Победить миром

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Sheathe Your Sword. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Пусть варварские методы остаются противнику. Вы сумели показать, что для победы не всегда приходится применять оружие. »
— Описание достижения «Посол мира» в «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти».
«

Я забрался в футон… Да, эти правила боя имеют убийственную лазейку. Для меня вообще нет условий поражения. Другими словами, я могу завалиться спать прямо здесь, рядом с Ватару, игнорируя его и даже пойти домой. До тех пор, пока я не признаю свое поражение, победить меня нельзя. «Все в порядке. Не стесняйся и дай мне знать когда тебе понадобится в туалет. Но ты проиграешь если выйдешь из круга. Понимаешь? Я готов продолжать этот дружеский поединок пока ты не проголодаешься.»

»
— «Lazy Dungeon Master»

В некоторых битвах единственный способ победить — это не сражаться. Нет, это не те ситуации, когда худой мир лучше доброй войны, а те, когда драка уже началась или вот-вот начнётся… но внезапно одна из сторон убирает оружие и позволяет противнику делать всё, что он хочет. На худой конец — уходит в глухую оборону. И побеждает!

Почему так происходит?

  • Вся битва была одной большой проверкой на вшивость, и проявившего чрезмерную кровожадность героя нахлобучили бы высшие силы.
  • Противник нападает только потому, что видит в вас угрозу. Если продемонстрировать ему мирные намерения, можно будет решить дело полюбовно.
  • Противник не может или не хочет атаковать безоружного или того, кто не нападёт на него первым. Моральный кодекс у него такой, гейс или программа.
  • У противника низкая выносливость, поэтому, чем атаковать его, проще уйти в защиту и подождать, пока он выдохнется и свалится без сознания.
  • Противника НЕЛЬЗЯ убивать никоим образом, что может приводить нас к варианту выше.
  • Вред, который вам может нанести противник здесь и сейчас, несопоставим с проблемами, которые он себе этим создаст в будущем.
  • Герой должен пожертвовать собой для всеобщей победы. Примечание: убедитесь, что ваше самопожертвование не окажется тупым.

Близкий троп — Победить, не делая абсолютно ничего.

Примеры[править]

Фольклор[править]

« Если Америка когда-нибудь начнет войну с Китаем, то китайцы не станут сопротивляться. Они начнут сдаваться в плен каждый день по миллиону человек… Через три-четыре месяца такой войны Америка капитулирует! »
— Анекдот

Литература[править]

