Зеркалочка

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Зеркалочка — троп, состоящий в моделирования ситуации, в которой некая доминирующая в реальности общественная группа (раса, нация, страна, пол, и др.) оказывается в положении группы подчинённой, и наоборот. Часто действие происходит в вымышленном мире, будущем или альтернативной истории, более камерные версии могут показывать ограниченный коллектив или даже переход лично главгероя из одной группы в другую (нередко по обнаружению себя Смердяковым в зеркале).

Часто это используется в сатирических целях — для критики существующего неравенства и поддерживающих его двойных стандартов. Непривычное распределение ролей в изображённом обществе должно побуждать зрителя или читателя взглянуть свежим взглядом на несправедливость отношений в обществе реальном, которую он зачастую привык воспринимать как должное, особенно если целевая аудитория произведения сама принадлежит к доминирующей группе.

Впрочем, у зеркалочки как сатирического подхода есть проблемы. При неудачном (или, в зависимости от взглядов автора, удачном) применении она может создавать у читателя впечатление, что само по себе неравенство неизбежно — вопрос лишь в том, будет твоя группа угнетателями или угнетёнными, и нетрудно понять человека, который предпочтёт первое.

Вдобавок, история о том, как кто-то, принадлежа к белой расе/мужскому полу/etc., живёт бедно, и его в душе не уважают окружающие, будет слишком похожа на обычную социальную (или личную) драму: такое вполне возможно и в нашем мире, пусть реже, вопреки, а не благодаря этой принадлежности;[1] да и сюжет на этом построить сложнее. Поэтому авторы часто не просто зеркалят типичные проблемы подчинённой группы, но сгущают краски или акцентируют внимание на экстремальных (а не обыденных) проявлениях неравенства, вплоть до наряжения правящей группы (угнетённой группы из реальной жизни, напоминаю) под наци, а то и хуже. Таким образом может может получиться неудачная басня о том, что существующая иерархия, со всеми недостатками, даже объективно лучше любых альтернатив.

С другой стороны, именно такой вывод и может быть целью консервативно настроенного автора. И, конечно, само представление автора о положении и отношениях социальных групп в реальности, может быть по меньшей мере спорным.

Кроме того, остаётся общая для любой сатиры — но более острая в этом случае — возможность того, что или сатирик попадёт не туда, или слишком радикальный зритель примет на свой счёт то, что вовсе не про него сказано. В итоге автору зеркалки может прилететь обвинение во враждебных взглядах от обоих лагерей.

А ещё смена социальных ролей может использоваться как чисто сюжетный ход, зачастую комический (поскольку ниспровержение ожиданий и социальных норм — одна из основ комического в принципе) — в этом качестве троп старше, чем феодализм, если не грязь.


Примеры[править]

Литература[править]

