Half-Life

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Half-Life
Half-Life.jpg
Общая информация
ЖанрШутер от первого лица
Год выхода1998
Разработчик
  • Valve Corporation
  • Gearbox Software (PlayStation 2)
Издатель
  • Valve Corporation
  • Sierra Studios
Платформы
  • Microsoft Windows
  • PlayStation 2
  • Linux
  • Mac OS X
Режимы игры

Half-Life — первая игра серии.

Геймплей

Шутер от первого лица со всеми вытекающими. Арсенал оружия, стрельба из него, и альтернативные режимы огня у некоторых моделей оружия. А ещё левел-дизайн представляет из себя линейные уровни, от точки А до точки Б. Местами переходит в платформер.

Сюжет

Фримен пытается выбраться на поверхность, сражаясь по ходу с существами из Зена и вторгшимися солдатами расы Зена — рабами-вортигонтами, и вскоре узнает, что ученые связались по радио с военными, и помощь близка. Но надежда оказывается иллюзией: войска прибывают с целью закрыть порталы силой и уничтожить всех свидетелей, в том числе и самого Фримена. Оказавшись между двух огней, Гордон пробирается в последнюю уцелевшую лабораторию Black Mesa — лабораторию Лямбда, откуда сам отправляется в Зен, чтобы остановить угрозу.

Hazard Course

Обучающий уровень является частью истории и происходит аккурат перед началом сюжета. Гордон Фримен проходит курс тренировок, а потом отправляется на работу.

Глава 1: Black Mesa Inbound

Первая глава целиком и полностью о поездке научного сотрудника Гордона Фримена на работу. В этой главе и геймплея нет как такового - она про созерцание. Во время очень долгой поездки из окна можно наблюдать обширные виды на научно-исследовательский комплекс "Чёрная Меза". Можно видеть и людей, занятых рутинной работой, и работу роботов-погрузчиков, и расположение военных баз. На фоне звучит голос диктора, озвучивающего рутинный распорядок дня.

Эта сцена без лишних слов демонстрирует масштабы военного научно-исследовательского комплекса. И постепенно погружает в некую тайну, чем и задаёт нужный тон дальнейшему сюжету.

Глава 2: Anomalous Materials

Гордон Фримен прибывает на место. Охранник даёт замечание, что сотрудник на работу так-то опаздывает. Погружение в общий контекст игры при этом продолжается: теперь рабочие дни мы видим уже изнутри. Прежде, чем вся заварушка начнётся, нам даётся возможность осмотреться и изучить окружение. Здесь есть и лаборатории, и небольшая кафетерия, и раздевалка. Вовсю можно наблюдать обычную жизнь простых учёных и охранников до катастрофы.

Среди прочего персонала можно заметить таинственного гостя в деловом костюме в разговоре с учёным. О чём они болтают, за стеклом не услышать, но в дальнейшем незнакомец ещё будет появляться в камео.

По заданию нужно взять защитный костюм и пройти в испытательную комнату. Нужно подставить кристалл под луч антимасс-спектрометра, дабы открыть портал в Зен. Вот только что-то идёт не так. Коллайдер взрывается, а самого испытателя хаотично телепортирует то в Зен, то к четырём Вортигонтам. А когда протагонист очухивается...

Глава 3: Unforeseen Consequences

...то видит последствия своих действий. Всё разрушается, люди вокруг гибнут, аппаратура разваливается на части, а монстры из мира Зен атакуют всё вокруг. Двое выживших сотрудников сообщают, что произошёл Каскадный Резонанс, который нужно срочно остановить, пока не стало поздно. А пока нужно вызвать помощь военных для устранения угрозы.

На пути первым встречается хэдкраб, которого сначала можно заметить в колбе, а затем от одного такого приходится убегать. Рядом с дверью лежит монтировка, она же - лом. Первое оружие на пути и символ всей серии.

Охрана отстреливается уже от людей, которым хэдкрабы сели на голову, по сути - зомби. А после попадаются хаундаи, и вортигонты, и буллсквиды. Гордон Фримен через канализацию попадает в офисы Чёрной Мезы.

Глава 4: Office Complex

В офисах нужно добраться до военных, попутно отстреливаясь от пришельцев, заручившись помощью охраны. Первые намёки на первый сюжетный поворот - турели, должные защищать людей, начинают расстреливать всех подряд.