  • «Властелин Колец»: в конечном счёте силы Добра победили потому, что Бильбо когда-то не стал убивать Голлума, хотя мог.
  • «Гарри Поттер»: единственный способ поладить с гиппогрифом и даже, при удаче, покататься на нём верхом — это проявить к нему демонстративное, но искреннее почтение, а затем приласкать его (коли он позволяет). Если же гиппогрифу хамить — он вас покалечит, поскольку понимает человеческую речь; а если его атаковать — он сделает всё, чтобы вас убить. (Когда палач пытается казнить гиппогрифа — это не засчитывается как «атака», потому что у палача есть невербальные «чары служителя закона», пассивизирующие приговорённого. Но добрые герои спасли чудесного зверя от казни.)
    • Гарри позволил Вольдеморту поразить себя Убивающим проклятием и даже не попытался хоть как-то защищаться, фактически жертвуя собой. В итоге сам Гарри выжил, а Вольдеморт, сам того не зная, уничтожил ещё один крестраж… и в конечном счёте (когда остался совсем без филактерий) и вовсе умер. Ведь при следующей (она же и последняя) встрече троп был отыгран ещё раз, но по-другому: Гарри закрывался защитными/обезоруживающими чарами, которые, по всей видимости, дополнительно усилил со стороны кто-то благой — а Вольдеморт, как дурак, лупил по этакому противнику всё тем же Убивающим проклятьем и ещё чем-то повышенной летальности… и закономерно «убил себя об Гарри».
      • Чары Поттеру никто не усиливал. Просто палочка, которой пользовался Волдеморт, считала своим хозяином Гарри.
  • «Волшебник Земноморья»: Геду не удаётся победить Тень силой, но, назвав её своим именем, он осознаёт её как отделившуюся тёмную сторону своей души и сливается с ней обратно (видимо, при этом обезвредив, как минимум до той или иной степени).
  • «Космоолухи»: когда Ланса с ребёнком на руках загоняет в угол вооружённый киборг того же класса, он понимает, что попытки драться безнадёжны, а потому стоит и ждёт, «чтобы это быстрее закончилось». Киборгиня тоже оказывается разумной, она разряжает бластер в белый свет и просит у Ланса прошивку без программы подчинения хозяину.
  • «Сумеречный дозор»: Антон Городецкий всю свою и всю вкачанную в него чужую силу использует для того, чтобы прикрыться мощнейшим щитом сообразив, что собравшийся в космос Костя Саушкин лишится всех своих сил, оказавшись вне Земли и достаточно лишь не дать ему прочитать эту догадку в собственных мыслях
  • «Пешечный гамбит» Тимоти Зана — похищенного землянина и инопланетянина, похожего на крокодила, другие пришельцы заставили играть против друг друга, так что победитель возвращался домой, а побеждённый уничтожался. Землянин специально придумал такую игру, в которой победить можно было только совместно, совместными усилиями поставив мат дракону. К тому же человек сумел передать инопланетянину под видом условий игры необходимую тактическую информацию о месторасположении цивилизаций.
  • «Десять меченосцев» Йошикавы. Герой избегает поединка с преследующей его и желающей отомстить Осуги. За это его ославляют трусом, но на самом деле он просто не может драться со старухой.
  • Терри Пратчетт, «Патриот» — Анк-Морпорк и Клатчская империя начали войну за внезапно всплывший посреди моря спорный остров Лешп. Но в самый последний момент перед решающим сражением правитель Анк-Морпорка лорд Витинари неожиданно появляется на поле боя, подписывает капитуляцию и отказывается от прав на Лешп. Все в шоке, и лишь Витинари спокоен: он знает, что остров скоро снова утонет.
  • Д.Трускиновская, «Сказка о каменном талисмане». Герои вместо битвы читают друг другу стихи. Потому что хотят обломать развлечение похитившим их джинниям.
  • Андрей Белянин «Меч без имени»: редкий пример того, когда тропом пользуется злодей. Ризенкампф прекрасно знает, что Меч-без-имени — оружие чести и никогда не навредит тому, кто напрямую не представляет никому опасность. Поэтому при прямых столкновениях с протагонистом он просто спокойно стоит/сидит и ничего не делает, в результате чего волшебное оружие только отскакивает от него, не нанося совершенно никакого ущерба.
    • У Меча явные проблемы с толерантностью, так как еще не перетащив Андрея в свой мир, он уложил как минимум, троих реконструкторов в погоне за Андреем по коридорам прибалтийского замка. Разве что он столкнулся с Грибными эльфами.
      • У Меча чёткая установка - реагировать на любую атаку. Наставить Андрею синяков, переломать рёбра или забить насмерть - это лишь степени "непосредственной угрозы" владельцу Меча. Как, кстати, и намерение милицейского патруля проверить у него ночью документы.
  • «Час Быка» — земляне на Тормансе никого не атакуют. Если тормансиане по ним открывают огонь, они просто включают защитные силовые поля, отражающие пули в том же направлении и с той же скоростью, откуда они прилетели.
    • И обрушенная землянами башня, помимо их самих, убила кое-кого из местных.
  • Злая деконструкция в устах Лары Рейт (фактической правительницы одного из вампирских кланов), обращенная к Гарри Дрездену:
« — И я люблю мир, чародей. Я люблю болтать. Смеяться. Отдыхать, — голос ее сделался хрипловатым. — Я убью ваш народ этим миром, Дрезден. Я задушу его этим миром. И они будут благодарить меня за то, что я это делаю. »
— «Белая ночь»
Гарри, впрочем, обещал подобного исхода не допустить.
  • Роберт Силверберг «Костяной дом» — попаданца в ледниковый период местные кроманьонцы отправляют в качестве инициации выследить и убить последнего (может быть, в окрестностях, а может быть и вообще) неандертальца. Протагонист не решается причинить вред этому жалкому существу и приводит его в деревню. Выясняется, что вроде как никто и не предлагал его убивать, а проверка была на человечность.

