Малазанская книга павших

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Malazan Book of the Fallen»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Malazan Book of the Fallen. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Книги основной серии

«Малазанская книга павших» (англ. Malazan Book of the Fallen) — фэнтезийная вселенная, созданная канадскими писателями Стивеном Эриксоном и Ианом К. Эсслемонтом в виде ролевой игры в 80-х годах, которая чуть позже переросла в продолжительный цикл романов в жанре тёмного фэнтези. Как и положено хорошему представителю данного жанра, повествует о приключениях неоднозначных героев в мире, охваченным войной и стоящем на пороге Апокалипсиса, которые преследуют свои собственные цели и которым часто приходится делать выбор между большим и меньшим злом. В серии присутствует дофига персонажей, множество различных рас, богов, монстров, подробное описание устройства местного мира, что может немного вогнать в небольшой ступор неподготовленного читателя, но все это компенсируется захватывающим сюжетом, неоднозначными персонажами, масштабными битвами, а также тёмной и гнетущей атмосферой мира, стоящего на пороге катастрофы. Помимо этого, серия содержит множество аллюзий на реальный мир и богата жирными «на тебе!» в сторону государственных, социальных и, в особенности, религиозных институтов.

Мир и завязка сюжета[править]

Карта мира

Мир, в котором происходит действия романа, весьма обширен и проработан. Состоит из множества континентов, населенный различными народами и расами. Повествование ведется от лица нескольких POV-песонажей, которые периодически сменяют друг друга, как и места действия. События цикла повествуют о молодой Малазанской империи, покоряющей один континент за другим, однако уже успевшей увидеть первое предательство. Сотрудница секретной службы убивает императора Келланведа и восходит на трон под именем Ласиин, продолжая завоевательную политику своего предшественника, одерживая победу за победой. Однако элитное подразделение Мостожогов, не согласное с чистками имперской элиты и убийствами бывших друзей покойного Императора, переходит на сторону мятежников. Одновременно против Малазанской империи воюет народ тисте анди во главе с полубожественным Аномандером Рейком, обитающий внутри летающей крепости. Кроме того, местные боги стремятся извлечь собственную выгоду из возникшего конфликта…

Книги серии[править]

Романы Стивена Эриксона[править]

Основная серия[править]

  • Сады луны / Gardens of the Moon (1999)
  • Врата Мёртвого Дома / Deadhouse Gates (2000)
  • Память льда / Memories of Ice (2001)
  • Дом Цепей / House of Chains (2002)
  • Полуночный Прилив / Midnight Tides (2004)
  • Охотники за Костями / The Bonehunters (2006)
  • Буря Жнеца / Reaper’s Gale (2007)
  • Дань псам / Toll the Hounds (2008)
  • Пыль Снов / Dust of Dreams (2009)
  • Увечный бог / The Crippled God (2011)

Трилогия Карканаса[править]

  • The Forge of Darkness / Кузница тьмы (2012)
  • Fall of Light / Падение света (2016)
  • Walk in Shadow / Путь в тени TBA

Романы Иана К. Эсслемонта[править]

Основная серия[править]

  • Ночь ножей / Night of Knives (2005)
  • Возвращение Багряной гвардии / Return of the Crimson Guard (2008)
  • Камнедержец / Stonewielder (2010)
  • Держава, Скипетр, Трон / Orb, Sceptre, Throne (2012)
  • Кровь и кость / Blood and Bone (2012)
  • Assail (2014)

Путь возвышения[править]

  • Dancer’s Lament / Печаль танцора (2016)
  • Deadhouse Landing / Пристань мёртвого дома (2017)
  • Kellanved’s Reach / Путь Келланведа (2019) TBA

Персонажи[править]

В серии присутствует огромное количество персонажей, так как действие книг происходит в разных частях света. Здесь нелинейное повествование, нет протагониста и умереть может каждый, поэтому одни персонажи сменяют других. И даже боги здесь далеко не бессмертны.

