Мелькор был хорошим: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
 
(не показаны 4 промежуточные версии 4 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Q|Но ведь тот, кого враги назвали потом Морготом, был мудр и добр, — с бешеной скоростью неслись в голове землянина мысли. — Мне же не хватит ни того, ни другого… Я же просто человек, не слишком умный и не слишком добрый. Как мне быть? Ведь они смотрят на меня, как на полубога! А я не Мелькор…|Иар Эльтеррус, «Серые пустоши жизни»}}
{{TVTropes|PerspectiveFlip|Perspective Flip}}
[[Файл:Гитлер и девочка.jpg|thumb|right|Он любил детей, а также построил дороги.]]
[[Файл:Гитлер и девочка.jpg|thumb|right|Он любил детей, а также построил дороги.]]
'''«Мелькор был хорошим»''' — радикальное направление в [[жанр]]е [[Криптоистория|криптоистории]]. Отличается от классических произведений жанра примерно так же, как фраза «всё было совсем не так» отличается от фразы «всё было с точностью до наоборот». Если в христианской мифологии [[Сатана]] — воплощение зла, губитель и соблазнитель человечества, то в радикальной перетрактовке он окажется [[Прометей|Прометеем]], Духом Света и [[Утренняя Звезда|Утренней Звездой]], а [[Злой Яхве|Яхве]] — злодеем-демиургом, заключившим свободный дух в оковы материального. Если у Толкина Мелькор — чёрный враг мира, причинивший неисчислимое количество бед, — то после [[Arda/Чёрная книга Арды|тенденциозной]] [[деконструкция|деконструкции]] этого образа непременно окажется, что Мелькор — тонко чувствующая личность, творец, художник, а когда идёт по лесу — внимательно смотрит под ноги, чтобы случайно не задавить муравья.
'''«Мелькор был хорошим»''' — радикальное направление в [[жанр]]е [[фанфик]]шена. Отличается от классических произведений жанра примерно так же, как фраза «всё было совсем не так» отличается от фразы «всё было с точностью до наоборот». Если в христианской мифологии [[Сатана]] — воплощение зла, губитель и соблазнитель человечества, то в радикальной перетрактовке он окажется [[Прометей|Прометеем]], Духом Света и [[Утренняя Звезда|Утренней Звездой]], а [[Злой Яхве|Яхве]] — злодеем-демиургом, заключившим свободный дух в оковы материального. Если у Толкина Мелькор — чёрный враг мира, причинивший неисчислимое количество бед, — то после [[Arda/Чёрная книга Арды|тенденциозной]] [[деконструкция|деконструкции]] этого образа непременно окажется, что Мелькор — тонко чувствующая личность, творец, художник, а когда идёт по лесу — внимательно смотрит под ноги, чтобы случайно не задавить муравья.


Понятно, что такая перемена знака эффективна только в отношении жёстко идеологизированных или табуированных сюжетов. Вряд ли кому-то (кроме аргентинских патриотов) будет интересна версия фолклендской войны, в которой Тэтчер с демоническим смехом посылает британских солдат на смерть, а потом устраивает оргию на их телах. Но стоит поменять Аргентину на Третий Рейх, а Тэтчер на Черчилля — и это произведение сразу будет обречено на успех, подогреваемый проклятиями наиболее консервативной части общества — именно из-за предельной идеологизированности этой темы.
Понятно, что такая перемена знака эффективна только в отношении жёстко идеологизированных или табуированных сюжетов. Вряд ли кому-то (кроме аргентинских патриотов) будет интересна версия фолклендской войны, в которой Тэтчер с демоническим смехом посылает британских солдат на смерть, а потом устраивает оргию на их телах. Но стоит поменять Аргентину на Третий Рейх, а Тэтчер на Черчилля — и это произведение сразу будет обречено на успех, подогреваемый проклятиями наиболее консервативной части общества — именно из-за предельной идеологизированности этой темы.
Также значительную роль в успехе произведения про «хорошего Мелькора» может сыграть [[изменившаяся мораль]]. Сама идея беспрекословного подчинения старшим только потому, что они старшие, например, для современного человека дика, особенно если эти старшие меры не знают в наказаниях за непослушание. Наверняка встретит отторжение и идея о том, что кому-то [[самосбывающееся пророчество|предопределено было стать злодеем]] еще тогда, когда тот ничего дурного не совершил, и к нему заранее начали относиться как к источнику зла, отвергая и критикуя даже здравые предложения.
Отчасти надтроп — [[героизм в адаптации]] (правда, мелькоры «хорошеют» порой не только в адаптациях, но и просто в представлении отдельных фанатов). Троп с прикрученным фитильком — [[Драко в кожаных штанах]], когда злодеяния персонажа не отрицают, но [[Вам хорошо осуждать!|оправдывают]] или не замечают. Противотроп — [[Рон — пожиратель смерти]], когда фэны и авторы адаптаций ненавидят персонажа, задуманного как положительный.


== Примеры ==
== Примеры ==
{{Video|la5ezYUsMms|Помнишь, брат, как давили эльфийскую мразь?|width=250}}


=== Архетипы ===
=== Архетипы ===
Строка 11: Строка 16:
* [[Утренняя Звезда]].
* [[Утренняя Звезда]].


=== Комплексные франшизы ===
=== Мифология ===
* «Потерявшийся Воин» про [[Троецарствие]] — внезапно Цао Цао предстаёт положительным персонажем.
* [[Прометей]]. Сейчас трудно представить, но поначалу отношение к нему у греков было не лучше чем у Локи у скандинавов. А потом пришёл Эсхил и заявил, что Прометей не [[Бесцельные террористы|просто так бунтовал]], а [[Благонамеренный экстремист|хотел помочь людям]].
** Не так уж внезапно — в современных фильмах и сериалах он скорей [[антизлодей]].
** Собственно, и Локи. И отбеливают его, и кожаными штанами наделяют. И заявляют, что [[участь хуже смерти]] он никак не заслужил, а если в Рагнарёк и взбунтуется против Отца Богов, то после такого обращения это и понять можно. Впрочем, чаще просто делают из него обаятельного [[трикстер]]а.
* «[[Star Wars|Звёздные войны]]». Различного рода рассуждения в блогах и статьях о том, настолько ли плохие [[Star Wars/Sith|ситхи]] и настолько ли хорошие [[Star Wars/Jedi|джедаи]]. Явление породило троп [[Болеть за Империю]]. Подробности - в соответствующей статье.
*** [[Зигзаг]]: отношение к Локи сильно ухудшалось со временем. Изначальные его версии куда добрее (по скандинавским меркам).
** Изначально Галактическая Империя была просто антагонистом героев. Однако постепенно вселенная Звёздных войн начала обрастать информацией, которая уже не позволяла назвать Империю однозначной [[Империя зла|Империей зла]]. Масла в огонь подбавили приквелы, изобразившие предшественника Империи - Галактическую Республику - коррумпированным государством. Книги о событиях после битвы при Эндоре также рисуют [[Революция не по-детски|отнюдь не всеобщее благоденствие]]. [[Перезапуск серии]] Диснеем изобразил Империю [[А я сказал негодяй!|намного хуже]], чем в предыдущем каноне, но и Новая Республика превратилась в [[Танцы на граблях|подобие старой]]. Всё это породило среди части фанатов мнение, что [[Экстремист был прав|Палпатин был прав]], а положительные герои обрекли Галактику на [[Ай, молодца!|кровавую бойню]]. Впрочем, другая часть фанатов убеждена, что методы Палпатина по [[Идти по трупам|достижению]] и [[Тоталитарный миротворец|удержанию]] власти не могут его оправдать. Споры об этом - до сих пор немалая часть обсуждений фанатов Звёздных войн.
* Доктор Фауст. До Гёте это был однозначно отрицательный чернокнижник, продавший душу дьяволу. После Гёте — трагический непонятый герой-любовник. Да и Мефистофель стал «силой, что вечно хочет зла, но совершает благо».
** [[С прикрученным фитильком]] — вполне канонные произведения об Империи и имперцах вроде «Трилогии Трауна».
 
** Также суждения в пользу Империи и императора нередко строятся на указании недостатков Старой Республики, очень мерзкой и разваливающейся. Есть мнение, что это разброд и шатание организовали ситхи... Вот только весьма сомнительно, что всего ДВА существа, какими бы они ни были могущественными в Силе, [[А остальные куда смотрели?|сумели сами коррумпировать государство, размером с Галактику]], ещё и защищаемое тысячами джедаев.
=== [[Театр]] ===
* «Легенда о принце» рок-опера по мотивам предыстории «[[Vorkosigan Saga|Саги о Форкосиганах]]». Вы думали, что принц Серг был просто злобным отморозком? Нет, не просто. Когда наметились реальные перспективы встретить [[ГЭС]], он [[Искупление равносильно смерти|осознал свою неправоту]] и предстал перед слушателями как трагический герой.
* Мюзикл Стивена Шварца «Злая». Рассказывает об [[Судьба-индейка|ужасной, тяжёлой, полной лишений и подвигов]] судьбе девушки по имени Эльфаба, ставшей известной как Злая Ведьма Запада (аналог для русскоязычного читателя Бастинда). Главная героиня — откровенная жертва, а положительные персонажи — довольно-таки скользкие типы. Там же — сестра главной героини, Нессароза (Гингема).


