Сказания Меекханского пограничья

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Opowieści z meekhańskiego pogranicza»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Русское издание серии

«Сказания Меекханского пограничья» (польск. Opowieści z meekhańskiego pogranicza) — цикл романов в жанре тёмного фентези за авторством польского писателя под псевдонимом Роберт М. Вегнер. Повествует, как ни странно, о жизни граждан Меекханской империи.

Мир и завязка сюжета[править]

Карта мира

Мир книжной серии представляет собой стандартный, ряженый под средневековую Европу сеттинг. В центре повествования находится самое могущественное государство в мире — Меекханская империя, явно ряженая под Рим, с профессиональной армией, внешней и внутренней разведкой. На севере находятся горы, где местный военный орден Горной Стражи, состоящий из сомнительных личностей, защищает империю от воинственных племён и древнего зла. На востоке за горами простираются безграничные степи, из которых на Меекханскую империю периодически нападают ряженые под монголов кочевники се-кохландийцы. На юге империи расположена пустыня и ряженые под Ближний Восток города. И, наконец, на западе империи находится океан и города, где расцветают собственные религии и чьи жители не слишком довольны вассальством Меекханской империи. В серии нет конкретного протагониста, в каждом регионе есть свои действующие лица. Ближе к книге Небо цвета стали сюжетные линии Севера и Востока постепенно сливаются в единую. Как и сюжетные линии Юга и Запада в книге Память всех слов.

Книги серии[править]

Первые рассказы цикла публиковались отдельными частями, чуть позже были объединены в книги Север и Юг и Восток и Запад. Начиная с Небо цвета стали издавались полноценными книгами.

  • Север. Топор и скала (Północ) 2006—2009
  • Юг. Меч и жар (Południe) 2006—2009
  • Восток. Стрела и ветер (Wschód) 2007—2010
  • Запад. Кинжал и море (Zachód) 2007—2010
  • Небо цвета стали (Niebo ze stali) 2012
  • Память всех слов (Pamięć wszystkich słów) 2015
  • Каждая мертвая мечта (Każde martwe marzenie) 2018

Персонажи[править]

Север[править]

  • Кеннет-лив-Даравит — молодой рыжеволосый лейтенант Горной Стражи, один из ключевых персонажей серии. Отец солдатам и просто хороший человек. Не интересуется ни политическими интригами, ни удовлетворением низменных потребностей, а с честью и совестью исполняет свой долг по охране Меекханского пограничья от различных угроз. Пользуется непререкаемым авторитетом среди своих подчинённых, несмотря на то, что сама стража состоит из крайне сомнительных личностей. В рассказах, посвящённых ему, Кеннет сражается с разбойниками, а также расследует убийства и исчезновения людей.
  • Вархен Велергорф — десятник в роте Кеннета. Немолодой горец, чьё тело покрыто татуировками.
  • Борехед — шаман горного племени «ахеров». Немолодой, жилистый и коренастый мужчина. Не очень любит меекханцев, но тем не менее уважает Кеннета и помогает ему в его расследовании, ибо для него меекханцы — меньшее зло.

Юг[править]

  • Йатех д’Кллеан — молодой воин из племени иссаров, чьи представители постоянно носят маски и убивают всех не из своего племени, кто увидит их лица. Крутой фехтовальщик и армия из одного человека.
  • Эрин-кер-Ноель — богатый меекханский купец, нанявший Йатеха в качестве телохранителя.
  • Исанель — дочь Эрина, девушка, не желающая быть «послушной принцессой». Влюблена в Йатеха.
  • Деана — сестра Йатеха. Как и он, отлично владеет мечом. Двумя.

Восток[править]

  • Кайлеан — меекханка, воспитанная семьей «фургонщиков», народа, изгнанного с родных земель се-кохландийцами. Владеет запретной магией, позволяющей ей впускать в себя души зверей. При себе всегда держит душу своего любимого пса.
  • Генно Ласкольник — меекханский генерал, последовательный борец с се-кохландийцами. В его отряде и состоит Кайлеан. Владеет запрещенной магией, позволяющей ему понимать лошадей.
  • Дагена Оанитер — подруга Кайлеан. Тоже владеет запретной магией, которая позволяет ей в минуты опасности призывать на помощь души предков.

