Прорыв
Прорыв | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр |
|
Страна производства | СССР |
Киностудия |
|
Режиссёр | Дмитрий Светозаров |
Автор сценария |
|
Когда вышел | 1986 |
Продолжительность | 99 минут |
«Прорыв» — советский фильм-катастрофа 1986 г., странная смесь из непосредственно фильма-катастрофы, производственной драмы и мокьюментари с элементами сюрреализма.
Сюжет
(link)
Импровизированный трейлер фильмаБригада метростроевцев долбит грунт, чтобы успеть в срок закончить тоннели для строительства новой станции метро в тогда-ещё-Ленинграде. Долбит она чуть ли не вручную, но не по причине отсутствия техники, а потому что под городом течёт подземная река. Чтобы построить тоннель через реку, грунт заморозили, и обычной техникой его уже не взять.
Через некоторое время становится понятно, что река сильнее заморо́зки — через одну из пробоин начала хлестать вода. Хлещет она всё сильнее и сильнее, попытки зашпаклевать дыру результатов не дали. Бригада рванула к отнюдь не близкому гермозатвору, потеряв на пути самого старого своего члена — «деда». После минутных колебаний рабочие принимают решение закрыть затвор и бежать за помощью.
Их начальник Полуэктов действует профессионально: собирает весь жидкий азот Советского Союза (!?), чтобы ещё сильнее заморозить реку, приказывает строить бетонную перемычку и затопить тоннель. Начальству обещает построить всё в срок, несмотря на катастрофу.
В это время под землёй замёрзшего и промокшего «деда» спасает сознательный начальник шахты.
В это время на поверхности люди замечают неладное. Колоннами ездят грузовики, солдаты эвакуируют жителей, чьи дома стоят над плывуном, уходят в грунт и разваливаются здания, провалился на полном ходу в воронку троллейбус, вода выступает из колодезных люков.
Инженеры озабочено говорят, что никто не знает, куда потечёт подземная река - потенциально может размыть весь центр. Но всё заканчивается хорошо: тоннель затапливают и начинают строительство в обход плывуна. Как говорят в финальных титрах, в катастрофе никто не был виноват, это всё непреодолимые силы природы.
В ролях
- Олег Борисов — начальник Ленметростроя Борис Савельевич Полуэктов, персонаж компетентный и положительный
- Андрей Ростоцкий — начальник шахты Дмитрий Николаевич Мартынов, зять Полуэктова. Один из небольших конфликтов фильма в том, что Полуэктов его в зятья не желал.
- Юрий Демич — зам. начальника Ленметростроя Владислав Николаевич Юрасов. Скользкий тип - подставил начальника, не убрав к приезду комиссии уже неуместные лозунги «Сдадим всё к сроку!».
- Михаил Данилов — главный инженер Ленметростроя Марчук. Голос науки.
- Александр Суснин — бригадир проходчиков Игнат Никитич Осьмёркин («Дед»). Большую часть сюжета медитировал под землёй, окружённый водой со всех сторон. Потом, держась за стену тоннеля у потолка, ждал помощи.
- Юрий Кузнецов — проходчик Геша Вязигин.
- Андрей Краско — проходчики Александр и Бронислав Костромины. Вместе их не показывают, так как один из них после запоя проспал начало смены и не смог пройти оцепление.
- Владимир Баранов — проходчик Валерий Шерстобитов.
- Иван Агафонов — товарищ Серов из обкома партии, строгий, но справедливый начальник.
- Виктор Михайлов — завхоз зоопарка Золотарёв. С ним связана комическая сцена — когда Полуэктов и Серов вломились к нему среди ночи за сеном, он уже явно приготовился сушить сухари.
- Сергей Лосев — директор хлебозавода, не желающий в эвакуацию: ведь как можно не обеспечить хлебом ленинградцев! Однако, увидев рухнувшее здание, смирился.
Особенности
Но где же элементы сюрреализма? Ну, например, один и тот же актёр играет братьев-близнецов: одного отрицательного — ушёл в запой, другого положительного — пошёл в забой. Когда запойный пытается пробиться в оцепленную солдатами шахту, его аргументация несколько странна: раз они близнецы, их нельзя разлучать. Даже на войне. Диалоги, с помощью которых нагнетается саспенс, звучат холодно и весомо на фоне жутковатой синтезаторной музыки. На фоне этой музыки показываются виды пустынного города с бегущими облаками, созерцание чего вызывает необъяснимую тревогу. Внезапно выясняется, что коварный зам. Полуэктова, подставивший его перед начальством, весьма ловко умеет вскрывать замки, и т. д.
Кроме нескольких сцен разрушений, снятых на натуре, эффектов в фильме маловато: например, трижды показывают одни и те же кадры подземной волны. Напряжение вызывается не сколько эффектами, сколько диалогами и музыкой. Этим фильм очень напоминает сериал «Чернобыль». К сожалению, режиссёр не обратился к теме Чернобыля, но зато снял «Улицы разбитых фонарей».
Зачитываемые обрывки хроники — полностью вымышленные, как и название строящейся станции. Размыв действительно имел место, и по схожим причинам, но в совершенно другом районе города, далеко от исторического центра.
В целом, фильм «Прорыв» может произвести большое впечатление на советского ребёнка, да и взрослого человека тоже может заставить напрячься.