История одного преступления
«История одного преступления» — советский сатирический мультфильм, режиссёрский дебют Фёдора Савельевича Хитрука, снятый в 1962 г. Сюжет чем-то напоминает классическое мультяшное «герою не дают заснуть, а он бесится» (как это случалось с Дональдом Даком, дятлом Вуди, а также героем мультфильма «Ш-ш-ш» Уолтера Лантца и Текса Эйвери). Но тут налицо игра с тропом: Хитрук подробно показывает как предысторию, так и последствия бессонной ночи.
Мультфильм вошёл в историю мультипликации не только благодаря драматургической, эмоциональной и притчевой насыщенности, но и ввиду совершенно неожиданного визуального решения. Хитрук дал задание художнику-постановщику: «Это будет творческий эксперимент. Нужно полностью сломать перспективу! Демонстративно отказываемся от имитации пространства. В тех кадрах, где у картинки должна бы быть иллюзорная „глубина“, как на всех нормальных рисунках — пусть этой „глубины“ просто не будет, вместо этого имитируем „схему, на которой все плоские и всё плоское“.»
Сюжет[править]
Главный герой, Василий Васильевич Мамин (классический «маленький человек») — обычный советский гражданин, добрейшей души человек. С утра он едет на работу в метро, уступает место старику (пусть его в итоге и занимает какой-то хам) и честно зарабатывает свой хлеб. Вернувшись домой, ему хочется спокойно отдохнуть, но у соседей другие планы.
Сначала старики во дворе играют в домино так, что чуть земля не трясётся. Потом сверху из громогласных колонок раздаётся элвисовское «Long Tall Sally». Когда Мамин приходит к соседу-меломану и умоляет сделать музыку потише, здоровенный наглый быдляк явно показывает ему своё неуважение — отвечает презрительными фразами, переданными лишь музыкально-звуковыми эффектами, в которых, однако, угадываются конструкции вроде «Мне пох…!»; скромняга не отвечает ему взаимностью. Ночью издевательства соседей достигают апогея. Соседи пьяными голосами поют цыганский романс «Эх, раз, ещё раз». Потом муж-картёжник приходит к жене, громко скандалит с ней, разбивая вещи в доме, а затем, помирившись, не менее громко выбрасывает их в мусоропровод. А влюблённые подростки «романтично» перестукиваются по батареям.
В итоге бессонная ночь доводит беднягу до белого каления, и он отоварил чугунной сковородой по головам двух дворничих, которые утром перекрикивались. Неизвестно, насмерть ли, но даже при самом благополучном исходе обеим тёткам гарантировано сотрясение мозга. Меломан хватает его за руку, чтобы тот не сбежал от милиционера. Кончается мультфильм на трагикомической ноте — «благопристойные» соседи содрогаются от громкого шума, а нашему Мамину всё равно, он уже «познал дзен».
Что тут есть[править]
- Графон не нужен — первопример в СССР (см. ниже).
- Молчаливый Боб — почти все персонажи мультфильма изъясняются либо музыкально-звуковыми эффектами, либо песнями. Исключение составляет, понятное дело, рассказчик и громогласные дворничихи.
- Мы тебя где-то уже видели — голос Гердта ни с чьим не спутаешь.
- Она высокая, он низенький — муж и жена, соседи главгероя.
- Пародия — начало явно пародирует роман «Преступление и наказание», а также криминальные триллеры с тревожной музыкой.
- Перейти на КРИК — «…ЛЮДКА!!!»
- Получается смешно — расходящиеся с праздника гости завывают под гитару: «…Ночью за окном шумит, поёт — ТИШИНА! ТИ-ШИ-НА!!!»
- Спать хочется. Без комментариев.
- Ужасные соседи — кодификатор в советской анимации и педаль в земную кору.
- Хроника посреди фильма — показ спортивных передач по телевизору у одного из соседей. Плюс среди предметов и декораций сочетаются явно мультяшные и фотографически реалистичные (применялись фотографии).
- Худой парень, толстая девушка — тощий мужичок, вернувшийся домой изрядно подвыпившим, нарвался в темноте на свою высокую пышнотелую жену. Последовавшая за этим ссора с криками, руганью и битьём посуды добавила ещё одну каплю в и без того уже почти полную чашу терпения будущего преступника, который просто хотел спокойно поспать.
- Шкаф — милиционер. Толщина шеи равна обхвату головы.
Значимость мультфильма[править]
«История…» (явно испытавшая влияния югославского «Суррогата») породила волну минималистичной анимации в Советском Союзе, которая впоследствии стала не менее популярна, чем каноническая, околодиснеевская. Тут царит настоящий полёт рисованной фантазии, которая становится не менее важна, чем сюжет. Благодаря этому мультфильму у нас есть «Три толстяка» (сёстры Брумберг, 1963), «Кот в сапогах» (они же, 1968), «Храбрый портняжка», «Большие неприятности» и, конечно же, «Бременские музыканты» (первая часть, у второй уже стиль немного другой).