Широко известен в узких кругах

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cult Classic. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Широко известен в узких кругах — говорят о чём-то, что имеет своих горячих поклонников, в их круге широко обсуждаемо. Об этом спорят до хрипоты, про это делают пародии, об этом собирают все подробности, но выйдешь за пределы фанбазы — и оказывается никто про это явление вообще ничего не знает и никогда не слышал.

Почему так выходит? Пойдём от обратного. Как что-то может стать широко известным? Только если про него рассказывают в школе или по каким-то причинам это стало популярно в СМИ. А если с этим не повезло, то автор или жанр может быть очень хорош, но поклонники к нему приходят по одному.

  • Дополнительно может сократить круг поклонников специфичность темы или жанра.
  • Автор пишет на относительно редком языке — например, польском.
  • Автор пишет хорошо, но мало.
  • Автор пишет хорошо, но сложно.
  • Автор был известен широко, но время прошло — и его фанбаза просто вымирает естественным путём.

Случается и обратный процесс, когда творчество попадает в СМИ, например, благодаря хорошей адаптации, и старая гвардия фанатов удивлённо смотрит на орды новых поклонников.

Важно отличать это от явления «интересно только специалисту». Например, Батюшков или Дельвиг — их изучают литературоведы, но горячего круга поклонников у них нет и, скорее всего не было.

Родственные тропы: «Знают именно за это» когда произведение известно и за кругами фанатов, но одной фразой или сценой; «Не читал, но восхваляю» в основном именно потому что сложно, а значит немногие осилившие это крутые; «Корейцы любят StarCraft» в тех случаях когда образуется именно узкий круг где-то даже далеко от самих авторов.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Литература в целом. Авторы и издатели предпочитают издавать жанровые вещи по принципу «читатель хочет ещё одну такую же книгу, только другую», замыкая их в жанровом пузыре. В результате легендарные авторы фантастики могут быть совершенно неизвестны запойному читателю детективов. Так что книги за пределами школьной программы или раскрученных в СМИ типа «Пятьдесят оттенков серого» часто выпадают из поля зрения.
    • Фэнтези — специфичный жанр. Если про Толкина в 1990-е годы ещё можно было узнать от соседа с плащом-занавеской и посохом-лыжной палкой, то вот «Песнь Льда и Огня» Джорджа Мартина хоть и была широко известна и за 15 лет до сериала, но — в узких кругах.
      • Тэд Уильямс, Роджер Желязны, Пирс Энтони, Дэвид Эддингс и другие менее раскрученные авторы смотрят на эту «неизвестность», грустно качая головой.
    • Поклонники стимпанка смотрят на эту «неизвестность» с грустной усмешкой — о существовании их жанра многие даже не подозревают!
    • Старая добрая научная фантастика — тут кому как повезло. Филипа К. Дика, например, экранизировали много и хорошо блестяще неканонично. Азимов неотделим от фантастики про роботов. Даже старички Герберт Уэллс и Жюль Верн не забываются киномагнатами, да и у нового поколения есть возможность узнать об этих авторах. А вот Гарри Гаррисон? Яркие персонажи и множество миров — всего одна экранизация. И как про него узнать новичку? В библиотеке?[1] Вот и выходит, что старшее поколение его знает, но информация о нём новому поколению не передаётся и широкие круги поклонников постепенно становятся узкими. По той же причине сокращается число поклонников Клиффорда Саймака, а из наших авторов, например, Ивана Ефремова.