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
[[Файл:1426326007 899344047.jpg|thumb|right|Саурон был хорошим!]]
* Собственно [[тропнеймер]] — криптолитературоведческий [[антифанфик]] «[[Arda/Чёрная книга Арды|Чёрная книга Арды]]» Натальи Васильевой и Натальи Некрасовой (последняя от принципов «Чёрной книги» впоследствии отреклась).
* Собственно [[тропнеймер]] — криптолитературоведческий [[антифанфик]] «[[Arda/Чёрная книга Арды|Чёрная книга Арды]]» Натальи Васильевой и Натальи Некрасовой (последняя от принципов «Чёрной книги» впоследствии отреклась).
** Десятки прочих [[апокриф]]ов по мотивам Толкиена — от общеизвестного «[[Arda/Последний кольценосец|Последнего кольценосца]]» Еськова до мелочи, за пределы толкиенистской тусовки не выходившей.
** Десятки прочих [[апокриф]]ов по мотивам Толкиена — от общеизвестного «[[Arda/Последний кольценосец|Последнего кольценосца]]» Еськова до мелочи, за пределы толкиенистской тусовки не выходившей. Конкретно у Еськова с фитильком: хорошими (вернее, нормальными, не хуже людей Запада) были жители Мордора и востока, которых эльфийская пропаганда в виде «Красной книги» выставила зубастыми чудищами и слугами тьмы. Мелькор тут вообще не упоминается (видимо, вымышленный), а [[Похожие семейные имена|Саурон VIII]] — обычный человек, стопицотый по счёту король Мордора. Впрочем, это уже больше деконструкция, чем отбеливание.
*** К слову, в «Детях Хурина» Моргот примерно так и бахвалит себя, так что как ЧКА и ПК пытаются выдать за «настоящую историю» в противовес «написанной победителями», так же их самих можно счесть творением профессоров Выбегалл в будущем Средиземья. Например, тот же «Последний кольценосец» прекрасно подходит в качестве национально-сепаратистического памфлета для жителей Нурна, обеляющий и выставляющий уже мифический Мордор просветленным человеческим государством, а Гондор — агрессивным завоевателем — и очерняющий так обожаемого в гондорском фолклоре короля-реставратора и его союзников.
** Интересны ''внутримировые'' примеры в «[[Кольцо Тьмы|Кольце Тьмы]]» и «[[По ту сторону рассвета]]». Ни сам Перумов, ни его герои не романтизируют тех, кто дрался за Саурона, а вот орки, истерлинги и харадримы считают их славными предками, показавшими Западу кузькину мать. У Чигиринской же ЧКА существует прямо в мире произведения, и в написанное там свято верят вполне реальные рыцари Аст-Ахэ — но при этом на самом деле Мелькор такая же сволочь, как у Толкина, только с [[Злодей с хорошей репутацией|хорошей пропагандой]].
** Зигзагом сыграно в одном из наиболее знаменитых фанфиков по Толкину [[После Пламени]], посвящённом дружбе Мелькора и Феанора: Мелькор действительно [[Рыбки плавали|БЫЛ хорошим]], и через сюжет немаленького фанфика красной линией проходит его моральное падение.
** Ряд произведений Иара Эльтерруса: в первую очередь — «Серые пустоши жизни», из серии «Девятимечье» (содержащий прямой [[оммаж]] ЧКА), во вторую — цикл «Отзвуки серебряного ветра». Мудрый и добрый (впрочем, у Эльтерруса эти понятия [[Я хороший, мне всё можно|довольно условны]]) основатель и глава Ордена Аарн, командор Илар ран Дар был учеником Мелькора и именно благодаря общению с ним смог создать прекрасное утопическое государство аарн {{spoiler|с лесбиянками и преферансом}}.
** Ряд произведений Иара Эльтерруса: в первую очередь — «Серые пустоши жизни», из серии «Девятимечье» (содержащий прямой [[оммаж]] ЧКА), во вторую — цикл «Отзвуки серебряного ветра». Мудрый и добрый (впрочем, у Эльтерруса эти понятия [[Я хороший, мне всё можно|довольно условны]]) основатель и глава Ордена Аарн, командор Илар ран Дар был учеником Мелькора и именно благодаря общению с ним смог создать прекрасное утопическое государство аарн {{spoiler|с лесбиянками и преферансом}}.
* {{q|pre=1|За что, за что Горыныча убили?
Ведь он же был ни в чем не виноват!
Былины беспардонно очернили
его подкласс, семейство и отряд.
Что воплей о пощаде он не слушал -
тому виной суровая среда,
а что девиц на круг полтыщи скушал -
нам всем нужна белковая еда.
В евойном детстве было много драмы:
он трудно вылуплялся из яйца.
Он не видал своих отца и мамы -
кровавый меч лишил его отца.
Дышал огнем - так только от обиды.
Брал дань - во имя права на жилье.
Полцарства этапировав к Аиду,
он выражал лишь мнение свое.
Пришел интолерантный мужичина
в вонючей куртке из облезлых шкур -
и обеспечил раннюю кончину
реликту многоцветия культур.
А он в душе был белый и пушистый,
хотя и не весьма хорош на вид...
Дрожите, гады, сволочи, нацисты!
Я обличу ваш подлый змеецид.|Александр Немировский<ref>Возможная аллюзия на спор ниэннистов с ортодоксами</ref>.}}
* Хорхе Луис Борхес, «Три версии предательства Иуды» — по версии автора, поступок Иуды был духовным подвигом и проявлением величайшего аскетизма: подобно тому как другие отказываются от земных благ, Иуда добровольно отказался от Царствия Небесного и сошёл в Ад. «Бог стал человеком полностью, но стал человеком вплоть до его низости, человеком вплоть до мерзости и бездны. Чтобы спасти нас, он мог избрать любую судьбу из тех, что плетут сложную сеть истории: он мог стать Александром, или Пифагором, или Рюриком, или Иисусом; он избрал самую презренную судьбу: он стал Иудой».
* «Потерявшийся Воин» про [[Троецарствие]] — внезапно Цао Цао предстаёт положительным персонажем.
** Не так уж внезапно — в современных фильмах и сериалах он скорей [[антизлодей]].
* «Каин» Байрона, а также многочисленные последующие литературные апокрифы по [[Библия|библейским]] мотивам (преимущественно разнообразные «Евангелия от Иуды/Кайафы/Пилата/третьего легионера в пятом ряду»). [[Педаль в пол]] — «Три версии предательства Иуды» Борхеса.
* «Каин» Байрона, а также многочисленные последующие литературные апокрифы по [[Библия|библейским]] мотивам (преимущественно разнообразные «Евангелия от Иуды/Кайафы/Пилата/третьего легионера в пятом ряду»). [[Педаль в пол]] — «Три версии предательства Иуды» Борхеса.
* «Ржавое золото» [[Джордж Локхард|Дж. Локхарда]] — переворот вверх ногами цикла [[Dragonlance]]. Светлые боги оказываются жуткими кровавыми монстрами, а цветные драконы — несчастными жертвами.
* Леонид Андреев «Иуда Искариот».
* Алексей Пехов, «Под знаком Мантикоры» — разрыв шаблонов на ровном месте. Получилось.
* Василий Королив-Старый, «Нечистая сила» — весь сборник построен на том, что традиционные фольклорные злые сущности ([[Педаль в пол|вплоть до чертей]]) на самом деле добрые, просто люди либо боятся их в силу чистой ксенофобии, либо сваливают на них свои же преступления. Иногда они действительно могут что-нибудь натворить, но исключительно в силу [[Недопонимание|недопонимания]]. [[Слово Божие|По словам автора]], сделано это было, чтобы избавить детей от страхов, внушаемых традиционными сказками (хотя автору правки в детстве «Оборотень Хреб» показался куда как страшнее традиционных сказок).
* Александр Бушков, «Д’Артаньян — гвардеец кардинала». Плохие тут королевские мушкетёры и Анна Австрийская, а кардинал Ришелье и его гвардейцы — вполне положительные персонажи. Ах да, роли миледи Винтер и Констанции тоже поменялись местами.
* Александр Бушков, «Д’Артаньян — гвардеец кардинала». Плохие тут королевские мушкетёры и Анна Австрийская, а кардинал Ришелье и его гвардейцы — вполне положительные персонажи. Ах да, роли миледи Винтер и Констанции тоже поменялись местами.
* [[Джордж Локхард]], «Ржавое золото» — переворот вверх ногами цикла [[Dragonlance]]. Светлые боги оказываются жуткими кровавыми монстрами, а цветные драконы — несчастными жертвами.
* [[Алексей Пехов]], «Под знаком Мантикоры» — разрыв шаблонов на ровном месте. Получилось.
* Василий Королив-Старый, «Нечистая сила» — весь сборник построен на том, что традиционные фольклорные злые сущности ([[Педаль в пол|вплоть до чертей]]) на самом деле добрые, просто люди либо боятся их в силу чистой ксенофобии, либо сваливают на них свои же преступления. Иногда они действительно могут что-нибудь натворить, но исключительно в силу [[Недопонимание|недопонимания]]. [[Слово Божие|По словам автора]], сделано это было, чтобы избавить детей от страхов, внушаемых традиционными сказками (хотя в детстве «Оборотень Хреб» может показаться куда как страшнее традиционных сказок).
* Миро Гавран, «Юдифь» — согласно этой интерпретации знаменитой [[Библия|библейской легенды]], [[Народный герой|Юдифь]], посланная убить ассирийского полководца [[Культурный крутой|Олоферна]], на самом деле влюбилась в него, как и он в неё, и, [[Убить того, кого любишь|выполнив]] приговор иудейских старейшин, она тосковала потом всю свою долгую жизнь. Кстати, и [[Обоснуй|обоснуи]] имеются, так что не всё так просто…
* Миро Гавран, «Юдифь» — согласно этой интерпретации знаменитой [[Библия|библейской легенды]], [[Народный герой|Юдифь]], посланная убить ассирийского полководца [[Культурный крутой|Олоферна]], на самом деле влюбилась в него, как и он в неё, и, [[Убить того, кого любишь|выполнив]] приговор иудейских старейшин, она тосковала потом всю свою долгую жизнь. Кстати, и [[Обоснуй|обоснуи]] имеются, так что не всё так просто…
* Якоб Голосовкер, «Сказания о титанах» — в чистом виде аналог ЧКА для древнегреческой мифологии: показано, какими могучими, гордыми, прекрасными и счастливыми были древние титаны, как они жили по своей [[Честь прежде разума|титановой правде]], пока их обманом не вытеснили [[Боги — сволочи|жадные и завистливые боги]]. При этом, если часть титанов и их потомков и деградировали, превращаясь в страшных чудовищ, то, по данной версии, их тоже до такого состояния довели исключительно преследования богов. Так же, к титанам причислены и некоторые полубоги и смертные герои: Геракл, Персей, Идас, Диоскуры, Пирифой, Асклепий.
* Якоб Голосовкер, «Сказания о титанах» — в чистом виде аналог ЧКА для [[Справочник автора/Греко-римская мифология|древнегреческой мифологии]]: показано, какими могучими, гордыми, прекрасными и счастливыми были древние титаны, как они жили по своей [[Честь прежде разума|титановой правде]], пока их обманом не вытеснили [[Боги — сволочи|жадные и завистливые боги]]. При этом, если часть титанов и их потомков и деградировали, превращаясь в страшных чудовищ, то, по данной версии, их тоже до такого состояния довели исключительно преследования богов. Так же, к титанам причислены и некоторые полубоги и смертные герои: Геракл, Персей, Идас, Диоскуры, Пирифой, Асклепий.
** Что недалеко от истины. По древнегреческим мифам по женской линии всё человечество потомки титанов, конкретно Эпиметея (брата Прометея) и его жены Пандоры.
** Что недалеко от истины. По древнегреческим мифам по женской линии всё человечество потомки титанов, конкретно Эпиметея (брата Прометея) и его жены Пандоры.
*** Вроде бы человечество происходит как раз от Прометея через его сына Девкалиона и его жену Пирру. Правда, своё потомство они зачинали непорочно.
** Да и боги древнегреческие, по большому счёту, те ещё фрукты были.
** Да и боги древнегреческие, по большому счёту, те ещё фрукты были.
* Рейвен Кальдера, «Книга йотунов» — аналогичная предыдущей версия по скандинавской мифологии.
* Рейвен Кальдера, «Книга йотунов» — аналогичная предыдущей версия по скандинавской мифологии.
* Андрей Жвалевский, Игорь Мытько, «[[Порри Гаттер]]» — еще в 2003 г. авторы реализовали концепцию «злого Дамблдора». Местный директор магической школы Бубльгум мало того что истинный злодей, стоявший за всеми происшествиями в семестре, так еще и никакой не маг, и, более того, именно он толкнул Мордевольта на путь Того-кого-нельзя-называть.
* [[Юбер Аллес]] — здесь хорошим был нацизм, а вел его не туда Гитлер.
* Федор Кнорре, «[[Капитан Крокус]]» — внутримировой пример. В рамках воспитания детей в духе нового порядка Инструктор объясняет им, что в сказках всё вывернуто наизнанку, а Баба Яга и Змей Горыныч — положительные герои, сильные правители, карающие бунтовщиков.


