Временное кольцо

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Ещё вчера вы жили своей обычной жизнью, ничего фантастического с вами и близко не происходило — а сегодня к вам на скамейку подсел выглядящий подозрительно знакомым незнакомец и буквально навязал вам в подарок некое загадочное устройство. Или оружие. Или просто предложил совершить очень странный поступок, очень-очень настоятельно предложил. И с этого момента жизнь ваша пойдёт совсем по-другому, но итог будет один — вы окажетесь перед необходимостью вернуться в прошлое, подсесть к самому себе на скамейку и положить начало всей этой истории. Поздравляем — вы попали во временное кольцо, то есть, частный случай временной петли, когда из будущего в прошлое путешествует артефакт, по всем признакам ниоткуда не взявшийся.

Самый впечатляющий способ реализовать в сюжете временное кольцо — это, конечно, получить от незнакомца какой-нибудь ультра-бластер или гига-компьютер или даже саму машину времени, всласть ими попользоваться, после чего найти в прошлом самого себя и торжественно вручить б/у артефакт самому себе! Круто, парадоксально и здоровенная дыра в сюжете, в которую проваливались отнюдь не только МТА, но и вполне маститые писатели. Поскольку у материальных предметов есть противное свойство изнашиваться при эксплуатации. Даже если это ключ из самого твёрдого металла в галактике, теряющий лишь десяток молекул за сто лет — с точки зрения нашего временного потока предмет совершит за ограниченное время бесконечное количество витков, а значит — мгновенно сойдёт на нет! Хотя «сам себя породивший» предмет, буквально «взявшийся из ниоткуда» в нашем потоке времени, теоретически может состоять из совершенно другого вида материи, но тогда вдвойне непонятно, что он в нашей Вселенной делает, что заставляет выглядеть кольцо «самопорождения» ещё более странным. Существование таких закольцованных артефактов даже нельзя назвать парадоксом, их возможность противоречит даже не логике, а физике, даже такой фан-физике, в которой реальны путешествия во времени.

Впрочем, это можно сюжетно обойти, если по ходу действия артефакт будет утрачен, зато появится возможность заполучить точно такой же. Но это уже не будет темпоральным кольцом. Заодно можно обойти и парадокс с предзнанием, если не задействовать троп «я — это ты из будущего», а найти способ анонимно подбросить предмет прошлому себе. Ну, при условии, что вы помните, где и как его нашли или получили.

Сложнее дела обстоят с «добрыми советами» из будущего. Поскольку информация со временем не стареет, то и ограничений на путешествие по кольцу у неё нет. С другой стороны, далеко не всякий совет из будущего является темпоральным кольцом. Например, не замыкается в кольцо цепь событий, когда вы получите знание из будущего волею простого случая — разумеется, это изменит ваше поведение, но это изменение не станет причиной отправки информации в прошлое. Если хотя бы непрямая связь будет — это, несомненно, кольцо.

Замкнутой в кольцо является и та ситуация, в которой вы сами или кто-то другой из будущего, зная о грозившей вам в прошлом опасности, подкинет вам знание, которое вы и сами бы неизбежно получили при естественном развитии событий. Например: вас предупредили, вы подготовились к опасной ситуации и выжили. Однако, здесь есть спорный момент — можно представить себе самый первый цикл, в котором вы выживаете и без подготовки, иначе предупреждать, очевидно, будет некому. Так же сюжет, в котором вы вынуждаете или уговариваете прошлого себя совершить поступки, которые естественным путём ему (то есть, вам) и в голову бы не пришли — это, несомненно, кольцо, тут последовательность событий — единственная причина для самой себя.

Сюжетный приём, когда персонаж оказывается своим собственным отцом — тоже выглядит кольцом во времени. Однако, это ещё и парадокс покруче вышеописанного, так как родитель передаёт ребенку только половину своего набора хромосом — а следовательно, ребёнок, родившийся от связи вас с вашей же матерью в прошлом, генетически точно не будет вами! С другой стороны, переместившись в 14 век или раньше, заделав там дитя, и, при условии, что эта генетическая линия не прервётся позднее — вы 100 % становитесь своим собственным прямым предком.

