Матриархат

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Matriarchy. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Если бы женщины правили миром, войн бы не было. Было бы лишь множество стран, которые друг с другом не разговаривают. »
— Анекдот в тему

(link)

«Джеки в царстве женщин»

Матриархат — гипотетический общественный строй, где ключевую или главенствующую роль играет женщина, в частности мать семейства. На тему историчности явления до сих пор ведутся споры, хотя большинство исследователей сходятся на том, что матриархата в чистом виде не существовало никогда и нигде, и придуман он был как противовес патриархату и, в целом, представляет его гендер-бендер.

  • Политический матриархат, он же гинекократия — занимать властные посты имеют право только женщины. В радикальном случае они же занимаются всей значимой общественной деятельностью: военной, религиозной, культурной и т. д. В чистом виде исторически не существовал, хотя теоретически предполагался. Важно: просто занять высший пост женщине недостаточно, чтобы общество считалось матриархальным. Требуется именно чтобы в высших кругах именно женщины составляли (а лучше и сознательно поддерживали) подавляющее большинство.
  • Семейный матриархат — на политической и общественной арене может царить какая угодно атмосфера, но на уровне семьи и рода верховодит именно мать. Имел и до сих пор периодически имеет место в родоплеменных обществах, да и в высокоразвитых традиционных — в частности, горских или еврейских.
    • Матрилинейность — мужчина принимается в род жены, фамилия (если данный народ их носит) наследуется по женской линии. Логика достаточно прозрачная: как шутил известный грузинский артист, «зато ты можешь всегда быть уверен, что внуки — точно твои!» Обычно сопровождается матрилокальностью — это когда жена приводит мужа в дом и живёт с ним там, где живёт или жила её мать, и материнским правом — когда в случае развода, если таковой допустим, дети без вариантов остаются с матерью. В радикальных случаях может практиковаться многомужество.

В массовой культуре матриархат чаще всего представлен именно политический, обычно — несколькими основными способами:

  • Зеркалочка — матриархат показан как во всём идентичный патриархату: женщины служат в войсках, занимают руководящие должности, пьют пиво, смотрят футбол или гладиаторские бои по выходным. Мужчины? «Дети, кухня, церковь» — вот их удел. И какого фига, милый, ты опять появился перед моими подругами без паранджи?! Бесстыдник!
  • Соломенный матриархат — сабж выставлен в крайне негативном свете. Женщины изображаются как принципиально неспособными управлять обществом или использующими полученную власть для удовлетворения своих сиюминутных желаний. Потому что это капризные бабы, смиритесь!
  • Просвещённый матриархат — полная антитеза примера выше: женщины, менее агрессивные и более мудрые и последовательные, чем мужчины, создают гармоничное общество без войн и социальных потрясений, где каждая мать с радостью будет растить своё дитё, не беспокоясь о его будущем. В основном эта точка зрения продвигается различными писательницами-феминистками, но не только — есть и авторы-мужчины, описывающие подобные (анти)утопии.
  • Сексуальный матриархат — женщины эксплуатируют мужчин… ну, блин, нам действительно надо объяснять тебе, наш дорогой анонимный читатель, как именно милые дамы эксплуатируют нашего брата? В общем, редкий пример матриархата, где мужчины своим подчинённым положением довольны. Наверное
  • Мир без мужчин — общество состоит исключительно из женщин, следовательно, больше некому руководить им. Как они размножаются? Возможно, партеногенезом. Или используют мужчин для размножения, но не допускают их в своё общество. Либо и вовсе бессмертны.
  • Матриархат только на словах — там, где общество претендует на то, чтобы быть матриархатом, но, по всем намерениям и целям, функционирует очень похоже на патриархат или эгалитарное общество — проще говоря, мужчины управляет всем из-за кулис, как серые кардиналы, а власть женщинам принадлежит чисто номинально, в силу устоявшихся традиций или религиозных взглядов.

Смотрите также: идише мамэ, мегера со скалкой

Примеры[править]

Фольклор и мифология[править]

  • Мифические амазонки. Впрочем, вариантов у них особо не было, потому как мальчиков они либо убивали, либо отдавали отцам.
  • Во множестве сказок мира встречается отдельно взятая матриархальная семья.