==== Сетевая литература ====
==== [[Фанфик]]и ====
* «Луна над Бездной» Ильи Гутмана по отношению к более раннему произведению того же автора «Наследник Звёзд» — [[Ктулху|Авузл]] был хорошим. В «Наследнике» Авузл сделал поворот [[налево кругом]] и вместе с другим богом Хаоса убил их брата — хорошего бога Сканду, после чего высшие боги прокляли его и его народ, превратив в [[ктулхуманоиды|морских чудовищ]]. В «Луне» выясняется, что это была точка зрения новых светлых богов. На самом деле поворот налево совершил Сканда, перед смертью прокляв Авузла. Авузл остался единственным богом в мире, ответственным за него, и чтобы спасти тонущую [[Атлантида|Эквитанию]] от проклятия брата, обратился к Бездне, умоляя её превратить свой народ в амфибий.
{{Video|BCdRK58bGFM|Размышления о прчинах явления|width=250}}
:: См. также: [[Драко в кожаных штанах]] и [[Рон — пожиратель смерти]]


==== [[Фанфик]]и ====
* Фанфики-апокрифы всяких-разных фэндомов. Давно было сказано «Дайте русскому мальчику карту звёздного неба, и он вернёт вам её исправленной». Так что любое произведение с более-менее выраженной [[Чёрно-белая мораль|чёрно-белой моралью]], имеющее мало-мальски крупный российский фэндом, обречено на появление [[антифанфик|своей реализации тропа]] «Мелькор был хорошим». [[Harry Potter|Истории про благородного Тома Реддла и коварного Дамблдора]] (в Поттер-фэндоме есть специальное жанровое определение для последнего: «Дамбигад»), [[Star Wars|истории про коварных джедаев, прогнившую Республику и Новый Порядок Палпатина]], [[Мир Полудня|истории про полуфашистскую диктатуру КОМКОНа-2]], далее везде.
* Фанфики-апокрифы всяких-разных фэндомов. Давно было сказано «Дайте русскому мальчику карту звёздного неба, и он вернёт вам её исправленной». Так что любое произведение с более-менее выраженной [[Чёрно-белая мораль|чёрно-белой моралью]], имеющее мало-мальски крупный российский фэндом, обречено на появление [[антифанфик|своей реализации тропа]] «Мелькор был хорошим». [[Harry Potter|Истории про благородного Тома Реддла и коварного Дамблдора]] (в Поттер-фэндоме есть специальное жанровое определение для последнего: «Дамбигад»), [[Star Wars|истории про коварных джедаев, прогнившую Республику и Новый Порядок Палпатина]], [[Мир Полудня|истории про полуфашистскую диктатуру КОМКОНа-2]], далее везде.
** Не только российские фэндомы этим грешат. Заметный процент фанатов [[Transformers|Трансформеров]] считает автоботов плохими, а десептиконов хорошими.
** Не только российские фэндомы этим грешат. Заметный процент фанатов [[Transformers|Трансформеров]] считает автоботов плохими, а десептиконов хорошими.
** Дамбигадство — это не только российские фанфики, но и прорва переводных.
** Дамбигадство — это не только российские фанфики, но и прорва переводных.
 
*** Тут еще сказывается моральный вопрос: если старый дедушка фактически с рождения ведет ребенка к самоубийству, это хорошо или плохо? Да, это самоубийство необходимо для борьбы со злом и (возможно) оно не будет окончательным, но может ли средний читатель назвать такого дедушку хорошим? Когда осознает, что и как он делал? Поэтому Дамбигадство делят на два подвида: собственно Дамбигад, где у хитрого дедушки есть свои шкурные планы, и «Хитрый план Дамблдора» — где у него есть серьезное оправдание: да, ребенка до самопожертвования довел, но [[так было надо]], иначе всем пришла бы хана.
=== [[Театр]] ===
**** Именно из-за «хитрого плана» Гарри и выжил — Дамблдор сознательно манипулировал им, чтоб тот получил шанс спастись. Иначе Альбус мог бы просто не защищать Гарри в ГПиОФ — но тогда шансов вернуться тот бы не получил. А Дамблдор заботился о Гарри больше, чем о многих других людях (что само по себе с его стороны выглядит не очень. но он себя символом добра и не считал — фанаты постарались).
* «Легенда о принце» — рок-опера по мотивам предыстории «[[Vorkosigan Saga|Саги о Форкосиганах]]». Вы думали, что принц Серг был просто злобным отморозком? Нет, не просто. Когда наметились реальные перспективы встретить [[ГЭС]], он [[Искупление равносильно смерти|осознал свою неправоту]] и предстал перед слушателями как трагический герой.
** А в одном фанфике по ГП — троп игрался {{spoiler|буквально}}.
* Мюзикл Стивена Шварца «Злая». Рассказывает об [[Судьба-индейка|ужасной, тяжёлой, полной лишений и подвигов]] судьбе девушки по имени Эльфаба, ставшей известной как Злая Ведьма Запада (аналог для русскоязычного читателя — Бастинда). Главная героиня — откровенная жертва, а положительные — довольно-таки скользкие типы.
** Если смотреть на ДДГ исходя из конца истории (которая нынче уже не канон), то прогнившая Республика однозначно проиграла бы при нашествии Юужань-Вонгов, и это был бы конец цивилизации. Так что Палпатин и Империя, которые создали могучую армию (правда, для других целей), спасли ДДГ. Без захвата власти сенат бы еще 100 лет перетягивал одеяло и флот для отражения агрессии не был бы построен. Короче, [[не было бы счастья...]]
* Собственно такой жанр (если в фантастике и фентези) называется «фантастический ревизионизм».