Глава 5: We’ve Got Hostiles

Учёный, который пытался спастись, случайно подрывается на расставленной мине. Впредь приходится быть осторожными, ибо лазерные мины установлены повсюду. Спустя время обнаруживается, что военные пришли вовсе не спасать учёных и охрану, а ликвидировать всех вместе со свидетелями. Так что вдобавок к опасным монстрам прибыли и монстры в камуфляже.

Глава 6: Blast Pit

Глава 7: Включить энергию (англ. Power Up)

Глава 8: По рельсам (англ. On A Rail)

Глава 9: Мрачные предчувствия (англ. Apprehension)

Глава 10: Переработка отходов (англ. Residue Processing)

Глава 11: Сомнительная этика (англ. Questionable Ethics)

Глава 12: Поверхностное натяжение (англ. Surface Tension)

Глава 13: «Забудьте о Фримене!» (англ. "Forget About Freeman!")

Глава 14: Ядро Лямбды (англ. Lambda Core)

Глава 15: Зен (англ. Xen)

Глава 16: Логово гонарха (англ. Gonarch's Lair)

Глава 17: Нарушитель (англ. Interloper)

Глава 18: Нихилант (англ. Nihilanth)

Существа Зена

Первыми на Землю прибывают различные неразумные существа — обитатели Зена.

  • Хедкраб. Один из самых знаменитых монстров видеоигр. Представляет собой паразита-кукловода, проклевывающего череп и захватывающего контроль над мозгом, после чего человек превращается в зомби. Сам по себе — небольшое существо, похожее на помесь краба и жабы, визжит как кошка, которой наступили на хвост, прыгает и бьёт/царапает Гордона по голове (прогрызание черепа и зомбирование явно сделало бы игру слишком хардкорной). Единицы способны дожить до того чтобы вырасти и стать гонарчем, огромным и опасным существом способным производить маленьких хедкрабов.
  • Барнакл. Неподвижный хищник-капканщик, присасывается к потолку и висит, свесив длинный язык. Всё, что прикасается к языку, — хватает и тянет себе в рот. Если убить эту тварь — из неё посыпятся человеческие кости (намекается, что это кости тех, кого барнакл сьел и переварил).
  • Хаундай (собачка-глазик). Небольшое животное из Зена, похожее на земную собаку, но трехногое и с большим фасетчатым глазом (или множеством маленьких глаз, что по сути то же самое) на месте головы. Атакует сильными звуковыми волнами. Поодиночке они угрозы не представляют, но атакуют обычно стаями.
  • Буллсквид (быкокальмар). Крупный хищник, внешне скорее похож на помесь крокодила с кальмаром. Плюётся едким соком, кусается.
  • Тентакль (щупальце). Тварь, похожая на гигантское зелёное щупальце с когтем. Практически неузявима, но слепая, и поэтому её можно отвлечь гранатой.
  • Ихтиозавр. Живущее в воде существо, похожее на рыбу с зачатками амфибии. Встреча с ним в родной стихии очень опасна.
  • Пиявки. С большой долей вероятности именно инопланетные.

Раса Зена

Разумные обитатели Зена прибывают на Землю вскоре после животных. В последующих частях игры раскрывается, что их агрессия была мотивирована желанием скрыться от Альянса на планете, ему неизвестной, каковой и была до поры до времени Земля. Раса Зена состоит из основного вида — вортигонтов, судя по всему эволюционировавших натурально, и более сильных существ, очевидно, искусственно выведенных из вортигонтов.