Литература[править]

  • Александр Казанцев, «Фаэты» — социальное устройство марсиан. Вариант просвещённого матриархата, где правят старшие и мудрые Матери.
  • Александр Бушков, «Анастасия» — точная копия патриархата наоборот, вплоть до табу выглядеть ярко для женщин.
  • Александр Громов, дилогия «Мир матриархата» — в будущем власть на Земле захватили оголтелые феминистки благодаря тому, что только женщины открыли в себе дар телепортации (потом выяснилось, что и мужчины этим даром могут обладать). Мужчин опустили до уровней чуть ли не рабов, а женщины заняли все ключевые позиции в обществе… да вот только утопии так и не получилось. Чуть позже главный герой встречает инопланетную расу, которая в своей истории прошла примерно схожий период матриархата в далёкой древности: у них мужчины-самцы со временем утратили интеллект и превратились в животных, в то время как женщины превратились в огромные живые сверхразумные космические корабли. Тем не менее, последние со временем пришли к выводу, что утратили гораздо больше, чем приобрели, и поэтому стали искать способ вернуть разум мужской части своей расы.
  • Роберт Джордан, «Колесо Времени» — миром Колеса Времени правят женщины с магическими способностями, называющие себя Айз Седай. Кроме того, матриархат царит в культуре Эбу Дар, где мужчины преподносят своим избранницам кинжал в качестве свадебного подарка, а вместе с ним и право убить мужа, если он вызовет неудовольствие (поэтому мужчины вообще ходят вокруг женщин на цыпочках и сносят от них то, за что легко убили бы другого мужчину).
  • «Хроники Края» — матриархат у шраек основан на физическом превосходстве самок над самцами.
  • Мария Семёнова, «Волкодав» — у веннов матрилокальные семьи и едва ли не культ женщины. Если этому народу посчастливится дожить до своего Высокого Средневековья, то понятие Прекрасной Дамы наверняка изобретут именно они.
  • Вадим Панов, «Тайный город» — Великий Дом Людь. Правит королева, на подтанцовках у ней высшие жрицы — а всё потому, что у этого народа только женщины способны к магии (одно исключение было, но его за плохое поведение прирезали ещё в первом томе). Результат налицо.
  • Джон Уиндэм, «Избери путь её…» (aka «Ступай к муравью») — в связи с полным отсутствием мужчин.
  • Джин М. Ауэл, «Дети Земли» — правление бывает разное в зависимости от племени, но культ Великой Матери и, соответственно, почитание женщин практикуется у всех кроманьонцев.
  • Александр Евтушенко дилогия Охота на Актеона: после Третей мировой на планете установился матриальхальный строй
  • Геннадий Авласенко Дикие кошки Барсума: общество империи амазонок Барсум
  • Анастасия Парфенова, Танцующая с Ауте — тот самый вариант, который на словах. Официально у эль-ин матриархат и мужчины обязаны подчиняться женщинам. Однако среди мужчин выделяются самые старшие и авторитетные, прожившие сотни тысяч лет, которые этих женщин и воспитывают, внушая абсолютное уважение и послушание вплоть до рефлексов. В итоге все действительно серьёзные проблемы и вопросы решают Древние, а не формально главенствующие эль-леди. Да и молодые парни своими дамами могут крутить как хотят — наловчились за поколения. А таких же многолетних женщин у эль-ин тупо нет. Дело в том, что до основных событий эль-ин жили под открытым первородным хаосом, откуда какой-нибудь армагеддец, причем каждый раз разный, сваливался регулярно. А парой свойств, позволяющих эти проблемы вообще разруливать, обладают только женщины — так что редкая эль-ин дотягивала хотя бы до пары-тройки столетий.
  • Александр Курзанцев, «Завгар» — главный герой после смерти возрождается в мире матриархата, где женщины намного сильнее и быстрее мужчин, да к тому же обладают магией. Гаремы, сексуальное принуждение, объективизация мужского тела — в общем, главный герой не до конца уверен, что не попал в Рай, а именно переродился. И с удивлением смотрит на местный «слабый» пол, который ещё и недоволен чем-то.
  • Братья Стругацкие, Улитка на склоне — Славные Подруги.
  • Роберт Хайнлайн «Гражданин Галактики» — в обществе Вольных торговцев царит скрытый матриархат, где главный по сути не капитан корабля, а его жена выполняющая обязанности старпома и по факту распоряжающейся всем жизненным укладом судна.

