Франшиза: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
common>Unknown user
 
м (1 версия импортирована)
 
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:YBY1EjCj3M.jpg|thumb|right|«Властелин Колец» — огромный успех с 1954 года]]
[[Файл:YBY1EjCj3M.jpg|thumb|right|«Властелин Колец» — огромный успех с 1954 года]]


[[Файл:For dummies.gif|thumb|right|Франшиза «…для чайников»]]
[[Файл:For dummies.gif|thumb|right|Франшиза «…для чайников»]]


'''Франши́за''' (''franchise'') — использование успешной бизнес-модели другой компании для построения своего бизнеса. В медиасреде франшиза — это интеллектуальная собственность, включая [[персонаж]]ей и [[сеттинг]] исходного произведения, например, фильма, книги, комиксов, тв-шоу или видеоигры. Франшиза охватывает всё, связанное с оригинальной вселенной, включая [[мерчандайз]]. Развитие франшизы в других медиа может быть спланировано заранее; так, часто актёры и режиссёры подписывают контракты на несколько фильмов вперёд.
'''Франши́за''' (''franchise'') использование успешной бизнес-модели другой компании для построения своего бизнеса. В медиасреде франшиза — это интеллектуальная собственность, включая [[персонаж]]ей и [[сеттинг]] исходного произведения, например, фильма, книги, комиксов, тв-шоу или видеоигры. Франшиза охватывает всё, связанное с оригинальной вселенной, включая [[мерчандайз]]. Развитие франшизы в других медиа может быть спланировано заранее; так, часто актёры и режиссёры подписывают контракты на несколько фильмов вперёд.


В современной медиасреде франшиз очень много, и они на слуху, так как исключительно прибыльны и в целом удовлетворяют разнообразные потребности фанатов соответствующей вселенной. Некоторые из наиболее доходных франшиз: «[[Гарри Поттер]]», «[[Звёздные войны]]», «[[Индиана Джонс]]», «[[Пираты Карибского моря]]». Старейшие, не теряющие популярности — «[[Джеймс Бонд]]», «[[Звёздный путь]]», «Годзилла» и «[[Доктор Кто]]». Долгоиграющие франшизы переживают взлёты и падения интереса аудитории; один из способов стимулировать спрос и привлечь новых потребителей — [[Перезапуск серии|перезапуск вселенной]].
В современой медиасреде франшиз очень много, и они на слуху, так как исключительно прибыльны и в целом удовлетворяют разнообразные потребности фанатов соответствующей вселенной. Некоторые из наиболее доходных франшиз: «[[Гарри Поттер]]», «[[Звёздные войны]]», «[[Индиана Джонс]]», «[[Пираты Карибского моря]]». Старейшие, не теряющие популярности — «[[Джеймс Бонд]]», «[[Звёздный путь]]», «Годзилла» и «[[Доктор Кто]]». Долгоиграющие франшизы переживают взлёты и падения интереса аудитории; один из способов стимулировать спрос и привлечь новых потребителей — [[перезапуск вселенной]].


Франшизы часто расширяют своё присутствие за счёт новых медиаформ. Например, литературные франшизы вроде [[Шерлок Холмс|Шерлока Холмса]], [[Эраст Фандорин|Фандорина]] или других историй о [[частный сыщик|частных сыщиках]] обычно [[экранизация|экранизируются]], так же как и комиксы о [[супергерой|супергероях]]. Снискавшие успех ТВ-шоу и кино, напротив, [[новеллизация|новеллизируются]] (особенно плодородная для того почва — [[фэнтези]] или [[фантастика]]: вспомним «Звёздный путь», «Звёздные войны» или «Доктора Кто»). Те же фэнтезийные и фантастические франшизы могут быть переработаны в анимационные сериалы и видеоигры (да, снова Звёздные войны). Видеоигры же, в свою очередь, зачастую дополняются циклом комиксов, книг и фильмов (по степени убывания успешности).
Франшизы часто расширяют своё присутствие за счёт новых медиаформ. Например, литературные франшизы вроде [[Шерлок Холмс|Шерлока Холмса]], [[Фандорин]]а или других историй о [[частный сыщик|частных сыщиках]] обычно [[экранизация|экранизируются]], так же как и комиксы о [[супергерой|супергероях]]. Снискавшие успех ТВ-шоу и кино, напротив, [[новеллизация|новеллизируются]] (особенно плодородная для того почва — [[фэнтези]] или [[фантастика]]: вспомним «Звёздный путь», «Звёздные войны» или «Доктора Кто»). Те же фэнтезийные и фантастические франшизы могут быть переработаны в анимационные сериалы и видеоигры (да, снова Звёздные войны). Видеоигры же, в свою очередь, зачастую дополняются циклом комиксов, книг и фильмов (по степени убывания успешности).


