Left 4 Dead: различия между версиями
Строка 62: | Строка 62: | ||
* [[Героическое самопожертвование]] — по сюжету его в последнем уровне кампании «Жертва» совершает Билл, спрыгнув моста к генератору, чтобы этот мост поднять и спасти своих друзей. Но во время прохождения не имеет значения, какой конкретно персонаж спрыгнет, что, вкупе с [[Проблемы с коммуникацией убивают|отсутствием коммуникации]], может иногда привести к тому, что [[Тупое самопожертвование|прыгают все попавшие на мост игроки]]. | * [[Героическое самопожертвование]] — по сюжету его в последнем уровне кампании «Жертва» совершает Билл, спрыгнув моста к генератору, чтобы этот мост поднять и спасти своих друзей. Но во время прохождения не имеет значения, какой конкретно персонаж спрыгнет, что, вкупе с [[Проблемы с коммуникацией убивают|отсутствием коммуникации]], может иногда привести к тому, что [[Тупое самопожертвование|прыгают все попавшие на мост игроки]]. | ||
* [[Голос]] — в таком виде в игре присутствуют не заражённые NPC, например, владелец оружейного магазина Уитэкер в «Вымершем центре» или парень в церкви в «Похоронном звоне» а так же спасатели в финале большинства кампаний. | * [[Голос]] — в таком виде в игре присутствуют не заражённые NPC, например, владелец оружейного магазина Уитэкер в «Вымершем центре» или парень в церкви в «Похоронном звоне» а так же спасатели в финале большинства кампаний. | ||
* [[Город-призрак]] — место действия трёх из четырёх базовых кампаний Left 4 Dead: | * [[Город-призрак]] — место действия трёх из четырёх базовых кампаний Left 4 Dead: Фэрфилд («Нет милосердию»), Риверсайд («Похоронный звон») и Ньюбург («Смерть в воздухе»). Во второй — Саванна («Мёртвый центр»), Дукател («Ужасный ливень») и Новый Орлеан («Приход»). Из дополнений — Рейфорд («Жертва» и «Переход»). | ||
* [[Жуткие увеселения]]: | * [[Жуткие увеселения]]: | ||
** Да весь «Мрачный карнавал» об этом! В ней придется пройти через павильоны парка аттракционов, тоннель любви и американские горки прямиком на сцену несостоявшегося рок-концерта, чтобы, включив фонограмму, привлечь внимание вертолета, отбиваясь при этом от орд бывших посетителей, ведомых зомби-клоунами. | ** Да весь «Мрачный карнавал» об этом! В ней придется пройти через павильоны парка аттракционов, тоннель любви и американские горки прямиком на сцену несостоявшегося рок-концерта, чтобы, включив фонограмму, привлечь внимание вертолета, отбиваясь при этом от орд бывших посетителей, ведомых зомби-клоунами. | ||
** А в компании «Переход» можно посетить свадьбу, гости которой превратились в зомби. | ** А в компании «Переход» можно посетить свадьбу, гости которой превратились в зомби. | ||
* [[Заброшенный госпиталь]] — в таком состоянии (если не считать шатающихся зомби) пребывает больница Милосердия в кампании «Нет милосердию». | |||
* [[Здесь был Вася]] — одна из фишек игры. Граффити выживших, с описаниями их злоключений, направления движения и предупреждениями другим «посетителям» встречаются в обилии в убежищах, особенно в первой части. Другие рисунки и надписи, вне убежищ, используются для предупреждения об опасности или же указывают направление к убежищам. | * [[Здесь был Вася]] — одна из фишек игры. Граффити выживших, с описаниями их злоключений, направления движения и предупреждениями другим «посетителям» встречаются в обилии в убежищах, особенно в первой части. Другие рисунки и надписи, вне убежищ, используются для предупреждения об опасности или же указывают направление к убежищам. | ||
* [[Злобный клоун]] — ходят по парку развлечений из «Мрачного карнавала» и привлекают зомби скрипом клоунских ботинок. | * [[Злобный клоун]] — ходят по парку развлечений из «Мрачного карнавала» и привлекают зомби скрипом клоунских ботинок. | ||
* [[Зловещее болото]] — действие | * [[Зловещее болото]] — действие компании «Болотная лихорадка» происходит в луизианских болотах. | ||
* [[ИИ этим не пользуется]] — боты-выжившие не используют дефибрилляторы, особые патроны и все виды гранат. Привыкайте к ситуации, когда единственный игрок, на котором всё это было, ливает. | * [[ИИ этим не пользуется]] — боты-выжившие не используют дефибрилляторы, особые патроны и все виды гранат. Привыкайте к ситуации, когда единственный игрок, на котором всё это было, ливает. | ||
* [[Инцидент с кошкой]] — Ник будет время от времени выдавать фразы, которые намекают на некое происшествие, имевшие место во время его свадьбы. Например, услышав плачущую ведьму он может сказать «Звучит как моя бывшая жена», а в кампании «Переход» в парке, где должна была состояться свадьбы, Ник может произнести «Это вызывает неприятные воспоминания» или «Кровь трудно смыть со свадебного платья». | * [[Инцидент с кошкой]] — Ник будет время от времени выдавать фразы, которые намекают на некое происшествие, имевшие место во время его свадьбы. Например, услышав плачущую ведьму он может сказать «Звучит как моя бывшая жена», а в кампании «Переход» в парке, где должна была состояться свадьбы, Ник может произнести «Это вызывает неприятные воспоминания» или «Кровь трудно смыть со свадебного платья». | ||
Строка 78: | Строка 79: | ||
* [[Кошмар в метро]] — глава «Метро» из компании «Нет милосердию» происходит, собственно, [[Капитан Очевидность|в метро]]. | * [[Кошмар в метро]] — глава «Метро» из компании «Нет милосердию» происходит, собственно, [[Капитан Очевидность|в метро]]. | ||
* [[Круто, но непрактично]] — гранатомёт, пулемёт M60 и [[Верная бензопила|бензопила]] отлично подходят для уничтожения орд зомби, но их главными минусами является редкость и невосполнимый ограниченный боезапас. | * [[Круто, но непрактично]] — гранатомёт, пулемёт M60 и [[Верная бензопила|бензопила]] отлично подходят для уничтожения орд зомби, но их главными минусами является редкость и невосполнимый ограниченный боезапас. | ||