Частным случаем сабжа можно считать так же и троп День сурка. Здесь по кольцу времени (на самом деле по спирали, так как однозначно имеется и точка входа и, предположительно, точка выхода) перемещается информационная составляющая личности героя.

Примеры[править]

Литература[править]

«

— Тогда подумайте вот над чем. Мне передали этот листок утром в понедельник … Теперь я показываю его вам. Потом я собираюсь спрятать его в бумажник и носить с собой до тех пор, пока съёмки фильма не будут завершены. Затем я перемещаюсь назад во времени … встречаю прежнего себя, достаю из бумажника чертёж и передаю его себе, чтобы он был положен в бумажник, и так далее. Вы видите в этом какой-нибудь смысл? — Конечно. Мне кажется, нет никаких оснований для беспокойства. — Ах, никаких оснований? Но ведь если всё это так, значит, никто не делал чертежа! Он просто путешествует в моём бумажнике, и я передаю его самому себе. Ну-ка, объясните это! — закончил он, торжествуя. — В этом нет никакой необходимости, объяснение кроется в самом чертеже. Этот лист бумаги представляет собой самостоятельно существующее временное кольцо. Никто не делал этого чертежа. Он существует потому, что существует, и это вполне достаточное объяснение.

»
  • «Стальная Крыса спасает мир» того же автора — педаль в асфальт: таинственный противник Джеймса ди Гриза существует в виде временной петли. Он никогда не рождался и никогда не умрёт, он появился из будущего, до которого дожил, переместился в прошлое… и так — бесконечное число раз.
  • «Петля гистерезиса» Ильи Варшавского — кандидат исторических наук Курочкин заказывает путешествие в Иудею, 30 год н. э. Это лучше прочесть самостоятельно (даже если заглянули под спойлер и сразу всё поняли).
  • «Абсолютно невозможно» Роберта Силверберга. После открытия технологии путешествия в будущее, многие отправились туда с билетом в один конец. Вот только в будущем им совсем не рады, и объективные причины для того есть. Глава Бюро по отлову пришельцев из прошлого получает от очередного «клиента» уникальный таймер, позволяющий путешествовать в прошлое. Ненароком его испытав и попрыгав по эпохам немного, он оказывается… перед самим собой в качестве опасного «пришельца из прошлого» и передаёт самому себе уникальный таймер.
  • «По собственным следам» Роберта Хайнлайна. Аспиранта Боба Вилсона уносит в будущее на 30000 лет, где мужчина, назвавшийся Дектором, предлагает ему разделить власть над человечеством (а человечество прожило 20 тысяч лет под пятой пришельцев бывших, по-видимому, кем-то наподобие лавкрафтианских Древних и начисто утратило собственную волю). Боб, однако, сбегает недалеко в прошлое, решив владеть всем единолично. Прожив в этом мире 10 лет он, наконец, понимает, что Дектор — это он сам и правильно настроить молодого себя придётся ему же.