Аномандер Рейк с обложки коллекционного издания «Садов луны»
  • Аномандер Рейк — полубожественный предводитель народа тисте анди и правитель летающей крепости «Лунное семя» (анг. Moon Spawn). Антигерой, бисэйнэн, крутой фехтовальщик, колдун и воин, счастливый обладатель крутого и символического офигенно большого меча Драгнипур, поглощающего чужие души, который он забрал у предыдущего владельца. Ростом в семь футов, имеет характерную для тисте анди внешность — угольно-чёрная кожа, длинные серебристые волосы и большие глаза с вертикальными зрачками, способные менять свой цвет. Помимо всего этого, умеет принимать облик дракона. Из описания можно принять его за каноничного Сью, но на самом деле не является таковым, хоть порой и демонстрирует коронные моменты. Как и весь народ, является сыном Матери Тьмы, но когда Мать Тьма создала другие расы с белой и серой кожей, ушел из её владений. Несмотря на сущность антигероя, делает все чтобы защитить остатки своего народа, хоть и признает, что тисте анди уже давно потеряли всякий интерес и желание к борьбе и размножению. Также, слишком «добр» для Драгнипура, который постоянно нужно кормить душами. На начало серии заключает шаткий союз с Семью Городами для борьбы с Малазанской империей.
  • Апсалар она же Жаль (англ. Sorry) — безымянная девочка из рыбацкой деревни, одержимая Богами Престола Тени. Превратившись после этого в жуткого ребенка, вступила в армию и стала ассассином. До тех пор, пока не встретила Крокуса, который дал её имя богини покровительницы воров — Апсалар. После этого отправилась путешествовать с ним, пытаясь узнать правду о себе и своё предназначение.
  • Крокус — юный вор из Даруджистана, фанат ножей, завсегдатай гостиницы «Феникс» и ученик Круппа. По сюжету первой книги, забрался в дом к юной миловидной дворянке и увидел её голой. После ограбления Крокуса стало мучить чувство вины, отчего он вернулся к девушке и отдал ей то, что украл. Выяснилось, что она знала об этом, но в награду за его честность обещала не выдавать его. После встретил Жаль и, решив заботиться о ней, дал ей имя Апсалар. Вместе с ней был свидетелем того, как Аномандер Рейк сразил имперского демона.
  • Крупп — еще один завсегдатай гостиницы «Феникс», интриган, маг, говорящий о себе в третьем лице и ведущий свою политическую игру.
  • Фелисин Паран — одна из POV второй и четвёртой книг. Была выдана своей сестрой Таворой имперской службе безопасности и сослана на каторгу, где в столь юном возрасте была вынуждена трудиться не покладая руки и продавать своё тело мужчинам и женщинам. При помощи двух сообщников сумела сбежать и присоединиться в войску Апокалипсиса, где жрецы местного культа планировали сделать из неё сосуд для местной злой богини. В итоге убита своей сестрой Таворой, которая так об этом и не узнала.
  • Карса Орлонг — брутальный варвар из племени великанов с континента Генабакис, один из POV четвертой книги. Еще один антигерой, рыцарь крови, в поисках приключений решивший покинуть свою деревню вместе с двумя своими товарищами. Чуть позже присоединяется к армии Апокалипсиса.
  • Каллор — крутой пожилой король, лишившийся своего королевства. Высокий, тощий и худой. Еще один крутой фехтовальщик. В конце книги «Память Льда» успешно предал своих союзников по борьбе с Малазанской империей, отчего даже Аномандер Рейк запретил убивать его в случае обнаружения, сказав, что такой подонок заслуживает быть убитым Драгнипуром.
  • Силкас Руин — брат Аномандера Рейка и Андариста, один из перворожденных Тисте Анди. Обладает уникальной для своей расы внешностью, так как является альбиносом. Соответственное, у него белая кожа в отличии от других Тисте Анди и красные глаза. Как и брат, может принимать облик дракона. В бою предпочитает орудовать двумя мечами. После раскола, когда Аномандер отправился на поиски брата Андариста, правил вместо Рейка в Харкенасе, пытаясь сплотить войска благородных фамилий и восстановить на юге Легион Хастов. Привел большую группу Тисте Эдур и Тисте Анди в мир Малазана. Силкас Руин вместе со своими воинами сражался против Охотников К’эл (К’Чейн Че’Малле). Был предан своим другом Скарой, нанесшим ему удар ножом в спину и заковавшим в Доме Азатов. После освобождения заключил союз с Домом. Стал известен как Белая Ворона. Среди Тисте Эдур более известен как предатель.