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* В целом эволюция образа вампиров. От чудовищ в «Носферату» и «Дракуле» до трагических декадентов в «Интервью с вампиром» и просто красавчиков в «Сумерках». Добивающий удар — трэш-лавбургер «Академия вампиров».
* «[[Star Wars|Звёздные войны]]». Различного рода рассуждения в блогах и статьях о том, настолько ли плохие [[Star Wars/Sith|ситхи]] и настолько ли хорошие [[Star Wars/Jedi|джедаи]]. Явление породило троп [[Болеть за Империю]]. Подробности — в соответствующей статье.
** Изначально Галактическая Империя была просто антагонистом героев. Однако постепенно вселенная Звёздных войн начала [[Отрастить бороду|обрастать информацией]], которая уже не позволяла назвать Империю однозначной [[Империя зла|Империей зла]]. Масла в огонь подбавили приквелы, изобразившие предшественника Империи — Галактическую Республику — коррумпированным государством. Книги о событиях после битвы при Эндоре также рисуют [[Революция не по-детски|отнюдь не всеобщее благоденствие]]. [[Перезапуск серии]] Диснеем изобразил Империю [[А я сказал — негодяй!|намного хуже]], чем в предыдущем каноне, но и Новая Республика превратилась в [[Танцы на граблях|подобие старой]]. Всё это породило среди части фанатов мнение, что [[Экстремист был прав|Палпатин был прав]], а положительные герои обрекли Галактику на [[Ай, молодца!|кровавую бойню]]. Впрочем, другая часть фанатов убеждена, что методы Палпатина по [[Идти по трупам|достижению]] и [[Тоталитарный миротворец|удержанию]] власти не могут его оправдать. Споры об этом — до сих пор немалая часть обсуждений фанатов Звёздных войн.
** [[С прикрученным фитильком]] — староканоничные произведения об Империи и имперцах вроде «Трилогии Трауна».
*** Дилогия того же Зана «Рука Трауна» давит педаль в гиперпространство, демонстрируя, что Новая Республика унаследовала абсолютно все недостатки старой, кроме наследственности канцлерского поста (впрочем, до династии из шести подряд Валорумов НР просто не дожила).
** Также суждения в пользу Империи и императора нередко строятся на указании недостатков Республики, очень мерзкой и разваливающейся. Не могли же два ситха, какими бы талантливыми интриганами они ни были, перенести все эти проблемы в государство галактического масштаба.
*** Многие полагают, что ситхами быть им при этом вообще не требовалось. Строго говоря, весь катастрофический бардак Старой Республики был организован безо всякой помощи Палпатина — будущий Император просто воспользовался тысячелетним заметанием проблем под ковёр.
* Не совсем подходящий пример, но всё же. Нечто похожее можно увидеть в отечественной экранизации уэллсовского «Человека-невидимки» (1984). Здесь Гриффин (собственно невидимка) — несчастный учёный-мечтатель, а Кемп — [[Торгаш — это плохо|расчётливый делец]], желающий сделать из невидимки [[Подсадной главгад|подставного главгада]].
* Не совсем подходящий пример, но всё же. Нечто похожее можно увидеть в отечественной экранизации уэллсовского «Человека-невидимки» (1984). Здесь Гриффин (собственно невидимка) — несчастный учёный-мечтатель, а Кемп — [[Торгаш — это плохо|расчётливый делец]], желающий сделать из невидимки [[Подсадной главгад|подставного главгада]].
* «[[Maleficent|Малефисента]]». Собственно, Малефисента, злодейка из мультфильма «Спящая красавица», оказывается вовсе не злодейкой, а несчастной жертвой обстоятельств и положительной героиней.
* «Батори». Графиня Батори, обвиняемая в серийных убийствах, будучи слишком влиятельной протестанткой, была оклеветана католиками.
* Фильм «Батори». Графиня Батори, обвиняемая в серийных убийствах, будучи слишком влиятельной протестанткой, была оклеветана католиками.
** В пользу данной версии говорит тот факт, что предполагаемых соучастников графини Батори жестоко пытали, а после получения признаний очень быстро казнили.
** В пользу данной версии говорит тот факт, что предполагаемых соучастников графини Батори жестоко пытали, а после получения признаний очень быстро казнили.
* Рассуждения относительно отечественной кинодилогии «[[Москва — Кассиопея]]» и «Отроки во Вселенной». Они сводятся к следующему: ИОО и его сообщники, изображающие людей с оккупированной роботами планеты, втираются в доверие к землянам. Далее они руками земных подростков уничтожают мирную и безобидную цивилизацию машин, к которым «последние люди» не имеют никакого отношения.
* Рассуждения относительно отечественной кинодилогии «[[Москва — Кассиопея]]» и «Отроки во Вселенной». Они сводятся к следующему: ИОО и его сообщники, изображающие людей с оккупированной роботами планеты, втираются в доверие к землянам. Далее они руками земных подростков уничтожают мирную и безобидную цивилизацию машин, к которым «последние люди» не имеют никакого отношения.
Строка 56: Строка 104:
{{Video|yjn70nFBH7s|Кто на самом деле Джокер?}}
{{Video|yjn70nFBH7s|Кто на самом деле Джокер?}}
* «[[The Dark Knight|Тёмный рыцарь]]». Размышления о том, что Джокер не [[злодей]], а хитрый [[вигилант]], играющий психа-маньяка. И согласно его плану творя «малое зло» он делает жизнь в Готэме безопаснее.
* «[[The Dark Knight|Тёмный рыцарь]]». Размышления о том, что Джокер не [[злодей]], а хитрый [[вигилант]], играющий психа-маньяка. И согласно его плану творя «малое зло» он делает жизнь в Готэме безопаснее.
* «Заложники» (Россия, 2017): ну разве ж террористы, ИРЛ захватившие самолёт и убившие людей, в чём-то виноваты? Это ведь всё происходило [[Гулаги и рабы|в СССР]], а грузинские ребята [[Конъюнктурный пересмотр|просто хотели СВОБОДЫ]]! А то, что они вполне ездили за рубеж по турвизам и могли, если уж так хотелось, свалить тихо и мирно, так то не важно.
** Это было на уровне фанфиков... до появления фильма «Джокер», в котором этот мелькор выставлен пусть не чисто хорошим, но по крайней мере [[Бедный злодей!|таким бедняжкой]], что его и понять можно.
* «Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства» (2004). Оказывается, [[Баба-Яга]] и [[Кощей Бессмертный|Кащей]] не всегда были злодеями и вредителями — когда-то они любили друг друга, были молоды и красивы, но злые боги Велес, Перун и Семаргл прокляли их страшным проклятием за это.
* Фанатское [[СПГС]] по фильмам Линча «[[Шоссе в никуда]]» ([https://archygoncharov.livejournal.com/28777.html ссылка]) и «[[Малхолланд Драйв]]» ([https://archygoncharov.livejournal.com/44095.html ссылка]). Изначально фильмы оставляют [[Буревестник фанатского сообщества|достаточный простор]] для рассуждений, кто здесь [[Драко в кожаных штанах|Драко]], а кто [[Рон — пожиратель смерти|Рон]]. Фред Мэдисон и Дайана Сэлвин — [[Воинствующая бездарность|бездари и неудачники]], у которых [[Полшестого|даже в половой сфере не ладилось]] и которые из ревности и зависти убили своих возлюбленных, а Рене и Камилла, хоть и [[Супружеская измена|не хранили им верность]], всё равно по-своему любили и жалели их (отказываясь понимать, что такая жалость ещё больше унижает)? Или наоборот, Фред и Дайана — [[Хороший парень|хорошие ребята]] (пусть и несчастные), а Рене и Камилла — женщины невысоких моральных качеств, которые открыто пользовались любящими их людьми и презирали их, [[Жертва — козёл|за что и поплатились]]? Или, возможно, [[Все оттенки серого|хороших здесь вообще нет]]? Исследователь предлагает оригинальную теорию: вы всё поняли не так, на самом деле и между Фредом и Рене, и [[Фемслэш|между Дайаной и Камиллой]] взаимная и искренняя любовь, а потусторонние сущности (Таинственный Человек и Ковбой) помогают им избежать трагедии и наказать истинных виновников.
* Целый ряд антисказок-деконструкций, снятых в 2010-е, когда это стало очень модно:
** «[[Страна Оз|Оз: Великий и ужасный]]» — оказывается, злая ведьма Запада [[А он вовсе не такой!|была доброй]], а злой стала после того, как её обманул [[Козёл с золотым сердцем|не злой, но эгоистичный и хитрый]] Оз, и она от обиды сошла с ума. [[Бедный злодей!|Бедная злодейка!]]
*** Кстати, фильм отчасти вдохновлён бродвейским [[мюзикл]]ом Wicked, где тема непонятых сестёр-ведьм раскрыта лучше.
** «[[Maleficent|Малефисента]]». Собственно, Малефисента, злодейка из мультфильма «Спящая красавица», оказывается вовсе не злодейкой, а несчастной жертвой обстоятельств и положительной героиней.
** «[[Дракула]] неизвестный» (2014): фильм, в котором Влад Дракула — в доску положительный средневековый супергерой. При этом — нет, это не исторический фильм о Цепеше, это всё тот же вампир, что у Стокера (фильм даже снимался как «пилот» новой киновселенной монстров Universal). Просто бедного упыряша никто не понял, а он хотел как лучше.
* Цикл «[[Последний богатырь]]»: [[Кощей Бессмертный]] — [[кающийся грешник]], [[Баба-Яга]] (хотя её мировоззрение никогда не было однозначным ни в фольклоре, ни в адаптациях) и [[Змей Горыныч]] — изначально положительные персонажи. Одним из главных злодеев в первом фильме выступает [[Три богатыря|Добрыня Никитич]]. Белогор/Роголеб, созвучный со Святогором, был положительным персонажем, пока его не прибил Кощей, а потом [[поворот налево|пропитался тьмой]] и стал прорастать.
* «[[Майор Гром: Чумной Доктор]]»: в [[комикс]]ах многие читатели болели за злодея Чумного доктора и были разочарованы, что он оказался {{spoiler|не народным мстителем, а косившим под него расчётливым маньяком}}. В итоге это просочилось в канон, и в фильме Чумной доктор действительно «народный мститель». А в [[фанон]]е на него уже давно [[Драко в кожаных штанах|натянули кожаные штаны]].


