Кастовое сообщество

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Type Caste, Fantastic Caste System. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Социальное неравенство является вполне понятным явлением для человека и следствием разделения труда и появлением института власти. Пожалуй, крайняя форма его проявления — кастовая система. Она представляет собой деление общества на несколько специализированных на определённом роде деятельности слоёв, как правило связанные кровным родством и выстроенных в иерархию.

В реальности кастовая система хорошо известна по Индии, где она была основой общественной организации и сохраняется по сей день, НО на деле там общество делилось на варны (группы религиозной системы), которые потом поделились на джати (группы наследственно-профессиональной деятельности). К тому же были джати, не входившие ни в одну варну и считавшиеся неприкасаемыми — проще говоря, дном иерархии. Это всё связано с индуистской верой в перерождение — если человек жил по правилам своих джати и варны, то в следующей жизни он рождался в группе более высокого ранга. В современной Индии каст до-фи-га, но юридически они равны.

Термин «каста» (от исп. «casta» — «происхождение, род») был введён испанскими колонистами в Латинской Америке для расовой классификации и разделения на условных «белых, чистокровных, разумных» и «смуглых, местных, неразумных», а также множество их промежуточных вариантов. Это деление было больше основано на внешности и позволяло кастам смешиваться (в отличие от индийских варн) — тогда потомок причислялся к касте родителя с более высоким рангом и таким образом приближался к европейской цивилизации. Позже этот термин стал применяться и к варнам, а в латинском смысле стал считаться устаревшим.

  • Под этот троп НЕ подходят общества, где есть высокая социальная мобильность — в кастовом обществе она минимальна и может проявляться разве что в профессиональной деятельности. К касте причисляются на всю жизнь.
  • Если общество делится на сословия, при обычном раскладе это не наш случай, так как стандартное европейское сословное общество подразумевает определенную социальную мобильность. Это может быть узаконенной системой (в России, после введения Табели о рангах, некогда рекрутированный крепостной крестьянин мог стать офицером и дворянином), может быть удачей (основатель дома Сфорца, герцогов Миланских, был пастухом, присоединившимся к банде наемников), а может быть обычным течением жизни (сын рядового городского обывателя стал священником, то есть перешёл в сословие духовенства). Если же мобильность внутри сословий снижена до редкой удачи или неудачи, это уже не так круто.
  • На случай, если касты основаны на биологии, а не социальных явлениях (муравьи, пчёлы и т. д.) — это уже иерархия улья. Примеры каст в этой статье определяются обществом, а не физиологией. Хотя в отдельных случаях этот троп может сочетаться — например, если вид изначально не делился на касты, но новый общественный строй сделал это с ним при помощи технологий, меняющих физиологию (борги, комбайны и т. д.).
  • Касты имеют единое, плотно связанное сообщество. Если оно состоит из независимых специализированных кланов — это не наш случай.

Под отношения между членами разных каст частично подходит троп «сословная мораль». Если кастовая система состоит из представителей разных видов, то в ней могут быть раса слуг (или роботы-рабы, как их аналог) и раса господ с фантастическим расизмом, как основной отношений. Если в сеттинге есть магия (или её космооперный аналог) то ею одарённые могут стать верхушкой иерархии.

Примеры[править]

Общее[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Сергей Лукьяненко, «Геном» — субверсия. Специализация к определённой профессии проводится на стадии зародыша по выбору родителей. Но профессии творческие и такие, как бизнесмены и политики, специализации не поддаются и остаются прерогативой натуралов. Тем также доступны и профессии спецов, за исключением недоступных по физиологическим причинам (например, энергетику-спецу необходимо выдерживать смертельные дозы облучения).
  • Роман Злотников, цикл «Вечный». Алые князья подчинили множеств разумных видов и образовали поливидовую цивилизацию с кастовой системой, являясь в ней высшей кастой.
  • Александр и Ксения Рудазовы, «Паргоронские байки» — общество парифатских симов. Эти существа — четыре близкородственных вида обезьян, почти одновременно обретшие сознание и разум. Оранги — жрецы и учёные, корилланги — воины и силы правопорядка, чимпы — купцы и землевладельцы, хибении — крестьяне и ремесленники (да, внутри метавселенной индусы собезьянничали свои варны именно у симов). Переход между кастами невозможен, межвидовое скрещивание запрещено, но если уж всё-таки народится полукровка, то ему будет позволено выбрать касту любого из родителей. Впрочем, Монго (на Земле известному как Сунь Укун и Хануман) и этого показалось мало…
    • Бгодея Аммари Авталогиданну аватару Паргорона Всеблагого, позднее известного как Древнейший, обезглавили именно за то, что расшатывал скрепы кастового сообщества и утверждал, что в глазах Всеблагого все равны.