Кроме того, довольно доходным делом может оказаться [[кроссовер]] двух и более франшиз — скажем, [[Чужой]] и [[Хищник]] были слиты воедино в проекте «Чужой против Хищника». Кроссовер, впрочем, может обойтись и без слияния вселенных — примером тому служат многочисленные истории от [[Вселенная Marvel|Marvel]] и [[Вселенная DC|DC]], — вроде [[Бэтмен]]а против [[Капитан Америка|Капитана Америки]] или [[Супермен]]а против [[Халк]]а.
Кроме того, довольно доходным делом может оказаться [[кроссовер]] двух и более франшиз — скажем, [[Чужой]] и [[Хищник]] были слиты воедино в проекте «Чужой против Хищника». Кроссовер, впрочем, может обойтись и без слияния вселенных — примером тому служат многочисленные истории от [[Вселенная Marvel|Marvel]] и [[Вселенная DC|DC]], вроде [[Бэтмен]]а против [[Капитан Америка|Капитана Америки]] или [[Супермен]]а против [[Халк]]а.


Примерами франшиз, не связанных с вымышленными вселенными, выступают серии книг «…для чайников» и «Справочник круглого дурака по…». Ещё один яркий пример — брэнд Playboy. Начавшись как периодическое издание, проект со временем стал мультинаправленным: издательство, телеканал, рестораны, клубы, кинотеатры, одежда, ювелирные украшения и бог знает что ещё.
Примерами франшиз, не связанных с вымышленными вселенными, выступают серии книг «…для чайников» и «Справочник круглого дурака по…». Ещё один яркий пример — брэнд Playboy. Начавшись как периодическое издание, проект со временем стал мультинаправленным: издательство, телеканал, рестораны, клубы, кинотеатры, одежда, ювелирные украшения и бог знает что ещё.


{{Nav/Производное творчество}}
{{Nav/Производное творчество}}

Текущая версия на 17:05, 7 мая 2022

«Властелин Колец» — огромный успех с 1954 года
Франшиза «…для чайников»

Франши́за (franchise) — использование успешной бизнес-модели другой компании для построения своего бизнеса. В медиасреде франшиза — это интеллектуальная собственность, включая персонажей и сеттинг исходного произведения, например, фильма, книги, комиксов, тв-шоу или видеоигры. Франшиза охватывает всё, связанное с оригинальной вселенной, включая мерчандайз. Развитие франшизы в других медиа может быть спланировано заранее; так, часто актёры и режиссёры подписывают контракты на несколько фильмов вперёд.

В современой медиасреде франшиз очень много, и они на слуху, так как исключительно прибыльны и в целом удовлетворяют разнообразные потребности фанатов соответствующей вселенной. Некоторые из наиболее доходных франшиз: «Гарри Поттер», «Звёздные войны», «Индиана Джонс», «Пираты Карибского моря». Старейшие, не теряющие популярности — «Джеймс Бонд», «Звёздный путь», «Годзилла» и «Доктор Кто». Долгоиграющие франшизы переживают взлёты и падения интереса аудитории; один из способов стимулировать спрос и привлечь новых потребителей — перезапуск вселенной.

Франшизы часто расширяют своё присутствие за счёт новых медиаформ. Например, литературные франшизы вроде Шерлока Холмса, Фандорина или других историй о частных сыщиках обычно экранизируются, так же как и комиксы о супергероях. Снискавшие успех ТВ-шоу и кино, напротив, новеллизируются (особенно плодородная для того почва — фэнтези или фантастика: вспомним «Звёздный путь», «Звёздные войны» или «Доктора Кто»). Те же фэнтезийные и фантастические франшизы могут быть переработаны в анимационные сериалы и видеоигры (да, снова Звёздные войны). Видеоигры же, в свою очередь, зачастую дополняются циклом комиксов, книг и фильмов (по степени убывания успешности).

Кроме того, довольно доходным делом может оказаться кроссовер двух и более франшиз — скажем, Чужой и Хищник были слиты воедино в проекте «Чужой против Хищника». Кроссовер, впрочем, может обойтись и без слияния вселенных — примером тому служат многочисленные истории от Marvel и DC, — вроде Бэтмена против Капитана Америки или Супермена против Халка.

Примерами франшиз, не связанных с вымышленными вселенными, выступают серии книг «…для чайников» и «Справочник круглого дурака по…». Ещё один яркий пример — брэнд Playboy. Начавшись как периодическое издание, проект со временем стал мультинаправленным: издательство, телеканал, рестораны, клубы, кинотеатры, одежда, ювелирные украшения и бог знает что ещё.