* [[Монстр vs Власть]] — все по-разному: | |||
** Cотрудники полицейских управлений штатов Пенсильвания, Джорджия и Луизина в основном [[Копы против пришельцев|пали при исполнении]] служебного долга - на улицах опустевших городов много бесхозных полицейских машин, не редко с лежащими поблизости трупами патрульных. Часть стражей порядка сама обратилась в зомби. | |||
** CEDA (Civil Emergency and Defense Agency), в русской локализации — АЧС. Объект ненависти если не всех, то большинства выживших, которые в обеих частях игры порой выражают своё отношение к агентству в лаконичных граффити вроде CEDA sucks. Агентство пыталось бороться с эпидемией щадящими методами, запрещая хранить в убежищах оружие и боеприпасы и впуская на эвакуационные пункты всех подряд, что приводило только к большему распространению заразы. | |||
** Армия США появляется ещё в первой части — среди заражённых попадаются солдаты Национальной гвардии, а на улицах городов попадались брошенные «хамви» и грузовики. Во второй части присутствие военных более широкое. Если изначально военные работали в связке с CEDA, которая играла главную роль в противодействии эпидемии и эвакуации не заражённых людей, то примерно между событиями кампаний «Мрачный карнавал» и «Приход» эти задачи перекладывают на армию. И в отличии от CEDA, они справляются куда лучше. Правда, и методы используют куда более жёсткие — на втором уровне перед паническим событием с сиреной либо в убежище после, можно увидеть груды трупов, при виде которых кто-то из выживших может заметить, что это не зомби и ''кто-то'' стрелял в людей. А всё дело в том, что то были «переносчики», которые попадая к не заражённым людям невольно распространяли среди них «зелёный грипп». | |||
* [[Надвигающаяся буря]] — кампания «Ужасный ливень». Начинается с небольшого дождика на первом уровне, на третьем — перетекает в полноценный ураган. Особенность в том, что из-за шума шквала плохо слышно музыкальные темы особых заражённых и заспавнившейся орды, плюс ухудшается видимость. Ко всему прочему городок, через который приходится возвращаться к точке старта, оказывается подтоплен и передвижение по воде заметно замедляет выживших. Но не заражённых. | * [[Надвигающаяся буря]] — кампания «Ужасный ливень». Начинается с небольшого дождика на первом уровне, на третьем — перетекает в полноценный ураган. Особенность в том, что из-за шума шквала плохо слышно музыкальные темы особых заражённых и заспавнившейся орды, плюс ухудшается видимость. Ко всему прочему городок, через который приходится возвращаться к точке старта, оказывается подтоплен и передвижение по воде заметно замедляет выживших. Но не заражённых. | ||
* [[Надмозги]]: | |||
* Название кампании Death Toll было переведено как «Похоронный звон», хотя само выражение с английского можно перевести как «Счёт мёртвым/жертв». Да даже на постере буквы изображены ''на счётчике'', что как бы должно намекать! | |||
* Кампания Dead Air — у нас переведена как смерть в воздухе, хотя выражение dead air означает полную тишину в радиоэфире за исключением помех. Собственно, в убежище в начале второго уровня кампании есть граффити ''It’s just dead air''. | |||
* [[Непростые зомби]] — аж восемь видов, если не считать «необычных обычных» вроде клоунов или Джимми Гиббса Младшего. | * [[Непростые зомби]] — аж восемь видов, если не считать «необычных обычных» вроде клоунов или Джимми Гиббса Младшего. | ||
* [[Ночь — время зла]] — действие всех четырёх (без дополнений) кампаний 1-ой части происходят в ночное время, только в финале «Кровавой жатвы» перед титрами можно увидеть восходящее солнце. Во второй части — «Мрачный карнавал» и три уровня из четырёх «Болотной лихорадки». | * [[Ночь — время зла]] — действие всех четырёх (без дополнений) кампаний 1-ой части происходят в ночное время, только в финале «Кровавой жатвы» перед титрами можно увидеть восходящее солнце. Во второй части — «Мрачный карнавал» и три уровня из четырёх «Болотной лихорадки». | ||
Строка 86: | Строка 94: | ||
* [[Персонаж-призрак]] — Кит, неубиваемый приятель Эллиса. Несмотря на сыплющиеся на него несчастья, по словам Эллиса, Кит был эвакуирован из Саванны в числе первых. | * [[Персонаж-призрак]] — Кит, неубиваемый приятель Эллиса. Несмотря на сыплющиеся на него несчастья, по словам Эллиса, Кит был эвакуирован из Саванны в числе первых. | ||
** К таковым можно отнести так называемых «отдалённых выживших» (англ. ''Distant survivors'') — в кампаниях, где действие происходит в городах, если прислушаться, можно услышать звуки автоматных очередей, выстрелов из пистолетов, ружей и взрывы, указывающих на присутствие других выживших. | ** К таковым можно отнести так называемых «отдалённых выживших» (англ. ''Distant survivors'') — в кампаниях, где действие происходит в городах, если прислушаться, можно услышать звуки автоматных очередей, выстрелов из пистолетов, ружей и взрывы, указывающих на присутствие других выживших. | ||
* [[Пистолетом можно бить]] — один из столпов игры. Без удара прикладом/отталкивания придётся очень тяжко, особенно на сложности эксперт, когда даже обычные заражённые являют собой опасность едва ли не большую, чем особые заражённые. В первой части отмахиваться можно было до бесконечности, а вот во второй части количество ударов прикладом ограничили — если вы слишком часто нажимали на правую кнопку мыши, на месте прицела будет прокручиваться кружок, как бы демонстрирующий «усталость» выжившего. | |||
