Время Сан-Димаса

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

— Привет, Фрэнк, как жизнь? Хэнк ещё не вернулся из Будущего? — Да нет, как отправился в 3049 год за гравицаппой, так и поминай с концами. А ведь обещал, что не более чем за сутки вернётся в двадцать первый век. — Может, у него там возникли проблемы? Надо пособить парню? — Думаю, теперь уже поздно, неделя прошла. Если с ним что-либо там и случилось, то это непоправимо.

»
— Среднестатистический диалог героев среднего молодёжного sci-fi-сериала.

Время Сан-Димаса, также известное как Диагональное Время или как синдром «Тем временем в будущем» — странный эффект, возникающий, когда автор того или иного фантастического романа, фильма или сериала пытается описывать путешествия во времени так же, как описываются обычно путешествия географические. Разные времена уподобляются буквально разным точкам пространства — и события в них идут абсолютно синхронно. Если герой отправился в прошлое и провёл там полчаса, то в настоящем он вновь возникнет не раньше чем через тридцать минут после отбытия. Что помешает ему задать чуть меньшую дистанцию переноса при обратном скачке? Иногда этот вопрос остаётся вообще без ответа.

Имя своё феномен получил в честь блокбастера «Необыкновенные приключения Билла и Теда». В нём синдром этот был прямо подсвечен — герои проявили жанровую смекалку и дошли самостоятельно до мысли, что всегда смогут вернуться в Сан-Димас XX в. вовремя, но их ментор из будущего жёстко разочаровал их, сообщив, что в силу неких таинственных законов путешествий во времени уповать на это нельзя — время присутствия там будет равно времени отсутствия здесь.

Правда, позднее в той же вселенной имеет место зигзаг с инверсией — герои используют машину времени для косвенной помощи самим же себе, а к концу следующего фильма и вовсе её применяют для ускоренного получения нужных навыков в прошлом. Западные фанаты это объясняют тем, что во всех этих случаях Билл и Тед перемещались в прошлое лишь недалеко и только в один конец — назад же возвращались преимущественно «своим ходом» и обманывали таким способом систему.

Родственным понятием является Волновой Эффект, неспособный функционировать вне связки с Временем Сан-Димаса, хотя само Время Сан-Димаса вполне может обойтись без упомянутого компаньона. Концепция эта предполагает, что изменение Истории от совершённого путешественником во времени вмешательства в прошлое не мгновенно, оно порождает волны, постепенно идущие из прошлого в будущее. Если на ваших глазах некто отправился в прошлое, чтобы через полчаса после прибытия туда убить Гитлера, то вполне возможно, что через полчаса после его исчезновения вы увидите, как тают в воздухе остатки Берлинской стены.

Фактически концепция Волнового Эффекта означала бы, что имеют место такие понятия, как «прошлое прошлого» и «будущее будущего», что у «21 августа 2012 года» могли раньше быть предыдущие альтернативные состояния, причём в состояния эти нельзя ни с помощью какой машины времени вернуться — в отличие от обычного прошлого.

