Католическая Русь

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Priměrno tak.

Один из самых радикальных вариантов альтернативной истории. Как известно, православие является фактически краеугольным камнем традиционной русской культуры. А теперь представьте себе, что Русь в ходе раскола встала бы на сторону Рима! В результате получилась бы страна под названием «Рутения», в чём-то похожая на нашу, а в чём-то — принципиально другая. В частности, она, вероятно, имела бы меньше связей с греческой культурой, но зато была бы ближе к Польше и странам Балтии (возможно, вплоть до создания единого польско-русско-литовского государства).

…Или нет — если бы не случилось самого раскола. Тогда бы христианская Церковь продолжила называться католической (то есть вселенской) вне зависимости от того, сидит ли её конкретный местечковый лидер в Риме, Константинополе или где-нибудь ещё, и византийскую культуру Россия бы сохранила — но в вероучительных разногласиях всё равно вынуждена была бы слушаться папы.

Более общий троп: Россия — часть Запада.

Примеры

Литература

  • Андрей Буровский, «Несбывшаяся Россия». Что случилось бы с Русью, если бы Владимир принял ислам, иудаизм, католичество или оставил бы страну языческой? Из четырех вариантов автор приемлет лишь один и даже пытается описать возможную католическую Русь.
    • Автор рассказал, как русичи вместе с крестоносцами в XIII веке берут и разоряют Константинополь, но при этом не разъяснил, почему в XVIII в. как раз католические Польша, Франция, Испания, Италия оказались в кризисе и почему именно Русь должна была его избежать.
  • Также подобный вариант описал А. Бушков в «России, которой не было».
  • Далия Трускиновская «Балтийское приключение». С прикрученным фитильком — католицизм приняла не вся Русь, а только ряд западных княжеств. Соответственно, Руси, как единого государства нет, есть лоскутное одеяло разных стран с разной религиозной принадлежностью.
  • Журнал «Вокруг Света» посвятил целую статью этой ветви альтернативной истории.

Видеоигры

  • «Crusader Kings 2» — если выбрать начальным годом 769 или 867, можно выбрать в качестве религии католицизм.
    • Да когда угодно можно перекрестить, было бы желание.
  • Knights of Honor — постаравшись, можно прорваться одним из русских княжеств на запад и завоевать несколько католических территорий, а затем обратить всю страну в католицизм.