Запад[править]

Тропы и штампы[править]

  • А в это время Бонапарт переходил границу — и военное командование, и разведка и контрразведка Меекханской империи несколько раз садятся в лужу на ровном месте и пропускают серьезные угрозы для государственной безопасности, потому что заняты в первую очередь межведомственной грызнёй друг с другом.
  • Армия воров и шлюх — Горная стража. Военный орден, состоящий из сомнительных личностей. Однако для подобной работы именно такие и необходимы, так как те, против кого они воюют, куда хуже. Некогда это были войска вессирских горных племён, после их мирного присоединения к империи стали порубежниками Меекхана. До сих пор в Страже много вессирцев, а половина стражников или бывшие преступники или в родне грабители. Что делать, в горах жизнь сурова.
    • Вообще-то, это скорее заявленная способность — в кадре Горная Стража всегда ведет себя как коллектив дисциплинированных и компетентных военных.
  • Банда маргиналов — чаардан Генно Ласкольника. Разношерстная ватага побратимов, которую отец меекханской конницы старательно подбирал по одному ему ведомым критериям. В основном, по владению очень полезными, но чрезвычайно запретными навыками, за которые официальные лица империи отправят либо в каземат, либо на костёр — вроде анимагии или способности заклинать духов.
  • Бог в облике человека — авендери, «божественный сосуд». Человек, предоставляющий своё тело в распоряжение божественной души. Не без побочных эффектов: если бог решит «объять» своим присутствием всего одного человека, и поместит всю свою душу в одно тело, жизнь обладателя этого тела станет невыносимо интересной, но очень недолгой: из-за категорического несоответствия божественных сил возможностям человеческого организма, внутренние органы загнутся в считанные часы. Боги пытались дробить свою душу на мелкие части и «обнимать» сразу несколько человек, но и тут не всё гладко: многолетнее сосуществование божественной и человеческой души в одном теле пагубно влияло на психику и того и другого. Бог начинал приобретать человеческие замашки, человек — божественные, и в терминальной стадии из двух душ вообще могла сформироваться третья, совершенно новая личность, которую уже даже обратно к богу нельзя было «присоединить». Поэтому с относительно недавних (по отношению к началу серии) пор вообще боги избегают создания аватар.
  • Бой-баба — Деана, Кайлеан и Дагена.
    • Все иссарские женщины.
  • Борьба нанайских мальчиков — её устраивает Уста Земли во время суда вайхиров над Кей’лой. Самый ярый обвинитель тоже втайне работает на неё и специально пускает дискуссию по выгодным для Кей’лы направлениям.
  • Великан/Много рук — народ четырёхруких вайхиров. И они считают, что все имена должны быть говорящими.
  • Война — это кошмар — во все поля. Особенно в книге «Небо цвета стали».
  • Героическое самопожертвование — Семнадцатый Пехотный полк в Битве в долине Варес. Все 800 солдат погибли защищая толпу беженцев, переходивших через перевал, сражаясь против се-кохландицев. Новый полк с тем же именем был сформирован из одних вессерийцев, составлявших большинство беженцев.
  • Гордая и воинственная раса — ахеры, иссары и се-кохландийцы. Опять таки, вессирские горцы и Фургонщики.
  • Госбезопасность — «Крысы», тайная полиция Меехканской Империи. «Гончие» — военная разведка.
  • Да она красавица! — Дагена, нарядившаяся и накрасившаяся по-королевски, чтобы изображать иностранную дворянку в шпионской операции.
  • Крутой фехтовальщик — Йатех. Как и многие иссары.
  • Магия — это плохо — шаманская магия ахеров. Для обряда инициации они бросают вызов демонам. Для этого молодой шаман протыкает себе кожу в нескольких местах, протягивает сквозь рану ремни, к каждому из которых привязан камень, в котором заключён злой дух. После чего, он начинает танец, в процессе которого ремни с камнями рвут его тело. Продолжается это до тех, пока последний камень не отпадёт. Если шаман выдерживает — демоны становятся его слугами. Если перестаёт танцевать — они пожирают его тело и душу. У меекханских магов такое под строжайшим запретом, ибо после религиозных войн было четко регламентировано, какая магия является безопасной и какой можно пользоваться.
  • Маленькая мисс Всемогущество — в одном маленьком городке начались большие магические неприятности только потому, что одна маленькая девочка хотела «козоцьку или баланцика». А ближайший магический источник работал с аспектом прошлого. Ну, девочка и натащила себе козочек и баранчиков из прошлого. В промышленных масштабах. Хорошо, что, когда она захотела дракона, стражники быстро придумали, как сделать дракона из подручного материала. И долго материли Велергорфа, который подкинул ребенку идею.