    • Неанглоязычные авторы, особенно если писали значимые для культуры своей страны, но совершенно не понятные иностранцам опусы. Много ли вы знаете французских фантастов XX века (со скрипом вспомним только Пьера Буля и Робера Мерля… точнее, «Планету обезьян» и «Мальвиль»)? А часто ли читаете испанские любовные романы (хотя фотография испанки Корин Тельядо, автора более 4000 любовных романов, украшает статью Писатель в русской Википедии)? Много ли назовёте португальских писателей, кроме нобелевского лауреата Сарамого? К тому же люди нередко усваивают в культуре только один её пласт: поклонник аниме и ранобэ может вообще не знать, чем знамениты Кобо Абэ, Исихара Синтаро и Юкио Мисима (хотя люди, которые увлеклись японской культурой именно в советское время или на рубеже 1990-х, знают именно их), а про более ранних писателей-модернистов Акутагаву Рюноске, Дадзая Осаму, Дзюнъитиро Танидзаки, Кэндзи Миядзаву, Акико Ёсано и Эдогаву Рампо знать только то, что в честь них названы персонажи Bungou Stray Dogs. И ещё знают из того же источника про малоизвестного за пределами Японии Накадзиму Ацуси.
    • Все знают, что такое вестерн, но много ли писателей этого жанра вы сможете сходу назвать? Нет, не предтеч вроде Джека Лондона или Фенимора Купера, а тех, кто писал хотя бы в 1920-е и позже?
  • Тэд Чан — пример, когда автор пишет хорошо, но мало. Что ни рассказ, то золото, даже фильм один по нему сняли, но не на слуху совсем.
  • Леонид Каганов — множество фантастических рассказов и юморесок, один из первых блогеров Hунета, его «Эпос хищника» был обсуждаем, но опять же всё в узких кругах. Для 90 % он блогер из 2000-х, известный смешными стихами.
  • Михаил Харитонов — то же самое: и рассказы, и повести, и фанфики, и есть что обсудить, но!
  • А. П. Чехов, рассказ «Пассажир первого класса» — внутримировой пример. Персонажи — авторы научных работ, неоднократно печатались, строитель мостов и изобретатель, однако даже друг о друге ни разу не слышали.
  • Авторы не приветствуемых в СССР жанров: мистика, ужасы и так далее. Выходили в самиздате, иной раз даже рукописном. Ныне их имена известны только маньякам-филологам и любителям литературы, заставшим диссидентские времена в сознательном возрасте. Многое вообще утрачено. А ведь ярких авторов там хватало.
  • Борис Априлов как таковой. В Болгарии его книги о лисёнке Лиско (к которым априловское творчество не сводится!) — культовые, при жизни автора ему приходили МЕШКИ писем, и он даже нанимал специальных людей для чтения и сортировки этих посланий… А за пределами Болгарии — «кто такой Борис Априлов?..».
  • Средний читатель, у которого спросят какие-нибудь фамилии авторов американских нуарных детективов, точно вспомнит Рэймонда Чандлера, кому-то придёт на ум ещё Чейз (только он не американец, а британец) или Гарднер (хотя его самый знаменитый цикл про адвоката Перри Мейсона почти лишён нуара и фактически основал поджанр т. н. процедурала — юридически точного изображения хода расследования). Только неплохо знакомый с этим жанром человек вспомнит Дэшила Хэммета, и на то есть причины — Хэммет пользовался в своё время огромной популярностью и признанием в том числе благодаря реализму типажей и детективной работе, которому он научился за свою карьеру настоящего сотрудника агенства «Пинкертон». Вот только пинкертонов всё чаще и чаще отправляли не ловить гангстеров, а расправляться с членами профсоюзов, чего Хэммет выдержать не мог и начал заниматься социалистической агитацией, на чём его карьера и закончилась в силу расцвета маккартизма (и тем более обидно, что в СССР его тоже почти не публиковали). Тем не менее, свой вклад в культуру он оставил — экранизация «Мальтийского сокола» считается одним из лучших фильмов в истории, и формат «влюбленная парочка детективов обменивается колкостями, пока расследует преступления», который вы сегодня можете увидеть практически в любом детективном сериале, изобрёл тоже он, в романе «Худой». Ну и «Красная жатва», породившая кучу ремейков.

