Балканизация

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Balkanize Me. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Балканизация — процесс, обратный глобализации: распад большого государства на несколько меньших, часто враждебных друг другу. Название происходит от процессов распада остатков Оттоманской империи на Балканском полуострове после Первой мировой войны (а вовсе не от свежего в памяти распада Югославии, как некоторые считают — хотя процессы были схожие).

Причиной балканизации могут быть войны, природные катаклизмы и сепаратизм. И, конечно, конец света, если выживших окажется достаточно, чтобы сформировать хоть какие-то государства.

Балканизация и глобализация типичны для спекулятивной фантастики. Это хороший прием для создания альтернативной вселенной.

Однако начинающим писателям, которые хотят забацать балканизацию, следует помнить о том, что такие бочки с порохом сами по себе не появляются: им предшествует попытка неких сил (обычно правительства) примирить непримиримые народы в одном государстве без ассимиляции.

В частности, например, на Балканах бочка с порохом — явление перманентное, потому что на её территории проживает дофига наций, которые друг на друга точат зуб ещё со времен Оттоманской империи, и националисты каждой из них жаждут как независимости (что смешно, потому что экономическая независимость отдельных регионов невозможна, а без неё никакой независимости быть не может в принципе), так и уничтожения всех других наций на своей территории. Масла же в огонь добавляет то, что у одной и той же нации могут быть две религии, и представители одной из них попытаются вырезать представителей другой уже не по национальному признаку, а во имя Всевышнего. Ну и вишенкой на торте — половина нации находится в подданстве одной страны, а половина — другой. В итоге «разделенная нация» хотела бы объединиться (ибо к родственникам через границу ездить не удобно), но это неминуемо приведет к либо к «потере территориальной целостности» одним из государств, либо к воплям «понаехали тут!» в случае перемещения людей на национальную территорию, где к тому же ещё и может не хватить места.

В итоге — бочка с порохом не перестает радовать уже которую сотню лет подряд. За последние век с хвостиком — 5 раз: две небольшие балканские войны в 1912-13; Первая мировая война началась именно на Балканах, привела к распаду Австрия-Венгрии и созданию Югославии; Вторая мировая война — педаль в землю по жестокости местных разборок, варка младенцев живьем не соврет; наконец, ещё свежая в памяти серия войн при распаде Югославии.

Подтропы по отношению к отдельным примерам:

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

Литература[править]

  • Легендариум Толкина — распад Королевства Арнор на Артэдайн, Кардолан и Рудаур. Последний стал вассалом Ангмара.
  • «Троецарствие» же!
  • Братья Стругацкие, «Обитаемый остров». Именно это произошло с империей, правопреемницей которой считает себя Страна Отцов.
  • Евгений Лукин, «Алая аура протопарторга» — педаль в асфальт: Россия разваливается не на регионы даже — на отдельные враждующие районы.
    • Собственно, на начало событий «Портрета кудесника в юности» Россия распалась на области, а где-то сразу после финала «Секондхенджа» область распадается на районы (в Лыцке на выборах победили «Православные коммунисты», в Баклужине — «Колдуны за демократию»).
  • Аналогично — рассказ Тэффи «Ке фэр?», но применительно к временам гражданской войны. Герои всерьёз обсуждают судьбу Усть-Сысольского и Тирасполь-Сортировочного «правительств».
  • Роберт Хайнлайн, «Дверь в лето» — упоминается о распаде Индии.
  • Гарри Гаррисон, «Стальная крыса». Империя — предшественница Галактической Лиги пережила кровопролитную эпоху Раскола. Прошли столетия, но Лига так и не смогла собрать под свой контроль все обломки империи, многие из которых в изоляции от цивилизованных миров скатились в Навозные века.
  • Prince of Nothing. Большинство здешних государств — бывшие провинции Кенейской империи.
  • Цикл «Основание» А. Азимова — распад Первой галактической империи проходит именно по такому сценарию, причём задача Основания — восстановить Империю всего за одно тысячелетие, вместо десяток или даже сотен тысячелетий.
  • Дилогия В. Васильева «Волчья натура» — многие крупные государства разделяются из-за коррупции, неизбежной при огромных расстояниях от столицы. Здесь и отделение Аляски от США, и отделение Сибири от России, и разрыв Канады надвое. Правда, с Китаем и Японией случается совсем наоборот, несмотря на заметную разницу в культурах. Правда, в этом мире не было войн, так что здесь у китайцев нет зуба на Японию за оккупацию во время Второй мировой (ну и Нанкинской резни не было). То же самое случается и с Турцией и Ираном, которые объединяются в Туран (хотя логичнее было бы объединение под эгидой Турции других тюркоязычных мусульманских стран).
  • «The Dark Profit Saga» — в древности, большей частью континента правила Империя. Однако восстания привели к отделению северных провинций и формированию королевств Освобождённые Земли и Рускан. На момент событий книг, эти являются доминирующими государствами с экономической и военной точки зрения, тогда как Южная (или Пустынная) Империя — остатки древнего могущества и не имеет реальной власти.
  • «Хроники Арции» и «Отблески Этерны» Веры Камши — Арция и Золотая Анаксия соответственно. Любит она этот троп…
  • «Мать учения» — древняя Икозианская Империя, на основной территории которой образовался Элдемарский Союз, который в свою очередь в ходе Войн Осколков распался на Элдемар, Суламнон, Фалкринею и ещё с полдюжины государств помельче, не считая заморских территорий и зон поражения магическими катаклизмами. От Империи остались: древний икозианский в роли высокой латыни, разговорные диалекты икозианского, основная школа магии, единая Церковь Триумвирата и система дальних порталов, врат Бакора. Порталы работают, но способ активации сохранился только у одного клана разумных пауков аранеа. И видевший весь процесс лично, да и порядком ему поспособствовавший, древний лич Кватах-Ихл.
  • «Таня Гроттер и Ботинки Кентавра» — в параллельном мире существовавшее три века назад единое государство магов распалось на царства Воды, Огня, Земли и Воздуха.
  • «Максимус Гром» Лилии Курпатовой — интересная инверсия. Мир разделён на Хай-тек, (крупнейшие и богатейшие мегаполисы мира с сопредельными территориями, плюс Япония целиком, Москва и Петербург тоже в списке) и Лотек пространство. Никаких значимых государственных образований в мире по большому счёту не осталось, не смотря на общую армию, коммуникации и правительство, по факту это союз городов-государств (посткиберпанк же) под властью корпоративных клептократов. А у лотеков вообще в лучшем случае высокое средневековье, и количество квазигосударств у них не уточняется, возможно что тысячи и тысячи.
  • Метавселенная Рудазова, а именно парифатский надцикл — после кончины третьего Колдующего Императора сепаратистские настроения начали побулькивать по всей Парифатской Империи. После гибели последнего они бомбанули уже капитально, а попытка исправить дело Апофеозом только усугубила дело.

