Умирающая империя

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Vestigial Empire. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Я помню, я жил в империи. У нее было 1300 боевых кораблей, 50 тысяч танков и миллионы людей с железными зубами во рту. Она занимала шестую часть суши и наводила пять шестых страха. Потом она состарилась и упала посреди улицы, и ни один прохожий не подошёл… Пир кончился, на сладкое осталась лишь память. С которой нужно аккуратно. Потому что память — это такая вещь, которую нельзя теребить руками. »
— Евгений Шестаков
« Mikhail Shevelev: «Казалось, что распад империи – зрелище величественное, вроде античной трагедии. К пошлому водевилю, поставленному силами драмкружка отстающего колхоза, мы оказались неготовы».

Алексей Федяров: В связи с этим вспомнилось самое нелепое уголовное дело, которое я расследовал. Хотя расследовать там было нечего. В бассейне городской бани плавал парень. Бассейн был обустроен по всем нормам. Вода принудительно циркулировала под действием электрического насоса, убывая сквозь решетки в отверстия на дне бассейна, а затем прибывая после фильтрации и хлорирования через перфорационные отверстия в трубах по периметру стен. Парень обнаружил, что если встать на решетку на дне, вода щекочет ноги и сообщил об этом товарищам. Так могло продолжаться сколь угодно долго, насос работал, вода циркулировала, ногам было щекотно. Но парень нырнул и сел на указанную решётку, образовав под ягодицами вакуум. Оторваться не смог и погиб в результате асфиксии, вызванной заполнением дыхательных путей водой, то есть утонул. И какой же вывод, спросит у меня писатель Михаил Шевелёв. Я отвечу. Все империи распадаются исключительно из-за самостоятельно созданного вакуума под жопой.

»
— из блога дьякона Андрея Кураева

Умирающая империя — это разновидность империи, находящаяся в состоянии надвигающегося маразма. Когда-то она работала день и ночь, чтобы заслужить Золотой век, заслужила его и задремала на лаврах, правя солидной частью известного известного мира. Теперь она просыпается — а лавры-то поистрепались. Бюрократия разрослась, плодит волокиту и коррупцию. Движение вперёд остановилось, крепнет мракобесие и ретроградство. Земли находившиеся под прямым владением либо захвачены соседями, что получили возможность одолеть старого противника, либо заимели собственное мнение и претендуют на самостоятельность, а может быть, уже вовсю отделяются. Ничего нельзя сделать, не протанцевав десяток китайских церемоний, не занеся золотишка кому надо, и не проследив лично за тем, чтобы всё исполнялось. Нет ни порядка, ни справедливости.

Титанические стройки и прочая инфраструктура, выстроенная в более благополучные эпохи, всё ещё работает по всей территории Империи, и её государственный язык по-прежнему понимают все, но на этом список ещё действующих достижений империи заканчивается. Как правило, в оставшейся части державы процветают беспощадные интриги, где у власти стоят выродившиеся аристократы, погрязшие в декадентстве.

Империя теряет территории, теряет влияние, необратимо сдувается, и некому это остановить: у власти в империи декаденты и невежды. Срисованная фэнтезийная культура по образу и подобию позднего Рима, Византии или Китая времен Опиумных войн прилагается в комплекте.

Примеры[править]

Литература[править]

« Римская империя времени упадка

Сохраняла видимость твёрдого порядка: Цезарь был на месте, соратники рядом, Жизнь была прекрасна, судя по докладам.