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* «Люцифер» — собственной персоной. Антигерой и [[трикстер]], но несомненно положительный персонаж. Вольная (очень вольная!) экранизация комикса, см. ниже.
* [[Lucifer|«Люцифер»]] — собственной персоной. Антигерой и [[трикстер]], но несомненно положительный персонаж. Вольная (очень вольная!) экранизация комикса, см. ниже.
* «Красный карлик»: Иуда — брат-близнец Иисуса, принявший вместо него смерть на кресте!? Отчасти внутримировой пример — правду персонажи так и не узнали.
* «Красный карлик»: Иуда — брат-близнец Иисуса, принявший вместо него смерть на кресте!? Отчасти внутримировой пример — правду персонажи так и не узнали.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* «Очень Синяя Борода» — «Прости, любимая… так получилось».
* «[[Очень синяя борода]]» — «Прости, любимая… так получилось».
* «Барток» — Баба-Яга — добрая и героическая женщина, ну с внешностью просто не повезло, а злодейка тут — Людмила ([[Скурвился|да, та самая из Пушкина]]).
** Ну тут нет. Все смерти, кроме, разумеется, своей, он подстроил.
* «Барток» — Баба-Яга — добрая и героическая женщина, ну с внешностью просто не повезло, а злодейка тут — Людмила.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* «[[Star Trek|Звёздный путь: Анимационный сериал]]» — злодеями оказываются средневековые люди, а не изгнанный ими Люцифер.
* «[[Star Trek|Звёздный путь: Анимационный сериал]]» — злодеями оказываются средневековые люди, а не изгнанный ими Люцифер.
* «[[South Park|Южный Парк]]» — [[шутки ради]]. Сатана — славный парень, хоть и гомосексуалист. И Стэну помог избавиться от игромании, и апокалипсис на земле не допустил, а вот Бог выглядит мерзопакостно и в рай допускает только мормонов.
* «[[South Park|Южный Парк]]» — [[шутки ради]]. Сатана — славный парень, хоть и гомосексуалист. И Стэну помог избавиться от игромании, и апокалипсис на земле не допустил, а вот Бог выглядит мерзопакостно и в рай допускает только мормонов.
** Новые серии - педаль в преисподнюю: [[Сатана]] вступил в битву с [[Чу-чу|Челмедведосвином]], героически [[ктулху с побитой мордой|погиб]] в бою, и [[педаль в пол|вознёсся на небеса за свой подвиг]].


=== [[Комиксы]] ===
=== [[Комиксы]] ===
Строка 77: Строка 136:


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[StarCraft]] II — по отношению к первой части. Зерги, их Сверхразум и [[StarCraft/Sarah Kerrigan|Королева Клинков Керриган]] сами по себе были хорошими, только они творили зло из-за влияния [[StarCraft/Amon|Падшего Зел-Нага Амуна]]. Соответственно, избавившись от влияния Амуна с помощью артефакта Зел-Нага, зерги и Королева Клинков стали реально хорошими.
* [[StarCraft]] II — по отношению к первой части. Сверхразум и [[StarCraft/Sarah Kerrigan|Королева Клинков]] творили зло из-за влияния [[StarCraft/Amon|Падшего Зел-Нага Амуна]]. Соответственно, избавившись от влияния Амуна с помощью артефакта Зел-Нага, Королева Клинков стала хорошей.
** Аларак разрушает стереотип «все талдаримы плохие».
* Фанатский мод (по масштабам сравнимый с официальными дополнениями) «Миротворец» для Operation Flashpoint: Cold War Crisis. Посвящён советскому взгляду на первые семь миссий оригинальной игры. Советские войска «вторглись» на Эверон по просьбе руководства острова после устроенной проамериканскими боевиками бойни, а в эпилоге американская авиация наносит удары по гражданским объектам на Эвероне, после чего советское командование намечает «вторжение на Малден» (на этом моменте кампания заканчивается, видимо, авторы не смогли свести каноничный результат кампании со своим видением)
*** Не так уж сильно и разрушает. Он скорее относится к тропам [[Какой ни есть, а он за нас]] и [[Зло против небытия]].
* Фанатский мод (но по масштабам сравнимый с официальными дополнениями) «Миротворец» для Operation Flashpoint: Cold War Crisis. Посвящён советскому взгляду на первые семь миссий оригинальной игры.


=== [[Визуальные романы]] ===
=== [[Визуальные романы]] ===
Строка 86: Строка 143:


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
* «Lake of Tears», песня «Raistlin and Rose» — с фитильком: не чтобы Рейстлин тут «был хорошим» (и уж тем более здесь, в отличие от «Последнего испытания», не говорится о гордыне Крисании), но упор делается на то, как тяжело магу было до момента с предательством. Сочувствие автора явно на стороне Рейстлина.
* «Lake of tears», песня «Raistlin and Rose» — с фитильком: не чтобы Рейстлин тут «был хорошим» (и уж тем более здесь, в отличие от «Последнего испытания», не говорится о гордыне Крисании), но упор делается на то, как тяжело магу было до момента с предательством. Сочувствие автора явно на стороне Рейстлина.
* А. Градский «Баба Яга». Милая и добрая старушка жаждет общения, страдает от своей незаслуженной дурной славы и тяготится одиночеством: «За что не любят бабушку Ёжку?»
* А. Градский «Баба Яга». Милая и добрая старушка жаждет общения, страдает от своей незаслуженной дурной славы и тяготится одиночеством: «За что не любят бабушку Ёжку?»
* Сотни песен «тёмного» направления ролевиков — по Арде, Звёздным Войнам и чёрт его знает чему ещё.
* Leo Grimwind - [https://www.youtube.com/watch?v=2LUNojNyGDE Melkor/Мелькор]. Да, это песня по вселенной [[Arda/Чёрная книга Арды|ЧКА]].
* А.Кальянов «Карабас Барабас» - добрый директор кукольного театра мучается от капризов и издевательств своих артистов, потому безбожно бухает.


=== Прочее ===
=== Прочее ===
* Исторический ревизионизм как явление.
[[Файл:VikingsSaves.jpg|thumb|right|]]
* Исторический ревизионизм как явление. Только не забывайте, что кто [[Вам террористы, нам партизаны|нам террорист — им партизан]].
* М. И. Веллер в своих произведениях, постоянно. В доинтернетную эпоху прокатывало на ура, позже — благодарные читатели стали замечать [[Не_знает_матчасти|некоторые несостыковки]] уже у самого Веллера.
* Без преувеличения [[Бафос|великолепная]] копипаста:
{{Q|pre=1|
Викинги самые благородные воины в мире…
Да, они показали себя еще в первом своем плавании на монастырь Линдисфарн в 793 году. Тогда викинги, с кораблей своих, увидели огромный пожар на острове и побежали спасать людей. То было их удивление, когда они застали там лишь парочку монахов, но благодаря своей стремительности, сумели спасти все сокровища и священные сосуды. Конечно, заплывать дальше на чужие земли они не стали, ибо в чужой дом не суются, поэтому они поплыли обратно на родину вместе с сокровищами и монахами, предложив им кров и работу.
После этого случая, викинги поняли свое предназначение — они стали великими спасителями и начали патрулировать все берега Англии и Франкии, дабы спасать людей и сокровища. Они помогали женщинам в деревнях выносить всю утварь и [[драгоценности]] из горящих домов, после того, как все мужчины внезапно умирали. [[Эпидемия]] это была или хворь — не важно, благородству их не было предела и они самоотверженно бросались на помощь не жалея себя. Всем «беженцам» они давали работу на своих землях, а многих отвозили в другие страны, дабы те могли начать жизнь с чистого листа.|Автора установить не удалось}}


{{Nav/Жанры}}
{{Nav/Жанры}}
{{Nav/Fans}}
{{Nav/Fans}}

Текущая версия на 15:15, 28 ноября 2023

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Perspective Flip. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Он любил детей, а также построил дороги.

