Они все были плохие

Материал из Posmotreli
Версия от 15:21, 24 февраля 2022; 83.149.19.141 (обсуждение) (→‎Телесериалы)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья A Lighter Shade of Gray. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« — А вот поглядим, — говорил казак, — погляди-им, какой ты «хороший»: хороших моя сабля не секёть. »
— В. Шукшин, «До третьих петухов»
« Люблю наёмных убийц. Делай с ними что угодно, и совесть потом не мучает. »
— Марв

Вот есть у нас, допустим, антигерой. Настолько анти-, что занимается каким-нибудь совсем некошерным делом. Например, он наемный убийца… Стоп-стоп-стоп, если он убивает людей за деньги, то какой он антигерой? Он самый натуральный злодей!

А вот и нет! Потому что его жертвы, все как один, мерзавцы: мафиозные главари, нечестные политики, наркоторговцы и педофилы. Ни разу он не поднял оружие против честного политика, которого заказали конкуренты, или хорошего копа, заказанного бандитами. Как? А вот так!

С прикрученным фитильком: герой просто козёл, но те, кого он обижает, самидуракивиноваты.

В этом, собственно, и вся суть тропа: подбавить герою в характер серых пятен, чтоб сделать его более выпуклым, но антагонистов сделать еще темнее, чтобы аудитория не прониклась к герою отвращением.

Не путать с тропом Всегда плохие.

Родственные тропы — Головорезов не считают, Жертва — козёл и Пнуть сукиного сына.

Примеры

Литература

  • М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — Воланд и его гоп-компания. Они кого лишают жизни, на кого напускают проклятия и магические извраты с неясным исходом, кого просто до психушки пугают… Но они все были плохие. Ни одного честного комсомольца, ни одного ветерана колчаковских фронтов, ни одного инженера-бессребреника не пострадало.
    • Ну он же сатана (скорее, впрочем, иудейского типа), профессия у него такая — грешников наказывать. Абилка видеть насквозь — прилагается.
    • Неправда. Минимум два. Иван Бездомный. За что его в дурку? За то, что не особо образован? А то, что грубиян, ну так он из пролетариев, не учил его никто хорошим манерам. Про Берлиоза и говорить не хочется. Умный, вежливый, и грех у него только один — атеизм, его так воспитали. Других грехов за ним не числится. И ему сначала оторвали башку, а потом, эту башку превратили в стакан.
      • Хочется процитировать один хороший фильм: «Всех учили. Но почему ты оказался первым учеником?». Возвращаемся к тексту: «Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие». Отрезание (а не отрубание) головы здесь — явная отсылка к французской революции. Так ли уж невинен был Берлиоз? Или ему просто развернуться пока не дали? Ну а о чём и почему он в начале книги говорил с Бездомным — почитайте сами, возможно, дурдом с возможностью остановиться и подумать о смысле жизни для начинающего «литературного киллера» — не только вполне достойная расплата, но и шанс что-то изменить в жизни?
  • Антон Орлов, «Пожиратель Душ» — заглавный персонаж, Король Сорегдийских гор, является чудовищем в самом прямом смысле: он древний монстр, питающийся телами и душами людей. Существа, подобные ему, традиционно считаются воплощением зла и подлежат уничтожению. Но только сам он — едва ли не единственный во всей Иллихейской империи цивилизованный монстр, герой безо всяких «анти-», обладатель золотого сердца (но при этом и нечеловеческой психологии), да и в политике и экономике Империи далеко не последнее лицо. Но с физиологией не поспоришь — и Король Сорегдийских гор питается только такими мерзавцами и моральными уродами, которые ни на что иное не годятся.
  • «Пепел Марнейи» — аверсия. Тибор, один из лучших наёмных убийц, «клиенты» которого чаще всего были под стать заказчикам. Однако когда Рис спросил, что он будет делать, если ему «закажут» хорошего человека, Тибор ответил, что «исполнит заказ» наименее болезненным способом, потому что иначе заказчик всё равно наймёт другого убийцу.
  • «Тина Хэдис» — великолепный мерзавец Лиргисо часто отыгрывает такое. Довёл множество других энбоно до ритуального самоубийства? Так они сами обожали подобные жестокие игры, а он всего-лишь был лучшим игроком... Скармливал рабов ручному хищнику? Так то были плохие рабы, а с хорошими обходился хорошо — не то, что богатый безработный дурак Тлемлех, который однажды по своей дурости приказал казнить весь персонал своего завода (приказ выполнить не успели)... На тренировках по рукопашному бою убил множество людей, которых присылал ему его начальник? Так то там были одни бандиты, которых Тина и Стив сами без счёта убили, пока босса искали. Среди них оказался единственный нормальный человек? Ну не убил же (хотя должен был сделать), а предложил ему свою любовь, может быть ему бы это даже понравилось. Ладно, предложу много денег... Убил множество людей при похищении Тины, чтобы спрятать концы в воду? Так это были террористы и манокарские агенты... Устроил искусственное землетрясение на горе, где обитало гордое и воинственное племя? Так вы сами видели, что творили эти головорезы, а жизнь «жэнщин» и захваченных пленников там была участью хуже смерти...
  • «Подвал» Ричарда Лаймона — наемный убийца Джад Ракер. По его словам, «Если какой-то парень достаточно плох, всегда найдутся люди, готовые заплатить за его смерть».
  • «Путь демона» Глушановского: главному герою претит идея убивать ни в чём не повинных людей, но и морить голодом пошедшую ему на службу вампирессу — тоже не дело. Решение: отправить её в открытом наряде гулять по злачным кварталам. Кто пристанет — сам виноват.
  • Мария Семёнова, «Те же и Скунс» с продолжениями. Наёмный убийца по кличке Скунс ни за что не примет заказ, пока вы не убедите его, что «клиент» действительно заслуживает смерти. И пока он сам не перепроверит это по своим каналам.
    • Там же субверсия: другой наёмный убийца претендует на такой же модус операнди, но своей информационной службы у него нет, да к тому же он «сам обманываться рад» и легко верит, что жертвы действительно ужасные злодеи. И несколько раз убивает хороших людей.
  • Рассказ Бормора «Обличия Зла»: деконструкция. После победы над Чёрным Властелином герой-паладин лично казнит его на площади. Потом казнит его жену — та участвовала в делах покойного мужа и тоже сотворила много зверств. Потом казнит дочь-тинейджерку — та мало что успела совершить, но всё-таки на её счету уже есть пытки, если не убийства. Потом казнит юного принца — тот ещё ничего не успел сделать, но обещает отомстить. И наконец казнит второго принца, двухмесячного младенца — наверняка потомок Чёрного Властелина вырастет злодеем. В финале меч паладина, чувствующий зло, почему-то продолжает его чувствовать даже после последней казни…
  • Алексей Пехов, «Страж» — каждый раз когда главный герой и коллеги что-то у кого-то крадут или проявляют другую агрессию, подчеркивается что на другой стороне исключительно мерзавцы, которые либо сами украли предмет интереса, либо из злодейства действуют даже себе во вред. О простых охранниках, которые гибнут при этом, нередко десятками, как-то не задумываются. А в конце вообще перегиб: в войне «они или мы», моральный облик некоторых из «нас» уже явно не играет достаточной роли, чтобы оправдать фактическое предательство Людвига.
  • Роберт Хайнлайн «Уплыть за закат» — комитет эстетического устранения. Идеальная террор-группа, уничтожающая «больших шишек», причём каждый член группы смертельно болен, и потому не заморачивается самосохранением. Однако комитет — вовсе не благородные вигиланты, а сами те ещё моральные уроды.
  • Серия про Ехо Макса Фрая — именно так позиционировал себя Джуффин Халли, когда ещё был Кеттарийским Охотником: да, он убивает людей за деньги — но только потому, что такие люди, как его жертвы, способны пошатнуть равновесие Мира, а больше с ними связываться особо никто и не хочет.
  • Ольга Громыко, «Встретимся на Кассандре!» — Лиса, обсуждая своё ремесло киллера, подчёркивает, что убитые ей люди вполне это заслужили. А вот когда ей заказали некую Киру Гибульскую — по странному совпадению наниматель очень скоро оказался мёртв, что позволило с чистой совестью не выполнять заказ: всё равно ведь не заплатят!