Реальная жизнь

  • Император Оттон по просьбе княгини Ольги отправил в Киев епископа Адальберта Магдебургского для проповеди христианства. Уверяют, что не срослось по причине враждебного (?) отношения к христианству сына Ольги Святослава[1]. Когда же произошло крещение, Русь предпочла византийское христианство вместо римского, что и привело к тому, что Русь поддержала православие во время великой схизмы.
  • Католическая Русь, а затем и Московское княжество (Московия) — голубая мечта римского папы. Он неоднократно организовывал походы на Русь, но несмотря на изначальные успехи, были разбиты и потеряли все захваченные территории, а затем, через несколько десятилетий, пал Ливонский орден.
    • Папа Римский всё же не организовывал походы, а просто поддерживал Ливонский орден и шведских королей. А вот то, что их политические интересы вступали в конфликт с интересами Новгородской республики (весьма обособленной от остальных русских земель) — совсем другой вопрос.
      • Ливонский орден и основан-то был как противовес Священной Римской империи и Дании с их политическими аппетитами со стороны Папства. И восточное направление его политики — это также совершенно осознанная политика Папского Престола.
  • Польский король в обмен на свою поддержку требовал от Лжедмитрия I перевода Руси в католичество[2], а после его смерти решил принудить Русь к личной унии… Не удалось…
    • Окатоличить Литву в свое время удалось только передачей польской короны одной из ветвей Гедиминовичей — Ягеллонам. Среди самых адекватных польских историков бытует мнение, что передача польско-литовской короны Рюриковичам в обмен на их переход в католичество было бы столь же верным решением.
      • Впрочем, далеко не факт, что Рюриковичи, правящие во Владимире, а далее в Москве, согласились бы перейти в католичество. Скорее даже нет. Большинство их было явно не согласно поступить так, как в XIII веке Даниил Галицкий. Максимум, что теоретически можно было ожидать от северных владимирских Рюриковичей — это «сделать как у литвинов» (см. ниже), то есть ввести веротерпимость, уравняв православие с католичеством в правах (скорее всё-таки с некоторым приоритетом православия). А Иван Грозный, которому в 1572 году польские паны уже совсем были готовы вручить корону и объединить Речь Посполиту с Московской Русью (!), так и вовсе невольно сорвал это мероприятие своим громким заявлением на тему «получу Польшу под свою руку — тотчас заставлю её перейти в православие, а костёлы порушу!». На такое паны уже ответили «Nie, to cię nie potrzebujemy» (Нет, тогда ты нам не нужен).
  • Великое княжество Литовское — православно-католическое государство (кодифицированное, вероятно, около 1236 г.), занимавшее территорию современных Белоруссии, части Украины, Прибалтики и западных областей России. В 1569 году вошло в состав Речи Посполитой. В XII—XIV веках в составе и культуре этнической «литвы» было заметно больше балтского элемента, нежели впоследствии. Но в XV—XVII веках, словом «литвины», как в русской, так и в польской речевой традиции, уже традиционно назывались скорее предки — и культурные предшественники — современных белорусов, нежели те, из кого получились нынешние латыши и литовцы. Великое княжество Литовское имело государственным языком западнорусский язык, иначе называемый литовско-русским. Фактически он-то потом и «преобразовался» в современный белорусский. В то время как ятвяги, латгалы, курши, аукштайты и жемайты (все — прямые предки нынешних латышей и литовцев), по преимуществу язычники, говорили на своих языках, отчётливо и самобытно балтских[3], и ни один из тех языков государственным не был.
    • Ещё раньше, в 1452 году или чуть позже, в состав Королевства Польского вошло[4] государство одного из немногих католиков среди Рюриковичей — Даниила Галицкого (Волынь и Галицко-Владимирское[5] княжество), которому папа римский в 1253 году предложил титул короля. Но князь, по данным советских историков, отказался — это налагало на получателя большие издержки (как минимум — налоги папскому престолу и признание его верховного сюзеренитета). Косвенным подтверждением того, что Даниил не стал королём, служит тот факт, что после вхождения в состав ВКЛ его государство не имело статуса королевства, а приверженность правителя католицизму не использовалась в идейном противостоянии с Русским царством.
      • …А по данным украинских и польских историков, папский нунций где-то на рубеже 1253 и 1254 годов торжественно, при большом скоплении народа, возложил на Даниила королевскую корону. И кому же верить? Дело ясное, что дело тёмное. Если насчёт короны и правда (каковая, разумеется, была не ко двору советским историкам), то уж по крайней мере Даниил не стремился чересчур угождать Ватикану (не стал «цепным псом папы»), это-то факт[6]. Хотя, разумеется, и не ссорился с «отцем христианства, верховным понтификом, преемником святаго Петра-рыбаря». Наверняка среди подданных Даниила хватало православных (а также католиков, но симпатизантов Константинополя), которые не сильно восхищались папой римским — всего лишь не хотели идти под контроль правителей северного Владимира: это в феодальную эпоху дело житейское и никакого «глубокого идейного противостояния» не означает. В последнее десятилетие своей жизни Даниил: оказывал непослушание Золотой Орде и владимиро-суздальским князьям; вмешивался в дела Польши, Венгрии и Чехии; воевал против литвинов; приглашал к себе в Галичину и Волынь переселенцев из Германии и Польши… пока наконец не умер в 1264 г.
    • Вообще на этих территориях (хотя сейчас это не Россия) католики (греко-католики) есть, но они никогда не были большинством.
    • А вот в Белоруссии немножко посложнее. Дело в том, что большинство греко-католиков в течение XIX века были возвращены властями Российской империи в православие, и католицизм остался главным образом религией тамошних поляков. Но, так как значительная часть католической шляхты была на самом деле западнорусского происхождения, римо-католики ныне имеются и среди определённой части белорусов. Совокупно католиков различного толка в современной Белоруссии примерно 1/6 населения, и католическое григорианское Рождество является официальным выходным днём.

Примечания

  1. Языческие, антихристианские убеждения Святослава Игоревича пытались объявить «не терпящей никаких сомнений исторической истиной»… но они не доказаны. По другим данным, Святослав не то чтобы «враждебно относился к христианству», а просто не жаловал Рим, предпочитая Константинополь. Наконец, мог Святослав быть и тенгрианином, и на этой почве враждовать с антитенгриански (и антихристиански) настроенными язычниками… и погибнуть именно от их руки. Достоверно известно лишь, что Святослав никогда не запрещал («не бороняше»(с)) своим людям принимать христианство. Как-то не очень похоже на «ярого язычника, ненавидящего Христа».
  2. Хитрюга «Деметриус» сперва наобещал полякам всякого-разного (и то туманно, а не давал «открытое и прямое слово дворянина»), а после своего воцарения разводил руками и ссылался на то, что он ещё слишком непрочно сидит на московском престоле, а оттого принимать столь ответственные решения не может. Есть версия, что поляки — а также папские агенты — очень разъярились по тому случаю, что «неблагодарный щенок» фактически их эпично кинул, и они-то и были среди спонсоров убийства этого скороспелого государя.
  3. Оставшихся такими и далее, и образовавшими современные латышский и литовский языки, слегка обогащённые и славянизмами.
  4. А до того, начиная с 1392 года, неоднократно «делилось на ся», дробилось, и вновь восстанавливалось, но уже не в прежних границах, а преимущественно на Волыни.
  5. Здесь уже имеется в виду Владимир-на-Волыни (ныне украинский город). А не северный Владимир, в котором правили, прилагая усилия к объединению восточных славян под своей рукой, предки будущих московских государей (а позже и буквальных и официальных московских царей — начиная с Ивана IV Грозного).
  6. Вряд ли основательны попытки описать Даниила «верным русичем, стойким борцом против татар» (?!), равно как и «убеждённым католиком» (или «подлым папежским холуём»). Истина посередине. Больше похоже на то, что Даниил вообще не имел никаких таких «убеждений», а был политическим авантюристом, который «ни нашим, ни вашим, а себе на уме».