Кино[править]

  • Короткометражки как жанр. За 20 минут посмотреть целый фильм с часто неплохими эффектами и хоть одной, но яркой идеей — здорово, на ютубе вы найдёте такого во множестве, но после просмотра быстро выяснится, что обсудить увиденное — не с кем, только в комментариях ниже.
    • Какую-никакую известность получают только фан-фильмы, но их, как правило, недолго помнят.
  • Документальное кино — если вы живёте в крупном городе, у вас скорее всего даже есть кинотеатр документального кино. И скорее всего вы про это в первый раз услышали. Например, фильм «Акт убийства» — успех у критиков, ошеломлённые зрители, множество наград, фильм стал причиной политических изменений в Индонезии, но известен лишь в узких кругах.

Телесериалы[править]

  • «Друзья» — внутримировой пример: в одной из серий выясняется, что в кругу палеонтологов Росс — известный учёный, его автографа просят молодые студентки, а вот сериалов палеонтологи не смотрят, к расстройству ставшего никому неизвестным Джоуи.

Комиксы[править]

  • Для России подходит под троп любой комикс, не изданный Marvel и DC. В целом из-за менталитета комиксы не воспринимаются всерьёз — мол, чтиво либо для детей, либо для тупых.
  • Bande dessinée [бАнд дэсcинЭ], французские (вернее, франкоязычные — а потому и бельгийские сюда же) комиксы. Третья (после США и Японии) индустрия комиксов в мире, породившая таких знаменитостей как Мёбиус и Ходоровски. Для юго-западной Европы Франция — столица комиксов, туда едут издавать свои опусы испанцы (да, «Блэксед» — испанский франкоязычный комикс!), итальянцы и порой даже латиноамериканцы. За пределами юго-западной Европы об этом известно горстке фанатов — даже в северных и восточных европейских странах. Благодаря экранизациям вспомнят Астерикса, Счастливчика Люка, Смурфиков, Тинтина и с натяжкой Валериана (да ещё старожилы из СССР — «Пифа и Геркулеса») — если, конечно, вспомнят, что это экранизации комиксов. Но «горстка фанатов» тем временем достаточно велика, чтобы скупать издания и поддерживать фан-сайты.
  • На «банд дэссинэ» с тяжёлым вздохом смотрят, нервно покуривая в уголке, авторы — а также фанбаза — дивных болгарских комиксов из давно уже не существующего журнала «Дъга» (радуга). В 1980-х годах в Советский Союз ездило работать много болгарских контрактников-строителей, и специально для них в советские книжные магазины завозили эту самую «Дъга», но купить её мог любой желающий; и в результате граждане нашего богоспасаемого отечества немножко «причастились». Но мало какой житель нашей Родины знал болгарский как следует, много воды утекло с тех пор…
    • И сербские комиксы «Дикан», пародирующие Астерикса, то есть пародирующие пародию. С той разницей, что до появления общедоступного интернета о «Дикане» в России вообще никто не знал.
  • Комиксы российского издательства Bubble. Фанбаза у них есть, но она сравнительно небольшая, издательство мало кому известно. Ситуация немного улучшилась в 2017 году, когда вышла короткометражка «Майор Гром», основанная на одноимённой линейке издательства, а с выходом на экраны полнометражного фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» всё может стать ещё лучше.
    • Bubble — это не «широко известен в узких кругах», а «не читал, но осуждаю». Их комиксы довольно активно продавали, так что жители по крайней мере крупных городов их точно видели, да и «Life» их периодически рекламирует.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck довольно малопопулярен в России. Хотя казалось бы, над саундтреком данного произведения работал сам Тоби Фокс. А за рубежом получился зигзаг. Сначала данный веб-комикс очень хорошо хайпанул, но после его окончания его фан-база уже находится, так скажем, в мёртвом состоянии.
    • Зигзаг ещё сложнее. За рубежом трудно НЕ найти косплей Хоумстака на конвентах, и очень многие люди сидящие глубоко в интернете (особенно на Тумблере) про Хоумстак слышали (всё-таки, он обрушил Newgrounds и собрал два с половиной миллиона на Кикстартере за три дня), но даже среди слышавших про Хоумстак очень немногие его действительно читали, а тот, кто не сидит глубоко в интернете, и не ходит на конвенты, про Хоумстак вообще узнать почти не может.

Аниме и манга[править]

  • В России  под это определение подходят очень многие тайтлы, кроме фильмов Миядзаки (крутит Дисней), и раньше — сериалов «Сейлор Мун», «Покемон», «Наруто» и «Король-шаман» (показывались на детских и эфирных каналах), и еще нескольких сёненов, которые в свое время крутили по телеку. Впрочем, то, что мелькает в кинотеатрах, вроде Синкая и Хосоды — уже снова на слуху. Через киноадаптации стали известны в широких массах «Призрак в доспехах» и «Алита: Боевой ангел» — через 20 лет после создания.
    • Однако многие известные произведения мира аниме остались громкими лишь внутри сообщества любителей аниме. Например, тот же Евангелион, Texhnolyze, «Mahou Shoujo Madoka Magica», «Эксперименты Лейн» и «Союз Серокрылых», очень долго оставалось таким творчество Макото Синкая (до фильма «Твоё имя»), Паприка и Совершенная грусть от MadHouse, аниме с множеством наград Девочка, покорившая время, популярный у определённых девушек Shoujo Kakumei Utena, список можно продолжать и продолжать.
    • Надо также учитывать, что в последние годы «узкие круги» российских анимешников постепенно расширяются, соответственно, и число известной на Руси японской анимации тоже увеличивается. Тут сыграли роль и рост скорости Интернета даже в отдаленных уголках страны, и рост доступности оборудования для звукозаписи, давший жизнь нормальному фандабу (что не сравнимо с концом нулевых и началом десятых, когда из озвучки были доступны разве что Анкорд и Куба77), и официальный приход сервисов Wakanim и Crunchyroll в 2019, и прорыв популярности аниме в кино (бум начался, кстати, отнюдь не с фильма «Твое имя», а с менее притязательной экранизации Мэри Стюарт «Мэри и ведьмин цветок», которая понравилась и семьям с детьми), когда его понемногу стали выпускать в прокат.
      • С наступлением 2020-ых уже стало понятно, что теперь каждый зумер в России смотрит хотя бы парочку аниме.
  • Вся Метавселенная Лэйдзи Мацумото во всём своём многообразии известна в очень и очень узких кругах, кроме, возможно, полнометражки по очень приблизительным мотивам Капитана Харлока и в меньшей степени римейка Космического линкора Ямато. "Аркадия моей юности" и "Кольцо Нибелунгов"? "Галактический экспресс 999" и "Галактические Железные дороги"? "Космический воин Зеро" и "Королева Эмеральдас"? Едва о них кто-то помнит из анимешников.
  • В своё время таковой оказалась манга JoJo's Bizarre Adventure. Если в Японии и Италии эта манга приобрела огромную популярность, то в остальных странах она имеет лишь нишевую популярность. Ну а потом вышла экранизация от David Production и посыпались по всему интернету мемчики. Теперь ДжоДжо чуть ли не аниме по умолчанию.