Кино[править]

  • Из сиквела фильма «Подземелья и драконы» мы узнаём, что после того, как юная императрица решила ввести демократию, с империей приключился именно сабж.
  • Артур и минипуты — когда-то в мире минипутов существовала единая держава, но она распалась давным-давно. Чем она была, как распалась — нигде не говорится.

Телесериалы[править]

  • «Слуга народа» — в 3 сезоне Украина распалась на кучу мелких самостийных держав.

Аниме и манга[править]

  • Ginga Sengoku Gun’yuuden Rai: Священная Галактическая Империи распалась на несколько враждующих звездных держав, чьи царьки мечтают воссоединить человечество с собою во главе.

Видеоигры[править]

  • «Древние Свитки»:
    • «The Elder Scrolls Online» — Империя Реманов распалась на отдельные провинции, объединившиеся в три альянса, воюющих друг с другом за влияние в Сиродиле.
    • В Четвёртую Эру от Тамриэльской Империи отделились Алинор/Саммерсет, Валенвуд (объединившиеся в Альдмерский Доминион), Эльсвейр (в свою очередь, распавшийся на королевства Аннеквина и Пеллитин, ставшие вассалами/протекторатами Доминиона, Морровинд (которому нордский король пожаловал Солстейм), Чернотопье и хочет отделиться Скайрим.
  • Трудно быть богом (игра) — арканарское королевство распалось на баронства, графства, владения Святого Ордена и Арканарскую вольную республику. Барон же Пампа объявил своё баронство королевством, а себя — королём.
  • Mortal Kombat X. Именно это произошло с Империей Множества Миров после окончательной гибели императора Шао Кана от рук богов (случившейся уже в новом каноне, в игре Mortal Kombat 2011 года). Новому императору Коталь Кану (решившему не следовать мраккультистскому примеру своего грозного предшественника) остались кошкины слёзки, какие-то полтора мира.
  • Mount and Blade и её дополненная версия Warband. Давняя предыстория событий — именно «балканизация» некогда единой и могучей феодальной империи под названием Кальрадия.
  • Warcraft — древняя Империя Аратор распалась на семь государств: Штормград, Лордерон, Стромгард, Кул Тирас, Гилнеас, Даларан и Альтерак.
  • Hearts of Irons — мод «Kaiserreich»: случится может почти с каждым — Россией (вкупе с отвалившимися ещё в 1918 м территорий), США, Австрией, Испанией, ЮАР, Бразилией, Османской Империей и т. д. Кроме того на начало игры балканизированы Россия, Франция, Британская Империя, Китай и, отчасти, Австрия.
  • Да и без модов на Балканах творится черт знает что. Дерево фокусов за Югославию и Чехословакию доставляют. Албания стоит чуток в стороне, но в соответствии с историческими реалиями её вполне можно застроить бункерами (вообще выживание за Албанию — это неслабый челлендж для игрока, хуже только выживач за не-коммунистическую Польшу)
    • Почему это «выживач» за Польшу сложный челендж?! При начале игры в 1936 году игрок вполне способен создать нормальную армию и хорошо подготовиться к обороне. Другое дело, что выдержать можно натиск только с одной стороны (как только СССР решит силой забрать Восточную Польшу, оборона моментально рухнет). Реальный челендж — это выжить при старте игры в 1939 году! Хотя тут тоже есть проверенный вариант…
  • Pathfinder: Kingmaker — Бревой был во многом искусственно образован Хоралом Завоевателем из Ростланда и Иссии. После таинственного исчезновения правяшего дома Рогарвиа и захвата власти домом Суртова, правившего Иссией, конфликт с домом Алдори за независимость Ростланда стал неминуем. Помочь процессу балканизации Бревоя до старых исторических границ или помешать ему — решать главному герою.
  • Knights of Honor — игра запросто может организовать сабж для любой державы на карте мира, в том числе и вашей. Для этого необходимо, чтобы на момент смерти правителя у него не было законных наследников, но были территории с риском восстания выше 0. Все недовольные пошлют нового монарха лесом и либо объявят независимость, либо вернутся к прежнему владельцу (если в провинции сохранились лоялистские настроения). Так можно потерять до половины владений.