Кино[править]

  • Французская комедия «Джеки в царстве женщин» — где главный герой парень в… хиджабе и балахоне!
  • «Секс-миссия или „Новые амазонки“».
  • Фильм «Девчата»:

«Знаешь, вот мы сегодня по истории проходили, было такое время, когда женщины мужчинами командовали, очень правильное было время! Я вот только его название забыла… — Матриархат, что ли? — Ты тоже знаешь?»

Телесериалы[править]

  • «Скользящие». В s1e7 «Слабый пол» героев занесло и в такой мир, где положение полов находится на уровне XIX века, но вывернуто наизнанку — именно мужчины вынуждены прозябать в «кухонном рабстве», не имея возможности толком устроиться на мало-мальски приличную работу. А в s2e2 «Боги любви» всё ещё хуже — тут в результате применения некоего биологического оружия вообще перемёрли почти все мужчины, а оставшихся держат в «центрах разведения» в качестве осеменителей, чтобы человечество окончательно не исчезло.

Мультсериалы[править]

  • «Винкс» — Нижний мир. Матриархат не абсолютный, воины и охранники всё равно мужчины, однако знать именно сабж.
  • «Стар против сил зла» — в королевской семье Баттерфляй трон наследует женщина, а всё потому, что она обладает магией. Единственное исключение — принц Джастин, любимый сын королевы Скайвинн, который успел побыть владельцем палочки… всего год — пока не родилась его младшая сестра Солярия.
  • «Геркулес» — в обществе здешних амазонок мужчины встречаются, в роли домохозяек.
  • Чародейки- в Мередиане правят только женщины,а мужчины имеют статус принцев-консортов.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • «Ооку» — первоисточник показывает жёсткий матриархат, а экранизации выглядят как пародия на феминистическое кино. Почему-то проблемы семьи решает сын, а не дочь.
  • «Восхождение героя Щита» — в тамошнем фэнтезийном королевстве именно матриархат: королева главнее мужа-короля, а страшнейшим из преступлений считается изнасилование.
  • Хентай "Shuumatsu no Harem" — сабж становится результатом того, что искусственно созданный чокнутыми феминистками вирус уничтожает почти всех мужчин. Немногим выжившим приходится организовывать сексуальные связи с как можно большим количеством девушек, чтобы те смогли восстановить мужскую часть популяции.

Видеоигры[править]

  • Horizon: Zero Dawn — родоплеменное общество но́ра управляется матриархами, матерями не меньше чем двух поколений. Высшие матриархи, которых на момент игры в племени трое — уже матери трёх поколений.
  • Серия Mass Effect — у салариан женщины-делатрессы обладают огромным династическим и политическим влиянием: именно они, путем интриг и переговоров, направляют политический курс всей расы. Мужчины-саларианцы могут достичь высоких позиций в армии, бизнесе или науке, но редко имеют хоть какое-то влияние на политику.
    • А азари вообще все женщины! И матриарх у них — официальный титул, а вот патриарх — издевка.
  • Велиан: Операция Матриархат: В результате заражения неизвестным вирусом внеземного происхождения все женское население планеты Велиан оказалось измененным до неузнаваемости. Телесные оболочки представительниц прекрасного пола видоизменились, а сознания стали частью коллективного разума, предположительно, управляемого некими негуманоидными существами. Представители сильной половины человечества, обладающие резистентностью к вирусу, утратили статус самостоятельных разумных созданий и существовали только как поставщики биоматериала для дальнейших генных экспериментов и как часть сложных биомеханических систем. Общество превратилось в нечто подобное матриархальному муравейнику.
  • The Elder Scrolls — у золотых святых царит матриархат. Женщины являются привилегированными бойцами и стоят на высших ступенях власти. А мужчины занимают низшие ступени в социальной структуре и подчиняются женщинам.