На других языках[править]

  • Франсис Карсак, «Бегство Земли» — цивилизация будущего, к которой принадлежит протагонист, жёстко разделена на технарей и гуманитариев. Доступ к значительной части специальных технологий, в частности, оружейных, и власть есть только у первых.
  • Mri Wars — Мри имеют кастовое общество.
  • Эрик Флинт, цикл о Велисарии — некие инопланетяне из будущего, они же «новые боги», хотят создать такое общество на Земле времён Византийской империи с помощью индийского народа малва, живущего по кастовым заветам.
  • Джон Норман, «Гор» — на планете Гор принадлежность к касте играет важную роль, определяет род занятий и статус человека. Существуют пять высших каст (Воины, Строители, Врачи, Писцы и Посвящённые) и тысячи низших — даже такие, как каста Поэтов или каста Тарноводов (разводчики ездовых птиц). Как ни странно, Торговцы относятся к низшей касте, хотя богатые представители имеют огромное влияние. Вне каст, а соответственно, вне закона находятся лишь рабы и преступники, а также дикие народы.
  • Вернон Виндж, «Глубина в небе» — эмергенты. Фокусированные — люди, которых они подвергли действию особого вируса, который поражает мозг и «затачивает» заражённых для выполнения определённой работы.
  • «Фабий Байл: Повелитель клонов» Джоша Рейнольдса — таково социальное устройство мутантов на Визалии. Каждая каста мутантов занимает свои отсеки и занимается своим делом. Сам хозяин корабля иногда вспоминает о них и временами даже улучшает.
  • Stormlight Archive — общество делится на касты темноглазых (низшую) и светлоглазых (высшую). Внутри каждой касты есть еще разделение на даны и наны, по десять ступеней в каждой. Если по этим ступеням еще можно подняться/опуститься, то перешагнуть порог касты уже нельзя. Разве что ты сумеешь где-то раздобыть осколкоборню или осколкомеч — тогда твои глаза посветлеют от регулярного воздействия Штормсвета. Но это оружие крайне редко, шансы раздобыть его не больше, чем шансы поймать белую ворону. Впрочем, есть более реальная возможность подняться в светлоглазые: заключить пакт со спреном и стать Сияющим Рыцарем. Но эта возможность а) открылась совсем недавно и б) только тем, кто перенес тяжелую психическую травму. Удачи.
  • Mistborn — общество Империи делится на благородных и рабов-скаа. Шансов переместиться из касты в касту нет. Просто нет.

Телесериалы[править]

Комиксы[править]

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Hataraku Saibou — таким показан обычный человеческий организм. Достаточно мягкий и светлый пример, так как не идёт никакой речи о дискриминации и притеснении одних клеток другими, да и общаться разным клеткам друг с другом это не мешает.

Видеоигры[править]

