Техногенное месиво

Материал из Posmotreli
Версия от 23:48, 14 декабря 2021; common>Я только загрузить (→‎Кино)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Техногенное месиво — более продвинутый вариант непонятной штуковины, когда ленивый либо не разбирающийся в технике автор пытается изобразить внутренности определённого сложного механизма, например, робота. Представляет из себя, собственно, заведомо неработоспособное месиво из разнокалиберных шин, плат, кабелей, батарей и прочей электроники. У неэлектронной машины будет, соответственно, месиво из несмежных шестерёнок, рычагов, поршней и блоков. Естественно, для имитации бурной деятельности всё это должно шипеть, гудеть и плеваться искрами.

Плюс балл — за смешение слабо совместимых вещей, типа высоковольтных цепей и колб с бурлящими реагентами в машине времени Шурика.

Чаще всего встречается в фильмах и видеоиграх. Хотя, собственно, только полный гик будет продумывать всё до последнего винтика, и нужно обладать всеми знаниями, умениями и навыками этого гика, чтобы понять, что это — не месиво. Собственно, это и в жизни так. Откройте ваш компьютер и посмотрите на материнскую плату: если вы не спец-железячник, то вы не знаете назначения всех микросхем и контактов, напаянных на неё, и узнаете, скорее всего, только пару-тройку наиболее узнаваемых деталей. И если вам покажут материнку и некое относительно правдоподобное художество на тему, материнкой не являющееся, вы не сможете различить, где что. В этом и смысл техногенного месива: оно должно передавать незнакомую технику, и в нем нет системы потому, что даже если бы она и была, вы бы ее на глазок не узнали. Таких вещей, как гипердвигатель, квантовый суперкомпьютер или машина, извлекающая энергию из излучения Хокинга микродыр, в металле на данный момент не создано, и никто не знает, как они ПРАВИЛЬНО выглядят. Это заведомо незнакомая техника, которая любому реально живущему человеку кажется случайным набором непонятных приблуд.

Собственно, в книгах машинные внутренности тоже часто описываются как техногенное месиво, вот только по тексту невозможно понять, работает оно в реальности или нет.

Где встречается

Литература

  • Гарри Гаррисон «Фантастическая сага» — профессор Хьюитт собирает свой времеатрон на базе киношных декораций, оставшихся от фильма о Франкенштейне. Его очень раздражают лишние тумблеры, налепленные для эффектности.
  • Мюррей Лейнстер «Данайцы, дары приносящие» — все чудо-аппараты на 90 % состоят из техномесива, дабы убедить землян в неимоверной сложности и невоспроизводимости аппаратов. Оставшиеся 10 % — работающая фигулька и защита от реинжениринга.
  • Владимир Савченко «Открытие себя» — управляющая схема машины-матки получена путём тщательного создания техномесива. Для того, чтобы хаос самоорганизовался в порядок, нужно сперва создать хаос…
  • Игорь Николаев, «Город Тьмы и Дождя» — человек, не имеющий за плечами по десять часов информатики начиная со второго класса, технологии альтернативного 2007 освоить почти не в состоянии (так, вместо компьютерной мышки тут полусфера а-ля марсиане из старого «Вспомнить всё» с кучей детекторов, причем порой требуется активировать их определенную комбинацию).