  • «Все вы зомби» того же автора. Хроники человека (позже выяснилось, что он интерсекс-человек), который вернулся назад во времени и обманом оплодотворил свою младшую женскую версию себя (прежде, чем над ней совершили операцию по смене пола). Таким образом, он становится ребёнком от этого союза, являясь живой временной петлёй — одновременно собственными матерью и отцом. По мере развития сюжета все основные персонажи оказываются одним и тем же лицом на разных этапах её/его жизни. По этому рассказу снят неплохой фильм «Предопределение», в котором продавили педаль в пол — герой встречает будущего себя, ставшего маньяком-подрывником, и убивает, таким образом окончательно замыкая петлю.
  • «Открытие Морниэла Метауэя» Уильяма Тенна. В XX век прибывает из будущего специалист по «величайшему гению Метауэю», чьи картины полностью перевернули эстетический вкус людей. Однако Метауэя считают в нашем времени бездарностью и жуликом, кое мнение он вполне и оправдывает, украв машину времени и альбом со своими работами и сбежав туда, где он мировая знаменитость — в будущее. А пришелец из будущего застревает в нашем времени и, за неимением лучшего варианта, выдаёт себя за Морниэла Метауэя и начинает писать картины в его манере (не «настоящего» конечно, на его картины невозможно было смотреть без рвотных позывов, а того, чьё творчество он изучал пять веков вперёд). Он очень переживает за то, что совершенно погряз в творчестве своего кумира и совершенно неспособен создать что-то по настоящему своё, способен только подражать. Он не помнит ни одной из работ Метауэя. На самом деле это он и есть настоящий Метауэй, чьё творчество переживёт века!
  • «Чёрная комната профессора Тарантоги» Станислава Лема — разворот сюжета Тенна. Профессор пожелал посетить великих людей прошлого, дабы лично выразить им уважение и… обнаружил, что все они — в лучшем случае, самые заурядные личности, не имеющие никакого отношения к наукам и искусствам. Профессор решает исправить эту аномалию и начинать разыскивать в своём времени и отправлять в прошлое подходящих людей для имперсонации знаменитых гениев (упомянуты Эдисон, Ньютон, Леонардо да Винчи, Конфуций, но их явно намного больше).
  • «Звёздные дневники Ийона Тихого» его же — используется неоднократно.
    • «Путешествие четырнадцатое». В начало времён отправляют один электрон с целью исправить ошибку по несотворению мира! Правда, Ийон собирался так отрегулировать электрон, чтобы из него получился мир гораздо лучше и удобнее существующего, но из-за непутёвых лаборантов получилось в итоге… ну, как раз то, что и получилось.
    • «Путешествие двадцатое» C прикрученным фитильком:
«

