Half-Life

Материал из Posmotrelisu
< Half-LifeHalf-Life/Half-Life 1 /
Версия от 07:56, 20 февраля 2025; Brutal70Beatdown (обсуждение | вклад) (→‎Существа Зена)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Half-Life
Half-Life.jpg
Общая информация
ЖанрШутер от первого лица
Год выхода1998
Разработчик
  • Valve Corporation
  • Gearbox Software (PlayStation 2)
Издатель
  • Valve Corporation
  • Sierra Studios
Платформы
  • Microsoft Windows
  • PlayStation 2
  • Linux
  • Mac OS X
Режимы игры

Half-Life — первая игра серии.

Геймплей[править]

Шутер от первого лица со всеми вытекающими. Арсенал оружия, стрельба из него, и альтернативные режимы огня у некоторых моделей оружия. А ещё левел-дизайн представляет из себя линейные уровни, от точки А до точки Б. Местами переходит в платформер.

Сюжет[править]

Фримен пытается выбраться на поверхность, сражаясь по ходу с существами из Зена и вторгшимися солдатами расы Зена — рабами-вортигонтами, и вскоре узнает, что ученые связались по радио с военными, и помощь близка. Но надежда оказывается иллюзией: войска прибывают с целью закрыть порталы силой и уничтожить всех свидетелей, в том числе и самого Фримена. Оказавшись между двух огней, Гордон пробирается в последнюю уцелевшую лабораторию Black Mesa — лабораторию Лямбда, откуда сам отправляется в Зен, чтобы остановить угрозу.

Hazard Course[править]

Обучающий уровень является частью истории и происходит аккурат перед началом сюжета. Гордон Фримен проходит курс тренировок, а потом отправляется на работу.

Глава 1: Black Mesa Inbound[править]

Первая глава целиком и полностью о поездке научного сотрудника Гордона Фримена на работу. В этой главе и геймплея нет как такового - она про созерцание. Во время очень долгой поездки из окна можно наблюдать обширные виды на научно-исследовательский комплекс "Чёрная Меза". Можно видеть и людей, занятых рутинной работой, и работу роботов-погрузчиков, и расположение военных баз. На фоне звучит голос диктора, озвучивающего рутинный распорядок дня.

Эта сцена без лишних слов демонстрирует масштабы военного научно-исследовательского комплекса. И постепенно погружает в некую тайну, чем и задаёт нужный тон дальнейшему сюжету.

Глава 2: Anomalous Materials[править]

Гордон Фримен прибывает на место. Охранник даёт замечание, что сотрудник на работу так-то опаздывает. Погружение в общий контекст игры при этом продолжается: теперь рабочие дни мы видим уже изнутри. Прежде, чем вся заварушка начнётся, нам даётся возможность осмотреться и изучить окружение. Здесь есть и лаборатории, и небольшая кафетерия, и раздевалка. Вовсю можно наблюдать обычную жизнь простых учёных и охранников до катастрофы.

Среди прочего персонала можно заметить таинственного гостя в деловом костюме в разговоре с учёным. О чём они болтают, за стеклом не услышать, но в дальнейшем незнакомец ещё будет появляться в камео.

По заданию нужно взять защитный костюм и пройти в испытательную комнату. Нужно подставить кристалл под луч антимасс-спектрометра, дабы открыть портал в Зен. Вот только что-то идёт не так. Коллайдер взрывается, а самого испытателя хаотично телепортирует то в Зен, то к четырём Вортигонтам. А когда протагонист очухивается...

Глава 3: Unforeseen Consequences[править]

...то видит последствия своих действий. Всё разрушается, люди вокруг гибнут, аппаратура разваливается на части, а монстры из мира Зен атакуют всё вокруг. Двое выживших сотрудников сообщают, что произошёл Каскадный Резонанс, который нужно срочно остановить, пока не стало поздно. А пока нужно вызвать помощь военных для устранения угрозы.

На пути первым встречается хэдкраб, которого сначала можно заметить в колбе, а затем от одного такого приходится убегать. Рядом с дверью лежит монтировка, она же - лом. Первое оружие на пути и символ всей серии.

Охрана отстреливается уже от людей, которым хэдкрабы сели на голову, по сути - зомби. А после попадаются хаундаи, и вортигонты, и буллсквиды. Гордон Фримен через канализацию попадает в офисы Чёрной Мезы.