Тропы и штампы[править]

  • Адская гончая — Гончие Престола Тени.
  • Анти-Бог — Увечный бог.
  • Антигерой — предводитель тисте анди Аномандер Рейк, владеющий мечом, поглощающим чужие души.
    • Там же брутальный варвар Карса Орлонг из народа местных степных кочевников.
    • Да и вообще, любой относительно положительный персонаж. Это тёмное фэнтези, поэтому героев тут нет.
  • Атеист-диссидент — полно таких персонажей. Боги в этом мире существуют, и люди знают об этом. И тем не менее, из уст многих персонажей можно услышать, почему боги не заслуживают ни поклонения, ни уважения.
  • Бисёнэн — Аномандер Рейк, Силкас Руин, как и многие другие тисте анди, тисте эдур и тисте лиосан. И Жемчуг тоже.
  • Боги — сволочи — во все поля.
  • Бог-Император — в нечто подобное превращается император Рулад Сэнгар после захвата власти в Летерийской империи.
  • Боевые рабы — Тенескоури из «Памяти льда». Особо ужасающий пример: это крестьянская армия под управлением Провидца на полном самообеспечении. Их лидер дал им «святое благословение» делать все возможное, чтобы кормить и содержать себя самим. Каннибализм и мародёрство здесь самые меньшие из ужасов…
    • К’чейн че’малли, предположительно вымерший народ разумных рептилий, во времена своего расцвета вывел для своих нужд родственную им расу рабов к’чейн на’рук (которые по физическим показателям скорее подходили под определение суперсолдат[1]), которые использовались в том числе и как рабы-воины. Однако, вскоре к’чейн на’рук восстали против своих хозяев, что привело в движение события, в конечном итоге повлекшие вымирание обеих рас.
  • Великаны — Тел Акаи, одни из первенцев этого мира. По свидетельствам их последнего представителя, были высокоразвиты и миролюбивы, помогали развиваться примитивным тогда людям. По их поверьям, после смерти возвращались к земле — их «матери». Их нынешние потомки — Теломен Тоблакаи, несколько уменьшились в размерах и скатились в варварство, утратив культуру и знания. Сами Тоблакаи делятся на несколько народов (из народа по названию Теблор и происходит сам Карса Орлонг).
  • Война — это кошмар — ни солдаты Малазанской империи, ни мятежники Семи Городов, которые воюют против них, не знают пощады или жалости ни к женщинам, ни к детям. А на континенте Летер всё ещё хуже — там геноцид в моде.
  • Вымышленное ругательство — в книгах вместо черта и дьявола поминают местного бога смерти Худа.
  • Выходец с того света — красотка-пиратка Шерк Элалле, которая на самом деле умерла уже довольно давно. Оживать наотрез отказывается, боится состариться и испортиться.
  • Герой-варвар — Карса Орлонг.
  • Гордая и воинственная раса — ягутты, сегулех и теблоры.
  • Дракон в облике человека — Аномандер Рейк. Его брат альбинос Силкас Руин тоже.
  • Злая королева — императрица Ласиин.
  • Жуткие детишки — Жаль (позднее Апсалар), одержимая богами Престола Тени.
  • Ирония отставкиСкворец мечтающий о недолгой, но счастливой жизни с Корлат — пример из палаты мер и весов.
  • Колдун и воин — Аномандер Рейк.
  • Коронный момент — в первой книге Аномандер Рейк в одиночку убил несколько малазанских магов, которые попытались атаковать летающую крепость его народа. А после зарубил двух гончих Престола Тени (один такой пес, размером с медведя, до этого задрал четырнадцать закованных в броню стражников) и имперского демона. А в книге «Память льда» упомянуто, что во время посещения страны сегулехов он смог зарубить двадцать из них.