Концепцию эту нелегко уяснить сознанием, но зато она весьма зрелищна. В фильмах и сериалах она зачастую создаёт драйв, вынуждая героев совершить определённые действия в прошлом к назначенному сроку.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Гарри Гаррисон, «Фантастическая сага» — с прикрученным фитильком. Из путешествия во времени можно вернуться строго позже, чем отправились. Впрочем, о «час здесь за час там» речи нет, но как ни изощряйся, а «реальное» время утекает. Персонажам очень сложно понять, что, даже провтыкав дедлайн, можно вернуться в прошлое до дедлайна и поделиться результатами (в данном случае — отснятой киноплёнкой). Для того, чтобы донести эту идею до персонажей, понадобился аж листок со схемой, существующий в качестве отдельной временно́й петли.
  • Янг Роберт, «Девушка-одуванчик». Заглавная героиня регулярно путешествует из двадцать второго века в двадцатый. Время её прибытия идёт параллельно времени её отправления, чтобы вернуться в тот же день, надо каждые сутки переводить время. Что она не хочет, так как хочет наблюдать разную погоду.
  • Альфред Ван Вогт, «Часы времени» — артефакт позволяет смещаться во времени. Время, проведенное «тамтогда» будет пропущено «здесьсейчас».
  • Роберт Хайнлайн, «Число зверя» — вообще с шестимерным пространством-временем можно проделывать самые разные манипуляции… Но параллельное смещение в пространстве или во времени — простейший вариант.
  • Айзек Азимов, «Конец Вечности» — довольно сложный вариант. Каждая база, так называемый сектор, этой самой Вечности расположен в своём столетии общемирового времени. Оттуда можно совершенно свободно выходить в любую точку соответствующего века, но ради безопасности никто не отправляет нескольких себя в один и тот же момент. А вот между собой секторы связаны через Колодцы Времени, своего рода темпоральные лифты, именно так, чтобы существовать параллельно. О том, что будет, когда пройдёт сто лет внутреннего времени и в одном столетии окажутся сразу два сектора, автор деликатно умолчал.
  • Сага о Копье — трилогия легенд. Повествование идёт параллельно в прошлом и будущем, и подразумевается что «время» проходит одинаково. Когда Рейстлин говорить, что несмотря на что переместился всего две недели назад, уже успел провести в Истаре несколько лет, это показано как результат огромной магической силы и мастерства Рейстлина, а не как естественной эффект путешествия во времени.
  • Керстин Гир, «Таймлесс. Трилогия драгоценных камней» — здесь скачки во времени — личные свойства персонажей, а машина времени всего лишь позволяет сделать их контролируемыми: задать время назначения и продолжительность пребывания.
  • Василий Головачёв, цикл УАСС — перемещения во времени происходят через хроношахту, которую пришлось вполне буквально бурить в ткани мироздания, потому просто так переместиться в произвольный момент времени нельзя — можно перемещаться только между «выходами», которые сами по себе движутся во времени с нормальной скоростью, обеспечивая предмет статьи.

Кино[править]

  • Собственно «Невероятные приключения Билла и Теда».
  • «Звёздные Врата: Континуум» — запланированное Баалом изменение истории не просто разворачивается на глазах у героев, но и приводит к уничтожению тех, кто погиб или не родился бы в новом варианте истории, причём в первую очередь эффект затрагивает раньше родившихся.
  • «Назад в будущее» — аверсия — в конце первого фильма Марти совершенно справедливо замечает, что с помощью машины времени можно спасти Дока от смерти, если переместиться во время раньше запланированного. Правда времени всё равно не хватило, но это и не понадобилось.
    • Но при этом волновой эффект присутствует — знаменитая фотокарточка, с которой начинают постепенно исчезать брат и сестра Марти после нечаянно расстроенной им в прошлом помолвки родителей.

Телесериалы[править]

  • Секретные материалы — в одной из серий (s6e3, «Треугольник») действия происходят параллельно в прошлом и настоящем, и даже экран разделён на части, чтобы можно было лучше сопоставить действия напарников, разделённых временем.

Мультсериалы[править]

  • «Men in Black» — как минимум в одном эпизоде была именно такая система. Если в прошлом герои за полчаса не остановят вылупившегося радиоактивного гигачервя, в настоящем он уничтожит мегаполис. После победы над молодым зверем его взрослая версия бесследно растворяется в воздухе.
    • А вот послания себе в будущее они отправляли, закапывая в месте проведения операции специальный аппаратик, который в нужное время вылезает и транслирует всё, что на него предварительно записали. Но тут всё нормально — местность сильно изменилась с той поры, зарубку оставить особо не на чем, да и нужна гарантия, что Эл её заметит.
  • «Приключения Джеки Чана» — серия в, которой впервые появился Драго, у Джейд-из-будущего есть несколько часов, что бы успеть уничтожить зубы дракона до того, как в неблизком будущем, из которого она пришла, Шен-Дю возродится и сожрёт её семью.

Аниме[править]