  • Четвёртое путешествие Гулливера — в страну гуигнгнмов. Что, если лошади будут обращаться с людьми так, как люди обращаются с лошадьми?
    • Гуигнгнмы обращаются с еху совсем по-другому. «Еху» на языке гуигнгнмов означает «плохой», и этим словом как прилагательным называется всё плохое и неправильное. Люди не считают лошадей олицетворением зла, а очень даже любят (не все, конечно) и им не приходит в голову поставить вопрос «не стереть ли лошадей с лица земли»? Равно как ни одному человеку не придёт в голову изгнать говорящую лошадь, которая требует равных прав как разумное существо.
      • Ну, надо полагать, если бы лошади были разумны и притом были бы как свифтовские еху, то есть были бы полнейшими дикарями, и по умолчанию вели бы себя безобразно и предельно нечистоплотно, и всё время таили бы злобу на своих хозяев, и не соблюдали бы никакой этики, кроме «Тебе влетит, или вообще убью, если не будешь вести себя смирно»… Думается, если бы всё было так — то и люди, хозяева лошадей, относились бы к лошадям не так, как в нашем мире, а в аккурат так, как гуигнгнмы относятся к еху.
  • Януш Корчак, «Король Матиуш Первый» — заглавный герой попробовал выдать зеркалочку взрослым, отправив их в школы, а детей — управлять страной. Вышло ну такое себе.
    • Вообще-то это был хитрый план его врагов, на который он по молодости и глупости повёлся.
  • Р. Хайнлайн, «Свободное владение Фарнхэма» — в постъядерном мире, куда попали герои, господствующей расой является чёрная, а расой рабов — белая. После публикации книги полыхнуло знатно.
    • Такая себе «зеркалочка». У Хайнлайна чёрные вполне себе практикуют каннибализм и кастрацию.
      • Поэтому у черных полыхнуло тоже.
  • Робер Мерль, «Мужчины под охраной» — после глобальной эпидемии мужчины сильно потеряли в численности и стали «слабым полом». В связи с чем герой пережил некоторое гендерное угнетение и призадумался… Кончилось всё хорошо, но герой нет-нет да и сталкивается в новом мире с объективацией и харрасментом в виде игривых шлепков по попе.
    • Аналогичный рассказ есть у Павла Шумила (название рассказа запамятовано).
      • Не совсем так — у него есть рассказ «К вопросу о равенстве полов», в котором разумными являются только женщины. На текущий момент времени.
  • В сеттинге фантастических сказок Айзека Азимова про робота Норби есть планета, на которой женщины — сильный пол и командуют мужчинами, а мужчины приучены (и привыкли) носить длиннополые одежды, чтобы ног не было видно, а также отращивать длинные волосы и длинные бороды. Один из таких мужчин, детально показанный в тексте — человек нервный, эмоциональный, почти истеричный: даже если лично он от природы был к этому склонен — здесь всех мужчин так воспитывают.
  • Уильям Тенн «Бунт мужчинистов» — псевдопублицистическая повесть — зеркалочка на историю феминизма.
  • «День отличника» Паркера — вроде как зеркалочка на «День опричника», но получилось такоэ себе…
  • «Крестики-нолики», серия книг Мелори Блэкман и одноимённый британский сериал. Мир, где так и не вышедшая из Тёмных веков Европа была колонизирована развитыми африканскими империями. Столетия спустя Альбион, то бишь Британия, населён привилегированным чёрным меньшинством и почти бесправным белым большинством, выступая СФК отчасти ЮАР времён апартеида, отчасти Ольстера. За права белых борются благонамеренные экстремисты, копиркины ИРА, тайно сотрудничающие с главой местной охранки, использующим белую угрозу в своих политических целях.
  • Давным-давно в журнале «Огонёк» была зеркалочка на сторонников общества «Память», где просто перепечатали текст их манифеста, заменив евреев женщинами, а сионистов — феминистками. Получилось смешно, а потом грустно, когда в ходе мистификации «Исследования обид» феминистки приняли на «ура» главу из «Майн Кампф», где евреев заменили на белых мужчин.
  • Беспощадная толерантность (антология) строится на тропе как минимум в половине рассказов. Например, в «Окончательном диагнозе» большинство преследует не-нормотипичного человека со всех позиций: «Х — результат твоего морального уродства. Нормальные люди не бывают Х!», «ты бы перестал быть Х, если бы старался быть нормальным лучше», «Х — психическая болезнь, и мы излечим тебя таблетками… или болезненными процедурами… или в стационаре как-нибудь…», и в конце концов доводят до добровольного самоубийства об систему. При этом это самое Х-свойство никому, кроме носителя, не вредит, и вообще весь конфликт существует только из-за желания «нормальных» заровнять «ненормального» на свой лад. Вот только это самое Х — не гомосексуальность, как во времена Тьюринга, и не какая-нибудь шизоидная акцентуализация, а, наоборот, крайняя «нормальность» и неспособность изменять свою ориентацию и психику с помощью специальных процедур.
    • Или в «Москве двадцать второго» очнувшийся после комы в новом времени литератор сначала плюётся от новых порядков, а потом, прикинув, заводит связи и начинает за барыш переделывать школьную программу под новые веяния… только речь вовсе не о подчёркивании правоты Маркса-Энгельса начала двадцатого века и не об обратном переписывании учебников в конце. А о чём речь?..
    • Или в «Доме для Чебурашки» народ насильно лишают языка, культуры, быта, детей насильно переучивают, а взрослых принуждают к «правильным ценностям» разнообразными методами — только речь не о каких-нибудь поляках в Российской империи периода активной русификации, в качестве угнетаемых — «титульная» нация.
    • И так далее, в каждом втором рассказе.
  • Пьер Буль, «Планета обезьян» — люди и обезьяны поменялись местами, потому что первые оглупели до уровня, который занимали вторые, пока не поумнели.