Реальная жизнь[править]

  • Древнейшие документированные примеры — распад Старого Царства в Египте (XXIII в. до н. э.) и Аккадского Царства в Месопотамии (XXII в. до н. э.).
    • Вообще египетские, месопотамские и анатолийские царства многократно распадались, собирались и опять распадались.
      • Примеры: Египет в расцвете завоевал Палестину и Финикию, а также часть Междуречья. Потом Ассирия завоевала у него всё Двуречье, Палестину, Финикию, почти всю Малую Азию и кусок Египта. После этого царь Вавилона поднял восстание против Ассирии, сжёг её столицу, и та разделилась на много царств, которые вновь были завоёваны Вавилоном (Нововавилонская держава). А вскоре и Вавилонская империя пала под натисков конных войск Персии во главе с Киром Великим… которая, однако, существовало гораздо дольше (благодаря реформам Дария, который впервые в истории ввёл наместников-сатрапов, что стало прототипом феодализма).
  • Вёсны и осени с распадом древнекитайского царства Чжоу на полторы сотни мелких княжеств в VIII веке до нашей эры, обратно Китай собирался чуть ли не шесть веков.
    • Позже, в начале двадцатого века, Китай опять попал под троп. Причём дважды — сначала при падении Империи Цин, когда от неё отделились Монголия и Тибет (Тайвань был отжат японцами раньше), а после — раздел уже обмылка Китая (Бэяньского правительства) генералами на личные владения (в этот раз японцы отжали Маньчжурию). Закончил все это лишь Чан Кайши (да и то весьма формально. Как и были главы разных клик на своих местах, так и остались).
  • Распад державы Александра Македонского (IV век до нашей эры).
  • Распад Римской Империи.
  • Распад королевства франков.
  • Распад Древнерусского Государства.
  • Распад Арабского Халифата.
  • Распад империи Чингисхана.
    • Золотая Орда раскололась на Большую Орду, Ногайскую Орду, Крымское, Казанское, Астраханское и Сибирское Ханства и прочие государственные образования, большая часть которых впоследствии вошла в состав России.
  • Распад Кальмарской Унии на Данию-Норвегию и Швецию.
  • Распад Центральноамериканской Федеративной Республики на Гватемалу, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рику и Лос-Альтос. Уже почти два века братские народы обещают воссоединиться, но всё никак не соберутся.
  • Распад Османской Империи — кодификатор.
  • Распад Российской Империи — с прикрученным фитильком, так как советское государство смогло вернуть большую часть бывших владений.
  • Распад Австро-Венгерской Империи в то же время.
  • Распад Британской Индии на собственно Индию и Пакистан (от которого впоследствии отделился Бангладеш).
    • Да и вообще распад Британской Империи, правда, сглаженный существованием Британского Содружества Наций.
  • Попытки объединений арабских государств — Объединённая Арабская Республика (Египет + Сирия), Объединённые Арабские Государства (Египет + Сирия + кусок Йемена), Арабская Федерация (Ирак + Иордания) — заканчивались именно этим.
  • Распад Югославии — кодификатор для современной эпохи.
  • Очень мирный «бархатный развод» — распад Чехословакии.
  • Распад СССР. Само разделение на 15 государств прошло быстро и мирно. Но следом от уже независимых республик по краям начали «отламываться» провинции, и вот этот процесс был совсем не мирным.
  • В 2014 году едва не состоялся распад Великобритании и был запланирован ещё один референдум о независимости Шотландии. По результатам референдума разъединения не произошло[1].
  • Распад Сомали на десяток непризнанных квазигосударств.
  • Попытка Каталонии отделиться от Испании.
  • Необычным примером, который можно было бы назвать искусственной целенаправленной балканизацией, была попытка Южно-Африканской Республики отделить от себя так называемые бантустаны — автономные территории с преимущественно негритянским населением — в качестве формально независимых государств. Международное сообщество такой навязываемый из центра сепаратизм отказалось признавать, и после окончания политики апартеида ЮАР пришлось забирать эти территории обратно.

Примечания[править]

  1. Правда многие шотландцы теперь считают, что их обманули, ведь одним из условий отказа от разъединения было то, что Британия останется в Евросоюзе. После «Брексита», шотландцы вновь грозятся устроить референдум, чтобы стать независимым государством и самостоятельно вернуться в ЕС.