Кино[править]

  • «Звёздные войны»: Люк отказывается добивать поверженного Дарта Вейдера и даже выбрасывает свой световой меч, которым мог хотя бы защититься от Молний Силы, которые Император на него за этот отказ обрушивает. Зато Вейдер, потрясённый таким поворотом и не выдержавший мучений Люка, переходит на сторону добра и лично отправляет Императора «фтопку».
    • Очевидно, на тот момент не было придумано, что мечом можно защититься от Молний Силы. Да и Люк банально мог об этом не знать. И выбрасывание меча было больше подобно импульсу.
  • «Матрица»: Поняв, что личность оригинала продолжает существовать под захватившим её вирусом и даже может действовать из-под него, Нео позволяет Смиту заразить себя, чтобы уничтожить программу-вирус изнутри.
  • «Обитель зла: апокалипсис»: Немезис уничтожает целый отряд STARS, а прибившегося к ним LJ определяет как «вооружённого гражданского, угроза минимальна». LJ затем бросает пистолеты и поднимает руки вверх, Немезис переоценивает его как «нонкомбатант, угроза отсутствует» и уходит.
  • «Зимний солдат»: Стив Роджерс, выполнив боевое задание, отбрасывает щит и позволяет Зимнему солдату себя избивать, пока тот не вспоминает, кто он.
  • «Военные игры»/«Недетские игры» (War Games). Герою удаётся переубедить готовый начать ядерную войну военный суперкомпьютер заставив его играть в крестики-нолики с самим собой, доказав, что лучшая стратегия для победы в данном случае — не воевать вообще.
  • «Жемчуг Дракона» — пополам с технический пацифист. Будучи мастером боевых искусств невероятной крутизны, Сон Гоку не может использовать свою силу против обычных школьных хулиганов — в его случае это всё равно, что достать гранатомёт. Но про уклонения в его кодексе чести ничего не сказано. А то, что промазавшие по нему хулиганы калечат себя и друг друга — кто ж им виноват, в конце концов?
  • «Хищник» — случай с кодексом чести. Невооружённого противника яутжа считают недостойной добычей. Хочешь выжить — бросай оружие.
    • Скорее только если ты перед этим не стрелял в него.

Телесериалы[править]

  • «Вавилон-5»: Войну с Тенями (а потом и с Ворлоном) в принципе невозможно было выиграть силой, настолько был велик технологический разрыв. К счастью, целью и тех, и других было не истребить Младшие Расы, как изначально считалось, а лишь склонить их на свою сторону и навязать свой экстремальный способ форсированного развития (бесконечные конфликты vs. слепое подчинение). Поэтому, когда Шериданн и Деленн доходчиво объяснили зарвавшимся недобогам, почему они отстой, а остальные Младшие продемонстрировали готовность скорее сдохнуть, чем продолжать участвовать в этом идиотском балагане, незадачливым прогрессорам не осталось ничего, кроме как убраться восвояси, поскольку их конфликт утратил смысл.
    • У Ворлона и Теней война была между друг другом, а не с младшими расами. По сути это была война идеологий с принципом "кто не с нами, тот против нас". Увидев, что и те, и другие подчиняются теореме Эскобара, Младшие расы послали обе стороны.
  • «Звёздный путь: Энтерпрайз»: весь третий сезон на глазах «темнеющий» Арчер готовится любыми — в том числе, аморальными — способами спасти Землю от супероружия зинди. В последней трети сезона путешественник во времени не дает ему наделать глупостей, показав, как обе расы в будущем будут сражаться против общего врага. Арчер в корне меняет тактику и пытается договориться с зинди по-хорошему. В итоге он подружился с создателем того самого оружия, заставил зинди себя выслушать и склонил на свою сторону большую часть их расы (три вида из пяти).
  • «Звёздный путь: Дискавери»: Федерация проигрывает войну клингонам, которые уже висят на пороге Земли. Единственный явный способ — нанести ужасный удар по родной планете клингонов, чтобы заставить их отступить. При этом, подобное решение явно противоречит идеалам Звёздного флота и Федерации вообще, ведь при этом пострадают миллионы гражданских (не все клингоны — воины). В конце концов, ГГ находит иной путь — подложить бомбу, однако отдать детонатор клингонке, чтобы она шантажом заставила Великие Дома сложить оружие и сплотиться под её знаменем. Хотя следует заметить, что через 10 лет клингоны опять попытаются пойти войной, однако к тому времени, Звёздный флот отстроится.
  • «Королевство двух сердец»: именно так герои предотвратили вторую Корейскую войну