Глава 4: Office Complex[править]

В офисах нужно добраться до военных, попутно отстреливаясь от пришельцев, заручившись помощью охраны. Первые намёки на первый сюжетный поворот - турели, должные защищать людей, начинают расстреливать всех подряд.

Глава 5: We’ve Got Hostiles[править]

Учёный, который пытался спастись, случайно подрывается на расставленной мине. Впредь приходится быть осторожными, ибо лазерные мины установлены повсюду. Спустя время обнаруживается, что военные пришли вовсе не спасать учёных и охрану, а ликвидировать всех вместе со свидетелями. Так что вдобавок к опасным монстрам прибыли и монстры в камуфляже.

Глава 6: Blast Pit[править]

Дальше Фримену приходится пробираться через ракетную шахту, занятую тремя щупальцами...

Глава 7: Power Up[править]

...а затем - через рельсы, занятые Гаргантюа. Необходимо включить генераторы на нижнем уровне чтобы восстановить подачу питания рельсы и заманить огромного пришельца между катушек (при наличии большого количества гранат «Гарга» можно убить и самому но при этом его рычание всё равно будет слышно по дороге к генераторам). Покончив с огнеметающим монстром Фримен уезжает на вагонетке.

Глава 8: По рельсам (англ. On A Rail)[править]

В начале главы Фримен встречает охранника, который передаёт ему сообщение от других выживших учёных: необходимо запустить на орбиту ракету со спутником, чтобы команда Лямбда смогла закрыть брешь между измерениями). В пути приходится сменить несколько вагонеток, встречаются заминированные пути, засады военных, интенсивные бои между военными и пришельцами Зена. Иногда попадаются граффити от военных с угрозами Фримену. Добравшись до поверхности Фримен слышит разговор двух солдат, судя по которому он назначен ответственным за катастрофу и является приоритетной целью для военных. Затем Гордон добирается до центра управления, запускает ракету и уезжает в очередной вагонетке.

Глава 9: Мрачные предчувствия (англ. Apprehension)[править]

Военные подрывают рельсы и последняя вагонетка терпит крушение. Фримен попадает в старые заброшенные секции комплекса. Первая встреча с ихтиозавром, справиться с которым помогает новое оружие - арбалет, стреляющий под водой. Далее Гордон спасает учёного который сообщает что военные следят за ним через датчики в его HEV-костюме. Пробравшись через морозильные камеры учёный выбирается в складскую зону на поверхности где попадает в засаду женщин-убийц из группы Чёрных Оперативников (ещё одно элитное военное подразделение, отправленное в Чёрную Мезу правительством, их главная задача раскрывается в Opposing Force) С трудом отбившись от них Гордон попадает в плен военным. Намеренные отомстить за убитых боевых товарищей солдаты нарушают приказ доставить Фримена на допрос и решают сбросить его мусорный пресс (чтобы никто не нашёл тело).

Глава 10: Переработка отходов (англ. Residue Processing)[править]

В последний момент Фримен приходит в себя и успевает выбраться из пресса и оказывается снаружи завода по переработке отходов, без оружия (кроме монтировки). Все двери закрыты так что приходится пробираться прямо через конвейеры, проходя через огонь и медные трубы, гидравлические прессы, радиоактивные токсичные отходы.

Глава 11: Сомнительная этика (англ. Questionable Ethics)[править]

Выбравшись с конвейера Фримен оказывается в биологической лаборатории, где задолго до катастрофы изучались инопланетные формы жизни захваченные во время экспедиций в параллельный мир. Здесь впервые встречаются Пехотинцы пришельцев (Alien Grunt), Гордон находит новое оружие: «Снарков» (агрессивные жучки, взрывающиеся при атаке) и мощную энергетическую пушку, способную накапливать заряд (в файлах первой игры называется «Гаусс», в Half-Life 2 была переименована в «Тау-пушку»). Чтобы выбраться из лаборатории необходимо спасти хотя бы одного одного из трёх выживших учёных и провести его к выходу. Учёный предупреждает что вся территория комплекса на поверхности находится под контролем военных и шансов добраться до комплекса Лямбда мало. Но другого пути нет.