    • В книге «Дом Цепей» такие моменты постоянно демонстрирует Карса Орлонг.
  • Крутая армия — Мостожоги, элитный отряд Малазанской империи.
  • Крутое и символичное оружие — меч Аномандера Рейка Драгнипур, с черным лезвием, длиной клинка в шесть футов и поглощающий чужие души.
    • Карса Орлонг делает себе меч из камня, который местные боги пообещали сделать неразрушимым.
  • Крутой в дурацком колпаке — Крупп, Куру Кан, Искарал Паст, Амманас. Вообще в этой серии сильные жрецы и высшие маги любят прикинуться шлангом и строить из себя безобидных эксцентриков.
  • Крутой фехтовальщик — Аномандер Рейк, его сын Нимандер, Силкас Руин, Брис Беддикт, Каллор, Вискиджек/Скворец, Тралл Сенгар… Да и вообще, таких немало в серии. Кроме того, все представители народа сегулех являются таковыми, ибо вся их культура неразрывно связана с фехтованием.
  • Ктулху с побитой мордой — в таком довольно мрачном сеттинг боги здесь далеко не всемогущи и бессмертны. Например, на их убийстве специализируется брутальный варвар Карса Орлонг. А в книге «Дань Псам» Аномандер Рейк убил самого бога смерти Худа.
  • Ледяной блондин — Аномандер Рейк.
  • Любовь после гроба — вышеупомянутая Шерк Элалле очень любит соблазнять противоположный пол.
  • Межвидовая романтика — Скворец и девушка тисте анди Корлат. Да и вообще, тисте анди часто заводят отношения с людьми.
  • На тебе! — Стивен Эриксон, судя по всему, люто ненавидит религию и клерикализм. Соответственно, боги в произведении те ещё сволочи, люди им поклоняющиеся не лучше, и автор почти в каждой книге не прекращает пинать их. Особенно культ Увечного бога с его обещаниями Рая после смерти — явное На тебе в сторону авраамических религий.
    • Немало критики так же присутствует в сторону государственных институтов и социальных стереотипов.
  • Навозные века — во все поля.
  • Не орки — ягутты.
  • Не эльфы — тисте анди. При практически полном внешнем сходстве с темными эльфами дроу, не являются ими. И схожие с ними тисте эдур и тисте лиосан.
  • Нет протагониста — действие серии происходит в разных частях света, и ни в одной книге сюжет не крутится вокруг конкретного героя.
  • Обманная религия/религия зла — культ Увечного бога с его обещаниями Рая для тех, кто страдает при жизни. Жирное На тебе! в сторону одной авраамической религии.
    • Впрочем, под троп религия зла попадают чуть ли не все религии этого мира.
  • О себе в третьем лице — завсегдатай таверны «Феникс» Крупп.
  • Они будут или нет? — Крокус и Апсалар.
  • Офигенно большой меч — Драгнипур и каменный меч Карсы Орлонга.
  • Персонаж-маска — Ша’ик. На протяжении повествования под этим именем действовало аж три разные женщины.
  • Плохие люди — стандартные люди из тёмного фэнтези. Милитаристы и ксенофобы. Не эльфы и не орки, впрочем, не лучше.
  • Пнуть сукиного сынав «Доме Цепей» Карса Орлонг отрывает достоинство темному магу Бидиталу и запихивает ему в рот, тем самым душа его. Зная, что Бидитал является полным чудовищем и педофилом, делавшим своим жертвам женское обрезание, читатель не может не радоваться. Дополнительные очки к тропу заключаются в том, что душе Бидитала за его деяние обеспечены нескончаемые муки.