— Мы, приятель, застряли во временном кольце, — сказал он спокойно. — Я опять буду тебя уговаривать стать директором. Если откажешься — уеду, но вскоре вернусь, и всё начнётся сначала. — Не может быть! Неужели мы в замкнутом круговороте времени? — В нём самом. — Ложь! Если бы это было так, все наши разговоры и действия повторились бы точка в точку, а то, что я теперь говорю и что говоришь ты, не совсем то, что было в первый раз! — Много всяких побасенок рассказывают о путешествиях во времени, — ответил он, — а та, о которой ты упомянул, относится к самым нелепым. В замкнутом времени всё будет происходить каждый раз почти так же, но не в точности так, потому что временная замкнутость, как и пространственная, не лишает свободы, а лишь сильно её ограничивает! Если ты примешь моё предложение, то переместишься в 2661 год и тем самым кольцо превратится в открытую петлю. А если откажешься и снова меня прогонишь, я вернусь… и ты уже знаешь, что будет!

»
  • Помимо этого, в Предисловии упомянуто, что «Путешествие двадцать первое» — одновременно и «Девятнадцатое».
  • «Конец Вечности» Азимова: закольцована технология путешествий во времени и вневременной параллельной реальности. Герои ломают кольцо ради свободы человечества от тоталитарного миротворства Вечных и чувств друг к другу.
  • Тим Пауэлл, «Врата Анубиса». Из ниоткуда взялась поэма главного героя, которую он в будущем выучил, изучая творчество некоего поэта. Которым оказался он сам, перенёсшись в прошлое, и поэму записал по памяти себя из будущего.
  • Жерар Клейн вообще любит тему путешествий во времени:
    • «Развилка во времени». Жерому Боску, главному персонажу, звонят по телефону — то поочерёдно, то одновременно, пользуясь тем, что у него в офисе два аппарата, — сразу два собеседника с одинаковыми голосами, смахивающими притом на его собственный. Один утверждает, что является его alter ego из отдалённого будущего и что Боск должен принять предложение некоего работодателя, которое изменит его жизнь к лучшему. Второй голос искажён, как у тяжелобольного человека, утверждает, что звонит из завтрашнего дня и что Боск не должен ни на что соглашаться. Какую же форму имеет здесь время: развилки, кольца или ленты Мёбиуса? Как минимум на одном из зигзагов фигуры «парадокс самопорождения» очевиден: Боск звонит себе в прошлое, чтобы уговорить себя сделать уже проделанное им. Второй зигзаг граничит с вывихом мозга и подсвечен в рассказе: «Как он мог звонить мне из завтра? Завтра я буду знать не больше, чем сегодня, как звонить из будущего».
    • «Боги войны» Тут временных петель множество, но основная и самая крупная связана с тем, что взрыв корабля, на котором летел главный герой, и его попадание в будущее вызваны его же собственными действиями в будущем, которые он совершил, чтобы замкнуть кольцо.
    • «Непокорное время». В будущем человечество создало галактическую цивилизацию и уничтожает цивилизации других рас при помощи темпорального оружия: сверхподготовленные и отлично экипированные темпоральные коммандос засылаются в период, когда уровень технического развития противников не позволяет им противостоять, и уничтожают враждебную расу. Вот только в этот раз сразу после прибытия на место коммандос подвергаются нападению чудовищной силы со стороны будущих версия себя самих. Какие у них были для этого мотивы — читайте в романе.
  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — именно так в этой версии вселенной книги работает Маховик Времени. Жанрово смекалистый Гарри не пытается издеваться над реальностью, поэтому все передаваемые артефакты каждый раз создаёт заново. И не только он — так делают многие пользующиеся маховиками маги. Получить бумажку с посланием, скопировать послание на такую же бумажку и отправить себе же в прошлое — известный трюк.
    • Ну раз уж помянули «Методы», не грех помянуть и оригинал, пускай мама Ро завернула всё не столь изящно, как господин Юдковский. По факту, спасение Клювокрыла Гарри и Гермионой, с использованием Маховика времени в «Узнике Азкабана» — это оно и есть. Покуда троица героев из прошлого были свято уверены, что Клювика казнили (при этом они не видели сам процесс), Гарри и Гермиона из будущего уже уволокли гиппогрифа за собой. А потом в прошлом Рон ломает ногу, потому его в будущем нет, а Гарри с Гермионой применяют Маховик и спасают Клювика. И так по кругу. И это только одно конкретное событие, так-то там их там намного больше: отвлечение оборотня от Гарри из прошлого Гермионой из будущего, самоспасение Гарри от дементоров, и изволение Сириуса Блэка.
  • Вселенная Джаспера Ффорде находится на грани катастрофы именно за счёт этого явления: заимствованные из будущего технологии и знания указывают, что машина времени должна быть изобретена со дня на день, и вот как раз с этим что-то не задалось. Что случится, если её вовремя не изобретут — неизвестно, но всем очень страшно.
