Один день из будущего

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Фрэнсис Беннет сегодня утром проснулся в дурном настроении. Вот уже неделя, как его жена пребывает во Франции, и его начинает тяготить одиночество. Поверите ли? За десять лет их супружеской жизни миссис Эдит Беннет впервые отлучилась на столь долгий срок!

Проснувшись, Фрэнсис Беннет поэтому прежде всего включил свой фонотелефот, провода которого связывали его с принадлежащим ему особняком на Елисейских полях.

Телефон, дополненный телефотом, — вот еще одно завоевание нашего века! Если передача голоса посредством электрического тока существует уже давно, то передача изображения — открытие последнего времени. Ценное открытие, за которое Фрэнсис Беннет благословлял сейчас изобретателя, увидев свою жену отраженной в зеркале фонотелефота, хотя их и разделяло огромное расстояние.

Сладостное видение! Несколько утомленная после бала или театра, где она побывала вчера, миссис Беннет еще лежит в постели. Не желая будить молодую женщину, он быстро соскакивает с постели и проходит в свою механизированную туалетную комнату. Две минуты спустя, хотя он и не прибегал к помощи камердинера, машина уже перенесла его, умытого, причесанного, обутого, одетого и застегнутого на все пуговицы, к дверям его кабинета…

»
— «В XXIX веке. Один день американского журналиста в 2889 году» Жюль Верн

Один день из будущего — явление не столько литературное, сколько пропагандистское. Это огромная куча проходной фантастики с такими особенностями.

  • Сеттинг — от через недельку нашей эры до дальнего-предальнего будущего.
  • Основная мысль — либо как классно жить в мире, который мы пропагандируем, либо как плохо жить в мире, который мы очерняем.
  • Либо описание с элементами повествования (нет перипетии, накала, хорошо прописанных героев), либо чистое описание: идёшь по улицам города будущего и описываешь то, что «видишь».
  • Если всё-таки повествование, то в нём много роялей в кустах и прибытий кавалерии в виде футуристичных технологий — обычно военных и медицинских.
  • О целостности сеттинга и не думали.
    • В одном из советских диафильмов в красках показывают, как будут в будущем добывать уголь, хотя на что он нужен, если есть энергетика на субатомных частицах? Химпром и металлургия — не главные потребители угля. Супер-энергия есть, а хорошую ЛЭП в каждый хутор не провели? Или как вариант - уголь используют не как топливо, а для чего-то другого (в качестве сырья).
    • Бывает, что герой, родившийся и живущий в том мире, удивляется, как ребёнок, тамошней новинке. Решается тем, что герой — попаданец или дикарь[1], либо тем, что вещь новая и мало где есть. Хотя с последним вопрос: получается, он богач или «ранний последователь»?

Штамп был очень любим в СССР: повальная индустриализация 1930—60-х привела к тому, что в быт стали проникать новые чудесные технологии. «За бугром», по-видимому, приелся уже после Первой мировой. Весь жанр ретрофутуризм стебётся над этим штампом.

Примеры[править]

Подобных произведений (в том числе и всевозможного треша) во все времена вагон и маленькая тележка! Пишите только наиболее запомнившиеся произведения.

  • «В XXIX веке. Один день американского журналиста в 2889 году» Жюля Верна — один день буквально!
  • Ф. В. Булгарин, «Правдоподобные небылицы, или Странствование по свету в XXIX веке» (1824). Предсказал воздушные десанты, зенитную артиллерию, трамвай, факс, ксерокс и даже свободу Чёрной Африки!
  • Эдгар По, «Тысяча вторая сказка Шехерезады» — деконструкция. Героиня рассказывала калифу, ставшему мужем, о современных автору достижениях науки и техники. Он с лёгким скепсисом выслушивал рассказы обо всех чудесах, но когда она описала турнюр, из-за которого «нельзя отличить женщину от дромадера», он отправил её в петлю.
  • «4338 год» у автора «Городка в табакерке» Одоевского. Оправдано тем, что некий медиум увидел в трансе себя в будущем китайским студентом с русским именем Ипполит.
  • А. В. Чаянов, «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» (1920). Собирать пшеницы по 500 центнеров с гектара? На лошадках? Угу.
  • Братья Стругацкие, «Полдень, XXII век». С сильно прикрученным фитильком: состоит из отдельных новелл.
  • Кир Булычёв:
    • «Сто лет тому вперёд» — от остального отличается тем, что персонажи и перипетия там как раз есть. В фильме это сильно урезано.
      • Есть и диафильм, посвященный только знакомству Коли с будущим.
    • «Новости будущего века» — Алиса собирается в школу и смотрит последние новости. Позднее рассказ стал первой главой в «Ржавом фельдмаршале».
  • Большинство произведений Ефремова. Крестьянская утопия Чаянова нервно курит в стороне, Жюль Верн тоже…
  • М. Каку, «Физика будущего» (русская версия 2012 г.). В конце книги-прогноза Каку, подытоживая все сказанное ранее, оставляет свое видение 2100 года. Глава называется «Один день в 2100 г. 1 января 2100 г., 06:15». Хотя тут описан не один день, а немного больше.
  • Анатолий Валевский, «И так каждый день». Описание одного утра обывателя Сержа. Вроде бы мечта человечества о светлом будущем сбылась, только это однообразие его достало.
  • Владимир Сорокин, «День опричника».
    • И Максим Кононенко, «День отличника».
  • Как ни странно, но это 2015 год из «Назад в будущее-2»! Вот только будущее не оправдало ожиданий.
  • Тамара Крюкова, юмористический рассказ «Сочинение» — школьник будущего корпит над сочинением «Что бы вы хотели рассказать детям других эпох про своё время?», приходя к выводу, что писать нечего. Отсутствие преступности/полиции, самолёты у каждой семьи (а у одноклассницы ещё и летосипед в виде метлы), голограммы и путешествие за пределы нашей галактики для школьников прилагаются.
  • «У четвёртого срока» — Чекистско-бандитский мордор пополам с бесславными девяностыми. На момент написания (2008 год) 18 ноября 2014 года было как раз недалеким будущим.
  • Фильм «Искусственный разум» — финальный эпизод.
  • «В один прекрасный вечер 2000 года» (1973 г.) — псевдодокументальный фильм, состоящий из документальных кадров. Показано, как авторы из 1973 г представляли себе телепередачи 2000 г.
  • Тарапунька и Штепсель. Шуточное прочтение в номерах с условными названиями «Несун» (см. https://www.youtube.com/watch?v=xDzQXwzeVzs) «Рыба» и «2017 год».
  • Диафильм 1960 г. «В 2017 году». Авторы В. Струкова и В. Шевченко, художник Л. Смехов. Вроде бы обычный день, если бы не самоуничтожения последнего оплота империализма (их "выжили" на остров, а они там разрабатывали запрещенное мезонное оружие) с последующей экологической катастрофой. Будущее не оправдало ожиданий.
    • Аналогично «Прогулка в город будущего» 1976. Автор Беленький М. Художник: Петров А. С интересными размышлениями как должен выглядеть мегаполис будущего (и небольшими «на тебе!» в адрес капитализма, а по сути не только в его адрес). В том числе с городами-зданиями. См. http://diafilmy.su/1863-progulka-v-gorod-buduschego.html

Примечания[править]

  1. Например, у Николая Трублаини были встречи народов Арктики и современной ему цивилизации.