Видеоигры[править]

  • Игры узких и специфических жанров.
    • Очень узконаправленные симуляторы. Сколько вы назовете хардкорных симуляторов управления парусным кораблём? А такие есть.
    • Сюда же — подавляющее большинство авиасимуляторов. На массовый рынок вышли собственно оказуаленные до невозможности War Thunder и MSFS 2020, в которые обыкновенный, не повёрнутый на небе геймер ещё сможет виртуально полетать. X-Plane с полным набором легендарной отечественной и зарубежной техники[2], DCS World, одна из лучших российских игр — Ил-2 Штурмовик — известны только очень малому количеству энтузиастов. Причина — очень высокий порог вхождения и… скучность игры для обычного человека. Самый банальный рейс LED-MOW занимает порядка полутора часов и более, большую часть из которых симмер кликает мышкой по кнопкам в кокпите. А освоение боевой техники — долгий, сложный и не самый приветливый к новичку процесс. Но если научиться…
    • «Игры для программистов», где нужно писать программы прямо внутри игры. Например, игра о боевом роботе, управляемом такой программой. В среде геймеров-программистов бывали весьма известны, но вне её потребителей столь специфического контента мало.
  • Игры с необычным по сравнению с большинством представителей жанра геймплеем, который большинству игроков кажется замороченным, запутанным и медленным.
    • Стратегии Paradox Interactive — их комьюнити весьма крупное и очень активное, но за его пределами об этих играх почти никто не знает. А причина в огромной куче параметров, за которыми надо следить и в которых разбираться, и непривычном реальном времени, которое этому мешает и вообще действует на нервы. Любят же их люди увлечённые историей и политикой почти что в смысле узконаправленного симулятора из пункта выше.
    • Supreme Commander — по сравнению с титанами вроде Command&Conquer и StarCraft в ней ужасно медленный геймплей, переусложнённая экономика и упрощённые сражения без особых различий между фракциями (которые из-за необходимости постоянно отдалять камеру ещё и выглядят набеганием друг на друга квадратов и треугольников). Однако, существует фанатский сетевой клиент с немалым онлайном, система рейтингов, периодические правки баланса и куча модов.
  • Многие текстовые игры, в том числе и ММО. Когда-то были популярны и пожалуй даже общеизвестны, но новые поколения геймеров зачастую о них не знают. Хотя они существуют и выпускаются по сей день и могут быть весьма «наворочены» в плане сюжета и геймплея. И вообще, необходимость читать километры текста в наше время — гарантия этого тропа в лучшем случае, а в худшем получится просто скучно.
  • Любая игра жанра файтинг, за исключением Mortal Kombat попадает под этот троп в России. Культура с аркадными автоматами здесь не развилась из-за того, что здесь считали, что "аркадные игры- для детей", а взрослые играют в компьютерных клубах, да и к тому же файтинги редко выходили на ПК. Также игры данного жанра богаты на термины и имеют высокий порог вхождения.
  • Моддинг, господа. Человек, делающий моды для какой нибудь игры, может быть довольно известен в обществе тех людей, которые собственно эти моды ищут, и ими увлекаются. Однако за пределами моддинг-сообщества о них никто не знает.
    • Ну так как компания Valve всегда приветствовала моды, а иногда и приобретала их, то моды, купленные ими и переросшие в игры (Counter-Strike например) и моды, вышедшие в Steam (Black Mesa, Portal Stories: Mel и Aperture Tag), могут быть вполне известны.
  • Игры быстро прекративших своё существование платформ, вроде некоторых не слишком удачных приставок 1990-х годов (Panasonic 3DO, PC-FX, TurboGrafx-16). Нередко у них есть узкой кружок поклонников, которые пишут эмуляторы, обмениваются добытыми правдами и неправдами образами игр и т. д.
  • Игры для устаревших компьютеров (PDP-1, Apple II, ZX Spectrum, Commodore 64 и т. п.) — как раз тот случай, когда «фанбаза вымирает естественным путём». Она, конечно, немного пополняется теми, кому нравится ретро-стиль, но вряд ли это восполняет естественную убыль. Плюс сама платформа могла быть малоизвестной, даже во времена её расцвета. Так, к примеру, вне Японии мало кто знал про PC-8000 и PC-9800.
  • Touhou Project — эту серию, наверное, можно считать чуть ли не эталоном тропа, причём сразу с педалью в пол. Размах фэндома просто поражает воображение: за 25 лет существования серии было создано огромное количество фанатских артов (достаточно отметить хотя бы то, что на крупном сайте с анимешным фанартом Danbooru тег «Touhou» составляет почти 16 % всех изображений — больше чем у тега «black_hair»), фанатских музыкальных аранжировок (большая коллекция Тохо-музыки в lossless формате на 1 января 2018 года весила 1,65 терабайт, а Touhouwiki указывает более 600 фанатских музыкальных групп и более 6000 альбомов — и это только те, про которые есть статьи), фанатских игр (причём не поделок, а полноценных профессионально сделанных игр, часть из которых даже выходила в Steam и на консолях), фанатских пародий (список одних только тохофицированных игр удостоился аж отдельной статьи) и даже несколько фанатских аниме (причём к одному смогли привлечь аж профессиональных сейю!). Но при этом за пределами фэндома про данную серию практически никто (на Западе — в Японии Touhou Project стала практически культурным феноменом) даже краем уха слышал!
  • Игры, которым тупо не повезло с пиаром, например, из-за отсутствия издателя и вообще отдельно ответственных за эту сферу людей.
    • Эадор — почему эта игра малоизвестна? На это есть вполне объективные причины, в виде того, что её делал всего один человек, не было никакой рекламы в момент выхода, плюс весьма слабая графика. Но вместе с этим она является сочетанием практически всех интересных идей в пошаговых стратегиях с интересным геймплеем, комьюнити которой до сих пор живёт, а мододелы продолжают развивать игру более чем через десять лет после её выхода.