«Мелькор был хорошим» — радикальное направление в жанре фанфикшена. Отличается от классических произведений жанра примерно так же, как фраза «всё было совсем не так» отличается от фразы «всё было с точностью до наоборот». Если в христианской мифологии Сатана — воплощение зла, губитель и соблазнитель человечества, то в радикальной перетрактовке он окажется Прометеем, Духом Света и Утренней Звездой, а Яхве — злодеем-демиургом, заключившим свободный дух в оковы материального. Если у Толкина Мелькор — чёрный враг мира, причинивший неисчислимое количество бед, — то после тенденциозной деконструкции этого образа непременно окажется, что Мелькор — тонко чувствующая личность, творец, художник, а когда идёт по лесу — внимательно смотрит под ноги, чтобы случайно не задавить муравья.

Понятно, что такая перемена знака эффективна только в отношении жёстко идеологизированных или табуированных сюжетов. Вряд ли кому-то (кроме аргентинских патриотов) будет интересна версия фолклендской войны, в которой Тэтчер с демоническим смехом посылает британских солдат на смерть, а потом устраивает оргию на их телах. Но стоит поменять Аргентину на Третий Рейх, а Тэтчер на Черчилля — и это произведение сразу будет обречено на успех, подогреваемый проклятиями наиболее консервативной части общества — именно из-за предельной идеологизированности этой темы.

Также значительную роль в успехе произведения про «хорошего Мелькора» может сыграть изменившаяся мораль. Сама идея беспрекословного подчинения старшим только потому, что они старшие, например, для современного человека дика, особенно если эти старшие меры не знают в наказаниях за непослушание. Наверняка встретит отторжение и идея о том, что кому-то предопределено было стать злодеем еще тогда, когда тот ничего дурного не совершил, и к нему заранее начали относиться как к источнику зла, отвергая и критикуя даже здравые предложения.

Отчасти надтроп — героизм в адаптации (правда, мелькоры «хорошеют» порой не только в адаптациях, но и просто в представлении отдельных фанатов). Троп с прикрученным фитильком — Драко в кожаных штанах, когда злодеяния персонажа не отрицают, но оправдывают или не замечают. Противотроп — Рон — пожиратель смерти, когда фэны и авторы адаптаций ненавидят персонажа, задуманного как положительный.

Примеры[править]

(link)

Помнишь, брат, как давили эльфийскую мразь?

Архетипы[править]

  • Многочисленные романы о благородных вампирах, которые кровь не пьют. Или пьют, но животных. Или человеческую, но только по взаимному согласию. А если без согласия, то потом обязательно извиняются и/или страдают.
  • Утренняя Звезда.

Мифология[править]

  • Прометей. Сейчас трудно представить, но поначалу отношение к нему у греков было не лучше чем у Локи у скандинавов. А потом пришёл Эсхил и заявил, что Прометей не просто так бунтовал, а хотел помочь людям.
    • Собственно, и Локи. И отбеливают его, и кожаными штанами наделяют. И заявляют, что участь хуже смерти он никак не заслужил, а если в Рагнарёк и взбунтуется против Отца Богов, то после такого обращения это и понять можно. Впрочем, чаще просто делают из него обаятельного трикстера.
      • Зигзаг: отношение к Локи сильно ухудшалось со временем. Изначальные его версии куда добрее (по скандинавским меркам).
  • Доктор Фауст. До Гёте это был однозначно отрицательный чернокнижник, продавший душу дьяволу. После Гёте — трагический непонятый герой-любовник. Да и Мефистофель стал «силой, что вечно хочет зла, но совершает благо».

Театр[править]

  • «Легенда о принце» — рок-опера по мотивам предыстории «Саги о Форкосиганах». Вы думали, что принц Серг был просто злобным отморозком? Нет, не просто. Когда наметились реальные перспективы встретить ГЭС, он осознал свою неправоту и предстал перед слушателями как трагический герой.
  • Мюзикл Стивена Шварца «Злая». Рассказывает об ужасной, тяжёлой, полной лишений и подвигов судьбе девушки по имени Эльфаба, ставшей известной как Злая Ведьма Запада (аналог для русскоязычного читателя — Бастинда). Главная героиня — откровенная жертва, а положительные персонажи — довольно-таки скользкие типы. Там же — сестра главной героини, Нессароза (Гингема).

Литература[править]

Саурон был хорошим!
  • Собственно тропнеймер — криптолитературоведческий антифанфик «Чёрная книга Арды» Натальи Васильевой и Натальи Некрасовой (последняя от принципов «Чёрной книги» впоследствии отреклась).
    • Десятки прочих апокрифов по мотивам Толкиена — от общеизвестного «Последнего кольценосца» Еськова до мелочи, за пределы толкиенистской тусовки не выходившей. Конкретно у Еськова с фитильком: хорошими (вернее, нормальными, не хуже людей Запада) были жители Мордора и востока, которых эльфийская пропаганда в виде «Красной книги» выставила зубастыми чудищами и слугами тьмы. Мелькор тут вообще не упоминается (видимо, вымышленный), а Саурон VIII — обычный человек, стопицотый по счёту король Мордора. Впрочем, это уже больше деконструкция, чем отбеливание.
      • К слову, в «Детях Хурина» Моргот примерно так и бахвалит себя, так что как ЧКА и ПК пытаются выдать за «настоящую историю» в противовес «написанной победителями», так же их самих можно счесть творением профессоров Выбегалл в будущем Средиземья. Например, тот же «Последний кольценосец» прекрасно подходит в качестве национально-сепаратистического памфлета для жителей Нурна, обеляющий и выставляющий уже мифический Мордор просветленным человеческим государством, а Гондор — агрессивным завоевателем — и очерняющий так обожаемого в гондорском фолклоре короля-реставратора и его союзников.
    • Интересны внутримировые примеры в «Кольце Тьмы» и «По ту сторону рассвета». Ни сам Перумов, ни его герои не романтизируют тех, кто дрался за Саурона, а вот орки, истерлинги и харадримы считают их славными предками, показавшими Западу кузькину мать. У Чигиринской же ЧКА существует прямо в мире произведения, и в написанное там свято верят вполне реальные рыцари Аст-Ахэ — но при этом на самом деле Мелькор такая же сволочь, как у Толкина, только с хорошей пропагандой.
    • Зигзагом сыграно в одном из наиболее знаменитых фанфиков по Толкину После Пламени, посвящённом дружбе Мелькора и Феанора: Мелькор действительно БЫЛ хорошим, и через сюжет немаленького фанфика красной линией проходит его моральное падение.
    • Ряд произведений Иара Эльтерруса: в первую очередь — «Серые пустоши жизни», из серии «Девятимечье» (содержащий прямой оммаж ЧКА), во вторую — цикл «Отзвуки серебряного ветра». Мудрый и добрый (впрочем, у Эльтерруса эти понятия довольно условны) основатель и глава Ордена Аарн, командор Илар ран Дар был учеником Мелькора и именно благодаря общению с ним смог создать прекрасное утопическое государство аарн с лесбиянками и преферансом.
« За что, за что Горыныча убили?

Ведь он же был ни в чем не виноват! Былины беспардонно очернили его подкласс, семейство и отряд. Что воплей о пощаде он не слушал - тому виной суровая среда, а что девиц на круг полтыщи скушал - нам всем нужна белковая еда. В евойном детстве было много драмы: он трудно вылуплялся из яйца. Он не видал своих отца и мамы - кровавый меч лишил его отца. Дышал огнем - так только от обиды. Брал дань - во имя права на жилье. Полцарства этапировав к Аиду, он выражал лишь мнение свое. Пришел интолерантный мужичина в вонючей куртке из облезлых шкур - и обеспечил раннюю кончину реликту многоцветия культур. А он в душе был белый и пушистый, хотя и не весьма хорош на вид... Дрожите, гады, сволочи, нацисты! Я обличу ваш подлый змеецид.