  • Civilization 4 — одна из парадигм. Позволяет создавать без ограничений учёных, художников и прочих — ведь они, хе-хе, друг другу размножаться мешать не будут.
  • Dragon Age — гномы живут кастовым обществом со множеством описанных заморочек. А вот у кунари — иерархия улья.
  • Так и не вышедшая «Human Resources» — иномировые ктулхи представляют собой множество разнородных организмов, например сборщиков и открывателей порталов, тесно связанных если не биологически, то как минимум социально.
  • The Elder Scrolls — традиционное альтмерское общество делится на следующие классы (в порядке возрастания престижа): рабочие (workers), торговцы (merchants), землевладельцы (landowners), воины (warriors), принцы (princes), художники (artists) и мудрецы (wise). Неизвестно, насколько эти классы социально мобильны.
  • Pillars of Eternity II: Deadfire — согласно старым традициям общество Уана делится на касты Ропару (рабочие, собиратели и рыбаки, ответственные за еду и прокорм племени), Куару (ремесленники и торговцы, обменивающиеся товарами с соседними племенами) и Мотару (воины, защищающие племя от диких животных и налетов соседних племен). В зависимости от касты распределяются общественные блага, от количества еды до инструментов и жилья.
  • Spore — на этапе «Племя» вождь (самый сильный юнит) необходим для заключения союзов с другими племенами, а роль и способности остальных зависят от того, какими орудиями труда их снабдить.
  • StarCraft — протоссы. После Эры Раздора и создания телепатической сети Кхалы появилась Империя протоссов во главе с Конклавом и делением на три касты: Кхалаи (рабочие, инженеры и т. п.), Тамплиеры (воины) и Арбитры (религиозные лидеры и псионики)[1]. После провальной войны с Роем зергов власть Арбитров рухнула (поскольку они постоянно цеплялись за традиции) и она перешла в руки ответственным Тамплиерам, которые были готовы пойти на союз с Тёмными Тамплиерами. В Legacy of the Void высокопоставленный представитель касты Кхалаев, фазовый кузнец Каракс, показал героизм на поле боя, после чего кастовую систему посчитали пережитком прошлого и её отменили.
  • Stellaris — вы можете создать расу с кастовой системой или же обеспечить её для захваченной вами расы, когда ваша основная раса наслаждается свободой. Правда, этот момент сомнителен: каста определяется работой, а не социальным статусом: порабощаются расы, производящие пищу и минералы. Просто поменяйте местами поселения, и вуаля: они поменялись кастами, и прежние дворяне теперь бесправные крестьяне. У роя нет каст — с точки зрения игровой механики там нет рабов и быть не может.
    • С версии 2.2 уже не совсем так. В ней распределение по работам игроку напрямую недоступно, поэтому порабощенные не могут работать специалистами (но исключения есть), и тем более, правителями.
  • Touhou Project — раса тенгу имеет множество подрас, и все они объединены в одно большое кастовое сообщество, которое на данный момент контролирует Ёкайскую Гору. У каждой разновидности тенгу строго определённая роль в обществе, и как бы хорошо кто-либо не старался, за пределы касты ему не выйти. На данный момент показано было только три разновидности тенгу: карасу-тенгу (вороны-тенгу), хакуро-тенгу (тенгу — белые волки) и дайтенгу (великие тенгу). Первые выполняют роль разведчиков и информаторов, а также занимаются написанием газет; вторые — воины, занимающиеся защитой основного поселения тенгу от врагов; третьи — управляющие среднего ранга, отдающие приказы предыдущим двум кастам, на чьих плечах висит ответственность за поддержание и развитие всего сообщества. Также упоминались, но пока что ни разу не были показаны такие подвиды, как ханатака-тенгу (офисные работники), ямабуси-тенгу (издатели) и правитель этой расы Тенма.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — империя Т’ау. Общество т’ау включает в себя пять каст, названных соответственно стихиям. Правит обществом каста эфира — мудрецы и ораторы, могли бы считаться духовенством, будь у тау религия; каста огня занимается только и исключительно войной; каста воды — путешественники, дипломаты и торговцы; каста воздуха — экипаж космических кораблей; каста земли — инженеры и механики. Немного сочетается с иерархией улья, поскольку у т’ау разных каст разная комплекция — например, воины грузные и мускулистые, а пилоты тощие и приспособленные к нулевой гравитации.
  • Модроны из Planescape вполне тянут на такое определение.

Реальная жизнь[править]

