Кассетный футуризм
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cassette Futurism. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Кассетный футуризм или формикапанк — разновидность «панк-фантастики», основанная на технологиях, популярных в период с конца семидесятых по конец девяностых (максимум — по первую половину нулевых), и культуре тех времён. На текущий момент это самое новое из направлений альтернативной истории: его популярность обусловлена тем, что большинство ныне живущих, включая и молодое поколение, так или иначе застало хотя бы какую-то часть этой эпохи, и именно она является предметом ностальгии нынешних тридцати- и сорокалетних думеров. Кроме того, это пока что и самый новый из в принципе возможных «панков»: реалии второй половины нулевых и тем более 2010-х пока ещё не так далеко от нас ушли, чтобы имело смысл придумывать какой-нибудь «нулепанк» со старыми сотовыми, эмо и шитрокерами, продающимся в каждом магазине блейзером и вечно популярными Лурком и Упячкой (хотя дайте время — появится и это (можно уже предлагать название — скринпанк (англ. Screen — экран))).
А ещё, как испортившееся молоко превращается в кефир и творог, так и устаревший киберпанк конца 20 века превращается в сабж.
Характерные черты[править]
- Самая, пожалуй, характерная отличительная черта — господство аналоговых (и вообще физических) носителей информации, работающих по принципу магнитной записи: аудиокассеты, VHS, компьютерные дискеты, аудио- и видеомагнитофоны. В принципе возможны компьютерные CD-диски, а вот DVD и флешки — уже нет.
- Домашний ПК — непременно с монитором в виде ящика, научный или военный суперкомпьютер — огромная коробка с вращающейся на ней магнитной лентой.
- Интернет — модемный, достаточно медленный, и либо хардкорный с командной строкой, либо с кучей гифок и ретро-анимации в Flash и Shockwave.
- Скорее всего, Интернет будет весьма дорогим; всевозможные «альтернативы интернету», по типу Фидонета и Usenet, все ещё актуальны — и возможно, даже более популярны, чем сам Интернет.
- Мобильные телефоны если и появились, как правило остались именно что телефонами, а не стали компьютерами в кармане.
- А вот что в этом мире расцвело бы бурным цветом — это виртуальная реальность.
- Также может сохраняться мода на различные культурные явления восьмидесятых и девяностых, например, на музыку диско, синтвейв и синти-поп, и на характерный стиль в одежде и технике.
- Любовь к слегка сглаженным углам на 45° и 60° и светло-серому цвету в интерьере и технике и одновременно нелюбовь к сложным кривым.
- А вырвиглазная красно-синяя подсветка всего на свете встречалась не так часто, как принято думать из XXI века.
Как оно могло бы быть[править]
Как известно, любая ветвь альтернативной истории опирается на экстраполяцию в будущее каких-то увядших трендов прошлого, и, наоборот, отсечение тех тенденций, которые получили развитие в реальности. Стимпанк исходит из предположения, что вычислительная машина была построена ещё в 19 веке на основе валиков и шестерёнок. Мир с дирижаблями возможен там, где не было крушения «Гинденбурга» в 1937 (и соответственно, здравствуйте, летающие дворцы, и прощайте, сверхскоростные самолёты).
Наш же современный мир зиждется на двух китах, первый из которых — это цифровая революция, сделавшая передачу информации быстрой, а её хранение — дешёвым, а второй — два крупных потрясения нулевых (теракт 9/11 и финансовый кризис 2008), похоронивших рейганомику, идеал мира без границ и всемирного общества потребления. Как следствие, реальный мир становился всё более сложным, опасным и в чём-то дорогим, а виртуальный, наоборот, превращался в огромную деревню, которая открыта всем ветрам, и где можно найти всё что угодно. В результате Интернет постепенно стал чем-то вроде Макдональдса, а в реале даже уровень жизни условных Симпсонов стал малодостижимым для среднего гражданина первого мира, и с началом пандемии коронавируса это достигло апогея.
Альтернативный же мир, где этих событий не произошло, скорее всего, будет более открытым и доступным в плане реальных удовольствий в лучших традициях Клинтона и Рейгана, но более закрытым информационно, а виртуальные развлечения останутся чем-то из категории «для небедных». Если в нашем мире ушлые дельцы искусственно накручивают стоимость всяких NFT, которые запросто можно скачать забесплатно, то в этом мире единицы информации в виде кассет, дискет и картриджей будут определённой ценностью, а то и вообще чем-то вроде валюты, и редкие фильмы и игры могут продавать с аукционов, как картины и драгоценности. Вместе с тем, если количественное развитие виртуального мира затормозится, то качественное может, наоборот, в чём-то ускориться: богатые не поскупятся на художников, которые будут прорисовывать все детали компьютерной реальности в лучших традициях Диснея и Дона Блута, а имитации запахов, вкусов и других чувств могут создать уже где-то к концу девяностых (в нашем мире их не создали по сей день). Как вариант, это могут быть и альтернативные девяностые, где шлемы виртуальной реальности таки взлетели, а технологии пока в значительной степени ещё аналоговые.
Примеры[править]
Литература[править]
- Владимир Гусев, «Охотник на вирусов» — тот самый случай, превращения устаревшего
киберпанкаэлектронно-вычислительного соцреализма: «Объемистый кейс с набором дискет и оптических дисков, мощная „персоналка“, модем для подключения к ближайшей компьютерной сети с любого телефонного аппарата, радиотелефон для оперативной связи…». - Валерий Роньшин, «Тайна прошлогоднего снега» — в сюжете фигурирует центр виртуальных развлечений, где людей отправляют в виртуальную реальность, неотличимую от реального мира. При этом мобильников у героев нет, а компьютеры — уровня начала нулевых годов.