    • Механоиды — privateer с необычным сеттингом (и кучей текста) от отечественных разработчиков, начинавших вдвоём и попавших в лапы злой и жадной 1С, которая зафичекатила вторую часть и зажилила права после спин-оффа. Сейчас, однако, разрабатывается на народные деньги третья игра основной серии, ожидание которой в скромном сообществе достигло меметичности третьей же Half-Life.
    • Fallen London — и другие игры по этой вселенной. Все три отличаются, опять же, кирпичами пурпурного английского текста, который студия сама переводить не собирается.
  • CRPG в наше время. На фоне популярности Action RPG они действительно пребывают в безвестности. Старые CRPG, такие как Fallout, Baldur’s Gate и Planescape Torment считаются шедеврами игровой индустрии, но их игровая аудитория постепенно вымирает по естественным причинам. А их идейные наследники новой школы, вышедшие в последние годы, такие как Pathfinder Kingmaker, Pillars of Eternity, Tyranny отпугивают слабой по меркам современной игровой индустрии графикой, огромными объёмами текста, которые надо читать, и достаточно специфическим геймплеем. Они могут быть как угодно хороши, но популярности Skyrim или Ведьмака им не удалось собрать.
  • И jRPG тоже. Пусть Final Fantasy и Pokémon являются крайне прибыльными франшизами, но jRPG всё равно остаётся нишевым жанром, особенно в России. Да, были пиратские переводы какой-нибудь Legend of Mana, но по популярности они заметно уступали тем же Half-Life и Quake. Ситуация почти та же, что с аниме и CRPG. Если на Западе jRPG уже стало привычным явлением, то в России он по-прежнему остаётся малопопулярным жанром.
  • Игры в жанре гача. Они выходят на телефонах, имеют донат, персонажей получаешь из лутбоксов. В общем, если к jRPG люди хотя бы относятся спокойно, то любая гача становится объектом тропа не читал, но осуждаю. Хотя казалось бы, самой обсуждаемой игрой в Твиттере стала Fate/Grand Order, которая собрала миллионы долларов на микротранзакциях. И подобные игры имеют немало поклонников. Неудивительно, почему Genshin Impact, первая мейнстримная гача-игра ААА класса, стала объектом жарких споров. «Я хочу поиграть в клон Breath of the Wild, а не в какое-то казино с вайфу!»
  • Sonic the Hedgehog- в странах запада Ёж Соник, да и его вселенная широко известны. Однако в странах СНГ большинство представителей фандома с данной франшизой познакомились с аниме "Соник Икс". Вследствие чего, при поиске в Яндекс "Соник" долгое время мелькали скриншоты из аниме "Соник Икс". Лишь с выходом фильма "Соник в Кино" в 2020 году франшиза стала мэйнстримной в странах СНГ на уровне с Германией и Италией.
  • The Legend of Zelda — одна из самых популярных игровых франшиз на Западе, прошедшая мимо многих российских геймеров. Что неудивительно, ведь каждая игра серии была выпущена на игровых консолях Nintendo. После выхода Breath of the Wild популярность стала немного выше, но не настолько. Даже пиар игры от Ивана «ИванГая» Рудского не особо помог в популяризации игры.
    • Впрочем, как и любая франшиза от Nintendo в России.
      • Игры Pokemon до Свитча. В (ретро-)обзорах на ту же Nintendo DS было много чего показано, включая Mario и Zelda, а та же Pokemon Black/White даже не была упомянута.
      • Здесь сама компания виновата. Региональные цены — нет, не слышали! Зато продать за полную стоимость ремейк игры 1993 года — любим, умеем, практикуем!
      • Хотя есть программы-эмуляторы, которые способны запустить многие игры франшизы на ПК, включая и свеженький Breath of the Wild. Но проблема в том, что школьнику (да и простому обывателю тоже) придется долго разбираться в настройках эмулятора, чем мало кто захочет заниматься. А запуск Ботвы на эмуляторе потребует мощный компьютер.
    • Из-за вышеперечисленных факторов в России стала пользоваться спросом другая игра, вдохновленная Breath of the Wild — Genshin Impact.
  • Инди-игры. Хоть иногда стараниями стримеров и летсплейщиков пиарятся кое-какие инди (зачастую, посредственного качества), которые порою набирают огромный фэндом, но большая часть годноты теряется либо на фоне громких ААА проектов, либо же из-за заполонивших библиотеки Steam мусорных игр. Просто вбейте в Ютуб запрос «Best indie games of (название года)» и сами увидите, сколько вполне неплохих и стильных игр обделены вниманием.
    • С другой стороны, инди не рассчитаны на массовую аудиторию, и зачастую подобные игры созданы для людей совсем специфичных вкусов.
    • Geometry Dash. Так-то о ней вроде как многие слышали, и аудитория вроде широкая, да только вот представление о ней у многих неправильное. Многие знают лишь официальные уровни, и, может быть видели в тиктоке какие-то экстримы, но они даже не представляют насколько у неё огромное комьюнити. На самом деле Geometry Dash — это не просто какая-то однокнопочная аркада, это уникальная платформа создания уровней, с большим и развитым редактором. В игре много пользовательских уровней, причём довольно качественных, есть огромное комьюнити с кучей более мелких групп.
      • И вот с этими группами троп начинает играть всё сильнее и сильнее. В комьюнити всевозможных тем, историй и тд дофига, и они мошут иметь разную степень известности в тех или иных кругах. Одной из них являются приватные сервера. Даже самый известный, "GDPS Editor 2.2", который является пофикшенной слитой версией того самого обновления, неизвестен среди не-гдшеров от слова совсем, хотя здесь есть очень много крутых вещей. Ну а другие серверы и внутри комьюнити не на слуху, хотя они не то, чтобы и должны.
  • Спин-оффы известных игр. Практически все геймеры хотя бы что-то слышали про GTA SA, GTA IV и GTA V. А вот многие ли слышали про такую часть, как The Lost And Damned? А кто сходу вспомнит сюжет The Ballad Of Gay Tony и имена второстепенных персонажей?