»
— Булат Окуджава, «Римская империя»
  • Вейская Империя во все сто полей. Прогрессор Нан попытался улучшить ситуацию, но что-то пошло не так
  • Первая Империя (Транторианская империя) из цикла «Основание» Айзека Азимова. Считается, что автор вдохновлялся трудом Эдварда Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи». Вплоть до попытки вернуть величие при Юстиниане. Ко времени Мула империя контролирует только двадцать сельскохозяйственных миров, оставив свою столицу, мир-экуменополис Трантор. Когда агенты Фонда посещают новую столицу Неотрантор, у императора мнение, словно его империя так же сильна, а его сын считает и эти владения колоссальными.
    • Только не агенты, а просто граждане Фонда/Основания.
  • Властелин Колец — Гондор последние полторы тысячи лет именно в таком положении. Его трон пустует, пограничные провинции под угрозой постоянного вторжения, бывшая столица превратилась в город-призрак, а белое древо (околорелигиозный символ и де-факто показатель благословления валар) усохло. С западной частью всё ещё хуже — он угасал на протяжении веков, и когда Гондор только лишился короля, последний осколок в виде Артендайна пал в войне с Ангмаром. Что позволяет проводить параллели с Римской Империей, где одна часть (Арнор = ЗРИ) пала под ударом, в то время как вторая (Гондор= В РИ) продолжает держаться служит маяком цивилизации, хотя постепенно угасает.
  • Эрагон — да, хоть вардены победили, но из-за этого империя Гальбаторикса потеряла свой гегемон.
  • Тайи в «Геноме» Лукьяненко. Древняя империя, некогда правившая большей частью известной галактики. Затем они ввязались в войну с равным по-силе врагом. Результат — они-то победили, но это была пиррова победа. Империя тайи на данный момент управляет десятком планет. Их гигантские дредноуты патрулируют системы, уже принадлежащие молодым расам. Дредноуты сопровождают крошечные современные кораблики, способные одним залпом разнести гигантов в пух и прах. Также есть мнение, что и человеческая империя следует по тому же пути. Мало кто на границе знает имя императора.
  • Советский Союз в «Омон Ра» Пелевина. Тотальная и беспросветная разруха, слабые попытки ввести инновации и поддержать имидж сильного и могучего врага, технологическое отставание, «автоматика» и «освоение космоса».
  • Песнь Льда и Пламени — сразу несколько примеров:
    • Прежде всего, валирийцы. Когда-то великая империя на половину Эссоса оставила после себя только кучку городов-государств, которые постоянно ссорятся между собой при любой возможности. Любят делать вид, что они истинные наследники, но всем прекрасно понятно, что с валирийцами им не сравниться. Один из них, Волантис, попытался возродить империю, но огрёб от прочих Вольных Городов и оставил эту затею. Таргариены, укрепившиеся на западном аванпосту, выковали «империю» за Узким Морем, но и у них начало протухать, как только лишились драконов, да и вышел скорее аналог Франции ранних Капетингов с очень слабым доменом.
    • Народы сарнорцев и квартийцев сейчас загнаны каждый в один город — Саат и Кварт, соответственно.
    • Гискарцы создали величайшую империю ещё до приручения валирийцами драконов, но были ими покорены, а после Рока Миэрин, Астапор и Юнкай лишь подражают величию предков. Имперские традиции сильны в Новом Гисе (даже есть крепкие легионы из граждан, а не из рабов), но сил объединить соседей у него нет.
    • Империя Гиркуна поглощена растущей пустыней, которая оставила от плодородных равнин только три вымирающих города в горах.
  • Сергей Тармашев, «Жажда власти» — Вечная империя Тихуакан в галактике Теутио Тик’Аль. Когда-то давно темные боги призвали их на свою сторону в великой войне и даровали Экстервит (Экстерминатор Витае, уничтожает разумную жизнь на выбранной планете — Звезда смерти, короче). После череды гражданских войн за Экстервит они разгневались и постановили, что император может быть только из другой галактики. Кандидатов можно достать только через Ловчую сеть, которая открывается через смерть детей императора, а то и его самого. Война закончилась ОЧЕНЬ давно и темных эмиссаров никто с тех пор не видел, но империя осталась…
  • Один из регулярно встречающихся в произведениях Филипа К. Дика сюжетных элементов — дряхлая империя центаврианцев, находящаяся в конфликте с выскочками-землянами.
  • Джелибейби (СФК Египта) в «Плоском мире» Терри Пратчетта. Ранее огромная и могущественная империя распродала все свои богатства и территории, чтобы финансировать строительство пирамид.
  • метавселенная Рудазова — Парифатская империя примерно с момента, как Колдующие Императоры перестали быть колдующими в буквальном смысле. Хотя первую трещину пустил ещё Громорокатран, но запаса прочности, заложенного его великими предками, хватило на века.

Кино[править]

  • Звёздные войны — Галактическая Республика. Только тень прежней себя, ко второму эпизоду от демократии осталось только название, а к третьей — полноценная диктатура, до того как официально не была переименована в Империю. И все это щедро сдобрено коррупцией, начиная от мелких чиновников до сената. Есть мнение, что срисована с вышеуказанной Империи Азимова.