* [[Реактивный громила]] — Танк, наносящий огромный урон и имеющий неприличное количество здоровья. При этом бегает совсем чуточку медленнее здорового Выжившего, а горящий танк в PvE без проблем обгонит и его. | * [[Реактивный громила]] — Танк, наносящий огромный урон и имеющий неприличное количество здоровья. При этом бегает совсем чуточку медленнее здорового Выжившего, а горящий танк в PvE без проблем обгонит и его. | ||
** Собственно, громила. Бегает быстро, а разгоняясь вообще летит как паровоз, только и успевай уклоняться! | ** Собственно, громила. Бегает быстро, а разгоняясь вообще летит как паровоз, только и успевай уклоняться! | ||
Строка 96: | Строка 105: | ||
* [[Смертельная яма]] — важный тактический элемент на многих уровнях (отель в «Вымершем центре», мост в «Приходе», ну и, естественно, крыша госпиталя в финале «Нет милосердию»), так как Жокей, Громила, Курильщик и Танк имеют возможность устроить падение выжившего вниз. Крыша госпиталя выделяется в первую очередь тем, что это самая популярная карта в режиме Сбора, и подлежащие собиранию канистры лежат на самом краю пропасти. | * [[Смертельная яма]] — важный тактический элемент на многих уровнях (отель в «Вымершем центре», мост в «Приходе», ну и, естественно, крыша госпиталя в финале «Нет милосердию»), так как Жокей, Громила, Курильщик и Танк имеют возможность устроить падение выжившего вниз. Крыша госпиталя выделяется в первую очередь тем, что это самая популярная карта в режиме Сбора, и подлежащие собиранию канистры лежат на самом краю пропасти. | ||
* [[Тёмный лес]] — место действия большей части кампании «Кровавая жатва». | * [[Тёмный лес]] — место действия большей части кампании «Кровавая жатва». | ||
* [[Торговый центр]] — Либерти Молл в в кампании «Мёртвый центр». На момент событий кампании, находился на ремонте и должен был в ближайшее время открыться, к чему в том числе было приурочено мероприятие с участием Джимми Гиббса-мл. Молл был центральным эвакуационным пунктом CEDA в Саванне и именно туда летел вертолёт, на который опоздали выжившие в трейлере и на старте кампании. К моменту прибытия четвёрки — опустошён и заполнен заражёнными. | |||
* [[Точка невозврата]] — такие точки есть почти на всех уровнях, и если выживший одну из таких прошел, то обратно он не вернется. Обычно это либо крутые спуски с возвышенностей, либо обрывы. Идеальное место для разделения вражеской команды при игре за зараженных. | * [[Точка невозврата]] — такие точки есть почти на всех уровнях, и если выживший одну из таких прошел, то обратно он не вернется. Обычно это либо крутые спуски с возвышенностей, либо обрывы. Идеальное место для разделения вражеской команды при игре за зараженных. | ||
* [[Тупое самопожертвование]] — по сюжету не происходит, зато как много возможностей у игроков! В этой игре каждый живой персонаж важен, так как несет аптечку, поэтому идеи вроде «идите, а я их задержу», почти всегда приводят к перезапуску уровня и кику «героя». | * [[Тупое самопожертвование]] — по сюжету не происходит, зато как много возможностей у игроков! В этой игре каждый живой персонаж важен, так как несет аптечку, поэтому идеи вроде «идите, а я их задержу», почти всегда приводят к перезапуску уровня и кику «героя». | ||
* [[Частная полиция]] — неизвестная охранная фирма, нанятая АЧС для охраны пунктов эвакуации в Новом Орлеане. Неизвестно, с каким успехом они защищали беженцев, но себя от заразы защитить не смогли — пуленеброваемых зомби выжившие встречают на своём пути довольно часто. | |||
== Примечания == | == Примечания == |
Версия 00:30, 5 февраля 2025
Left 4 Dead — многопользовательский шутер от первого лица про зомби-апокалипсис от создателей Half-Life и Counter-Strike. Во времена релиза был очень тепло принят игроками и прессой за простоту геймплея, жесткую зависимость членов команды друг от друга, фантастическую для кооперативного FPS реиграбельность и новаторский подход к балансу в режиме PvP. Тем не менее, вот уже несколько лет из-за наличия у Valve аж трех более важных проектов находится в состоянии стагнации и постепенно умирает, хотя ситуация чуть-чуть выправилась с обновлением в сентябре 2020 года.[1]
Суть
Интуитивно ясна для любого, кто хоть раз до этого играл в шутеры. Есть кампании, они делятся на уровни, на уровне нужно, играя за человека-выжившего, пройти от точки А к точке Б, отстреливая при этом всю мешающую ((не))живность, в роли которой тут выступают зомби. Прошел последний уровень кампании — посмотрел финальные титры, перешел к следующей. Внешне L4D несильно отличается от других подобных игр.
Вот только без помощи товарищей в игре делать нечего. Толпы зомби тут, само собой, такие, что в одиночку не разобраться, но если бы дело было только в этом, игра не была бы настолько революционной. Одинокого выжившего убивают сразу после того, как он свернет за угол, и вовсе не потому что задавят числом. Дело здесь в том, что мини-боссами на уровнях выступают особые зараженные — необычные зомби, большая часть которых может обездвижить выжившего так, что тому без посторонней помощи не выбраться, а с помощью хотя бы одного товарища — запросто. Кроме того, если у персонажа-выжившего заканчиваются HP, он не умирает, а лишь лишается способности двигаться и медленно агонизирует. Из этого состояния может вывести только напарник. По другую сторону баррикад ситуация аналогичная: особый зараженный, атаковавший выживших в одиночку - халявный фраг. А вот тщательно спланированная атака командой вполне может положить всю четверку за раз. На этой нехитрой идее и строится весь командный геймплей, где ты зависишь от товарищей так, что никаким игрокам в Доту или World of Tanks и не снилось.