  • Стивен Бакстер, «Корабли Времени». Педаль в пол — закольцовка включает в себя целый букет параллельных реальностей, созданных неосторожным применением машины времени. А началось всё давным-давно, когда к молодому Путешественнику (да, это блестящий фанфик на Уэллса) явился загадочный старик, назвавшийся Платтнером, и передал тому образец загадочного вещества — платтнерита, только и позволившего создать Машину Времени. Пройдя через добрый пяток альтернативных реальностей, полюбовавшись на строительство Сферы Дайсона, стимпанковский мир бесконечной Первой Мировой, колонизацию англичанами эоценовой Британии и населённую нанотехами Землю-снежок, Путешественник отправляется назад во времени, к Началу Начал, а оттуда — в свою родную вселенную. В Британию XIX века. Где, перед тем, как вернуться в мир элоев и морлоков, встречается со своей юной копией, и, представившись Платтнером, передает ей образец платтнерита.
  • Владислав Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне» — конечный план Тех, которые велят, и заключается в том, чтобы свернуть время в кольцо, отложив пробуждение памяти в Янке и не дав Юрке встретиться с отцом Ярославом. В результате Юрка переместится на 40 лет раньше, поднимет восстание в лицее и погибнет, превратившись навсегда в «ветерка», а участник того же восстания Янка решит воплотиться в родном мире Юрки, чтобы увести его к отцу, но потеряет память и вспомнит о прошлой жизни слишком поздно, и цикл начнётся заново. Конечная цель же ещё более возвышенная — выиграть время, чтобы успеть наполнить галактику горем и через взрывы насытить её информацией настолько, чтобы сделать её мыслящей. Разорвать временное кольцо можно, только уничтожив его материальную модель — таинственный ж\д мост, соединяющий измерения круговым поездом и появляющийся всего на несколько минут в полнолуние.
  • Майкл Суэнвик, «Кости Земли» — активные пользователи машины времени постоянно опасаются сделать что-то, что не соответствует исторической информации из будущего, чтобы не нарушить причинность. Что не мешает, впрочем, иногда проворачивать трюки вида «собрать отчёты полиции о некоем преступлении, случившемся неделю назад, чтобы отправить их в прошлое и тем самым не допустить совершение преступления».
« — Жизнь — несправедливая штука, мистер Лейстер. Мы поступили так, потому что существуют записи о том, что мы сделали именно это. Правила защиты от парадоксов связывают нас столь же крепко, что и вас. А может, и крепче. »
  • Аналогично происходит во вселенной «Слово о драконе» П. Шумила. Разрыв временного кольца может нарушить существование всей временной линии, поэтому:
« Вам пpиходится делать что-то только потому, что доходят слухи, что это сделали именно вы. Обычно это здоpово pаздpажает. »
— Бывалый путешественник во времени разъясняет ситуацию.
  • Том Светерлич, «Исчезнувший мир» — замыкание кольца приводит к тому, что все случившееся в нем исчезает, оставаясь только в памяти хронопутешественника, но принести с собой доказательства из будущего можно. В итоге оказывается, что весь описанный в романе мир существует лишь в рамках кольца бОльших размеров, а после его замыкания становится неслучившимся, так как технологии путешествия во времени и в космосе из будущего в прошлое не доставили.
  • Кейт (Кит) Лаумер:
    • «Берег динозавров». Все события, начиная с первого временного перехода главного героя с использованием имплантированной машины времени и заканчивая убийством главным героем более старой версии себя (с ведома и по приказу последней), являются временным кольцом, созданным как раз в целях поймать главного героя в ловушку. Помимо этого в романе есть множество других временных колец, в которых расположены отдельные станции и целые карманные вселенные.
    • «По ту сторону времени» из цикла «Империум». Вся история для главного героя начинается с преследования какого-то странного и очевидно аномального существа, которое является будущей версией самого главного героя, занятой коррекцией событий, приведших к уничтожению мира, где проживает главный герой.
  • Филип Хай «Учебный поход» — первое испытание, гм, субмарины времени приводит к тому, что команда где-то когда-то во времена динозавров обнаруживает летающую тарелку и, натурально, торпедирует её. Так и появились на Земле хомы сапиенсы…
  • Роберт Янг «У начала времён» — главгерой отправляется на 79062156 лет назад, чтобы расследовать консервную банку, каким-то образом оказавшуюся в тогдашнем слое почвы… Там он спасает пару сверхинтеллектуальных марсианских детишек. А в финале выясняется, что его помощники и есть те детишки, которых он отправил домой — а они выросли и отправились в далёкое будущее, где Марс уже давно мёртвая планета.

