Чёрный Кофе

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Маэстро смотрит на вас и удивляется: как вы можете слушать музыку в mp3-формате?

«Чёрный Кофе» — одна из самых популярных советских металл-групп и одна из самых старых. Также это один из наиболее весомых коллективов христианского металла и вообще рока, начавший воспевать церквушки ещё во времена официального атеизма в СССР. Впрочем, как будет рассказано ниже, это всё-таки не совсем группа.

О группе[править]

«Владимирская Русь», пожалуй, самая известная песня. В те времена упоминания Руси и церквей ещё не были настолько назойливы. Поскольку кавычки голосом воспризвести трудно: про Левитана там говорится, что у него рождалась вот эта картина.

Фронтменом и вообще единственным постоянным участником (см. ниже) остаётся гитарист и вокалист Дмитрий Варшавский, профессиональный музыкант, закончивший Академию им. Гнесиных по классу электрогитары. Группа в основном существует в виде «пауэр-трио» — вокалист с гитарой, басист и ударник, хотя нередко в неё приглашают клавишников, а также дополнительного гитариста для концертов. Стиль музыки — от хэви-металла до блюз-рока. Манера пения вокалиста весьма узнаваемая — мощный тенор, иногда хрипловатый, порой переходящий в пронзительный фальцет, заставляющий вспомнить «Accept» или «AC/DC». Надо сказать, Варшавский молодец: вы сами-то пробовали одновременно играть достаточно сложную партию на гитаре и одновременно работать голосом, а не просто что-то выкрикивать? Тексты песен обычно позитивные, в основном на лирические, любовные и религиозные темы. Хотя нельзя не отметить, что поэтическая составляющая временами хромает: по поводу некоторых песен возникает подозрение, что их автор написал ещё в школе. Но, конечно, хороших текстов тоже хватает, да и любят группу всё-таки больше за музыку и манеру исполнения.

Вообще, по словам Варшавского, «Чёрный Кофе» — это не группа и никогда ею не был. Это его собственный проект, как вокалиста-гитариста, остальных же музыкантов он нанимал выполнять работу и особо дружеских отношений обычно не завязывал. Из-за того, что некоторые участники начинали воспринимать себя в качестве полноценных членов группы и тянуть одеяло на себя, имел место ряд конфликтов, о которых ныне Варшавский говорит неохотно. По мнению маэстро, многих его коллег сгубила «звёздная болезнь» (а сам он, естественно, таковой не страдает[1]). Думается, некоторые участники, сыгравшие весьма важные роли в становлении группы, считают его мудаком, но давайте не забывать, что тут у нас всё же больше сайт о творчестве, чем о личных качествах авторов. Так или иначе, текучка кадров в «Кофе» впечатляющая, за всё время существования проекта здесь побывало человек сорок (с учётом концертных составов). В числе прочих замечены Фёдор Васильев (впоследствии басист «Круиза»), Максим Удалов с Сергеем Мавриным из «Арии», а также супруга Варшавского, Евгения.

Представить свой проект в качестве группы, ВИА, Варшавский решил, поскольку «…как-то в этом жанре не принято было под своей фамилией выступать»[2]. Именно поэтому, кстати, ряд песен отличается в плане текста в демо-версии и релизе на «Мелодии»: комиссии предлагали Варшавскому выступать под его именем, поскольку он и автор текста, и композитор, и швец, и жнец, и на гитаре игрец. А если вы группа, то пускай другие участники тоже что-то напишут. Так что пришлось подключить других поэтов и там-сям подправить тексты их силами «для галочки», а одну из песен спел басист. Почему же «Чёрный Кофе»? Да просто потому, что это было единственным словосочетанием, которое оправдывало использования столь любимого металлистами слова «чёрный»[3]. А то в СССР «всё красное должно было быть».

Дискография[править]

Несколько затруднительно это всё классифицировать: не совсем понятно, как считать альбомы, и разные источники указывают одно и то же то как «full size», то как сборник. В отличие от многих групп, не включающих свои магнитоальбомы в номерную дискографию, Варшавский как раз весьма любит ранние записи и сокрушается по поводу того, что для пластинок «Мелодии» что-то отцензурили, что-то заставили переделать, чтобы «Кофе» мог называться группой (см. выше), а что-то вообще не пропустили. В нулевых «Кофе» ещё выпускал CD, но Варшавский быстро понял, что выгоднее получать деньги с концертов и полных собраний сочинений в .mp3. Дело в том, что маэстро тот ещё аудиофил и пожимает плечами по поводу любителей слушать музыку в настолько ужатом формате, но понимает, что кому-то и такое может нравиться. У себя на сайте он выкладывал тяжеловесные файлы в студийном формате, там же их можно послушать и купить (сейчас подобное происходит в официальной группе вКонтакте). Таким образом, «Чёрный Кофе» не выпускает дисков, а выдаёт песни на сайте по мере их появления, «альбомом» же ныне считается компиляция таких песен за определённый отрезок времени, когда он их группирует в нужном количестве и заказывает художнику обложку.