Кроме того, тут ты никогда не знаешь, за каким конкретно углом на тебя прыгнет Жокей или впечатает в стену Громила. Не знаешь, появятся ли аптечки для каждого члена команды в соседней комнате, или там окажется один шприц с адреналином, путь к которому преградит орда зараженных. Можно лишь запомнить примерную архитектуру уровней и где необходимый лут появится с более высокой вероятностью, но точно предсказать нельзя никогда, так как за детали отвечает Режиссер — особая система ИИ, которую будешь проклинать за Танка, появившегося аккурат после расходования последнего коктейля Молотова. Именно из-за такой непредсказуемости режим кооперативного прохождения никогда не уступал по популярности соревновательному.
Соревновательный режим же представляет собой редкий пример асимметричного балланса в FPS. Проявляется это в том, что одна команда играет как в обычную кампанию на среднем уровне сложности, а вот другая выступает в качестве особых зараженных, в результате чего PvP режим, естественно, становится куда сложнее кооператива. Хорошая команда зараженных может натравить на выживших толпу обычных зомби, загнав таким образом в тесное помещение, залить пол кислотой и обездвижить тех, кто попытается выбраться. Если команда очень хорошая, то таким помещением может оказаться стартовое убежище! Собственно, это одна из причин уникальности L4D, ведь ни один другой мультиплеерный шутер с асимметричным балансом не добился такой популярности.
Персонажи
Выжившие
Left 4 Dead
- Билл — ветеран войны во Вьетнаме, как следствие — крутой дедуля и неформальный лидер группы как самый опытный. Всегда ходит с сигаретой в зубах. У него больное колено, операцию на котором как раз собирались делать, когда грянула эпидемия, и Биллу пришлось перебороть действие анестезии и отбиваться от зомби-медсестёр. Увы, по канону Билл пожертвовал собой в кампании «Жертва», чтобы дать товарищам время спастись. ИИ-Билл отдаёт предпочтение автоматам.
(link)
Фрэнсис ненавидит всё!- Фрэнсис — крутой байкер. Большой (на полголовы выше Билла и Луиса), бородатый, татуированный по самое не могу, шумный и постоянно подкалывающий товарищей по любому поводу, но тем не менее искренне к ним привязавшийся. Ненавидит всё, что попадает в поле его зрения, о чём тут же сообщает. Не ненавидит только кожаные жилеты. По натуре хулиган, поэтому зомбиапокалипсис воспринимает как самую большую в мире кабацкую драку. ИИ-Фрэнсис из оружия предпочитает дробовики.
- Зои — девушка-студентка, вылетевшая из колледжа, потому что вместо занятий смотрела фильмы про зомби, Самая младшая (и маленькая) в группе. Обладает жанровой смекалкой (периодически возмущаясь, что зомби не положено быть такими шустрыми), но, увы, частенько ошибается в жанре: была вынуждена убить собственного отца, укушенного зомби, по его же просьбе — и лишь сильно позже узнала, что он тоже был иммунен к заразе. ИИ-Зои из оружия предпочитает снайперские винтовки.
- Луис — негр, офисный работник и единственный человек в отряде, которому происходящее вот ни разу не нравится. Заядлый геймер и завсегдатай тиров, благодаря чему и выжил в зомбиапокалипсисе. Неисправимый оптимист, всегда готовый найти что-то положительное в ситуации, чем иногда раздражает Билла с Фрэнсисом. ИИ-Луис, как и ИИ-Билл, будет стремиться разжиться автоматом.
Left 4 Dead 2
- Тренер — здоровенный негр-физрук, любитель шоколада, а также гонок и группы «Полуночные всадники». Когда-то был крутым спортсменом, но из-за травмы колена ему пришлось отойти от дел. Тренер — это его прозвище, а не настоящее имя, и если он в течение уровня умрет, напарники будут сокрушаться по поводу того, что так и не узнали, как его зовут. Отличается простотой и дружелюбным нравом, быстро находит общий язык со всеми членами группы, в особенности с Эллисом, который тоже жил в Саванне. ИИ-Тренер вооружается автоматическим дробовиком.
- Рошель — продюсер ТВ-новостей, которой пришлось ехать в статусе журналистки в Саванну, где начинается сюжет Left 4 Dead 2, чтобы сделать репортаж об эпидемии и мерах властей по её сдерживанию. Однако что-то пошло не так, и ей пришлось взяться за оружие. При всем творящемся вокруг безумии старается сохранять оптимистичный взгляд на мир. Исходя из периодически звучащих реплик является в группе наиболее информированным о ходе эпидемии человеком, что неудивительно с учётом её работы на ТВ. ИИ-Рошель предписано вооружаться автоматом.
- Ник — ехидный и циничный мошенник с темным прошлым[2], любитель красивой жизни и азартных игр. Часто насмехается и иронизирует над товарищами, в особенности над Эллисом. Чего стоит только их диалог про поедание коней! Тем не менее, Ник очень ценит своих товарищей и искренне переживает по поводу гибели кого-либо из них. ИИ-Ник предпочитает автоматы.
- Эллис — простодушный молодой реднек-автомеханик, рассматривающий зомби-апокалипсис как всего лишь очередное приключение. Над ним часто насмехается Ник, но Эллис никогда не держит на него зла. Любит оружие, взрывы, рок-музыку, гонки и Джимми-Гиббса младшего. В каждой кампании рассказывает истории про своего друга Кита, которые почти никогда не успевает дорассказать до конца. ИИ-Эллис будет стараться при первой возможности раздобыть снайперскую винтовку.
Зараженные
- Обычные Зараженные — живые люди, подхватившие сводящий с ума вирус. В обычном состоянии довольно пассивны: шатаются туда-сюда, вяло дерутся, блюют и даже могут лечь и тихо сдохнуть. Пассивного зомби можно убить ударом по позвоночнику. На раздражители вроде яркого света, громких звуков и резкого запаха реагируют мгновенно и яростно, толпой набрасываясь на нарушителей спокойствия и пытаясь забить из насмерть руками и ногами. Периодически — случайно либо же по триггеру — на героев выбегает целая Орда зомби, по сути являющаяся первым и главным боссом в игре. Орда спаунится в местах, скрытых от глаз игрока, что иногда порождает такие забавные случаи, как толпа в человек сорок зомби, вывалившаяся из раздельного санузла два на полтора, в котором минуту назад никого не было. Некоторым из этих бедолаг «повезло» мутировать в Особых Зараженных, о которых ниже.