Визуальные романы[править]

  • В России сама концепция визуального романа малоизвестна (хотя Бесконечное лето в своё время сильно нашумело и в мейнстримном интернете), любителей жанра мало, но они весьма активны.
    • Хотя в России же выпускают довольно много визуальных романов, но обычно они не пользуются и сотой долей популярности «лета».

Настольные игры[править]

Большая часть настольных игр. Какие настольные игры вспомнит среднестатистический человек? Шахматы, «Монополию», шашки, одну-две карточных игры. Возможно, го, нарды, домино и совсем не настольную «Мафию». Хотя настольных игр даже не сотни, а тысячи и десятки тысяч.

  • Настольная ролевая игра — круг намного уже, чем у просто настольных игр. В Гугле по запросу «ролевые игры» вы скорее найдете компьютерные игры и секс. А вот настольные ролевые игры и полевые ролевые игры — шансов меньше. Вместе с тем Dungeons & Dragons создала столько тропов, что редкое произведение не позавидует.
    • Как раз D’n’D за счёт адаптаций и отсылок в американских произведениях довольно известны, а вот другие НРИ…
    • Среди заядлых настольщиков GURPS, Fate Core и Storyteller/Storytelling популярны ничуть не меньше, если дальше не больше, чем D&D, потому как позволяют гораздо проще составлять свои собственные модули за счёт более прозрачного устройства самого движка. Но для тех, кто сам от настольных игр далёк, ролевая настолка по умолчанию — D&D.
  • Из всех существующих варгеймов в мейнстрим попал только Warhammer 40000. Ну и Warhammer Fantasy Battles и то после популяризации от Total War и Warhammer: Vermintide (нечестно обделенный вниманием Mark of Chaos предмет статьи, а MMORPG вышел кривым, поломанным и несбалансированным), которые вышли после официальных похорон и отпева франшизы. Потом на волне роста популярности ФБ выкопали и некромантировали.
  • «Ходилки» («кинь-двинь»), т. е. быстрые (время прохождения от 10 минут до часа-двух в зависимости от величины игрового поля и разнообразия правил) настольные игры, где нужно только бросать кости и ходить по правилам, незаслуженно имеют репутацию «детских». Однако взрослая аудитория у них есть, и потенциально можно их популяризировать в качестве обычных «игр для встречи приятелей» вроде шахмат и шашек. Пока же они остаются хорошо известными в узких кругах, для которых и создаются такие игры. Встречаются среди них и настоящие шедевры: серьёзные и проработанные ходилки художника Голицына «Беглые, или Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» (о побеге крестьян из реального монастыря в казаки — при этом карта тоже реальная, маршрутов побега много, а событий случается тоже немало), «Пираты» и «Захват колоний» (на настоящей карте тогдашних времён, но по правилам ходилок в смеси с правилами настольных стратегий); или, например, «Большое космическое путешествие», которое выглядит детским, но впечатление обманчиво — построена игра по принципам высшей математики, и чем ближе к финалу, тем выше вероятность отката к началу по её правилам (из-за чего в неё можно играть очень долго, как в карточную игру «Пьяница»).
    • Компьютерные реализации тоже довольно редки, но можно выделить Water Wonder (детская, зато с красивейшим полем и фишками, чьё агрегатное состояние зависит от игрока — т. е. оно может быть твёрдым, жидким или газом — а от него уже зависит, с какой скоростью будет двигаться фишка) и Dr. Drago’s Madcap Chase (путешествие по всей карте Европы на машинах — нужно следить за финансами, кое-что покупать, а прежде всего — стремиться достичь следующей точки маршрута, за что даются бонусы; если противник доехал до неё раньше остальных, то она меняется, и в выигрыше будет тот, кто ближе к ней).

Музыка[править]

« Heavy metal is never in fashion, never out of fashion. »
— BBC 7 Ages of Rock
  • В общем и целом — почти любая не англо-американская группа становится тропом в англоязычном мире. Проще перечислить исключения (типа ABBA, Rammstein и BTS), чем примеры.
  • Ещё в 1960-х такая репутация была у Velvet Undeground. «Группа, чью пластинку купило всего 10 000 человек — но каждый, кто смог дослушать, создал свою группу».
  • Steppenwolf. Говорят, даже термин heavy metal они придумали.
  • Хард-рокеры King’s X. Вдохновляли весь ранний грандж, а вокалиста звали петь в Deep Purple (он отказался).
  • Nirvana до сингла Smells Like Teen Spirit.
    • А созданная ещё в 1960-х одноимённая английская Nirvana и поныне.