  • Поднятие уровень крутизны — явление Восхождения представляет собой именно это: количественно-качественный переход крутизны индивида.
  • Полное чудовище — тёмный маг Бидитал, последователь Апокалипсиса. Педофил, охочий до маленьких девочек, делавший им женское обрезание для своих тёмных ритуалов.
  • Похититель душ — Аномандер Рейк.
  • Раздаватель прозвищ — Смелый Зуб, сержант-инструктор из гарнизона Малаза, ввёл традицию давать новобранцам прозвища, которые в армии на постоянной основе используются вместо имени. Он лично дал имена почти всем Сжигателям Мостов и Охотникам за Костями.
  • Реактивный громила — Карса Орлонг.
  • Рыцарь крови — на этом строится вся культура сегулехов. Смысл их жизни — поиск достойных противников. Умер, значит проиграл.
    • Карса Орлонг тоже.
  • Ряженые под Рим — Малазанская империя. Даже название взято от столицы империи Малаз.
  • Ряженые под Японию — Сегулех. Закрытая островная страна, где всех с детства натаскивают на владение мечом.
  • Серо-серая мораль — ни одну из сторон конфликта нельзя назвать плохой или хорошей. И у Малазанской империи, и у Семи Городов, и у тисте анди своя правда и цели.
  • Сопротивление — чем больше земель захватывала Малазанская империя, тем сильнее разрасталось сопротивление.
  • Тьма не есть зло — народ тисте анди, они же дети тьмы, при всей схожести с темными эльфами дроу, является гордой и мудрой расой, а вовсе не порочной или злой.
  • Тяжёлое детство, деревянные игрушки — Жаль (позднее Апсалар), которую забрали из родного дома, заставили вступить в армию и убивать людей.
    • Впрочем, куда ей до младшей дочери семьи Паранов, Фелисин, которая была вынуждена скрываться в тюрьме и продавать своё тело заключённым и стражникам обоих полов.
    • Тринадцать сотен (!!!) малазанских детей, распятых повстанцами, спасённых демоном Престола Тени и ставших его армией — пример из палаты мер и весов.
    • Дети-беженцы из провинции Коланс идущие по пустыне, гибнущие один за другим и немедленно после этого поедаемые товарищами — педаль в пол и земную кору.
  • Умереть может каждый — как и положено, в суровом мире темного фэнтези. Есть даже юмористическая картинка, где Джордж Мартин говорит: «Вот список персонажей, которых я убью», на что Стивен Эриксон отвечает: «Ты восхитителен».
  • Фанат ножей — юный вор Крокус.
  • Философический угар — типичная манера общения местных богов.
  • Фэнтезийный феминизм — в этом мире женщины спокойно служат в армии и сражаются наравне мужчинами. Да и Малазанской империей правит императрица. Обосновывается тем, что раз уж в самом важном аспекте — одаренности магическими талантами — природой не предусмотрено дискриминации, то и в других областях она не прижилась.
  • Хорошие орки — яггуты ничем не лучше и не хуже местных людей и местных не эльфов. Кроме того, у них очень развит родительский инстинкт.
  • Ящеры — К’чейн че’малл. Первая разумная раса этого мира. Похожи на динозавров, передвигаются на задних лапах как тираннозавры или велоцирапторы. По структуре общества они ближе к муравьям и термитам, где во главе стоит матрона, и есть трутни и солдаты.

Примечания[править]

  1. Продублированная система внутренних органов, очень развитый мозг (шесть долей!), по два хрусталика в каждом глазу и несколько желудков, позволяющих переваривать даже вещи из железа.