- Необычные зараженные — во второй части встречаются также «обычные необычные» зомби, имеющие ту или иную фишку, но в остальном ничем не отличающиеся от собратьев: зомби-строители не слышат писка бомбы из-за наушников и к рвотной бомбе не бегут[3], клоуны привлекают остальных зомбей пищащими туфлями, в костюмах биологической защиты — не горят и более живучи, «грязевики» прячутся в воде и заляпывают экран грязью, зомби-охранники уязвимы только сзади, а зомби-выжившие имеют 1000 очков здоровья и носят ценный лут вроде бомб и аптечек, но, получив плюху, убегают, зато ваншотятся оружием ближнего боя и охотничей винтовкой. Наконец, есть уникальный именной Зараженный — Джимми Гиббс-младший, сочетающий все эти особенности.
Непростые Зараженные
- Толстяк — хоть он и не жирный, а скорее раздувшийся из-за скопившихся внутри газов, менее отвратительным это его не делает. Фирменный приём — подкравшись, смачно обблевать Выживших рвотой, которая ослепляет жертву и привлекает внимание обычных зомби, вызывая Орду. Самый хрупкий и медленный из всех мини-боссов, но это скорее плюс — ведь после смерти он взрывается, обдавая всех вокруг той же рвотой.
- Курильщик — Заражённый с длиннющим языком (на самом деле это его внутренности), которым он со снайперской точностью может заарканить одного из Выживших, утащить к себе и начать душить языком и драть когтями. Сама жертва освободиться не может, за редчайшими исключениями[4], но friendly fire по ней при этом отключается и товарищи могут спокойно стрелять через заложника. После смерти выпускает облако вызывающего сильный кашель газа. В PvP Курильщик идеален для атак на точках невозврата, поскольку, в отличие от других хватателей, может утянуть жертву в непростреливаемое место и спокойно задушить.
- Охотник — ловкий и подвижный Заражённый в капюшоне, умеет прыгать на огромные расстояния[5]. Пытается наскочить на одного из Выживших издалека (чем дальше, тем лучше, нанесённый наскоком урон пропорционален горизонтальной длине прыжка), повалить и растерзать когтями. В PvP — воплощение тропа «круто, но трудно»: сиганувшего в гущу Выживших без прикрытия Охотника мигом угостят вкусным прикладом, а то и вовсе собьют выстрелом в полёте, зато рассчитанными прыжками можно нарезать вокруг противника круги, а отбившуюся или ослабевшую жертву задрать в считанные секунды, особенно если Охотник горит, нанося жертве дополнительный урон огнём.
- Громила — добавленный в сиквеле «переохотник-недотанк», Зараженный, с перекачанной правой рукой и усохшей левой. Атакует, врезаясь в Выживших с разгона[6] и разбрасывая их, как кегли, а последнего хватает и уносит с собой до первого препятствия, где начинает молотить о землю. При этом простым выстрелом или ударом приклада, в отличие от остальных «хватателей», заставить Громилу отпустить жертву нельзя — его можно только убить, а по здоровью он уступает лишь Ведьме и Танку. Один из самых опасных Заражённых — тактический Громила может буквально унести с собой в могилу (точнее, в пропасть или реку) всю команду Выживших одним точным рывком.
- Плевальщица — это воплощение фан-диссервиса, добавленное во второй части для противодействия кемперской тактике, плюётся кислотной слизью, оставляя лужи с небольшую комнату. Урон, наносимый слизью, растёт со временем, так что в начале еще есть шанс покинуть лужу, отделавшись лёгким испугом, а вот вбежав в неё за пару секунд до высыхания, можно мигом лишиться остатков здоровья. Как и Толстяк, после смерти оставляет ещё одну лужу кислоты.
- Жокей — безумный горбатый уродец, выдающий себя вечным маньячным смехом. Запрыгнув на Выжившего а ля хедкраб, начинает тянуть его в сторону (если сопротивляться, то тянет медленней); сам урона наносит сравнительно немного, но любит устраивать жертве прогулку по местным достопримечательностям вроде лужи кислоты или толпы зомби.
Заражённые-боссы
- Танк — Зараженный с чудовищно гипертрофированной мускулатурой рук и верхней части туловища. Обладает огромной физической силой и запасом здоровья, находится в перманентной берсеркерской ярости (от которой может даже сдохнуть, если потеряет Выживших из виду больше чем на минуту). Умеет очень сильно бить (отбрасывая Выживших на несколько метров, причём может скинуть в пропасть при наличии оной), кидаться вырванными откуда угодно, хоть из крыши какой-нибудь веранды, кусками асфальта и запускать во врага подручными тяжелыми тупыми предметами (самая опасная атака — вырубает с одного удара и при везении может положить всех четверых Выживших разом). Бегает на четвереньках, как горилла, и, что хуже всего, довольно резво — примерно со скоростью здорового Выжившего; подранку, таким образом, от него не убежать, а чтобы быстро и безболезненно положить Танка, потребуются слаженные усилия всей команды.
- Ведьма — зараженная женщина, чьи пальцы видоизменились в огромные когти. Судя по всему, страдает болезненным обострением всех чувств, поэтому обычно забивается в тёмный угол или коридор, где сидит и горько плачет. Если кто-то находится рядом с ней, Ведьма постепенно звереет — рыдания сменяются рычанием, постепенно переходящим в яростные вопли; выстрелы, свет фонаря и физический контакт выводят Ведьму из себя практически моментально. Хрупкость Ведьмы весьма обманчива — взбесившись, она в пару секунд догоняет своего обидчика и повергает на землю одним ударом, после чего продолжает полосовать когтями, пока не будет убита или не прикончит жертву и убежит с паническими криками. Ведьму лучше всего оставить в покое, однако на практике это не всегда возможно — игроки-Заражённые обожают стравливать Ведьм с противниками, а Режиссёр может из садизма запихать её в узенький проход. Для опытного игрока с дробовиком опасности не представляет (нужно стрелять в упор в грудь). Боты так особенно любят наступать на Ведьму в коридоре и тратить аптечку. В PvP за Ведьму нельзя играть.