Мультфильмы[править]

  • «Карлсон вернулся» — злая фрёкен Бок, начав служить у Свантесонов, принесла с собой в клетке злую, грозную, огромную кошку Матильду. Матильда увидела милого маленького щеночка Бимбо (принадлежащего Малышу) — и тут же на него «наехала». Но Бимбо, ничуть не испугавшись, облизал ей всю морду, и Матильда так офигела, что даже передумала его атаковать. А потом и вовсе трогательно с ним подружилась.
  • «Моана»: именно так Моана справляется с Те-Ка. Потому что это вообще не враг, а цель их путешествия, Те-Фити, которая немедленно перестаёт быть враждебной после возвращения своего сердца.
  • «Астерикс: Земля Богов»: Римляне едва так не одолели галлов, хотя те сами наделали глупостей.
  • «Как приручить дракона» — ну, примерно так и приручить. А вот с людьми не работает.
  • «Крошка Енот» — маленький енот, боявшийся жуткого Того-кто-сидит-в-пруду (на деле — просто свого отражения), в итоге преодолевает свой страх, просто улыбнувшись «чудищу».

Мультсериалы[править]

  • Gravity Falls: Диппер позволяет Рамблу Мак-Скёрмишу избить себя в мясо, потому что, выиграв «поединок», Рамбл вернётся в свой аркадный автомат. Повезло что перед ним не персонаж Mortal Kombat.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — Король Буми решает сдаться народу Огня, как велел ему нейтральный дзинг («ничего не делать», в отличие от позитивного дзинга «атака» и негативного «защита»). Его солдаты были естественно в шоке, однако именно это позволило Буми в нужный момент, когда произошло солнечное затмение, безболезненно выгнать захватчиков из своего города.
  • «Лига Справедливости»: битва с андроидом Амейзо у Лиги проходила практически в одни ворота — противник копировал способности всех, кто попадал ему в поле зрения, и приумножал силу пугающими темпами. Последним из героев перед ним предстал Марсианский охотник… и не стал ничего делать. Предоставил Амейзо возможность самому принимать решение. Андроид взял у марсианина телепатию и осознал, что с Лигой делить нечего, а Лекс Лютор, который и подложил свинью героям — никакой ему не друг. Конфликт разрешился… до поры до времени.
  • LEGO Ninjago: Masters of Spinjitzu — чтобы победить Императора Гармадона, Ллойд использовал искусство безмолвного кулака «Я не стану драться, но я смогу победить!» против него, ибо только бой питал его силу.

Комиксы[править]

  • Girl Genius:
    • Гил для тренировок построил себе фехтовального клаца со способностью к самообучению, выключить которого можно было, только ткнув шпагой в кнопку на корпусе. Когда закономерно всё пошло слишком так, клаца выключила Агата — просто подошла и ткнула в кнопку пальцем: на безоружную девушку робот нападать не стал.
    • А еще Агата знает, как правильно вести себя с монстрами. Шутки шутками, а у слизня очень неслабый разрыв шаблона случился.

Аниме и манга[править]

  • «Навсикая из долины ветров» — именно так и удается в итоге остановить вторжение омов в Долину: когда даже Титан оказался бессилен, помочь смогла любовь. Навсикая сумела спасти малыша-ома и появиться с ним сразу перед потоком обезумевших существ — только осознав возвращение сородича, омы утихомирились и сами покинули долину.
  • Kill la Kill — аверсия. Выйдя на дуэль с Гамагори, Рюко решила прибегнуть к такой тактике, так как уже знала, что бить его Регалию Оков — себе дороже. Но нет, Гамагори был готов к такому сценарию и начал лупить самого себя.
  • Vinland Saga — Торфинн добился встречи с королём Кнудом, выдержав сто ударов от одного из его людей. Он мог бы добиться своего поединком, но «что толку от миротворца, за которого говорят его кулаки?». Будучи опытным воином, он ловко минимизировал ущерб от удара, так, что со стороны это было практически незаметно. Встретившись с Кнудом, Торфинн сумел убедить его отказаться от притязаний на земли Кётила.
  • Семья шпиона — все к этому идет в холодной войне между Остазией и Весталией
  • Lazy Dungeon Master — описанный в эпиграфе к статье бой между героем Ватару и Кимой. Кима, выторговав себе право первого удара, попросту улёгся посреди площадки и заявил, что лично он нападать не станет — а герой не имеет права вступить в бой, пока не будет атакован. Хохочущий Ватару был вынужден признать поражение.
  • Kuma Kuma Kuma Bear — Юна встречает сирот из местного приюта, которые вынуждены просить милостыню. Воспитательница говорит, что им полагается содержание от местного лорда Фошроуза, но несколько месяцев назад деньги перестали приходить. И Юна...не бьет морду Фошроузу или ответственному за попечение подчиненному, не ославяет его публично, а организует самое настоящее социальное предприятие, инвестируя добытые ею редкие яйца, помогая построить инкубаторы и обучая детей правильному обращению. В итоге приют становится преуспевающим, от клиентов нет отбоя — и только тогда Юна прорывается к Фошроузу и уже с позиции сильного говорит о его предательстве интересов сирот. Виноват, разумеется, казначей, но впечатленный Фошроуз не только восстанавливает пожертвования, но и организует поездку Юны в столицу ко двору короля.