Глава 12: Поверхностное натяжение (англ. Surface Tension)[править]

Глава начинается с гидроэлектростанции, где необходимо проплыть через водоём с очередным ихтиозавром. Небо патрулирует боевой вертолёт (можно сбить из «Гаусса» но на каждом следующем уровне до гаражей будет появляться новый). Дальнейший путь лежит через заминированные каньоны, кишащие зарывающимися в песок хедкрабами (встречается и щупальце-тентакл) и горный склон, патрулируемый солдатами (здесь находится РПГ, позволяющий сбить последний охотящийся за Фрименом вертолёт), гаражи, где придётся сразиться с танком и с БТРом. Далее Гордон попадает на заминированный склад ядерных ракет, затем на вертолётную площадку где идут тяжёлые бои между военными и пришельцами. С помощью дружественных охранников Фримен находит склад боеприпасов и сбивает конвертоплан, высаживающий солдат. Пришельцы из Зена начинают теснить военных и органическая растительность из Зена начинает проникать в комплекс, включая платформы-"батуты", позволяющие запрыгивать на большую высоту. В конце главы на пути Фримена встаёт ещё один Гаргантюа, которого нужно уничтожить артиллерийским ударом с помощью электронной тактической карты военных. Гордон слышит радиопередачу об отступлении военных и скрывается в тоннеле, ведушем в комплекс Лямбда, а по Чёрной Мезе начинают наносить авиаудары.

Глава 13: «Забудьте о Фримене!» (англ. "Forget About Freeman!")[править]

Чудом избежав обломков потолка Фримен слышит ещё одну радиопередачу об отступлении. Путь преграждают «мины», в этот раз инопланетные, в виде органических «мешков» со снарками. Проплыв через каналы с хедкрабами и ихтиозавром Фримен в последний раз выходит на поверхность и разбирается с отрядом солдат и танком, охраняющими вход в комплекс Лямбда.

Глава 14: Ядро Лямбды (англ. Lambda Core)[править]

Войдя в складские помещения Фримен во второй (и последний) раз сталкивается с Чёрными Оперативниками. Разобравшись с ними и с пехотинцами пришельцев Гордон встречает учёных которые открывает ему дверь в помещения реактора. Здесь находится «Глюонная» пушка, самое мощное оружие в игре (использует те же боеприпасы что и «Гаусс»). Учёные просят восстановить работу системы охлаждения реактора. Сделав это Фримен пробирается на верхний уровень через систему порталов. Там учёный из команды Лямбда рассказывает ему что разлом между измерениями удерживается неким могущественным существом которое нужно уничтожить и Фримен - единственный из учёных кто способен это сделать (благодаря своему опыту боёв с пришельцами). Гордон получает модуль для дальних прыжков, разработанный специально для перемещений по Зену. Теперь нужно защищать учёного который активирует телепорт от новых врагов - пришельцев-контроллеров (подручных Нихиланта - того самого могущественного существа).

Глава 15: Зен (англ. Xen)[править]

Прыгнув через портал Фримен попадает в параллельный мир и видит сеть органических «островков» висящих в бескрайнем пространстве. Необходимо добраться до большого «острова» где нужно включить ещё один портал, созданный жителями Зена.

Глава 16: Логово гонарха (англ. Gonarch's Lair)[править]

Зеновский портал приводит Гордона на другой «остров» где обитает Гонарх - гигантская матка хедкрабов, плюющаяся кислотой. Отбиваясь от мелких новорождённых хедкрабов Фримен загоняет Гонарха глубже в пещеру где и уничтожает. Гибнущий Гонарх разламывает дыру в полу, открывающую ещё один портал Зена.

Глава 17: Нарушитель (англ. Interloper)[править]

Перенесясь ещё через пару «островов» (на первом придётся прокатиться на Манте - летающем аппарате жителей Зена, на втором - пробиваться через тентаклов и очередного Гаргантюа) Фриимен проникает на завод пришельцев. Судя по всему именно здесь выращивают Пехотнцев - в этом можно убедиться разломав «бочки», перемещаемые на конвеерах. Здесь же становится заметно рабское положение вортигонтов - когда рядом нет других пришельцев многие из них не враждебны и просто выполняют свою работу, стараясь не обращать внимания на Фримена. Пройдя через завод Гордон попадает в пустоту и оказывается перед порталом к Нихиланту. Через него слышны голоса учёных планирующих эксперимент незадолго до катастрофы.