  • Вортигонты (Vortigaunt, Alien Slave). Приблизительно гуманоиды, с небольшой третьей рукой на груди. Ростом примерно с человека, со сморщенной буро-зеленой кожей, глаз у них один, красный и с тремя небольшими дополнительными зрачками по бокам от основного. В империи Нихиланта вортигонты — порабощенные существа, низшая каста, пушечное мясо и рабы. Однако первоначально они обладали высокой культурой и мудростью, каковую и демонстрируют впоследствии, присоединяясь к людям в борьбе за свободу. Вортигонты обладают псионическими способностями и могут пускать из рук зеленые электрические молнии.
  • Пехотинцы (Alien Grunt). Раса, специально созданная для боя, представляют собой очень крупных, мясистых вортигонтов, вооруженных жукометами (см. оружие). Подчиняются контролерам и Нихиланту.
  • Контролеры (Alien Controller). Правящая раса Зена, используют сильные псионические способности, чтобы порабощать вортигонтов и пехотинцев. Контролеры отличаются от вортигонтов непропорционально большими головами, а также тем, что не ходят пешком, а левитируют. Глава контролеров — Нихилант управляет всем измерением; он выглядит как очень большой контролер с кибернетическими частями. Нихилант считается врагом Альянса, но судя по тому, каким образом он управляет Зеном и как обращается с вортигонтами (методы очень похожи на то, как Альянс обращается с людьми), возможно, он — бывший член Альянса, сепаратист.
  • Гаргантюа (Gargantua).Гигантский вортигонт — мутант тёмно-синего цвета с огромной башкой и двумя руками вместо одной третьей руки. Может создавать ногами электрические разряды огромной мощности. Убивается электрозамыканием или гранатой.

HECU (Hazardous Environment Combat Unit)

Войска армии США, посланные с целью закрыть порталы любой ценой и перебить учёных. Они враждебны как пришельцам, так и другим людям. Для выполнения своей миссии они используют ручное и станковое огнестрельное оружие, легкую и тяжелую бронетехнику, вертолеты, артиллерию. Поначалу солдаты не встречают никакого сопротивления от ученых и только минимальное — от охранников комплекса, но после того, как Гордон Фримен дает им прикурить, они открывают целенаправленную охоту именно на него.

В конце концов солдаты не справляются с войсками Зена и отступают, неся потери и роняя оборудование. Вместо них в комплекс высылаются…

Черные Оперативники (Black Ops)

Карательные войска, непонятно кому подчиняющиеся, но очевидно — неуказанной спецслужбе США. В оригинальной игре их роль лишь эпизодическая: они бегло встречаются в небольшом количестве и их цели совершенно не ясны. Игроками предполагалось, что это элитный отряд, работающий вместе с HECU (они никогда не встречались вместе, но технически были настроены как союзники). С выходом же дополнение «Opposing Force», где главным героем стал боец HECU, их роль была расширена. И выяснилось: миссия черных оперативником — пробиться в сердце Black Mesa и уничтожить комплекс с помощью чемоданного ядерного устройства, подложенного там и истребляя по ходу всё живое. Да, в том числе солдат. Среди них есть солдаты (в черной форме и масках) и ассассины (девушки в обтягивающих костюмах, очень прыгучие). Гордон Фримен успевает встретиться только с парочкой женщин-ассассинов; с остальными приходится разбираться уже Шепарду.

Тропы

  • Крутой ботан — собственно, Гордон Фримен.
  • Техника безопасности - вовсю нарушается в курсе пользования костюмом. Да и в дальнейшем можно встретить тупейшие нарушения, например, отсутствие перил.
  • Что-то пошло не так - Каскадный Резонанс произошёл из-за эксперимента, который пошёл не по плану.
  • Апокалиптическое порно - тот же Каскадный Резонанс в самом своём начале.
  • Уныло, но практично — базовое оружие доктора Фримена, ломик-гвоздодёр.
    • Субверсия — поскольку ломик является одним из символов игры, для фанатов он вовсе не уныл. Да и препятствия разрушать чем-то надо, а патроны и гранаты не вечны.
  • Вентиляция - ещё одна узнаваемая фишка серии, хотя так-то клише распространено было задолго до.
  • Боди-хоррор - местные зомби, поедание людей барнаклами, а также сам Нихилант.
  • Катсценная некомпетентность — конец главы «Apprehension», где Фримена тупо вырубают ударом по башке, хотя в игре он спокойно выдерживает и куда более серьезные нападения.
  • Пейзажное порно — Зен. Как никак, но чужой мир смотрится довольно красиво и эстетично.
  • Злодей по должности - вортигонты, как можно увидеть в предпоследней главе, на самом деле всего лишь рабы, подконтрольные Нихиланту.
  • Ремейк — Black Mesa. Создавался с 2006 по 2014 год (бесплатным был до 2012 года, когда и вышла первая "полная" версия без уровней на Ксене/Зене), финальная версия - 2021 год.