Видеоигры[править]

  • «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти» — условия получения достижения из эпиграфа к статье.
  • «Принц Персии»: чтобы пройти мимо своего зеркального двойника, нужно убрать меч и слиться с ним.
  • Undertale: хотя в игре можно убить (а можно и не убивать. Вот вам понравилось бы, если бы вас вдруг, убили? То-то же.) многих персонажей, есть те, которых можно только пощадить. Это последний босс Пацифиста Азриель и Амальгаметы.
  • «Космические рейнджеры»: один из способов победить — помочь учёным собрать Ментальный коммуникатор, поговорить с Махпеллой и… отпустить её. А если повезёт, то перед этим ещё и Рачехана прихлопнуть.
    • Во второй части так можно сделать со ВСЕМИ боссами. Блазера можно переманить на свою сторону или заставить самоуничтожиться, Келлера — отправить «изучать» клисан в другой рукав галактики, а Террону можно предложить преобразовать звезду и он в будущем расплавится.
      • Субверсия с Келлером: для диалога с ним его всё равно нужно победить в бою (он не погибнет, но начнёт регенерировать).
  • «Dragons of Might & Magic» (любительский мод Джорджа Локхарда к HoMM4): сдержав свой гнев и не трогая главного злодея Аджхана Дрэйкона, Коршун с Тикавой и Хаятэ получают возможность изменить прошлое Аксеота таким образом, чтобы драконы в этом мире никогда не испытывали угнетения и не истреблялись людьми. Это лишь один из вариантов концовки, но, пожалуй, самый масштабный по результатам.
  • Mortal Kombat (2011, девятый выпуск франшизы): В конце режима истории Рейден из альтернативного таймлайна наконец верно понимает фразу «He must win». И сдаётся Шао Кану, чтобы того смогли уничтожить Старшие Боги.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — Рейвен, принцесса эльфов, за право разговора с Серебряной Леди попросит вас убрать понаехавших лесорубов из местной эльфийской святыни. Можно, конечно, использовать дар убеждения, но если вы хотите сделать по-простому — просто спровоцируйте непрошенных гостей на атаку и стойте столбом (желательно заранее убрав подальше спутников) — на святыне лежат специальные чары, которые мгновенно убивают любого, кто пролил в ней хоть каплю чужой крови.
  • Prototype 2 — (анти)злодейский вариант. Полковник Рукс нашел безотказный способ избавиться от протагониста: просто помочь ему найти похищенную дочь, чтобы тот вместе с ней убрался с глаз долой и прекратил буянить.
  • China: Mao’s Legacy ― если планомерно избавляться от радикального наследия маоизма и все более налаживать контакты с западными странами, можно договориться о мирной передаче Гонконга и Макао обратно Китаю. А если стать совсем вестернизированной страной, можно уговорить и Тайвань.

Визуальные романы[править]

  • Monster Girl Quest — единственная работающая тактика против Сильфы. Так как все ваши атаки она блокирует стеной ветра, которой затем контратакует, только и остаётся что уйти в глухую оборону и ждать, пока девушке всё не надоест и она не уберёт стену. Дальше достаточно одного единственного удара для победы. Как объясняет Сильфа, она просто не умеет сражаться. Но зато надеется, что герой, которому она пообещала позаимствовать свою силу, сможет её использовать.