В общем, рассмотрим то, что можно считать альбомами, без учёта синглов, сплит-альбомов и заведомых сборников.

  • 1984 — «Приди и всё возьми», магнитоальбом. Выпущен самиздатом ещё когда это было полулегально, с тех пор оставался редкостью, пока не был переиздан в 2002.
  • 1986 — «Светлый металл», ещё один самиздатовский магнитоальбом, состоящий из будущих хитов, впоследствии переизданных на пластинках в изменённом варианте, потом на дисках в первозданном (Варшавский вообще любит переиздавать и переписывать свои песни). Официально издан в 2000 году.
  • 1987 — «Переступи порог», пластинка, официально изданная на всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия». Абсолютный успех, 1,3 млн проданных экземпляров, культовый статус среди советских металлистов. Тогда же вышел и первый клип, на «Владимирскую Русь».
  • 1990 — «Вольному — воля», ещё одна пластинка «Мелодии». В группу добавили клавишника, в результате чего получилась своеобразная смесь металла с чем-то околодискотечным.
  • 1991 — «Golden Lady», наполовину англоязычный альбом. Варшавский отправляется покорять запад.
  • 1992 — «Леди Осень». Включает многое из «зарезанного» «Мелодией». Издан лишь в 1996.
  • 1996 — «Пьяная луна». Записано в США, пара песен представляет собой пересмотренные варианты ранних записей, кавер на Битлов тоже присутствует.
  • 2002 — «Белый ветер»
  • 2004 — «Они бесы»
  • 2007 — «Alexandria»
  • 2015 — «Осенний порыв»

Что тут есть[править]

«Леди Осень», песня времён блюз-рока. Америка-Америка.