Кино[править]

  • Трилогия «Назад в будущее» переполнена такими моментами. Например, смелый Марти сводит своего робкого отца со своей собственной матерью и многое другое. Впрочем, этот не совсем временное кольцо, потому что возвращается Марти не в привычное ему настоящее, в его улучшенную версию, где его отец справился со своей излишней застенчивостью и стал популярным писателем, да и в целом семья выглядит и живет куда благополучней. Это всё является последствием действий Марти, то есть, он не замкнул кольцо, а создал новый вариант реальности. Однако в трилогии хватает и множества других колец.
  • «Петля времени»: путешествия во времени используются для избавления от неугодных людей в будущем, которых в настоящем времени убивают специально обученные стрелки — луперы. А чтобы замести следы, самих луперов в будущем тоже отправляют на казнь. К самим себе из прошлого.
  • Первая часть Терминатора же! А вот дальше линию времени как только не корёжили.
  • Predestination (2014) — в русской локализации почему-то не «Предопределение», а «Патруль времени», хоть и к фильму 1994 года не имеет никакого отношения. Безымянный временной агент, пытающий поймать террориста-подрывника, оказывается собственным отцом. Педаль в пол, так как он оказывается и собственной матерью, потому что родился гермафродитом. Педаль в асфальт, потому что именно он украл у своей юной версии младенца-себя и подбросил ребёнка в детдом, переместившись в прошлое. Педаль пробивает земное ядро, ибо он в пожилом возрасте и станет тем самым неуловимым подрывником, не доложившим начальству, что прибор для путешествий во времени не отключился как должен был.
  • TENET (Довод) — о, на этом строится почти весь сюжет. Но настоящий мастер тропа — Нил, умудрившийся в течение 10-минутного боя инвертироваться минимум дважды, умереть, воскреснуть и снова пойти на верную смерть. Не говоря уже о том, что сама история его отношения с Протагонистом — одно гигантское кольцо: где у одного начало, у другого конец прекрасной дружбы.

Телесериалы[править]

  • Игра престолов — Бран, с помощью своей магии проникнув в прошлое, сводит с ума молодого конюха, превращая его в того Ходора, который сопровождал его с самого начала.
  • «Агенты Щ. И. Т.», пятый сезон. Из воспоминаний Робин и со слов другой Йо-йо выясняется, что герои попали в такое кольцо и все действия их прошлых версий были направлены на то, чтобы последующие смогли разорвать его.
  • Доктор Кто — в некоторых сериях Доктор живёт этим. Впрочем, возможно нам просто не показывают изначальный вариант развития событий.
  • «Вне времени» — вскоре после начала становится известно, что Флинн занимается хронотерроризмом только потому, что получил от Люси из будущего журнал с некой информацией. В финале сериала Люси отправляется в прошлое, чтобы отдать Флинну тот самый журнал и начать всё сначала.
  • «Флэш» — Савитар, главный антагонист 3-го сезона, оказался одним из дублей Флэша, созданных для того, чтобы уничтожить Савитара, и единственным из них, пережившим схватку с Савитаром. Осознание того, что он — только копия (оригинал находился в том же измерении), свело его с ума и превратило в суперзлодея.
  • «Красный карлик» — Дэйв Листер является отцом самому себе.
  • «Тьма» — вся об этом. Эпических размеров хронокаша прилагается. Здесь ничего не случается само по себе: каждое событие во временном промежутке длиной более ста лет является следствием действий двух групп путешественников во времени, одна из которых пытается сохранить кольцо в неизменном виде, а другая — разорвать (но, по факту, противники кольца большую часть времени точно также работают на поддержание последовательности событий, так как разрыв возможен лишь в одной конкретной точке, до которой ещё надо как-то дожить).
  • «Вавилон-5». Высокоразвитая инопланетная цивилизация верит в туманно сформулированное пророчество. Фэнтези посреди фантастического реализма? Нет. Дело в том, что события современности сложились именно так как сложились как раз благодаря тому, что один из главных героев исполнил это пророчество: отправился на тысячу лет назад в прошлое, фундаментально изменил историю и оставил себе-будущему запечатанный конверт с инструкциями.

