Соларпанк
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Solar Punk. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Соларпанк — молодой, пока ещё слабо определённый жанр научной фантастики, концентрирующийся на идеях тонкого, искусного мастерства, общности и единства, а также технологий, работающих от возобновляемых источников энергии, и унаследовавший свой стиль от модерна с элементами эстетики азиатской и африканской культур. Соларпанк рисует мир свободы и эгалитаризма с лёгким уклоном в социальный анархизм, а в работах этого жанра одновременно присутствуют стремление к светлому будущему («солар») и намерение разрушить те системы, которые мешают этому будущему сбыться («панк»). Таким образом, соларпанк является противоположностью киберпанка с его нигилизмом и «high tech, low life», и одновременно показывает возможное решение проблем современного мира.
Соларпанк, как уже было сказано — один из самых молодых жанров, даже само название появилось только в 2014, в соцсети Tumblr, когда всего лишь один пост вдохновил на творчество десятки тысяч блогеров. Несмотря на это, элементы жанра появлялись и в более ранних работах, вроде Диснеевской «Планеты сокровищ» или мультфильмов Хаяо Миядзаки.
Другие аспекты соларпанка включают квази-утопический сеттинг, обычно в стиле Наше время + 20 или блестящих башен и тог, и иногда даже людей-зверей. К научно-фантастическому посылу часто добавляется и социальный — как и на сделавшим его популярным Tumblr-е, в работах соларпанка встречаются темы уважения к другим культурам, гендерного равенства, и самовыражения. Также, жанр легко сочетается с темами из более светлых и утопичных вариантов ветропанка и биопанка. И, естественно, ко всему этому разнообразию добавляется положительное отношение к науке.
Если произведение содержит не только выше описанную эстетику жанра, но также причины и следствия конфликтов явно посерьёзнее бело-белых, где действуют прежде всего неоднозначные, а то и всеморальные персонажи, получаем почти чистую практопию.
Впрочем, важно помнить, у соларпанка пока ещё нет ни чётких критериев, ни своего стиля, а многие работы, подходящие под жанр, были созданы ещё до его фактического появления. Несмотря на это, существуют работы, идеально подходящие под какие-никакие критерии соларпанка, а также те, где появляются отдельные его аспекты.
А ещё всем, кто мечтает соларпанк воплотить в реальности, стоит знать и помнить, что для получения энергии требуется потратить ресурсы, в том числе энергию же, не только на добычу либо производство топлива (или нет, при использовании «даровой» энергии Солнца, ветра и воды), но и на изготовление генератора… и для конкретно фотоэлектрических солнечных панелей на их производство тратится буквально на порядок больше энергии, чем панель способна произвести на поверхности планеты в идеальных условиях за весь срок службы, то есть они заведомо убыточны. А столь любимые «зелёными» ветряки для промышленных масштабов электрогенерации производятся из стекловолокна, которое не получается переработать, не потратив на переплавку больше электричества, чем ветряк произвёл, и приходится портить экологию и захоранивать их похлеще ядерных отходов.[1] А ещё они, несмотря на все увещевания материально вовлечённых граждан, очень заметно влияют на розу ветров (в Канаде уже наклёвываются проблемы с погодой) и рубят птиц пачками. Солнечные панели (уже любые) тоже скорее всего влияют на климат зело сильнее всех увещеваний про озоны-фреоны-заводы-углероды, но надёжной статистики про «пустыня из-за солярок остыла на столько-то градусов и это произвело такие-то эффекты на атмосферу», к сожалению, нет
- Кстати, именно в этом она может и быть «панк». Здесь — зелёная утопия с уважением и равенством и экологически чистыми источниками энергии. Там, за кадром — дико грязные угольные и нефтяные электростанции, заводы, и люмпены, которые критически необходимы, чтобы иллюзия утопии сохранялась. Ну или даже просто рабские галеры, производящие электричество вместо давно сломавшихся и стоящих для видимости солнечных панелей.
Жанр относится к «светлой» половине НФ-«панков» и тщательно избегает элементов «помоечности», однако и до абсолютной безмятежности не доходит.
Предтечи и последователи[править]
Литература[править]
- «Аниара» Харри Мартинсона — эпическая поэма о буднях выживальщиков на борту междупланетного парома с явно избыточным запасом автономности, вынужденно пытающихся аварийно переквалифицировать (героически, но всё-таки в итоге неудачно) оный паром в корабль поколений. Сабжевый троп играется инверсией в глубокий постсоларпанк с элементами развитого постапокалипсиса. Судя по краткому экскурсу в историю мира (≈ с XXII по XXXX века), похоже что именно соларпанковое общество застиг[2] на Земле экзомольтный катаклизм.