Кино[править]

  • «Джеки в стране женщин» — про страну с матриархатом, где женщины — сильный пол, доминируют над мужчинами и поют им серенады.
  • «Бремя белого человека» (1995) — социальная драма про альтернативную Америку, где чёрные и белые переставлены местами.

Телесериалы[править]

  • «Клава, давай!» (2002) — 2 сезон, 9 серия. В одной отдельно взятой семье. Воспитанный парой лесбиянок Оуэн Кронски долгое время стыдился своей ориентации и скрывал от мам, что он — натурал. А когда он наконец сделал каминг-аут, мамы едва не поссорились, выясняя, кто из них в этом виноват: «Я так и знала! Этот твой футбол-бейсбол! Вечно спортивные трансляции», «Это ТЫ одевала его мальчиком!». Однако, в итоге они сказали, что любят его таким, какой он есть, но предупредили, что жизнь натурала очень трудна.
  • В одной из серий «Деревни дураков» нечто подобное попыталась провернуть Баба, поменявшись с Мужиком местами. Мол, он пусть готовит и убирает, а я буду с Морячком веселиться! Но Мужик новую роль принял легко, а Баба выяснила, что его жизнь не так безоблачна, как она думала.

Мультфильмы[править]

  • «Как Белые захватили Америку» («How Whites Took Over America») — белые колонисты ведут себя в нём так, как и в реальной истории (вторгаются на территорию индейцев, занимают их земли, уничтожают культуру и тех местных, которые им не нравятся), но при этом оправдывают своё поведение теми же словами, какими всякого рода «борцы за толерантность» оправдывают поведение иммигрантов.

Мультсериалы[править]

  • «Южный Парк»
    • Эпизод «Алчность краснокожего» (7 сезон, 7 серия). Индейцы выгоняют бледнолицых с их земель, чтобы построить там свои казино. При этом они пользуются теми же методами, которые в реальности белые люди применяли против индейцев, но с некоторыми поправками на современные реалии. Только в мультсериале всё заканчивается хорошо.
    • «Познавательная снафф-порнуха» (17 сезон, 2 серия). Отзеркаленные проблемы отцов и детей. Дети Южного Парка, обеспокоенные тем, что родители смотрят слишком много телепередач с убийствами и эротикой (так называемое «кровавое порно»), заблокировали им доступ к кабельным каналам, показывающим подобный контент. А взрослые соответственно начали искать способ обойти блок.

Видеоигры[править]

  • The Elder Scrolls V: Skyrim — тёмные эльфы (или, по самоназванию, данмеры) долго смотрели на своих соседей-нордов как на неполноценных чужеземцев, захватывали их в рабство и за равных не считали. Когда в ходе событий Красного Года множество данмеров бежало в Скайрим, они крайне удивились тому, что норды их, вообще-то, недолюбливают. Тем не менее, несмотря на вой некоторых данмеров о дискриминации, даже в Виндхельме их положение намного лучше, чем у нордов в Морровинде.

Прочее[править]

Если бы мясоеды вели себя, как веганы.

  • Многочисленные шутки как стороны женщин, так и со стороны мужчин, предлагающие взглянуть на ситуацию «с той стороны» на общепринятые для полов правила поведения. Например, мужчинам предлагается постоянно следить за собой, оставаться с детьми, терпеть приставания вроде шлепков по заду, а женщинам — всеми силами ухаживать за партнёром, возить его по ресторанам и там угощать за свой счёт, а потом ещё и уговаривать на секс. Обычно воспринимаются просто как шутки, но кого-то могут и зацепить…
  • Веганский видеоролик о животных, которые пасут, режут и едят людей. И множество карикатур на эту тему.
    • А также ответные насмешки в смешанной стилистике NewAge+ЗОЖ, намекающие на то, что дело не в самих овощах, а… в других «овощах» риторике и аргументации.
  1. Хотя и здесь всё может быть не так однозначно.