Глава 18: Нихилант (англ. Nihilanth)[править]

Фримен попадает в огромную пещеру, где он, наконец, лицом к лицу встречается с Нихилантом - могущественным лидером цивилизации Зена, удерживающим портал открытым. Чтобы победить необходимо разрушить три кристалла, который позволяют Нихиланту восстанавливать жизненные силы, а затем атаковать его уязвимый мозг. В предсмертной агонии, Нихилант взмывает к потолку и погибает а Гордон теряет сознание...

Эпилог (англ. Endgame)[править]

Придя в себя Фримен видит перед собой G-Man'а - того самого загадочного человека в костюме издалека наблюдавшего за ним на протяжении катастрофы. Тот произносит речь где благодарит Гордона от имени своих работодателей (благодаря действиям Фримена они получают контроль над Зеном) и предлагает выбор - работать на него или вступить в битву без шансов на победу. При согласии G-Man говорит что они скоро встретятся и Фримен погружается в темноту, при отказе - оказывается без оружия перед большой группой пришельцев из Зена. Канонической концевкой является выбор работать на G-Man'а.

Существа Зена[править]

Первыми на Землю прибывают различные неразумные существа — обитатели Зена.

  • Хедкраб. Один из самых знаменитых монстров видеоигр. Представляет собой паразита-кукловода, проклевывающего череп и захватывающего контроль над мозгом, после чего человек превращается в зомби. Сам по себе — небольшое существо, похожее на помесь краба и жабы, визжит как кошка, которой наступили на хвост, прыгает и бьёт/царапает Гордона по голове (прогрызание черепа и зомбирование явно сделало бы игру слишком хардкорной). Единицы способны дожить до того чтобы вырасти и стать гонарчем, огромным и опасным существом способным производить маленьких хедкрабов.
  • Барнакл. Неподвижный хищник-капканщик, присасывается к потолку и висит, свесив длинный язык. Всё, что прикасается к языку, — хватает и тянет себе в рот. Если убить эту тварь — из неё посыпятся человеческие кости (намекается, что это кости тех, кого барнакл сьел и переварил).
  • Хаундай (собачка-глазик). Небольшое животное из Зена, похожее на земную собаку, но трехногое и с большим фасетчатым глазом (или множеством маленьких глаз, что по сути то же самое) на месте головы. Атакует сильными звуковыми волнами. Поодиночке они угрозы не представляют, но атакуют обычно стаями.
  • Буллсквид (быкокальмар). Крупный хищник, внешне скорее похож на помесь крокодила с кальмаром. Плюётся едким соком, кусается, больно бьет хвостом.
  • Тентакль (щупальце). Тварь, похожая на гигантское зелёное щупальце с когтем. Практически неузявима, но слепая, и поэтому её можно отвлечь гранатой.
  • Ихтиозавр. Живущее в воде существо, похожее на рыбу с зачатками амфибии. Встреча с ним в родной стихии очень опасна.
  • Пиявки. С большой долей вероятности именно инопланетные.

Раса Зена[править]

Разумные обитатели Зена прибывают на Землю вскоре после животных. В последующих частях игры раскрывается, что их агрессия была мотивирована желанием скрыться от Альянса на планете, ему неизвестной, каковой и была до поры до времени Земля. Раса Зена состоит из основного вида — вортигонтов, судя по всему эволюционировавших натурально, и более сильных существ, очевидно, искусственно выведенных из вортигонтов.