Кино

  • Кодификатор тропа: фильм True Lies с Арнольдом Шварценеггером. Супруга главного героя, узнав, что он спецагент, в ужасе спрашивает: «Ты убивал людей?» На что он отвечает как можно более убедительным тоном: «Они все были плохие!»
  • Франшиза «Пила» — как раз таких людей (чаще всего сломавших кому-то жизнь или переступивших закон) и отбирает для своих истязаний испытаний Джон Крамер, при этом утверждая, что либо они сами себя погубят, либо выпутаются и зарекутся это повторять.
  • «Киллеры» (2010) — именно так главный герой «успокоил» свою жену, когда она узнала его прежнюю профессию
  • «Мистер и миссис Смит» — когда зрителю показывают героев-киллеров в деле, то жертва мистера Смита — гангстер, а жертва миссис Смит — продавец оружия террористам.
  • «Мусорщик» (2001) — главный герой киллер, а в свободное от работы время собирает мусор на улицах. Олигархи и бандиты, которых ему заказывают, для него тоже — мусор.
  • Deadpool (2016) — Уэйд Уилсон зарабатывает тем, что кошмарит тех, кого ему заказали, и не гнушается при том наемными убийствами. Но показанная нам жертва — негодяйчик, преследовавший девушку, и Уэйд возвращает девушке деньги. Разве он не милашка?
  • Hitman's Bodyguard — Кинкейд работает по своему кодексу чести и никогда не убивает невинных.
  • «Мой парень — киллер» (2015) — Фрэнсис Райт убивает заказчиков вместо целей. Ну и тех кто сам кто сам хочет ему навредить.
  • «Джокер» (2019) — Артур практически так и говорит про всех, кого убил в фильме. А убил он только людей, от которых так или иначе пострадал.
    • Ну, если говорить о Мюррее, то по факту он пострадал от него только психологически, да и то потому, что сам сотворил себе кумира. Что касается насмешек Мюррея, то они скорее создали ему рекламу.