Встречающиеся тропы
- Авиакатастрофа — c места крушения спасательного вертолёта начинаются кампании «Роковой полёт» и «Болотная лихорадка». В обоих случаях пилот оказывался заражен и одному из выживших пришлось его застрелить. В первом случае — Зои, во втором — Нику.
- Выжившие наблюдают крушение лайнера после выхода из убежища на финальном уровне кампании «Смерть в воздухе».
- Разбитый лайнер на втором уровне кампании «Болотная лихорадка».
- Автодогон — Режиссер отслеживает прогресс игроков — как быстро идут, сколько врагов положили, сколько урона получили — и в зависимости от их уровня может подкинуть либо аптечек, если игрокам совсем плохо, либо орду-другую зомби и пачку минибоссов, если им слишком хорошо и они вот-вот заскучают. Также умник, бросивший товарищей и убежавший вперёд, очень быстро получит на свою голову Охотника, Курильщика, Громилу или Жокея, от которых самому не освободиться. Так должно быть в теории, во всяком случае. На практике же иногда можно весь уровень продираться сквозь толпу зомби, а следующий зарашить в одиночку, но Режиссер обычно работает исправно.
- Адская гостиница — первая карта «Вымершего центра», откуда не успевшие на вертолет четверо героев вынуждены выбираться.
- Также первая карта «Мрачного карнавала».
- Ай, молодца, злодей! — бывали случаи, когда Танк подбегал к игроку, схваченному Курильщиком или Охотником, и одним могучим ударом освобождал его, а то и подкидывал в направлении эвакуационного транспорта. Да и другие заражённые могут спасать выживших от простых зомби и стягивать их к союзникам.
- С прикрученным фитильком: подобное возможно на любом уровне сложности кроме эксперта, где один удар танка гарантированно выводит выжившего из строя.
- Ахиллесова пята — Танк, хоть и самый живучий из зараженных, уязвим для огня, так как потушить его не может (если дело не происходит на карте с достаточно большими водоёмами, как в «Болотной лихорадке», «Ужасном ливне», кое-где на «Похоронном звоне», или, в крайнем случае, в канализации), и выжившим остается только побегать от него достаточное время.
- Безумная мантра — Better safe then sorry, better safe then sorry она же в русской локализации «Бережёного бог бережёт!», которую повторяет (причём, в письменном виде тоже) спятивший парень из церкви на третьем уровне кампании «Похоронный звон».
- Бесконечный боезапас — у пистолетов и станковых пулеметов. Правда последние перегреваются после долгой стрельбы: миниган перегревается быстрее, но и остывает очень быстро, а вот M2 потребуется чуть ли не целая минута чтобы остыть.
- Бесхозный станковый пулемёт — встречается много где, вот только у зараженных почти всегда есть возможность зайти сзади, чем пользуется даже ИИ, не говоря уже о людях. К тому же частенько пулемёт может стоять довольно бестолково, а учитывая, что у них ещё и сектор обстрела ограниченный, польза от миниганов и браунингов зачастую не самая большая.
- Билингвальный бонус — встречается, примерно, два раза:
- В кампании «Жертва» в убежище есть надпись на японском, которую переводит Луис, когда-то проходивший стажировку в Токио.
- В кампании «Болотная лихорадка» среди граффити в убежище в деревне «болотников» и в особняке на финальной карте попадаются надписи на французском. Что не удивительно — хоть Луизиана и была куплена США у Франции аж в 1803 году, французский язык до сих пор там вполне распространён.
- Буйное помешательство — парень из церкви в кампании «Похоронный звон». Где-то за час до прибытия четвёрки выживших[7] пустил в церковь человека, оказавшегося заражённым, был им укушен и помешался от ужаса. Прибывших выживших не пустил и попытался убить, включив аудиозапись колокольного звона.
- Героическое самопожертвование — по сюжету его в последнем уровне кампании «Жертва» совершает Билл, спрыгнув моста к генератору, чтобы этот мост поднять и спасти своих друзей. Но во время прохождения не имеет значения, какой конкретно персонаж спрыгнет, что, вкупе с отсутствием коммуникации, может иногда привести к тому, что прыгают все попавшие на мост игроки.
- Голос — в таком виде в игре присутствуют не заражённые NPC, например, владелец оружейного магазина Уитэкер в «Вымершем центре» или парень в церкви в «Похоронном звоне» а так же спасатели в финале большинства кампаний.
- Город-призрак — место действия трёх из четырёх базовых кампаний Left 4 Dead: Фэрфилд («Нет милосердию»), Риверсайд («Похоронный звон») и Ньюбург («Смерть в воздухе»). Во второй — Саванна («Мёртвый центр»), Дукател («Ужасный ливень») и Новый Орлеан («Приход»). Из дополнений — Рейфорд («Жертва» и «Переход»).
- Жуткие увеселения:
- Да весь «Мрачный карнавал» об этом! В ней придется пройти через павильоны парка аттракционов, тоннель любви и американские горки прямиком на сцену несостоявшегося рок-концерта, чтобы, включив фонограмму, привлечь внимание вертолета, отбиваясь при этом от орд бывших посетителей, ведомых зомби-клоунами.
- А в компании «Переход» можно посетить свадьбу, гости которой превратились в зомби.
- Заброшенный госпиталь — в таком состоянии (если не считать шатающихся зомби) пребывает больница Милосердия в кампании «Нет милосердию».