  • Вортигонты (Vortigaunt, Alien Slave). Приблизительно гуманоиды, с небольшой третьей рукой на груди. Ростом примерно с человека, со сморщенной буро-зеленой кожей, глаз у них один, красный и с тремя небольшими дополнительными зрачками по бокам от основного. В империи Нихиланта вортигонты — порабощенные существа, низшая каста, пушечное мясо и рабы. Однако первоначально они обладали высокой культурой и мудростью, каковую и демонстрируют впоследствии, присоединяясь к людям в борьбе за свободу. Вортигонты обладают псионическими способностями и могут пускать из рук зеленые электрические молнии.
  • Пехотинцы (Alien Grunt). Раса, специально созданная для боя, представляют собой очень крупных, мясистых вортигонтов, вооруженных жукометами (см. оружие). Подчиняются контролерам и Нихиланту.
  • Контролеры (Alien Controller). Правящая раса Зена, используют сильные псионические способности, чтобы порабощать вортигонтов и пехотинцев. Контролеры отличаются от вортигонтов непропорционально большими головами, а также тем, что не ходят пешком, а левитируют. Глава контролеров — Нихилант управляет всем измерением; он выглядит как очень большой контролер с кибернетическими частями. Нихилант считается врагом Альянса, но судя по тому, каким образом он управляет Зеном и как обращается с вортигонтами (методы очень похожи на то, как Альянс обращается с людьми), возможно, он — бывший член Альянса, сепаратист.
  • Гаргантюа (Gargantua).Гигантский вортигонт — мутант тёмно-синего цвета с огромной башкой и двумя руками вместо одной третьей руки. Может создавать ногами электрические разряды огромной мощности. Убивается электрозамыканием или гранатой (большим, очень большим количеством гранат).

HECU (Hazardous Environment Combat Unit)[править]

Войска армии США, посланные с целью закрыть порталы любой ценой и перебить учёных. Они враждебны как пришельцам, так и другим людям. Для выполнения своей миссии они используют ручное и станковое огнестрельное оружие, легкую и тяжелую бронетехнику, вертолеты, артиллерию. Поначалу солдаты не встречают никакого сопротивления от ученых и только минимальное — от охранников комплекса, но после того, как Гордон Фримен дает им прикурить, они открывают целенаправленную охоту именно на него.

В конце концов солдаты не справляются с войсками Зена и отступают, неся потери и роняя оборудование. Вместо них в комплекс высылаются…

Черные Оперативники (Black Ops)[править]

Карательные войска, непонятно кому подчиняющиеся, но очевидно — неуказанной спецслужбе США. В оригинальной игре их роль лишь эпизодическая: они бегло встречаются в небольшом количестве и их цели совершенно не ясны. Игроками предполагалось, что это элитный отряд, работающий вместе с HECU (они никогда не встречались вместе, но технически были настроены как союзники). С выходом же дополнение «Opposing Force», где главным героем стал боец HECU, их роль была расширена. И выяснилось: миссия черных оперативником — пробиться в сердце Black Mesa и уничтожить комплекс с помощью чемоданного ядерного устройства, подложенного там и истребляя по ходу всё живое. Да, в том числе солдат. Среди них есть солдаты (в черной форме и масках) и ассассины (девушки в обтягивающих костюмах, очень прыгучие). Гордон Фримен успевает встретиться только с парочкой женщин-ассассинов; с остальными приходится разбираться уже Шепарду.

Тропы[править]

  • Крутой ботан — собственно, Гордон Фримен.
  • Техника безопасности - вовсю нарушается в курсе пользования костюмом. Да и в дальнейшем можно встретить тупейшие нарушения, например, отсутствие перил.
  • Что-то пошло не так - Каскадный Резонанс произошёл из-за эксперимента, который пошёл не по плану.
  • Апокалиптическое порно - тот же Каскадный Резонанс в самом своём начале.
  • Уныло, но практично — базовое оружие доктора Фримена, ломик-гвоздодёр.
    • Субверсия — поскольку ломик является одним из символов игры, для фанатов он вовсе не уныл. Да и препятствия разрушать чем-то надо, а патроны и гранаты не вечны.
  • Вентиляция - ещё одна узнаваемая фишка серии, хотя так-то клише распространено было задолго до.
  • Боди-хоррор - местные зомби, поедание людей барнаклами, а также сам Нихилант.
  • Катсценная некомпетентность — конец главы «Apprehension», где Фримена тупо вырубают ударом по башке, хотя в игре он спокойно выдерживает и куда более серьезные нападения.
  • Пейзажное порно — Зен. Как никак, но чужой мир смотрится довольно красиво и эстетично.
  • Злодей по должности - вортигонты, как можно увидеть в предпоследней главе, на самом деле всего лишь рабы, подконтрольные Нихиланту.
  • Ремейк — Black Mesa. Создавался с 2006 по 2014 год (бесплатным был до 2012 года, когда и вышла первая "полная" версия без уровней на Ксене/Зене), финальная версия - 2021 год.