Undertale

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть, — читайте!


« Наидружелюбнейшая RPG, где никто не умирает! »
— Тоби Фокс
Undertale.png

(link)

Релизный трейлер

Undertale («История подземелья» или «Подземная История/Сказка») — это игра уникального жанра, впитавшая в себя элементы roguelike-игр, bullet hell[1] и частицу РПГ. В самой игре нам предстоит играть за ребёнка, который из-за неосторожности попадает в мир монстров. Что, думаете обычный и банальный сюжет? Не спешите разочаровываться! В первом же туториале всё представление об игре просто переворачивается вверх дном, когда милый цветок предлагает вам поймать лицом несколько «пилюлек дружбы». Дальше игра развивает тему переосмысления РПГ-элементов, деконструируя понятия опыта и уровня персонажа или морали по отношению к врагам, но этой темы мы коснёмся позже.

Помимо всего прочего игра примечательна тем, что её разработчиком является Тоби «Radiation» Роберт Фокс, один из ведущих композиторов Homestuck.

Нужно отметить, что Фокс пытался ограничить распространение сюжетных подросбностей своей игры, что, конечно же, возымело обратный эффект, и теперь они, во всех подробностях обсосанные, лежат по всему интернету. В общем, капитан, по курсу спойлеры!

Кстати, 31 октября 2018 вышла первая часть спин-оффа[2] под названием Deltarune, заслуживающая отдельной статьи. Тоби Фокс обещал выпустить полную версию через несколько лет, а пока — имеем, что имеем.

Также для этой игры есть статьи про непонятки и необузданные догадки.

История игрового мира

Давным-давно две расы, люди и монстры, жили в мире и согласии. Но в один момент между ними разразилась война, и в неравной битве люди вышли победителями, после чего народ людской с помощью магического барьера (который могут пройти лишь существа с сильной душой) заточил монстров в подземелье. Прошло много лет, и по преданиям есть пророчество, где говорится, что человек, попавший в мир монстров, в дальнейшем сыграет ключевую роль в судьбе этих двух миров. На деле история намного глубже, но это одна из тех историй, которые приятнее узнать в процессе игры. Да и просто это огромный спойлер.