»
— Александр Немировский[1].
  • Хорхе Луис Борхес, «Три версии предательства Иуды» — по версии автора, поступок Иуды был духовным подвигом и проявлением величайшего аскетизма: подобно тому как другие отказываются от земных благ, Иуда добровольно отказался от Царствия Небесного и сошёл в Ад. «Бог стал человеком полностью, но стал человеком вплоть до его низости, человеком вплоть до мерзости и бездны. Чтобы спасти нас, он мог избрать любую судьбу из тех, что плетут сложную сеть истории: он мог стать Александром, или Пифагором, или Рюриком, или Иисусом; он избрал самую презренную судьбу: он стал Иудой».
  • «Потерявшийся Воин» про Троецарствие — внезапно Цао Цао предстаёт положительным персонажем.
    • Не так уж внезапно — в современных фильмах и сериалах он скорей антизлодей.
  • «Каин» Байрона, а также многочисленные последующие литературные апокрифы по библейским мотивам (преимущественно разнообразные «Евангелия от Иуды/Кайафы/Пилата/третьего легионера в пятом ряду»). Педаль в пол — «Три версии предательства Иуды» Борхеса.
  • Александр Бушков, «Д’Артаньян — гвардеец кардинала». Плохие тут королевские мушкетёры и Анна Австрийская, а кардинал Ришелье и его гвардейцы — вполне положительные персонажи. Ах да, роли миледи Винтер и Констанции тоже поменялись местами.
  • Джордж Локхард, «Ржавое золото» — переворот вверх ногами цикла Dragonlance. Светлые боги оказываются жуткими кровавыми монстрами, а цветные драконы — несчастными жертвами.
  • Алексей Пехов, «Под знаком Мантикоры» — разрыв шаблонов на ровном месте. Получилось.
  • Василий Королив-Старый, «Нечистая сила» — весь сборник построен на том, что традиционные фольклорные злые сущности (вплоть до чертей) на самом деле добрые, просто люди либо боятся их в силу чистой ксенофобии, либо сваливают на них свои же преступления. Иногда они действительно могут что-нибудь натворить, но исключительно в силу недопонимания. По словам автора, сделано это было, чтобы избавить детей от страхов, внушаемых традиционными сказками (хотя в детстве «Оборотень Хреб» может показаться куда как страшнее традиционных сказок).
  • Миро Гавран, «Юдифь» — согласно этой интерпретации знаменитой библейской легенды, Юдифь, посланная убить ассирийского полководца Олоферна, на самом деле влюбилась в него, как и он в неё, и, выполнив приговор иудейских старейшин, она тосковала потом всю свою долгую жизнь. Кстати, и обоснуи имеются, так что не всё так просто…
  • Якоб Голосовкер, «Сказания о титанах» — в чистом виде аналог ЧКА для древнегреческой мифологии: показано, какими могучими, гордыми, прекрасными и счастливыми были древние титаны, как они жили по своей титановой правде, пока их обманом не вытеснили жадные и завистливые боги. При этом, если часть титанов и их потомков и деградировали, превращаясь в страшных чудовищ, то, по данной версии, их тоже до такого состояния довели исключительно преследования богов. Так же, к титанам причислены и некоторые полубоги и смертные герои: Геракл, Персей, Идас, Диоскуры, Пирифой, Асклепий.
    • Что недалеко от истины. По древнегреческим мифам по женской линии всё человечество — потомки титанов, конкретно Эпиметея (брата Прометея) и его жены Пандоры.
      • Вроде бы человечество происходит как раз от Прометея через его сына Девкалиона и его жену Пирру. Правда, своё потомство они зачинали непорочно.
    • Да и боги древнегреческие, по большому счёту, те ещё фрукты были.
  • Рейвен Кальдера, «Книга йотунов» — аналогичная предыдущей версия по скандинавской мифологии.
  • Андрей Жвалевский, Игорь Мытько, «Порри Гаттер» — еще в 2003 г. авторы реализовали концепцию «злого Дамблдора». Местный директор магической школы Бубльгум мало того что истинный злодей, стоявший за всеми происшествиями в семестре, так еще и никакой не маг, и, более того, именно он толкнул Мордевольта на путь Того-кого-нельзя-называть.
  • Юбер Аллес — здесь хорошим был нацизм, а вел его не туда Гитлер.
  • Федор Кнорре, «Капитан Крокус» — внутримировой пример. В рамках воспитания детей в духе нового порядка Инструктор объясняет им, что в сказках всё вывернуто наизнанку, а Баба Яга и Змей Горыныч — положительные герои, сильные правители, карающие бунтовщиков.

Фанфики[править]

(link)

Размышления о прчинах явления
См. также: Драко в кожаных штанах и Рон — пожиратель смерти
  • Фанфики-апокрифы всяких-разных фэндомов. Давно было сказано «Дайте русскому мальчику карту звёздного неба, и он вернёт вам её исправленной». Так что любое произведение с более-менее выраженной чёрно-белой моралью, имеющее мало-мальски крупный российский фэндом, обречено на появление своей реализации тропа «Мелькор был хорошим». Истории про благородного Тома Реддла и коварного Дамблдора (в Поттер-фэндоме есть специальное жанровое определение для последнего: «Дамбигад»), истории про коварных джедаев, прогнившую Республику и Новый Порядок Палпатина, истории про полуфашистскую диктатуру КОМКОНа-2, далее везде.
    • Не только российские фэндомы этим грешат. Заметный процент фанатов Трансформеров считает автоботов плохими, а десептиконов хорошими.
    • Дамбигадство — это не только российские фанфики, но и прорва переводных.
      • Тут еще сказывается моральный вопрос: если старый дедушка фактически с рождения ведет ребенка к самоубийству, это хорошо или плохо? Да, это самоубийство необходимо для борьбы со злом и (возможно) оно не будет окончательным, но может ли средний читатель назвать такого дедушку хорошим? Когда осознает, что и как он делал? Поэтому Дамбигадство делят на два подвида: собственно Дамбигад, где у хитрого дедушки есть свои шкурные планы, и «Хитрый план Дамблдора» — где у него есть серьезное оправдание: да, ребенка до самопожертвования довел, но так было надо, иначе всем пришла бы хана.
        • Именно из-за «хитрого плана» Гарри и выжил — Дамблдор сознательно манипулировал им, чтоб тот получил шанс спастись. Иначе Альбус мог бы просто не защищать Гарри в ГПиОФ — но тогда шансов вернуться тот бы не получил. А Дамблдор заботился о Гарри больше, чем о многих других людях (что само по себе с его стороны выглядит не очень. но он себя символом добра и не считал — фанаты постарались).
    • А в одном фанфике по ГП — троп игрался буквально.
    • Если смотреть на ДДГ исходя из конца истории (которая нынче уже не канон), то прогнившая Республика однозначно проиграла бы при нашествии Юужань-Вонгов, и это был бы конец цивилизации. Так что Палпатин и Империя, которые создали могучую армию (правда, для других целей), спасли ДДГ. Без захвата власти сенат бы еще 100 лет перетягивал одеяло и флот для отражения агрессии не был бы построен. Короче, не было бы счастья...
  • Собственно такой жанр (если в фантастике и фентези) называется «фантастический ревизионизм».

Кино[править]

  • В целом эволюция образа вампиров. От чудовищ в «Носферату» и «Дракуле» до трагических декадентов в «Интервью с вампиром» и просто красавчиков в «Сумерках». Добивающий удар — трэш-лавбургер «Академия вампиров».
  • «Звёздные войны». Различного рода рассуждения в блогах и статьях о том, настолько ли плохие ситхи и настолько ли хорошие джедаи. Явление породило троп Болеть за Империю. Подробности — в соответствующей статье.
    • Изначально Галактическая Империя была просто антагонистом героев. Однако постепенно вселенная Звёздных войн начала обрастать информацией, которая уже не позволяла назвать Империю однозначной Империей зла. Масла в огонь подбавили приквелы, изобразившие предшественника Империи — Галактическую Республику — коррумпированным государством. Книги о событиях после битвы при Эндоре также рисуют отнюдь не всеобщее благоденствие. Перезапуск серии Диснеем изобразил Империю намного хуже, чем в предыдущем каноне, но и Новая Республика превратилась в подобие старой. Всё это породило среди части фанатов мнение, что Палпатин был прав, а положительные герои обрекли Галактику на кровавую бойню. Впрочем, другая часть фанатов убеждена, что методы Палпатина по достижению и удержанию власти не могут его оправдать. Споры об этом — до сих пор немалая часть обсуждений фанатов Звёздных войн.
    • С прикрученным фитильком — староканоничные произведения об Империи и имперцах вроде «Трилогии Трауна».
      • Дилогия того же Зана «Рука Трауна» давит педаль в гиперпространство, демонстрируя, что Новая Республика унаследовала абсолютно все недостатки старой, кроме наследственности канцлерского поста (впрочем, до династии из шести подряд Валорумов НР просто не дожила).
    • Также суждения в пользу Империи и императора нередко строятся на указании недостатков Республики, очень мерзкой и разваливающейся. Не могли же два ситха, какими бы талантливыми интриганами они ни были, перенести все эти проблемы в государство галактического масштаба.
      • Многие полагают, что ситхами быть им при этом вообще не требовалось. Строго говоря, весь катастрофический бардак Старой Республики был организован безо всякой помощи Палпатина — будущий Император просто воспользовался тысячелетним заметанием проблем под ковёр.
  • Не совсем подходящий пример, но всё же. Нечто похожее можно увидеть в отечественной экранизации уэллсовского «Человека-невидимки» (1984). Здесь Гриффин (собственно невидимка) — несчастный учёный-мечтатель, а Кемп — расчётливый делец, желающий сделать из невидимки подставного главгада.
  • «Батори». Графиня Батори, обвиняемая в серийных убийствах, будучи слишком влиятельной протестанткой, была оклеветана католиками.
    • В пользу данной версии говорит тот факт, что предполагаемых соучастников графини Батори жестоко пытали, а после получения признаний очень быстро казнили.
  • Рассуждения относительно отечественной кинодилогии «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Они сводятся к следующему: ИОО и его сообщники, изображающие людей с оккупированной роботами планеты, втираются в доверие к землянам. Далее они руками земных подростков уничтожают мирную и безобидную цивилизацию машин, к которым «последние люди» не имеют никакого отношения.