- Сергей Лукьяненко, «Лабиринт отражений» — возможно, кодификатор жанра.
Кино[править]
- «Девушка в лабиринте»
- «Назад в будущее» же! Мир 2015 года выполнен в стиле откровенно китчевого ретрофутуризма восьмидесятых.
- Да и вообще, многие фильмы 1980-х про будущее — сабж. «Robocop», например.
- «Красный след» — попытка изобразить киберпанковую Россию будущего дешевыми трэшеделами в нищей Венгрии 90-х. Компьютеры из кардиографов, видеосвязь на эбонитовом телефоне, виртуальные пытки, кибернаркоманы и связь через шнур в мозг… И многое, МНОГОЕ другое! Для очень тонких ценителей.
- Культовый «Джонни-мнемоник» (1995) — 2019 год, 40 гигабайтов памяти закаченные в мозг, могут тебя убить за несколько суток. Почему нельзя передать по интернету? Потому что это огромный и многосложный полновесный мир, куда тут вашим чатам, со своими суровыми законами выживания и чёрным льдом выжигающим мозги любому кому не повезло в него вляпаться.
- Но особенно доставляет (или пугает) в контексте фильма то — что если из сытых и относительно благополучных нулевых, события фильма смотрелись не более чем мрачные представления киберпанковских писателей о несбывшимся будущем. То из начала 20ых это уже как то даже не смешно. Ну да, интернет у нас нормальный, цифровые носители покрутели, а государство пока не превратились в прах. А вот в остальном…
- «Виртуозность» (1995) — начало нулевых, андроиды убийцы из нано-машин, телевизоры встроенные во что угодно, кристаллические носители информации, полноценные ИИ создающие свои собственные миры. И при этом всё остальное, собственно из 1995 года и взято (включая мониторы компьютеров)
- «Вспомнить Всё» — во все поля, всех форм и расцветок. Видеотелефоны и голографические проекторы в принципе сейчас уже не воспринимаются как какой то анахронизм (хотя персоналки в фильме отсутствуют как класс вообще) — но вот что касательно городской архитектуры и роботаксистов… да и Марс с красным небом и технологией её терраформации.
- «Матрица» — технологически в целом соответствует концу XX века, но при этом хакерское оборудование попадает под троп. Туда же — микро-CD, совершенно нехарактерные для нашего времени.
- «Чужой», «Космическая одиссея 2001 года», «Заводной апельсин» и многие другие.
- «Пароль Рыба-меч» — да, наша реальность образца 2001 года. Но КУЛЦХАКЕРСТВО во все поля. Причём на уровне идей и концепций — вполне себе реалистично. Но вот исполнение…
Веб-комиксы[править]
Аниме, Манга и Ранобе[править]
- Evangelion — да-да, оно самое. Из-за произошедшего в 2000 году Второго удара, убившего половину населения, начался кризис, от которого кое-как оправились через 15 лет. Но на развитие технологий он повлиял заметно — мощнейшие суперкомпьютеры, созданные со слепков личности и различные вундерваффе соседствуют с ноутбуками из 1990-х (с монохромными дисплеями и MS-DOS), 16-битной Sega, кассетниками, мобильниками-кирпичами, угловатыми автомобилями и зданиями.
Видеоигры[править]
- «Death Wore Endless Feathers» — ретрокиберпанк в стиле девяностых 2009 года про группу антропоморфных зверей-хакеров, которые пользуются старыми компьютерами и взламывают компьютерные игры, делая их доступными для всех. Виртуальная реальность тоже в наличии.
- Cyberpunk 2077 — хоть игра вышла в конце 2020 года, но всё же она по духу ближе оригинальной настольной игре 1980-х, из-за чего она больше ощущается как ретрофутуристичный китч аля Fallout. Да и технологически соответствует — нормального интернета нет, зато виртуальная реальность и развлечения на её основе — ещё как есть.
- Far Cry 3: Blood Dragon — вся игра — дань уважения боевикам 1980-х, чей стиль использован на полную катушку.
- Wasteland, особенно первая часть. Пример с фитильком, поскольку на момент выхода первой части, это было обычным представлением будущего.
- Многие шутеры 1990-х — Quake и Quake 2, Unreal и Unreal Tournament и т.д
- Wolfenstein: Youngblood — мир победившего нацизма, с нацистским же синти-попом, местными аналогами Тетриса, VHS-кассет и боевыми роботами в 1980 году.
- Yuppie Psycho — виртуальная реальность из 1970-х, андроиды и ретрофутуристичные центральные компьютеры в комплекте. Да и сам термин Яппи (Yuppie) — тоже из восьмидесятых.
- Observer — будущий киберпанк в Польше 2084 г. выглядит именно так. Виртуальная реальность сочетается со стилизацией под 80-е и чудовищной нищетой и разрухой с реквизитом 90-х.
Изобразительное искусство[править]
- Картины Сида Мида. Именно его стиль лёг в основу ЗВ, БЛ, Трона и многих других знаковых произведений 70-80х.
- Работы шведского художника-иллюстратора Симона Столенхага, где пейзажи шведской глубинки сочетаются с разнообразным шизотехом примерно в этой стилистике. А также основанные на них настольная ролевая игра Tales from the Loop и одноимённый сериал от Amazon.
Прочее[править]
- Ретровейв, а в нашей стране ещё и Советвейв.