Мультсериалы[править]

— Я пришла себя, то есть тебя, предупредить, чтоб ты ни в коем случае не…
  • «Мой маленький пони» — к Твайлайт является вторая Твайлайт в весьма потрёпанном виде, объясняет, что она из недалёкого будущего, пытается от чего-то предостеречь — и исчезает. Паникующая героиня предпринимает отчаянные усилия, чтоб подготовиться к неведомой катастрофе. А когда убеждается, что ничего плохого так и не произошло, решает оповестить об этом саму себя в прошлом…
  • «Лаборатория Декстера» — как-то раз к Декстеру в лабораторию заявляется армия роботов, утверждающая, что их послали уничтожить того, кто спасёт будущее. Декстер быстро расправляется с роботами, после чего решает проверить, как именно он должен спасти будущее. По окончанию его приключений во времени он узнаёт, что будущее спас не он, а его сестра ДиДи. В ярости он и его будущие версии создают армию роботов и посылают их убить того, кто спасёт будущее.

Комиксы[править]

  • Вселенная Marvel — Кейбл в будущем заразится техноорганическим вирусом от Апокалипсиса, который в прошлом заразился этим вирусом от перенёсшегося во времени Кейбла.
    • Marvel Zombies — видя, что нет никакого способа исправить последствия зомби-апокалипсиса, Уату принимает единственное верное решение — он перемещает заражённого Часового назад во времени, в ту реальность, где он и вызвал эпидемию зомби-вируса.
  • ElfQuestметаморфы приземлились на месте со следами присутствия технологий их цивилизации, приняли облик эльфов из легенд, а затем их корабль перенёсся в прошлое и разбился, и их потомки оказались этими самыми эльфами.
  • «Хронокопы» по сценарию Алана нашего Мура. Хронополиция преспокойно работает по этому принципу: ловим хронопреступника, возвращаемся в участок на пять минут раньше, чем отправились на задержание, сообщаем самим себе, где и когда ловить хронопреступника (обычно, те обнаруживаются с пистолетом в доме собственного дедушки; они все с этого начинают, и, если вовремя не остановить, доберутся и до истории Второй мировой войны). Заодно и рабочий день по абсолютному времени короче получается.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuckпедаль в пол. Практически все основные персонажи и значимые сюжетные ходы возникли именно таким образом.
    • Малой Кэл, тряпичная кукла, которая «существует только для того, чтобы превратить жизни всех, кто делит с ним вселенную, в кошмар». Она успела побывать во всех основных временных линиях, несколько раз уничтожалась и восстанавливалась, но в итоге попала в начало своего пути. В каком-то роде Кэл и был главным злодеем истории, ведь всё это время он содержал в себе Лорда Инглиша. Именно поэтому Лорд Инглиш «уже здесь», везде и всегда.

Видеоигры[править]