Телесериалы[править]

  • Вавилон 5 — Республика Центавра. Но тут с прикрученным фитильком, так как они сейчас, безусловно, не столь значительны и распространены в Галактике, но несомненно стали более развитыми, как показывают материалы расширенной вселенной. Антигравитация и реакторы на антиматерии были разработаны как раз перед гражданской войной, из-за которой они потеряли Нарн и Лигу Неприсоединившихся Миров, и когда сокращение прекратилось — у них только начало внедряться оборудование, использующее эти технологии. По сути, единственное, что им помешало восстановить порядок, это то, что они сначала разбивают Нарн, а затем начинают ещё несколько кампаний, в итоге воюя на двенадцать фронтов и побеждая (пусть и с помощью Теней).
  • «Божественный порядок» — борьба Сельджукского султаната против секты ассассинов (исмаилитов), на фоне крестовых походов. А ведь в это время начал свой путь наверх Чингисхан, чей внук добьёт Сельджукскую империю и вырежет исмалитов.
  • Сверхъестественное — с 6 сезона такими стали ад и рай. Если до этого это были могущественные силы планирующие устроить апокалипсис, то после попадания Люцифера и Михаила в клетку все стало разваливаться. Ангелы и демоны тратят все силы на борьбу за власть и им нет дела друг на друга. В аду ещё как-то пытался улучшить ситуацию Кроули, но его аж три раза свергали, а большая часть демонов занята своими делами. В 15 сезоне дошло до того, что власть захватила Ровена. В раю же после нескольких гражданских войн и падения ангелов, осталось так мало ангелов, что всех их силы тратятся на поддержания рая.

Аниме и манга[править]

  • «Легенда о героях Галактики» — с фитильком обе противоборствующие стороны: и Рейх, и ССП[1]. Не то чтобы они совсем уже в упадке, но к началу описываемых событий оба государства весело и бодро катятся к маразму: в Рейхе загнивающая аристократия подминает под себя всё, что можно и что нельзя, а правящая династия погрязла в интригах, слово «дворянин» почти стало синонимом слова «сибарит» и кое-кто уже подумывает об отколе от Рейха, а в Союзе настолько пышно цветут коррупция, кумовство и некомпетентность, что проще назвать тех политиков и военных к которым эти понятия неприменимы. И всё это на фоне 150-летней мясорубки. По ходу действия Рейху (которому автор дал не только весьма харизматичного и талантливого лидера, но и не менее харизматичных и талантливых помощников лидера), таки удаётся тормознуть свой регресс и вновь поползти вверх, а вот Союз (у которого действительно достойные, но увы не вполне подходящие для данной роли в данных обстоятельствах люди пришли в верха тогда, когда все полимеры уже были просраны и шансов на выправление ситуации осталось крайне мало) угасает окончательно и, скорее всего, бесповоротно будучи этим самым Рейхом поглощён.

Видеоигры[править]