Основные персонажи

  • Упавший ребёнок — На пацифисте узнаётся его настоящее имя — Фриск. Но имя в начале вы вводите не зря. В зависимости от стиля прохождения старается либо всем помочь и со всеми подружиться, либо всех убить. Как выяснится позже, является восьмым по счёту человеком, попавшим в мир монстров, а его/её душа является седьмой и последней по счёту для уничтожения магического барьера. На протяжении всей игры имеет неизменно полусонное или равнодушное выражение лица, хотя, судя по замечаниям персонажей, всё же проявляет эмоции.
  • Флауи — антагонист, садистский цветок, являющийся социал-дарвинистом с извращёнными понятиями о мире из разряда «Убей или будь убитым». После поражений любит говорить «You! You. You… IDIOT!» и менять бой в свою сторону, чем очень раздражает игроков. Но по концовке «пацифиста» и «геноцида» выясняется, что он является трагической фигурой и страдает из-за далекоидущих последствий собственных решений и решений своего брата\сестры.
  • Ториэль — монстриха дракона-коза, опекающая всех, кто попадает в руины, и желающая стать главному герою второй матерью. Является бывшей королевой мира монстров, но не правит из-за презрения к королю Азгору, бывшему мужу.
  • Папирус (а также Папайрус) — весьма пафосный, но при этом очень добрый, безобидный и наивный скелет, мечтающий стать частью Королевской Гвардии, но добиться этого может, лишь отловив человека, попавшего в мир монстров. Обожает готовить спагетти. В «добром» сценарии человек дружит с Папирусом и тот отвергает свои планы ради единственного нового друга. В «геноциде» до конца пытается подружиться с человеком, даже когда понимает, что его убьют, и при смерти выражает надежду, что протагонист изменится в будущем. В некоторых фанатских работах он заменяет Санса в качестве «финального босса» в конце пути «геноцида». Говорит шрифтом Papyrus, причём всегда капсом.
  • Санс — брат Папируса, в отличие от него, не так зациклен на работе и легкомысленно относится ко всему, что касается обязанностей. Известен своими «плохими шутками», над которыми все, тем не менее, смеются (многие его шутки каламбуры со словом bone, которое хоть и означает «кость», но созвучно и с «эрекция»). Умеет телепортироваться. Узнал, что некоторые существа способны перезагрузить мир и вводить реальность в бесконечную петлю времени, не оставляя об этом прежних воспоминаний, от чего вступил в клиническую депрессию и хроническую лень. К концу игры судит протагониста, оценивая все его деяния, а в «геноциде» является финальным боссом, надо сказать, одним из труднейших боссов. Всегда сохраняет на лице широкую ухмылку во все зубы, даже когда ранен. Является любимым персонажем фандома. Говорит шрифтом Comic Sans, но в отличие от брата исключительно строчными буквами.
  • Андайн[3], как можно догадаться по имени — женщина-рыба.[4] Глава королевской гвардии, мастерица экстремальной готовки и «заклятая подруга» главного героя. Наполнена РЕШИМОСТЬЮ на порядок больше обычных монстров. В «геноциде» наполняется РЕШИМОСТЬЮ, уровень которой приближается к человеческому, после чего отказывается умирать и перерождается в усиленной форме (Undyne the Undying)[5]. Но увы, даже это ей не помогает.
  • Альфис — антропоморфная ящерица-нердесса. Учёная на службе короля Азгора, тайно наблюдающая за главным героем по ходу игры. В обычном прохождении всячески помогает ему в преодолении различных опасностей и преград, но как выясняется позже, именно она чинила протагонисту все эти проблемы и «спасала» его от несуществующей опасности, чтобы почувствовать себя хоть кому-то полезной. А ещё она проводила эксперименты с РЕШИМОСТЬЮ, что привело к ужасающим результатам и к появлению на свет Флауи. В модификациях по игре можно с ней сразиться.
  • Меттатон — робот-телеведущий, а также бывший призрак, сконструированный Альфис для развлечения подземного народа с функцией по выслеживанию и уничтожению людей. Под видом различных телепередач (начиная с викторины, заканчивая выпуском новостей) строит всяческие козни протагонисту на его пути к замку короля Азгора, что являлось лишь частью плана Альфис. В ходе решающей битвы на «нейтрале» внезапно из прямоугольного робота на колесах превращается в метросексуально-гуманоидную версию себя (в так называемую EX-версию). А в ходе «геноцида» предстаёт в улучшенной боевой NEO-форме, который, как и большинство других главных персонажей, уничтожается буквально с одного удара. Кроме модификации созданные фанатами на тему битвы с NEO.
  • Маффет[6] — антропоморфная паучиха. Продавщица любимых сладких лакомостей в Хотленде, невероятно жадная, была нанята Меттатоном на убийство протагониста. Когда протагонист проходит в её логово, то он(а) попадает в ловушку, где приходится сразиться с ней. Обладает способностями фиолетовой атаки, позволяющее ей расставить три фиолетовых нитей, по которой может душа перемещаться. По идеи она не должна причисляться к основным персонажам, но благодаря фанатам и денег выставленные на Kiсkstarter, это позволило ей стать самым значительным из не-основных персонажей в игре.
  • Азгор Дримурр — король монстров. В целом добр, но из-за случившейся задолго до событий игры трагедии обозлился на человечество и собирается войной против него, для чего и собирает людские души. Можно с ним достойно сразиться, опять же, в модификации.
  • В. Д. Гастер — загадочная личность, его (но не факт, что это действительно он) вместе с ассистентами можно встретить при редактировании файлов игры. Появляется в двух ипостасях — «Mistery Man», похожий на Убоа, и «REDACTED» — высокая белая фигура. В диалогах и утерянной семнадцатой записи в Истинной лаборатории Альфис использует символьный шрифт Wingdings. Последователи Гастера говорят, что он был королевским учёным до Альфис, создал техномагическое Ядро, питающее энергией всё подземелье. Но что-то пошло не так, и Гастер упал в своё творение и его развеяло в пространстве и времени. Он остался жив и был вынужден наблюдать за миром, который прекрасно обходится и без него. На Гастера намекают лодочник(-ца), который(-ая) может сказать «остерегайся того, кто говорит руками», что отсылает к шрифту Wingdings, и черепа дракона (чей вид используется как атака Санса), которые помечены в файлах как «gasterblaster».
    • Не исключено, что является лишь пасхальным персонажем-пустышкой специально для троллинга тех, кто ищет интересные вещи в файлах игры.
  • Азриэль Дримурр — сын Ториэль и Азгора, принц подземелья, умерший из-за определённого стечения обстоятельств. Позже благодаря эксперименту Альфис переродился в виде цветка, но по причине отсутствия у него души потерял способность сопереживать и любить. Как следствие, утратил возможность отличать хорошее от плохого, что в итоге превратило его в циничного Флауи.
  • «Чара» (судя по японской локализации «Кара», но вариант «Чара», буквальная транслитерация, прижился в русскоязычном сообществе[7]; вообще, этого персонажа зовут так, как мы вводим в начале, но если написать «Chara», игра скажет, что это истинное имя) — самый первый человек, упавший в Подземелье, ставший приёмным ребёнком Ториэль и Азгора и близким другом Азриэля. В «нейтрале» упоминается в положительном ключе. В тру-пацифисте становится известно, что смерть Чары была не несчастным случаем, а осознанным выбором — частью плана, который Чара предложил(-а) Азриэлю[8]. В «геноциде» одним ударом уничтожает игровой мир с файлами сохранения и закрывает доступ к новой игре, пока сам игрок не согласится продать свою душу. Предположительно, является рассказчиком(-цей) игры. Да, Азриэль знал, что они собираются пойти наверх и собрать там ещё шесть душ, хотя ему не очень нравилась эта идея и он окончательно передумал в последний момент.

