подготовку и экипировку которого вложено неизмеримо больше денег и времени.
- В относительно современных войнах — операторы РПГ и подобного оружия против бронетехники и даже авиации. Педаль в пол с пехотинцами, которым удавалось справляться с техникой при помощи гранат и коктейлей Молотова.
- Кому-то и вовсе удавалось сбить самолёт из винтовки.
- Медоед никогда не побоится схватиться с превосходящими по размерам и массе противниками, такими как леопард, буйвол или даже лев.
- Есть слух что на съемках фильма «Близнецы» Дэнни де Вито однажды подрался со своим партером (вы же помните, кто это был?). Впрочем, никто не пострадал: Де Вито просто ничего не смог сделать, а его «противник» даже не сопротивлялся от удивления.
- Инверсия: немецкая самоходная противотанковая мина называлась «Голиаф», хотя по прямой аналогии ей отведена роль Давида.