  • Смена жанра. В 1990 году Варшавский, будучи уже прославлен в СССР в качестве металлиста, уехал в США — во-первых, потому что стало можно, а во-вторых, чтобы обучиться играть металл ещё лучше. В Америке он организовал студию, выпустил альбом и даже объездил штаты с концертами. Но металла в концертной программе почти и не было: в США мода на него давно прошла, тогда всем был интересен грандж, так что Варшавский играл в основном нестареющий и также милый его сердцу блюз-рок. В 1999 он вернулся в Россию и напомнил о себе, как о металлисте, заодно включив в репертуар и многие блюзовые баллады.
  • Православие — это круто / Вера — это сила. Варшавский религиозен, причём, по его словам, не страдает фанатизмом и/или политизированностью, в которых часто обвиняют православную церковь, и с осуждением относится к подобным явлениям. Его персонаж — вполне себе верующий добряк, отношения которого с политикой ограничиваются призывами к миру во всём мире. «Владимирская Русь», «Церквушки», «Яблочный Спас», «Плач о радости» — это только то, что касается именно православия, вообще же весьма много песен, где религия если и не упоминается напрямую, то угадывается.
  • Свет есть добро. «Металл!!! Светлый Металлл!!! Металл!!! Излучающий свет!!! Свет!!! Металллл!!!». В целом, очень часто упоминается свет, чуть ли не постоянно. Например, «Жизни рассвет» в основном о том, как воцарится Свет Божий. «Светлый образ», понятное дело, о светлом образе то ли Мечты, то ли возлюбленной, и сияет он ярко. Герой песни «Звёздный водоём» любуется Млечным Путём посреди ночного неба и размышляет о вечном, а в «Пылает за окном звезда» — для философских размышлений хватает и света одной звезды. Вообще звёзды в ночном небе у Варшавского регулярно упоминаются — всё-таки, понятный символ. Так что ночь тут вовсе не ассоциируется со злом, в ней ведь светят такие хорошие звёзды.
  • Тьма не есть зло. Казалось бы, Варшавский тот ещё металлист: носит чёрное, тычет в зал «козу рогатую», на обложках альбомов — развесёлые скелеты, а играет такое, от чего небезызвестная знающая тётенька воскликнула бы: «Это его музыка! Это она звучит в аду!» ©. Но нет, он в союзе с Доброй силой, он солдат Добра, его тексты о любви Божьей и стремлении к ней. В конце концов, чёрное и духовенство носит, а черепа вообще-то на распятиях изображают («голова Адама» внизу креста).
  • Металл — это круто! Как и многие исполнители этого стиля, Варшавский время от времени его нахваливает. «Это рок» (нет, это не кавер на «Арию»), «Про рок», вышеупомянутый «Светлый металл», излучающий свет, и тому подобное.
  • Билингвальный бонус. В песне «Про рок» автор каламбурит про камни. Все ли rock’еры знают все значения английского слова «rock» и поймут шутку?
  • Затмить адаптацией. Кто-нибудь вообще слышал о советской группе «Красная Пантера»? О ней даже статьи в Википедии нет, только о вокалистке. А ведь известный в исполнении Варшавского «Холодный дом» — это их песня. На стихи, кстати, знаменитой Маргариты Пушкиной.
  • Кофеман. Песня «Чёрный Кофе» — не о группе, она воспевает именно кофе «Ячменный колос». «Напиток знойный, сказочный, / Чернее ночи цвет. / И запах так знаком его, / И сладостный букет». При том, что сам Варшавский относится к кофе спокойно, он больше любит чай.
  • Красавица Икуку. Есть такое. «Металл, исключающий свет» выворачивает смысл песни «Светлый металл» наизнанку (на самом деле там металл, источающий свет). Герой песни «Дьявол во плоти» будто суккуба пытается призвать: описывает какую-то стерву и молит «Дьявол, воплоти!». Ну и «Толпа, голимая делами» в песне «Из придорожной тени» звучит даже лучше, чем в оригинале. А ещё автор статьи пользовался при её написании текстами на одном сайте, пока не встретил в тексте «Сон» гениальную фразу описания пробуждения: «вот глаза отрину я». Нет, Варшавский явно поёт «открыл», а кое-кто не знает значения слова «отринуть».
  • Крутой пацифист. Иисус в песне «А наш-то, наш». В куплетах приводятся в пример различные божества других религий — грозные, стильные и воинственные. А Иисус всё на ослике цок да цок навстречу смерти Своей… И никуда она от Него не уйдёт, никуда не спрятаться ей.
  • Мотив игральных карт. «Дама Пик», та самая… та, да не та. Тут это что-то куда более демоническое.
  • Моя судьба в моих руках! «Мгновения, часы» из альбома «Приди и всё возьми» («А на судьбу лишь тот сердит, / Кто в жизни полный паразит»). См. также «Судьба-индейка».
  • Не читал, но осуждаю — на минималках, поскольку Варшавский не то чтобы кого-то осуждает, но в одном из интервью он брякнул подобную глупость. Итак, маэстро водит приятельские отношения с музыкантами разных составов «Арии», но не похоже, чтобы он был знаком с её творчеством. На вопрос о том, как он относится к творчеству Маргариты Пушкиной, маэстро ответил, что женского металла не понимает и в нём не разбирается. Не знал или забыл, кто это такая, и решил, что это фронтвумен каких то металлических «Ранеток»? Ещё смешнее, что сам Варшавский исполнял кавер песни на стихи Пушкиной (кстати, не исключено, что это он помнит и по «Холодному дому» судит обо всём её творчестве).
  • Очистительный дождь. «Ночь-подруга, сильным ливнем смой следы моих обид», — просит герой песни «Я не ранен, я убит» (нет, не на стихи Визбора).
  • Первый контакт. «Звуки космоса». Существует два варианта текста: в ленточном Звуки Космоса героям-учёным что-то не попадаются (конечно, откуда ж там звуки-то), в пластиночном они таки получили радиосигнал и пытаются понять, о чём в нём говорится.
  • Песня о смерти. «Девятый день», одна из немногих мрачных песен в исполнении Варшавского. У рассказчика умерла возлюбленная, или типа того. Честно говоря, в нарочито-наивном исполнении Юры Клинских тот же текст смотрелся бы искреннее. А так — вообще никак не смотрится на фоне «Возьми моё сердце».
  • Песня про времена года. «Леди Осень» (хотя она также о немолодой женщине), «Листья» — про печальную красоту осени. Для разнообразия, в песне «Незнакомец» — унылая осень. Про зиму — «После тебя». А вот «Зимний портрет» — нет, см. ниже.
  • Последний танец — «Листья». С ветки падающий лист «по воздуху кружится и танцует как артист», пьянея от свободы и не зная, сколько лёту до земли…
  • Роковая женщина. «Дьявол во плоти». Не лучший комплимент женщине от религиозного человека.
  • Романтический снег — «Зимний портрет». Причём тут снег выпал в… июле! Ох, натворил этот «романтик» бед, небось. Но лирический герой песни радуется.
  • Судьба-индейка. Песня «Сплошные неудачи» призывает помнить, что есть судьба и рок. См. также «Моя судьба в моих руках» (да, это песни из одного и того же альбома).
  • Тени былого величия. Песня «Церквушки» выглядит так, что заглавные сооружения аж жалко, тем более что они показаны одушевлёнными. Впрочем, даётся понять, что однажды церквушки на курьих ножках эпично возьмут реванш.
  • Унылый дождь. «Незнакомец»: «В сердце умерло лето, серый дождь стеной. О! Унылый пейзаж…»
  • Цвет добра, цвет зла — в песне «Белая ночь» наблюдается цветовая дифференциация явлений. Боль тут, например, чёрная, лесть — рыжая, месть — жёлтая, а ложь — красная.

Примечания[править]

  1. Очевидно, что нет. Он ей вовсю наслаждается.
  2. Хотя вообще-то Оззи Осборн и Ингви Мальмстин уже вовсю записывали тогда сольные альбомы.
  3. Правда, в 1986 году другой советский металл-деятель, Анатолий Крупнов, вспомнил ещё про ремарковский «Чёрный обелиск» и назвал так свою группу.