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий, «Сентиментальный боксёр»: «Мне руку поднял рефери, которой я не бил».
  • «Последнее испытание». Карамон отказывается биться на арене на потеху зрителям. Но потом на арену выводят Крисанию.
    • Это скорее «проигрыш миром», чем «победа миром». Карамон от своего пацифизма ничего не выиграл.
  • «Маклауд умрёт» — вышеупомянутый Маклауд (тот самый?) в сражении с Макриманом щадит раненого соперника, поскольку от убийства беспомощного ему чести не будет. Судя по реакции Макримана («Я смерти в бою никогда не боялся, но враг мой меня благородством сразил»), эффект от такой победы был куда выше, чем был бы в случае гибели Макримана.

Реальная жизнь[править]

  • При виде варианта «уйти в защиту и ждать, пока противник выдохнется сам», автору этой правки вспомнились древнегреческие кулачные бойцы, такие как Апис и Меланком. При помощи проворства, выносливости и длинных рук они ухитрялись часами держаться против соперника, изнуряя его, но почти не нанося ударов. Славу им принесло именно то, что они за свою карьеру не только проиграли ни боя, но и никого не изувечили (дрались-то тогда без мягких перчаток, а даже наоборот, поэтому тогдашние боксёры обычно уходили с ринга с основательно изломанным лицом).
«

«Апис, кулачный боец, никого не поранил, за это Был от соперников он статуей этой почтён»

»
— Луциллий

.

  • Совершенно эталонный пример — Холодная война.
    • При том условии, что не берутся в расчёт многочисленные опосредованные войны между США и СССР.
      • А также предательство правящих кругов СССР своего народа.
  • Совершенно блестящий пример — решение Лоренцо Медичи, как остановить уже двухлетнюю войну с превосходящими силами Папы и Неаполя. Вместо того, чтобы спешно набирать наемников или отправиться в другие страны за помощью, он…лично едет в Неаполь, чей король Фердинанд «славился» параноидальной жестокостью (в отдельной зале дворца он хранил мумии своих политических противников). И, как ни парадоксально, выиграл — Фердинанд в итоге переговоров отозвал войска и заключил мир, сохранив за Флоренцией все ее владения.
  • Тактика русской армии в Отечественной войне 1812 года. Вплоть до декабря было всего 2 больших сражения — Смоленское (позволило обеим русским армиям соединиться и продолжить отступление) и Бородинское (русские удержали позиции, но в итоге отступили и сдали Москву). Расчет был простой — Наполеон всегда побеждал быстро за счет победы в 1-2 генеральных сражениях и к затяжной кампании не готовился, тем более в России. Все оказалось именно так — Наполеон так и не дождался предложения о мире, гнаться далее по стране за Кутузовым не захотел и решил отходить назад. На Новую Калужскую дорогу его не пропустили, так что отступление по разоренной Старой дороге уничтожило большую часть армии.
    • «Наполеон был вынужден признать масштабы потерь, списывая их на преждевременно наступившие необычайно сильные морозы. На самом деле необычайно сильные морозы ударили лишь во время переправы через Березину» (26-29 ноября), в ходе которой Наполеону удалось не только уйти самому, но и переправить и сохранить боеспособные — несмотря на огромные потери — силы. А отступление из Москвы началось 19 октября.
    • А вот в Великой Отечественной войне так воевать уже было нельзя из-за гораздо более развитых коммуникаций и ключевого положения Москвы.
  • В ходе Второй Пунической войны примерно так же действовал против Ганнибала римский полководец Квинт Фабий Максим, получивший за это прозвище «Кунктатор» (Медлитель).
    • Близкий аналог русской тактики в войне 1812 года. Избегая генерального сражения, Фабий вел партизанскую войну, грабя карфагенские корованы и громя мелкие отряды.
    • Этим же прославился австрийский фельдмаршал времён Семилетней войны Леопольд Даун, который так старательно избегал боя с Фридрихом Великим и так искусно маневрировал, что даже получил от императрицы медаль с надписью «Продолжай побеждать медлительностью».
  • Один из афоризмов китайского полководца и государственного деятеля Сунь-Цзы гласит: «Одержать сто побед в ста битвах — это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения — вот вершина».