- «Крылья обновления» («Wings of Renewal»). Антология коротких историй про соларпанк… и драконов.
- Урсула Ле Гуин, «Всегда возвращаясь домой». В сеттинге далёкого и, судя по всему, постапокалиптического будущего описывается аграрная культура Кеш (ну как аграрная, Интернет у них вроде есть), чьё бесклассовое общество противопоставляется народу Дайао с их милитаризмом, стремлением к экспансии, и социальным расслоением.
- Мардж Пирси, «Женщина на грани времени» («Woman on the Edge of Time»). Консуэло, главная героиня книги, имеет наибольшую связь с тем вариантом будущего, где в городе Мэттапойзет, штат Массачусетс, существует почти утопичная община, где малых масштабов аграризм сочетается с продвинутыми зелёными технологиями. Впрочем, утопичность всего этого портит тот факт, что в этом мире всё ещё есть смертная казнь и война, которая как раз ведётся с местной антиутопией.
- Мириам Симос, известная под псевдонимом Starhawk, «Пятая священная вещь» («The Fifth Sacred Thing»). В книге описывается футуристичное Сан-Франциско с элементами магического реализма, чьи обитатели перестраивают город в оазис зелёных технологий и самодостаточности.
- Джо Кимбэлл, «Заклинатель времени» («Timecaster»). Местное полу-утопическое будущее, которое тянет, скорее, на практопию, имеет множество элементов прото-соларпанка: в обществе играет огромную роль биотопливо, сады разводят везде, где только возможно, а свободная любовь считается нормой. Одновременно с этим, большой спрос на биотопливо влияет на всё: изготовление прочных вещей или предметов роскоши из натуральных материалов считается расточительным — деревянная мебель редка, бумага запрещена законом, и даже исторические произведения искусства предполагается превращать в биотопливо.
- Да и даже полу-утопия здесь специфическая — установлен еженедельный налог на биотопливо, который платится либо деньгами, либо выращенными растениями, да и его использование строго ограничено; из-за законов, защищающих уязвимые виды, нельзя даже убить енота на своей же земле; пиво бывает только искуственным и принимается в виде таблеток; люди, пользующиеся электричеством, и желающие иметь право голоса, отслеживаются по GPS, поэтому в каждом городе есть те, кто этого права лишён.
- Уильям Моррис, «Новости из ниоткуда» («News from Nowhere»). Роман-утопия, написанный в конце 19 века, описывает то, как рассказчик (судя по всему, представляющий автора) попадает в 2002 год, где Британия стала децентрализованным, эгалитарным, и экологичным раем. В этом обществе нет денег, а война и бедность стали далёкими воспоминаниями о прошлом.
- Артур Кларк, «Солнечный ветер». Описывается гонка между космическими кораблями на солнечных парусах.
- Впрочем, соларпанк тут чисто декоративный, если есть вообще: ни слова об эгалитаризме и борьбе с институтами, мешающими строить общество, да и вообще об обществе в целом. От жанра здесь только использование Солнца.
- Ннеди Окорафор, «Захра, ищущая ветер» («Zahrah the Windseeker»). Действие романа происходит на городе-планете Гимен, где всё создаётся растениями, включая дома и технологии, да ещё и планета населена биологическим видом, очень похожим на земных темнокожих людей.
- Эрнест Калленбах, «Экотопия». Практически идеал утопического соларпанка, хоть и роман был написал аж в 1975 — в наличии чистые источники энергии, жизнь в гармонии с природой, и креативность каждого человека.
- Пол Андерсон, «Маурай» («Maurai»). Описанная цивилазация, вынесенная в название цикла, использует энергию ветра, волн, и Солнца, а в последней книге появляется столица государства, расположенная в управляемом аэростате на солнечной энергии.
- Норман Спинрад, «Песня со звёзд» («Songs from the Stars»). Описана Аквария, общество, где доминирует Белая Наука, в чью основу лёг «закон мышц, Солнца, ветра, и воды», а всё общество использует только возобновляемую энергию. И да, у них есть летающие велосипеды. В антагонистах, ожидаемо, Чёрная Наука, чьи адепты хотят вернуть запретные источники энергии и возобновить космическую программу.
- Джерард О’Нил, «2081: Оптимистический взгляд на будущее человечества» («2081: A Hopeful View of the Human Future»), редкий пример не-фантастики среди произведений жанра. Предполагается, что мир будущего будет частично ретрофутуричным «Миром Завтра», частично — чем-нибудь в духе соларпанка.
- Ким Стенли Робертсон, «У кромки океана» («Pacific Edge»). В одном из вариантов будушего, развитие Южной Калифорнии проходит именно в духе соларпанка.