  • Микротрещины в канве — в одной книге Альтсин использует силу Реагвира, чтобы полностью исцелить черепно-мозговую травму избитому ребенку, но уже в следующей, выхаживая замерзших солдат, он причитает, что ничерта не смыслит в лечении и вообще силой Реагвира только лица ломать и умеет.
  • Мэри Цзызигзаг с последующей аверсией. Перед батальными сценами регулярно описывается, как герои накопили запас революционных идей, на сто лет опередивших своё время, но после этого так же регулярно следует демонстрация того, что, во-первых, некоторые такие идеи не стали мейнстримом именно из-за их бесполезности, а во-вторых, противник тоже не застрял мыслями в прошлом и у него тоже есть ответы на оригинальные тактические ходы.
  • Навозные века — во все поля.
  • Наш сукин сын — именно так горная стража и лично Кеннет относятся к ахерскому шаману Борехеду.
  • Не орки — ахеры. К слову, их самоназвание — аг’хеери. Коренные жители гор (ещё задолго до вессирцев), оттеснённые меехканцами дальше на север. Описаны, как низкорослые (пятифутовый Борехед считался весьма высоким) и кряжистые гуманоиды с тёмной кожей и волосами, а также торчащими клыками.
  • Непреднамеренное совпадение — Горная Стража. Военный орден, состоящий из сомнительных личностей, защищающий империю от угрозы с севера. На ум, разумеется, приходит Ночной Дозор из ПЛиО. Однако Горная Стража это не изолированное братство, а часть регулярной меекханской армии, причём в горах ей нет равных. Нет такой жёсткой привязки к территории, стражников могут посылать в дальние походы. В ходе возвращения Фургонщиков на родину Красные Шестерки Кеннета сопровождали караваны не только в горах, но и в степи.
  • Нет протагониста — в каждом регионе свои главные герои.
  • Не щадить детей — в начале книги, Горная Стража берет в плен двух представителей племени Шадори: отца и четырнадцатилетнего мальчика, которых после допроса без лишних слов убивают. Зная, кем являются люди из этого племени, никого не мучают угрызения совести.
  • Орда — се-кохландийцы, СФК монголов. Доставили в своё время немало проблем Меекханской империи, и её армии пришлось срочно вырабатывать новую тактику ведения войны против кочевников.
  • Отец солдатам — лейтенант Кеннет, командир Красных Шестерок. Генно Ласкольник для своих людей.
  • Порочная раса — народ Шадори. Убийцы и каннибалы, обожающие мучить своих пленников. Судя по всему, раньше были более-менее вменяемым племенем, но деградировали от инцеста и большого количества появляющегося в их племени магов, не умевших контролировать свои силы.
  • Ряженые под Рим — Меекханская империя. Славятся своей превосходной тяжёлой пехотой, но после войн со степняками обзавелись отличной кавалерией. Великолепные дороги, сильная власть императора и мощная разведка, внешняя и внутренняя. Чем не позднеримские реалии?
  • Собака — друг человека — псы Горной Стражи. Сами стражники носят серые форменные плащи с эмблемой-головой вессирской овчарки. А Кайлеан всегда держит при себе душу своего любимого пса.
  • СФК
    • Меекханская империя — поздняя Римская империя.
    • Се-кохландийцы — монголы.
    • Южные земли — СФК Ближнего востока.
    • Иссары — что-то вроде курдов[1]. А традиция убивать любого чужака, кто увидит их лицо явно взята у туарегов.
    • Западные земли — СФК западной Европы в период высокого средневековья.
  • Убить того, кого любишьЙатех сделал это с Исанель. Потому что она видела его лицо. А если иссар берет в жены женщину не из своего племени, её надлежит ослепить.
  • Уволен из гестапо за жестокостьзигзаг с Кулаком Битвы Реагвира. Реагвир и сам считается недалёким отморозком, которому лишь бы подраться, на фоне остальных богов, но его Кулак Битвы (авендери, созданный из той части души, которая «заведовала» воинскими навыками) пошел дальше и собрал практически полный спектр отрицательных военных тропов, и в конечном итоге его прикончили другие авендери того же бога. Но он вовсе не полное чудовище — у него просто были серьезные причины так себя вести, подкрепленные мощным ПТСРом.
  • Упрощённое снабжениеаверсия. Автор постоянно описывает, с какими трудностями сталкиваются военные отряды в походах.
  • Хлипкий маг — маги Меекхана. А вот шаманы ахеров — аверсия, выше сказано, почему.

Примечания[править]