  • The Age of Decadence (дословно «эпоха упадка») — СФК умирающей Римской Империи в окружении варваров, у которых началось ранее средневковье, в пост-аппокалиптическом мире
  • The Elder Scrolls V: Skyrim — Тамриэльская Империя в Четвёртую Эпоху. Утратила большую часть провинций и измотана противостоянием с Альдмерским Доминионом.
    • Строго говоря, в пятой части мы наблюдаем уже новую Империю — Империю Мидов. А вот Империя Септимов в предыдущей игре — именно оно! Собственно Септимы — императорская династия, якобы ведущая свой род от самого бога Талоса, — все до единого, не считая одного незаконнорождённого принца, погибли от рук загадочных террористов-даэдропоклонников; по всему Тамриэлю открываются врата Обливиона, из которых прут орды даэдра; а когда главный герой, найдя наследника престола и спрятав его в цитадели Клинков рядом с Брумой, приходит к канцлеру Окато с просьбой прислать в Бруму пару легионов, канцлер вежливо отказывает, прямым текстом заявляя, что попытка вывести хоть один легион откуда угодно приведёт к серьёзному политическому кризису. По основному квесту игры Чемпион Сиродила помогает спасти Империю от Кризиса Обливиона… но не спасает её от последствий этого самого Кризиса.
  • Starcraft — Конфедерация терранов.
  • Stellaris — абсолютно каждую партию в галактике создается как минимум одна так называемся «угасшая империя». Это не развивающаяся, но крайне сильная раса, которая обычно не вмешивается в дела младших рас, если ее не спровоцировать (кому-то не нравится геноцид, кто-то не любит новых соседей). Нападать на них до определенного момента — очень плохая идея. Но и оттягивать не стоит — если по галактике ударит кризис, то такая империя вполне может утереть сопли и предстать как Защитник Галактики, которого побороть уже будет куда тяжелее, чем закрытую империю, что к войне и не готовится. Или, что ещё хуже, могут вспомнить былое и отправиться не защищать Галактику, а покорять её и даже устроить войну предтеч, но когда сильный соперник пропадёт, снова начнёт загнивать.
  • Ravenmark — в первой части, в этой части мира доминирует Империя Эстеллион (очень напоминает Рим, вплоть до латинских имён). Однако умирает всеми любимый император Сергий Корвий. Его старшая дочь Адриз не желает быть императрицей, так что её младший брат Грациан считает, что Обсидиановый насест (трон империи) — его. Однако рейхты (элитная гвардия покойного императора) утверждают, что Сергий пожелал, чтобы корона досталась девушке по-имени Ливия Кассиан — бастарду королевского дома. В результате начинается гражданская война между войсками лояльными Грациану и рейхтами. Тем временем, в империю вторгается орда карданских эльфов с южных болот, ведомые кайсанами — потомками древних аристократов, изгнанных ещё до основания империи. Кайсаны поклоняются богу солнца и намерены уничтожить всех неверных. В конце первой части, Грациан наконец повержен, и войска эльфов и кайсан отступают на Восточный остров, однако уже ясно, что империя — уже не та. Вторая часть: вопреки ожиданиям, императрица Ливия становится гневной и мстительной (из-за гибели возлюбленного во время вторжения). Её новая политика обрывает дружественным связи с соседним Эзотрийским содружеством. Тем временем, останки кайсанской армии вступают в союз с местными племенами, угнетёнными империей, образуя Фаришахскую федерацию. Далее, Города-близнецы — некогда культурный и экономический центр империи — объявляют независимость и становятся наёмным центром мира. Остатки великой империи находятся в равном противостоянии бывшему союзнику и новому врагу.
  • Dragon Age — Тевинтер. Могущественнейшая империя людей, которая стёрла с лица земли древнее государство эльфов и на пике могущества контролировала почти весь Тедас (континент, на котором происходят события игр). Однако всё изменил Первый мор — первый и самый главный удар пришёлся как раз по центральным территориям Тевинтера, его главной опоре, а успех порождений тьмы вызвал кризис веры и массовые восстания. Почти сразу после мора на Тевинтер обрушилось вторжение аламарри, возглавляемое Андрасте (вновь сопровождаемое массовыми восстаниями), которое империя отразила, едва не лопнув от натуги. Собственно, начиная с этого времени, Тевинтер почти тысячелетие находится в перманентном упадке. Однако даже это не мешает ему оставаться воистину непобедимым — за это время империя успела выдержать четыре священных похода и блицкриг кунари с которыми последние 200 лет находится в состоянии непрекращающейся войны — но несмотря на локальные поражения в этих войнах, сокрушить Тевинтер окончательно не смог ещё никто.
    • Эльфийская империя уже была в таком состоянии, когда пришёл Тевинтер. Таким образом, это было просто убийство и так смертельно раненного, а не одна из величайших побед над сильнейшим врагом.
    • Орлесианская империя так же движется в этом направлении. Её двор уже успел превратиться в декадентский рассадник гадюк, а территории только небольшая часть того, что было при Кордиллусе Дракконе. С учётом двух одновременных гражданских войн, не понятно — ждёт ли его судьба лучшая, чем Тевинтеру.
    • Королевства гномов располагались под всем Тедасом, но были разрушены Мором, пока не остался один единственный Орзаммар (не считая Кэл-Шарока). И ему тоже приходится несладко, учитывая его отказ адаптироваться, элиты держащиеся за древние традиции и постоянное бегство самой активной части населения на поверхность.
  • Mount & Blade 2: Bannerlord — Кальрадийская Империя в упадке, император скончался, не оставив наследника, сенат, ветераны и аристократы передрались за власть, да еще и вассалы и варвары решили воспользоваться моментом. И судя по первой части игры, даже ГГ страну не спас.
  • Fallout — есть и такие, учитывая что это сеттинг о постапкалипсисе.
    • Разумеется, Анклав, который и так является осколком, по сравнению со своим былым величием. У него были Наварро и Вышка во второй части (которые они потеряли), Рейвен-Рок и Мобильная база в третьей (которые они потеряли) и базы на Среднем Западе, включая Чикаго (которые они не потеряли, ещё). А на западе от организации нагонявшей страх и ужас, остались только несколько ветеранов-пенсионеров, давно отложивших своё военное прошлое.
    • И их оппоненты, Братство. В первой части при помощи силовой брони и технологичного вооружения у них была возможность доминировать в Пустоши. К Новому Вегасу мир восстановился достаточно, чтобы даже рейдеры могли иметь лазерные винтовки, а у Братства просто нет численности, чтобы отбиваться от НКР. В результате, на Западе Братство либо уничтожено, либо забилось в свои крепости. А вот на Востоке, наоборот, всё довольно хорошо, там они превратились в неофеодальное государство, контролирующее столичную пустошь.
  • The New Order: Last Days of Europe — Третий Рейх в начале игры. Да, в межвоенье и во Вторую мировую ему очень везло, но сейчас везение прекратилось. Получилась реальность — Рейх оказался заперт в ловушке ядерного паритета с США и ранее союзной ему Японией и поссорился с союзниками, имевшими свои амбиции, его экономика практически вся работает на содержание армии и нацистских мегапроектов типа Гиблартарской дамбы, а элиты вовсю готовятся решить вопрос о преемнике фюрера вооруженным путем.
  • Disciples — Империя людей во второй части. После первого аддона ситуация вроде бы начинает улучшаться, но следующий возвращает всё на круги своя. В третьей части Империя изначально должна была вообще развалиться на части, но сменившиеся разработчики решили (без шуток), что рядовому потребителю такое не зайдёт, и Империя необъяснимо стала аж первым парнем на деревне.
    • Неожиданно — демоны. После провалившегося вторжения в первой части дела у них идут так себе. План по освобождению их бога-творца Бетрезена заканчивается не просто неудачей — их по-прежнему заточённый создатель умирает, и с ним умрут Легионы. В аддонах имеют временные успехи, но в итоге остаются побеждёнными и обречёнными. В третьей части проблема необъяснимо исчезает, более того — Бетрезен каким-то хреном посылает в Невендаар свои аватары.
  • Dominions — Аркосцефал после смерти местного аналога Александра Македонского, Эрмор и его бывшие территории, окончательная судьба целого ряда цивилизаций из ранней эпохи, в которых правит раса мифических существ (Фомория и пр.)