Настольные игры[править]

  • Forgotten Realms — общество дроу. Женщины занимают все ответственные посты: королев или членов городских советов (в каждом городе по-своему), жриц Ллотх и чародеек. Мужики — расходный материал, рабочий скот и просто образцы мерисью из палаты мер и весов. В мифологии сеттинга при его задумке держалась модель тотемизма племён (обожествление пауков и наблюдения за их биологическими процессами) и отсылки на реальные изоляционные правительства в достаточно примитивном их понимании (в частности дровы — это Северная Корея 80х с примесью Кампуччии). И юные дзиртоманы (или даже дристоманы, как их именуют внутри фандома) совсем забывают о таком достаточно интересном государстве Торила как Рашемен, где существует натуральная гинократия (и это не только шабаши карг, но и вполне человекообразных ведьм).
  • Warhammer 40,000 — в Империум входит более миллиона миров, все со своей культурой и формой правления. Есть и матриархальные общества — например, на Нускуам Фундаментибус женщины работают в шахтах, факториях, мануфактурах, служат в СПО, занимают высшие позиции в командовании полков местной гвардии и место губернатора передаётся по женской линии, а мужчины сидят дома и занимаются воспитанием детей и прочими семейными делами.
    • А вот у эльдар интересно. Большинство, знакомое со вселенной по серии Dawn of War, понаслушавшись речёвок эльдарских юнитов, убеждено, что у ушастых тотальный матриархат. На самом деле данное явление официально подтверждено только на одном крупном мире-корабле — Иибраезиле (в переводе — «Мудрость Боли»(!)), — но и там это связано исключительно с фактом дикого гендерного дисбаланса (соотношение родившихся мальчиков/девочек доходит до 1:10, предположительно, из-за проклятия/благословения (как посмотреть)), а никаких гендерных ограничений на профессии и специализации (Пути), включая военные (Аспекты) ни официально, ни неофициально нет.

Реальная жизнь[править]

  • Множество антропологов полагает, что на земле в обществах каменного века был матриархат. Отсюда культ первобытных Венер, например.
    • А некоторые считают, что пережитки первобытного матриархата были и в Древнем Египте, в частности, власть там наследовалась по женской линии, потому фараоны часто женились на родственницах.
  • Во времена правления У Цзэтянь такой чуть не установился на государственном уровне в Древнем Китае, однако после её смерти дочь смели через 8 лет правления.
  • Тибетская народность мосо. Примечательны полным отсутствием традиционного брака. В семье главную роль играет женщина, мать семейства, и её сыновья (равно как и большая часть дочерей) всю жизнь живут с ней. С женщинами из других семей вполне возможен секс, как случайный, так и регулярный, но к детям этих женщин мужчина не имеет отношения. Самыми близкими его потомками считаются дети его сестёр.
  • С прикрученным фитильком: Спарта глазами других эллинов выглядела так, из-за того, что мужчины большую часть времени (а до тридцати лет — и всё время) проводили в военном лагере. Справедливости ради, спартанских девочек муштровали лишь самую малость мягче, чем мальчиков, отчего в других полисах тоже охреневали.
  • Раз упомянули Спарту, вспомним и скифов, греческие рассказы о походах которых послужили прототипом мифам об амазонках. Хотя общество скифов (исторически прекратившее существование) было, возможно, скорее эгалитарное.
  • С фитильком: туареги глазами их соседей — арабов, особенно арабов шокировало то, что у женщины может быть друг-мужчина. Но, глазами современных феминисток общество туарегов выглядит патриархальным. А ещё к современным туарегам активно засылают своих проповедников Сауды.
  • Элементы матриархата есть у некоторых малочисленных народов Крайнего Севера вроде юкагиров, и у некоторых индейских племен. В свое время это очень удивило глубоко патриархальных европейцев XVII века, прибывших в район нынешнего Нью-Йорка.
  • Сексуальный фетиш на фемдом — сабж в миниатюре.
  • И братья наши меньшие:
    • Пчёлы правильные и не очень — педаль в асфальт: у них в принципе весь улей состоит из самок, только рабочие пчёлы бесплодны, а матка — нет. Единственная обязанность (и способность) трутней — это вовремя оплодотворять матку.
    • Муравьи и термиты — почти аналогично.
    • Гиены. Чего вы хотите от женщин у которых гениталии похожи на мужские? В иерархии гиен самец ничего не стоит и не может продвинуться по иерархической лестнице, однако к своим отцам взрослые самки благосклонны.
    • Слоны и мамонты. Стадо водит именно старейшая самка, периодически приструняющая борзеющую молодёжь.
    • У косаток основой социальной организации является матриархальная группа, обычно состоящая из самки с детёнышами разного возраста и взрослых сыновей. Все взрослые самцы-косатки до конца жизни остаются «маменькиными сыночками»: авторитет родительницы для них является абсолютно непререкаемым. Впрочем, соответственно сыновней привязанности, матери свирепо защищают своих отпрысков.

Примечания[править]