  • Касты — тобишь «масти» есть в криминальном мире. Вершина — «вор в законе», а средняя масть, к которой автоматически причисляется новый сиделец, — «мужики». Правда, бывшие сидельцы утверждают, что новичков начнут расспрашивать о привычках, в том числе и о сексуальных похождениях, либо те начнут провоцировать расспросами. Провалил тест или рассказал что-то не то — стал «петухом» — дном, откуда выхода нет. Сама-то система, при должной сноровке, достаточно мобильна, нет выхода только из «петухов». Система, в какой-то степени, аналогична в восточной Европе.
    • По свидетельству дьякона Кураева, даже священники, служащие в тюрьмах, причащают «опущенных» из отдельных чаш.
    • В западной Европе, США и Латинской Америке система куда мягче, но менее мобильна. Петухов, как таковых нет, в привычном смысле этого слова, но есть изгои. Де-факто вершина криминального мира — «гангстеры» (члены банд), но они враждуют с другими бандами. За хорошую жизнь можно заплатить своей же жизнью.
    • В странах востока и юга (в том числа и Африки) определяется национальностью или принадлежностик племени. В следствие чего, мобильность отсустсвует в принципе. А разных странах свои касты.
  • Кастовым, а точнее, варновым сообществом (прежде всего в прошлом) хорошо известна Индия. Традиционно выделяются варны браминов (мудрецы), кшатриев (воины), вайшью (торговцы и ремесленники), шудр (чернорабочие), а также изгои-неприкасаемые. Джати называются более поздние группы, более специализированные с уклоном в профессиональное деление и уточняющиеся до, например, профессий парикмахера или гончара. Но именно поздний термин (произошедший от совсем другого слова — изначально термин «каста» применялся к сословно-расовым группам в колониях Латинской Америки) разошёлся в массы и дал название тропу.
    • Причём кастовая система де-факто осталась: в передаче «Орёл и Решка» одного индуса не пустили в ресторан, так как он рикша. Пришлось ведущей покупать еду там самой, и индус ел на улице.
    • Кастовые взаимоотношения постепенно становятся всё менее острыми, как и завещал великий Махатма, однако очень неравномерно: если в центре Мумбаи вы редко это увидите, то в сельской глубинке сможете лицезреть в полный рост. Однако, если вопрос касается будущей свадьбы, в семьях жениха и невесты о своей кастовой принадлежности часто вспоминают и эмигранты. А уж на индийском субконтиненте большинство свадеб вообще договорные (то есть родители решают, кого и на ком женить, при минимальном вмешательстве молодых людей в процесс) и крайне редко бывают не в пределах одной варны. Система варн — часть индуистской религии, однако и индийские мусульмане (при том, что официально ислам запрещает кастовое деление), всё же местных традиций стараются не нарушать, хоть и не ставят их во главу угла. Меньше всего обращают внимания на кастовое деление индийские христиане и буддисты, однако, их вес в индийском обществе очень мал, да и традиционалисты-индуисты воспринимают их практически как отдельные касты.
      • Христиане в исторических местах их компактного проживания выработали свою систему каст, во многом перпендикулярную общеиндусской. Вне же этих мест — по-разному: где-то могут построить разные храмы для верующих разных варн, а где-то отлучить кшатрия от причастия за отказ подойти к Чаше после шудры.
      • Очень непрост вопрос с буддистами: среди них огромное количество бывших «неприкасаемых», сменивших конфессию в последние 70 лет, многие индуисты сторонятся их всех, не зная происхождения доподлинно).
    • Если бы только в вопросах будущей свадьбы! Незадолго до внесения этой правки разразился скандал, когда вскрылось, что эмигрировавшие в США программисты в основном принадлежат к варне браминов, и, когда на работу в западную компанию нанимается индиец, собеседующие его бывшие соотечественники окольными путями (например, спрашивая, из какой деревни он родом и придерживается ли он вегетарианства[2]) узнают, к какой варне он принадлежит. Далиты (неприкасаемые) и представители низших варн могут получить отказ вне зависимости от реальных умений и навыков, а если собеседование проводит не-индиец, которому на эти кастовые тёрки наплевать, и далит получает работу, он попадает под пристальное наблюдение коллег-браминов, и, когда тот чем-нибудь себя выдаёт (скажем, выбирает ту или иную еду в кафетерии или неосторожно отвечает на вопрос в курилке, или даже при «дружеском» похлопывании по спине проверяя наличие под одеждой священного шнура, который не носят низшие касты), начинают его избегать.
    • Тем не менее, есть данные, что в самой древней Индии троп игрался с прикрученным фитильком, по крайней мере в некоторые исторические эпохи. Так, род царей, начинавшихся с царя Шри-Гупты, и правившего в IV веке н.э, очевидно происходил из варны вайши-земледельцев, а по некоторым данным — возможно, даже из шудр. Также влиятельный брахман Чанакья Каутилья, живший в то же время, и поддерживавший правление Чандрагупты, одного из наследников Шри-Гупты, явно высказывался за право шудр служить в армии. Вот к неприкасаемым действительно старались и стараются не прикасаться.
    • Более того, кастовая система сохранилась даже в насквозь мусульманских Пакистане и Бангладеш. Победить тысячелетние традиции не помог даже шариат, который в Пакистане является официальным источником права.
  • Упрощённая версия встречается в Японии, например буракумины — «нечистые», занимавшиеся уборкой мусора, выделкой кож и забоем скота.
  • Нечто подобное наблюдалось в древней Спарте, где существовали два сословия: воины-спартанцы и обслуживающие их илоты. Переход из одного в другое был невозможен: за преступление или трусость воина могли казнить или изгнать из Спарты, но превратить его в илота было нельзя. Точно так же ни за какие заслуги илот не мог войти в число воинов-спартанцев. Но если его по какой-то причине обучали в детстве вместе с юными спартанцами, то он становился выскочкой-мофаком и считался уже спартанцем, а не илотом. Было и третье сословие — неграждане, лично свободные, но без гражданских прав.
  • Пример из мира животных — волчья стая. Охотятся все, но размножается только альфа-пара. Это относится почти ко всем представителям семейства, кроме домашних собак и некоторых насекомоядных видов, вне зависимости от численности стаи. Впрочем, ограничение функциональное: сменится власть в стае — сменится и та сука, которая имеет монопольное право рожать.
    • У сурикатов рожать может только матриарх.
  • Палачи в Европе считались отдельной неприкасаемой кастой.
  • Школьная иерархия жи есть.