Телесериалы

  • Dexter — обаятельный серийный убийца Декстер расчленяет исключительно преступников и конченных подонков.
  • «Меч» — группа вигилантов убивает только плохих. Их девиз: «Невиновного кровь — беда. Виноватого кровь — вода».
  • Agents of S.H.I.E.L.D. — Робби Рейес/Призрачный Гонщик сам подсвечивает троп в бою с Дрожью: «Ты убил детектива! — Он замарал руки кровью. — Учителя! — Педофила!». Саму Дрожь, хоть и она считает себя виновной, не убивает.
  • Карнивал Роу — у главы банды (провозят контрабанду, торгуют наркотиками, регулярно убивают своих же), к которой принадлежит Виньет, возникли сомнения в её верности. Виньет поклялась найти настоящего стукача и нашла, после чего ей поручили убить его. До этого в кадре стукач засветился всего несколько раз, и у зрителя нет причин его не любить (скорее наоборот — парень работает на Фило, который один из немногих в городе нормальных копов). Виньет всё же решается на убийство и во время борьбы стукач толкает образцовую злодейскую речь, доказывая (в первую очередь явно зрителям), что на самом деле он гнусный отморозок, которого не жалко.

Мультсериалы

  • Mr Pickles — демонический пёс пытает и казнит людей самыми зверскими способами. Среди его жертв педофилы, сектанты, охотники за головами, неэтичный доктор и так далее.

Аниме и манга

  • Death Note — субверсия вкупе с эпичной деконструкцией образа «благородного вигиланта». Сперва Ягами Лайт действительно убивает лишь преступников и прочих нехороших людей, однако очень быстро скатывается до физического устранения вполне порядочных граждан, которые могут помешать ему вершить правосудие (точнее — самосуд). Под конец теряет берега окончательно и переходит (или собирается перейти) на «лентяев, которые не раскрывают свой потенциал».
    • Про лентяев придумал Миками Теру, исполняя роль Киры. Но Лайт ещё в первую неделю был готов убить бросившего ему вызов детектива, который всего лишь не одобрял его методы борьбы с преступностью и называл его злом (Лайт подчёркивал, что тот не мог его вычислить), и (для проверки тетради) хулигана, требовавшего у одноклассника деньги.
  • City Hunter — противниками Рё регулярно становятся наемные убийцы, гангстеры терористы и тому подобная шушера.

Видеоигры

  • Hitman: практически все жертвы Сорок Седьмого — всякие там наркоторговцы, педофилы, международные террористы и прочая сволота. Однако, есть и относительно нейтральные жертвы, вроде близнецов-хакеров из второй части, а в Blood Money он безо всяких сомнений убивает невинных свидетелей: рассыльного в катсцене и священника с журналистом в финальной миссии.
  • Assassin’s Creed I, II, Brotherhood, Revelations. Абсолютно все показанные в данных играх жертвы ассасинов в лучшем случае отъявленные мерзавцы, а в худшем — полные чудовища. Шаблон начали ломать в третьей части и окончательно доломали в четвёртой и спин-оффах. Попутно с посерением тамплиеров шло и посерение ассасинов. На данный момент разобраться, кто из них хуже, довольно затруднительно.
    • Ан-нет, посерение тамплиеров началось ещё в Revelations, где Эцио после долгого пути, увешанного трупами в основном всяких властолюбивых жестоких мерзавцев, объединившихся под флагом Борджиа, встречается с персонажами вроде искреннего, оказывающего неплохое впечатление, ни разу не жестокого лидера, Принца Ахмета, который искренне верил в извечную главную идею тамплиеров — построение нового единого мира без войн и раздоров, и Тарика Барлетти, который вообще был убит по ошибке. Да и Мануил Палеолог не был чудовищем, он лишь хотел вернуть себе престол, на который имел наследственное право. Не даром даже работники Абстерго, посвящённые во внутреннюю кухню Корпорации, считают Борджиа злодеями
      • Еще в первой части среди тамплиеров была Мария, которая не только персонаж во всех отношениях приятный, но и будущая любовница Альтаира.
  • Mass Effect 2 — субверсия: наёмный убийца Тейн не утверждает, что все его жертвы были обязательно плохими, но говорит, что он — всего лишь орудие в руках заказчика, поэтому никакой личной ответственности за гибель своих жертв не несёт. А в миссии на его лояльность, после рассказа капитана Бэйли о нескольких убитых Тейном криминальных авторитетах, Шепард может ответить: «Они были пустой тратой кожи. Или чешуи, неважно».
  • Дилогия Hotline Miami — Именно так можно оправдать Жакета из первой части и некоторых протагонистов второй, хоть они и сами далеко не ангелы
  • Книга-игра Сердце льда — зигзаг с Чеймом Голготом - сам он ничего не говорит о своих жертвах (не считая того, что на вопрос "Неужели человеческая жизнь для тебя ничего не стоит?!", Отвечает, что не жизнь таких, как пришедшие за Сердцем), но все показанные и упомянутые жертвы - преступники, кроме, возможно, Вайры Сингха и, вариативно, протагониста.