Игровой процесс

В целом игровой процесс мало чем отличается от JRPG времён 16-битных консолей (а графика, к слову, стилизована под восьмибитки с явным налётом спектрумовской классики), но с тем отличием, что в Undertale необязательно убивать кого-либо (на чём и строится главная философия игры). Помимо обычной атаки игрок может совершить некое действие (поговорить, спеть, гримасничать и т. д.), который даст понять монстрам, что игрок не хочет с ними драться и что надо уладить всё мирным путём. В промежутках между действиями включается та самая danmaku-часть, где игроку нужно уворачиваться от летящих в него снарядов и других атак.

Различаются три способа прохождения игры:

  • Нейтрал-run. Получается при первом прохождении ВСЕГДА (Кроме Геноцид-run, но это исключение). В зависимости от того, кто выжил, а кто нет, меняется концовка данного прохождения (их можно насчитать десятки).
  • Пацифист-run. Пройти игру, не только никого не убивая, но ещё и сблизившись с некоторыми персонажами (Папирус, Андайн, Альфис). Хорошая концовка. Все живы, счастливы и нашли своё место в жизни, за исключением Флауи/Азриэля, который навсегда остаётся в форме цветка. Если пацифист-ран проходить после геноцида, финальные заставки игры будут содержать Чару вместо Фриск.
  • Геноцид-run. Игрок убивает всех встречающихся противников, причём для вступления на этот путь с самих Руин нужно заниматься типичным для многих RPG «фармом», бегая по локации и убивая монстров до тех пор, пока они не закончатся. Что интересно, игровой мир реагирует на такие действия игрока: монстры-обыватели в ужасе разбегаются, монстры-герои пытаются организовать эвакуацию или сопротивление.
    Концовка закономерна, от блокировки настоящей «хорошей концовки» навсегда, до просто жутковатой конечной WTF-сцены. Игра на этом пути намеренно становится очень короткой, весь игровой процесс сводится к методичному гринду, который слегка разбавляют лишь сражения с зубодробительно сложными боссами. Все головоломки решены заранее, ненужные ответвления локаций перекрыты, а почти все ключевые персонажи умирают с одного удара. Оставшиеся же с лёгкостью дадут прикурить даже опытным игрокам.

Тропы и штампы

Их столь много, что они были вынесены в подстатьи по алфавиту:

Примечания

  1. Так называется шутер, но не простой, а когда на экране НУ ОЧЕНЬ много пуль/снарядов/разрядов, летящих в тебя.
  2. Формально игра не относится ко вселенной undertale, однако имеет с ней общих персонажей.
  3. Undyne, каламбур от англ. undine — «ундина» и un-die-n, то есть «бессмертный», «неумирающий». Согласно самому Тоби, произносится именно так: http://undertale.tumblr.com/post/130612313840/how-is-undynes-name-pronounced
  4. По легендам, unda (Лат. «Волна», то есть Ундина) именно что связаны с водоёмами, нивами и полями, являются человеческими девушками и имеют рыбьи хвосты.
  5. Бессмертная Андайн.
  6. Её имя является отсылкой к персонажу английских детских потешек. Там мисс Маффет — благовоспитанная маленькая девочка, до полусмерти испугавшаяся паука.
  7. Если верить варианту трактовки, что Chara — сокращение от Character или Characteristics, то правильный перевод на русский вообще по идее должен быть Хара (Кэра — всего лишь транскрипция с английского), исходя из того, что все эти слова имеют греческое происхождение. Но за всё время автор правки не встречала подобного варианта трактовки.
  8. «… Psst… <Name>… Please… Wake up… I don’t like this plan anymore. I… I… … no, I said… I said I’d never doubt you. Six, right? We just have to get six… And we’ll do it together, right?» «Chara! Let’s finish what we started! Let’s free everyone!» — он же, как и Флауи, в Геноциде.