Кино

  • «Иван Васильевич меняет профессию» — машина времени, которую пытается собрать и отладить маньяк мекбой инженер Шурик Тимофеев.
    • Принцип, на котором должна работать машина времени Шурика нам неизвестен, так что вполне может быть. А вот если придираться, в другом известном фильме о путешествиях во времени нужно было всего лишь заменить сгоревшую японскую микросхему чем-то, что можно было бы достать в 1955-м. Скорее всего Док из 1985-го применил какой-нибудь распространённый микроконтроллер, наподобие нынешних ардюинок, а значит его замена должна выглядеть как-то так плюс горсть релюшек и жгуты проводов. К чему там несколько разнокалиберных радиоламп, мощные реостаты и два больших конденсатора при довольно скромном количестве проводов — непонятно.
      • Как вариант — преобразователь для питания каких-то цепей: радиолампы — кенотроны для выпрямления, конденсаторы — для сглаживания пульсаций, то, что приняли за реостаты — на самом деле селеновые выпрямители… но такие мощные цепи питания и сегодня вряд ли поместились бы в маленькую микросхему, тем более в 1985 году.
        • Скорее, это генератор колебаний. Его как раз уместить в микросхему (еще и со встроенным кварцем, если неохота припаивать внешний), равно как и выполнить на лампах - запросто. Конденсаторы используются по назначению, как и в микроконтроллерной схеме - для задания периода колебаний и в формирующих фильтрах. А вот микроконтроллер ламповой машиной не заменить - тот, кто это написал, слабо представляет, сколько элементарных транзисторов, заменяемых лампой "штука за штуку" содержит даже самый дохлый микроконтроллер вроде PIC12 или какой-нибудь древней Моторолы.
          • Только какой период должен быть у колебаний, что ему требуются такие огромные банки? Такой как раз проще сделать механически, по принципу небезызвестного органа Хаммонда.

Видеоигры

  • Stellaris — именно так работает бонус за развитие «загадочные технологии». Для всех остальных рас ваша техника выглядит как непонятное месиво электронных и механических деталей, абсолютно непостижимых и работающих на магии и «флогистонах». В результате реверс-инжиниринг становится невозможен для всех других оппонентов (но соглашения об исследованиях с союзниками все еще работают).
  • Техногниль из «Seven: The Days Long Gone»
  • Полно таких вещей в играх от Amanita Design. К примеру, в первом Samorost механизм, с помощью которого предстоит увести астероид с опасного курса, состоит из ржавых шестерней и газового холодильника.
  • Factorio — «Макаронные фабрики». Громоздкие (как правило) и непонятные нагромождения конвейеров, тоннелей, разделителей, манипуляторов и производственной техники, где все распределяется либо при помощи громоздких и сложных с виду систем из манипуляторов и конвейеров разных видов, либо все едет тупо вперемешку друг с другом, или просто непонятно, немасштабируемо. Получается, если:
    • 1) Игрок неопытный или не продумал схему;
    • 2) Игрок делает «спагетти» как «временную меру», и дальше он или снесет их, или выйдет, что «нет ничего более постоянного, чем временное»;
    • 3) Игрок пытается вывернуться и «натянуть сову на глобус», выкручиваясь из крайне малого количества места на фабрике (помните внутриигровую головоломку «Transport Belt Mandess»?) или того, что нормальные схемы ещё не изобретены.
    • 4) Игрок хочет сделать «красиво», ну по своим представлениям.

Настольные игры

  • Warhammer 40,000 — тапка в пол с техножрецами и их механизмами. Бонусные очки добавляет внешний вид и арты самих жрецов с техномесивом из кабелей и проводов торчащих наружу.
    • Педаль ещё дальше вбивают орки мекбои, ведь большая часть их технологий, это месиво из разномастного металлолома, скрепленное соплями гретчинов, и работает это всё, в основном, за счёт силы веры орков что это работает. Если очень постараться, то небольшой процент их технологий всё же можно повторить и использовать.

Интернет

  • Фонд SCP имеет на содержании множество таких объектов, да и пожалуй, любой механизм по тегу «устройство» имеет хорошую вероятность оказатся таким, самые точно соответствующие этому тропу:
    • SCP-914 — то, что написано на упаковке.
    • SCP-882 — самореплицирующееся техническое.

Реальная жизнь

  • Во Вторую мировую британцы использовали такую военную хитрость, чтобы сбивать с толку немецких ученых и инженеров и тормозить их работу: собирали случайные, неработающие электронные схемы, повреждали их пулями, нагреванием и механической деформацией, и устанавливали на самолёты. По задумке, немцы должны были, сбив самолёт и найдя их там, ломать головы, что же делают эти детали, и терять время.
  • Старинные шахматные автоматы вроде знаменитого «Турка». Большинство колес и шестеренок были нужны для того, чтобы было где спрятаться управлявшему автоматом человеку.

См. также