  • Английская группа Scorpions из Манчестера хоть и появилась раньше своих знаменитых немецких тёзок, но сопоставимой по масштабу известности не получила даже у себя на родине в Британии. Однако сумела снискать небывалую популярность в Нидерландах.
  • Большая часть нишевой музыки. Вряд ли за пределами металл-тусовки очень много меломанов будет обсуждать каких-нибудь Pain of Salvation или Opeth. Чай, не собирающая стадионы Metallica!
    • Сама Металлика была тропом вплоть до выхода «Чёрного альбома».
  • Творчество Complex Numbers и Виктора Аргонова.
  • Музыка специфических жанров, как тот же нойз, грайндкор, матрок, индастриал или IDM. Те же Merzbow, Throbbing Gristle, Slint, Coil или Aphex Twin (его клипы, на минуточку, даже крутили по MTV) достаточно влиятельны, известны, собирают крупные площадки и имеют широкую фанбазу среди почитателей жанра. Иногда даже в жанровой среде к ним относятся снисходительно, дескать, «Merzbow — попса, вот то ли дело Genocide Organ!». Но широкой публике эти имена всё равно ни о чём не говорят, ибо для обывателя довольно сложно для восприятия. Классический пример, Nine Inch Nails: до выхода «Closer», когда Трент сделал звучание более удобоваримым для массового слушателя, популярны они были лишь среди почитателей андерграунда, зато дальше пошли дискуссии на тему «Торт — не торт?».
  • Группы нишевые, которые называли среди любимых исполнители групп культовых. Настоящие фанаты, читавшие интервью и озадачившиеся поисками, знают и уважают, простые смертные реагирую примерно как «Чё?.. Какие-такие Joy Division? Витя Цой сам всё придумал, не выходя их кочегарки». Love, 13th floor elevators, Butthole Surfers, Sonic Youth, Atari Teenage Riot, Pizzicato Five… Сотни и тысячи их.
    • В принципе, андеграундный русский рок до Перестройки сам подходит под троп.
    • А после Перестройки всё стало наоборот: бывший андеграунд стал мейнстримом, а рок на советской эстраде, вроде «Автографа», оказался забыт по принципу «да это, наверное, совковая попса какая-то». О существовании прогрессива от «Високосного лета», авангардной электроники от Эдуарда Артемьева и space-age pop от Вячеслава Мещерина знают действительно только в узких кругах ретроманов.
  • Великие продюсеры: Брюс Фейрберн, Рик Рубин, Денниз Поп, Макс Мартин, другие деятели из Cheiron Studios, Лукаш Готвальд. Вы первый раз слышите эти имена? А вот спродюсированные ими песни вы слышите из любого утюга.
  • Рой Бьюкенен — вероятно, величайший блюзмен в истории. Был при жизни исключительно скромным человеком, панически боявшимся славы — так, он наотрез отказался становиться участником The Rolling Stones и супергруппы Джона Леннона Plastic Ono Band (а от приехавшего уговаривать Леннона попросту спрятался в студии); выпуск своего дебютного альбома на лейбле Polygram Рой саботировал выпуском кустарной пластинки (лейбл разорвал сотрудничество). В итоге Бьюкенен стал «музыкантом для музыкантов»: последователи знают и чтят его как непревзойдённого классика блюза, а вот слушателям его имя, скорее всего, ничего не скажет. Возможно, именно этого блюзмен и хотел.
  • Московский Формейшн начала 1990-х, особенно творчество группы «Соломенные Еноты». Выходят исследования, пишутся каверы, но это слишком по-любительски, слишком кассетно записано, и слишком непохоже на современное причёсанное инди в клетчатой рубашке и с бородой. Также немузыкальное творчество Формейшена-и-около. Кто ж из фанатов Енотов не знает «Шумелаъ Ъмышь»? А кто знает из не-фанатов?
  • В русском рэпе такая репутация у группы Рабы Лампы (без них не было бы Дельфина и рэпа начала 2000-х) и гордо удалившегося в закат калининградского тролля Бабангиды. Даже идейного продолжателя Славу КПСС знают больше: он у Оксимирона рэп-батл выиграл! Впрочем, Бабангида и Оксимирон могли сойтись в финале независимого батла хип-хоп.ру… если бы Оксимирон не слил полуфинал.
  • Jeremy Soule и другие композиторы известные в большей степени как те чуваки, которые написали клевый музон к моей любимой (вставить название) видеоигре. Например, Полу Энтони Ромеро (композитору культовых «Героев Меча и Магии») организовывали концерты фанаты легендарной игровой серии!
  • Чуть больше везет авторам саундтреков к фильмам. Особенно если долго и плодотворно работать в тандеме с известным режиссером. Эннио Морриконе ещё хорошо известен, а вот того же Джерри Голдсмита (Ave Satani) уже не всякий вспомнит.