- Здесь был Вася — одна из фишек игры. Граффити выживших, с описаниями их злоключений, направления движения и предупреждениями другим «посетителям» встречаются в обилии в убежищах, особенно в первой части. Другие рисунки и надписи, вне убежищ, используются для предупреждения об опасности или же указывают направление к убежищам.
- Злобный клоун — ходят по парку развлечений из «Мрачного карнавала» и привлекают зомби скрипом клоунских ботинок.
- Зловещее болото — действие компании «Болотная лихорадка» происходит в луизианских болотах.
- ИИ этим не пользуется — боты-выжившие не используют дефибрилляторы, особые патроны и все виды гранат. Привыкайте к ситуации, когда единственный игрок, на котором всё это было, ливает.
- Инцидент с кошкой — Ник будет время от времени выдавать фразы, которые намекают на некое происшествие, имевшие место во время его свадьбы. Например, услышав плачущую ведьму он может сказать «Звучит как моя бывшая жена», а в кампании «Переход» в парке, где должна была состояться свадьбы, Ник может произнести «Это вызывает неприятные воспоминания» или «Кровь трудно смыть со свадебного платья».
- Он же регулярно делает отсылки к своим прошлым «приключениям». Например он при подборе дробовика в «Вымершем центре» может сказать «в старших классах я такие крал у копов», или начать вспоминать свою работу вышибалой в каком-то клубешнике при подборе бейсбольной биты, или начать объяснять разницу между болотной водой и вытекающими мозгами в «Болотной лихорадке»… Короче, много там веселых реплик у него…
- В убежище в начале второго уровня кампании «Похоронный звон» Луис попытается рассказать «интересную правдивую историю» про некую задумку городского управления Риверсайда в 1975, однако буквально в начале Фрэнсис оборвёт его и суть истории останется неизвестной.
- Импровизированное оружие — во второй части появилась куча импровизированного холодного оружия: от лопат и бит до сковородок и гитар. А ещё можно в качестве зажигательных снарядов использовать канистры с бензином, кислородные баллоны и прочие взрывоопасные вещи.
- Канализация — по ней придется бегать в «Нет милосердию», «Похоронном звоне», «Переходе», «Приходе» и «Холодном ручье». Опасность сильно варьируется: если в «Приходе» зараженным нападать особо неоткуда, а в «Милосердии» и «Звоне» она хотя бы достаточно просторна для маневрирования, то в «Холодном ручье» выжившим будет противостоять орда обычных зомби и сносящий в пропасть поток.
- Квартет — в первой и второй части героев четверо.
- Кошмар в метро — глава «Метро» из компании «Нет милосердию» происходит, собственно, в метро.
- Круто, но непрактично — гранатомёт, пулемёт M60 и бензопила отлично подходят для уничтожения орд зомби, но их главными минусами является редкость и невосполнимый ограниченный боезапас.
- Монстр vs Власть — все по-разному:
- Cотрудники полицейских управлений штатов Пенсильвания, Джорджия и Луизина в основном пали при исполнении служебного долга - на улицах опустевших городов много бесхозных полицейских машин, не редко с лежащими поблизости трупами патрульных. Часть стражей порядка сама обратилась в зомби.
- CEDA (Civil Emergency and Defense Agency), в русской локализации — АЧС. Объект ненависти если не всех, то большинства выживших, которые в обеих частях игры порой выражают своё отношение к агентству в лаконичных граффити вроде CEDA sucks. Агентство пыталось бороться с эпидемией щадящими методами, запрещая хранить в убежищах оружие и боеприпасы и впуская на эвакуационные пункты всех подряд, что приводило только к большему распространению заразы.
- Армия США появляется ещё в первой части — среди заражённых попадаются солдаты Национальной гвардии, а на улицах городов попадались брошенные «хамви» и грузовики. Во второй части присутствие военных более широкое. Если изначально военные работали в связке с CEDA, которая играла главную роль в противодействии эпидемии и эвакуации не заражённых людей, то примерно между событиями кампаний «Мрачный карнавал» и «Приход» эти задачи перекладывают на армию. И в отличии от CEDA, они справляются куда лучше. Правда, и методы используют куда более жёсткие — на втором уровне перед паническим событием с сиреной либо в убежище после, можно увидеть груды трупов, при виде которых кто-то из выживших может заметить, что это не зомби и кто-то стрелял в людей. А всё дело в том, что то были «переносчики», которые попадая к не заражённым людям невольно распространяли среди них «зелёный грипп».
- Надвигающаяся буря — кампания «Ужасный ливень». Начинается с небольшого дождика на первом уровне, на третьем — перетекает в полноценный ураган. Особенность в том, что из-за шума шквала плохо слышно музыкальные темы особых заражённых и заспавнившейся орды, плюс ухудшается видимость. Ко всему прочему городок, через который приходится возвращаться к точке старта, оказывается подтоплен и передвижение по воде заметно замедляет выживших. Но не заражённых.
- Надмозги:
- Название кампании Death Toll было переведено как «Похоронный звон», хотя само выражение с английского можно перевести как «Счёт мёртвым/жертв». Да даже на постере буквы изображены на счётчике, что как бы должно намекать!
- Кампания Dead Air — у нас переведена как смерть в воздухе, хотя выражение dead air означает полную тишину в радиоэфире за исключением помех. Собственно, в убежище в начале второго уровня кампании есть граффити It’s just dead air.
- Непростые зомби — аж восемь видов, если не считать «необычных обычных» вроде клоунов или Джимми Гиббса Младшего.
- Ночь — время зла — действие всех четырёх (без дополнений) кампаний 1-ой части происходят в ночное время, только в финале «Кровавой жатвы» перед титрами можно увидеть восходящее солнце. Во второй части — «Мрачный карнавал» и три уровня из четырёх «Болотной лихорадки».
- Одет с иголочки — Ник и его белый костюм, который из кампании в кампанию всё больше приходит в негодность. Порча костюма Ника и его переживания по этому поводу — объект для шуток со стороны других выживших.
- Луис, видимо, тоже когда-то носил не самый дешёвый костюм, но на момент начала игры он утратил пиджак а низ левой штанины оборван.