(link)

Кто на самом деле Джокер?
  • «Тёмный рыцарь». Размышления о том, что Джокер не злодей, а хитрый вигилант, играющий психа-маньяка. И согласно его плану творя «малое зло» он делает жизнь в Готэме безопаснее.
    • Это было на уровне фанфиков... до появления фильма «Джокер», в котором этот мелькор выставлен пусть не чисто хорошим, но по крайней мере таким бедняжкой, что его и понять можно.
  • «Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства» (2004). Оказывается, Баба-Яга и Кащей не всегда были злодеями и вредителями — когда-то они любили друг друга, были молоды и красивы, но злые боги Велес, Перун и Семаргл прокляли их страшным проклятием за это.
  • Фанатское СПГС по фильмам Линча «Шоссе в никуда» (ссылка) и «Малхолланд Драйв» (ссылка). Изначально фильмы оставляют достаточный простор для рассуждений, кто здесь Драко, а кто Рон. Фред Мэдисон и Дайана Сэлвин — бездари и неудачники, у которых даже в половой сфере не ладилось и которые из ревности и зависти убили своих возлюбленных, а Рене и Камилла, хоть и не хранили им верность, всё равно по-своему любили и жалели их (отказываясь понимать, что такая жалость ещё больше унижает)? Или наоборот, Фред и Дайана — хорошие ребята (пусть и несчастные), а Рене и Камилла — женщины невысоких моральных качеств, которые открыто пользовались любящими их людьми и презирали их, за что и поплатились? Или, возможно, хороших здесь вообще нет? Исследователь предлагает оригинальную теорию: вы всё поняли не так, на самом деле и между Фредом и Рене, и между Дайаной и Камиллой взаимная и искренняя любовь, а потусторонние сущности (Таинственный Человек и Ковбой) помогают им избежать трагедии и наказать истинных виновников.
  • Целый ряд антисказок-деконструкций, снятых в 2010-е, когда это стало очень модно:
    • «Оз: Великий и ужасный» — оказывается, злая ведьма Запада была доброй, а злой стала после того, как её обманул не злой, но эгоистичный и хитрый Оз, и она от обиды сошла с ума. Бедная злодейка!
      • Кстати, фильм отчасти вдохновлён бродвейским мюзиклом Wicked, где тема непонятых сестёр-ведьм раскрыта лучше.
    • «Малефисента». Собственно, Малефисента, злодейка из мультфильма «Спящая красавица», оказывается вовсе не злодейкой, а несчастной жертвой обстоятельств и положительной героиней.
    • «Дракула неизвестный» (2014): фильм, в котором Влад Дракула — в доску положительный средневековый супергерой. При этом — нет, это не исторический фильм о Цепеше, это всё тот же вампир, что у Стокера (фильм даже снимался как «пилот» новой киновселенной монстров Universal). Просто бедного упыряша никто не понял, а он хотел как лучше.
  • Цикл «Последний богатырь»: Кощей Бессмертныйкающийся грешник, Баба-Яга (хотя её мировоззрение никогда не было однозначным ни в фольклоре, ни в адаптациях) и Змей Горыныч — изначально положительные персонажи. Одним из главных злодеев в первом фильме выступает Добрыня Никитич. Белогор/Роголеб, созвучный со Святогором, был положительным персонажем, пока его не прибил Кощей, а потом пропитался тьмой и стал прорастать.
  • «Майор Гром: Чумной Доктор»: в комиксах многие читатели болели за злодея Чумного доктора и были разочарованы, что он оказался не народным мстителем, а косившим под него расчётливым маньяком. В итоге это просочилось в канон, и в фильме Чумной доктор действительно «народный мститель». А в фаноне на него уже давно натянули кожаные штаны.

Телесериалы[править]

  • «Люцифер» — собственной персоной. Антигерой и трикстер, но несомненно положительный персонаж. Вольная (очень вольная!) экранизация комикса, см. ниже.
  • «Красный карлик»: Иуда — брат-близнец Иисуса, принявший вместо него смерть на кресте!? Отчасти внутримировой пример — правду персонажи так и не узнали.

Мультфильмы[править]

  • «Очень синяя борода» — «Прости, любимая… так получилось».
    • Ну тут нет. Все смерти, кроме, разумеется, своей, он подстроил.
  • «Барток» — Баба-Яга — добрая и героическая женщина, ну с внешностью просто не повезло, а злодейка тут — Людмила.

Мультсериалы[править]

Комиксы[править]

  • Люцифер Морнингстар из комикса Lucifer. Он просто хотел жить по-своему, вместо того, чтобы исполнять волю отца.

Аниме и манга[править]

Видеоигры[править]

  • StarCraft II — по отношению к первой части. Сверхразум и Королева Клинков творили зло из-за влияния Падшего Зел-Нага Амуна. Соответственно, избавившись от влияния Амуна с помощью артефакта Зел-Нага, Королева Клинков стала хорошей.
  • Фанатский мод (по масштабам сравнимый с официальными дополнениями) «Миротворец» для Operation Flashpoint: Cold War Crisis. Посвящён советскому взгляду на первые семь миссий оригинальной игры. Советские войска «вторглись» на Эверон по просьбе руководства острова после устроенной проамериканскими боевиками бойни, а в эпилоге американская авиация наносит удары по гражданским объектам на Эвероне, после чего советское командование намечает «вторжение на Малден» (на этом моменте кампания заканчивается, видимо, авторы не смогли свести каноничный результат кампании со своим видением)

Визуальные романы[править]

  • Saya no uta: Derangement — русский фанатский ремейк Saya no Uta. Конфликт, связанный с чужеродностью Сайи, здесь сильно смягчён в сравнении с оригинальным романом. В оригинале Сайя была настолько чужда миру людей, что, несмотря на её необыкновенно высокий интеллект, общаться с ней могли только основательно оторванные от общества люди — безумный Фуминори и озлобленный на весь мир Оюгай. В фанатском перезапуске добавлена концовка, где Сайя принимает облик человека и адаптируется к жизни среди людей, что противоречило бы самой сути оригинала. Плохие поступки Сайи тоже необоснованно смягчены — если в оригинале видно, что для неё все люди, кроме Фуминори, не более чем расходный материал, то здесь предоставляется возможность избежать некоторых убийств и оставить Сайю чистой и невинной. Самое главное, что в этом не было никакой нужды — мотивация Сайи и Фуминори уже была достаточно раскрыта, и они были вполне прописанными персонажами, пусть и неприятными. А некоторые читатели даже сопереживали им.

Музыка[править]

  • «Lake of tears», песня «Raistlin and Rose» — с фитильком: не чтобы Рейстлин тут «был хорошим» (и уж тем более здесь, в отличие от «Последнего испытания», не говорится о гордыне Крисании), но упор делается на то, как тяжело магу было до момента с предательством. Сочувствие автора явно на стороне Рейстлина.
  • А. Градский «Баба Яга». Милая и добрая старушка жаждет общения, страдает от своей незаслуженной дурной славы и тяготится одиночеством: «За что не любят бабушку Ёжку?»
  • Сотни песен «тёмного» направления ролевиков — по Арде, Звёздным Войнам и чёрт его знает чему ещё.
  • Leo Grimwind - Melkor/Мелькор. Да, это песня по вселенной ЧКА.
  • А.Кальянов «Карабас Барабас» - добрый директор кукольного театра мучается от капризов и издевательств своих артистов, потому безбожно бухает.

Прочее[править]

VikingsSaves.jpg
«

Викинги самые благородные воины в мире… Да, они показали себя еще в первом своем плавании на монастырь Линдисфарн в 793 году. Тогда викинги, с кораблей своих, увидели огромный пожар на острове и побежали спасать людей. То было их удивление, когда они застали там лишь парочку монахов, но благодаря своей стремительности, сумели спасти все сокровища и священные сосуды. Конечно, заплывать дальше на чужие земли они не стали, ибо в чужой дом не суются, поэтому они поплыли обратно на родину вместе с сокровищами и монахами, предложив им кров и работу. После этого случая, викинги поняли свое предназначение — они стали великими спасителями и начали патрулировать все берега Англии и Франкии, дабы спасать людей и сокровища. Они помогали женщинам в деревнях выносить всю утварь и драгоценности из горящих домов, после того, как все мужчины внезапно умирали. Эпидемия это была или хворь — не важно, благородству их не было предела и они самоотверженно бросались на помощь не жалея себя. Всем «беженцам» они давали работу на своих землях, а многих отвозили в другие страны, дабы те могли начать жизнь с чистого листа.

»
— Автора установить не удалось
  1. Возможная аллюзия на спор ниэннистов с ортодоксами