- Макс Брукс, «Деволюция» («Devolution»). Действие происходит в месте под названием Greenloop где-то в Каскадных горах, где зелёная коммуна пытается сделать соларпанк реальностью. Книга заодно и деконструирует жанр — коммуна слишком зависит от передовых технологий и промышленных цепочек поставок, несмотря на то, что её члены заявляют, что они их ненавидят. Коммуна населена наивными богачами и обеспеченными политическими активистами, у которых, ожидаемо, нет почти никакого опыта жизни в дикой природе, необходимого для жизни в гармонии с природой и поэтому они не готовы к её опасностям вроде катаклизмов и агрессивных зверей.
Кино[править]
- «Black Panther». Ваканда — афрофутуричный рай с крайне высоким уровнем технологического развития, достигнутым благодаря запасам чудо-материала вибраниума, и основной конфликт фильма строится вокруг того, нужно ли делиться технологиями и ресурсами с
остальным миромСША. В конце-концов, решают что да, нужно. Всё это хорошо сочетается с эстетикой соларпанка — в наличии чистая энергетика, основанная на вибраниуме, и сочетание природы и технологий в виде, например, вертикальных садов.
Мультфильмы[править]
- «Планета сокровищ». В дополнение ко всей местной эклектике, проглядывают и отдельные аспекты соларпанка, вроде кораблей, летающих на буквально солнечных парусах. Впрочем, точно определить жанр крайне сложно — в нём находят и черты киберпанка, и манапанка, и ещё много чего.
- «Зверополис». Эстетика вынесенного в название мегаполис вполне подходит под дух жанра: особенно выделяются разделение на районы, подчёркивающие синтез природы и технологий. С другой стороны, с утопией получилась субверсия — в городе хватает проблем вроде предубеждения, мышления стереотипами, и политической коррупции, в общем, всё как у людей.
- «Город героев». Место действия происходит в Сан-Франсокио, японо-американской версии Сан-Франциско завтрашнего дня, где большая часть технологий балансирует между этим тропом и ветропанком: широко используется чистая энергия, в небесах парят ветрогенераторы, а дружелюбные медицинские роботы мало кого удивляют.
- «The Droners». Солнечные панели, голографические экраны, и, естественно, дроны сочетаются со зданиями из дерева, лодками, сделанными из огромных ракушек, и ветрогенераторами.
Комиксы[править]
- «The Dreaming», спин-офф The Sandman. В первой сюжетной линии, Каин и Авель посещают несколько миров-утопий, среди которых есть «Экотопия» — высокотехнологичный мир ветряных мельниц и «солнечных башен».
Видеоигры[править]
- «Overwatch». Расположенный в Западной Африке Нумбани, «Город Гармонии», где небоскрёбы цвета бронзы соседствуют с зарослями зелени, а люди мирно сосуществуют с разумными роботами — омниками.
- «Anno 2070». Фракция «Эдем Инишиэйтив», противостоящая «Глобал Траст» с их киберпанком, стремится поддерживать экологический баланс и полагается на возобновляемые источники энергии, и даже их здания включают элементы стекла и древесины.
- Surviving Mars — невозможно эффективные солнечные панели и ветряки (на Марсе), зелёные купола, направление на терраформирование планеты, и отсутствие не-«зелёных» генераторов однозначно определяют эстетику как соларпанк.
Визуальные романы[править]
- Большинство работ от Pulltop в целом и «На крыльях мечты» в частности.
Настольные игры[править]
- «Magic: The Gathering». Две гильдии из десяти на Равнике подходят под этот жанр: бело-зелёный Конклав Селезнии и сине-зелёное Объединение Симиков, хотя в последнем случае, гильдия ближе к биопанку.
Прочее[править]
- Эстетика iВсё и начавшее активно проталкиваться в конце 2024 года направление Frutiger Aero в визуальном дизайне как явление.
Примечания[править]
- ↑ Проблему можно было бы взаиморешить, используя для переплавки солнечные концентраторы, но увы.
- ↑
« …Спасая нас от перенапряженья, спокойно излагает астроном историю доголдонских времён и наступления оледененья.
— Расчёты на космическую кару вредны и алогичны чересчур: ведь алгоритмы космоса отличны от алгоритмов временных культур. Те поколенья, что достойны кары, в земле тысячелетия гниют, а космос только-только над землею заносит свой обледенелый кнут.
Спокойно он показывает виды и чертит расползанье гляционов.
— Шел двадцать третий век, и прагондиды уже сползли с обледенелых тронов. Блистательное царство человека в дыму войны блистало все тусклее, проекты гуманистов провалились и снова приходилось рыть траншеи. Холодный Гольмос — сгусток звёздной пыли — ночною мглой сиянье солнца скрыл и злобный ветер песнь оледененья над миром остывающим завыл…»