Настольные игры[править]

  • Emperor of the Fading Suns с говорящим названием «Император гаснущих солнц» — умирающая Империя, в которой постепенно гаснут солнца.
  • Warhammer 40 000. Империум Человечества к 41 тысячелетию. Если Император не встанет со своего Золотого Трона — 42 тысячелетие может стать последним для Империума.
    • Эльдар вроде бы приблизились к тому же состоянию на десять тысяч лет раньше, с рождением Слаанеш, но их умирание затянулось.
    • С воскрешением Жиллимана всё стало не так уж и плохо.
  • Warhammer Fantasy Battles последствия скверного правления Бориса Златолюбивого и эпидемии чумы в начале 12 века по ИК вкупе с вторжением скавенов едва не уничтожили Империю Зигмара. Курфюрст Мидденланда Мандред сумел разбить крысолюдей и восстановить единство, но едва он умер (от лап ассасина клана Эшин), страна вновь зашаталась.
    • После череды слабых зигмаритских императоров курфюрстина Талабекланда провозгласила при поддержке культов Таала и Ульрика императрицей себя, а чуть позже ее наследники разругались с Ар-Ульриком, короновавшим в Мидденхейма Волчьего Императора. Дальше — больше, раскол зашёл так глубоко, что не то что каждая провинция декларировала незалежность, ее части тоже желали независимости. Получил этот период название Эпохи Войн и продлился аж до Магнуса Благочестивого, с горем пополам собравшего Империю в 2300-х. С его коронации в Империи начался новый расцвет.

Музыка[править]

  • Sabaton — Ruina Imperii, песня с недвусмысленным названием.

Примечания[править]

  1. Да, Союз по своему устройству даже близко не империя, но вот по геополитическому статусу вполне тянет.