  • The Legend of Zelda: Ocarina of Time — сперва Линк узнаёт мелодию у мужика в будущем, который присутствовал, когда какой-то паренёк семь лет назад устроил погром на мельнице с её помощью. Потом Линк переносится в прошлое и устраивает этот погром.
  • Singularity — организация MIR-12 была создана благодаря журналу с Каторги-12 с описанием того, что в 2010-м году на острове появиться Натаниэль Ренко, который сможет свергнуть режим мирового диктатора Демичева. Через много лет полевой агент MIR-12 Кэтрин дважды спасает Ренко от смерти, получает тяжёлое ранение и переноситься через хроноаномалию на полвека в прошлое. Здесь она оставляет за несколько часов до катастрофы на реакторе Демичева ту самую запись в журнале и, по всей видимости, погибает. Хотя тело так и не нашли.
  • Первая часть Spellforce — некоторое время назад рискованный эксперимент могущественных Магов Круга превратил единый мир в кучку островков. Переживший катастрофу Маг Роэн Тахир, который изначально был против эксперимента (но коллеги его, конечно же, не послушали), пытается помочь уцелевшим наладить нормальную жизнь, в чём ему помогает главный герой. Внезапно у Роэна появляется равный по силе противник, чьи цели и намерения, судя по всему, далеки от гуманизма. Главный герой путешествует по всему миру — сначала пытаясь предупредить Роэна о грозящей опасности, а потом собирая артефакты, которые не должны попасть в руки злодея. Однако вот что странно: Роэн словно бы не удивлён доставленной героем новости, а выйдя на поединок с врагом, бездарно его сливает, хотя, казалось бы — входит в первую дюжину сильнейших чародеев мира! Даже посопротивляться красиво не смог. Какой же мощью обладает новоявленный кандидат во владыки? Когда набор артефактов собран, загадочный Маг нападает на героя, парализуя его (убить его нельзя, он бессмертен) ради самого банального грабежа: мол, спасибо, ты собрал всё, что мне нужно, не пришлось мотаться по всякой глухомани самому! Когда же герой с союзниками, собравшись с силами, берут твердыню злодея приступом, тот не особо и опечален: они всё равно опоздали. Оказывается, наш властолюбец не интересуется завоеванием жалких постапокалиптических руин. С другой стороны, среди собранных героем артефактов были талисман, способный, помимо всего прочего, открыть врата в прошлое, а также книга, посвящённая тому самому эксперименту, из-за которого мир и оказался разрушен. Теперь злодей намерен вернуться в прошлое, исправить ошибку в эксперименте, предотвратить катастрофу, а также обрести ещё большее могущество, которое позволит ему свергнуть Круг Магов и завладеть неповреждённым миром в одиночку. Что? Зачем эта база и все эти войска? Ну, строительство портала в прошлое не могло быть мгновенным, ему нужно было задержать героя и его союзников на это время. Но теперь его не остановит уже никто и ничто! Сейчас он отбудет в прошлое, а вся ваша реальность исчезнет, сменившись новой… Обычно в такой момент должна подойти кавалерия, но нет: волшебник делает всем ручкой и с той самой книгой исчезает в портале. Воспрепятствовать магу его уровня в этом по-прежнему не способна вся армия героя. Финальный ролик кампании показывает игроку, как переместившийся в прошлое волшебник берётся за реализацию своих планов по обретению силы и покорению мира, он изучает книгу, а меж тем время идёт, момент катастрофы всё ближе и ближе… В итоге постаревший и сменивший амбиции молодости на приходящую с возрастом мудрость Маг понимает, что ошибкой является сама идея эксперимента. Он не может убедить в этом других Магов и вынужден бессильно наблюдать разрушающую мир катастрофу... Да, нужно ли говорить, что к этому моменту внешне он подозрительно похож на Роэна Тахира?
    • Во всей этой истории есть только одна странность: все Маги Круга известны поимённо. А по факту получается, что и молодой (иначе откуда у него взялось могущество после катастрофы?), и старый Роэны (иначе почему все знают в лицо именно старого Роэна, а молодой остаётся загадочным незнакомцем?) входят в Круг.
  • Dark Souls — третья часть. В игре достаточно много намеков на то, что отличии от первых двух частей зажигание Первого пламени не возобновляет Эру Огня, а заново запускает временное кольцо от звона колокола Пробуждения (собственно начало игры) и до очередной попытки его зажечь. Опять пробуждаются Повелители пепла, опять они не хотят заново зажигать пламя и опять Негорящие (мы в их числе) восстают из своих могил и насильно тащат их останки в Храм Огня. Вы должны играть в режиме К чёрту сценарий!, чтобы разорвать это порочное временное кольцо.
  • Deponiaшутки ради. В одной из частей на вопрос себя из прошлого «О чем я сейчас думаю?» Руфус из будущего вынужден ответить ахинею (несмотря на то, что прекрасно знает верный ответ), потому что в прошлом он уже услышал от себя именно эту ахинею, и теперь нельзя допускать парадокса. В роли закольцованного артефакта — та самая фраза-ахинея.

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay night — не совсем этот троп, но что-то похожее, в ветке Unlimited Blade Works: Эмия Широ и Арчер, у которого Широ учится сначала фехтовальной технике, а затем — своему фирменному приёму, собственно UBW. Пример с подковыркой, потому что Широ становится Арчером в другой ветке, а в UBW предполагается, что кольцо было разорвано.
  • Zero Escape — судьба Фай.