Изобразительное искусство[править]

  • Не всегда самая известная скульптура — самая значимая у искусствоведов. Многие знают «Мыслителя» или «Писающего мальчика». Но, например, «Пергамский алтарь» — у искусствоведов как буква А в букваре. Некоторые имена мифических древнегреческих гигантов и их облик известны только из него. Однако кругом искусствоведов знание о нём, кажется, и исчерпывается.
    • Здесь, впрочем, как посмотреть — всё-таки Пергамский алтарь (вернее, реконструкция его западного фасада) привлекает в посвящённый ему берлинский музей множество туристов и потому известен сравнительно широко.
  • «Дорифор», который «просто ещё одна античная статуя голого человека с копьём» для простых смертных и та самая хитрющая модель, которой венчается изучение анатомии. Дело в том, что Дорифор специально делался как учебное пособие, в нём выверены все пропорции тела, и в придачу оно показано в движении. Зарисовать это без ошибок ОЧЕНЬ сложно, нужно очень хорошо знать анатомию, греческий канон пропорций и уже неплохо набить руку на рисовании обрубовок, скелетов, тел с содранной кожей, тех самых бородатых голов и т. п.
  • В принципе живопись XX века, кроме раскрученных имён типа Пикассо, Дали и Уорхола (двое последних — феномен грамотного пиара с эпатажем). А много ещё простой человек назовёт представителей кубизма, сюрреализма и поп-арта? Людям одного образца на каждый достаточно, остальных художников помнят уже те, кто пытался разобраться в теме.
    • Особенно касается таких направлений как фантастическая иллюстрация. Вы наверняка видели десятки работ Майкла Уэлана, Фрэнка Фразетты, Ларри Элмора, Джеральда Брома и Уэйна Барлоу (а у последнего ещё и дизайны для фильмов, включая «Аватар»). Но сами эти имена знакомы только тем, кто увлекается этой темой. Широкие массы с ходу вспомнят только Бориса Вальехо и Ханса Руди Гигера.

Примечания[править]

  1. В книжном магазине. Или на Фантлабе.
  2. Загибайте пальцы — в разное время для него вышли: Як-40, Ан-24, Ту-134, Ту-154, Ту-204, Airbus 319,321,300,330,340, Boeing 727,737,747-200,747-8,Concorde,BAe146 и многое, многое другое…