- Согласно комиксу «Жертва» Луис в день песца пришел на работу без пиджака. А брюки ему порвал зомби в офисном сортире.
- Луис, видимо, тоже когда-то носил не самый дешёвый костюм, но на момент начала игры он утратил пиджак а низ левой штанины оборван.
- Персонаж-призрак — Кит, неубиваемый приятель Эллиса. Несмотря на сыплющиеся на него несчастья, по словам Эллиса, Кит был эвакуирован из Саванны в числе первых.
- К таковым можно отнести так называемых «отдалённых выживших» (англ. Distant survivors) — в кампаниях, где действие происходит в городах, если прислушаться, можно услышать звуки автоматных очередей, выстрелов из пистолетов, ружей и взрывы, указывающих на присутствие других выживших.
- Пистолетом можно бить — один из столпов игры. Без удара прикладом/отталкивания придётся очень тяжко, особенно на сложности эксперт, когда даже обычные заражённые являют собой опасность едва ли не большую, чем особые заражённые. В первой части отмахиваться можно было до бесконечности, а вот во второй части количество ударов прикладом ограничили — если вы слишком часто нажимали на правую кнопку мыши, на месте прицела будет прокручиваться кружок, как бы демонстрирующий «усталость» выжившего.
- Реактивный громила — Танк, наносящий огромный урон и имеющий неприличное количество здоровья. При этом бегает совсем чуточку медленнее здорового Выжившего, а горящий танк в PvE без проблем обгонит и его.
- Собственно, громила. Бегает быстро, а разгоняясь вообще летит как паровоз, только и успевай уклоняться!
- Реднек — исходя с некоторых фраз и одежды, Громила до заражения.
- Эллис же!
- Вирджил, владелец лодки, который спасает выживших в кампании «Болотная лихорадка» и даёт задание добыть топливо в «Ужасном ливне». Говорит с сильным, характерным южным акцентом.
- Вирджил скорее все таки каджун. И акцент у него в оригинале скорее «каджунский».
- Учитывая, что действие второй части происходит на Юге США, в штатах Джорджия и Луизиана, население сельских районов а так же деревни в болоте в кампании «Болотная лихорадка» так же относятся к этому тропу.
- Ржавый Пояс — действие первой части игры происходит в пределах штата Пенсильвания.
- Смертельная яма — важный тактический элемент на многих уровнях (отель в «Вымершем центре», мост в «Приходе», ну и, естественно, крыша госпиталя в финале «Нет милосердию»), так как Жокей, Громила, Курильщик и Танк имеют возможность устроить падение выжившего вниз. Крыша госпиталя выделяется в первую очередь тем, что это самая популярная карта в режиме Сбора, и подлежащие собиранию канистры лежат на самом краю пропасти.
- Тёмный лес — место действия большей части кампании «Кровавая жатва».
- Торговый центр — Либерти Молл в в кампании «Мёртвый центр». На момент событий кампании, находился на ремонте и должен был в ближайшее время открыться, к чему в том числе было приурочено мероприятие с участием Джимми Гиббса-мл. Молл был центральным эвакуационным пунктом CEDA в Саванне и именно туда летел вертолёт, на который опоздали выжившие в трейлере и на старте кампании. К моменту прибытия четвёрки — опустошён и заполнен заражёнными.
- Точка невозврата — такие точки есть почти на всех уровнях, и если выживший одну из таких прошел, то обратно он не вернется. Обычно это либо крутые спуски с возвышенностей, либо обрывы. Идеальное место для разделения вражеской команды при игре за зараженных.
- Тупое самопожертвование — по сюжету не происходит, зато как много возможностей у игроков! В этой игре каждый живой персонаж важен, так как несет аптечку, поэтому идеи вроде «идите, а я их задержу», почти всегда приводят к перезапуску уровня и кику «героя».
- Частная полиция — неизвестная охранная фирма, нанятая АЧС для охраны пунктов эвакуации в Новом Орлеане. Неизвестно, с каким успехом они защищали беженцев, но себя от заразы защитить не смогли — пуленеброваемых зомби выжившие встречают на своём пути довольно часто.
Примечания
- ↑ Альтернативное мнение — Left 4 Dead более или менее крепко стоит на ногах за счёт сообщества и мастерской, ежедневно выдающей около десятка новых модов, от аниме-скинов для стокового оружия до довольно комплексных модификаций на продвинутый ИИ, способный использовать дефибрилляторы, гранаты и даже, с грехом пополам, способный пройти уровень без участия живого игрока. А вот TF2 из перечисленной тройки действительно находится в очень печальном состоянии, но это уже другая история.
- ↑ Изначально Ник планировался как беглый зэк, раздобывший себе цивильный костюм в условиях хаоса эпидемии. В итоге от этой идеи отказались, оставив при этом Ника человеком с явно криминальной биографией и как минимум один раз судимого, на что намекает его реплика про «забор как в федеральной тюрьме» перед каруселью в «Мрачном карнавале»
- ↑ Причина — рвотная бомба использует программирование трубковой бомбы, которую зомби-рабочим скриптом предписано игнорировать. До сих пор не исправлено, хотя в мастерской Стим есть моды, позволяющие это недоразумение исправить.
- ↑ Если языку Курильщика будет нанесён какой-то левый урон. Автора правки ИИ-Курильщик однажды прижал к горящей бочке, и язык отгорел как раз вовремя, чтобы добить уложившего остальную команду Танка и затем самого Курильщика.
- ↑ По иронии, внешностью и повадками сильно напоминает Алекса Мерсера из вышедшей годом позже Prototype.
- ↑ На английском этот товарищ называется «сharger», а у слова «charge», в числе прочего, есть значения «идти на таран», «разбегаться» и вообще делать что-либо в принципе «charge-on» — с разбега (в прямом или переносном смысле), так что для них название мутанта куда более говорящее и его основная абилка более предсказуема даже до первой встречи с ним.
- ↑ В одной из реплик он говорит «Прошёл уже час, должен быть иммунен»