Вариации и контр-примеры[править]

Литература[править]

  • «Хроники странного королевства» — классовая система. Спорный пример, потому что под неё попадает лишь меньшая часть населения: большинство живёт без класса и в ус не дует. Однако принадлежность к каждому классу, кроме воинского, определяется природными данными, видимыми магическим зрением. И на социальный статус принадлежность к тому или иному классу влияет сильнее, чем пол (женщина-воин — в первую очередь воин, и лишь во вторую женщина), а порой и чем сословие (принц, граф и сын станционной шлюхи сдружились на почве боевого братства, и никому не казалось это странным). Правда, за несоответствие своему классу приходится отвечать не столько перед обществом, сколько перед собственной психикой: возникают депрессии, алкоголизм, психозы…
  • Разумные расы мира-Кольца хоть и специализированы, не являются кастами. Их отношения не такие плотные и ограничиваются в основном торговлей.

Видеоигры[править]

  • При желании в Spore можно создать нечто подобное — автор этой правки, например, создавал империю, на планетах которой все животные заменены разными «стадиями развития» разумного вида. Данное состояние однако, не является кастами в обычном понимании.

Настольные игры[править]

  • Раса вампиров в Vampire: The Masquerade подразделяется на так называемые кланы, которые имеют отдалённое сходство с кастами. Дело в том, что принадлежность к клану определяется на стадии становления вампиром и влияет на то, что он сможет делать. Повезло быть покусанным вампиром из клана Вентру — значит, ты сможешь подавлять волю других существ и обретать над ними власть. Тебя покусал Тремер — ты сможешь овладеть колдовством. Покусал Бруха — сможешь бить, сильно бить и очень сильно бить. А если тебе не повезло и ты сам не знаешь, кто тебя покусал, то ты Каитифф, то есть неприкасаемый среди вампиров. При этом в составе каждой Секты (политической организации) все кланы-участники взаимосвязаны и зависят друг от друга.
    • С возрастом вампир обычно рано или поздно изучает неклановые дисциплины, а значит, влияние клана на его возможности снижается. На социальный статус — в общем, тоже: даже если в городе, скажем, Тореадоров не любят, мало кто рискнёт намекнуть на это Тореадору-Мафусаилу.[3] А вот с клановыми недостатками даже Допотопные вампиры[4] поделать ничего не могут. И даже если Бруха культурный крутой (каковых было много среди них в Тёмные Века), он всё равно будет с лёгкостью впадать в безумие.

Примечания[править]

  1. От Империи позже отделились неразимы aka. Тёмные Тамплиеры, которым не понравилось подавление индивидуальности, и обосновали свою независимую колонию на Шакурасе, а также Тал’дарим, которые были воинственными фанатиками, но в иерархии их общества все были бойцами, а командование определялось по принципу социального дарвинизма.
  2. Вегетарианцами не являются шудры (низшая каста), неприкасаемые и кшатрии (воины — одна из высших каст); абсолютное большинство брахманов — строгие вегетарианцы, но служители некоторых древних богов приносят им в жертву животных и вкушают жертвенное мясо.
  3. Вампиру четвёртого-пятого поколения, как следствие — возрастом за тысячу лет (оттуда и название) и соответствующими навыками.
  4. Третье поколение. Буквально основатели имеющихся кланов — в первом поколении есть один Каин, а второе, его сыновья, вымерло.